Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития интеллектуальных услуг в России'

Тенденции и перспективы развития интеллектуальных услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / НАУКОЕМКОСТЬ / ЗНАНИЕЕМКОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / РОБОТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / INTELLECTUAL SERVICES / KNOWLEDGE ECONOMY / COMPETITIVENESS / MANAGEMENT TRANSFORMATION / SCIENCE INTENSITY / KNOWLEDGE INTENSITY / TECHNOLOGIES / ROBOTIC TECHNOLOGIES / INFORMATION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Статья посвящена исследованию проблем и перспектив развития сектора интеллектуальных услуг как инновационного направления цифровизации экономики страны. В современных условиях развития общества и государства роль научно-технического прогресса становится определяющей, поэтому степень внедрения инноваций, цифровых программных решений и продуктов влияет на конкурентоспособность отраслей, предприятий и производимых товаров на региональных и мировых рынках. Ключевые сферы развития страны (медицина, сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс, космическая промышленность) являются драйверами развития инноваций и интеллектуальных технологий, которые заимствуются другими сферами социально-экономической деятельности, оказывают положительное влияние на качество, безопасность и ценность товаров и услуг для населения и бизнеса. Цель статьи определение особенностей интеллектуальных услуг и тенденций их развития в экономическом пространстве страны. Методы исследования: анализ финансово-экономической информации, системный и ситуационный подходы, моделирование социально-экономических процессов. Рассмотрены научно-теоретические основы интеллектуальных услуг как нового сектора экономики, определяющей новую эпоху социально-экономического развития государства. Дан краткий анализ терминам, их происхождению и введению в экономический оборот и практику бизнеса. Охарактеризованы особенности и состав интеллектуальных услуг. Выявлена важная роль рассматриваемого вида деятельности в развитии экономики, производстве инновационных товаров и услуг, что подчеркивает его интегральный, системный характер. Анализ финансово-экономических показателей развития интеллектуальных услуг в России и за рубежом позволяет говорить о дальнейшем росте данного сегмента, усилении его влияния на промышленность и потребительские рынки регионов страны. Сформулированы рекомендации по оптимизации использования потенциала интеллектуальных услуг в социально-экономическом развитии России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROSPECTS OF INTELLECTUAL SERVICES DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article is devoted to the study of problems and prospects of the intellectual services sector development as an innovative direction of digitalization of the country’s economy. In modern conditions of society and the state development the role of scientific and technological progress has become the defining one. Therefore the degree of innovations’ introduction, digital program decisions and products influences the competitiveness of branches, enterprises and manufacture of goods in the regional and world markets. Key areas of the country’s development, such as medicine, agriculture, military-industrial complex, space industry, are drivers of innovation and intellectual technologies, which are borrowed by other spheres of socio-economic activity, have a positive impact on the quality, safety and value of goods and services for the population and business. The purpose of the article is to determine the features of intellectual services and trends in their development in the economic space of the country. Research methods are: analysis of financial and economic information, system and situational approaches, modeling of socio-economic processes. The article deals with the scientific and theoretical foundations of intellectual services as a new sector of the economy, defining a new era of socio-economic development of the state. A brief analysis of the terms, their origin and introduction into economic circulation and business practice is given. The features and composition of intellectual services are characterized. The important role of this type of activity in the development of the economy, production of innovative goods and services is revealed, which emphasizes its integral, systemic nature. The analysis of financial and economic indicators of intellectual services development in Russia and abroad allows to draw a conclusion about further growth of this segment, strengthening of its influence on the industry and consumer markets of regions of the country. The recommendations on optimization of use of potential of intellectual services in social and economic development of Russia are formulated

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития интеллектуальных услуг в России»

УДК 338; 348; 631

DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-9-123-130

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ TRENDS AND PROSPECTS OF INTELLECTUAL SERVICES DEVELOPMENT IN RUSSIA

M. С. Оборин,

Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Пермь

recreachin@rambler.ru

M. Oborin,

Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov, Perm

Статья посвящена исследованию проблем и перспектив развития сектора интеллектуальных услуг как инновационного направления цифровизации экономики страны. В современных условиях развития общества и государства роль научно-технического прогресса становится определяющей, поэтому степень внедрения инноваций, цифровых программных решений и продуктов влияет на конкурентоспособность отраслей, предприятий и производимых товаров на региональных и мировых рынках. Ключевые сферы развития страны (медицина, сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс, космическая промышленность) являются драйверами развития инноваций и интеллектуальных технологий, которые заимствуются другими сферами социально-экономической деятельности, оказывают положительное влияние на качество, безопасность и ценность товаров и услуг для населения и бизнеса.

Цель статьи - определение особенностей интеллектуальных услуг и тенденций их развития в экономическом пространстве страны.

Методы исследования: анализ финансово-экономической информации, системный и ситуационный подходы, моделирование социально-экономических процессов.

Рассмотрены научно-теоретические основы интеллектуальных услуг как нового сектора экономики, определяющей новую эпоху социально-экономического развития государства. Дан краткий анализ терминам, их происхождению и введению в экономический оборот и практику бизнеса. Охарактеризованы особенности и состав интеллектуальных услуг. Выявлена важная роль рассматриваемого вида деятельности в развитии экономики, производстве инновационных товаров и услуг, что подчеркивает его интегральный, системный характер.

Анализ финансово-экономических показателей развития интеллектуальных услуг в России и за рубежом позволяет говорить о дальнейшем росте данного сегмента, усилении его влияния на промышленность и потребительские рынки регионов страны. Сформулированы рекомендации по оптимизации использования потенциала интеллектуальных услуг в социально-экономическом развитии России

Ключевые слова: интеллектуальные услуги; экономика знаний; конкурентоспособность; трансформация управления; наукоемкость; знаниеемкость; технологии; роботизированные технологии; информация; коммуникация

The article is devoted to the study of problems and prospects of the intellectual services sector development as an innovative direction of digitalization of the country's economy. In modern conditions of society and the state development the role of scientific and technological progress has become the defining one. Therefore the degree of innovations' introduction, digital program decisions and products influences the competitiveness of branches, enterprises and manufacture of goods in the regional and world markets. Key areas of the country's development, such as medicine, agriculture, military-industrial complex, space industry, are drivers of innovation and intellectual technologies, which are borrowed by other spheres of socio-economic activity, have a positive impact on the quality, safety and value of goods and services for the population and business.

The purpose of the article is to determine the features of intellectual services and trends in their development in the economic space of the country.

Research methods are: analysis of financial and economic information, system and situational approaches, modeling of socio-economic processes.

123

© M. С. Оборин, 2019

The article deals with the scientific and theoretical foundations of intellectual services as a new sector of the economy, defining a new era of socio-economic development of the state. A brief analysis of the terms, their origin and introduction into economic circulation and business practice is given. The features and composition of intellectual services are characterized. The important role of this type of activity in the development of the economy, production of innovative goods and services is revealed, which emphasizes its integral, systemic nature.

The analysis of financial and economic indicators of intellectual services development in Russia and abroad allows to draw a conclusion about further growth of this segment, strengthening of its influence on the industry and consumer markets of regions of the country. The recommendations on optimization of use of potential of intellectual services in social and economic development of Russia are formulated

Key words: intellectual services; knowledge economy; competitiveness; management transformation; science intensity; knowledge intensity; technologies; robotic technologies; information; communication

Б ведение. Большинство стран мира, в том числе Россия, испытывают влияние значительных изменений, связанных с трансформацией производственно-управленческих процессов в экономических системах локального и регионального уровней. Тенденция связана с определяющей ролью цифровых технологий и интеллектуальных услуг, имеющих интегральный характер для социально-экономических областей деятельности.

Конкурентоспособность товаров и услуг отраслей и государства в целом зависит от системности инноваций, степени внедрения в промышленность и сферу услуг, гибкости и оперативности систем управления и высшего руководства компаний, которые обладают стратегическим мышлением и способностью предвидения. Новая экономика, которая в результате эволюции пришла на смену индустриальной, названа цифровой, интеллектуальной, экономикой знаний, ее основным продуктом являются инновационные передовые технологии [7]. Четвертичный сектор экономики может стать драйвером развития, поэтому стратегически важно уже сегодня развивать виды деятельности, способствующие лидерству страны в определяющих направлениях: сохранение человеческого потенциала, окружающей среды, космические технологии и освоение Арктики, инновации в получении топлива и различных видов энергии, роботизированные технологии и их активное применение. Вклад развитых стран в развитие интеллектуальных услуг достигает 15...22 % ВВП, в России данный показатель в 2010-2018 гг. в среднем составил 2.5 % ВВП [1]. Несмотря на интенсивный рост исследований интеллектуальных услуг, их теоретическая база очень фрагментарна.

Историческим этапам формирования и эволюции рынка интеллектуальных услуг уделяли значительное внимание известные отечественные и зарубежные ученые: А. Смит, А. Фишер, К. Кларк, Л. М. Гохберг, М. Е. Дорошенко и др. Неоценимый вклад в научную разработанность темы внесли труды авторов, изучавших перспективы развития рынка интеллектуальных услуг: Е. В. Петровская, В. П. Петровский, А. А. Кровяков, А. И. Добрынин, Л. С. Тарасевич, А. С. Шар-манов и др. Развитие научно-теоретических основ и закономерностей функционирования рынка интеллектуальных услуг имеет важное теоретическое и практическое значение для России и регионов, в частности.

Методология и методы исследования. Основной метод исследования - анализ финансово-экономической информации. Применялись системный и ситуационный подходы, моделирование социально-экономических процессов.

Результаты работы и область их применения. Производство интеллектуальных услуг является экономикой нового поколения, ставшей результатом научно-технического прогресса. Анализ зарубежного опыта выявил некоторые различия в терминологии. Наиболее употребляемым является понятие наукоемких услуг, под которым подразумевается использование интеллектуального потенциала и научных разработок [9].

Если обратиться к более ранним описаниям интеллектуальных услуг, можно отметить несколько трактовок зарубежных авторов:

- применение услуг в предпринимательских целях, финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов, предназначение которых заключается в развитии или открытии новых знаний (Ян Майлс);

- услуги интегрального характера, необходимые для решения прикладных социально-экономических задач, основанные на аккумулировании интеллектуального и научного опыта (А. Кох и X. Стротманн);

- услуги, оказывающие системное влияние на диагностику состояния экономического агента, развитие инноваций и НИОКР, маркетинговым и поддерживающим процессам [3].

Интеллектуальные услуги являются преимущественно коммерческими, находят применение в различных сферах экономики и жизнедеятельности человека. Эти услуги [5; 6]:

- основаны на профессиональных знаниях;

- связаны с информацией, являясь либо источниками, либо технологией обработки и передачи для получения промежуточных услуг в производственных, управленческих, маркетинговых процессах;

- обеспечивают технологические, экономические конкурентные преимущества, поэтому ориентированы на бизнес-среду.

В научных кругах до сих пор не сложилось единого подхода к классификации структуры рынка интеллектуальных услуг. Отечественный сектор интеллектуальных деловых услуг является динамично растущим. Отсутствие единой статистической базы создает сложности для исследования таких услуг, так как в статистических классификаторах отсутствует разделение в силу сложности определения и интегрального характера деятельности.

Для оценки динамики рассматриваемого вида деятельности охарактеризуем показатели затрат и высокотехнологичной продукции в валовом внутреннем продукте России (рис. 1).

о4

Я H и о а

3 с

г

а> H

Годы

Рис. 1. Динамика темпов производства и затрат высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП РФ за 2011-2018 гг. [1] / Fig. 1. Dynamics of production rates and costs of high-tech and science-intensive industries

in the GDP of the Russian Federation for 2011-2018

Показатель рассчитывается как частное от деления суммы валовой добавленной стоимости высокотехнологичных видов экономической деятельности (в основных текущих ценах) и совокупной валовой добавленной стоимости всех видов экономической деятельности (в основных текущих ценах). Доля рассматриваемой продукции за последние три года (2016-2018) неуклонно растет, что свидетельствует о положительной динамике

в рассматриваемом секторе услуг Также в эти годы растет доля расходов на исследования и разработки, поэтому можно сделать вывод о позитивных перспективах развития сектора интеллектуальных услуг в России.

Для более детального анализа отечественного сектора наукоемких отраслей рассмотрим долю затрат на информационные и коммуникационные технологии по видам в общей совокупности затрат (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Распределение затрат на информационные и коммуникационные технологии по видам за 2015-2018 гг., % [4]/ Distribution of costs for information and communication technologies by type for 2015-2018 years, %

Наименования затрат/ Cost names 2015 r. 2016 r. 2017 r. 2018 r.

Затраты на ИКТ - всего, в том числе: / ICT costs-total, among them: 100 100 100 100

-на приобретение вычислительной техники и оргтехники / for the purchase of computer equipment and office equipment 22,1 20,3 20,0 20,0

- на приобретение телекоммуникационного оборудования / for the purchase of telecommunication equipment 13,1 13,5 11,6 10,9

- на приобретение программных средств / for the purchase of software 13,8 17,6 22,4 18,9

- на оплату услуг электросвязи / on payment of telecommunication services 23,8 22,2 19,3 17,6

- на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных технологий / training of employees related to the development and use of information technologies 1,0 0,6 0,5 0,4

- на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ (кроме услуг электросвязи и обучения) / to pay for the services of third-party organizations and ICT specialists (except for telecommunication and training services) 17,1 20,1 20,3 25,3

Прочие затраты / other costs 9,1 5,6 5,9 6,8

По данным таблицы можно заметить резкое увеличение затрат на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ за 2017-2018 гг., что обусловлено ростом аутсорсинга и свидетельствует о росте потребности в данных услугах, тогда как доли других представленных затрат показывают незначительное уменьшение.

В России недостаточно внимания уделяется исследованию инновационного потенциала компаний сферы интеллектуальных услуг, формируются более четкие границы данного сектора. В целом его финансово-экономические показатели растут. Зарубежный сектор интеллектуальных услуг демонстрирует более высокие показатели. Рассмотрим экспорт и импорт телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в развитых странах мира (табл. 2).

Охарактеризуем процентное соотношение общих расходов на НИОКР и бизнес-расходов на НИОКР в ИКТ секторе, чем больше доля этих расходов, тем развитее сектор информационно-коммуникативных технологий (табл. 3).

По данным таблицы можно проследить рост показателя во всех странах. Таким обра-

зом, можно сделать вывод о положительной динамике рынка интеллектуальных услуг за рубежом.

На основании проведенного исследования выделим проблемы сектора.

1. Дифференцированный характер услуг, сложность отнесения их в единую категорию / классификационную группу не позволяют достоверно сформировать базу статистической информации для исследования.

2. Объектом интеллектуальных услуг выступают неявные знания, в отличие от кодифицированных, которые могут быть легко передаваемы между компаниями, при обмене неявными знаниями возможны проблемы, связанные с их уникальным характером, сложностью толкования.

3. Значительным барьером для развития сектора является дефицит квалифицированного персонала. Поскольку высокопрофессиональный труд является базовым ресурсом в секторе интеллектуальных услуг, данная проблема оказывает ключевое влияние на стратегии производителей.

4. Особое значение приобретают информационные риски: все большее число российских компаний не желают принимать

участие в совместном производстве услуг во избежание утечки конфиденциальной информации.

5. Склонность субъектов российской экономики - больше импортировать высокоинтеллектуальную продукцию, поскольку ее производство связано с высокими рисками и затратами.

6. Основным препятствием развития данного сектора является отсутствие общепризнанного критерия эффективности услуг такого вида, в связи с этим компании предпочитают не пользоваться дорогостоящими услугами внешних консультантов, заменяя их менее затратными услугами штатных сотрудников.

Таблица 2 / Table 2

Динамика экспорта-импорта телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг на мировом рынке в 2016-2018 гг. [10] / Dynamics of export-import of telecommunication, computer and information services on the

world market in 2016-2018

Страны / Countries Экспорт / Export Импорт / Import

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Австралия / Australia 2318 2294 2453 2714 2541 2640

Австрия / Austria 6562 5707 6227 4844 4220 4399

Канада / Canada 8332 7303 7385 5845 5192 4894

Эстония / Estonia 610 506 574 444 339 361

Финляндия / Finland 8542 8125 7587 3383 3073 3245

Франция / France 18 925 17 404 17 276 19 806 17 601 17 892

Германия / Germany 29 033 28 897 33 432 25 338 24 419 29 769

Япония / Japan 3188 3227 3790 11 568 11 427 14 027

Швеция / Sweden 16 667 15 762 14 061 7594 6856 6647

Великобритания / Britain 26 890 27 248 25 702 16 175 15 661 14 489

США / USA 34 691 35 664 36 455 36 502 36 270 36 851

Россия / Russia 4504 3971 3937 6854 5520 5395

Проанализировав данные табл. 2, можно отметить тенденцию к росту экспорта и импорта почти во всех представленных странах, начиная с 2017 г. (исключение составили Великобритания, Швеция и др.). Аналогичная тенденция прослеживается и в ряде других

бизнес-услуг зарубежных стран. Отметим существенное отставание России в экспорте и импорте представленных услуг от передовых стран, таких как США, Великобритания, Германия и Франция.

Таблица 3 / Table 3

Затраты на исследования и разработки в ИКТ секторе за 2012-2018 гг., % от общих затрат [7]/ Research and development costs in the ICT sector for 2012-2018, % of total costs

Страна / Country 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2018 г.

Болгария / Bulgaria 0,43 0,62 0,54 1,15 1,21

Германия / Germany 2,7 2,46 2,36 2,31 2,39

Испания / Spain 0,54 0,57 0,52 0,49 0,51

Италия / Italy 4,89 5,27 4 4,34 5,12

Мальта / Malta 3,52 4,57 5,86 10,67 11,82

Польша / Poland 0,1 0,19 0,36 0,44 0,53

Португалия / Portugal 0,34 0,48 0,47 0,58 0,64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сектор интеллектуальных услуг является одним из самых перспективных в России, эксперты прогнозируют ежегодный рост в несколько раз. Применение знаний, получен-

ных в рассматриваемом секторе экономики, способствует росту качества продукции и услуг других отраслей, вследствие чего повышается их ценность для потребителя,

улучшаются характеристики, растет платежеспособный спрос. Интеллектуальные услуги способны быть важным источником экспортных поступлений и вносить ощутимый вклад в инновационную активность экономики. Еще одно ключевое направление политики в рассматриваемой сфере - государственное стимулирование потребления и сетевого производства интеллектуальных услуг, активное сотрудничество с производителями.

Государство является объектом и потребителем интеллектуальных услуг, определяя ключевые правила рынка в отрасли. Потенциальной мерой стимулирования и укрепления опыта и синергии нового знания становится аутсорсинг отдельных правительственных функций частным производителям (к примеру, функций электронного правительства). В секторе интеллектуальных услуг прослеживается большой потенциал для различных форм государственно-частного партнерства, в частности в сфере образования и повышения квалификации персонала.

Поскольку в современном мире сектор интеллектуальных услуг является чрезвычайно перспективным, целесообразно предложить ряд рекомендаций по его развитию.

Наличие стратегических планов развития на длительные сроки станет существенным конкурентным преимуществом участников рынка интеллектуальных услуг, даст возможность доступа к государственным программам финансирования НИОКР. Слабые механизмы экспортной поддержки в России и в некоторых иностранных государствах не позволяют сектору услуг развиваться, в то время как спрос растет высокими темпами. Необходима государственная поддержка развития малых и средних фирм, так как

Список литературы _

большая часть организаций сектора интеллектуальных услуг относится именно к этой группе. Это также предполагает выделение дополнительных вакансий, вызывающих интерес для «креативного класса», требующих высокой квалификации.

Заключение. Рынок интеллектуальных услуг - это особый сектор экономики, способствующий получению и координации новых знаний, синергии управленческого опыта и креативного потенциала в различных видах деятельности. Увеличение удельного веса наукоемкого потенциала в валовом продукте является фактором опережающего социально-экономического развития государства. Проблемой является недостаточно проработанные научно-теоретические основы и статистическая классификация услуг, поэтому сложно осуществлять системные и глубокие исследования динамики отдельных показателей этого вида деятельности.

Проведенный анализ сектора интеллектуальных услуг показал, что данный рынок в России развивается более медленными темпами, чем во многих странах. Основными причинами является неразвитость механизмов регулирования и поддержки бизнеса, структурные изменения в экономике, длительность негативных последствий макроэкономических кризисов и геополитических санкций российских компаний. Системная государственная поддержка должна быть связана с развитием интеллектуальных кадров, формированием сетевого сотрудничества высшего образования с бизнес-средой, организацией практикоориентрованного подхода для внедрения научных результатов в различные виды экономической деятельности.

1. Доля внутренних затрат на исследования и разработки, в процентах к ВРП. URL: https://www.docs. google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fwww.gks.ru%2Ffree_doc%2Fnew_site%2Fbusiness%2Fit%2Fmon-sub%2F1.2.1.xlsx (дата обращения: 19.08.2019). Текст: электронный.

2. Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144190/a18d0d847087623b5100f86d02407b5a45aa5e12 (дата обращения: 19.08.2019). Текст: электронный.

3. Попова Е. Д. Исследование сектора интеллектуальных услуг: российский и зарубежный опыт // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-2. С. 781-784.

4. Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/21-05.htm (дата обращения: 20.08.2019). Текст: электронный.

5. Трубилин А. Г. Рынок интеллектуальных услуг в России: проблемы и перспективы // Апробация. 2015. № 9. С. 101-104.

6. Шапошников В. А. Рынок интеллектуальных услуг: сущность и диалектика формирования || Практический маркетинг. 2010. № 12. С. 3-12.

7. Business expenditure on R & D (BERD) in ICT sector as % of total R & D expenditure by NACE Rev. 2 activity. URL: http:||www.appsso.eurostat.ec.europa.eu|nui|show.do?dataset=isoc_bde15ar2&lang=en (дата обращения: 20.08.2019). Текст: электронный.

8. Font J. Quality measurement in Spanish municipalities: transferring private sector experiences || Public Productivity & Management Review. 1997. Vol. 21, No. 1. P. 44-55.

9. Hsiao C.-T., Lin J.-S. A study of service quality in public sector || International Journal of Electronic Business Management. 2008. Vol. 6, No. 1. P. 29-37.

10. International trade in services, telecommunications computer and information services. URL: https:|| www.read.oecd-ilibrary.org|trade|oecd-quarterly-international-trade-statistics-volume-2017-issue-3|tele-communications-computer-and-information-services_int_trade-v2017-3-table94-en#page1 (дата обращения: 19.08.2019). Текст: электронный.

References _

1. Dolya vnutrennih zatrat na issledovaniya i razrabotki, v % k VRP (The share of internal research and development costs, in % of GRP). URL: https:||www.docs.google.com|viewer?url=http%3A%2F%2Fwww.gks. ru%2Ffree_doc%2Fnew_site%2Fbusiness%2Fit%2Fmon-sub%2F1.2.1.xlsx (Date of access: 19.08.2019). Text: electronic.

2. Dolya vysokotekhnologichnyh i naukoemkih otrasley v VVP (The share of high-tech and knowledgeintensive industries in GDP). URL: http:||www.consultant.ru|document|cons_doc_LAW_144190|a18d0d84708 7623b5100f86d02407b5a45aa5e12 (Date of access: 19.08.2019). Text: electronic.

3. Popova E. D. Ekonomika i predprinimatelstvo (Economics and Entrepreneurship), 2014, no. 5-2, pp. 781-784.

4. Raspredelenie zatrat organizatsiy na informatsionnye i kommunikatsionnye tehnologii po vidam (Distribution of costs of organizations on information and communication technologies by type). URL: https:|| www. gks.ru|bgd|regl|b 15_11|IssWWW.exe|Stg|d02|21-05.htm (Date of access: 20.08.2019). Text: electronic.

5. Trubilin A. G. Aprobatsiya (Approbation), 2015, no. 9, pp. 101-104.

6. Shaposhnikov V. A. Prakticheskiy marketing (Practical Marketing), 2010, no. 12, pp. 3-12.

7. Business expenditure on R & D (BERD) in ICT sector as % of total R & D expenditure by NACE Rev. 2 activity (Business expenditure on R & D (BERD) in ICT sector as % of total R & D expenditure by NACE Rev. 2 activity). URL: http:||www.appsso.eurostat.ec.europa.eu|nui|show.do?dataset=isoc_bde15ar2&lang=en (Date of access: 20.08.2019). Text: electronic.

8. Font J. Public Productivity & Management Review (Public Productivity & Management Review), 1997, vol. 21, no. 1, pp. 44-55.

9. Hsiao C.-T., Lin J.-S. International Journal of Electronic Business Management (International Journal of Electronic Business Management), 2008, vol. 6, no. 1, pp. 29-37.

10. International trade in services, telecommunications computer and information services (International trade in services, telecommunications computer and information services). URL: https:||www.read.oecd-ilibrary. org|trade|oecd-quarterly-international-trade-statistics-volume-2017-issue-3|telecommunications-computer-and-information-services_int_trade-v2017-3-table94-en#page1 (Date of access: 19.08.2019). Text: electronic.

Коротко об авторе_ Briefly about the author

Оборин Матвей Сергеевич, д-р экон. наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет; профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д. Н. Прянишникова г. Пермь; профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, сельский туризм, экономика курортного дела, экономика туризма, экономика АПК, устойчивое развитие региона, сфера услуг recreachin@rambler.ru

MatveyOborin, doctor of economic sciences, professor, Economic Analysis and Statistics department, Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov; professor, World and Regional Economics department, Economic Theory, Perm State National Research University; professor, Management department, Perm State Agrarian-Technological University named after D. N. Pryanishnikov, Perm; professor, Management and Technology in Tourism and Service department, Sochi State University, Sochi, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, rural tourism, economy of resort business, economy of tourism, economy of AIC, sustainable development of the region, sphere of services

Образец цитирования_

Оборин М. С. Тенденции и перспективы развития интеллектуальных услуг в России // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25, № 9. С. 123-130. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-9-123-130.

Oborin M. Trends and prospects of intellectual services development in Russia // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 9, pp. 123-130. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-9-123-130.

Статья поступила в редакцию: 20.10.2019 г. Статья принята к публикации: 21.11.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.