Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2285
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НИОКР / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / INNOVATION / R&D / INNOVATION ACTIVITY / SCIENTIFIC AND TECHNICAL ACTIVITY / GOVERNMENT SUPPORT / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусостов З.Р., Дудаев Т.-А.М.

Повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке в полной мере зависит от эффективного функционирования научно-технической и инновационной сферы экономики страны. В условиях экономической нестабильности и санкционного давления государство должно взять на себя ключевую роль в поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих НИОКР и внедряющих инновации в производство продукции. В рамках данной статьи рассматриваются основные направления и проблемы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации. Безусловно, государственная поддержка эффективных предпринимательских структур - неотъемлемая часть системы по реализации российской социально-экономической политики, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей, ключевых регионов и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мусостов З.Р., Дудаев Т.-А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITIES

Increasing the competitiveness of the Russian Federation in the world market fully depends on the effective functioning of the scientific, technical and innovation spheres of the country's economy. In conditions of economic instability and sanctions pressure, the state should take on a key role in supporting economic entities engaged in research and development and introducing innovations into production. Within the framework of this article, the main directions and problems of state support for scientific, technical and innovative activities of economic entities in the Russian Federation are considered. Undoubtedly, state support for effective business structures is an integral part of the system for the implementation of Russian socio-economic policy aimed at the development of high-tech industries, key regions and the country as a whole.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

З.Р. Мусостов, ассистент Т.-А.М. Дудаев, студент Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11092

Аннотация. Повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке в полной мере зависит от эффективного функционирования научно-технической и инновационной сферы экономики страны. В условиях экономической нестабильности и санкционного давления государство должно взять на себя ключевую роль в поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих НИОКР и внедряющих инновации в производство продукции. В рамках данной статьи рассматриваются основные направления и проблемы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации. Безусловно, государственная поддержка эффективных предпринимательских структур - неотъемлемая часть системы по реализации российской социально-экономической политики, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей, ключевых регионов и страны в целом.

Ключевые слова: инновации, НИОКР, инновационная деятельность, научно-техническая деятельность, государственная поддержка, регулирование.

Функционирование научно-технической и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в любой стране возможно только при условии эффективного государственного регулирования и под-

держки. Правовые основы регулирования данной сферы заложены в следующих нормативных актах (рис. 1).

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»

Федеральный закон от 25.02.1999 №39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в РФ. осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-Ф3

Рис. 1. Правовые основы государственного регулирования и поддержки научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации

Поддержка научно-технической и инновационной деятельности осуществляется в рамках федеральной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1]. Данная программа ориентирована на формирование благоприятного делового климата, повышение

инновационной активности и совершенствование государственного регулирования в указанной сфере.

В России сформирована трехуровневая модель поддержки научно-технической и инновационной деятельности - данный вопрос решается на федеральном, регио-

нальном и местном уровне. Она построена по аналогии с действующими системами поддержки инноваций в развитых странах, уже доказавшими свою эффективность. Государственная поддержка эффективных предпринимательских структур - неотъемлемая часть системы по реализации российской социально-экономической поли-

тики, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей, ключевых регионов и страны в целом

Основные направления государственной поддержки инновационно-ориентированных субъектов предпринимательства в Российской Федерации представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Направления государственной поддержки инновационно-ориентированного малого

и среднего предпринимательства

Оказание финансовой поддержки субъектам высокотехнологических, наукоемких и инновационных производств осуществляется за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов посредством предоставления бюджетных инвестиций, субсидий, грантов, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам таких субъектов.

По данным на 2020 год ключевыми финансовыми инструментами поддержки научно-технической и инновационной сферы являются проекты следующих государственных органов и организаций:

1) АО «Роснано» - корпорация финансирует напрямую или через специализированные инвестиционные фонды деятельность предприятий, работающих в сфере наноиндустрии, медицинского приборостроения, ядерной медицины и возобновляемой энергетики.

2) АО «РВК» - глобальный венчурный фонд, ориентированный на развитие российского рынка венчурного капитала и реализацию полномочий проектного офиса национальной технологической инициативы.

3) Фонд «Сколково» - структурный элемент экосистемы центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково», ориентированный на финансирование проектов его участников.

4) Фонд содействия инновациям - государственная некоммерческая организация, обеспечивающая финансирование малых предприятий, работающих в научно-технической сфере. Среднегодовое количество финансируемых проектов достигает 3000 единиц.

5) Фонд развития промышленности -государственная некоммерческая организация, обеспечивающая софинансирование крупных инвестиционных проектов, ориентированных на разработку и выпуск новой высокотехнологичной продукции

6) ВЭБ.РФ - национальный институт развития, поддерживающий функционирование фабрики проектного финансирования и другие инструменты поддержки инновационной и научно-технической деятельности в России

Так, например. государственный Фонд содействия инновациям оказывает поддержку инновационно ориентированному бизнесу в рамках пяти программ: «Старт»,

«Развитие», «Интернационализация», щих малых инновационных компаний. Па-

«Коммерциализация» и «Кооперация» [4]. раметры оказываемой поддержки пред-

Так, программа «Старт» ориентирована на ставлены в таблице 1. создание новых и поддержку существую-

Таблица 1. Параметры поддержки инновационно ориентированного малого бизнеса в

рамках программы «Старт» [4]

Старт-1 Старт-2 Старт-3 Бизнес-Старт

Размер гранта До 2 млн. руб. До 3 млн. руб. До 4 млн. руб. До 5 млн. руб.

Срок гранта 1 год

В небюджетное софинан-сирование Не требуется Не менее 100% суммы гранта (средства инвестора) Не менее 100% суммы гранта (собственные средства или средства инвестора)

Направление расходов Проведение НИОКР Коммерциализация результатов НИОКР.

Участники Физические / юридические лица Юридические лица Юридические лица, завершившие Старт-2

В процессе реализации программы от получателя финансирования ожидается создание интеллектуальной собственности. При этом среднесписочная численность персонала малого предприятия должна быть не менее 3 человек («Старт-

2») или не менее 6 человек («Старт-3» и программы «Бизнес-Старт»).

Схема государственной поддержки инноваций с использованием Фабрики проектного финансирования от ВЭБ.РФ наглядно представлена на рисунке 3.

Критерии отбора проектов в Фабрику

Проект на территории РФ от 3 млрд руб.

Окупаемость проекта до 20 лет

Собственные средства инициатора проекта - не менее 20% от бюджета проекта

Проект реализуется на основе проектного финансирования

Постановление Правительства от 15.02.2018 № 158 аО программе «фабрика проектного финансирования»

Преимущества Фабрики

Хеджирование роста ключевой ставки за счет гос. субсидий на всем сроке кредитования

Транш В на уплату процентов на инвестиционной стадии проекта

Спец. ценообразование ВЭБ.РФ по траншу А (секьюритизация долга под гос. гарантию)

Полная стоимость проекта (без учета процентов по кредитам)

стоимости проекта ТРАНШ А - 10-40% (А+Б) СОПФ' Щ ТРАНШ Б - 60-90% (А+Б) Коммерческие ВЭБ банки РФ

Резерв

ТРАНШ В - до зо"/.

синдицированного кредита

Коммерческие ВЭБ банки РФ

ДО 20 лет РУБ

РУБ / Дол л. США / ЕВРО

РУБ / Долл США / ЕВРО

Субсидирование ставки в рамках ФАБРИКИ

синдицированным кредит

Формула расчета субсидий, выплачиваемых в пользу Заемщика при плавающей ставке: Субсидируемые % = КС - <ИПЦ + ОФЗ-ИН)

«КС» - текущая ключевая ставка ЦБ РФ

«ИПЦ» — целевой уровень инфляции {зафиксирован на уровне 4%)

«ОФЗ-ИН» - доходность ОФЗ с индексируемым номиналом в зависимости от уровня инфляции (зафиксирован на дату принятия решения)

Рис. 3. Схема функционирования Фабрики проектного финансирования от ВЭБ.РФ

Фабрика проектного финансирования призвана обеспечить эффективность дан-

ного инструмента государственной поддержки инноваций и возможность его ис-

пользования для экономического развития страны.

Одним из важнейших инструментов финансовой поддержки инновационно ориентированного малого и среднего бизнеса РФ является предоставление таким субъектам льготных кредитов под обеспечение в виде поручительств и гарантий Национальной гарантийной системы (НГС). Программу стимулирования кредитования разработала и реализует государственная организация АО «Корпорация «МСП»» [2]. В рамках программы устанавливаются фиксированная процентная ставки по кредитам размером от 3 млн.руб. в следующих размерах - 9,6% для инновационных и приоритетных отраслей экономики. Программу поддерживают такие кредитные организации как «Сбербанк», «Банк ВТБ», «Райффайзенбанк», «Сов-комбанк», Банк «Санкт-Петербург» и многие другие.

Имущественная поддержка научно-технической и инновационной деятельно-

сти российских экономических субъектов реализуется в форме передачи им во владение или пользование различного государственного или муниципального имущества - как правило, земельных участков или помещений. Наиболее распространенным инструментом имущественной поддержки является создание бизнес-инкубаторов и сдача офисов и производственных цехов в аренду инновационным компаниям по льготной цене.

Наиболее активно имущественная поддержка научно-технической и инновационной деятельности осуществляется на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР). Территории опережающего социально-экономического развития начали формироваться в первую очередь на Дальнем Востоке. По данным на 2020 год действует 21 ТОР. Процедура формирования ТОР представлена на рисунке 4.

Инициатор

Заключает соглашения с инвесторами о намерении реализовать инвестиционный проект

Совместно с инвесторами готовит паспорта инвестиционных проектов

Готовит проект заявки на создание ТОСЭР

При наличии положительного решения о создания ТОСЭР принимает решение об установлении льгот на муниципальном уровне для резидентов ТОСЭР

Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации

Согласовывает паспорта инвестиционных проектов

Проводит анализ проекта заявки на

соответствие рекомендованным требованиям и полноту информации

Министерство экономического развития Российской Федерации (Комиссия по вопросам создания и функционирования ТОСЭР на территориях моногородов РФ)

Принимает решение о целесообразности создания ТОСЭР, готовит проект Постановления Российской Федерации

Рис. 4. Процедура формирования ТОР

Привлечение инвесторов на территории опережающего социально-экономического

развития осуществляется посредством предоставления им разнообразных налого-

вых и административных преференций. При этом к ним предъявляется ряд минимальных требований, в числе которых -требования к минимальному объему инвестиций (не менее 500 000 руб.) и к видам экономической деятельности. В каждой ТОР может устанавливаться собственный набор требований к резидентам.

Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2014 №473-Ф3 «О ТОЭСР» осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов. Допускается также финансирование и из внебюджетных источников финансирования.

Осуществление информационной поддержки высокотехнологической и инновационной деятельности в России осуществляется посредством формирования специализированных информационных систем и сайтов в сети «Интернет», которые предназначаются, в первую очередь, для поддержки инновационно ориентированного малого и среднего бизнеса. Так, под эгидой федерального проекта «Ты - пред-

приниматель» был создан Бизнес-навигатор МСП [3]. По данным на 11 ноября 2020 года количество пользователей Портала Бизнес-навигатор МСП достигало 9 324 000 человек, еженедельный прирост - около 80 000 человек.

Оказание консультационной поддержки может осуществляться в виде создания организаций, оказывающих консультационные услуги инновационному бизнесу, а также компенсации произведенных и документально подтвержденных затрат на оплату консультационных услуг.

Оказание поддержки в сфере образования может осуществляться органами государственной власти и местного самоуправления в виде создания условий для подготовки кадров для субъектов научно-технической и инновационной деятельности или их дополнительного профессионального образования, а также учебно-методической и научно-методической помощи таким субъектам.

Большое значение имеет государственная поддержка инновационных предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности, которая осуществляется в следующих формах (рис. 5).

ПОДДЕРЖКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами в области развития инновационно ориентированного бизнеса

Содействие в продвижении на рынки иностранных государств российской инновационной продукции и результатов интеллектуальной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки

Реализация иных мероприятий

Рис. 5. Поддержка внешнеэкономической деятельности инновационных предприятий

Комплексная поддержка инновационно структуры поддержки на всех уровнях ориентированного бизнеса также предпо- управления (рис. 6). лагает создание соответствующей инфра-

Фонды развития МСП

Инновационные

Социально-деловые центры

Бизнес-инкубаторы

Инфраструктура ^—государственной поддержки

Í=P

и

Технопарки

Агентства, Лиги, Ассоциа- L_— ^ ции

инновационно ори-ентиро-

Кредитные

Центры поддержки

ванного бизнеса

Торгово-промышленные палаты

Fe

Прочая

Рис. 6. Инфраструктура государственной поддержки инновационно-ориентированного

бизнеса

Большое значение для поддержки инновационного бизнеса имеют бизнес-инкубаторы, занимающиеся поддержкой проектов: от разработки идеи до её коммерциализации. Так, в Московской области функционируют такие бизнес-инкубаторы как Audit Pro (Зеленоград), Сфера (Химки), Гарантия (Серпухов), Ин-тернель (Щелково), Центр информационных технологий (Звенигород), РосБизнес Продвижение (Люберцы) и многие другие.

Неотъемлемым элементом инфраструктуры финансовой поддержки малого предпринимательства являются технопарки -территориальные научные, технологические и технические базы для реализации инновационных проектов. Примером такой организации является муниципальное бюджетное учреждение «Технопарк-Липецк», предоставляющий резидентом в аренду деловые и производственные площади и оказывающий финансовые и иные услуги малому бизнесу. В крупных муниципальных образованиях могут действо-

вать кредитные кооперативы, обеспечивающие более эффективное микрофинансирование субъектов МСП (пример - кредитный кооператив в городском округе Саранск).

Также в России создаются также торгово-промышленные палаты - негосударственные объединения предпринимателей, обеспечивающие эффективное развитие бизнеса, в том числе и инновационных предприятий. Существуют также иные объекты инфраструктуры, оказывающие различные формы поддержки высокотехнологического предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

В числе прочих мер поддержки научно-технической и инновационной деятельности можно назвать упрощение процедуры получения патентов на положительные результаты НИОКР. Этапы получения патента на изобретения представлены на рисунке 7.

О

о с

Предварительный поиск

Цель: определить соответствие технического решения критериям Роспатента и выявить препятствие для патентования

S

X <

со о

< с

Доработка материалов

Подача заявки и делопроизводство

Получение патента

Цель: исключить отказ в патентовании + создать базу для защиты патента в будущем

Цель: предоставить исчерпывающую информацию в Роспатент, контролировать процесс патентования до принятия решения о выдаче патента. Специалист по патентованию даёт подробную консультацию по доработке материалов с учетом результатов поиска.

Цель: получение и передача оригинала патента патентообладателю.

X

S <

Претензионное производство

Цель: защитить от недобросовестных конкурентов, привлечь к ответственности нарушителей.

Рис. 7. Этапы получения патента на изобретение

В рамках государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности предусматривается также обеспечение условий для привлечения инновационно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в тендерах, а также в государственно-частных партнерствах.

На региональном уровне для поддержки высокотехнологических производств и инновационных проектов предусматривается

формирование акционерных и паевых инвестиционных фондов.

Таким образом, в России существует широкий спектр инструментов государственной поддержки и регулирования научно-технической и инновационной деятельности. Активизация данных инструментов будет способствовать улучшению инвестиционного климата и повышению эффективности технологического развития государства.

Библиографический список

1. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утв. постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №316) // Официальный сайт Правительства РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/

2. АО «Корпорация «МСП»». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corpmsp.ru/

3. Бизнес-навигатор МСП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://smbn.ru/

4. Фонд содействия инновациям. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fasie.ru/

STATE SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITIES

Z.R. Musostov, Assistant T.-A.M. Dudaev, Student Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. Increasing the competitiveness of the Russian Federation in the world market fully depends on the effective functioning of the scientific, technical and innovation spheres of the country's economy. In conditions of economic instability and sanctions pressure, the state should take on a key role in supporting economic entities engaged in research and development and introducing innovations into production. Within the framework of this article, the main directions and problems of state support for scientific, technical and innovative activities of economic entities in the Russian Federation are considered. Undoubtedly, state support for effective business structures is an integral part of the system for the implementation of Russian socio-economic policy aimed at the development of high-tech industries, key regions and the country as a whole.

Keywords: innovation, R&D, innovation activity, scientific and technical activity, government support, regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.