Роль государства в формировании фискальной политики и решении
существующих противоречий
THE STATE’S ROLE IN SHAPING THE FISCAL POLICY AND RESOLVE THESE CONTRADICTIONS
Г лухов Егор Владимирович аспирант школы Естественных наук Дальневосточного федерального университета e-mail: ru_male@mail.ru
Аннотация: В условиях реформирования российской экономики основная цель государства, должна проявляться в определении основных направлений фискальной политики, с учетом интересов хозяйствующих субъектов и населения, нацеленных на создание условий для их расширенного воспроизводства.
Фискальная политика, посредством которой изымается часть дохода у хозяйствующих субъектов и населения, является инструментом, обеспечивающим условия существования не только органов публичной власти, но и формой разрешения противоречия возникающего между государством, хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами.
Abstract: In the reform of the Russian economy the main purpose of the state, should be shown in the main direction of fiscal policy, in the interests of business entity and the population, aimed at creating the conditions for expanded reproduction.
Fiscal policy, through which much of the income is withdrawn from business entities and the population, is a tool that provides the conditions of existence, not only of the public authorities, but also the way to resolve conflicts arising between the state, business entity and households.
Ключевые слова: фискальная политика, налоги, бюджет, противоречия, хозяйствующий субъект, население
Keywords: fiscal policy, taxes, budget, contradictions, business entity,
population
Организация поступлений налогов в бюджетную систему и их последующее распределение в целях регулирования деятельности членов общества, проживающих на определенной территории, является одной из основных задач и функций любого государства, в основании которого лежит единая и регулярная система налогообложения, служащая ресурсному обеспечению общественных потребностей.
Иваницкий В., Привалова С. указывают, что возникновение государства, как надстроечной категории сопровождается появлением перераспределительных (финансовых) отношений - распределение уже распределенного, когда создаются и используются государственные фонды (бюджет и внебюджетные фонды), которые формируются с помощью налогов. [3, С. 23]
Потенциал национальной экономики во многом определяется эффективностью действующей фискальной политики государства, позитивными результатами регулирования предпринимательской активности, с помощью налогового администрирования, т.е. налоги, выполняя свою главную фискальную функцию, являются основным источником доходов бюджета.
На протяжении всей истории, начиная с периода становления налогообложения как института социального управления, важно подчеркнуть, государства, совершенствуя налоговые формы, способствовали «усмирению нравов», гармонизации общественных и государственных (фискальных) интересов, позитивному воздействию налогов на рынок. [2,С. 78]
В последнее время в современной научной, учебной литературе, в различных информационных источниках, все активнее подчеркивается возрастающая роль государства в регулировании социально-экономических процессов, происходящих в российском обществе.
Возможно, это обстоятельство связано с тем, что в течение длительного времени, в отечественной экономической науке, периода социализма считалось, что любое вмешательство государства в социальноэкономические процессы жизнедеятельности общества является закономерным и направленным на благо страны.
Вместе с тем, усиление роли государства, не предполагает его прямого вмешательства в распределительные процессы, происходящие в экономике, усилении регламентации хозяйственных отношений между основными элементами финансовой системы, преобладанием государственной собственности в её общей структуре.
В условиях развития демократии государство должно стремиться реализовать свои интересы через механизмы косвенного регулирования экономики:
-создание нормативной законодательной базы;
-создание институциональной инфраструктуры;
-проведение эффективной экономической политики;
-построение эффективной бюджетной и налоговой системы;
-развитие и поддержку частной собственности и предпринимательства; -макроэкономическое регулирование;
-оптимизацию государственных расходов и т.д.
В самом общем виде это проявляется в реформировании сферы экономики, налогообложения, тарифного регулирования, регулирования внешнеэкономических отношений, реализации фискальной, инвестиционной, кредитной политики и т. д.
Панов Е. отмечает, что на основании политэкономической концепции сложилась «инструментальная» модель налогообложения, выражающая сущность налогов в следующих теоретических положениях:
Во-первых, экономика и политика выделяются в качестве отдельных, но взаимозависимых сфер жизнедеятельности общества при определяющей роли экономики и обратном воздействии политики на все общественные отношения.
Во-вторых, формулируются представления о государстве и гражданском обществе как о социальных институтах, выражающих противоположность общественных и частных интересов в сферах политики и экономики.
В качестве вывода из этих положений, феномен налогообложения рассматривается как способ воздействия государства на гражданское общество в целях реализации общественных или коллективных интересов и потребностей. [14, С. 62]
Государство должно решать вопросы, связанные с финансированием расходов на социально-культурные и научно-технические программы, на оборону, содержание органов публичной власти, правоохранительных органов, охрану общественного порядка, образование, медицинское обслуживание, регулирование общего уровня жизни и занятости населения, экологию и т.д., т.е. направления, финансирование которых напрямую не может обеспечить частный капитал.
Следовательно, ведущую роль в формировании и развитии современного общества играет государственное регулирование экономической деятельности, одним из наиболее важных механизмов, которого является государственный бюджет, как основной план сбора и использования финансовых ресурсов страны (в виде налоговых и неналоговых доходов) - средство проведения целенаправленной экономической политики.
Органы публичной власти от имени государства, определяя и устанавливая внутреннюю структуру своих доходных источников в виде налога (субъекта, объекта налогообложения, налоговой базы, ставки и т.д.) преследуют решение конкретных политических, экономических, социальных или иных задач, придавая тем самым налогам необходимую роль.
К примеру:
- применяя равное налогообложение доходов граждан, проживающих на данной территории, государство может способствовать дифференциации доходов населения;
- используя прогрессивное налогообложение, государство может нивелировать экономическое неравенство в доходах различных групп населения;
- при введении единой ставки налога на добычу полезных ископаемых государство будет аккумулировать денежные средства в централизованных фондах;
- при установлении дифференцированных ставок налога с учетом, выработанности запасов используемых месторождений, можно способствовать более полному извлечению природных ресурсов и разработке полезных ископаемых, нерентабельных при единой ставке.
Экономические субъекты (индивиды, хозяйствующие субъекты и т.д.), объективно заинтересованы в формировании такой организации в виде государства, которое могло бы создавать условия для их расширенного воспроизводства.
И общество, в целях своего дальнейшего развития заинтересовано в
формировании системы регулярного поступления финансовых ресурсов в
виде налогов в бюджеты различных уровней, т.к. последние теряют свою
актуальность при отсутствии государства.
По мнению Самуэльсона П. большая часть государственных расходов
оплачивается собираемыми налогами. Именно с этим в значительной мере
связан важный элемент принуждения. Это верно, что общество как целое
5
само накладывает на себя налоговое бремя; верно и то, что каждый гражданин получает свою долю от государства. [12, С. 38, 150]
В создаваемую бюджетную систему налогоплательщики императивно перечисляют часть своих денежных доходов в форме налогов, рассматриваемых как передаваемую, в пользу государства часть стоимости в соответствии с законодательно установленными нормами.
Следовательно, в сложившихся условиях хозяйствования, повышения значения частных (децентрализованных) финансов, основой которых является экономическая деятельность хозяйствующих субъектов и населения, отчуждение части их дохода, в виде налога, становится главным материальным ресурсом публичных (централизованных) финансов.
При этом взимание налогов не может рассматриваться в качестве одностороннего отчуждения части дохода хозяйствующих субъектов из децентрализованного сектора экономики в централизованный, а представляет собой целенаправленную деятельность государства по обеспечению необходимыми денежными ресурсами органов публичной власти.
Таким образом, сущность фискальной политики заключается в том, что органы публичной власти централизовано, с постоянной периодичностью вмешиваются в финансовую деятельность хозяйствующих субъектов и населения в целях принуждения их, к обмену части принадлежащих им материальных активов, принимающих вид налогов, на услуги со стороны государства.
Противоречия. Проведение преобразований, направленных на формирование в России рыночной модели хозяйствования, способствовало появлению в отечественной финансовой науке не только новых научных терминов и понятий, давно принятых в мировом академическом сообществе, но почти не использовавшихся в нашей стране, ни в научном обороте, ни в практической деятельности, но и возникновению противоречий давно решенных в странах с развитой рыночной экономикой.
Одним из признаков характеризующих финансы, как экономическую категорию, является их императивность, которая проявляется в активной роли государства по организации отношений между основными элементами финансовой системы, одной из форм которых являются налоговые отношения, возникающие между публичным (централизованным) и частным (децентрализованным) секторами экономики.
При этом государству необходимо создавать условия, в первую очередь экономические, для содержания органов публичной власти, т.е. формировать пропорции распределения посредством налогов, т.к. его составные элементы (юридические и физические лица) никогда не будут самостоятельно проводить перераспределение поступающих денежных средств, без учета своих интересов.
Необходимо подчеркнуть, что налоги, налоговые отношения, как объект исследования внутренне противоречивы, и затрагивают сферу финансовых (денежных) отношений, и денежных ресурсов.
Налоги являются инструментом публичной власти, который используется для нивелирования существующих в обществе противоречий, и в этом, проявляется их характеристика как экономической категории.
Развитие любого общества, в процессе создания материальных и нематериальных активов, всегда связано с возникновением отношений, вступая в которые хозяйствующие субъекты (государство, юридические и физические лица) преследуют и удовлетворяют свои экономические потребности и интересы, и стремятся к получению для себя максимальной выгоды или уменьшению предполагаемого ущерба в случае неопределенности политических и экономических рисков.
Одним из приоритетных направлений реализации современной фискальной политики России является равновесие интересов государства и налогоплательщиков.
Со стороны государства необходимо эффективное использование
привлекаемых финансовых ресурсов, сокращение процессно-
7
функциональных расходов в организации работы фискальных органов, формирование эффективной налоговой системы, позволяющей связать стратегические цели развития страны с механизмами налогового воздействия.
С другой стороны, предоставляя налогоплательщикам налоговые преференции, снижая общий уровень налоговой нагрузки, государство рассчитывает на цивилизованное поведение субъектов предпринимательства
- легализацию бизнеса, использование высвободившихся за счет снижения налоговой нагрузки ресурсов на социально-инвестиционное развитие [5, С. 114]
В тоже время, интересы общества, государства в целом состоят из интересов отдельных индивидов, групп в которые они входят или создают, интересов отдельных хозяйствующих субъектов или их групп. При этом следует иметь ввиду, что интересы представителей различных слоев общества и его функциональных элементов в определенные периоды времени вступают в противоречия друг с другом.
Вместе с тем, частность данных интересов имеет общую основу и общие корни. Обеспечение реализации общности интересов всех заинтересованных сторон осуществляется вмешательством государства в формирование экономических отношений в процессе производства товаров и оказания услуг. Взаимозависимость и взаимосвязь общих и частных интересов выражается посредством проведения и реализации государственной политики, соответствующей потребностям общества.
Следует отметить, что общественные и государственные потребности, в широком смысле и понимании этого слова не всегда совпадают. Это заключается в том, что государственные потребности, выражая интересы государства, носят как правило, опосредованный характер, в то же время как его составные части (юридические и физические лица) могут таких потребностей не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять в
интересах объединяющего целого, которое предусматривает в первую очередь высшую ценность в обеспечении своего функционирования.
Григорьева С. отмечает, что существующие противоречия объясняются различными экономическими интересами, и отсутствие грамотной политики их согласования между всеми участниками приводят к серьезным социальноэкономическим конфликтам и нестабильности в государстве.
Как следствие, в бюджетную систему страны недопоступает значительное количество денежных средств, что ограничивает финансирование многих государственных программ и, в свою очередь, провоцирует рост недовольства со стороны налогоплательщиков, стремление к уклонению от исполнения налоговых обязательств. В целях избегания возникающих противоречий необходимо формирование эффективносправедливой налоговой системы, сочетающей интересы всех хозяйствующих субъектов. [10, С. 108]
Противоположность интересов государства, как целого в отчуждении в свою пользу части стоимости, и интересов его составных частей -налогоплательщиков, заключается в том, что для них главной целью является не уплата налогов, а извлечение прибыли (для частного сектора экономики -юридических лиц) и получение доходов (для физических лиц) направленных для обеспечения текущего потребления, формирования накоплений и сбережений.
В рассуждениях о необходимости уплаты налогов в бюджеты различных уровней юридическими и физическими лицами, необходимо исходить не из целевого назначения этих платежей (хотя это играет важную роль в формировании экономической политики государства), а из полезности взимаемых с налогоплательщиков финансовых ресурсов.
Налогоплательщик оценивает полезность каждого взимаемого с него рубля, в первую очередь рассматриваемого им и как средство личного сбережения, и как инвестиционный ресурс, и как средство для приобретения
вполне определенного набора персонифицированных индивидуальных благ, но не как средство, направленное на укрепление экономики государства.
Это происходит из-за того, что взимаемый налог имеет одностороннюю направленность в интересах обобщенного адресата - государства, экономические цели и интересы которого зачастую прямо противоположны персонифицированным интересам налогоплательщика.
Сущность налогообложения состоит в законном ограничении права собственности. Государство, несомненно, вправе изымать часть собственности у налогоплательщика для формирования централизованных фондов денежных средств и, соответственно, для реализации публичных задач и функций.
Однако возникает вопрос о масштабах налогового бремени. Какую часть собственности государство вправе изъять у налогоплательщика, чтобы это было законно и справедливо? Очевидно, здесь должен достигаться эффективный баланс публичных и частных интересов. [7, С. 265-266]
Вступление в права владения и распоряжения распределенной собственностью, её владельцы получают только тогда, когда они передадут государству часть произведенной стоимости - отчуждаемой в виде налога, т.е. в процессе формирования и распределения целевых денежных фондов. Здесь возникает несколько противоречий и вопросов, которые государство пытается решить при построении структуры и механизма налоговой системы:
- какая часть от прибыли и (или) доходов в виде налогов должна удовлетворять условиям достаточности поступления средств в бюджетную систему;
- определение размеров изъятия прибыли и доходов, которого будет достаточно для дальнейшего развития и воспроизводства субъектов экономических отношений;
- обратная реакция налогоплательщиков на введенную налоговую систему, т.е. проведение мониторинга направленного на изучение воздействия налогов на экономику государства;
- определение эффективности существующей системы налогообложения, не позволяющей хозяйствующим субъектам уход в «теневую экономику»;
- создание соответствующих преференций для хозяйствующих субъектов в виде благоприятного налогового климата для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в качестве инвестиций.
При этом действие налоговых механизмов может быть различным для каждой группы институциональных инвесторов, в зависимости от типа экономики и направления хозяйственной деятельности ее субъектов:
- для одних групп инвесторов существование налоговых преференций является одним из главных мотивов при принятии решения о направлении инвестиций;
- для других, наличие налоговых льгот не является ключевым фактором, т.к. на первый план могут выдвигаться совершенно иные, более существенные доводы.
Это подтверждает анализ современной литературы, посвященной проблеме собираемости налогов за рубежом, который позволяет сделать вывод о том, что задача государства, направленная на своевременное и полное исполнение обязанности по уплате налога и сбора, более эффективно решается в той стране, где помимо собственно способов обеспечения налоговой обязанности широко развиты иные, более общие, стимулирующие к уплате налогов механизмы. [1, С. 122]
Существующая налоговая система стремится подавлять экономические интересы хозяйствующих субъектов, не давая им расширенно воспроизводиться, т.к. основная задача налогоплательщиков - повышение личного благосостояния не всегда совпадает с существующими теоретическими концепциями, предлагаемыми финансовой наукой, и целями государства.
Налоги, являясь противоречием, одновременно служат и формой его
разрешения (например, между основным кормильцем в семье и остальными
11
членами домашнего хозяйства, между собственником предприятия как представителем целого и его работниками (частями), между государством и физическими и юридическими лицами, между федеральным центром и субъектами Федерации, относительно распределения налоговой нагрузки).
К примеру, собственник предприятия всегда сталкивается с противоречиями, которые заложены в самой сущности налогов, т.к. он отождествляет финансы предприятия со своими личными финансами, а они в свою очередь являются его частным финансовым активом, частной собственностью, в виде данного предприятия, как единого целого, и он рассматривает уплату налогов, в определенной степени, как возможные инвестиции, которые могут вернуться к нему из бюджетной системы, а может быть и нет.
И собственник предприятия всегда стоит перед выбором, как распределить, и куда направить результаты финансовой деятельности данного хозяйствующего субъекта - на удовлетворение своих личных потребностей, т.к. это его личные финансы, или на формирования фонда заработной платы, на оплату налогов и других обязательных платежей, на модернизацию оборудования и т.д. [11, С. 39]
Существующие противоречия в части налоговых отношений, еще более обостряются, если их рассматривать на уровне семьи, домашнего хозяйства, индивида, которые никогда не будут разрешать это противоречие в пользу государства.
Уплата налогов напрямую влияет на формирование личного, семейного бюджетов, из которых изымается определенная часть денежных ресурсов, не получая взамен ничего персонифицированного, в отношении конкретных членов данного домашнего хозяйства.
Хотя на самом деле это не совсем так, определенная часть
неработающего населения, получает за счет работающих граждан, из
бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов различные виды
государственных социальных трансфертов, в виде пенсий, стипендий,
12
пособий и т.д., а это ещё одно противоречие, т.к. в основном налоги платят одни, а получают другие, даже не родственники тех, кто является налогоплательщиками.
Кроме того, размеры, качество общественных благ и услуг, поступающих из централизованного сектора экономики, в распоряжение налогоплательщиков не соответствуют их ожиданиям.
Вместе с тем, уклонение от своевременной уплаты налогов влияет на сокращение поступлений финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней, приводит к ограничению экономической активности хозяйствующих субъектов и населения, росту преступности и коррупции.
Уклонение от своевременной уплаты налогов, является проявлением социальной несправедливости по отношению к законопослушным налогоплательщикам, которые платят налоги, и испытывают чрезмерную налоговую нагрузку, т.к. фактически они в одностороннем порядке финансируют государственные расходы, а общественными благами пользуется всё население страны.
Существует так называемая проблема «безбилетника», причина которой заключается в неисключаемости общественных благ, т.е. невозможности исключить кого-либо из пользования этим благом, или осуществимости такого исключения ценой непомерно больших издержек. [6, С. 87]
По мнению Остеровой Н., Пансковой Р. налоговая дисциплина, налоговое поведение обуславливаются осознанием налогоплательщиком своих выгод (невыгод) при уплате налоговых платежей и определяются ценностью (смыслом) для индивида важности своевременной и полной уплаты налога, его возвратностью в виде получения общественных благ, либо не возвратностью.
Налоги всегда возвратны, в той или иной степени и отрицать это было бы неправильным. Вопрос состоит в степени возвратности через получение различных благ и удовлетворение общественных потребностей. [4, С. 38]
Индивид (собственник) всегда находится в состоянии противоречия, в отношении уплаты части своего дохода в виде налогов, платить или не платить их, и в каких пропорциях.
Почему индивид должен быть заинтересован в уплате всех налогов и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды - государство в этом случае, гарантирует ему предоставление и выполнение в полном объеме услуг по обеспечению гарантированных прав граждан.
С другой стороны, почему индивид не заинтересован в уплате налогов в полном объеме. В условиях российской действительности и адаптации населения к рыночной экономике, большую часть расходов, из тех, которые раньше, в советское время обеспечивало государство, сегодня гражданам приходится брать на себя (расходы на образование, медицинское и санаторно-курортное обслуживание, организация отдыха детей, ремонт лестничных маршей, придомовой территории и т.д.).
Следовательно, государство, как объединяющее целое, призвано оказывать услуги юридическим и физическим лицам, создавать условия для содержания самого себя - целого, т.е. императивном порядке, формировать механизм по привлечению денежных ресурсов для своего воспроизводства, определять оптимальные пропорции изъятия, т.к. составные части никогда самостоятельно не будут разрешать существующие противоречия в пользу целого.
В свою очередь, государство, как территориально объединяющее целое, призвано оказывать услуги своим составным частям органам публичной власти - субъектам Федерации, муниципальным образованиям и т.д., по совместному функционированию, в процессе выполнения поставленных перед ними задач и функций, для создания благоприятных условий развития юридических и физических лиц.
Таким образом, государство вынуждено создавать условия для собственного воспроизводства, т.е. для своего содержания через создание фискального механизма, который будет обеспечивать его существование.
Но если общество будет рассматривать высшие ценности в развитии государства, то тогда существующая налоговая система будет подавлять экономические интересы личности, не давая ей расширенно воспроизводиться, т.к. интересы личности, как части и государства как целого, регулируемые посредством фискальных механизмов противоположны, и обычно разрешаются в пользу государства.
Другая форма разрешения противоречия целого и его составляющих частей - в пользу части. В этом случае государство формирует такую налоговую систему и фискальную политику, не подавляющую законопослушную личность, а создает ей условия реализации равных для всех предпринимательских возможностей.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что при распределении доходов хозяйствующих субъектов, населения и доходами государства всегда существует непримиримое противоречие, о чем свидетельствует, их скрытое перераспределение - уклонение от уплаты налогов, различные виды мошенничества, теневой экономики и т.д. [9, С. 17]
В то же время вошедшая в обиход исторически сложившаяся практика изъятия части дохода налогоплательщиков без учета их мнения и желания в пользу органов публичной власти, придает фискальным отношениям совершенно иной смысл.
За необходимостью налогообложения скрывается односторонний, безэквивалентный и навязанный государством механизм изъятия и распределения части дохода хозяйствующих субъектов и населения.
В условиях рыночной экономики, вмешательство государства в экономическую жизнь общества признано обязательным еще основоположниками кейнсианства в целях сглаживания общих и частных интересов субъектов экономических отношений. [8, С. 55]
Учитывая эти обстоятельства, возникающие между различными субъектами при формировании экономических отношений, роль государства заключается в обеспечении справедливости распределения благ, привилегий, ресурсов, в процессе производства товаров и оказания услуг, т.е. «сглаживании» существующих противоречий.
Кроме того для увязки фискальных интересов государства и экономических интересов налогоплательщиков налоговая система должна иметь оптимальное количество и соотношение прямых и косвенных налогов, а также использовать опыт других государств по уменьшению недостатков обеих форм взимания. [13, С. 125]
Ещё одним из существующих противоречий, по созданию эффективной налоговой системы и реализации фискальной политики в России, является не только их концептуальная новизна, стремление приблизить к предлагаемым теоретическим моделям, сложность административного регулирования, но и «антифискальное» поведение основных участников финансовых отношений, в лице налогоплательщиков - юридических и физических лиц.
Для налогоплательщиков в процессе уплаты обязательных платежей возникают вопросы оптимизации налоговой нагрузки, обусловленной императивностью и принудительным характером налогообложения, причем эта проблема не обязательно может быть связана с высоким уровнем налогового бремени.
Заключение. Необходимость вмешательства государства в процессы распределения и перераспределения собственности (частной, индивидуальной, коллективной, родовой, фамильной), обусловлена тем, что сосредоточие природных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, находящихся в распоряжении одних индивидов, позволяет им диктовать условия недоступные или не выгодные для большинства других индивидов или групп, представителями интересов которых они являются.
Большинство налогоплательщиков понимает, что необходимость существования налогообложения, однако не проявляет желания для оплаты налогов, и это не проблема теории, а явление практики.
Фискальная политика, посредством которой изымается часть дохода у хозяйствующих субъектов и населения, становится инструментом, обеспечивающим условия существования не только органов публичной власти, но и формой разрешения противоречия возникающего между государством, хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами.
Библиографический список
1. Анализ результативности собираемости налогов в Российской Федерации. Л.С. Гринкевич, И.Ю. Жалонкина \\Вестник Томского государственного университета. - 2011, - № 4 (16), - С. 120 - 123
2. Генезис терминов «налоговая система», «налогообложение», «налоговое администрирование. Н.И. Осетрова // Вестник Финансовой академии. - 2008, - № 1, - С. 75- 85
3. К философии вопроса о зарождении финансов и их императивности.
В.И. Иваницкий, С.Г. Привалова// Известия ИГЭА, - 2007, - № 6 (56), - С. 1725
4. Налоги как историческая финансовая категория. Н.И. Остерова, Р.Г. Панскова// Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии, - 2011, - № 3, - С. 36 - 38
5. Налоговое стимулирование малого бизнеса в России: оценка
результатов. А. С. Дорошенков // Вестник Томского государственного университета. - 2010, - № 339, - С. 114-118.
6. Основные проблемы налоговой политики при решении задач социально-экономического развития региона. Е. Н. Мельник// Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. - 2011, - № 1, - С. 83 - 90
7. Основы организации налогов и налоговых систем. Р.Р. Сякин //Налоги и финансовое право, - 2010, - № 6, - С. 264 - 268
8. Противоречие финансов: история и современное состояние/ Под общей ред. В.А. Останина. - Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2003. - 96 с.
9. Противоречия в определении содержания и сущности финансов. В.В. Глухов//Финансы и кредит. - 2008, - №39(327), - С. 13 -18
10. Противоречия интересов и конфликты в системе налоговых отношений К.А. Григорьева// Вестник Томского государственного университета. - 2012, - № 1(17), - С. 108 - 112
11. Противоречия экономических интересов выделения собственности в домашнем хозяйстве. В.В. Глухов//Финансы и кредит, - 2008, - №38(326), -
С. 37 - 41
12. Самуэльсон, П. Экономика. - М.: НПО «Алгон» ВНИИСИ, 1992. Т.1. -331 с.
13. Современный взгляд на историю развития налоговых систем. Б.В. Бурлуцкий\\ Научные записки ДонНТУ. Экономическая серия. - 2005, - № 100-2, - С. 122 - 129
14. Философия налогов» (к постановке проблемы. Е.Г. Панов // Вестник финансовой академии. - 2009, - № 5, - С. 61 - 65.
References
1. Analysis of the impact of tax collection in the Russian Federation. L.S. Grinkevich, I.U. Zhalonkina \ \ Bulletin of the Tomsk State University. - 2011, - №
4 (16), - Pp. 120 - 123
2. The genesis of the terms "tax system", "taxation", "tax administration”. N.I. Osetrova / / Bulletin of the Finance Academy. - 2008, - № 1 - Pp. 75 - 85
3 . The philosophy of the question of the origin of finance and the imperative. V.I. Ivanitsky, S.G. Privalov / / News IGEA, - 2007, - № 6 (56) - Pp. 17 - 25
4. Taxes as historical financial category. N.I. Osterova, R.G. Panskova / / Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy, - 2011, - № 3, - Pp. 36 - 38
5 . Tax incentives for small business in Russia: evaluation. A.S. Doroshenkov / / Bulletin of the Tomsk State University. - 2010, - № 339 - Pp. 114-118.
6. The main problems of fiscal policy in addressing the socio-economic development of the region. E.N. Melnik // Bulletin of VSU. Series: Economics and Management. - 2011, - № 1 - Pp. 83 - 90
7. Basis for the organization of taxes and tax systems. R.R. Syakin / / Taxes
and Finance law, - 2010, - № 6 - Pp. 264 - 268
8. Controversy Finance: history and current status / Ed. V.A. Ostanina. -Vladivostok: Publishing House of the FESU, - 2003. - 96 p.
9. The contradictions in the content and nature of finance. V.V. Glukhov / / Finance and Credit. - 2008, - № 39 (327) - Pp. 13 - 18
1 0. Contradictions and conflicts of interest in the system of tax relations K.A.
Grigorieva / / Bulletin of the Tomsk State University. - 2012, - № 1 (17) - Pp. 108
- 112
1 1 . The contradictions of the economic interests of allocation of property in the household. V.V. Glukhov / / Finance and Credit, - 2008, - № 38 (326) - Pp. 37 - 41
12. Samuelson, P. Economy. - M.: NGO "Algona" VNIISI, 1992. V.1. - 331 p.
13. Modern view of the history of the development of tax systems. B.V. Burlutskiy \ \ Scientific Notes DonNTU. Economical series. - 2005, - № 100-2, -Pp.122 - 129
14. Philosophy of taxes "to the problem”. E.G. Panov / / Journal of Finance Academy. - 2009, - № 5, - Pp. 61 - 65.