Проблемы экономики и менеджмента
Е.В. Глухов
аспирант, ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»
ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
Аннотация. В статье раскрывается динамика основных изменений в структуре налоговых поступлений в бюджет государства за период 2007-2010 гг, и приводится анализ возможных причин. Обозначены проблемы, которые необходимо решить, для заблаговременного регулирования и прогнозирования налоговых поступлений.
Ключевые слова: налоги, поступления, денежные средства, бюджет, ставки, управление, регулирование, изменения, прогнозирование.
Е.У. Glukhov, Far Eastern Federal University
FORMATION OF REGIONAL REVENUE BUDGET (ON AN EXAMPLE OF PRIMORSKI REGION)
Abstract. The article reveals the dynamics of major changes in the structure of tax revenues to the state budget for the period 2007 to 2010, and an analysis of possible causes. Also identified challenges that must be solved for the early management and forecasting tax revenues.
Keywords: taxes, income, assets, budget, rates, management, regulation, changes forecast.
Важной составляющей публичных финансов являются государственные и муниципальные финансы, основной задачей которых является повышение эффективности работы бюджетной системы субъектов Российской федерации.
Делегирование властных полномочий с вышестоящих государственных уровней к нижестоящим, и наделение их финансовой самостоятельностью, увеличивает ответственность органов региональной власти за результаты своей хозяйственной деятельности, с целью создания условий для комплексного и пропорционального развития в каждом территориальном образовании, как производственного, так и непроизводственного секторов экономики.
Принцип самостоятельности бюджетов разных уровней, дает право представительным органам государственной власти и органам местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов [1, с. 337].
Исходя из этого следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления должны быть напрямую заинтересованы в увеличении доходной базы соответствующих бюджетов.
Состояние и реализация фискальной политики государства находится в прямой зависимости от характера, вида и ставок налогов, природа которых определена воспроизводственным процессом и экономическими законами, но их нельзя напрямую связывать только с использованием бюджетных ресурсов.
Без определения механизмов зависимости между производством, действующей
84
№ 2 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
налоговой системой, и формированием доходной базы бюджетов различных уровней, невозможно сформировать оптимальную налоговую систему, которая должна служить в первую очередь интересам общества и способствовать его развитию.
Использование на практике финансовых стимулов со стороны государства направленных на увеличение объема привлекаемых инвестиций и, в частности, применение налоговых преференций, как для юридических, так и физических лиц - потенциальных инвесторов, будет способствовать росту финансовой стабильности хозяйствующих субъектов и увеличению их экономического потенциала.
Государство как объединяющее целое, призвано оказывать услуги своим составным частям - юридическим и физическим лицам, создавать условия для содержания самого себя - целого, т.е. формировать пропорции, т.к. «части» самостоятельно никогда не будет разрешать это противоречие в пользу целого.
Следовательно, целое вынуждено создавать условия для собственного воспроизводства, т.е. для содержания государства, и вследствие этого противоречия финансов обнаруживаются в налоговой сфере [2, с. 18].
И если общество рассматривает высшие ценности в государстве, то существующая налоговая система будет подавлять экономические интересы юридических и физических лиц, не давая им расширенно воспроизводиться.
Экономические интересы налогоплательщиков и экономические интересы государства, регулируемые посредством финансовых механизмов противоположны, и обычно разрешаются в пользу государства.
Другая форма разрешения противоречия целого и его составляющих частей - в пользу части. В этом случае государство формирует такую налоговую систему, которая не подавляет законопослушных налогоплательщиков, а создаёт им условия реализации равных для всех граждан предпринимательских возможностей.
Большинство налогоплательщиков признает необходимость существования налоговой системы, и понимает, что надо платить налоги, но платит их без особого желания. И это не проблема теории, а проявление реальной и противоречивой действительности [3, с. 38].
Налог как форма изъятия дохода у части в пользу целого становится той самой формой, условием не только существования этого целого - государства, но и формой разрешения противоречия между государством, хозяйствующими субъектами и населением.
Противоположность интересов личности и государства, интересов федерального центра и субъектов Федерации относительно налоговой базы, свидетельствует о выходе проблем финансов в политику, экономику.
В общем перечне применяемых в Российской Федерации налогов, одним из наиболее важных в экономической деятельности хозяйствующих субъектов является налог на прибыль, дифференциация которого может влиять на изменение инвестиционной активности предприятий в большую или меньшую сторону.
№ 2 - 2011
85
Проблемы экономики и менеджмента
В соответствии со ст. 97. устава Приморского края от 12.09.95 N 14-К, налоговая система края включает в себя федеральные, краевые и местные налоги, и предусматривает получение финансовых средств в краевой и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды от федеральных, краевых и местных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с федеральными и краевыми законами.
Краевые законы устанавливаются законами Приморского края в соответствии с федеральными законами. Законы Приморского края, устанавливающие новые краевые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Местные налоги и сборы устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Приморского края [4].
Структуру поступлений в бюджет Приморского края можно представить в следующем виде, рисунок 1.
Рисунок 1 - Структура поступлений, администрируемых УФНС РФ по Приморскому краю в краевой бюджет Приморского края по видам налогов за 2007 - 2010 гг.[5]
Налог на прибыль организаций. Начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций была снижена с 24 до 20 %. В четвертом квартале 2008 года, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период.
В период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам, была установлена в размере ставки рефинансиро-
86
№ 2 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
вания ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и 22 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Индексация ставок акцизов. Индексация ставок акциза на сигареты с фильтром на 2009 - 2011 годы была произведена на 20 % к предыдущему году и сигареты без фильтра (папиросы) - на 28 % к предыдущему году.
Налог на доходы физических лиц. В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" с 2009 г. был увеличен размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц со 100 000 до 120 000 рублей.
Начиная с 2009 г. сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, была увеличена с 20 000 до 40 000 рублей.
Для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок (дети), стандартный налоговый вычет с 600 рублей за каждый месяц налогового периода увеличен до 1 000 рублей, а сумма дохода, при которой налогоплательщик вправе воспользоваться налоговым вычетом на ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, увеличена до 280 000 рублей.
Указанные нововведения позволили существенно увеличить поступления НДФЛ в краевой бюджет (на 4,2 % по сравнению с 2008г.).
Однако в 2010 г. поступления НДФЛ вернулись на прежний уровень (снижение на 5,4%), что обусловлено уменьшением (по сравнению с 2009г.) граждан, желающих воспользоваться стандартными вычетами.
Налог на имущество организаций. В 2009 г. поступления налогов на имущество организаций увеличились на 2,2% по сравнению с предыдущим годом, это обусловлено тем, что у налогоплательщиков отпала необходимость самостоятельно определять соответствующие нормы амортизации, для каждой амортизационной группы, что, несомненно, облегчило механизм налогообложения.
Налог на игорный бизнес. Запрет на игорный бизнес был введен в Приморском крае, как и по всей России, был введен с 1 июля 2009 г., что повлекло уменьшение поступлений в краевой бюджет на 0,9% в 2009 г. и полное их отсутствие в 2010 г.
Транспортный налог. Размер поступлений транспортного налога в рассматриваемом периоде оставался стабильным (изменения в пределах 0,3%). Не повлекло особых изменений и принятие Федерального закона от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», а также принятие на его основе Закона Приморского края от 09.11.2010 № 701-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О транспортном налоге», расширяющего диапазон возможных ставок транспортного налога, устанавливаемых органами государственной власти Приморского края.
Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов. Поступления в
№ 2 - 2011
87
Проблемы экономики и менеджмента
бюджет от налогоплательщиков находящихся на упрощенной системе налогообложения в 2008 г. были увеличены на 0,8% по сравнению с предыдущим годом, что стало результатом принятия ряда федеральных законов, вступивших в силу с 1 января 2008 г., которые позволили усилить стимулирующее и социальное значение специальных налоговых режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность.
Налог на добычу полезных ископаемых. Поступления налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в январе 2009 года составили
64.6 млн рублей и увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в
2.6 раза, в том числе сборов за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов поступило 48,1 млн рублей (увеличение по сравнению с соответствующим периодом 2008 года составило 5,1 раза).
В целом, в законе Приморского края «О краевом бюджете на 2011 год», были определены следующие основные параметры бюджета: доходная часть - 68,630 миллиарда рублей, расходная часть - 75,682 миллиарда рублей.
Дефицит бюджета - 7,052 миллиарда рублей, что не превышает ограничения, установленного Бюджетным кодексом РФ.
Приоритет в общем объеме расходов получили национальная экономика - 29 %, социальная политика - 18 %, образование и здравоохранение - по 11 %, жилищнокоммунальное хозяйство - 10 %.
В 2011 году в Приморье планируется реализовать 19 краевых долгосрочных целевых программ в общем объеме 21,140 миллиарда рублей. А также 7 федеральных целевых программ на условиях софинансирования. Для этого в краевом бюджете за счет собственных средств предусмотрено 15 миллиардов рублей.
При решении этой задачи следует уделять особое внимание обеспечению бесперебойной работы механизма аккумуляции собственных доходов региональных бюджетов, определяющих экономические возможности бюджетной системы каждой территории.
Вместе с тем перечисление налогов и сборов в бюджеты вышестоящих уровней вынуждает региональные органы государственной и муниципальной власти изыскивать результативные способы организации поступления и использования доходов их бюджетов, для выполнения целей и задач, стоящих перед ними.
Важную роль в обеспечении достоверности предполагаемых поступлений в региональный бюджет играет планирование и прогнозирование реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и использования, что дает возможность заблаговременно предвидеть финансовое положение территории в соответствующем периоде.
Список литературы:
1. Барулин, С.В. Финансы: учебник/ С.В. Барулин - М.: КНОРУС, 2010. - 640 с.
2. Глухов, В.В. Противоречия в определении содержания и сущности финансов// Финансы и кредит. - 2008. - № 39 (327). - С. 13 -18.
3. Глухов В.В., Лялина Ж.И., Останин В.А. Противоречия финансов: история и
88
№ 2 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
современное состояние/ Под общей ред. Проф. В.А.Останина. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. - 96 с.
4. http://pravo.levonevsky.org/bazazru/texts24/txt24194.htm
5. www.nalog.ru
List of references:
1. Barulin, S. Finance: tutorial / SV Barulin - M. KnoRus, 2010. - 640 p.
2. Glukhov, V. The contradictions in the content and essence of Finance / / Finances and Credit. - 2008. - № 39 (327). - P. 13 -18.
3. Glukhov VV, Zh Lyalina, Ostanin VA The contradictions of Finance: history and current status / Under the general editorship. Prof. VA Ostanina. - Vladivostok: Far Eastern Univ. Press, 2003. - 96 p.
4. http://pravo.levonevsky.org/bazazru/texts24/txt24194.htm
5. www.nalog.ru
И.Е. Мазур
аспирант кафедры «Финансы», ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Аннотация. В статье рассмотрены различные методы оценки налогового потенциала муниципальных образований. Приведены результаты оценки налогового потенциала и выработаны предложения в области совершенствования действующих механизмов оценки налогового потенциала.
Ключевые слова: налоговый потенциал муниципальных образований, налоговые и неналоговые доходы, методики, бюджетные ресурсы, межбюджетное регулирование.
I.E. Mazur, postgraduate student, Novosibirsk state university of economic and management
METHODICAL APPROACHE TO DETERMINATE TAX POTENTIAL OF MUNICIPAL TRACTS
Abstract. In article different methods of estimation of tax potential of municipal tracts are considered. Results of estimation of tax potential are presented and offers in perfection of actual gears of estimation of tax potential area are produced.
Keywords: tax potential of municipal tracts, tax and non-tax income, methods, budgetary resources, inter-budgetary regulation
Современная экономическая ситуация требует от местных органов власти решение проблемы наполнения бюджета. Основанием для расчета бюджетных поступлений должна быть реальная доходная база, учитывающая систему природного, экономического и производственного потенциала территории.
Применяемая в настоящее время Министерством финансов при расчете сумм финансовой помощи методика оценки потенциальных налоговых доходов субъектов Федерации (валовых налоговых ресурсов) не удовлетворяет ряду требований, которые предъявляются к расчетам такого рода [2]. Во-первых, используемая форма зависимости налогового потенциала от основных факторов (в методике применяется система прогнозиро-
№ 2 - 2011
89