Научная статья на тему 'Роль глобализации культур в трансформации менталитета'

Роль глобализации культур в трансформации менталитета Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Баглиева А. З.

В данной статье автор анализирует роль глобализации культур в из­менении менталитета этносов. При этом автор отмечает, что созданная людьми духовная и материальная культура носит общечеловеческий характер, а новая глобальная рамка эволюционной интерпретации вы­водит народы за пределы этих самобытных культур и требует совер­шенно новых средств освоения типов международной рефлексии, формирования новой этнокультурной ментальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль глобализации культур в трансформации менталитета»

РОЛЬ ГЛОБАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУР В ТРАНСФОРМАЦИИ МЕНТАЛИТЕТА

© Баглиева А.З.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

В данной статье автор анализирует роль глобализации культур в изменении менталитета этносов. При этом автор отмечает, что созданная людьми духовная и материальная культура носит общечеловеческий характер, а новая глобальная рамка эволюционной интерпретации выводит народы за пределы этих самобытных культур и требует совершенно новых средств освоения типов международной рефлексии, формирования новой этнокультурной ментальности.

Проходящий в современном обществе процесс глобализации есть объективная реальность.

Множество народов, существующих на планете, и множество их культур взаимно и неразрывно связаны между собой. Каждая культура может обнаружить взаимодополняемость некоей другой. В современном мире практически все народы включены в процессы межкультурных контактов и испытывают определенные этнокультурные деформации. Это обусловлено тем, что взаимодействующие общества обычно находятся на разных уровнях социально-экономического развития и их контакты носят асимметричный характер: культурные заимствования и ассимиляционные процессы протекают преимущественно в одном направлении - от обществ, более развитых политически и экономически, к менее развитым. Ввиду некорректности понятий «более» и «менее» в отношении развитости той или иной культуры процесс ассимиляции в ходе культурного взаимодействия можно рассматривать с помощью такого критерия, как уровень технического освоения природы.

Исходя из определений «этноса» и «нации» как моно- и полиэтничных образований национальную культуру можно обозначить как культуру нации, включающую в себя не только этноспецифические, но и межэтнические, региональные и общечеловеческие компоненты.

Для развития общественной жизни характерно стремление индивидов к объединению, в котором проявляется необходимость определенной регламентации в восприятии огромного объема информации, поступающей и воздействующей на них в ходе коммуникативной деятельности. Основными критериями такого объединения выступают общие интересы по со-

* Заведующая кафедрой Философии, доктор философских наук, доцент.

словно-статусному, стратификационному, возрастному, профессиональному и другим критериям. Такие объединения в специальной литературе определяются понятием «субкультура». Вхождение в ту или иную субкультуру современного, перенасыщенного информацией общества - в результате самоидентификации индивида по совпадению интересов - опосредуется многими условиями, прежде всего изменениями социально-психологических установок, а, следовательно, и интересов в результате перехода индивида из одной (возрастной, профессиональной, социальной и т.д.) категории в другую.

Так, на наш взгляд, огромное значение приобретает нормативная значимость идеалов национальной культуры, предлагающей индивиду готовую систему критериев и ценностных ориентации в окружающей действительности и при отборе поступающей информации. Это, в свою очередь, актуализирует процессы, происходящие в национальной культуре, выступая в роли «катализатора», непосредственно влияющего на ее развитие.

Отмеченная нами особенность выступает показателем проявления такой всеобщей закономерности развития общечеловеческой культуры, как ее зависимость от многообразия локальных этнических и национальных культур.

Анализ национальной культуры любого конкретного народа, ее этнической специфики возможен только в сопоставлении ее с другими культурами, так как при этом выявляются различия культур, их этническая специфика и своеобразие. Очевидно, что даже само национальное своеобразие определенной культуры проявляется только в контексте человеческой культуры вообще, в сопоставлении данной культуры с другими, в диалоге: вне этого невозможно ни существование, ни развитие национальной культуры [4, с. 71].

Для данного исследования методологически актуально признание того, что каждой национальной культуре присущи свой особенный код, своя этническая картина мира, свои, характерные только для нее образы целостного восприятия окружающего мира. Каждая отдельная культура, будучи частью общемировой, при взаимодействии с другими культурами в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации имеет тот или иной уровень самостоятельности и своеобразия.

Вполне естественно, что вся созданная людьми духовная и материальная культура в целом носит общечеловеческий характер. Каждый отдельно взятый этнос представляет собой неотъемлемую часть человечества и в то же время является носителем и творцом собственного менталитета, обычаев, нравов, ценностей и традиций. Но «...как бы ни были значительны достижения отдельной нации, подлинный прогресс народов связан с приобщением их к общемировому опыту, к общечеловеческим ценностям, к всемирной культуре. Поэтому обращение к собственной истории, к собственному опыту и опора на собственные силы оправданны и полезны лишь

в том случае, если они не препятствуют усвоению достижений других народов [3, с. 5]. Однако нельзя закрывать глаза и на тот факт, что в современном мире в процессе усвоения и адаптации тех элементов культуры, которые поднялись на интернациональный уровень, нередко происходит утрата отдельными этническими культурами некоторых своих положительных ценностных компонентов, а иногда и полное исчезновение локального и этнического своеобразия. Таким образом, данный процесс не следует воспринимать только как объективный и положительный - народ обязан сберечь свое национальное достояние, ибо только в этом случае он может внести в общую сокровищницу народов что-то свое, неповторимое, без чего невозможно мировое единство.

Современный мир становится глобальным, и мировой социум стремится стать единым [2, с. 34-39]. Происходят большие сдвиги в мировоззрениях народов, во взглядах на религии и этнокультурные идентифика-тивные качества. Современный мир вынуэдает людей приноравливаться к новым культурным масштабам, встроиться в глобальный социум и найти себе возможную нишу. Ожесточенность народов в этой борьбе свидетельствует, что не все готовы к этой неминуемой трансформации, и социокуль-туре ряда народов когда-либо придется уйти с мировой сцены в процессе глобальной эмерджентности.

В свою очередь, новая глобальная рамка эволюционной интерпретации выводит народы за пределы этих самобытных культур и требует совершенно новых средств освоения типов международной рефлексии, формирования новой этнокультурной ментальности, которая бы способствовала сохранению основных черт этнического своеобразия и одновременной интеграции их в общечеловеческую культуру. Безусловно, это бы способствовало сохранению этнокультурного и генетического фонда нации в социальной природе.

Урбанизация и ярко проявляющийся феномен массовой культуры, - все это, казалось, навсегда отрывает человека от его этнического прошлого, от его «корней». На фоне этих процессов снижается ценность самой индивидуальности человеческой личности. Одновременно с этим, новые социокультурные реакции малых народов на глобальные этнические фрустрации заставляют пересмотреть и саму политику глобальной интеграции в пользу малых культур и социальных сообществ, поскольку политическая практика последних десятилетий показала бессилие крупных сообществ в реализации идей глобализма перед малочисленными социальными организмами. Люди понимают, что идея глобализма, как стратегия развития мирового сообщества, служит, прежде всего, защите интересов крупных сообществ, и поэтому в этом социально-политическом взаимодействии не остается свободного тактического поля для малых или средних национальных государств. Естественно, данное обстоятельство заставляет народы сражаться за

свое жизненное пространство всеми экономическими, военно-политическими и социокультурными средствами. В этой борьбе они огромное значение придают таким личностно-психологическим качествам своих сограждан как патриотизм, мужество, трудолюбие, интеллектуальность, преданность своим духовным ценностям. В свою очередь, эти же социопсихологические параметры личности способствуют формированию в сообществе и развитию этнокультурной ментальности, и воспитанию защитников своего государства, своей родины. В этих условиях в ответ на нивелирующее воздействие современной цивилизации возникает тенденция к активизации этнических процессов в обществе, что подтверждается волной процесса этнического возрождения, прокатившегося по всему миру, начиная с 70-х годов [1, с. 62-66]. В чем же причина увеличения роли этнического фактора в общественных процессах самых разных стран? Научно-технический прогресс с середины XX века дал человеку небывалые возможности. Появление в обществе новых информационных технологий очень сильно изменило жизнь человека. Появление новых способов передачи и хранения информации привело к возникновению новых способов общения людей. Мир каждого человека расширился до планетарных масштабов, мир человечества в целом, наоборот, стал более тесным. В результате интеграционных процессов в обществе, начавшихся вместе с информационной революцией, были затронуты все аспекты человеческой жизни. И, в первую очередь, это коснулось сферы этнического сознания. Проблема взаимоотношения нового общества и человека в нем затронула такие сферы этнической ментально-сти, как групповая принадлежность, самоидентификация группы. В этом направлении особую значимость приобретают такие этноопределительные факторы как язык, этническая история, система ценностей этнической группы. Таким образом, быстрота изменений общественных связей и отношений с одной стороны соседствует с мало изменяющейся этнической мен-тальностью с другой.

В условиях нарастания объективной тенденции не только этнической и национальной консолидации, но и межэтнической интеграции в многонациональной стране процессы национального развития способствуют обмену ценностями, стимулируют новые творческие искания, расширяют объемы методов и средств, используемых в культуре.

Духовная культура, в свою очередь, играет важную роль в развитии межэтнических отношений. Она способствует пониманию закономерностей социального поведения людей разных национальностей, их мирови-дения и мироощущения, что помогает регулированию процессов межэтнических отношений, установлению взаимопонимания между народами полиэтничного общества.

Анализируя основные аспекты становления глобальной культуры, полагаем, что на сегодняшний день можно выделить следующие направле-

ния трансформаций глобального процесса: распространение во всемирном масштабе стандартизированных технологий производства и услуг; высокая степень интеграции и корреляции всех хозяйственных процессов, включая материальное производство, финансы; возникновение единых глобальных высоко интегрированных систем политических взаимодействий; стремительное развитие новейших информационных и особенно компьютерно-телекоммуникационных технологий порождающих виртуальный мир, основу которого составляют глобальные информационные сети, объединенные прежде всего в виде Интернета; взаимное проникновение детерминирующих глобальных культур в другие культурные ареалы.

Рассматривая данные тенденции в современном обществе, можно прийти к выводу, что глобальные трансформации, неизбежно приводящие к усилению доминирующих менталитетных установок, не приводят к полной трансформации субдоминантных культур. Взаимодействие локальной и глобальной культуры проходит не по схеме вытеснения культур, а, наоборот, в конечном этапе происходит переработка культурных инноваций и приспособление их «под себя». Существует некоторый порог восприятия новаций цивилизационной системой, который определяется традиционализмом данного общества.

Список литературы:

1. Ашхамахова A.A. Феномен менталитета: анализ зарубежных исследований. // Современное право. - 2006. - № 1. - С. 62-66.

2. Бенин В.Л. Глобализация культуры: противоречия западного и восточного типов менталитета. // Ученые записки Оренбургского государственного педагогического университета. - Т. 1: Педагогика. - Оренбург, 2004. - С. 34-39.

3. Боронаев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. - СПб.: Лениздат, 1992. - С. 5.

4. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977. - 71 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.