Научная статья на тему 'РОЛЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

РОЛЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казуров М.А., Пашкова Т.А.

В данной статье рассмотрен вопрос о снижении физической активности среди студентов высших учебных заведений и методы решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казуров М.А., Пашкова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GYMNASTIC EXERCISES IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In this article, the issue of reducing physical activity among students of higher educational institutions and methods for solving this problem is considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

УДК 796.41:378

Казуров М.А. старший преподаватель кафедра «Физического воспитания»

Пашкова Т.А. старший преподаватель кафедра «Физического воспитания» ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет

архитектуры и строительства Россия, г. Пенза

РОЛЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос о снижении физической активности среди студентов высших учебных заведений и методы решения данной проблемы.

Ключевые слова: физическая активность, студенты, здоровье.

Kazurov M.A.

Senior Lecturer of the Department of Physical Education FGBU VO Penza State University of Architecture and Construction

Penza, Russia Pashkova Т.А.

Senior Lecturer of the Department of Physical Education FGBU VO Penza State University of Architecture and Construction

Penza, Russia

THE ROLE OF GYMNASTIC EXERCISES IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL

INSTITUTIONS.

Abstract: In this article, the issue of reducing physical activity among students of higher educational institutions and methods for solving this problem is considered.

Key words: physical activity, students, health.

В настоящее время, по данным Министерства Здравоохранения Российской Федерации, снизилась физическая активность среди студентов высших учебных заведений. Это связано с тем, что в век новых технологий у каждого студента имеется современный гаджет смартфон или планшет. Студенты большое количество времени проводят в сети Интернет, социальных сетях и развлекательных порталах. Если раньше молодые люди проводили время, занимаясь физической активностью, то сейчас количество таких людей снизилось. Можно пронаблюдать, что в парках, зонах отдыха, количество людей, занимающихся спортом неуклонно снижается.

По личным наблюдениям, из 10 человек, пришедших в парк 7 сидят в смартфонах, 2 - разговаривают и общаются с другими людьми и только 1

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 5/2(21) 2018

httD://forum-nauka.ru

21

или 2 человека катаются на велосипеде, роликах, скейтборде или делают пробежки. Частично это связано с отсутствием оборудованных зон занятий спортом и недостаточной инфраструктурой для таких занятий. Например, в городе Спутник такие площадки имеются и количество людей на них, которые ведут активный образ жизни, отличается от тех районов, где спортивных площадок недостаточно. Второй фактор, влияющий на снижение физической активности - это инновационные технологии, позволяющие сделать все важные дела, не выходя из дома. Например, мощные смартфоны, телевизоры и компьютеры. Это сделано для максимального удобства человека, но это мешает двигательной деятельности. Пора отложить свои смартфоны и задаться вопросом: чтобы поддерживать свое здоровье в нормальном состоянии и не допускать риска возникновения таких болезней, как сахарный диабет, болезни суставов, и снижение иммунитета, достаточно заниматься простейшими физическими упражнениями 20-25 минут в день. Физическая активность не должна наносить ущерб здоровью. Важно учитывать физиологические характеристики человека. Для людей с болезнями сердечно - сосудистой системы лучше упражнения будут занятия на эллипсе, прогулки по лесу. Для силовых тренировок можно использовать эластичные эспандеры, штанги с небольшим весом и гантели. Нельзя сразу брать «большие веса» и загружать себя до изнеможения. Если постепенно увеличивать интенсивность тренировок и их сложность, то вреда для здоровья не будет. Наоборот, люди, которые уделяют время своей физической активности, в будущем не будут страдать от болезней сердца. Поэтому многим студентам стоит задуматься о своем будущем уже сейчас и позаботиться о том, чтобы не страдать от болезней, начиная с 25 лет. Ведь по источникам медицинских организаций, молодые люди, ведущие пассивный образ жизни и увлекающиеся алкоголем и сигаретами подвержены раннему старению организма. Это преждевременное старение внутренних органов, работы кровеносной и сердечно-сосудистой систем, старение кожи и опорно-двигательного аппарата.[1,с.124]

Для молодых людей, которые страдают от болезней суставов, таких как артрит и артроз, занятия физической культурой также приносят пользу. Для данной категории людей полезным будет являться лыжный спорт, скандинавская ходьба и велоспортом. А вот бег, ходьбу и аэробные нагрузки лучше исключить. При занятии на лыжах или велосипеде нагрузка на тазобедренные и коленные суставы даже меньше, чем при обычной ходьбе. Вышеперечисленная информация является общей для всех слоев населения. Но для того, чтобы сократить риск возникновения таких болезней, лучше начинать заниматься физическими нагрузками с детства или молодого возраста. Достаточно 10 минут в день интенсивной нагрузки или 30 минут умеренной нагрузки. Сейчас в распоряжении молодежи есть велосипеды, ролики, закрытые катки, роллердромы, скандинавская ходьба и спортплощадки, расположенные в черте города. Помимо этого существует

ряд упражнений, которые помогут поддерживать себя в форме. Кроме того, их можно делать без использования дополнительных средств.

Зачем нужна физическая активность и почему это так важно для молодых людей, а в частности студентов. Во первых, у студента часто возникают проблемы с позвоночником и шейноворотниковой зоной. Это происходит из-за того, что молодые люди часто сидят за компьютером в напряженном положении. Из-за этого часто болит шея и пояснично-крестцовый отдел. Во вторых, многие молодые люди жалуются на ухудшение резкости зрения и «ломку» суставов. Это связано с использованием смартфонов без перерыва. Соответственно, зрение портится, а пальцы устают набирать бесконечные сообщения. Что произойдет, если заниматься физической культурой регулярно? - улучшится мышечный тонус, также у сердечной и дыхательной системы; - улучшится функциональный фон; - снизится риск развития гипертонии, ишемической болезни сердца, инсульта, а также депрессии; - улучшится психо-эмоциональное состояние.

Существует определенный комплекс физических упражнений, разработанных в соответствии с особенностями молодого организма и современного мира. Комплекс упражнений направлен на улучшение физического здоровья и сконцентрирован на «проблемных зонах» молодого поколения. Атлетическая гимнастика для студентов повышает аэробные и анаэробные возможности организма, улучшает кровоснабжение, емкость легкость, выносливость и способствует снижению жировой прослойки организма. Для проведения гимнастики необходимо определить уровень подготовленности студентов. Для девушек предлагаются следующие испытания:

- бег на 1 километр;

- поза «Планка» в течение 1 минуты;

- отжимания от перекладины или лавочки на количество повторений.

Для юношей:

- бег на 2 километра;

- количество сгибаний и разгибаний рук в упоре на брусьях;

- подъем туловища из положения «лежа» на спине в течение 30секунд;

- количество приседаний на 2 ногах в течение 30 секунд.

После определения уровня подготовленности студентов, делается заключение и составляется программа гимнастических упражнений.[2,с.224-230] В физическом воспитании студентов существует понятие «специальные медицинские группы». Это группы студентов, имеющие противопоказания для обычных занятий физической культурой. Для этих студентов существует ряд упражнений, которые являются безвредными и даже полезными для их здоровья. Например, упражнение «Планка». Данное упражнение имеет статистическую нагрузку на все группы мышц, основной акцент делается на укрепление поверхностных и глубоких мышц живота, плечевого пояса, ног. В исходном положении достаточно простоять от 20 до 80 секунд, в зависимости от подготовленности. Основной ошибкой в выполнении такого

упражнения является неправильный прогиб в пояснице, который может привести к болезненным ощущениям после выполнения. Поэтому все упражнения, рекомендуется выполнять под присмотром преподавателя. Для студентов, имеющих проблемы с органами дыхательного аппарата, рекомендуется выполнять специальную дыхательную гимнастику. Большинство студентов не имеют противопоказаний к выполнению физических упражнений. Поэтому им можно давать более высокую нагрузку и упражнения, тренирующие выносливость. Перед комплексом упражнений необходимо растянуть мышцы разминкой. Разминка воротниковой зоны, разгибания-сгибания кистей рук, ступней ног, растяжка икроножной мышцы и мышц рук. После разминки можно приступать к упражнениям. Примеры упражнений:

- челночный бег;

- махи ногами на 90 градусов назад и в стороны;

- выпады с гантелями или с другим утяжелением;

- глубокие приседания;

- подъем гантелей над головой при помощи сгибания рук;

- разведение рук с гантелями в стороны;

- подъем корпуса из положения лежа.

- подъем на носки, сидя на тренажере;

- работа на эллиптическом тренажере;

- прыжки на скакалке;

- упражнение «Планка». [3,с.325-331]

Исходя из уровня подготовленности и медицинских показателей, совместно с преподавателем можно разработать программу занятий, которая будет походить именно Вам по всем параметрам. Следует помнить о том, что любая физическая активность - это польза для организма. Через 5 или 10 лет ваше тело скажет вам спасибо. После регулярных занятий улучшается кровоснабжение, состояние кожи, внутренних органов, улучшается мозговая деятельность. Ведь учеными давно доказано, что физическая деятельность напрямую зависит от мозговой активности. Чем чаще человек чередует эти две деятельности, тем продуктивнее его работа в каждом из этих направлений.

Использованные источники:

1. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильина. - М.: Гардарики, 2004. - 448с.

2. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие /Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов / Под общ. ред. Л.С. Дворкина. - Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглория, 2008. - 700с.

3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -528с.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 5/2(21) 2018

htto://forum-nauka.ru

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.