Научная статья на тему 'Особенности содержания и нагрузки программ фитнеса разных направлений'

Особенности содержания и нагрузки программ фитнеса разных направлений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
442
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОГРАММЫ ФИТНЕСА / НАПРАВЛЕНИЯ ФИТНЕСА / СОДЕРЖАНИЕ / НАГРУЗКА / WOMEN / MATURE AGE / FITNESS PROGRAMS / FITNESS DIRECTIONS / CONTENT / LOAD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Перевалина Е.А., Шестаков М.М.

В современном обществе женщины зрелого возраста в связи со своими функциями являются наименее физически активной частью взрослого населения, составляющего основной интеллектуальный потенциал государства. Недостаток двигательной активности женщин зрелого возраста приводит не только к избыточному весу, снижению общей работоспособности и выносливости, но и к развитию различных заболеваний. Решение этой проблемы специалисты связывают с систематическим использованием средств оздоровительной физической культуры с учетом соответствия их потребностям, особенностям и предпочтениям. В настоящее время большой популярностью у женщин зрелого возраста пользуется фитнес. При этом специалисты насчитывают около 200 различных фитнес-программ, которые реализуются на практике в настоящее время. Занятия, в процессе которых они реализуются, существенно отличаются друг от друга составом упражнений, целевой направленностью, интенсивностью заданий, механизмами преимущественного энергообеспечения выполняемой работы, дозировкой нагрузки и отдыха, что затрудняет их комплексное использование. В связи с этим приоритетная задача данного исследования заключалась в определении специфических особенностей содержания и нагрузки, характерных для программ фитнеса разных направлений. Для решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования: констатирующий педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, хронометрирование, пульсометрия.В результате исследования установлены показатели, отражающие специфические особенности таких программ, относящихся к разным направлениям фитнеса, как занятия на тренажерах, классическая аэробика, силовая аэробика, функциональный тренинг, фитнес-йога. Представляется очевидным, что полученные сведения делают возможным разработку индивидуальных программ физкультурно-оздоровительных занятий для женщин зрелого возраста, адекватных их индивидуальным целевым установкам на основе сочетания средств разных направлений фитнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONTENT AND LOADS OF FITNESS PROGRAMS OF DIFFERENT DIRECTIONS

In modern society, mature women due to their functions are the least physically active part of the adult population, componenting the main intellectual potential of the state.Lack of motor activity of mature women leads not only to overweight, lower overall performance and endurance, but also to the development of various diseases. Experts connect the solution of this problem with systematic use of physical education taking into account meeting of their needs, features and preferences.Currently, fitness is very popular among women of mature age. At the same time, experts count about 200 different fitness programs, which are born out in practice at present. Classes during which they are implemented, significantly differ from each other in the composition of the exercises, targeted focus, task intensity, mechanisms for the primary energy supply of the performed work, dos-age of exercises and rest, which makes their complex use dificult.In this regard, the priority task of this study consisted in the determination of specific features of content and loads of specific fitness programs of difierent directions.To solve this problem, the following research methods were used: stating pedagogical experiment, pedagogical observation, timekeeping, heart rate monitoring.The study established the indicators reflecting the specific features of such programs, related to different areas of fitness, like classes on fitness equipment, classical aerobics, power aerobics, functional training, fitness yoga.It seems obvious that the information obtained makes it possible to develop individual programs for fitness classes for women of a mature age, adequate to their individual target settings based on a combination of means of different areas of fitness.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания и нагрузки программ фитнеса разных направлений»

УДК: 796.035

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И НАГРУЗКИ ПРОГРАММ ФИТНЕСА РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Е.А. Перевалина, аспирант кафедры теории и методики футбола и регби,

М.М. Шестаков, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики футбола и регби,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: shmm@mail.ru.

Аннотация. В современном обществе женщины зрелого возраста в связи со своими функциями являются наименее физически активной частью взрослого населения, составляющего основной интеллектуальный потенциал государства.

Недостаток двигательной активности женщин зрелого возраста приводит не только к избыточному весу, снижению общей работоспособности и выносливости, но и к развитию различных заболеваний. Решение этой проблемы специалисты связывают с систематическим использованием средств оздоровительной физической культуры с учетом соответствия их потребностям, особенностям и предпочтениям.

В настоящее время большой популярностью у женщин зрелого возраста пользуется фитнес. При этом специалисты насчитывают около 200 различных фитнес-программ, которые реализуются на практике в настоящее время. Занятия, в процессе которых они реализуются, существенно отличаются друг от друга составом упражнений, целевой направленностью, интенсивностью заданий, механизмами преимущественного энергообеспечения выполняемой работы, дозировкой нагрузки и отдыха, что затрудняет их комплексное использование.

В связи с этим приоритетная задача данного исследования заключалась в определении специфических особенностей содержания и нагрузки, характерных для программ фитнеса разных направлений.

Для решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования: констатирующий педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, хронометрирование, пульсометрия.

В результате исследования установлены показатели, отражающие специфические особенности таких программ, относящихся к разным направлениям фитнеса, как занятия на тренажерах, классическая аэробика, силовая аэробика, функциональный тренинг, фитнес-йога.

Представляется очевидным, что полученные сведения делают возможным разработку индивидуальных программ физкультурно-оздоровительных занятий для женщин зрелого возраста, адекватных их индивидуальным целевым установкам на основе сочетания средств разных направлений фитнеса.

Ключевые слова: женщины, зрелый возраст, программы фитнеса, направления фитнеса, содержание, нагрузка.

Для цитирования: Перевалина Е.А., Шестаков М.М. Особенности содержания и нагрузки программ фитнеса разных направлений // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 2. - С. 98-105.

For citation: Perevalina Е.А., Shestakov М.М. Features of content and loads of fitness programs of different directions. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2020, no 2, pp. 98-105 (in Russian).

Введение. Анализ современной научно-методической литературы демонстрирует актуальность проблемы оздоровления взрослого населения, составляющего основной интеллектуальный потенциал государства [4].

В современном обществе женщины зрелого возраста в связи со своими функциями являются наименее физически активными и нуждаются в формировании

стабильной потребности в систематических занятиях физической культурой [1, 2].

Гиподинамия женщин зрелого возраста приводит не только к избыточному весу, снижению общей работоспособности и выносливости, но и к развитию различных заболеваний [3, 6, 12].

По мнению специалистов, улучшить состояние физического здоровья, увеличить работоспособность, продлить активное долголетие, скорректировать проблемные зоны, развить физические качества, улучшить функциональные показатели женщин 30-40 лет позволяет использование арсенала средств и методов оздоровительной физической культуры, которые максимально соответствуют потребностям, особенностям и предпочтениям данного контингента [11].

В настоящее время все большую популярность среди женщин зрелого возраста приобретает фитнес. На сегодняшний день специалисты насчитывают около 200 различных фитнес-программ [8, 10].

Проведение занятий в фитнес-клубах осуществляется с использованием фитнес-программ разных направлений. Занятия, в процессе которых они реализуются, отличаются друг от друга составом упражнений, целевой направленностью, интенсивностью заданий, механизмами преимущественного энергообеспечения работы, дозировкой нагрузки и отдыха, использованием специального оборудования [5, 7, 9, 13].

Поэтому представляется вполне очевидным, что эффективность комплексного использования программ разных направлений фитнеса во многом обусловлена полнотой сведений о специфике содержания и параметрах нагрузки этих средств фитнеса.

В связи с этим приоритетная задача данного исследования заключалась в определении специфических особенностей состава упражнений и параметров нагрузки, которые характерны для программ фитнеса разных направлений.

Методы и организация исследования. Для решения поставленной задачи был проведен констатирующий эксперимент, в процессе которого контролю были подвергнуты занятия женщин первого периода зрелого возраста, реализовывавших программы пяти разных направлений фитнеса (занятия на тренажерах, классическая аэробика, силовая аэробика, функциональная аэробика, фитнес-йога) по три тренировки в неделю длительностью 60 минут каждая в течение девяти недель. При этом использовались следующие методы исследования: педагогическое наблюдение, хронометрирование, пульсометрия.

Результаты исследования. В результате исследования установлено, что реализация программы занятий исключительно с использованием тренажеров осуществляется на основе метода круговой тренировки со строгой регламентацией показателей нагрузки (таблица 1).

В частности в подготовительной части занятия в процессе разминки применяются равномерный и переменный методы непрерывного упражнения, в основной части - равномерный метод повторного упражнения с использованием непредельных усилий, а в заключительной - равномерный метод непрерывного упражнения.

При этом в подготовительной части используются следующие упражнения: ходьба или бег на беговой дорожке; езда на велотренажере; упражнения на эллипсоидном тренажере; ходьба на степпере; упражнения на увеличение подвижности в суставах; упражнения на гибкость для каждой мышечной группы, задействованной в основной части.

В основной части занятия применяются следующие упражнения:

Для развития силы мышц передней и задней поверхности бедра, мышц голени, ягодичных мышц: жим ногами; подъем на носки сидя; выпады; разгибание и

Таблица 1

Состав упражнений и показатели нагрузки занятий с использованием тренажеров у женщин 30-40 лет

Показатели нагрузки Характеристика нагрузки по частям занятия

подготовительная часть основная часть заключительная часть

Объем 10 мин. 45 мин. 5-8 мин.

Целевая Развитие общей Развитие силовой Развитие гибкости в

направленность выносливости. выносливости. статическом режиме.

Интенсивность ЧСС 100-120 уд/мин., интенсивность низкая. Вес отягощений от 30-40% до 50-70% от мах, интенсивность средняя. ЧСС 90-110 уд/мин., интенсивность низкая.

Продолжительность пауз отдыха Без отдыха. Между подходами 45 секунд, между сетами 5-10 мин. Без отдыха.

Дозировка Ходьба или бег 1200-1800 метров на беговой дорожке, после растяжка 3 мин. От 10 до 20 повторений в одном подходе, 2-3 подхода. Удержание позы 30-60 сек.

сгибание ног на тренажере; разведение и сведение ног на тренажере; приседания на тренажере Смита; гиперэкстензия; ягодичный мостик на одной ноге; румынская становая тяга.

Для развития силы мышц спины: гиперэкстензия; разгибание спины на фитболе; становая тяга с бодиба-ром или малым грифом; латеральная тяга.

Для развития силы мышц груди, сгибателей и разгибателей предплечья: жим штанги лежа; жим гантелей лежа на горизонтальной и на наклонной скамье; разведение гантелей на горизонтальной и наклонной скамье; подъем гантелей через стороны вверх; три-цепсовые разгибания на блоке; тяга за голову на вертикальном блоке; тяга гантелей в наклоне; сведение рук на тренажере «Пек Дек»; тяга к животу на горизонтальном блоке; подъем гантелей в стороны в наклоне; подъем гантелей вперед; отведение рук назад на тренажере; сгибание на бицепс на тренажере; сгибание на трицепс на тренажере; сгибание на бицепс на

скамье Скотта; сгибание на бицепс стоя с гантелями; пуловер.

Упражнения для развития силы мышц брюшного пресса: повороты туловища сидя на тренажере; подъем ног в упоре на брусьях; скручивания на фитболе; сгибание и разгибание туловища на тренажере.

В заключительной части занятия в тренажерном зале применяются следующие задания: упражнения для коррекции осанки; дыхательные упражнения; упражнения на растягивание мышц, задействованных в основной части; ходьба по беговой дорожке или на степпере.

Реализация программы занятий классической аэробикой базируется на использовании методов строго регламентированного упражнения (таблица 2).

Занятие традиционно делится на три части: подготовительную, основную, заключительную. При этом основная часть в свою очередь условно делится на аэробную разминку, «аэробный пик» и первую заминку, а

Таблица 2

Состав упражнений и показатели нагрузки занятий классической аэробикой у женщин 30-40 лет

5 Характеристика нагрузки по частям занятия

ли Ф ¡С тз Основная часть Заключительная часть

ау з я ьТ £ <° о х П Подготовительная часть аэробная разминка «аэробный пик» 1 заминка партерная часть 2 заминка

Объем 5-10 мин. 5-10 мин. 20-25 мин. 5 мин. 6-8 мин. 2-3 мин.

1- и Развитие общей

5 ^ т 1 <5 <У Развитие Развитие общей и специальной выносливости, координационных Развитие общей Развитие силовой выносливости. Развитие

5 1 = а. гибкости. выносливости. выносливости. гибкости.

га X способностей.

о ЧСС ЧСС ЧСС ЧСС ЧСС ЧСС 90-110 уд./мин., интенсивность низкая. Темп 40-60 акц/мин.

хгаЧ 120-132 уд/мин., интенсивность 128-140 уд./мин., интенсивность 140-160 уд./мин., интенсивность 124-140 уд/мин., интенсивность 112-130 уд./мин., интенсивность

итт х^о 2 Е о. 1 1 ° 1— низкая. Темп 60-90 акц/мин. средняя. Темп 90-120 акц/мин. средняя/высокая. Темп 130-160 акц/мин. средняя. Темп 90-120 акц/мин. низкая. Темп 60-90 акц/мин.

.£> 1- и О X га ^ -а <и ^ Без отдыха или

1- 1- ^ о Без отдыха. Без отдыха. активный отдых Без отдыха. Без отдыха. Без отдыха.

^ ^ О га Ч <= О ср С! до 40 сек.

Дозировка 18-20 упражнений, общее число повторений 68-120 раз. 14-20 упражнений, общее число повторений 42-80 раз. 20-30 упражнений, общее число повторений 80-120 раз. 4-8 упражнений, общее число повторений 12-32 раз. 5-6 упражнений, общее число повторений 150-180 раз. 6-7 упражнений с фиксацией по 10-12 сек.

заключительная часть - на партерную часть и вторую заминку.

В подготовительной части занятия в процессе подготовки мышц, связок и суставов к основной части применяются равномерный метод непрерывного и повторного упражнения, в основной части - переменный метод повторного упражнения, а в заключительной -равномерный метод повторного упражнения и равномерный метод непрерывного упражнения.

При этом в подготовительной части занятия используются разминочные упражнения с локальными движениями: махи руками; повороты головы; наклоны; круговые движения в плечевых суставах; полуприседы; выпады; варианты шагов на месте; различные короткие перемещения; растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы.

В основной части занятия классической аэробикой сначала используются базовые и усложненные элементы движений, разновидности ходьбы с согласованной работой рук, выпады, приседы, приставные шаги, скрестные шаги, танцевальные связки, затем танцевальные комбинации, различные прыжки, скачки, подскоки с согласованной работой рук, махи, переменные шаги, перемещения в различных направлениях и в завершение различные варианты ходьбы и перемещений. При этом используются следующие варианты шагов: Open step, March, Mambo, V-step, Cross, Step-touch, Double Step-touch, Step-tap, Chasse, Step-lift, Front back side, Step-curl, Step-kick, Step-plie, Step-lunge, Steplunge, Step-knee, Knee-up или Knee- lift, Grape-wine, Double step-touch, lift leg side, leg curl. Связки шагов выполняются на 8, 16, 32 счета.

В заключительной партерной части занятия классической аэробикой применяются упражнения для развития силы прямых и косых мышц живота; отводящих и приводящих мышц бедра; мышц задней поверхности бедра; сгибателей и разгибателей рук из различных исходных положений, а во второй заминке - стретчинг с

фиксацией поз с последующим расслаблением и дыхательные упражнения.

В процессе занятий силовой аэробикой, которая ориентирована преимущественно на развитие силовой выносливости, при выполнении упражнений используются методы строго-регламентированного упражнения (таблица 3).

В частности в подготовительной части занятия при выполнении разминочных упражнений применяется равномерный метод непрерывного и повторного упражнения, а в основной части и заключительной -равномерный метод непрерывного упражнения.

В состав упражнений подготовительной части занятия силовой аэробикой входят разновидности ходьбы с согласованной работой рук, махи руками и ногами, приседания, выпады, бег, прыжки и предстретчинг динамический, направленные на развитие общей выносливости и гибкости.

В этой части занятия выполнялись простейшие шаги и связки, взятые из классической аэробики: Marching -ходьба на месте, Basic Step, V-Step, A Step, T-step, L-step, Open step (открыть стопу), StepTouch (приставной шаг), Grapwine («перекрестный шаг»), Double step touch (двойное движение в сторону приставными шагами), Knee up (колено вверх), Side-отведения ноги в сторону, Curl-захлест голени; выпады с ноги на ногу. После выполнения разминочных шагов выполнялся динамический предстретчинг, продолжительность которого 2 мин, включал махи рук, ног, выпады.

В содержание основной части занятия входят упражнения для развития силовой выносливости разных мышечных групп и их сочетаний: ног и верхнего плечевого пояса (ноги+плечи); спины и двуглавая плеча (спина+бицепс); грудные и треглавая плеча (грудь+трицепс); брюшного пресса. В процессе занятия упражнения силовой направленности выполнялись в динамическом и в статодинамическом режимах, где в качестве непредельных отягощений используются

Таблица 3

Состав упражнений и показатели нагрузки занятий силовой аэробикой у женщин 30-40 лет

Показатели нагрузки Характеристика нагрузки по частям занятия

подготовительная часть основная часть заключительная часть

Объем 8-10 мин. 40-45 мин. 5-7 мин.

Целевая направленность Развитие общей выносливости и гибкости. Развитие силовой выносливости. Развитие гибкости.

Интенсивность. Темп музыкального сопровождения ЧСС 110-128 уд/мин., интенсивность низкая. Темп 90-120 акц/мин. ЧСС 138-150 уд/мин., интенсивность средняя. Темп 90-120 акц/мин. ЧСС 90-110 уд./мин., интенсивность низкая. Темп 40-60 акц/мин.

Продолжительность пауз отдыха Без отдыха. Без отдыха. Без отдыха.

Дозировка 10-11 базовых шагов. В предстретчинге 3-4 упражнения. 10-12 упражнений с общим числом повторений одного упражнения 32 раза. 5-6 упражнений с фиксацией 10-12 сек.

Таблица 4

Состав упражнений и показатели нагрузки занятий функциональной аэробикой у женщин 30-40 лет

Показатели нагрузки Характеристика нагрузки по частям занятия

подготовительная часть основная часть заключительная часть

Объем 10-12 мин. 40- 45 мин. 5-7 мин.

Целевая направленность Развитие выносливости, гибкости. Развитие силовой выносливости всех мышечных групп, развитие мышц-стабилизаторов, развитие координации (баланс). Развитие гибкости.

Интенсивность. Темп музыкального сопровождения. ЧСС 110-150 уд/мин., интенсивность средняя. Темп: 90-120 акц/мин. ЧСС 126-140 уд/мин., интенсивность средняя. Темп: 90-120 акц/мин. ЧСС 90-110 уд./мин., интенсивность низкая. Темп: 80-100 акц/мин.

Продолжительность пауз отдыха Без отдыха. Без отдыха. Без отдыха.

Дозировка 8- 10 базовых шагов. В предстретчинге 2-3 упражнения 10-14 упражнений с задержкой в статике от 2-12 сек., общее количество повторений одного упражнения 20-32 раза. 3-5 дыхательных упражнений с фиксацией 1-12 сек.

либо собственный вес тела, либо гантели весом 1-3 кг, «аэробная штанга» весом 8-10 кг или бодибары весом 5-6 кг. При этом после сетов упражнений силового характера на одну группу мышц выполняются упражнения на растяжение по 5-10 секунд.

Заключительная часть занятия силовой аэробикой включает упражнения стретчинга, направленные на растяжку мышц спины, верхнего плечевого пояса, передней и задней поверхности бедра.

В процессе занятий функциональной аэробикой, которая ориентирована преимущественно на развитие мышц-стабилизаторов, силовой выносливости всех мышечных групп и координации движений, при выполнении упражнений используются методы строго-регламентированного упражнения (таблица 4).

При этом если в подготовительной части занятия и в заключительной применяется равномерный метод непрерывного выполнения упражнения, то в основной - равномерный метод непрерывного упражнения и переменный метод непрерывного упражнения.

В подготовительной части функциональной тренировки применяются различные виды ходьбы с согласованной работой рук, приседания, бег, прыжки. Разные связки шагов заимствованы из классической аэробики: StepTouch (приставной шаг), Open step (открыть стопу), Knee up, Curl-захлест голени. Аэробная часть разминки переходит в приседания с различной постановкой ног, затем выполняется динамический предстретчинг, различные махи, круговые движения, выпады и наклоны.

В основной части занятия используются упражнения на все мышечные группы ног, рук, спины, груди, брюшного пресса. При этом на одном занятии выполняются упражнения, воздействующие на несколько мышечных групп. Характерной особенностью этой ча-

сти функциональной тренировки является соединение силовых упражнений с удержанием баланса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В частности, упражнения на мышечные группы ног предусматривают выполнение различных приседов и выпадов с удержанием баланса на одной ноге, удержания позы с поворотами туловища, поднимания таза с опорой на bosu balance, переката на спине на фитболе, боковой подъем ног на колене, подъем ног назад с опорой на фитбол, приседания на одной.

Упражнения на мышечные группы рук, спины и груди предусматривают выполнение различных отжиманий с задержкой в положении «планка на согнутых руках», «планка на прямых руках», «планка на прямых руках с отведением ноги», удержание планки с подтягиванием бедра к груди в динамике, берпи с отжиманием и без, подъем гантелей (бодибара) стоя с удержанием, гиперэкстензия на фитболе, удержание позы на одной ноге с опорой на фитбол, подъем гантелей (бодибара) без удержания, наклоны вперед с поворотами туловища, разведение рук с гантелями.

Упражнения на мышцы брюшного пресса включают различные скручивания туловища на фитболе, поднимание туловища на фитболе, повороты туловища на фитболе, поднимание и опускание ног лежа на спине, подтягивание колен в планке, повороты туловища в планке с опорой на фитбол.

Тренировка фитнес-йогой направлена преимущественно на развитие гармонии между телом и разумом. Она способствует развитию статической силы мышц и координационной способности к равновесию, пространственному ориентированию и межмышечной координации. Для решения этих задач во всех частях занятия используется равномерный метод непрерывного упражнения (таблица 5).

Таблица 5

Состав упражнений и показатели нагрузки занятий фитнес-йогой у женщин 30-40 лет

Показатели нагрузки Характеристика нагрузки по частям занятия

подготовительная часть основная часть заключительная часть

Объем 5-7 мин. 40-45 мин. 5-7 мин.

Целевая направленность Развитие гибкости и подвижности в суставах. Развитие координации и статической силы. Снятие психоэмоционального напряжения.

Интенсивность. Темп музыкального сопровождения. ЧСС 80-90 уд/мин., интенсивность низкая. Темп: 40-60 акц/мин. ЧСС 100-114 уд/мин., интенсивность низкая. Темп: 40-60 акц/мин. ЧСС 70-80 уд/мин., интенсивность низкая. Темп: 40-60 акц/мин.

Продолжительность пауз отдыха Без отдыха. Без отдыха. Без отдыха.

Дозировка Дыхательные упражнения по 8-16 повторений и 6 упражнений суставной гимнастики. Удержание асан от 30 до 180 сек. Дыхательные упражнения в течение одной минуты.

В течение всего занятия асаны плавно чередуются между собой без пауз отдыха, дыхание глубокое и спокойное по схеме: вдох (через нос) - задержка дыхания - выдох. Удержание асан длится от 3 до 5 дыхательных циклов. Увеличение нагрузки в занятии фитнес-йогой осуществляется за счет продолжительности удержания асан, уменьшение точек опоры и выполнение асан с закрытыми глазами.

В процессе подготовительной части выполняются: дыхательные упражнения в партере; настрой сознания на выполнение заданий основной части; повороты, наклоны и круговые движения головой; круговые движения в плечевых, локтевых, лучезапястных, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах; наклоны и повороты туловища.

Основная часть занятия фитнес-йогой начинается с комплекса «Приветствие солнцу», а далее выполняются различные виды асан:

Комплекс «Приветствие солнцу» состоит из последовательно сменяющихся асан: «Поза гора», «Поза наклон назад прогнувшись», «Уттанасана», промежуточная поза «Выпад назад», «Поза планки», «Поза кобры», «Поза собаки мордой вниз», промежуточная поза «Выпад вперед», «Уттанасана», «Поза наклон назад прогнувшись», «Поза гора». Продолжительность комплекса 15 минут.

Выполнение асан стоя: «Треугольник», «Воин1», «Воин2», «Воин3», «Дерево», «Полумесяц», «Стульчик», «Колеса». Выполняется 5-7 асан, продолжительность 15-20 минут.

Выполнение асан в положении сидя и лежа: «Кошки», «Рыбы», «Свечи», «Ребенка», «Планка», «Боковая планка», «Дельфин», «Сету Бандха Сарвангасана», «Плуг», «Полумост», «Чатуранга Дандасана», «Половинная скрученная поза». Выполняется 3-5 асан, продолжительность 15-20 минут.

В заключительной части занятия фитнес-йогой выполняются асана «Шавасана», затем плавные спокойные глубокие дыхательные упражнения, упражнения

на расслабление и элементы психофизической тренировки.

Заключение. Таким образом, результаты исследования позволили установить специфические особенности содержания и нагрузки, которые характерны для программ разных направлений фитнеса (занятия на тренажерах, классическая аэробика, силовая аэробика, функциональный тренинг, фитнес-йога). Очевидно, что это делает возможным разработку для женщин первого зрелого возраста программы физкультурно-оздоровительных занятий, адекватных их индивидуальным целевым установкам на основе сочетания средств разных направлений фитнеса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникиенко Ж.Г. Изменение потребностей, интересов и мотивов занятий физической культурой у студенток в период обучения в вузе / Ж.Г. Аникиенко, М.М. Шестаков // Тенденции развития науки и образования. Научный журнал. - 2018. - № 43. - Ч. 2. - С. 7-10.

2. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика «СПОРТВЕСТ». - 2007. - № 4. - С. 54-57.

3. Жигалова Я.В. Проектирование комплексных оздоровительных фитнес-программ для женщин 30-50-летнего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Я.В. Жигалова. - М., 2002. - 24 с.

4. Зароднюк Г.В. Методика физкультурно-оздоровительных занятий для женщин зрелого возраста / Г.В. Зароднюк, М.Н. Ларионова, В.Ф. Костюченко, С.С. Козлов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 41-44.

5. Иваненко О.А. Влияние занятий фитнесом на физическое состояние и мотивацию женщин / О.А. Иваненко // Теория и практика физической культуры. - 2010. -№ 1. - С. 32-34.

6. Ишанова О.В. Комплексная методика занятий оздоровительной аэробикой с женщинами 25-35-летнего возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / О.В. Ишанова. - Волгоград, 2008. - 27 с.

7. Королева Л.В. Педагогические основы физкультурно-оздоровительных занятий аэробикой и шейпингом с женщинами среднего возраста (35-45 лет): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.В. Королева. - М.: 2004. - 17 с.

8. Лисицкая Т.С. Социологический анализ доминирующих мотиваций, занимающихся в фитнес-клубах / Т.С. Лисицкая, С.И. Кувшинникова // Теория и практика физической культуры. Тренер: Журнал в журнале. - 2004. - № 2. - С. 37-38.

9. Романенко Н.И. Содержание физической подготовки женщин 35-45 лет с использованием различных видов фитнеса на основе учета соматотипа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.И. Романенко. -Краснодар, 2013. - 24 с.

10. Романенко Н.И. Теория и методика избранного вида спорта: учебное пособие / Н.И. Романенко, О.С. Трофимова, Н.И. Дворкина. - Краснодар: КГУФКСТ, 2017.

- 260 с.

11. Савин С.В. Педагогическое проектирование занятий фитнесом с женщинами зрелого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С.В. Савин. - М., 2008.

- 25 с.

12. Самсонова Е.П. Комплексные физкультурно-оздоровительные занятия на основе фитнес-йоги с женщинами среднего возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.П. Самсонова. - Смоленск, 2010. -25 с.

13. Федорова О.Н. Комплексное применение средств пилатеса и аквааэробики на занятиях с женщинами второго периода зрелого возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / О.Н. Федорова. - Санкт-Петербург, 2012. - 23 с.

FEATURES OF CONTENT AND LOADS OF FITNESS PROGRAMS OF DIFFERENT DIRECTIONS

Е.А. Perevalina, Post-graduate student of the Theory and Methods of Football and Rugby Department, М.М. Shestakov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Theory and Methods of Football and Rugby Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: shmm@mail.ru.

Abstract.

In modern society, mature women due to their functions are the least physically active part of the adult population, componenting the main intellectual potential of the state.

Lack of motor activity of mature women leads not only to overweight, lower overall performance and endurance, but also to the development of various diseases. Experts connect the solution of this problem with systematic use of physical education taking into account meeting of their needs, features and preferences.

Currently, fitness is very popular among women of mature age. At the same time, experts count about 200 different fitness programs, which are born out in practice at present. Classes during which they are implemented, significantly differ from each other in the composition of the exercises, targeted focus, task intensity, mechanisms for the primary energy supply of the performed work, dosage of exercises and rest, which makes their complex use difficult.

In this regard, the priority task of this study consisted in the determination of specific features of content and loads

of specific fitness programs of different directions.

To solve this problem, the following research methods were used: stating pedagogical experiment, pedagogical observation, timekeeping, heart rate monitoring.

The study established the indicators reflecting the specific features of such programs, related to different areas of fitness, like classes on fitness equipment, classical aerobics, power aerobics, functional training, fitness yoga.

It seems obvious that the information obtained makes it possible to develop individual programs for fitness classes for women of a mature age, adequate to their individual target settings based on a combination of means of different areas of fitness.

Keywords: women, mature age, fitness programs, fitness directions, content, load.

Reference:

1. Anikienko Zh.G., Shestakov M.M. Changing the Needs, Interests and Motives of Physical Culture Classes for Female Students During Their Studies at the University. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. Nauchny'j zhur-nal [Trends in the Development of Science and Educa-

tion. Scientific Journal], 2018, no. 43, Part 2, pp. 7-10. (in Russian).

2. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Sport-oriented physical education: educational and social aspects. Teoriya i praktika «SPORTVEST» [Theory and Practice "SPORTVEST"], 2007, no. 4, pp. 54-57. (in Russian).

3. Zhigalova Ya.V. Design of complex health and fitness programs for women of 30-50 years of age. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2002, 24 p. (in Russian).

4. Zarodnyuk G.V., Larionova M.N., Kostyuchenko V.F., Ko-zlov S.S. Methods of physical culture and health classes for women of Mature age. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury' [Theory and Practice of Physical Culture], 2014, no. 2, pp. 41-44. (in Russian).

5. Ivanenko O.A. Influence of fitness classes on the physical condition and motivation of women. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury' [Theory and Practice of Physical Culture], 2010, no. 1, pp. 32-34. (in Russian).

6. Ishanova O.V. Complex methodology of health-improving aerobics classes with women of 25-35 years of age. Extended abstract of candidate's thesis. Volgograd, 2008, 27 p. (in Russian).

7. Koroleva L.V. Pedagogical bases of physical culture and health-improving classes in aerobics and shaping with middle-aged women (35-45 years): Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2004, 17 p. (in Russian).

8. Lisitskaya T.S., Kuvshinnikova S.I. Sociological analysis of the dominant motivations of those engaged in fitness clubs. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury'. Trener: Zhur-nal vzhurnale [Theory and Practice of Physical Culture. Trainer: Magazine in the Magazine], 2004, no. 2, pp. 3738. (in Russian).

9. Romanenko N.I. Content of physical training of women 35-45 years with the use of various types of fitness based on the somatotype: Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2013, 24 p. (in Russian).

10. Romanenko N.I., Trofimova O.S., Dvorkina N.I. Teoriya i metodika izbrannogo vida sporta [Theory and methodology of the chosen sport]. Krasnodar: KSUFKST, 2017, 260 p.

11. Savin S.V. Pedagogical design of fitness classes with women of Mature age. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2008, 25 p. (in Russian).

12. Samsonova E.P. Complex physical culture and Wellness classes based on fitness yoga with middle-aged women. Extended abstract of candidate's thesis. Smolensk, 2010, 25 p. (in Russian).

13. Fedorova O.N. Complex application of Pilates and aquaerobics in the classroom with women of the second period of adulthood: Extended abstract of candidate's thesis. Saint Petersburg, 2012, 23 p. (in Russian).

Поступила / Received 16.03.2020 Принята в печать / Accepted 30.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.