Научная статья на тему 'Роль Г.Н. Сперанского в борьбе с детской смертностью в 1920–1940-е годы'

Роль Г.Н. Сперанского в борьбе с детской смертностью в 1920–1940-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
439
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лечебное дело
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Г.Н. Сперанский / здравоохранение / детская смертность / охрана материнства и детства. / G.N. Speransky / health care / child mortality / protection of motherhood and childhood.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Г. С. Ковтюх, Н. В. Полунина, О. А. Трефилова

В статье рассматривается вклад Г.Н. Сперанского в создание системы отечественного здравоохранения, охраны материнства и детства в 1920–1940-е годы в СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Г. С. Ковтюх, Н. В. Полунина, О. А. Трефилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of G.N. Speransky in Control of Child Mortality in the 1920s–40s

The article deals with the role of G.N. Speransky in the development of national health care system, protection of motherhood and childhood in the 1920s–40s in the USSR.

Текст научной работы на тему «Роль Г.Н. Сперанского в борьбе с детской смертностью в 1920–1940-е годы»

Медицина и общество

DOI: 10.24411/2071-5315-2018-12069

Роль Г.Н. Сперанского в борьбе с детской смертностью в 1920-1940-е года

^ Г.С. Ковтюх1, Н.В. Полунина2, О.А. Трефилова3

1 Кафедра истории медицины и социально-гуманитарных наук Лечебного факультета

ФГБОУВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" МЗ РФ, Москва 2 Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Педиатрического факультета

ФГБОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" МЗ РФ, Москва 3 Кафедра гуманитарных наук ФГАОУВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" МЗ РФ (Сеченовский университет)

В статье рассматривается вклад Г.Н. Сперанского в создание системы отечественного здравоохранения, охраны материнства и детства в 1920—1940-е годы в СССР.

Ключевые слова: Г.Н. Сперанский, здравоохранение, детская смертность, охрана материнства и детства.

20 февраля 2019 г. исполняется 146 лет со дня рождения Георгия Несторовича Сперанского (1873—1969) — педиатра, члена-корреспондента Академии наук СССР (1943), члена Академии медицинских наук СССР (1944). Он по праву считался главным детским доктором страны [1]. В 1915-1918 годах Г.Н. Сперанский преподавал физиологию и патологию новорожденных на медицинском факультете Высших женских курсов в Москве, а в 1921-1922 годах был профессором кафедры детских болезней медицинского факультета в Кубанском университете, в организации которого принимал деятельное участие. Также он работал в Институте педиатрии АМН СССР (1922-1966), Центральном институте усовершенствования врачей (ЦИУ) (1932-1969). Г.Н. Сперанский является родоначальником отечественной неонатологии: он положил начало научному направлению по изучению физиологии и патологии детей раннего возраста.

Контактная информация: Ковтюх Галина Семеновна, galina_kovtyuh@mail.ru

Перу Г.Н. Сперанского принадлежит более 200 научных работ, среди них "Классификация расстройств питания детей раннего возраста" (1926), "Методика рационального вскармливания ребенка" (1928), "Учебник болезней раннего детского возраста" (1934), "Патогенез токсической диспепсии" (1936), "Инфекционные болезни у детей" (1937), "Классификация пневмоний в детском возрасте" (1939), "Ребенок первых месяцев жизни" (1939), "Острые расстройства пищеварения и питания. Токсическая диспепсия" (1940); доклады и выступления на тему физиологии новорожденных, методов физического воспитания, истории отечественной педиатрии.

В первые десятилетия XX века показа -тели смертности детей в России в 3-4 раза превышали таковые в ряде стран Европы и США и были одними из самых высоких в мире. Так, в 1913 г. младенческая смертность составляла в России 269,3%о, в то время как во Франции - 98,9%о, в США -86,4%о, в Англии - 79,8%о, в Швеции -63,3%о [2]. Сложившаяся в нашей стране в

Здравоохранение в СССР

первые десятилетия XX века неблагоприятная ситуация с заболеваемостью и смертностью детей, особенно первых лет жизни, требовала принятия безотлагательных мер по ее исправлению, что способствовало появлению в России государственной системы охраны материнства и младенчества. В 1920—1940-е годы в нашей стране были созданы основные контуры этой системы: налажена подготовка медицинских кадров, организована система централизованного управления, определены функции и задачи отдельных звеньев системы, разрабатывались теоретические вопросы педиатрии. Немалая заслуга в этом принадлежит Г.Н. Сперанскому. На всех этапах развития советского здравоохранения Г.Н. Сперанский занимался проблемами, требовавшими срочного разрешения. В 1920—1940-е годы такими проблемами были разработка вопросов реактивности детского организма, лечение желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей у новорожденных, поиски новых методов лечения, профилактика детских болезней. Снижение заболеваемости и смертности детей было идеей, определяющей всю научно-практическую деятельность педиатра. Фундаментальные исследования ученого о ведущих причинах младенческой смертности позволили значительно снизить ее показатель в СССР.

С первых лет врачебной деятельности Г.Н. Сперанский отмечал тот факт, что именно в младенческом возрасте закладываются основы здоровья человека, и был убежден в необходимости тесного контакта акушеров и педиатров в борьбе за выращивание здорового ребенка [3]. В 1906 г. известный московский акушер А.Н. Рахманов пригласил Г.Н. Сперанского работать в возглавляемый им роддом им. А.А. Абрикосовой (ныне — роддом им. Н.К. Крупской). В автобиографии Г.Н. Сперанский пишет: "Я был первым детским врачом, вошедшим в роддом на правах полноценного необходимого сотрудника. Здесь при роддоме мною была открыта первая в Москве

консультация для матерей по уходу за детьми раннего возраста и их вскармливанию. В 1910 г. мной был открыт стационар для больных детей раннего возраста с поликлиникой, консультацией, стационаром для больных детей, молочной кухней, постоянной выставкой, Домом матери и ребенка, яслями, филиалом консультации в том же рабочем районе. Весь этот комплекс учреждений, явившийся прототипом существующих в данное время, содержался на средства специального благотворительного общества при бесплатной работе врачей" [4]. Это был беспрецедентный в России случай: в качестве полноправного сотрудника среди акушеров появился детский врач, устанавливающий свои порядки в отношении ухода и вскармливания новорожденных, дававший матерям советы, не всегда совпадавшие со взглядами акушеров [5].

Г.Н. Сперанский был примером удачного сочетания таланта ученого с талантом и энергией организатора. В 1921 г. Георгий Несторович начал работать в отделе охраны материнства и младенчества Народного комиссариата здравоохранения и одновременно в Центральном доме охраны младенца, где он занял место старшего врача 13-го отделения, которое было превращено в клинику для тяжелобольных детей. В работе по организации системы охраны материнства и детства пригодился дореволюционный опыт Г.Н. Сперанского по созданию детских учреждений, в которых за это время были подготовлены кадры, необходимые для организации детских учреждений нового типа.

В 1922 г. Дом охраны младенца был реорганизован в Государственный научный институт охраны материнства и младенчества, первым директором которого был назначен профессор Г.Н. Сперанский (до 1931 г.). Работа этого учреждения во многом предопределила развитие педиатрической науки в стране. В характеристике из личного дела Г.Н. Сперанского коллеги ученого — профессора Ю.Ф. Домб-ровская, И.В. Цимблер, И.В. Доброхотова

Медицина и общество

оценили его деятельность следующим образом: "В институте под руководством Г.Н. Сперанского создается оригинальная советская педиатрическая школа, впервые поставившая изучение патогенеза заболеваний на основе возрастной физиологии и патофизиологии, давшая много ценных исследований по клинике и лечению желудочно-кишечных заболеваний, по болезням дыхательных путей, острым и хроническим инфекциям, впервые разработавшая новые подходы к вопросам воспитания детей раннего возраста, в том числе недоношенных, и создавшая новые формы организации детского здравоохранения" [6]. В Государственном научном институте охраны материнства и младенчества Г.Н. Сперанский вместе с А.Н. Рахмановым разрабатывали принципы дородовой (антенатальной) охраны младенца. Здесь Г.Н. Сперанский организовал отдел для недоношенных детей, отдел для детей, больных туберкулезом, и детей с врожденным сифилисом, а также два "физиологических" отделения для здоровых детей.

Велика роль Г.Н. Сперанского как педагога. В 1931 г. Г.Н. Сперанский был назначен научным руководителем отдела педиатрии Государственного научного института охраны материнства и младенчества и заведующим кафедрой детских болезней (1-е клиническое отделение). Через 1 год на базе клиники открылась кафедра болезней детей раннего возраста (позднее — кафедра педиатрии) в ЦИУ, где Г.Н. Сперанский стал заведующим кафедрой. В характеристике, подписанной ректором ЦИУ М.Д. Ковригиной, секретарем партбюро И.И. Потаповым, председателем месткома А.Н. Беловой, отмечено, что "Г.Н. Сперанский во многом способствовал делу улучшения усовершенствования врачей-педиатров Советского Союза, благодаря чему многие сотни врачей подняли свою квалификацию в области педиатрии. Под непосредственным руководством Г.Н. Сперанского подготовлено много научных работников, которые в настоящее время возглав-

ляют ведущие педиатрические учреждения Советского Союза, работают в научно-исследовательских институтах и на кафедрах педиатрии" [7]. В ЦИУ повысили свою квалификацию врачи-педиатры различных профилей, многие из них считали себя учениками Г.Н. Сперанского: А.С. Соколов, С.Д. Терновский, Н.М. Николаев, А.И. Доброхотова, С.Г. Звягинцева, Р.Л. Гамбург, В.А. Таболин и др. В одной из статей ученики так описывали своего учителя: "Георгий Несторович всегда готов был поделиться своим богатым опытом и стремился к тому, чтобы знание не осталось достоянием немногих, а распространялось подобно широкой волне. Для каждого очень важно встретить в жизни учителя, достойного восхищения, мудрого и человечного, щедро отдающего людям свой талант, теплоту своего сердца. Таким учителем для своих учеников и таким человеком для работавших с ним был Георгий Несторович. Таким он оставался всегда, несмотря на огромную занятость и колоссальную общественную деятельность" [8].

Основным направлением работы в 1920-1940-е годы была борьба за здоровье ребенка. Эта борьба, по мнению Г.Н. Сперанского, была немыслима без тесной связи с акушерами, без пристального внимания к периодам новорожденности и раннего детского возраста, к тем периодам, к которым относятся самые высокие показатели детской смертности. В институте были созданы роддом и акушерско-гинекологическое отделение. Изучение физиологии и патологии раннего детства было организовано в отделениях для новорожденных, которые стали звеном, связавшим акушеров и педиатров, а также в физиологических отделениях, клинике раннего детского возраста, физиологической и биохимической лабораториях. Акушерско-гинекологическое отделение занималось изучением физиологии и патологии женщины, механизма родового акта, вопросами обезболивания родов, установлением причин бесплодия, недоношенности и мертворождаемости.

Здравоохранение в СССР

Большое внимание уделялось профилактике женских заболеваний. Правильная организация ухода за новорожденным и изучение особенностей его организма составляли сущность работы отделения для новорожденных в акушерском отделении института [8].

Не меньшее внимание уделялось вопросам сохранения жизни и выхаживания недоношенных детей. Для этого было создано специальное отделение, где всесторонне изучали организм недоношенного ребенка, разрабатывали новые методы его вскармливания. Г.Н. Сперанский организовал широкий круг исследований, к которым привлек микробиологов, биохимиков, гематологов, клиницистов, и рекомендовал ряд лечебных методов и средств, направленных на повышение сопротивляемости детского организма: использование витаминов и пищеварительных ферментов, внутримышечное введение больному крови матери (гомотерапия), внутривенное переливание крови и др. Изучение Г.Н. Сперанским реактивности детского организма на болезнетворное начало подняло на новую ступень значение правильного воспитания, вскармливания, ухода за ребенком, борьбы с рахитом, гипотрофией, инфекциями. Работа коллектива института под руководством Г.Н. Сперанского в этом направлении дала положительные результаты: сократилась смертность недоношенных детей, были устранены наиболее тяжелые последствия преждевременного рождения. Опыт работы отделения широко внедрялся в практику, а затем получил развитие в трудах учеников Г.Н. Сперанского - Э.М. Кравец, Е.Ч. Новиковой, В.А. Таболина и др. [8].

В 1920-1930-е годы важной была проблема острых заболеваний желудочно-кишечного тракта, уносивших много детских жизней в раннем, особенно грудном, возрасте. Наиболее тяжелой и распространенной формой этого типа заболевания была токсическая диспепсия у грудных детей, изучавшаяся сотрудниками кли-

ники Г.Н. Сперанского. Результатом этих исследований стало опубликование ряда научных работ [9-12]. В 1935 г. на 5-м Всесоюзном съезде детских врачей Г.Н. Сперанский сделал доклад о патогенезе токсической диспепсии, в котором рассматривал не только этиологические причины хронического расстройства питания, но и нарушение обмена веществ, ферментативной активности пищеварительных желез. Он описал сложный механизм развития токсической диспепсии в грудном возрасте, подчеркнул значение общего состояния ребенка и условий его жизни, предшествовавших заболеванию, разработал метод вскармливания детей раннего возраста, больных дизентерией, который получил всеобщее признание. Схема питания детей, больных дизентерией, была основана на принципе "кормления по аппетиту". Это означало, что ограничение пищи в первые дни болезни, совпадавшее с естественным снижением аппетита, должно сменяться полноценным питанием, когда наступает улучшение состояния и появляется аппетит. Метод Г.Н. Сперанского по вскармливанию детей раннего возраста при дизентерии получил всеобщее признание и был внедрен в практику детских больниц.

В 1940 г. сотрудниками Г.Н. Сперанского была разработана классификация хронических расстройств питания у детей по клинико-этиологическим принципам с учетом реактивности ребенка. В ней были выделены две основные группы: заболевания функционального и инфекционного происхождения. В дальнейшем исследования в этом направлении были продолжены, что привело к выделению еще одной группы заболеваний, связанных с пороками развития. Классификация была принята и утверждена на 8-м съезде педиатров как общесоюзная, что помогло педиатрам разобраться в большой и сложной группе острых желудочно-кишечных заболеваний детей раннего возраста. Был разработан комплекс терапевтических мероприятий, включавший дието-, ферменто-, витами-

Медицина и общество

нотерапию. Это направление развивали ученики Г.Н. Сперанского: А.С. Розенталь, Е.М. Фатеева, Ю.Е. Вельтищев, В.А. Табо-лин и др. [8]. Со временем число хронических расстройств питания у детей и смертность от острых заболеваний желудочно-кишечного тракта сократились.

Особое внимание Г.Н. Сперанский уделял пневмониям у грудных детей ввиду тяжести их течения, большой частоты осложнений и характерной для них высокой смертности [13]. В результате изучения патогенеза, клиники и лечения этого заболевания была разработана новая классификация воспаления легких у детей раннего возраста, которая использовалась в течение ряда лет, а затем была усовершенствована учениками Г.Н. Сперанского. Еще в 1936 г. Г.Н. Сперанский указывал, что различная реактивная способность детей обусловлена не только возрастом, но и многочисленными внешними факторами, влияющими на состояние ребенка в данный момент, в частности инфекционными факторами, а также особенностями ответной реакции ребенка [8]. Большое значение имела пропаганда метода использования свежего воздуха при лечении пневмоний и методики его применения. В клинике была обустроена специальная палата, хорошо обогреваемая батареями центрального отопления. Зимой в ней настежь распахивали большие окна, и больных детей, одетых соответствующим образом, помещали в эту палату на определенное время [5]. Таким образом, в деятельности Г.Н. Сперанского отчетливо прослеживается профилактическое направление. Он впервые применил и ввел в обиход педиатров термин "закаливание". Разработанные Г.Н. Сперанским принципы физического воспитания и закаливания детей развивались его учениками — Н.М. Щело-вановым, Н.М. Аксариной и были внедрены в практику детских учреждений.

Под руководством Г.Н. Сперанского проводилось тщательное изучение эффективности новых антибактериальных препаратов, а также пенициллина, что значи-

тельно облегчило борьбу с пневмониями: обеспечило правильность использования лекарственных средств с учетом их механизма действия, дозировки, длительности применения и профилактики побочных эффектов. Г.Н. Сперанский и его ученики были движущей силой в развитии исследований в области иммунологии и аллергологии. Обладая способностью научного предвидения, Георгий Несторович уже в 1930-е годы смог оценить значение аллергически измененной реактивности в патологии детского возраста. Он изучал различные формы аллергических заболеваний, подчеркивал необходимость выявления и устранения аллергенов, применения методов десенсибилизации. Его клиника первой в нашей стране правильно оценила важность и перспективность этого направления. Понимая значение наследственной предрасположенности, Г.Н. Сперанский в 1937 г. представил глубокую характеристику экссудативно-катарального диатеза как аномалии конституции, предрасполагающей к развитию аллергических заболеваний. Возможность объективно характеризовать состояние иммунологической системы ребенка, изучая клеточные, гуморальные факторы иммунитета, а также точно выявлять аллергены и применять ги-подесенсибилизацию (снижение чувствительности организма к аллергену путем введения больному экстракта этого аллергена) была достигнута благодаря научному предвидению Г.Н. Сперанского и дальнейшим работам его учеников — С.Г. Звягинцевой, Т.С. Соколовой [8].

В 1922 г. Г.Н. Сперанский основал "Журнал по изучению раннего детского возраста" (с 1973 г. — журнал "Педиатрия", носящий имя своего основателя) и возглавлял его редколлегию в течение всей жизни. Журнал выходил большим тиражом — свыше 62 000 экземпляров [14]. Большое внимание Г.Н. Сперанский уделял работе педиатрических обществ РСФСР и СССР. После скоропостижной кончины председателя Всесоюзного общества детских вра-

Здравоохранение в СССР

чей профессора А.А. Киселя в 1938 г. обязанности председателя общества в течение 24 лет выполнял Г.Н. Сперанский. Работая на этом посту, Г.Н. Сперанский стремился к широкому привлечению к деятельности общества врачей-педиатров периферийных филиалов, число которых увеличилось с 27 до 150 [15]. Вместе со своим заместителем М.С. Масловым Г.Н. Сперанскому удалось установить связи с ведущими педиатрами социалистических стран, которые стали постоянными участниками Всесоюзных педиатрических съездов [16]. Г.Н. Сперанский был активным популяризатором медицинских знаний. Его книги "Азбука матери", "Здоровый ребенок", "Мать и дитя", посвященные вскармливанию, уходу и воспитанию детей, выдержали много изданий в СССР и других странах.

В 1934 г. под редакцией Г.Н. Сперанского вышел "Учебник болезней раннего детского возраста", посвященный первому 3-летию жизни человека, объемом 750 страниц. В первой главе "Педиатрия и охрана материнства и младенчества" отмечается: "Проблема активного снижения детской смертности стоит на данном этапе как одна из важнейших проблем перед советской охраной материнства и младенчества. <...> Педиатрия должна пересмотреть свой метод подхода к изучению ребенка. От разрозненного, изолированного, частичного изучения отдельных органов и систем к целостному, комплексному изучению ребенка как организма, развивающегося в определенных условиях социальной среды" [12]. В учебнике отведено большое место физиологии, вскармливанию, уходу и воспитанию детей; широко освещены вопросы профилактики; целая глава посвящена организационным вопросам охраны материнства и младенчества. Во второй части книги рассмотрены болезни внутренних органов, нервные, инфекционные и другие, свойственные раннему возрасту. Имеется отдельная глава "Хирургия в раннем детском возрасте". Многие главы написаны Г.Н. Сперанским: "Методика ис-

следования больного ребенка раннего возраста" (в соавторстве с А. С. Соколовым), "Расстройства пищеварения и питания", "Заболевания мочеполовых органов", "Заболевания кожи в раннем детском возрасте". Книга имела большой успех, и в 1934 г. Г.Н. Сперанскому было присвоено звание заслуженного деятеля науки.

В 1936 г. Г.Н. Сперанский был избран членом президиума Ученого совета Нар-комздрава и научным председателем экспертной комиссии по педиатрии при Всесоюзном комитете Высшей школы. В 1938 г. было торжественно отпраздновано его 65-летие и 40-летие врачебной, научной и общественной деятельности. Власти считали Г.Н. Сперанского главным кремлевским педиатром - он лечил детей членов Политбюро, а также дочь И.В. Сталина Светлану, что требовало в тот период от врача особого мужества.

Работу в годы Великой Отечественной войны Г.Н. Сперанский описывает в автобиографии: "С августа 1941 г. по октябрь 1942 г. был эвакуирован в Молотов, где работал консультантом в ряде детских учреждений, делал доклады на конференциях, обществе детских врачей, вел курсы повышения квалификации врачей, выпустил пособие для участковых врачей о гипотрофии в детском возрасте, написал главу по рецептуре и т.д. В 1942 г. удостоен высокой правительственной награды -Ордена Ленина. В октябре 1943 г. избран член-корреспондентом Академии наук. 14 ноября 1944 г. избран действительным членом Академии медицинских наук Союза" [4]. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны Г.Н. Сперанский организовал в Молотове (ныне - Пермь) научно-методическую комиссию по лечебно-профилактической помощи детям, которая контролировала санитарное состояние детских лечебно-профилактических учреждений, медицинское обслуживание эвакуированных детей, снабжение молоком мол очных кухонь [15]. По возвращении в Москву в ноябре 1942 г. Г.Н. Сперанский

Медицина и общество

приложил немало усилий для восстановления работы Всесоюзного общества детских врачей.

Авторитет Г.Н. Сперанского высок не только в нашей стране. Он был почетным членом Чехословацкого медицинского общества им. Я. Пуркинье, членом правления Общества советско-чехословацкой дружбы, а также почетным членом научных обществ педиатров Болгарии, Польши. Г.Н. Сперанский был членом Патронажного комитета Международной конференции в защиту детей. Зная французский, немецкий, английский и чешский языки, Г.Н. Сперанский постоянно обменивался корреспонденцией и научной информацией с иностранными коллегами. Он был членом редколлегии международного реферативного журнала "Excerpta Medica".

Г.Н. Сперанский прожил большую, яркую и трудную жизнь, которая служит примером для всех, кто посвятил себя такому сложному и важному направлению медицины — организации детского здравоохранения. Он обладал огромной работоспособностью и любил повторять, что "работа никогда не вредит" [14]. Результатом его деятельности стала разветвленная и многочисленная сеть лечебных и оздоровительных детских учреждений с многотысячным отрядом педиатров. Благодаря деятельности советских педиатров, в том числе Г.Н. Сперанского, показатели мла-

денческой смертности в 1920-1930-е годы начали медленно, но неуклонно снижаться. Если в 1913 г. младенческая смертность составляла 269,3%о, то в 1925 г. — 230,4%о, а в 1930 г. - 210,3%о [2].

Г.Н. Сперанский умер 14 января 1969 г. на 96-м году жизни. Его многочисленные ученики и последователи в России и за ее пределами свято чтут память о своем учителе, воспитателе, наставнике. Имя Г.Н. Сперанского носят детская городская клиническая больница № 9 в Москве и многопрофильный медицинский центр в Красноярске. В 2010 г. в рамках цикла "Корифеи российской медицины" режиссером Б. Моргуновым был снят документальный фильм "Доктор жизнь. Георгий Сперанский". Роль Г.Н. Сперанского в фильме исполнил внук ученого профессор А.А. Овчинников, который в своей книге "Главный детский доктор" так охарактеризовал многогранную жизнь деда: "Умер он в возрасте 96 лет, пережив трех царей и четырех коммунистических лидеров, четыре войны и две революции, репрессии 30-х годов и оттепель 60-х и вылечив за свою долгую жизнь бесчисленное множество детей разного возраста из различных социальных слоев" [1].

Со списком литературы вы можете ознакомиться на нашем сайте www.atmosphere-ph.ru

The Role of G.N. Speransky in Control of Child Mortality in the 1920s-40s G.S. Kovtyukh, N.V. Polunina, and O.A. Trefilova

The article deals with the role of G.N. Speransky in the development of national health care system, protection of motherhood and childhood in the 1920s-40s in the USSR.

Key words: G.N. Speransky, health care, child mortality, protection of motherhood and childhood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.