Научная статья на тему 'Неизвестные страницы жизни Г. Н. Сперанского'

Неизвестные страницы жизни Г. Н. Сперанского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1812
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Баранов Александр Александрович, Альбицкий В. Ю., Шер Са

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неизвестные страницы жизни Г. Н. Сперанского»

Из истории педиатрии

А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, С.А. Шер

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Неизвестные страницы жизни Г.Н. Сперанского

Контактная информация:

Баранов Александр Александрович, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, директор Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (499) 134-70-01 Статья поступила: 11.03.2009 г., принята к печати: 01.04.2009 г.

Георгий Несторович Сперанский — это целая эпоха в отечественной педиатрии. Он по праву считался главным детским доктором в Советской России [1]. Именно Г.Н. Сперанский стоял у истоков создания государственной системы охраны материнства и детства, был ее идеологом и активным участником — и это его главная заслуга. Во-вторых, он был организатором, директором и научным руководителем первого в стране государственного Научного института охраны материнства и младенчества, преобразованного в дальнейшем в Институт педиатрии АМН СССР. Кроме того, Г.Н. Сперанский является родоначальником отечественной неонатологии; он положил начало научному направлению по изучению физиологии и патологии детей раннего возраста, а фундаментальные исследования ученого о ведущих причинах младенческой смертности позволили снизить ее в СССР в десятки раз [2, 3].

В Архиве АМН РФ в личном деле Г.Н. Сперанского хранятся характеристики, отзывы, приказы, которые проливают свет на многие страницы интересной, долгой и непростой жизни выдающегося педиатра и ученого [4].

В личном листке по учету кадров зафиксировано, что Г.Н. Сперанский родился 7 (20 по новому стилю) февраля 1873 г. в Москве, в семье военного врача. Получил высшее образование на медицинском факультете Московского университета, где учился с 1893 по 1898 г. Знал иностранные языки: французский, немецкий, английский. Неоднократно выезжал в научные командировки в Германию, Францию, Австрию, Венгрию, Англию с целью ознакомления с работой детских учреждений и подготовкой кадров. В графе «Состоял ли в рядах ВКП(б)» написано: беспартийный. Являлся членом профсоюза Медсантруд с 1920 г. [1, 5, 6].

В автобиографии Г.Н. Сперанский пишет, что после окончания университета в 1898 г., он поступил ординатором в клинику детских болезней университета на базе детской Хлудовской больницы, где проработал до 1911 г. «Во главе больницы, — отмечает Георгий Несторович, — стоял основоположник клинической педиатрии нашей страны, профессор Нил Федорович Филатов. Его влияние сказалось на всей моей жизни, научной работе, на моем отношении к больному, ученикам и слушателям. Вместе с ассистентом клиники С.Г. Григорьевым и ординатором С.А. Васильевым я записал и издал 2 тома клинических

лекций Н.Ф. Филатова, проредактированных самим автором» [4].

Поскольку Г.Н. Сперанский был оставлен сверхштатным ассистентом в детской клинике Императорского Московского университета, т.е. без жалования, он еще работал школьным врачом в Александро-Мариинском институте благородных девиц на Пречистенке и занимался частной практикой. Следует добавить, что Г.Н. Сперанский знал Н.Ф. Филатова с юности, когда в годы учебы в гимназии подружился с его сыновьями — Николаем и Всеволодом. Знакомство с семьей Филатовых определило не только выбор профессии, но и дальнейшую судьбу Г.Н. Сперанского. В их доме он познакомился со своей будущей женой — племянницей Нила Федоровича — Елизаветой Петровной Филатовой. В 1898 г. они поженились и прожили вместе 60 лет [1, 5, 6].

С первых лет врачебной деятельности Георгий Несторович говорил о том, что именно в младенческом возрасте закладываются основы здоровья человека [7], поэтому «всякий педиатр должен изучать ребенка с самого рождения; надо не только лечить больных, но и выращивать здоровых детей и делать это с самого рождения» [8].

В 1905 г. Г.Н. Сперанский впервые в России настоял на необходимости посещения родовспомогательного учреждения Императорского московского воспитательного дома в качестве врача-педиатра. В 1906 г. известный московский акушер А.Н. Рахманов пригласил Г.Н. Сперанского в возглавляемый им роддом им. А.А. Абрикосовой как молодого консультанта, а в 1907 г. предложил постоянное оплачиваемое место. «Я был, таким образом, первым детским врачом, вошедшим в роддом на правах полноценного необходимого сотрудника», — указывал в автобиографии Г.Н. Сперанский. В том же году при Абрикосовском роддоме им была открыта первая в Москве консультация для матерей по уходу за детьми раннего возраста и их вскармливанию, а в 1910 г. — первый стационар для детей раннего возраста с поликлиникой, показательной выставкой (советы по уходу, воспитанию и вскармливанию грудного ребенка) и молочной кухней. В 1912 г. он объединил весь комплекс этих учреждений под названием «Дом грудного ребенка», который содержался на благотворительные средства при бесплатной работе врачей. Позже Г.Н. Спера-

130

A.A. Baranov, V.Yu. Al'bitskiy, S.A. Sher

Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Unknown parts of life of G.N. Speranskiy

е

нский отметит, что «весь этот комплекс («Дом ребенка»), явился прототипом государственных учреждений советского времени; что большое количество педиатров, работавших в этом учреждении, явились пионерами в дальнейшем громадном развитии этого дела в Советское время» [4, 5, 9].

В докладе на I Всероссийском съезде детских врачей в 1912 г. Г.Н. Сперанский подчеркнул: «На основании личного опыта считаю безусловно необходимым, чтобы в целях успешной борьбы с детской смертностью при родильных учреждениях работал врач — специалист по детским болезням, пополнивший свое образование в области раннего детского возраста, и чтобы при них были устроены консультации для матерей по уходу за детьми» [9].

Февральская революция 1917 г. дала Г.Н. Сперанскому надежду на то, что при новой власти удастся наладить работу по снижению высокой детской смертности в России. По его инициативе при Московском обществе детских врачей была создана специальная врачебная комиссия, разработавшая план мероприятий по снижению детской заболеваемости и смертности, по реорганизации воспитательных домов, и прежде всего Императорского московского воспитательного дома [10].

Первые годы Советской власти в жизни Г.Н. Сперанского были полны драматических и трагических событий. Спасая жену и детей от трудностей и лишений «смутного времени», осенью 1918 г. он вместе с семьей покидает Москву и уезжает в Одессу, куда их пригласил брат жены, известный доктор-окулист В.П. Филатов. Чтобы содержать семью, Г.Н. Сперанский устраивается на работу препаратором в лаборатории профессора В.В. Воронина и проводит исследование «О механизме срыгивания у детей». Но денег катастрофически не хватает, и он подрабатывает даже «холодным» сапожником на набережной. В конце 1919 г. в поисках работы он уезжает из Одессы в Майкоп. «В 1919 г. я был заведующим школьно-санитарным подотделом ОМД в Майкопе, открыл там консультацию, ясли, детскую больницу; в том же году был переведен на такую же должность в Краснодар и одновременно избран профессором кафедры детских болезней медфака Кубанского университета» [1, 4].

В личном деле Г.Н. Сперанского не было и не могло быть информации о том, что в 1918 г. в Одессе большевики расстреляли его 16-летнего сына Николая, как говорили, по ошибке. Его старшая дочь, 19-летняя Екатерина, в том же году в поисках продуктов питания уплыла на лодке с рыбаками в Константинополь, а оттуда, оставшись без документов и денег, со встретившимся ей офицером английского экспедиционного корпуса тайно уехала в Англию. До 1921 г., когда ей удалось прислать первую весточку, семья считала ее погибшей [1, 11].

Из автобиографии Г.Н. Сперанского: «В 1921 г. был вызван

В.П. Лебедевой в Москву для работы в отделе ОММ НКЗ и одновременно в Доме охраны младенца занял место старшего врача 13-го отделения, которое было превращено в клинику для тяжелобольных детей» [4, 6].

10 ноября 1922 г. коллегия Наркомздрава утвердила положение о государственном Научном институте охраны материнства и младенчества (ОММ), и Дом охраны младенца был реорганизован в Центральный государственный институт ОММ, первым директором которого был назначен профессор Г.Н. Сперанский [12, 13].

«В Институте под руководством Г.Н. Сперанского создается оригинальная советская педиатрическая школа, впервые поставившая изучение патогенеза заболеваний на основе возрастной физиологии и патофизиологии; давшая много ценных исследований по клинике и лечению желудочнокишечных заболеваний, по болезням дыхательных путей, острым и хроническим инфекциям; впервые разработавшая новые подходы к вопросам воспитания детей раннего воз-

раста, в том числе и недоношенных; и создавшая новые формы организации детского здравоохранения», — так оценили деятельность ученого его коллеги-профессора Ю.Ф. Домбровская, И.В. Цимблер и А.И. Доброхотова в подписанной ими характеристике из его личного дела [4].

В автобиографии Г.Н. Сперанский пишет: «В должности директора первого тогда в Союзе Института ОММ я пробыл до 1931 г., после чего остался профессором этого Института и заведующим отделом педиатрии; с 1932 г. получил кафедру педиатрии Центрального института усовершенствования врачей».

«Вся педагогическая деятельность Георгия Несторовича посвящена подготовке и усовершенствованию врачей. Его школа дала крупных специалистов по всем разделам педиатрии, целый ряд профессоров, докторов медицинских наук, доцентов», — это отзыв профессора В.И. Молчанова из личного дела Г.Н. Сперанского [4].

В 30-е годы Г.Н. Сперанский был уже признанным ученым. Этому периоду соответствуют следующие строки из его автобиографии: «В 1934 г. я получил звание заслуженного деятеля науки; в 1936 г. назначен председателем Экспертной комиссии; с 1938 г. состою председателем комиссии леч-профпомощи детям при Ученом совете НКЗ СССР. Являюсь председателем правления Общества детских врачей Союза и Москвы. Имею знак «Отличнику здравоохранения» за № 91. В 1939 г. избран депутатом Мосгорсовета трудящихся 1-го призыва» [4, 5].

Только такой заслуженный и авторитетный для властей человек, как Г.Н. Сперанский, считавшийся главным кремлевским педиатром, лечивший детей членов Политбюро, мог обратиться к высочайшему имени в защиту жертвы, попавшей на Лубянку. А такой жертвой стал его старший брат, Михаил Несторович Сперанский, академик, известный филолог, арестованный в 1934 г. по подозрению в антисоветской деятельности по так называемому «делу славистов». Тогда Георгий Несторович написал письмо Сталину с просьбой разобраться в ошибке, и вскоре поступило распоряжение «немедленно освободить из-под стражи содержащегося во внутреннем изоляторе ОГПУ Сперанского Михаила Несторовича», которому был вынесен более мягкий, чем большинству осужденных по этому делу, приговор [14].

Позже, в 1952 г., Г.Н. Сперанский не побоялся выступить на общем собрании АМН в защиту профессора В.Н. Виноградова, с которым он учился и который обвинялся по сфабрикованному «делу врачей-убийц» [1].

«С августа 1941 г. по октябрь 1942 г. был по направлению Наркомздрава в эвакуации в г. Молотове, где работал консультантом в Железнодорожной больнице и ряде детских учреждений», — такая скромная запись в автобиографии касается деятельности Георгия Несторовича в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В ноябре 1942 г., после возвращения из эвакуации в Москву, Г.Н. Сперанский вновь приступил к активной административной, врачебной, научной и педагогической деятельности как в Институте педиатрии, так на кафедре педиатрии ЦИУВ [1, 4, 5].

В его личном листке учета кадров можно прочитать, что в 1942 г. он удостоен ордена Ленина за безупречный труд по оказанию помощи детям, эвакуированным из прифронтовой полосы, за поиск заменителей молока, разработку мер профилактики дистрофии и других болезней, за повышение квалификации местных педиатров. 29 сентября 1943 г. Г.Н. Сперанский избирается членом-корреспондентом АН СССР; в 1945 г. — действительным членом АМН СССР и награждается орденом Трудового Красного Знамени, в 1947 г. — вторично орденом Ленина в связи с 25-летним юбилеем Института педиатрии [4, 15].

В июне 1948 г., в соответствии с приказом № 366 по АМН СССР, на должность директора Института педиатрии вновь

О

131

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2009/ ТОМ 8/ № 2

а

н

га

и

V

а

о

о

М

Георгий Несторович осматривает маленького пациента в детской больнице имени Дзержинского (на кафедре педиатрии ЦИУ).

Слева профессор М.П. Матвеев, справа ассистент Р.А. Тюркян.

назначается профессор Г.Н. Сперанский, выполняя по совместительству обязанности заведующего сектором общих детских болезней Института [4].

В личном деле Г.Н. Сперанского хранится письмо-ходатайство, датированное 1 декабря 1948 г. и подписанное

B.П. Лебедевой. Перечисляя его заслуги, В.П. Лебедева подчеркнула, что профессор Г.Н. Сперанский отдал укреплению фронта педиатрии 50 лет, из которых 30 посвятил советской педиатрии, предложив: «Считаю вполне справедливым ходатайствовать перед Правительством о присвоении Г.Н. Сперанскому звания Героя Социалистического Труда» [4]. Однако это звание он получил почти 10 лет спустя, в 1957 г. Г.Н. Сперанский уделял очень большое внимание профилактике заболеваний, включая антенатальную. Профессор

C.Г. Звягинцева, ближайшая помощница по кафедре педиатрии ЦИУ врачей, в статье, посвященной Г.Н. Сперанскому и профилактическому направлению в его научной и врачебной деятельности, вспоминает, что он писал о забвении многими педиатрами профилактической работы: «Забыли профилактику..., теперь профилактика — только прививки против инфекций... Теперешние поколения врачей больше верят фармакологии, чем гигиене... Антибиотики всюду, где надо и не надо, но антибиотики ведь не профилактические средства...» [8].

19 февраля 1951 г. на имя Президента АМН СССР, академика Н.Н. Аничкова поступает заявление от директора Института педиатрии АМН СССР, профессора Г.Н. Сперанского:

«Ввиду расстроенного здоровья прошу освободить меня от должности директора Института педиатрии». Его просьба была удовлетворена, и Приказом № 1064 Минздрава СССР с 1-го июля 1951 г. Г.Н. Сперанский освобождается от занимаемой должности, но остается научным консультантом Института [4]. В 1958 г. Г.Н. Сперанского постигла тяжелая утрата — скончалась его супруга, Елизавета Петровна. В 1962 г. на 89 году жизни, Г.Н. Сперанский уходит на пенсию, но фактически продолжает работать. В 1963 г. страна отмечала 90-летний юбилей великого педиатра [5].

И вот последняя запись в его личном деле: «Приказ № 18 по АМН СССР от 21 января 1969 г. Академика АМН СССР Г.Н. Сперанского исключить из списков академиков АМН СССР в связи со смертью, последовавшей 14 января 1969 г. Президент АМН СССР, академик В. Тимаков» [4]. В том же 1969 г. Г.Н. Сперанскому посмертно было присвоено звание лауреата Ленинской премии за исключительную деятельность по значительному снижению детской смертности в стране [16, 17].

Академик АМН СССР В.А. Таболин, ученик Г.Н. Сперанского, писал о своем учителе: «Глубоко и всесторонне образованный, творчески активный, духовно богатый человек, Георгий Несторович весь свой талант, глубокие и обширные знания, всего себя честно и бескорыстно отдавал развитию педиатрии в стране. Это и исключительный врач-педиатр, и вдумчивый ученый, и внимательный педагог, и дальновидный организатор педиатрической науки и детского здравоохранения» [16]. Яркую, плодотворную и многолетнюю деятельность Г.Н. Сперанского прекрасно охарактеризовал его внук, профессор Алексей Адрианович Овчинников, в своей книге «Главный детский доктор. Г.Н. Сперанскому посвящается...»: «Он родился и поступил в гимназию при Александре II, учился на медицинском факультете Московского университета во время царствования Александра III, получил диплом врача и стал работать детским доктором при Николае II. Революцию он встретил уже будучи опытным педиатром и зрелым 44-летним человеком. Через месяц после смерти Ленина ему исполнился 51 год. Академиком он стал при Сталине, ко дню смерти которого ему уже минуло 80 лет. Золотую звезду Героя Социалистического Труда ему вручил Хрущев, а когда «генсеком» стал Брежнев, ему было уже 93 года. Умер он в возрасте 96 лет, пережив трех царей и четырех коммунистических лидеров, четыре войны и две революции, репрессии 30-х годов и оттепель 60-х и вылечив за свою долгую жизнь бесчисленное множество детей разного возраста из различных социальных слоев» [1, 11].

132

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Овчинников А.А. Главный детский доктор. — М., 2009. — 280 с.

2. Баранов А.А. Научный центр здоровья детей РАМН: этапы 245-летнего пути, вклад в педиатрическую науку и практику, задачи развития. Актовая речь. — М., 2008. — 28 с.

3. Сперанский Г.Н., Студеникин М.Я. Достижения Советской педиатрии и перспективы ее развития // Педиатрия. — 1967. — № 11. — С. 10-17.

4. Архив Академии медицинских наук РФ. Фонд № 1, опись № 8, единица хранения № 236.

5. Чумаевская О.А. Г.Н. Сперанский. — М.: Медицина, 1973. — 80 с.

6. Баландер А.И., Пуковская М.Я. Г.Н. Сперанский. Биографический очерк // Советская педиатрия. — 1939. — С. 11-18.

7. Гамбург РЛ., Звягинцева С.Г. Жизнь и деятельность Георгия Несторовича Сперанского // Современные проблемы физиологии и патологии детского возраста. — М.: Медицина. — С. 5-11.

8. Звягинцева С.Г. Профилактическое направление в научной и врачебной деятельности Г.Н. Сперанского // Педиатрия. — 1973. — № 2. — С. 3-11.

9. Баландер А.И. Страничка из истории охраны материнства и младенчества //В кн.: Вопросы социальной гигиены, физиологии и патологии детского возраста. — М., 1929. — С. 21-29.

10. ЦИАМ. Фонд 108, опись 2, дело № 383.

11. Овчинников А.А. Воспоминания о деде (воспоминания А.А. Овчинникова — внука Г.Н. Сперанского) // Педиатрия. — 1997. — № 3. — С. 108-112.

12. Богомолов П.П. Справочник по охране материнства и младенчества. — М., 1928. — С. 19-24.

13. Сперанский Г.Н. Государственный научный институт охраны материнства и младенчества Наркомздрава / Труды III съезда по ОММ. Москва, 1-7 декабря 1925 г. — М., 1926. — С. 154-160.

14. Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М. «Дело славистов». 30-е годы. — М.: Наследие, 1994. — С. 88-97.

15. Юбилей // Педиатрия. — 1968. — № 2. — С. 3-6.

16. Таболин В.А. Если хочешь лечить детей. — М.: Знание, 1982. — С. 7-11.

17. Матвеев М.П. Выдающийся врач, ученый, общественный деятель Георгий Несторович Сперанский (К 100-летию со дня рождения) // Клиническая медицина. — 1973. — № 8. — С. 143-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.