Научная статья на тему 'РОЛЬ ФРАНЦИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА В РАМКАХ МИНСКОЙ ГРУППЫ ОБСЕ'

РОЛЬ ФРАНЦИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА В РАМКАХ МИНСКОЙ ГРУППЫ ОБСЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
392
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нагорный Карабах / конфликт / Франция / Армения / мирное урегулирование / Минская группа ОБСЕ / Nagorno-Karabakh / conflict / France / Armenia / peace settlement / OSCE Minsk Group

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арутюнян Ирина Мгеровна, Мирасраров Мирсаид Пулат Угли

В статье рассматривается роль Франции в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Также, в статье отражены методы мирного урегулирования по разрешении данного конфликта через процесс переговоров акцент сделан на позицию Франции. Франция, как и ее коллеги по Минской группе пыталась найти компромиссные решения выступая при этом посредником в создании переговорных площадок. Интересы Пятой Республики были сконцентрированы на дружбе и сотрудничестве с армянским народом на протяжении многих лет. Стоит отметить, что еще во время геноцида армян в Османской империи французские корабли спасли тысячи армян, прибывших в портовые города, такие как Марсель, Ницца. И это стало причиной формирования во Франции одной из крупных диаспор. Такая историческая связь стала для французского правительство одной из причин по формированию особой политики в отношении армянского народа. Авторы считают, что основной целью Французской республики является мирное урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ и в соответствии с уставом ООН. В тоже время это является методом по продвижению своих интересов в данном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCE’S ROLE IN THE SETTLEMENT OF THE NAGORNO-KARABAKH CONFLICT WITHIN THE FRAMEWORK OF THE OSCE MINSK GROUP

The article deals with the role of France in the settlement of the Nagorno-Karabakh conflict as Co-chairman of the OSCE Minsk Group. The methods for a peaceful settlement of the conflict through a process of negotiation are also reflected. France, like its colleagues in the Minsk Group, tried to find compromise solutions while acting as a facilitator for the establishment of negotiating platforms. The interests of the Fifth Republic have been focused on friendship and cooperation with the Armenian people for many years. It is worth noting that during the Armenian genocide in the Ottoman Empire, French ships rescued thousands of Armenians who had arrived in port cities such as Marseille, Nice. This led to the formation of a large diaspora in France. This historic connection has been one of the reasons for the French Government’s adoption of a special policy towards the Armenian people. The sponsors believe that the main objective of the French Republic is the peaceful settlement of the Nagorno-Karabakh conflict within the framework of the OSCE Minsk Group and in accordance with the Charter of the United Nations. At the same time, it is a method to advance its interests in the region.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФРАНЦИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА В РАМКАХ МИНСКОЙ ГРУППЫ ОБСЕ»

УДК 327

РОЛЬ ФРАНЦИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА В РАМКАХ МИНСКОЙ ГРУППЫ ОБСЕ

И.М. Арутюнян, М.П. Мирасраров

irina12730@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В статье рассматривается роль Франции в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Также, в статье отражены методы мирного урегулирования по разрешении данного конфликта через процесс переговоров акцент сделан на позицию Франции. Франция, как и ее коллеги по Минской группе пыталась найти компромиссные решения выступая при этом посредником в создании переговорных площадок. Интересы Пятой Республики были сконцентрированы на дружбе и сотрудничестве с армянским народом на протяжении многих лет. Стоит отметить, что еще во время геноцида армян в Османской империи французские корабли спасли тысячи армян, прибывших в портовые города, такие как Марсель, Ницца. И это стало причиной формирования во Франции одной из крупных диаспор. Такая историческая связь стала для французского правительство одной из причин по формированию особой политики в отношении армянского народа. Авторы считают, что основной целью Французской республики является мирное урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ и в соответствии с уставом ООН. В тоже время это является методом по продвижению своих интересов в данном регионе.

Ключевые слова: Нагорный Карабах, конфликт, Франция, Армения, мирное урегулирование, Минская группа ОБСЕ.

Для цитирования: Арутюнян И.М., Мирасраров М.П. Роль Франции в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Казанский вестник молодых учёных. 2020;4(5):97-103.

Франция, как постоянный член Совета Безопасности Организации Объединённых Наций, является одним из ведущих европейских государств на мировой арене. Она также является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, единственная страна ЕС, имеющая такой статус и участие в урегулировании такого рода конфликта. Стоит отметить, что Франция в Закавказье имеет дружеские и партнёрские отношения с Республикой Армения. Политические визиты на высоком уровне между двумя странами являются частыми.

В 1992 году было решено собрать группу в Минске для обеспечения мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, где сопредседателями стали Россия, Франция и США. И это стало точкой отсчёта для начала действий Минской группы ОБСЕ. Однако в 1993 году временно была приостановлена деятельность Минской группы, так как переговоры велись неэффективно [11].

Но после завершения первой карабахской войны, возобновился переговорный процесс в рамках Минской группы. Стороны конфликта пришли к перемирию, а участницы Минской группы были готовы развернуть свои многонациональные миротворческие силы для поддержания безопасности в данном регионе. Однако напряжение и определение статуса Нагорного Карабаха становилось все более неопределённым.

Франция на первом этапе имела довольно-таки нейтральную точку зрения в данном вопросе. Даже в какой-то степени была заинтересована во все более близком сотрудничестве с Азербайджанской республикой для заключения выгодных нефтяных проектов и договоров. Однако такого не произошло.

Если говорить о более современном этапе урегулирования данного конфликта, мы можем говорить о событиях 2007 года, подписание так называемых Мадридских принципов странами сопредседателями Францией, Россией и США. Эти принципы предполагали собой разумный компромисс, основанный на принципах Хельсинкского Заключительного акта о неприменении силы, территориальной целостности, равных правах и самоопределении народов [9]. Стоит отметить, что представители Франции полагали, что без взаимных уступок процесс мирных переговоров между заинтересованными сторонами будет сходить на нет.

28 октября 2014 года в Париже прошла встреча президентов Франции, Армении и Азербайджана, которая была посвящена решению Нагорно-Карабахского конфликта [13, с. 560-563]. Тогда инициатором организованной встречи стал президент Пятой Республики Франсуа Олланд. Данная встреча на высшем уровне была направлена на то, чтобы стороны лучше смогли бы ознакомиться с позициями друг друга, а также найти точку соприкосновения позиций сторон. Тогда министр иностранных дел Армении отметил, что формат сопредседателей Минской группы ОБСЕ несмотря на трудности урегулирования продолжают оставаться действенным форматом.

Министр иностранных дел Республики Армении Эдвард Налбандян 4 декабря 2014 года [13, с. 581] выступая на 21-ом заседании Совета министров ОБСЕ заявил, что за последние 6 лет не удалось зафиксировать какого-либо прогресса в процессе урегулирования насущной проблемы. Также министр отмечал, что все предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ постоянно отвергались Азербайджаном. Примечателен и тот факт, что Баку отвергал все варианты урегулирования конфликта, которые были изложены на саммитах в Санкт-Петербурге в июне 2010 года, в Астрахани в октябре 2010 года, в Сочи в марте 2011 года и в Казани в 2011 году.

Таким образом, в апреле 2016 года произошла эскалация конфликта между Арменией и Азербайджаном после ожесточений военных столкновений. Член Сената Франции Жан-Поль Фурнье в своём письме, направленном министру иностранных дел, отметил, что Азербайджан нарушил заключённое с Армений перемирии в 1994 году [7]. И призвал министерство иностранных дел Франции предпринять какие-либо действия для предотвращения боевых действий в регионе Южного Кавказа. На что министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус

ответил, что с самого начала боестолкновений Франция как сопредседатель Минской группы стремилась добиться немедленного прекращения боевых действий и возобновить переговоры. Так, 16 мая на встрече в Вене главы государств Армении и Азербайджана взяли на себя обязательство соблюдать режим прекращения огня и как уже отмечалось ранее, возобновить переговорный процесс для мирного урегулирования.

Позиция Франции по данному вопросу с приходом президента Эммануэля Макрона

Позиция Франции оставалась относительно стабильной на протяжении последующих трёх лет, также проводились работы для поддержки эффективности сопредседательства в рамках Минской группы. Однако 27 сентября 2020 года, боевые действия возобновились. Началась вновь вооружённая война агрессором которой выступила Республика Азербайджан при поддержке Турции.

Франция постоянно искала пути решения данного вопроса консультируясь со своими коллегами по Минской группе с главой Российской Федерации и с президентом США. Регулярные телефонные беседы давали надежду на поиски решения и прекращения военных действий с обеих сторон. Но как бы главы государств и МИД Минской группы не старались, прекращения огня не было достигнуто.

Во Франции проживает одна из крупных армянских диаспор. Армянская диаспора проводила митинги в разных городах Франции с призывами признать Республику Арцах (НКР). На митинге в Париже, так же приняла участие депутат Национального собрания Франции Валери Буайе [6]. 16 октября в Парламент Франции был внесен законопроект признания Республики Арцах [8], который содержал в себе пункты, касающиеся доказательств того, что азербайджанской стороной применяются различного рода вооружения, включающие в себя ракеты, тяжёлую артиллерию, реактивные системы залпового огня, боевые танки, самолёты, БПЛА, а также кассетные боеприпасы, запрещенные международным правом [4], с помощью которых были совершены убийства мирных жителей. Также в законопроекте был отмечен преднамеренный обстрел населения и гражданской инфраструктуры, куда входили города, деревни, школы, больницы, культурные центры, кафедральных соборов. А 19 октябре Валери Буайе сообщила, что в эту же неделю внесёт в Сенат заявление о признании независимости Арцаха (НКР) и осуждении действий Турции и Азербайджана. Также на своей странице в Facebook она написала, что «противодействовать наступлению Азербайджана на Арцах, это означает противодействовать проникновению турецкого исламизма в Европу». До этого 1 октября Эммануэль Макрон заявлял о том, что у них есть информация, которая указывает на то, что в Нагорный-Карабах были переброшены сирийские боевики радикальных группировок [2]. Французское государство начало понимать, что это была очередная агрессия с азербайджанской стороны, которая готовилась тщательно при поддержке Турции.

Так, 16 октября во Франции случилась скандальная трагедия, с участием чеченского 18-летнего молодого человека, который обезглавил французского профессора истории Самюэля Пати [1]. Тогда большинство мусульманских стран поддержало действия молодого человека. Однако французское правительство было в гневе, ведь это европейское государство, где нет места насилию и разжиганию розни на религиозной почве в обществе. На церемонии прощания с учителем истории 21 октября Эммануэль Макрон заявил: «Самюэль Пати стал лицом республики, нашего желания разбить террористов жить как сообщество свободных граждан в нашей стране, нашей решимости продолжать учиться, продолжать преподавать, быть свободными. И мы продолжим, учитель»[12]. Также он отметил данное произошедшее террористическим актом.

После данного инцидента, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал действия Эммануэля Макрона гонениями на мусульманскую веру и посоветовал ему лечить психику, затем призвал исламский мир бойкотировать французское производство [10]. В ответ на что Франция отозвала своего посла из Турции. А президент Пятой Республики призвал своего коллегу отказаться от такой политики, которая опасна со всех точек зрения. Между главами государств начались серьёзные недопонимания. Как считают французы, Турция начала угрожать их национальным интересам и принципам. А Валерии Буайе после того, как президент Турции оскорбил президента Франции потребовала, чтобы Турция вышла из НАТО.

Также не осталась в стороне лидер политической партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, которая призвала к роспуску «Союза исламских организаций Франции» и к конфискации их имущества и активов [5].

С 24 по 27 октября французская делегация в составе 15 парламентариев находилась в Республике Армении и Арцахе. Цель визита была в поддержке связей и дружбы между государствами. Делегация по приезде посетила мемориальный комплекс Цицернакаберд, посвящённый жертвам геноцида армян в Османской империи 1915 года, и возложила цветы. 26 октября делегация депутатов французского парламента посетила Арцах.

Подписание конфликтующими сторонами перемирия

В ночь на 10 ноября на трёхсторонней основе было подписано перемирие по Нагорному Карабаху. Объявление было сделано всего через несколько часов после того, как Азербайджан сбил российский вертолет в районе вдали от линии фронта в Армении. Два члена экипажа погибли. Считается, что данный инцидент мог ещё больше втянуть Москву в конфликт между Арменией и Азербайджаном, так как Россия была связанна с военным договором. В то время как Турция, поддерживала наступление Азербайджана и обвинялась не раз в переброске протурецких наёмников из Сирии воевать на азербайджанской стороне. Так, президент России Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян подписали заявление о прекращении огня в Нагорном Карабахе. Для многих это было неожиданно, никто не ожидал таких поспешных действий. Однако многие

приветствовали принятое решение о прекращении огня. Французский президент заявил, что Франция будет внимательно следить за тем, чтобы режим прекращения огня соблюдался. А также отметил дружбу и поддержку Франции армянскому народу, пообещав гуманитарную помощь раненным солдатам и армянскому населению.

11 ноября глава МИДа Франции Жан-Ив Ле Дриан выступил с проар-мянским заявлением по Нагорному Карабаху [3]. Он заявил о том, что после изучения и анализа принятого документа Франция решительно поддерживала его. Но с подозрением к азербайджанскому руководству надеется, что обязательства, взятые Азербайджаном, будут строго соблюдаться и его наступление будет немедленно прекращено. В связи с этим французская сторона просит Турцию не делать ничего, что может противоречить данной приоритетной цели. Жан-Ив Ле Дриан подчеркнул, что Франция на стороне Армении в этом, так называемом, драматическом контексте. Франция будет в полной мере играть свою роль в рамках со председательства Минской группы ОБСЕ. Он также отметил то, что статус Нагорного Карабаха все ещё не определён и, что нужно решить вопрос возвращения населения, которое в процессе стали перемещёнными лицами в результате конфликта.

Возможно, Франция была расстроена тем, что в решении конфликта, как сопредседатель Минской группы не принимала участия так же, как и США. Однако к всеобщей цели - перемирию, стороны пришли и всех удовлетворило принятое решение.

Связи Франции с Арменией

Динамика сотрудничества между Арменией и Францией направлена на поддержание постоянного политического диалога на высшем уровне, плодотворное сотрудничество в международных организациях, также в европейских структурах. Стоит отметить, активное взаимодействие линии франко-фонии и в других международных форматах. Если говорить о средствах массовой информации, стоит отметить наличие армянских газет во Франции, таких как Nouvelles d'Arménie, которые пользуются большим авторитетом. Ещё состоит упомянуть, о торгово-экономических отношения и, к примеру, в 2013 году общий объем инвестиций со стороны Франции достиг 1 млрд долларов [13, с. 558]. Не говоря уже об укреплении и развитии связей в области культуры и образования. У Франции и Армении всегда много вопросов для обсуждения и каждая встреча на высшем уровне предоставляет возможность для обсуждения данных вопросов.

Также стоит отметить, что Франция действует на Армению политикой «мягкой силы», развивая многие культурные связи, в том числе и изучение французского на государственном уровне. Французское руководство не просто хотело бы получить влияние в данном регионе, ведь в какой-то мере, здесь сталкиваются экономические интересы, военные и энергетические, которые важны для каждой региональной державы. Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд французской республике следовало:

1. Усилить свою позицию путём сотрудничества с большим количеством стран ЕС по направлению мирного урегулирования в регионе;

2. В связи с тем, что Франция является одним из членов СБ ООН, ей следовало настаивать на создание группы правительственных экспертов по разрешению конфликта в Нагорном-Карабахе;

3. Франция в кооперации с организацией Красного Креста могла бы способствовать уменьшению количества жертв в период конфликта;

4. В рамках НАТО Франция, была пассивным наблюдателем в отношении политики Турции в регионе, которая привела к эскалации конфликта;

5. Правительству Франции следовало бы наложить экономические санкции в отношении Турции из-за поставок оружия одной из сторон конфликта, а также в следствие незаконной переброски боевиков из региона Ближнего Востока, что подтвердило бы ее намерения по достижению мира и безопасности в Закавказье.

Литература

1. Attentat de Conflans: les dernières révélations de l'enquête. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lemonde.fr/societe/artide/2020/10/19/attentat-de-conflans-nous-etions-convaincus-que-ca-aUait-mal-fmir_6056528_3224.html (дата обращения: 7.11.2020).

2. Des combattants syriens djihadistes au Karabakh selon Macron. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lefigaro.fr/international/des-combattants-syriens-jihadistes-au-karabakh-selon-macron-20201001 (дата обращения: 7.11.2020).

3. Haut-Karabagh - Déclaration de Jean-Yves Le Drian, ministre de l'Europe et des Affaires étrangères. [Электронный ресурс]. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/azerbaidjan/evenements/article/haut-karabagh-declaration-de-jean-yves-le-drian-ministre-de-l-europe-et-des (дата обращения: 11.11.2020).

4. Haut-Karabakh: des bombes à sous-munitions, pourtant interdites, ont été utilisées, selon Amnesty. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lemonde.fr/international/article/2020/ 10/06/haut-karabakh-amnesty-denonce-l-utilisation-de-bombes-a-sous-munitions-interdites-depuis-2010_6054976_3210.html (дата обращения: 5.11.2020).

5. Islamisme: Marine Le Pen demande la dissolution de l'UOIF et détaille ses propositions. [Электронный ресурс]. URL: https://www.boursorama.com/actualite-economique/actualites/ islam-isme-marine-le-pen-demande-la-dissolution-de-l-uoif-et-detaille-ses-propositions-d4f7abb06ad0cf8398a5c1239db349c6 (дата обращения: 11.11.2020).

6. Manifestation à Paris en soutien à l'Artsakh. [Электронный ресурс]. URL: https://www.armenews.com/spip.php?page=article&id_article=69977 (дата обращения: 30.10.2020).

7. Position de la France dans le conflit dans le Haut-Karabagh. [Электронный ресурс]. URL: https://www.senat.fr/questions/base/2016/qSEQ160622062.html (дата обращения: 29.10.2020).

8. Proposition de résolution sur la reconnaissance de la République d'Artsakh. [Электронный ресурс]. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/dyn/15/textes/l15b3436_ proposition-resolution (дата обращения: 5.11.2020).

9. Statement by the OSCE Minsk Group Co-Chair countries. [Электронный ресурс]. URL: https://www.osce.org/mg/51152 (дата обращения: 29.10.2020).

10. Исламский мир бойкотирует Францию. [Электронный ресурс]. URL: https://octagon.media/mir/islamskij_mir_bojkotiruet_franciyu.html (дата обращения: 10.11.2020).

11. Историко-дипломатический архив МИД РА. - Ф. 1. - Д. 180.

12. Макрон назвал убитого учителя лицом республик. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20201021/makron-1580909859.html (дата обращения: 10.11.2020).

13. Налбандян Э. Дипломатия Армении: 2008-2018. - Москва: МИА, 2019. - 1328 с.

FRANCE'S ROLE IN THE SETTLEMENT OF THE NAGORNO-KARABAKH CONFLICT WITHIN THE FRAMEWORK OF THE OSCE MINSK GROUP

I.M. Arutyunyan, M.P. Mirasrarov

Kazan Federal University Kazan, Russia

Abstract. The article deals with the role of France in the settlement of the Nagorno-Karabakh conflict as Co-chairman of the OSCE Minsk Group. The methods for a peaceful settlement of the conflict through a process of negotiation are also reflected. France, like its colleagues in the Minsk Group, tried to find compromise solutions while acting as a facilitator for the establishment of negotiating platforms. The interests of the Fifth Republic have been focused on friendship and cooperation with the Armenian people for many years. It is worth noting that during the Armenian genocide in the Ottoman Empire, French ships rescued thousands of Armenians who had arrived in port cities such as Marseille, Nice. This led to the formation of a large diaspora in France. This historic connection has been one of the reasons for the French Government's adoption of a special policy towards the Armenian people. The sponsors believe that the main objective of the French Republic is the peaceful settlement of the Nagorno-Karabakh conflict within the framework of the OSCE Minsk Group and in accordance with the Charter of the United Nations. At the same time, it is a method to advance its interests in the region.

Keywords: Nagorno-Karabakh, conflict, France, Armenia, peace settlement, OSCE Minsk Group.

Сведения об авторах

Арутюнян Ирина Мгеровна, студентка института международных отношений, Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия.

E-mail: irina12730@mail.ru

Authors of the publication

Arutyunyan Irina Mgerovna, student of the Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

E-mail: irina12730@mail.ru

Мирасраров Мирсаид Пулат угли, студент Института международных отношений, Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия. E-mail: mirasrarov@gmail.com

Mirsaid Mirasrarov Pulat ugli, student of the Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

E-mail: mirasrarov@gmail.com

Дата поступления 15.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.