Научная статья на тему 'ВОЙНА 2020 ГОДА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ'

ВОЙНА 2020 ГОДА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC
2135
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГОРНО-КАРАБАХ / АРМЕНИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / ИРАН / ГРУЗИЯ / ТУРЦИЯ / РОССИЯ / РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ / ПОСТСОВЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аветикян Геворг

Вспыхнувшая осенью 2020 г. война в Нагорном Карабахе существенно отличается от первой карабахской войны начала 1990-х годов. Во-первых, на этот раз война завершилась поражением армянской стороны. Во-вторых, в результате значительно усилилась роль Турции. В-третьих, на спорной территории между Азербайджаном и Арменией впервые появился российский миротворческий контингент. Роль России в урегулировании конфликта достигла качественно нового уровня, тогда как роли США, Франции и других европейских стран, а также Минской группы ОБСЕ заметно уменьшились. В статье рассматривается региональное измерение новой войны и определяются основные принципы подходов к нагорно-карабахскому конфликту государств, непосредственно граничащих с Арменией и Азербайджаном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE 2020 NAGORNO-KARABAKH WAR: THE REGIONAL DIMENSION

The war in Nagorno-Karabakh that erupted in the autumn of 2020 is significantly different from the first Karabakh war of the early 1990s. First, this time the war ended in the Armenian defeat. Second, the role of Turkey has been significantly increased. Third, a Russian peacekeeping contingent has appeared in the disputed territory between Azerbaijan and Armenia for the first time. Russia's role in the conflict settlement has reached a fundamentally new level, while the roles of the USA, France and other European countries, and of the OSCE Minsk Group have diminished essentially. The article discusses the regional dimension of the new war and defines the main principles underlying the approaches to the Nagorno-Karabakh conflict of those states that directly border Armenia and Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «ВОЙНА 2020 ГОДА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

ВОИНА 2020 ГОДА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Геворг Аветикян*

Европейский университет в Санкт-Петербурге

© Г.Аветикян, 2020 г.

DOI: 10.20542/2307-1494-2020-2-181-191

Аннотация Вспыхнувшая осенью 2020 г. война в Нагорном Карабахе существенно отличается от первой карабахской войны начала 1990-х годов. Во-первых, на этот раз война завершилась поражением армянской стороны. Во-вторых, в результате значительно усилилась роль Турции. В-третьих, на спорной территории между Азербайджаном и Арменией впервые появился российский миротворческий контингент. Роль России в урегулировании конфликта достигла качественно нового уровня, тогда как роли США, Франции и других европейских стран, а также Минской группы ОБСЕ заметно уменьшились. В статье рассматривается региональное измерение новой войны и определяются основные принципы подходов к нагорно-карабахскому конфликту государств, непосредственно граничащих с Арменией и Азербайджаном.

Ключевые Нагорно-Карабах, Армения, Азербайджан, Иран, Грузия, Турция, Россия,

слова российско-армянские отношения, территориальные споры, постсоветские

конфликты

Title The 2020 Nagorno-Karabakh war: the regional dimension

Abstract The war in Nagorno-Karabakh that erupted in the autumn of 2020 is significantly different from the first Karabakh war of the early 1990s. First, this time the war ended in the Armenian defeat. Second, the role of Turkey has been significantly increased. Third, a Russian peacekeeping contingent has appeared in the disputed territory between Azerbaijan and Armenia for the first time. Russia's role in the conflict settlement has reached a fundamentally new level, while the roles of the USA, France and other European countries, and of the OSCE Minsk Group have diminished essentially. The article discusses the regional dimension of the new war and defines the main principles underlying the approaches to the Nagorno-Karabakh conflict of those states that directly border Armenia and Azerbaijan.

Keywords Nagorno-Karabakh, Armenia, Azerbaijan, Iran, Georgia, Turkey, Russia, Russian-Armenian relations, territorial disputes, post-Soviet conflicts

* Аветикян Геворг Галустович - доцент Исследовательского центра ЭНЕРПО, Европейский университет в Санкт-Петербурге, кандидат исторических наук.

Gevorg Avetikyan is Associate Professor at the ENERPO research center, European University at St. Petersburg.

I. Введение

Ранним утром 27 сентября 2020 г. между Азербайджаном, с одной стороны, и Арменией и непризнанной Республикой Арцах, или Нагорно-Карабахской Республикой (НКР),1 с другой стороны, возобновились вооруженные столкновения, быстро превратившиеся в полномасштабную войну.

С мая 1994 г., когда подписанием трехстороннего соглашения между представителями Баку, Еревана и Степанакерта был достигнут режим перемирия, стороны многократно обстреливали позиции друг друга. Наивысший уровень эскалации наблюдался в апреле 2016 г. и в июле 2020 г. Несмотря на то, что события 2016 г. впоследствии назвали «четырехдневной» или «апрельской», войной, ситуация перешла из «нарушения режима прекращения огня» в полноценную, теперь уже вторую карабахскую войну, лишь осенью 2020 г. Новый этап армяно-азербайджанского конфликта продлился 44 дня и завершился обнародованием заявления президента Азербайджанской Республики, премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 10 ноября 2020 г.2 По итогам конфликта армянская сторона фактически потерпела поражение, но в то же время Азербайджану не удалось восстановить контроль над всей спорной территорией. Армянское население, руководство и вооруженные силы НКР продолжат занимать около 28% территории, ранее контролировавшейся непризнанной республикой.3 Обеспечивать безопасность населения и следить за соблюдением режима перемирия теперь будут переброшенные сюда российские миротворцы.

Прямое военное вмешательство Турции и наемных боевиков из Сирии на стороне Азербайджана грозило тем, что постсоветский территориальный спор локального значения выйдет на совершенно новый, как минимум, региональный уровень, наряду с другими конфликтами на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Однако достигнутое по инициативе России перемирие, вероятно, предотвратило такой «качественный скачок» в краткосрочной перспективе и, несмотря на усилившееся влияние Турции на Азербайджан, в каком-то смысле зафиксировало за армяно-азербайджанским конфликтом статус сугубо постсоветского. Война не только определила исключительную роль России в дальнейшем процессе урегулирования, но и более отчетливо выявила позиции близлежащих государств. В данной статье рассмотрены основные принципы подходов к нагорно-карабахскому конфликту государств, непосредственно граничащих с Арменией и Азербайджаном.

II. Иранский нейтралитет

Иран - единственное государство в регионе, поддерживающее добрососедские отношения со всеми тремя постсоветскими республиками Южного Кавказа. По отношению к конфликту в Нагорном Карабахе Тегеран также занимает сбалансированную позицию, признавая, с одной стороны, территориальную целостность Азербайджана, а с другой - необходимость обеспечить безопасность армянского населения региона.4

Однако политические элиты и экспертное сообщество как в Армении, так и в Азербайджане зачастую интерпретируют позиции третьих сторон относительно карабахского конфликта так, как им хотелось бы представить ситуацию своей

внутриполитической аудитории. Даже заявления Ирана о приверженности принципу территориальной целостности, воспринимаемые в Азербайджане как однозначная поддержка точки зрения Баку, в соседней Армении интерпретировались в свою пользу. Часть местных экспертов была готова и в таких, достаточно прямолинейных заявлениях, усмотреть завуалированную поддержку армянской позиции. Внимание акцентировалось, например, на том, что в советский период у Ирана не было прямых дипломатических отношений с Азербайджанской ССР, а постсоветский Азербайджан никогда не имел полного контроля над Нагорным Карабахом. В соответствии с этой логикой, делался вывод о том, что, признавая территориальную целостность Азербайджана, Иран как бы фактически признавал Азербайджан без Нагорного Карабаха. В армянских СМИ появлялись и прочие аргументы в пользу признания Арцаха Ираном. Тот факт, что ряд иранских СМИ иногда публиковал материалы интервью с должностными лицами непризнанной республики, некоторые комментаторы в Армении интерпретировали как признак того, что под территориальной целостностью Азербайджана Иран не подразумевал азербайджанский контроль над Нагорным Карабахом.

Несмотря на попытки Армении перетянуть Иран на свою сторону, сам Тегеран предпочитает занимать сбалансированную позицию. Иран заинтересован в мирном урегулировании конфликта по ряду причин. Страна не обладает необходимым инструментарием, а главное, мотивацией для того, чтобы играть на противоречиях между армянской и азербайджанской стороной. В сложившейся ситуации Иран неоднократно демонстрировал готовность выступить лишь в роли посредника с целью ускорить мирный процесс. Это понимают и армянская, и азербайджанская стороны, но ни одна из них не готова допустить иранцев за стол переговоров.

В конце октября 2020 г. заместитель министра иностранных дел Ирана и специальный представитель президента по вопросам урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе Аббас Арагчи посетил Баку, Москву, Ереван и Анкару, где представил иранский план по достижению мира, в котором «ведущая роль будет отведена странам региона».5 Арагчи также выступил с критикой Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - международной структуры, долгие годы выступавшей в роли главного посредника между сторонами конфликта. «Некоторые страны этой группы вообще не находятся в регионе и не имеют к этому кризису никакого отношения... Неэффективность этой группы доказана на практике», - отметил Арагчи в Москве.6 Заинтересованность Ирана в роли посредника неоднозначно воспринимается как самими участниками конфликта, так и тремя сопредседателями Минской группы ОБСЕ (РФ, США и Францией). В частности, с точки зрения Армении, вовлечение Ирана в переговорный процесс может создать прецедент, в результате которого в качестве посредника выступит и Турция, проазербайджанская позиция которой очевидна. Азербайджан, в свою очередь, не склонен в полной мере доверять Ирану. В Баку, в частности, считают, что армянским вооруженным формированиям в мае 1992 г. в ходе военных действий в НКР удалось занять город Шуши лишь вследствие того, что азербайджанцы потеряли бдительность, доверившись посредническим инициативам Тегерана.7

Армения рассматривается в Иране как «комплементарный сосед»8 и практически единственная сопредельная страна, откуда Иран не ожидает угроз в военной, политической и экономической сферах.9 В Тегеране и Ереване не раз заявляли о

высоком уровне доверия и добрососедских дипломатических связей между двумя государствами. При этом отмечалось, что экономическая составляющая двусторонних отношений все еще существенно отстает от желаемого уровня. Товарооборот Армении с Ираном сравним с ее внешнеторговым оборотом с Турцией - фактически враждебной для Армении страной, с которой у Еревана отсутствуют дипломатические отношения.

Иран активно сотрудничал с армянской стороной и на территории НКР, считавшейся в Азербайджане временно оккупированной. Совместно с фактическими властями НКР иранцы долгие годы строили гидроэлектростанцию на пограничной реке Аракс. Азербайджан, не имея возможности препятствовать ходу строительства ни физически, ни политически, предпочел не придавать этот факт огласке. Условия реализации крупного проекта без привлечения внимания СМИ, кажется, устраивали и армянскую, и иранскую, и азербайджанскую стороны. Лишь после избрания Хасана Роухани президентом Ирана и наметившегося потепления в отношениях между Тегераном и Баку, а также в преддверии наступления азербайджанской армии на армянские позиции в апреле 2016 г., стороны подписали символическое соглашение, преподнесенное для внутренней аудитории в Азербайджане как небольшая дипломатическая победа. По сообщению азербайджанских СМИ, «соглашение провозглашает принципы уважения суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и Ирана, а также равные права на водные и энергетические ресурсы гидроузлов -Худаферин" и -Гыз Галасы"».10 Согласно подписанному спустя четыре с половиной года, после новой войны, соглашению от 10 ноября 2020 г., эти территории перейдут Азербайджану, который таким образом восстановит полный контроль над всей протяженностью ирано-азербайджанской границы.

Ирано-азербайджанские отношения зачастую характеризуются специалистами как неоднозначные. Тесное военно-техническое сотрудничество Азербайджана с Израилем вызывает нескрываемое недовольство в Иране. В свою очередь, растущее число паломников-шиитов из Азербайджана в священные города в Ираке и Иране рассматривается в Азербайджане как потенциальная угроза национальной безопасности, за которой якобы стоят иранские власти: «анализ возросшей тенденции разрастания религиозного фанатизма в Азербайджане неоспоримо показывает, что главная причина явления - фактор усиления влияния Ирана в регионе и в нашем [азербайджанском - Г.А.] обществе».11 Однако, по мнению российского востоковеда В.Сажина, «угроза иранского шиитского фундаментализма скорее гипотетическая, нежели реальная».12 В то же время в самом Иране опасаются усиления сепаратистских настроений в северных и северо-западных провинциях страны, где преобладает тюркоязычное население. Как в Азербайджанской Республике, так и за ее пределами бытует образ Азербайджана, разделенного на северную и южную (иранскую) части.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, в последние годы взаимоотношения Ирана и Азербайджана заметно улучшились. Немаловажную роль в данном контексте играла Россия. Президенты и высокопоставленные чиновники из России, Ирана и Азербайджана неоднократно встречались в формате трехстороннего сотрудничества. От трети до половины иранского экспорта в российском направлении проходит через таможню в небольшом городке Астара на границе Ирана и Азербайджана. Здесь же будет пролегать и железнодорожный участок

международного транспортного коридора «Север-Юг». Этот амбициозный проект сделал неконкурентоспособными инициативы по строительству альтернативной железной дороги из Ирана в Грузию через территорию Армении.

III. Поддержка Азербайджана со стороны Турции и Грузии

Турция, исторически и культурно родственная Азербайджану, занимала подчеркнуто антиармянскую позицию на протяжении всего нагорно-карабахского конфликта. Закрыв армяно-турецкую границу в 1993 г. в знак солидарности с Азербайджаном, Турция присоединилась к экономической блокаде Армении, продолжающейся до сих пор.

В 2020 г. степень вовлеченности Турции в армяно-азербайджанский конфликт была беспрецедентной. Анкара предоставила Баку собственных военнослужащих, консультантов и современную военную технику. Помимо этого, при посредничестве Турции на армяно-азербайджанский фронт могло быть переброшено до нескольких тысяч наемных боевиков из Сирии.13 С первых же дней новой войны армянская сторона пыталась привлечь внимание России, Ирана, Франции, США, ЕС и мирового сообщества в целом к тому, что ей приходится сражаться одновременно против армий Азербайджана, Турции и «сирийских боевиков-террористов». В обращениях к российской аудитории особый акцент делался на том, что таким образом Турция впервые демонстративно вовлекается в вооруженный конфликт на территории бывшего СССР, считающейся зоной особых интересов России.

Наемники из Сирии отождествлялись с «террористами Исламского государства», которые могут стать угрозой для безопасности Ирана, России и даже Европы. Премьер-министр Армении Никол Пашинян интерпретировал теракты в Австрии и Франции, совпавшие по времени с идущими в Нагорном Карабахе боями, как звенья одной цепи и предупредил европейцев о том, что Турцию скоро можно «ждать у Вены».14 Озабоченность переброской «тысяч террористов в Нагорный Карабах» выразили и в Москве.15 О необходимости немедленного вывода сирийских боевиков из региона неоднократно заявляли и в Тегеране.16 Отметим, что Турция и Грузия -единственные страны региона, проголосовавшие еще в декабре 2019 г. против резолюции ООН, осуждавшей «использование наемников как средство нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение».17

С первых же дней войны Анкара критиковала Минскую группу ОБСЕ за бездействие, стремясь изменить формат армяно-азербайджанских переговоров и занять место посредника в урегулировании конфликта.18 Позиция Турции отличалась от иранской тем, что она, безусловно, защищала интересы лишь одной из сторон конфликта - Азербайджана. Турецкую инициативу приветствовали в Баку, но с ней были категорически не согласны в Ереване и Степанакерте.

Формально Грузия заняла нейтральную позицию в отношении конфликта. Официальный Тбилиси заявлял о желании поддерживать дружественные отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном, а президент Саломе Зурабишвили предложила провести переговоры в рамках деятельности Минской группы ОБСЕ в Тбилиси.19 Грузия запретила транзит оружия по своей территории.20

Однако в армянском обществе сложилась атмосфера недоверия к соседнему государству. Распространялись слухи о том, что, с одной стороны, Грузия не разрешала транзит гуманитарных грузов в Армению, а с другой стороны, возможно, согласилась на переброску наемников в Азербайджан.21 В настроениях же грузинского общества был заметен проазербайджанский уклон, который можно объяснить тем, что Армения является союзницей России, воспринимаемой в Грузии в качестве оккупанта. Свою роль играет и то, что Грузия, как и Азербайджан, столкнулась с проблемой сепаратизма, что дает ей основания для проведения аналогий между Карабахом, Абхазией и Южной Осетией.22 Дополнительным фактором, работающим в пользу проазербайджанской позиции Грузии, является крайняя зависимость последней от импорта и транзита нефти и газа из Азербайджана. Существенную роль в рассматриваемом контексте также играют турецкие и азербайджанские инвестиции в грузинскую экономику.

IV. Вместо заключения: Россия на Южном Кавказе -

триумф или поражение?

Россия и Армения - стратегические союзники, причем Армения является членом и Организации Договора коллективной безопасности, и Евразийского экономического союза. С первых же дней войны, когда превосходство сил противника стало очевидным, основные надежды Армении были обращены в сторону России. Ожидалось, что Москва нейтрализует турецкую угрозу, а также осудит участие наемников и добьется их вывода из зоны конфликта. С азербайджанской армией предполагалось справиться самостоятельно.

Публичную позицию России на начальном этапе войны можно характеризовать как подчеркнуто сдержанную и в целом, мало отличавшуюся от позиции США или Франции. Яркой иллюстрацией единодушия трех государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ стало совместное заявление их глав. На пятый день войны, 1 октября 2020 г., президенты России, США и Франции «решительно осудили эскалацию в регионе и призвали к немедленному прекращению огня, а также к возобновлению переговоров без предварительных условий».23 Три попытки временного прекращения огня в целях обеспечения «гуманитарного перемирия», инициированные Россией и ее партнерами в Минской группе ОБСЕ, сорвались в первые же минуты после анонсированного начала перемирий.

Решимость Азербайджана и Турции поставить точку в вопросе принадлежности Нагорного Карабаха проявлялась на фоне неспособности или нежелания посредников предпринять более действенные меры по предотвращению дальнейшей эскалации конфликта. Казалось, что Россия «отступает из Закавказья», освобождая место для турецкого присутствия в регионе. Готовность России мириться с возросшей ролью члена НАТО на Южном Кавказе за счет интересов единственного российского союзника в регионе выглядела как символическое окончание «постсоветскости» нагорно-карабахского конфликта.

Однако подписание главами государств Азербайджана, Армении и России совместного заявления от 10 ноября 2020 г. неожиданным образом остановило войну, вытеснило Турцию, обеспечило присутствие российской военной силы (в роли миротворцев) на территории Азербайджана и, хотя бы на данном этапе, закрепило

роль России, как практически единоличного посредника между армянской и азербайджанской сторонами в обход как Минской группы ОБСЕ, так и инициатив Турции и Ирана.

Наступившее в Нагорном Карабахе перемирие дало непризнанной республике возможность спасти то, что осталось от территорий, контролировавшихся армянскими силами в НКР до 27 сентября 2020 г. Поражение в войне стало тяжелейшим испытанием за всю историю постсоветской независимой Армении.

Последствия такого исхода событий для России и всего постсоветского пространства неоднозначны. Предполагаемые риски России сводятся к следующему.

- Во-первых, по примеру Азербайджана, Молдова, Украина и Грузия также могут попытаться разрешить территориальные споры с применением военной силы.

- Во-вторых, может усилиться влияние Турции и в постсоветских странах Центральной Азии, а также в среде тюркоязычных народов России.

- В-третьих, репутации России как союзницы Армении будет, напротив, нанесен существенный ущерб.24

Скептически настроенному наблюдателю также может показаться, что установленный режим перемирия не просуществует слишком долго и что новая война может начаться в ближайшие годы.

Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой России удалось укрепить свои позиции на Южном Кавказе, получить дополнительные рычаги влияния не только на Армению, но теперь и на Азербайджан, а также предотвратить дальнейшее продвижение Турции на постсоветском пространстве.25

Независимо от текущей оценки отрицательных или положительных последствий такого исхода военных действий для России, очевидно, что нагорно-карабахский конфликт локализован и его статус понижен до уровня местного, постсоветского территориального спора, в котором Россия отныне будет более явно доминировать в качестве посредника.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Арцах - название республики, употребляемое преимущественно в армянских источниках.

2 Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации. 10 ноября 2020 г. // Президент России [Официальный сайт].

URL: http://kremlin.ru/catalog/countries/AZ/events/64384.

3 Микаелян Г. Территориальные потери Арцаха в результате второй Карабахской войны (статистика и карты) // Кавказский Узел. 19.11.2020. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/45972.

4 Каледжи В. Восемь принципов добрососедства: политика Ирана в отношении нагорно-карабахского конфликта. Международный дискуссионный клуб «Валдай»: Аналитика. 9 октября 2020 г.

URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/vosem-printsipov-dobrososedstva-politika-irana.

5 Иран подготовил новое предложение по решению конфликта в Карабахе // ТАСС. 29.10.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9845875.

6 Иран: Минская группа не смогла решить нагорнокарабахский вопрос // ИА REGNUM. 30.10.2020.

URL: https://regnum.ru/news/3102971.html.

7 Президент Армении и исполняющий обязанности президента Азербайджана встретились в Тегеране 7 мая 1992 г. и подписали соглашение о временном прекращении огня. В течение двух следующих дней, 8-9 мая 1992 г., г. Шуши перешел под контроль армянских войск.

8 Weiss A., Zabanova Y. The South Caucasus and Iran in the Post-Sanctions Era: Pursuing Greater Interconnectedness amidst Continuing Constraints and Scaled-down Expectations. Stiftung Wissenschaft und Politik (SWP) Comments. № 24. 2017. P. 2. URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/ 2017C24_wis_zbv.pdf.

9 Иран и Карабахский конфликт / Иран и Южный Кавказ // Кавказский узел. 17.02.2018. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/31921.

10 Иран завершает строительство Худаферинской плотины на реке Аразчай // Day.Az. 24.04.2016. URL: https://news.day.az/economy/773694.html.

11 Мамедов Ф. Иран вторгается в Азербайджан оружием паломников // Haqqin.az. 01.12.2017. URL: https://haqqin.az/news/117537.

12 Сажин В.И. К вопросу об ирано-азербайджанских отношениях // Институт Ближнего Востока [сайт]. 11.07.2014. URL: http://www.iimes.ru/?p=21450.

13 Эль-Хайек В. 1800 долларов за Карабах // Новая газета. 23.10.2020. URL: https://novayagazeta.ru/articles/ 2020/10/23/87657-1800-dollarov-za-karabah; WSJ сообщила об отправке в Карабах связанных с Турцией сирийских боевиков // Росбизнесконсалтинг. 14.10.2020. URL: https://www.rbc.ru/politics/14/10/2020/ 5f86792c9a7947dc56fd331f.

14 Пашинян - Европе: не остановите Турцию на Кавказе, ждите ее у Вены // EADaily. 04.10.2020.

URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/10/04/pashinyan-evrope-ne-ostanovite-turciyu-na-kavkaze-zhdite-eyo-u-veny.

15 Нарышкин заявил о переброске тысяч террористов в Нагорный Карабах // Коммерсантъ. 06.10.2020.

16 Иран рассказал о ситуации с иностранными боевиками в Нагорном Карабахе // Lenta.ru. 16.11.2020. URL: https://lenta.ru/news/2020/11/16/ino.

17 Использование наемников как средство нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 18 декабря 2019 года. Док. ООН A/RES/74/138. 24 января 2020 г. URL: https://digitallibrary.un.org/record/3848950/files/A_RES_74_ 138-RU.pdf.

18 Эрдоган обвинил Минскую группу ОБСЕ в бездействии // Коммерсантъ. 05.10.2020.

19 Грузия предложила обсудить Карабах на своей территории // Lenta.ru. 05.10.2020. URL: https://lenta.ru/ news/2020/10/05/tbilisi.

20 Грузия запретила транзит оружия в зону армяно-азербайджанского конфликта // Коммерсантъ. 04.10.2020.

21 Грузия опровергла данные о пропуске сирийских боевиков в Азербайджан // РИА Новости. 03.10.2020. URL: https://ria.ru/20201003/boeviki-1578146445.html.

22 В соответствии с той же логикой, солидаризация с Азербайджаном наблюдается и в украинском обществе.

23 Заявление президентов России, США и Франции по Нагорному Карабаху. 1 октября 2020 г. // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64133.

24 «Турки не остановятся»: политолог оценил соглашение по Карабаху // Московский комсомолец. 10.11.2020; Латынина Ю. Проигравший теряет все // Новая газета. 11.11.2020. URL: https://novayagazeta.ru/ articles/2020/11/10/87904-proigravshiy-teryaet-vse; Galeotti M. Russian ceasefire deal in Nagorno-Karabakh marks slow, painful end of empire in the South Caucasus // The Moscow Times. 10.11.2020; Bershidsky L. Aliyev's military solution in Nagorno Karabakh is a loss for Putin // Bloomberg. 10.11.2020.

URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2020-11-10/aliyev-s-military-solution-in-nagorno-karabakh-is-a-loss-for-putin.

25 A full interview about the aftermath of war with Richard Elmoyan // Eric Hacopian Instagram account. 12.11.2020. URL: https://www.instagram.com/p/CHhU09JHXQj; De Waal T. A Precarious Peace for Karabakh. Carnegie Moscow Center Commentary. 11 November 2020. URL: https://carnegie.ru/commentary/83202.

БИБЛИОГРАФИЯ / BIBLIOGRAPHY

1. Bershidsky L. Aliyev's military solution in Nagorno Karabakh is a loss for Putin // Bloomberg. 10.11.2020. URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2020-11 -10/aliyev-s-military-solution-in-nagorno-karabakh-is-a-loss-for-putin.

2. De Waal T. A Precarious Peace for Karabakh. Carnegie Moscow Center Commentary. 11 November 2020. URL: https://carnegie.ru/commentary/83202.

3. El-Khaiek V. 1800 dollarov za Karabakh // Novaya gazeta. 23.10.2020. URL: https://novayagazeta.ru/ articles/2020/10/23/87657-1800-dollarov-za-karabah.

Эль-Хайек В. 1800 долларов за Карабах // Новая газета. 23.10.2020.

URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/10/23/87657-1800-dollarov-za-karabah.

4. Erdogan obvinil Minskuyu gruppu OBSE v bezdeistvii // Kommersant. 05.10.2020. Эрдоган обвинил Минскую группу ОБСЕ в бездействии // Коммерсантъ. 05.10.2020.

5. A full interview about the aftermath of war with Richard Elmoyan // Eric Hacopian Instagram account. 12.11.2020. URL: https://www.instagram.com/p/CHhU09JHXQj.

6. Galeotti M. Russian ceasefire deal in Nagorno-Karabakh marks slow, painful end of empire in the South Caucasus // The Moscow Times. 10.11.2020.

7. Gruziya oprovergla dannyie o propuske siriiskikh boyevikov v Azerbaidzhan // RIA Novosti. 03.10.2020. URL: https://ria.ru/20201003/boeviki-1578146445.html.

Грузия опровергла данные о пропуске сирийских боевиков в Азербайджан // РИА Новости. 03.10.2020. URL: https://ria.ru/20201003/boeviki-1578146445.html.

8. Gruziya predlozhila obsudit Karabakh na svoyei territorii // Lenta.ru. 05.10.2020. URL: https://lenta.ru/ news/2020/10/05/tbilisi.

Грузия предложила обсудить Карабах на своей территории // Lenta.ru. 05.10.2020. URL: https://lenta.ru/news/2020/10/05/tbilisi.

9. Gruziya zapretila tranzit oruzhiya v zonu armyano-azerbaidzhanskogo konflikta // Kommersant. 04.10.2020.

Грузия запретила транзит оружия в зону армяно-азербайджанского конфликта // Коммерсантъ. 04.10.2020.

10. Iran i Karabakhskii konflikt / Iran i Yuzhnyi Kavkaz // Kavkazskii uzel. 17.02.2018. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/31921.

Иран и Карабахский конфликт / Иран и Южный Кавказ // Кавказский узел. 17.02.2018. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/31921.

11. Iran: Minskaya gruppa ne smogla reshit' nagornokarabakhskii vopros // IA REGNUM. 30.10.2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: https://regnum.ru/news/3102971.html.

Иран: Минская группа не смогла решить нагорнокарабахский вопрос // ИА REGNUM. 30.10.2020. URL: https://regnum.ru/news/3102971.html.

12. Iran podgotovil novoye predlozheniye po resheniyu konflikta v Karabakhe // TASS. 29.10.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9845875.

Иран подготовил новое предложение по решению конфликта в Карабахе // ТАСС. 29.10.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9845875.

13. Iran rasskazal o situatsii s inostrannymi boyevikami v Nagornom Karabakhe // Lenta.ru. 16.11.2020. URL: https://lenta.ru/news/2020/11/16/ino.

Иран рассказал о ситуации с иностранными боевиками в Нагорном Карабахе // Lenta.ru. 16.11.2020. URL: https://lenta.ru/news/2020/11/16/ino.

14. Iran zavershaet stroitelstvo Khudaferinskoi plotiny na reke Arazchai // Day.Az. 24.04.2016. URL: https://news.day.az/economy/773694.html.

Иран завершает строительство Худаферинской плотины на реке Аразчай // Day.Az. 24.04.2016. URL: https://news.day.az/economy/773694.html.

15. Use of mercenaries as a means of violating human rights and impeding the exercise of the right of peoples to self-determination. Resolution adopted by the General Assembly on 18 December 2019. UN Doc. A/RES/74/138. 24 January 2020. URL: https://digitallibrary.un.org/record/3848950/ files/A_RES_74_138-EN.pdf.

Использование наемников как средство нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 18 декабря 2019 года. Док. ООН A/RES/74/138. 24 января 2020 г. URL: https://digitallibrary.un.org/record/3848950/files/A_RES_74_138-RU.pdf.

16. Kaledzhi V. Vosem printsipov dobrososedstva. Politika Irana v otnoshenii nagorno-karabakhskogo konflikta. Mezhdunarodnyi diskussionnyi klub -Valdai": Analitika. 9 October 2020.

URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/vosem-printsipov-dobrososedstva-politika-irana. Каледжи В. Восемь принципов добрососедства. Политика Ирана в отношении нагорно-карабахского конфликта. Международный дискуссионный клуб «Валдай»: Аналитика. 9 октября 2020 г. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/vosem-printsipov-dobrososedstva-politika-irana.

17. Latynina Yu. Proigravshiy teryayet vse // Novaya gazeta. 11.11.2020. URL: https://novayagazeta.ru/ articles/2020/11/10/87904-proigravshiy-teryaet-vse.

Латынина Ю. Проигравший теряет все // Новая газета. 11.11.2020. URL: https://novayagazeta.ru/ articles/2020/11/10/87904-proigravshiy-teryaet-vse.

18. Mamedov F. Iran vtorgayetsya v Azerbaidzhan oruzhiyem palomnikov // Haqqin.az. 01.12.2017. URL: https://haqqin.az/news/117537.

Мамедов Ф. Иран вторгается в Азербайджан оружием паломников // Haqqin.az. 01.12.2017. URL: https://haqqin.az/news/117537.

19. Mikaelian G. Territorialnyie poteri Artsakha v rezultate vtoroi Karabakhskoi voiny (statistika i karty) // Kavkazskii Uzel. 19.11.2020. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/45972. Микаелян Г. Территориальные потери Арцаха в результате второй Карабахской войны (статистика и карты) // Кавказский Узел. 19.11.2020. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/ 83781/posts/45972.

20. Naryshkin zayavil o perebroske tysiach terroristov v Nagornyi Karabakh // Kommersant. 06.10.2020. Нарышкин заявил о переброске тысяч террористов в Нагорный Карабах // Коммерсантъ. 06.10.2020.

21. Pashinian — Evrope: Ne ostanovite Turtsiyu na Kavkaze, zhdite yeyo u Veny // EADaily. 04.10.2020. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/10/04/pashinyan-evrope-ne-ostanovite-turciyu-na-kavkaze-zhdite-eyo-u-veny.

Пашинян — Европе: Не остановите Турцию на Кавказе, ждите ее у Вены // EADaily. 04.10.2020. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/10/04/pashinyan-evrope-ne-ostanovite-turciyu-na-kavkaze-zhdite-eyo-u-veny.

22. Sazhin V.I. K voprosu ob irano-azerbaidzhanskikh otnosheniyakh // Institut Blizhnego Vostoka [website]. 11 July 2014. URL: http://www.iimes.ru/?p=21450.

Сажин В.И. К вопросу об ирано-азербайджанских отношениях // Институт Ближнего Востока. [сайт]. 11 июля 2014 г. URL: http://www.iimes.ru/?p=21450.

23. -Turki ne ostanovyatsya": politolog otsenil soglasheniye po Karabakhu // Moskovskii komsomolets. 10.11.2020.

«Турки не остановятся»: политолог оценил соглашение по Карабаху // Московский комсомолец. 10.11.2020.

24. Weiss A., Zabanova Y. The South Caucasus and Iran in the Post-Sanctions Era. Pursuing Greater Interconnectedness amidst Continuing Constraints and Scaled-down Expectations. Stiftung Wissenschaft und Politik (SWP) Comments. № 24. 2017. URL: https://www.swp-berlin.org/ fileadmin/contents/products/comments/2017C24_wis_zbv.pdf.

25. WSJ soobshchila ob otpravke v Karabakh svyazannykh s Turtsiyei siriiskikh boyevikov // Rosbusinessconsulting. 14.10.2020. URL: https://www.rbc.ru/politics/14/10/2020/5f86792c9a7947dc 56fd331f.

WSJ сообщила об отправке в Карабах связанных с Турцией сирийских боевиков // Росбизнесконсалтинг. 14.10.2020. URL: https://www.rbc.ru/politics/14/10/2020/5f86792c9a7947 dc56fd331f.

26. Zayavleniye Prezidenta Azerbaidzhanskoi Respubliki, Premyer-ministra Respubliki Armeniya i Prezidenta Rossiyskoi Federatsii. 10 November 2020 // Prezident Rossii [Official web-site].

URL: http://kremlin.ru/catalog/countries/AZ/events/64384.

Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации // Президент России. 10.11.2020. URL: http://kremlin.ru/catalog/countries/AZ/events/64384.

27. Zayavleniye prezidentov Rossii, SShA i Frantsii po Nagornomu Karabakhu. 1 October 2020 // Prezident Rossii [Official web-site]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64133. Заявление президентов России, США и Франции по Нагорному Карабаху. 1 октября 2020 г. // Президент России [официальный сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.