Научная статья на тему 'Роль формирования ценности жизни в сохранении здоровья и профилактике суицидального поведения детей'

Роль формирования ценности жизни в сохранении здоровья и профилактике суицидального поведения детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль формирования ценности жизни в сохранении здоровья и профилактике суицидального поведения детей»

РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Груздева Мария Валерьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий, Ленинградский государственный

университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Мировой процесс глобализации, перешедший с информационной и экономической сфер жизни российского общества на сферу духовно-нравственную, прежде всего нанёс глубокий вред детям, подросткам, юношеству - той категории населения страны, чьё сознание легко поддаётся манипулированию извне. Несколько десятилетий подрастающему поколению навязывались ценностные установки и образцы поведения, противоречащие отечественным традициям воспитания. Необходимо признать, что современный мир и становящаяся всё более прагматичной жизнь, подчас лишённая нравственности, ореола истинной романтики и героики, во все времена психологически притягательных для детства, отрочества и юности, диктуют юным людям лжеромантику и лжегероику суицида, толкают их к последнему шагу.

Российская педагогическая традиция, представляющая неотъемлемую часть национальной культурной среды и заключающая в своём содержании существенные явления отечественного педагогического опыта (систему исторически сложившихся норм, ценностей, значений, идей и знаний педагогической теории и практики) - предполагает воспитание у подрастающего поколения нравственного поведения на основе формирования наиболее ценных качеств русского национального характера [2, с.7].

В современных исследованиях отмечается, что «в формировании характера определяющее значение имеют ценности», через которые «человек удовлетворяет свои потребности, реализует свою деятельность, вырабатывает своё отношение к природе, людям и в целом к обще-ству...Накопленные ценности составляют личностный «фонд культуры», степень которого определяет творческие возможности человека» [6, с.12].

Ведущими ментальными ценностями, на протяжении веков, обусловливающих духовность и нравственность народа, являются ценности жизни, материнства и отцовства, многодетности, целомудрия и супружеской верности, уважение семьи и семейных начал, отечественных культурных традиций. На наш взгляд, формирование у ребёнка ценности жизни в воспитательном пространстве семьи и образовательных учреждений является первостепенной задачей родителей и педагогов, так как принятие ребёнком данной ценности как самой важной и корневой помогает подрастающему человеку не только обрести здоровье и психологическую силу, но и становится основой благополучного принятия всех остальных духовно-нравственных ценностей.

В.В. Вересаев, как и многие другие отечественные деятели культуры и науки, отмечал: «В чём жизнь? В чём её смысл? В чём цель? Ответ только один: в самой жизни. Жизнь сама по себе представляет высочайшую ценность, полную таинственной глубины.» [4, с.108]. Педагогика, призванная способствовать становлению гармонично раз-

витой, нравственной личности, к сожалению, часто сталкивается с трагедией: в условиях духовно-нравственного кризиса в стране дети и подростки часто самовольно уходят из жизни. Так, по данным на весну 2013 года, сообщённых общественности Главным государственным санитарным врачом России и академиком РАМН Геннадием Онищенко, Россия впервые заняла первое место в Европе по количеству суицидов среди детей и подростков. Отмечается, что в стране в последние годы значительно возрос процент детских суицидов, а также увеличилось число попыток самоубийств, предпринятых детьми и подростками, причём неоднократных [3, с.14]. Нередко одно свершившееся самоубийство, ставшее достоянием общественности и Интернета, провоцирует целый ряд других, часто совместных, детских и подростковых самоубийств.

Конечно, данная проблема интегративна: помимо педагогической составляющей, в ней есть и психологический, философский, социальный, медицинский, юридический, культурный аспекты. Однако педагогика, как никакая другая область научной и практической деятельности, обладает тончайшими инструментами, средствами благотворного воздействия на душу ребёнка, на его мироощущение и поведение. Поскольку за последние четверть века детский и подростковый суицид стал одной из самых острых проблем современности, напрашивается мысль: в полной мере потенциал педагогики в борьбе за детские жизни не используется.

Несомненно, чтобы иметь возможность воспитывать и социализировать ребёнка, учить жизненным навыкам и умениям, развивать у него способности и таланты, формировать лучшие качества характера, обеспечивающие юному человеку достойную жизнь, необходимо прежде всего подготовить ребёнка к сохранению им собственной жизни как ценности. Формирование ценности жизни - это необходимый компонент профилактики суицидального поведения детей. Однако, являясь национальным приоритетом России, вопрос благополучного и защи-щённого детства недостаточно разработан в современной педагогической науке. Хотя в области социальной педагогики имеется немало работ по защите детства, важнейший общепедагогический аспект формирования у детей ценности жизни как одного из факторов сохранения их физического, психологического и нравственного здоровья остаётся недостаточно изученным. Если же говорить о практической воспитательной деятельности в детских садах и школах, направленной на формирование у детей ценности жизни, педагогов, целенаправленно и грамотно решающих эту проблему, считанные единицы, и основывается данная созидательная педагогическая деятельность больше не на знании системных психолого-педагогических разработок, а на таланте и интуиции самого педагога.

Исходя из психолого-педагогических закономерностей процесса нравственного воспитания, имеющего

свои сензитивные периоды, наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования у ребёнка ценности жизни можно считать младший школьный возраст (Л.И. Божович, Н.Д. Левитов). Однако, по мнению современных исследователей, начинать духовно-нравственное воспитание ребёнка следует в самый ранний период - ещё в пре-натальный период его развития, не прекращая благоприятные педагогические воздействия в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Только целенаправленность, системность, преемственность и непрерывность такой важной и трудной воспитательной работы могут обеспечить ей эффективность и высокую результативность.

Для того, чтобы формирование ценности жизни осуществилось в прена-тальный период развития ребёнка, ещё не рождённому малышу необходимо быть желанным и любимым, чувствовать защищённость и комфорт в утробе матери. По мнению А. Бертин, «после рождения ребёнка процесс воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и, вероятно, подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне» [1, с.6]. Счастливая, любящая, педагогически грамотная и нравственная мать, воспринимающая жизнь как высший дар и бесконечное поле для созидательной деятельности, излучает для своего ребёнка воспитательное и оберегающее тепло, передаёт ему необходимую для благоприятного развития информацию. И гармония, уравновешенность души и характера, и будущие ярко выраженные пристрастия, способности или таланты закладываются такой матерью в будущем ребёнке естественно и непринуждённо, в процессе духовной работы и полноценного проживания ею каждого дня.

Народной педагогикой на протяжении столетий выработаны удивительные по своей эффективности методы педагогического взаимодействия матери и ребёнка: колыбельные песни, потешки, ритмические запевки, пальчиковые игры (тактильное взаимодействие), пестование малыша. Многие из этих средств, безусловно, применимы к пренатальному воспитанию. Мудрая мать начинает на глубоком уровне общаться со своим малышом с того момента, когда открывает в себе новую зародившуюся жизнь. Положительные эмоции и чувства матери, её позитивные мысли, оптимизм и вера - это лучший строительный материал для активно формирующейся психики ребёнка. Огромное воспитательное влияние имеет на ребёнка постоянно слышимый им родной и любящий, ласковый голос матери, утешающий и оберегающий от возможных негативных воздействий среды. Ещё не рождённому ребёнку не менее, чем родившемуся, необходимы успокаивающие голос и колыбельная песня матери, напевный и поэтичный звук родной речи, родного языка, гармоничная музыка, богатая звуковая палитра родной природы. Ребёнок приучается любить Родину, душевно обогащаться и успокаиваться при соприкосновении с ней. Красота природы и искусства вливается в ребёнка через восприятие матери, а подчас уже через собственное восприятие (слушание колыбельных и хоровых песен, музыки природы и лучших образцов классического музыкального искусства - например, произведения «Времена

года» П.И. Чайковского). Но, несомненно, главным и самым сильным воспитательным воздействием для него становится безусловная материнская любовь. В ней, как в горячем целительном источнике, ребёнок черпает жизненную силу, уравновешенность, утешение, способность преодолевать трудности в неблагоприятные минуты жизни. Всё это база для формирования и нравственных, и волевых качеств личности. Рождаясь на свет с таким опытом любви, ребёнок, которого продолжают глубоко любить, имеет большие психолого-педагогические возможности для того, чтобы стать нравственной, сильной и духовно богатой личностью. При создании положительных педагогических условий в дошкольном и школьном детстве этот ребёнок, а впоследствии и взрослый человек будет по-настоящему ценить жизнь как источник всех духовно-нравственных ценностей, её наполняющих.

В младенческом возрасте, до посещения ребёнком детского образовательного учреждения, семья является единственным источником формирования у него ценности жизни. Важно, чтобы этот уникальный период жизни был наполнен для малыша радостным развивающим общением с родными людьми, лаской и заботой близких. Любовь к ребёнку и психологически благоприятная, дружелюбная атмосфера в семье, гармоничные супружеские отношения матери и отца, молодых и старших членов семьи, отсутствие травмирующих конфликтов и выяснений отношений при младенце способствуют формированию и укреплению у маленького человека базового доверия к миру, чувства защищённости, спокойствия, внутренней психологической силы. Вовремя появляющийся у младенца комплекс оживления, подчас удивляющий и волнующий семью, - прямое доказательство того, что, несмотря на свой крошечный возраст, ребёнок уже эмоционально готов воспринимать жизнь как радость, если мудрые родители не будут в другие периоды детского развития отнимать у ребёнка эту радость общения, радость бытия. Создание благоприятных условий для позитивного развития ребёнка в семье в каждый из его возрастных периодов -это большой шаг в формировании у ребёнка ценности жизни.

Ранний и дошкольный периоды для развития ребёнка особенные. Если он начинает посещать дошкольное образовательное учреждение, к воспитательному влиянию семьи присоединяется влияние педагогической среды детского сада. Очень важно, чтобы эта среда не только не противоречила положительным ценностным установкам семейного воспитания, но и расширяла, углубляла их на пути формирования у ребёнка ценности жизни. Если же ребёнок приходит в ДОУ из неблагополучной семьи, что в современной России, к сожалению, не редкость - образовательное учреждение становится для ребёнка единственным местом, где формирование ценности жизни наряду с другими важнейшими духовно-нравственными ценностями является одним из главных факторов сохранения его физического, психологического и нравственного здоровья.

Являясь фундаментом полноценного жизненного развития, физическое, психологическое и нравственное здоровье человека взаимосвязаны. Ребёнок, любящий и ценящий жизнь как в себе, так и в окружающем мире, без-

условно, с большей серьёзностью будет относиться к своему физическому здоровью, и эта серьёзность, разумность, должна увеличиваться по мере взросления ребёнка, формирования его самосознания. Здоровый образ жизни, занятия физкультурой, регулярный сон и прогулки, соблюдение режима дня, щадящее отношение к себе во время болезней - эти непростые для дошкольника правила и ограничения становятся для ребёнка понятными и близкими только тогда, когда сама жизнь представляет для него безусловную ценность. Если же малыш постоянно испытывает негативные эмоции и по отношению к себе, и по отношению к окружающему миру, если он чаще всего пребывает в расстроенном и подавленном настроении, не хочет вставать по утрам навстречу новому дню, жизнь перестаёт сверкать для него яркими красками радости. Мы понимаем, что физическое здоровье такого малыша в опасности, поскольку ребёнок сам его отвергает. И, несомненно, психологическое здоровье ребёнка в такой ситуации угнетено; по мнению современных исследователей, «для психологически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющих ему поддерживать духовную бодрость» [5, с.51]. В конечном счёте может пострадать и нравственное здоровье малыша, так как воспитание у него нравственных качеств и нравственного поведения изначально не будет осуществляться в благоприятных условиях, сам ребёнок в силу своего угнетённого состояния не будет полноценно реагировать на воспитательные воздействия.

Педагоги, формирующие ценность жизни у детей раннего возраста, дошкольников, а также у младших школьников, часто вынуждены противопоставлять свою созидательную деятельность негативным, антипедагогическим влияниям современной социокультурной среды. Дети оказываются подчас незащищёнными от агрессивных и бездуховных компьютерных игр, убивающих и заново возрождающих по прихоти игрока человеческие жизни на экранах компьютеров и телефонов, оказываются заложниками абсурдной телевизионной и уличной рекламы, принижающей смысл и ценность жизни до безудержного стремления к различным удовольствиям. Безобразные герои некоторых детских мультфильмов и видеофильмов, предстающие перед восприимчивыми юными зрителями в образе человека-паука и чудовищ, несут в себе нездоровую символику, далёкую от эстетических и нравственных ценностей, от естественной красоты и гармонии жизни. Дети, просматривающие такие произведения, могут надолго затаить в себе страх перед жизнью, опасную психологическую позицию агрессора и т.п.

Педагогические средства и методы, которые необходимо использовать при формировании у детей ценности жизни, в противовес антивоспитательным влияниям среды, следующие: это организация развивающей среды для детей в группах ДОУ и ученических классах, соответствующая ментальным ценностям, совместная созидательная деятельность детей и взрослых, направленная на пестование жизни, на заботу о ней (выращивание сада, де-

ревьев, цветов, забота о прекрасной и хрупкой жизни домашних растений, если позволяют условия - уход за животными и ласка по отношению к ним), просмотр добрых мультфильмов и фильмов на эту тему, чтение соответствующей литературы, творческая деятельность детей, посвя-щённая ценности жизни (сочинение стихов, рассказов, сказок, изобразительная и театральная деятельность), глубокое общение с родной природой, которое по сути и является соприкосновением с тайной жизни, постижением её.

Детям легче воспринимать жизнь как ценность, если в ней есть духовно-нравственный идеал; такой идеал готовы подарить детям фольклорные традиции (колыбельная песня, сказка, пословица и поговорка, народная игра, праздник), классические произведения поэзии, прозы, живописи, музыки, а также православная культура, православная педагогика. По мнению исследователя Е. Шестуна, «обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования» [7, с.8].

Ребёнок, соприкоснувшийся в свои лучшие для нравственного формирования годы с неповторимой красотой и мудростью православной культуры, прежде всего ощущает радость. Это глубокая, захватывающая радость общения с традицией, с Родиной - особенная впечатлительность и эмоциональность помогают ребёнку ощущать её почти на интуитивном уровне. Существует большая вероятность того, что воспитанный радостью и красотой жизни ребёнок сделает в своей будущей судьбе главный и мудрый выбор - выбор в пользу жизни и борьбы за неё.

Список литературы

1. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. Пер. с англ. Г.П. Хлуновской. - Л., 1991. - 24 с.

2. Груздева М.В. Воспитание у школьников нравственного поведения на основе российской педагогической традиции: автореф. дисс. на соискание учёной степени канд. пед. наук. - СПб. РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 26 с.

3. Онищенко Г. Линия смерти. Российская газета (Федеральный выпуск) 2013. - 15 марта (№ 56).

4. Словарь русской мудрости / Составитель Бенедиктова Н.Е. - Нижний Новгород: «Три богатыря», 1998. - 480 с.

5. Соколовская Л.Б. Критерии психологического здоровья человека // Психологическое эдоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: Материалы Всерос. науч. практ. конф. / гл. ред. И.О. Логинова. - Красноярск: Верео, 2012. - С.50-59.

6. Четвертакова Ж.В. Культурологический статус русского национального характера: автореф. дис. ... канд. филос. Наук. - Тамбов, 2004. - 19 с.

7. Шестун Е. Православная педагогика: Учебное пособие. - М.: Про-Пресс, 2001. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.