Научная статья на тему 'Традиции народной педагогики как средство нравственного воспитания младших школьников'

Традиции народной педагогики как средство нравственного воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4626
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции народной педагогики как средство нравственного воспитания младших школьников»

РАЗДЕЛ VI ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК37.0 + 372. 3/.4 + 39

Л. И. Титенкова, С. П. Беловолова

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сегодня, когда грандиозные изменения в стране выдвигают на первый план вопросы совершенствования социального, экономического развития, обществу нужны не только образованные, но и высоконравственные люди. Формированию нравственных ценностей личности способствуют прогрессивные традиции. Особенность прогрессивных традиций как средства воспитания заключается в гармоничном сочетании идейного их содержания с эмоциональным, психологическим воздействием на личность. Их содержание является своего рода эталоном, по которым люди оценивают свои поступки, свою деятельность, благодаря этому создаётся идеальный образ личности.

Исторически сложившиеся традиции, обычаи народа во всей своей совокупности средств художественной выразительности, эмоциональности, яркости, колоритности помогают формировать лучшие стороны личности, её нравственность, красоту, гражданственность, чего так не хватает нам в жизни, в общении друг с другом.

При подготовке молодой смены к жизни и труду лучшие воспитатели всегда обращались к сокровищнице педагогической мудрости, кропотливо созданной всей чередой поколений, прошедших ранее по Земле. Великолепным источником идейно-нравственного воспитания младших школьников в нашей практике зарекомендовал себя народный опыт соответствующих занятий с детворой.

Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны, не теряют своей значимости и по сей день. Нам интересен опыт воспитания, наиболее яркие традиции и принципы воспитания, являющиеся кладезем народной педагогической мудрости.

Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов - в веках и тысячелетиях. И века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чём зиждется всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Поднимая к свету и жизни своих детей, родители воспитывают в них любовь к Родине, матери, труду, заботятся о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость - качества, которые пестует народ в детях. И это основа, это «киты» народной педагогики.

И потому нам стоит не только внимательно присмотреться к тем традициям воспитания подрастающего поколения, которые уже существуют тысячелетия и которые так бережно хранит наш народ, но осмыслить их, воспринять, открыть им дверь в нашу жизнь, учитывая при этом, что, сформировавшись в определённых жизненных условиях, впитав в себя исторический опыт народа, своеобразные народные традиции воспитания хороши и действенны прежде всего у себя «дома». Но мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это источник мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти прошлого оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.

Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет нам репшть все сложные проблемы нашего бытия. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Сейчас, воспитывая подрастающее поколение, необходимо обращаться к такому ценному учебнику жизни, как народная педагогика. Свод законов тут прост, но в них огромен многовековой опыт поколений. В этой сокровищнице житейской мудрости немало поучительного могут найти и учёные - педагоги, и родители.

Люди тысячелетиями воспитывали детей. За это время формировались у каждого народа своеобразные обычаи, добрые традиции. Думается, что они стали тем основанием, которое называется народной педагогикой.

«Народная педагогика - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранявшегося в устном народном творчестве, обычаях, детских играх и игрушках и т. п.» [2].

«Этнопедагогика - наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике, быта, педагогике семьи, рода, племени, народности и нации» [2].

Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, как идеалы и взгляды, которые отражают педагогическую мудрость народа. История классической педагогики вобрала в себя опыт народной педагогики многих стран и народов через труды Я. А. Каменского, К. Д. Ушинс-кого и др.

Каждый народ имеет свои традиции, многие из них составляют общечеловеческую ценность. В качестве традиции выступают идейно- нравственные принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды. Традиции помогают регулировать поведение людей, предостерегают от неверных поступков, создают уверенность в будущем, служат мощным средством их объединения. Традиции формируют сложные привычки - определённую направленность поведения, доносят до новых поколений, как эстафету, как завещание прошлых поколений, образец убеждений и чувств, раскрывают, во имя чего стоит жить и трудиться. Необходимость использования прогрессивных национальных традиций в нравственном воспитании объясняется прежде всего тем, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражён накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. Прогрессивные традиции и обычаи - это высокохудожественное творение народа, его лучших талантов, в них сконцентрированы духовные силы и умственная энергия народа.

Не может одно поколение быть похожим на предыдущее, иначе остановилось бы течение жизни. Но у каждого должно быть ощущение своей связи с теми, кто пришёл на землю раньше нас, кто дал нам жизнь, и не просто ощущение связи, но и потребность в продолжении дел, начатых задолго до нас.

Историческая намять является одним из сильнейших средств формирования национального самосознания школьников. Осознание себя наследником и продолжателем дела бесчисленных ушедших поколений, сопричастности к ним является необходимым условием воспитания будущего гражданина. На наш взгляд, писатель В. Распутин, размышляя о традициях народа, его судьбах, высказал в интервью очень интересную мысль: «Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека».

Учащиеся должны умом и сердцем понять, что в общественной эволюции важна преемственность традиций поколений, понимание того, что само это не приходит. Это воспитывается кропотливой работой воспитателей и учителей.

В начальных классах у учащихся сохраняется интерес к героической тематике, возникает более глубокое понимание смысла героических образов. Осмысленным становится понимание патриотизма: любовь к родной стране, её народу, готовность защищать Родину, вера в победу доброго, справедливого дела. Особенно сильное воздействие на чувства младших школьников оказывают встречи и дружба с участниками Великой Отечественной войны. Горизонты понимания расширяются, и дети понимают, что любовь к Родине - это любовь к матери, к своей земле, своему народу, его прошло-

му, настоящему и будущему Народная педагогика растит в душах детей чувство Родины, родства с окружающим миром. У народа есть все случаи жизни ребёнка поэтические шедевры.

Традиционно считается, что воспитать хорошего человека можно не страхом перед физической силой, а боязнью огорчить другого.

Если возьмём пословицы, поговорки, сказки, былины, песни, загадки, то убедимся в богатстве идей трудового воспитания. Педагогика труда - одна из сильнейших традиций. Народная педагогика учила трудолюбию с малых лет поначалу в семейных делах, но вырастал человек, и проверка его трудовой подготовки всегда была общественной. Одна из важнейших заслуг трудовой традиции состоит в разработке принципов оценке человека по его отношению к людям. Идеи трудового воспитания чрезвычайно богаты и разнообразны. Особенно значимой является мысль о том, чго безнравственно жить за счёт других, что дети должны познать радость труда на пользу семье как можно раньше. Было подмечено, что во многих делах взрослые не очень нуждались в помощи детей, могли бы обойтись без них. Но привлечение детей к труду осуществлялось сознательно. Когда на свет появлялась девочка, ей дарили маленькую прялку, потом побольше. Сначала - игра, а потом уже серьёзное задание. Учили не скучному однообразию детских поделок, а ремеслу, показывая значимость труда ребёнка. Чаще всего это был совместный со взрослыми труд. А коллективное сопереживание, общая радость, забота друг о друге способствовали тому, что ребёнок рос в понимании, что доброта, трудолюбие, сила, щедрость - всё хорошее нужно всем, дорого окружающим, является общим достоянием.

Опора на традиционные формы организации трудового воспитания и трудовой деятельности народа может оказать большую услугу в выработке у молодёжи трудовых умений и в формировании трудолюбия.

Прекрасной традицией является важная роль семьи, в которой происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Огромное значение в воспитании детей имеет бабушкина педагогика. Она всё видит и знает, в любую минуту готова влить целебные соки жизни в росток детского сознания. Общение с бабушкой способствует воспитанию чувств, приобщает к человеческому братству, к ощущению бесконечности нашего удивительного мира.

Дети должны быть подведены к сознанию того, что семья объединяет самых близких людей, которые заботятся друг о друге, жизнь семьи зависит от того, как все относятся к своим обязанностям, находить повод выражения заботы о других.

Педагогический опыт многих поколений предоставляет богатейший арсенал народной воспитательной мудрости, который содержится в сказках, играх, обрядах, загадках, пословицах и т. д.

Каждый народ хотел видеть своих потомков такими, чтобы ими можно было гордиться: честными, добрыми, смелыми, трудолюбивыми и т. п. В воспитании таких качеств человека неоценимую помощь окажет игра. Играя, дети совершают отважные поступки, переживают необычные приключения. Обычно они стремятся брать на себя такие роли или функции, которые связаны с проявлением высоких благородных качеств: смелости, мужества, решительности, великодушия. Воспитательная ценность игры в том, что ребёнок, играя, вполне сознательно выполняет определённые этические нормы поведения. Многие игры способствуют расширению кругозора, совершенствованию познавательных психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи. Игры детей содержат много шуток, юмора, часто перемежаются потешками, считалками, частушками. В процессе игр дети приучаются к общению между собой, взаимными услугам, взаимному сохранению интересов. Игры имеют большое воспитательное значение.

В нашем исследовании серьёзное внимание в воспитании добротворчества у младших школьников уделялось при организации детских праздников. Взрослые и дети собирались вместе, пели, играли, танцевали, выражая себя. Художественное оформление праздников имело огромное воспитательное значение. Оно сильно влияло на эмоциональную сферу детей и взрослых, углубляло переживания, укрепляло чувство единства, выявляло творческие способности и таланты.

Большое воздействие на детей оказали такие народные праздники: «Встреча весны», «Масленица», «Золотая осень», «Новогодний праздник», «Мама, папа, я - дружная семья». В ходе праздников использовались хороводы, веснянки, колядки, загадки, пословицы и т. п.

Воспитание ребёнка начинается с люльки. В колыбельной песне, которую поёт мать сыну, её надежды и заветные желания видеть его заботливым сыном и отцом, воином и тружеником, честным, сильным, гордым и храбрым. В колыбельной дочери воспевается доброта, верность, домовитость, гордость, трудолюбие.

Далее в семье или детском саду дети с затаённым дыханием слушают сказки и басни о героических подвигах во имя блага других. Показателем может быть использование сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» и былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

В сказке выражается мечта народа о вольности, свободной жизни, вера в победу добра над злом, в чудодейственную неиссякаемую силу народных героев-защитников родной земли. В былине показана героическая борьба русского богатыря Ильи Муромца за мир и счастье своего народа.

Велика роль сказки в воспитании у младших школьников нравственного поведения, в воспитании добротворчества. По силе воздействия на чувства 6-9-летних детей вряд ли может сравниться какой-то жанр народного творчества со сказкой. Без сказок немыслимо воспитание благородства души,

чуткости к людскому горю. Благодаря сказке, ребёнок познаёт окружающий мир не только разумом, но и сердцем. Из сказки молодое поколение черпает понятия справедливости и несправедливости. Сказка - сильное средство воспитания любви к Родине. Сотворённые народом сказочные герои живут тысячелетиями, доносят до сердца и разума ребёнка могучий творческий дух своего героического народа, его идеалы. Сказка - ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность и т. д.

Судьба традиционной народной сказки в современности определяется прежде всего её высокой идейной направленностью, её подлинным гуманизмом, сочетающимся с исключительной художественной ценностью. Всем этим объясняется жизнеспособность сказки в наши дни как источника воспитания доброты у младших школьников. Благодаря возрастным особенностям 6-9-летних детей - подражательности, рефлексивности, - у детей воспитываются лучшие человеческие черты характера.

Гуманизация процесса воспитания и обучения предвидит поиск путей оптимизации общения школьников с целью повышения его воспитывающего и развивающего воздействия на личность. Задача педагогов состоит в том, чтобы общение, как постоянная актуальная потребность ребёнка, выступала источником информации, способствующей накоплению нравственного опыта и опыта общения. Значительный резерв повышения содержательности общения, его нравственной наполняемости таит в себе народная сказка.

Роль сказки в оптимизации общения между детьми заключается в следующем:

1) развитие интереса у ребят к объектам и явлениям окружающего мира;

2) обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям окружающих и желание оказать им посильную помощь;

3) возникновение у школьников под воздействием благополучного конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается на развитии доброжелательных отношений между ними;

4) содействие усвоению детьми речевого этикета;

5) формирование у детей нравственных оценок с позиции добра, справедливости.

Наиболее эффективным путём использования сказки является её драматизация. В играх - драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков.

Сказка и сегодня нужна нам. Она не только забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает

смелость мысли и дерзость воображения. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу - как никогда прежде.

В воспитании нравственных качеств личности огромную роль играет театр кукол, один из древнейших видов искусств, дошедших из глубин веков.

Раскрывая все стороны жизни народа, представления о добре и зле, неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. Их очень удобно использовать для воздействия на разум и чувства человека, влияния на личность и её черты, для привития таких качеств, которые вытекают из целей воспитания.

Тщательный отбор пословиц и поговорок по содержанию, неоднократное повторение способствует тому, что нравственные принципы, заложенные в них, становятся убеждениями, глубоко проникают в мотивы поведения и поступков. В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т. п.

В воспитательной работе хороший эффект даёт обращение к много численным крылатым выражениям, в которых заключены понятия добра и справедливости, чести и совести, честности и правдивости, чуткости, трудолюбия и взаимопомощи, мужества и героизма, отношения отцов и детей, уважения к старшим, гостеприимства и т. д.

Народная педагогика требует от родителей воспитывать детей в постоянном труде и приучагь их к труду. Дети должны привыкнуть к труду так, чтобы всякое безделье тяготило их. Им внушалась мысль о важной роли труда в жизни человека: «Труд красит человека», «Работа хлеба не просит, она сама кормит». В сказках, пословицах и поговорках осмеивались люди, отчуждённые от труда. Главными героями сказок были люди труда. В народе ценили мастерство и умение выполнять свое дело. Поэтому детям внушали, что любая работа зависит от человека, его умений и мастерства. Особо ценилось качество выполняемой работы: «Каков мастер, таково и дело».

Начало народоведения закладываются в семье. Начиная с раннего возраста, ребёнок должен знать родственные отношения, нормы обращения со взрослыми: здороваться, благодарить, обращаться с просьбой, отзываться на предложения, помогать близким принимать участие в подготовке праздников.

Важная задача нравственного воспитания младших школьников - развитие интереса к своей жизни и жизни близких: где и как они жили, чем занимались, что хорошего сделали для людей, воспитания стремления к продолжению семейных традиций. Особое место занимают народные традиции. Дети должны понимать, что это мудрость народа, их нужно знать и почитать. Семья приобщает детей к народным песням, сказкам, пословицам и поговоркам, приметам, народным играм, приветствиям, народным промыслам.

Таким образом, народная педагогика - естественный процесс, неотъемлемая часть жизни народа. Всё лучшее, что есть в духовных сокровищах народа, оседает в его педагогической культуре. Самое главное в народном воспитании - то, что обеспечивает естественное, многообразное богатое общение поколения.

Народная педагогика позволяет рано включать детей в педагогический процесс - воспитания, самовоспитания, взаимного воспитания, обеспечивает максимальную самостоятельность воспитуемым.

Основываясь на несомненной актуальности использования традиций народной педагогики в современных условиях как источника воспитания доброты у младших школьников, мы считаем своевременными следующие рекомендации:

- систематическое приобщение детей к родному фольклору;

- использование всех жанров устного народного творчества с учётом возрастных особенностей детей:

- для осуществления демократизации, гуманизации школы полнее, глубже применять систему народных воспитательных средств, призванных укреплять преемственность поколений;

- всемерно поддерживать интерес к духовным сокровищам народа, принимать энергичные меры к возрождению семейных, этических, педагогических традиций, к воссозданию и углублению семейно-родственных отношений.

Библиографический список

1. Бронников, С. А. Использование идей народной педагогики в современной общеобразовательной школе // Народная педагогика - основа воспитания. Тезисы докл. межвузовской научно-пракгич. конф. С. А. Бронников - Казань, 1991.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М., 1999. - 376 с.

3. Ибрагимов, Г. И. Использование народной педагогики в совершенствовании форм и методов обучения. // Народная педагогика - основа воспитания. Тезисы докл. межвузовской научно-пракгич. конф. / Г. И. Ибрагимов. - Казань, 1993. -125 с.

4. Пирлиев, К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников / К. Пирлиев: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1991.-36 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.