Научная статья на тему 'Роль формирования патриотизма среди молодежи в технологической и социальной модернизации России'

Роль формирования патриотизма среди молодежи в технологической и социальной модернизации России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
383
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / РЕФОРМА / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / СИСТЕМА / ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ / MODERNIZATION / TECHNOLOGY / REFORM / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH / SYSTEM / SPIRITUAL-MORAL FOUNDATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Монастырский Дмитрий Владимирович

Рассматриваются технологическая и социальная модернизации России, роль патриотически настроенной молодежи, стремящейся внести свой вклад в развитие современной России путем саморазвития и совершенствования своих профессиональных качеств, формирование национальной инновационной системы, актуальность патриотического воспитания молодежи. Модернизация предполагает решимость создавать новое общество без разрушения старого, для модернизации страны необходимо иметь достаточно многочисленный кадровый резерв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of formation of patriotism among the youth in technological and social modernization of Russia

In the article technological and social modernization of Russia, the role of patriotic oriented youth, making a substantial contribution to the development of modern Russia by self-development and improvement of their professional qualities are investigated. The formation of national innovative system is described, the author underlines the actuality of patriotic education of young people. The basic goal of modernization is to create a new society without destroying an old one. For this purpose a multiple personnel reserve should be formed.

Текст научной работы на тему «Роль формирования патриотизма среди молодежи в технологической и социальной модернизации России»

УДК 316

РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

Монастырский Дмитрий Владимирович

^искатель Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]

Рассматриваются технологическая и социальная модернизации России, роль патриотически настроенной молодежи, стремящейся внести свой вклад в развитие современной России путем саморазвития и совершенствования своих профессиональных качеств, формирование национальной инновационной системы, актуальность патриотического воспитания молодежи. Модернизация предполагает решимость создавать новое общество без разрушения старого, для модернизации страны необходимо иметь достаточно многочисленный кадровый резерв.

Ключевые слова: модернизация, технология, реформа, патриотизм, патриотическое воспитание молодежи, система, духовно-нравственные основы.

THE ROLE OF FORMATION OF PATRIOTISM AMONG THE YOUTH IN TECHNOLOGICAL AND SOCIAL MODERNIZATION

OF RUSSIA

Monastyrskiy Dmitriy V.

Postgraduate degree seeker, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

In the article technological and social modernization of Russia, the role of patriotic oriented youth, making a substantial contribution to the development of modern Russia by self-development and improvement of their professional qualities are investigated. The formation of national innovative system is described, the author underlines the actuality of patriotic education of young people. The basic goal of modernization is to create a new society without destroying an old one. For this purpose a multiple personnel reserve should be formed.

Keywords: modernization, technology, reform, patriotism, patriotic education of youth, system, spiritual-moral foundations.

Решению общегосударственных задач, привлечению граждан, прежде всего молодежи, к развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России призвана способствовать вся система патриотического воспитания. Она включает в себя государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительной деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Сегодня для всех очевидно, что реализация крупномасштабных, стратегических, долгосрочных программ, которые позволят успешно решить экономические, социальные, правовые, политические и многие другие проблемы нашего современного общества, невозможна без роста, а во многих отраслях - без возрождения промышленного производства. Значительная часть производственных фондов безнадежно устарела, часть безвозвратно утрачена. Нарушена кооперация отраслей производства, складывающаяся десятилетиями. Произошло замещение отечественной продукции на импортную. Особенно это относится к оборонно-промышленному комплексу, где до сих пор не завершено создание импортозамещающего производства. Реальность во многом не подтвердила надежд на саморегулирующую функцию свободного рынка. С сожалением приходится констатировать, что мы практически без боя сдали свой внутренний рынок иностранному производителю. Те ниши, где по-прежнему доминирует отечественный производитель, можно пересчитать буквально по пальцам. В сознании граждан, в первую очередь молодежи, произошло замещение исторически сложившегося в России уважения к труду, к труженику на преклонение перед делягой, который способен, переступая через любые нравственные идеалы, двигаться к личному обогащению.

За время реформ значительно снизился престиж как высшего, так и среднепрофессионального технического образования. В настоящее время остро ощущается нехватка молодых, технически грамотных специалистов на промышленных предприятиях. Сегодня среди российской молодежи престиж инженерных специальностей крайне низок. Серьезно подорваны интеллектуальные ресурсы, происходит деградация в системе вузовского образования, о чем говорил президент России на заседании комиссии по модернизации.

Цель статьи - показать роль молодого поколения, прежде всего патриотически настроенной молодежи, стремящейся внести свой вклад в развитие современной России, достижения ее национальных интере-

сов в соотношении с личными, в том числе путем саморазвития и совершенствования профессиональных качеств в технологической и социальной модернизации России.

При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить научное значение ранее изученной монографии А.В. Кузнецовой и Е.А. Кублицкой, посвященной изучению кризиса государственной макроидентичности в условиях трансформационного и модернизаци-онного процессов на постсоветском пространстве [1]. Основываясь на результатах массовых социологических опросов, проведенных под руководством члена-корреспондента РАН В.Н. Кузнецова в различных регионах Российской Федерации, авторы определяют значение и роль феномена «патриотизм» в консолидации общества и становлении новой российской идентичности [2, с. 183].

Методы и средства, а также объективные трудности гражданского, патриотического и нравственного воспитания современной российской молодежи анализируются в работах Е.А. Ануфриева, Ю.А. Зубок, В.А. Кольцовой, А.В. Мудрика, В.А. Соснина, В.И. Чупрова, а также в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации [3-5].

Сегодня модернизация стала одним из наиболее популярных и даже ключевых терминов. По значимости модернизация сейчас играет примерно ту же роль, что и 20 лет назад играло слово «демократия». Она, как демократия тогда, должна, согласно распространенным представлениям, спасти страну, вывести ее к новым историческим рубежам и горизонтам развития. И очень важно, чтобы понятие «модернизация» не было дискредитировано и не превратилось в свою противоположность.

Для большинства представителей экономического и административного сообществ это просто совокупность программ, позволяющих получить льготное финансирование из государственного бюджета. В действительности модернизация - это система мер и мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания России от некоторых развитых стран Запада. Следовательно, оценивать успешность проведения модернизации, рассматривать ее критерии и параметры можно, только приняв за образец некую страну или несколько схожих стран.

Обратившись к истории, можно увидеть, что далеко не всегда использование западных моделей развития было плодотворным для России, хотя опыт некоторых стран, прошедших путь экзогенной (вынужденной или заимствующей) модернизации, представляет для России существенную (в некоторых элементах - определяющую) цен-

ность, так как российская модернизация обусловлена, прежде всего, давлением внешних факторов, а не только внутренней потребностью общества и народа в модернизации.

Сегодня Запад, находясь в условиях однополярного мира, не заинтересован в модернизации стран, лежащих за пределами евроатлан-тической цивилизации, и потому не может рассматриваться как реальный донор развития. Как правило, лидеры развития готовы продавать нам лишь устаревшие технологии. Поэтому заведомая преимущественная ориентация на импорт создаст не догоняющую, а вечно отстающую индустриализацию. Базовой ставкой государства должна быть опора на остатки советского научно-технического потенциала для формирования национальной инновационной системы.

Для этого, в частности, представляется целесообразным:

- развитие системы академгородков с привлечением в них молодых ученых и специалистов (финансирование существующих и строительство новых), с приданием им функций образовательных центров;

- опережающее развитие нескольких ведущих университетов с повышенными стандартами требований (к преподавателям и студентам) и повышенными стандартами оплаты;

- размещение регулярных заказов на научные разработки от крупнейших государственных ведомств (Минобороны, МВД, ФСБ, Министерство образования и др.);

- создание национальной биржи - полноценной площадки для венчурных размещений, где государство в лице научной комиссии и соответствующего ведомства по научным инвестициям, а также заинтересованные корпорации будут покупать пакеты акций в перспективных проектах, обеспечивая тем самым финансирование их развития. Приоритет должен отдаваться развитию опережающих технологий, способных сформировать элементы нового экономико-технологического уклада.

В современном российском обществе все еще существует проблема формирования гражданской позиции, которая состоит в том, что людям морально сложно перейти на новые рыночные отношения. Переход к демократии проходит очень сложно и болезненно, достаточно вспомнить недавние события, происходившие в нашей стране. «Всеобщий кризис, охвативший российское общество, усилил политические катаклизмы, породил национальные конфликты, нарушил многие традиции, нравственные нормы, вызвал у людей обостренное чувство тревоги» [13].

Актуальность патриотического воспитания определяется наиболее острыми проблемами трансформации общества, системы и среды воспитания, общественного самосознания и культуры. Сегодня возникает необходимость культивировать в сознании подрастающего поколения подлинные духовно-нравственные основы, которые предполагают четкую гражданскую позицию, формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, свое государство. Для этого необходимо, чтобы с самого детства человек впитывал в себя культуру и традиции своего народа, своей страны. Чтобы с ранних лет у детей формировалось уважительное отношение к собственной истории. По мнению Н.А. Баранова, «без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела» [14].

В этой связи разработано и принято немало нормативно-правовых документов, способствующих формированию патриотического сознания в современных реалиях:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.10 № 795 «О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы"» [6];

- № 102-ФЗ от 19.07.01 «О воинской обязанности и воинской службе» [7];

- № 5-ФЗ от 12.01.95 «О ветеранах» [8];

- № 32-Ф3 от 10.02.95 «О днях воинской славы (победных днях) России» [9];

- ФЗ № 4292-1 от 14.01.93 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» [10];

- Указ Президента Российской Федерации № 727 от 16.05.96 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» [11, с. 89];

- федеральные законы о государственном гербе, гимне, флаге РФ

[12].

Необходимо разработать систему привлечения, закрепления и профессионального развития молодых специалистов, вести конкурсный отбор среди студентов профильных вузов и школьников старших классов. Лучшим из них предоставлять гранты на обучение с последующим трудоустройством.

Так, благодаря проведению подобных мероприятий ОКБ Сухого пополняется молодыми высококвалифицированными инженерными кадрами. Ежегодно на работу в компанию приходят более 300 моло-

дых специалистов. Они активно участвуют в реализации приоритетных гражданских и военных проектов, а по ряду направлений играют ведущие роли. Их доля в числе инженерного персонала составляет на сегодняшний день 32 %.

Формирование патриотического сознания и патриотическое воспитание граждан требуют системного подхода также в решении ряда проблем - улучшения качества жизни россиян, гармонизации семейного воспитания, формирования исторической памяти и сознания, более широкого использования в воспитательной работе символической и обрядовой стороны, преодоления недооценки их значимости, разумного сочетания местной, республиканской и общегосударственной символики и, наконец, утверждения патриотизма в качестве ведущей социокультурной ценности в СМИ, программах развития современного российского общества [15].

Ошибочно считать, что главный принцип движения вперед - это улучшение уже созданного, модернизация старого. России нужны подлинные инновационные прорывы. Сегодня необходимо сформировать инновационную идеологию в самых различных сферах жизнедеятельности. Осознание национальных интересов в соотношении с личными интересами и реализация их в деятельности достигается, прежде всего, путем формирования патриотического сознания. В условиях современной России в систему национальных интересов могут быть включены защита цивилизационной идентичности, национальной самобытности, социокультурных ценностей, этносоциальных архетипов российского социума, сохранение культуры, развитие науки и образования. Здесь необходимо опираться на мощный научно-технологический потенциал и на молодые кадры. На тех, кто способен генерировать свежие идеи и притворять их в реальность.

Для модернизации страны необходимо иметь достаточно многочисленный кадровый резерв технически грамотных молодых специалистов, развивать детско-юношеские технические клубы и в целом повышать престиж технического образования России. Работа с молодежью особенно важна в условиях решения задач инновационного развития. В центре внимания должны быть вопросы роли молодежи в модернизации и инновационном развитии России, привлечения молодых перспективных специалистов на промышленные предприятия, повышения престижа инженерных специальностей.

Институт образования необходимо также рассматривать как канал формирования идентичности. В этой связи модернизация российского образования влияет на формирование гражданской идентично-

ТЛ ___ С С

сти. В отличие от западноевропейских университетов российские университеты за их почти трехсотлетнюю историю создавались всегда государством и преследуют в первую очередь интересы формирования государственной идентичности.

Подходить к решению проблемы подготовки инженерных кадров необходимо комплексно, и ведущая роль здесь отводится именно активной молодежи. Для привлечения перспективной молодежи на промышленные предприятия должны создаваться условия. Это, во-первых, образование, а именно его качество, поскольку именно это делает будущих специалистов конкурентоспособными. Второе - это социальные гарантии, грамотная кадровая политика. Это и зарплаты, и доступное жилье, и перспективы профессионального роста. Важно то, что уже сегодня некоторые крупные предприятия предоставляют жилье перспективной молодежи, причем с погашением в течение времени значительной части его стоимости. Таким образом, решаются вопросы и закрепления кадров, и создания выгодной мотивации тем молодым специалистам, которые строят свою карьеру на предприятиях промышленности. Взаимоотношения молодежи и старшего поколения должны строиться на доверии. Без этого доверия нет будущего. Немаловажен для молодежи сегодня и фактор духовного роста, культурного развития, то, как они проводят досуг. Все вместе это влияет на развитие активного молодого поколения - будущего нашей страны.

В экономической сфере модернизация неизбежно подразумевает импорт технологий как основу рывка (прорыва) на определенных направлениях. Понимание модернизации как, прежде всего, смены поколений технологий (технологического прорыва) не вполне продуктивно, поскольку решение вопроса о технологическом развитии упирается в вопрос о существовании общественной среды, способной к воспроизводству, внедрению и использованию технологий. Поэтому, сколь бы ни был важен технологический прорыв, главным предметом модернизации является само общество. То есть необходимость создания современно мыслящего и современно действующего общества. Такое общество можно распознать по следующим характеристикам: рационализация общественного сознания, повышение роли городов в развитии общества, рост промышленности, углубление территориального разделения труда, специализация труда, массовое товарное производство, увеличение связности общества за счет новых массовых коммуникаций, унификация общества на базе единого языкового и культурного стандарта, превращение гражданина в базовую единицу общест-

ва, монополизация законодательства, суда, легитимного насилия под эгидой государства.

Только здоровый социум и полноценно развитый человек могут правильно использовать достижения цивилизации. Модернизация предполагает решимость создавать новое общество (в виде очагов, эпицентров «новой жизни») без превентивно-революционного разрушения старого. Модернизация представляет собой не снятие кальки с современного состояния западных обществ, а процесс реформирования в конкретных обстоятельствах места и времени базовых социальных институтов, образующих каркас современного общества. Это потребует масштабных, фундаментальных реформ сразу в нескольких сферах, таких как система высшего и среднего образования, научное развитие, административная система, государственная служба, вооруженные силы и правоохранительные органы, суды, система исполнения наказаний, средства массовой информации, массовая культура и идеология.

Сегодняшней России и ее будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна и новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в органы государственного и муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных молодых людей [16].

Стране нужны умные, образованные молодые люди, способные творить. Для этого Россию нужно сделать привлекательной для лучших отечественных умов, в том числе и тех, кто покинул страну в последние два десятилетия.

Производство глобально значимых организационных знаний и технологий, подготовка кадров, способных позитивно влиять на внут-рироссийские и мировые процессы, а также поддержка процессов социального и культурного развития через подготовку элитных кадров, восприимчивых ко всему новому, владеющих стратегиями самостоятельного поиска и навыками работы в команде, обладающих чуством ответственности и стремлением к созиданию, - это основной путь модернизации и развития [17].

Существует очень важная проблема - ротация кадров, а также повышение мобильности молодых специалистов. В действительности у молодых людей должна быть возможность карьерного роста на месте или перехода в другую структуру. Необходимо радикальное улучшение процедуры конкурсного отбора, и тогда у молодых специалистов появится реальная возможность соревноваться с другими.

Кроме того, в России, как и во всем мире, вследствие мирового финансового кризиса, обострилась проблема безработицы. И здесь тоже пострадали, прежде всего, молодые специалисты. Необходимо разработать комплекс мероприятий, связанных со спасением рабочих мест там, где это возможно сделать, или с переквалификацией работников, направив на это соответствующие ресурсы, с повышением возможности внутренней миграции. Необходимо, учитывая положительный опыт советского периода, направить трудовые ресурсы молодежи, соответственно заинтересовав их, в те регионы, где сегодня они востребованы. Работодатели должны отдавать приоритет российским работникам и подавать заявки на привлечение иностранной рабочей силы только на те позиции, которые не заинтересовали россиян.

Главная миссия модернизации - полноценная социализация человека и формирование нации как культурно однородного и солидарного сообщества на базе этих и им подобных институтов.

Литература

1. Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. М., 2005.

2. Кузнецов В.Н. Российская идеология -21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. М., 2004.

3. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 42-51.

4. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 1998.

5. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 93-106.

6. О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» : Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.10 № 795 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gospatriotprogramma.ru (дата обращения: 11.04.2011).

7. О воинской обязанности и воинской службе : ФЗ 102-ФЗ от 19.07.01 [Электронный ресурс. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 11.09.2002).

References

1. Kuznecova A.V., Kublickaya E.A. Grazhdanskiy patriotizm - osnova formirova-niya novoy rossiyskoy identichnosti. M., 2005.

2. Kuznecov KN.Rossiyskaya ideolo-giya - 21: opyt sociologicheskogo issledova-niya formirovaniya rossiyskoy ideologii XXI veka. M., 2004.

3. Zubok Yu.A. Problemy social'nogo razvitiya molodezhi v usloviyakh riska // So-ciologicheskie issledovaniya. 2003. № 2. S. 42-51.

4. Zubok Yu.A. Social'naya integraciya molodezhi v usloviyakh nestabil'nogo obsh-chestva. M., 1998.

5. Chuprov V.I. Molodezh' v obshchest-vennom vosproizvodstve // Sociologicheskie issledovaniya. 1998. № 3. S. 93-106.

6. O Gosudarstvennoy programme «Pa-trioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federacii na 2011-2015 gody» : Postanovle-nie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 05.10.10 № 795. URL: http:// www.gospatriotprogramma.ru (data obrashcheniya: 11.04.2011).

7. O voinskoy obyazannosti i voinskoy sluzhbe : FZ 102-FZ ot 19.07.01. URL: http:// www.consultant.ru (data obrashcheniya: 11.09.2002).

8. О ветеранах : № 5-ФЗ от 12.01.95 [Электронный ресурс]. URL: social.pskov.ru/ services/laws/ll.html (дата обращения: 11.09.2015).

9. О днях воинской славы (победных днях) России : № 32-Ф3 от 10.02.95 [Электронный ресурс]. URL: russia.bestpravo. ru/fed1995/data04/tex16040.Мт(дата обращения: 11.11.2003).

10. Об увековечении памяти погибших при защите Отечества : ФЗ № 4292-1 от 14.01.93 [Электронный ресурс]. URL: www.rf-poisk.ru/ documents/?type=5 (дата обращения: 11.09.2015).

11. О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи : Указ Президента Российской Федерации № 727 от 16.05.96 [Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru/ acts/bank/9359 (дата обращения: 11.11.2003).

12. Федеральные законы о государственном гербе, гимне, флаге РФ [Электронный ресурс]. URL: constitution.sokolniki.com/rus/ Heraldry/ Laws.aspx (дата обращения: 11.11.2003).

13. Адзиев Х.Г., Гасанов Н.Н. Семья как институт гражданского права // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 2.

14. Баранов Н.А. Патриотизм в системе общественных общероссийских ценностей // Человек и его потребности в социально-политической и социально-психологической сферах : материалы межвуз. науч. конф. 10 декабря 2002 г. СПб., 2003. С. 50-53.

15. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России : дис. ... д-ра фи-лос. наук. Ставрополь, 2004.

16. Мажара В.В., Кочетов В.Л. Проблемы и перспективы развития подготовки кадров для национальной экономики России // Учись и работай в России. Ростов н/Д., 2009.

17. Модернизация и интеграционный потенциал регионов Кавказа : материалы IV Междунар. школы молодого социолога / ред. М.К. Горшков, Ю.Г. Волков. Ростов н/Д.; М., 2011.

8. O veteranakh : 5-FZ ot 12.01.95. URL: social.pskov.ru/services/ laws/ll.html (data obrashcheniya: 11.09.2015).

9. O dnyakh voinskoy slavy (pobed-nykh dnyakh) Rossii : 32-FZ ot 10.02.95. URL: russia.bestpravo.ru/ fed1995/data04/tex16040.htm (data obrashcheniya: 11.11.2003).

10. Ob uvekovechenii pamyati pogibshikh pri zashhite Otechestva : FZ № 4292-1 ot 14.01.93. URL: www.rf-poisk.ru/ docu-ments/?type=5 (data obrashcheniya: 11.09.2015).

11. O merakh gosudarstvennoy pod-derzhki obshchestvennykh ob'edineniy, ve-dushchikh rabotu po voenno-patrioticheskomu vospitaniyu molodezhi : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii № 727 ot 16.05.96. URL: kremlin.ru/acts/bank/9359 (data obrashcheniya: 11.11.2003).

12. Federal'nye zakony o gosudarstven-nom gerbe, gimne, flage RF. URL: constitu-tion.sokolniki .com/rus/Heraldry/Laws.aspx (data obrashcheniya: 11.11.2003).

13. Adziev Kh.G., Gasanov N.N. Sem'ya kak institut grazhdanskogo prava // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2005. № 2.

14. Baranov N.A. Patriotizm v sisteme obshchestvennykh obshcherossiyskikh cennos-tey // Chelovek i ego potrebnosti v social'no-politicheskoy i social'no-pskihologicheskoy sfe-rakh : materialy mezhvuz. nauch. konf. 10 de-kabrya 2002 g. SPb., 2003. S. 50-53.

15. Ivanova S.Yu. Patriotizm v kul'ture sovremennoy Rossii : dis. ... d-ra filos. nauk. Stavropol', 2004.

16. Mazhara V.V., Kochetov V.L. Proble-my i perspektivy razvitiya podgotovki kadrov dlya nacional'noy ekonomiki Rossii // Uchis' i rabotay v Rossii. Rostov n/D., 2009.

17. Modernizaciya i integracionnyy potencial regionov Kavkaza : materialy IV Mezhdunar. shkoly molodogo sociologa / red. M.K. Gorshkov, Yu.G. Volkov. Rostov n/D.; M., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.