Научная статья на тему 'Роль формирования коммуникативных умений в профессиональной подготовке будущих специалистов'

Роль формирования коммуникативных умений в профессиональной подготовке будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2212
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Елена Алексеевна

Представлен теоретический обзор проблемы, касающейся формирования коммуникативной компетентности в непрерывном образовании (от дошкольной ступени до поствузовской); дан краткий анализ опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в течение многих лет на базе филиала ГОУ ВПО «МГИУ» в г. Кинешме Ивановской области (экономический, машиностроительный факультеты) и ГОУ ВПО «ШПГУ» в г. Шуя (факультет педагогики и психологии); определены спецкурсы на обозначенных факультетах, которые необходимы в цикле преподавания гуманитарных дисциплин по выбору студента, дано краткое описание модели поэтапного развития коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of developing communicative skills in professional training

A theoretical overview of the problem of developing communicative competence in continuous education (from preschool up to postgraduate stages), and a concise analysis of research and experiments is given. The experiment was conducted at affiliation of Moscow State Industrial University in Kineshma (Faculties for Machine-building and Economics) and Pedagogical State University in Shuya (Faculties for Pedagogy and Psychology). The elective courses developing the required skills are identified, and a brief description of the model of stage-by-stage development of communicative competence within the system of continuous education is described.

Текст научной работы на тему «Роль формирования коммуникативных умений в профессиональной подготовке будущих специалистов»

Е. А. Смирнова

РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Представлен теоретический обзор проблемы, касающейся формирования коммуникативной компетентности в непрерывном образовании (от дошкольной ступени до поствузовской); дан краткий анализ опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в течение многих лет на базе филиала ГОУ ВПО «МГИУ» в г. Ки-нешме Ивановской области (экономический, машиностроительный факультеты) и ГОУ ВПО «ШПГУ» в г. Шуя (факультет педагогики и психологии); определены спецкурсы на обозначенных факультетах, которые необходимы в цикле преподавания гуманитарных дисциплин по выбору студента, дано краткое описание модели поэтапного развития коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования.

E. Smirnova

THE ROLE OF DEVELOPING COMMUNICATIVE SKILLS IN PROFESSIONAL TRAINING

A theoretical overview of the problem of developing communicative competence in continuous education (from preschool up to postgraduate stages), and a concise analysis of research and experiments is given. The experiment was conducted at affiliation of Moscow State Industrial University in Kineshma (Faculties for Machine-building and Economics) and Pedagogical State University in Shuya (Faculties for Pedagogy and Psychology). The elective courses developing the required skills are identified, and a brief description of the model of stage-by-stage development of communicative competence within the system of continuous education is described.

В концепции модернизации российского образования до 2010 года центральной задачей образовательной политики государства определено обеспечение непрерывности обновления процесса образования. Научное и технологическое обоснование данного процесса

может осуществляться через комплексные исследования. В концепции речь идет как о модернизации структуры и содержания общего образования, так и о развитии новых педагогических компетенций.

Образовательные проекты решают задачу подготовки компетентного чело-

века, который должен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздействовать на них. Целью модернизации системы образования является переход к образовательному обществу с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры.

В основе концепций развивающего (и развивающегося), а также личностно ориентированного образования, разработанных отечественными психологами, лежат идеи культурно-исторического развития человека (Л. С. Выготский,

A. В. Запорожец, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин). Впоследствии эти идеи продолжали развивать такие ученые, как Л. А. Венгер, В. Т. Кудрявцев, В. А. Петровский, Н. Н. Поддьяков,

B. И. Слободчиков.

Их идеи оказали влияние на представления о содержании профессионального образования и выдвинули на первый план принцип обновления и системного построения образовательного материала.

Педагогические исследования проблемы личностно ориентированного образования проводятся в контексте непрерывного образования, начиная с дошкольного и заканчивая поствузовским. Непрерывное образование рассматривается как кардинальное условие развития личности на всех уровнях и ступенях профессионального и жизненного пути.

Вопросы философии образования, модернизации развивающих образовательных систем, реализующих личностные и профессиональные позиции, рассматриваются в работах Ю. К. Бабанского, В. П. Борисенкова, Б. С. Гершунского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. Д. Ни-кандрова, В. А. Сластенина, В. И. Сло-бодчикова.

Одним из важнейших принципов образовательной политики является вопрос становления у студентов профессиональной компетентности, под которой понимается интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста. Эта характеристика отражает не только уровень знаний, умений и опыта, необходимых для профессиональной деятельности, но и уровень социально-нравственной позиции личности.

Профессиональное образование как достояние личности изучалось Б. С. Гер-шунским, А. К. Марковой, Ю. А. Пова-ренковым, В. Д. Шадриковым. Они выделили следующие ступени развития профессионализма: функциональная грамотность, профессиональная квалификация, компетентность и культура личности.

На современном этапе проблемой изучения многих исследований стала профессиональная компетентность. Сущность компетентности в них рассматривается в логике профессиональной деятельности.

Среди разновидностей профессиональной компетентности авторы выделяют практическую (специальную), социальную, психологическую, информационную, экологическую и коммуникативную, в которую включается и развитие умений в области четырех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма.

Формирование коммуникативной компетентности предполагает и другие компетенции: языковую (обучение нормам языка и умение ими пользоваться в соответствующей ситуации), лингвистическую (знание о языке, владение метаязыком лингвистики) и культуроведче-скую (знание о языке и культуре народа).

В специальных работах, посвященных многоаспектной проблеме комму-

никации, рассматриваются разнообразные коммуникативные категории:

• коммуникативная личность;

• коммуникативное сознание;

• коммуникативная деятельность;

• коммуникативное поведение;

• коммуникативные способности;

• коммуникативные конфликты.

Коммуникативное сознание, по мнению З. Д. Поповой и И. А. Стернина, включает совокупность коммуникативных знаний и коммуникативных механизмов, которые обеспечивают весь комплекс коммуникативной деятельности и коммуникативного поведения человека. Каждое из этих понятий предполагает процесс деятельности человека и соблюдение принятых в обществе норм и правил коммуникации. При этом сюда же включаются и речевые (языковые) нормы и правила, входящие в жизнь и деятельность данной личности (группы, общества).

Коммуникативная компетентность личности профессионала рассматривалась во многих социальных, психологических, лингвистических исследованиях с разных точек зрения.

Социологи и психологи (А. А. Бода-лев, А. Б. Добрович, Е. Я. Малибурда, Л. А. Петровская, Е. В. Руденский1 и др.) связывают ее с развитием умений давать социально-психологический прогноз ситуации общения, программировать этот процесс, вживаясь в атмосферу коммуникативной ситуации, и осуществлять управление процессом общения группы, коллектива, команды. Именно управленческая способность является необходимой в ситуации делового общения.

Важнейшей задачей обеспечения общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов как технических, так и педагогических университетов является их общее развитие, совершенст-

вование языковой и коммуникативной компетенции, достижение такого уровня владения деловой речью, который достаточен для активного и плодотворного участия будущего специалиста в профессиональной деятельности.

«Компетенция» (область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен) и «компетентность» (обладание познавательными знаниями в какой-либо области) являются основой любой профессиональной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности — это цель, задача, но больше всего — проблема подготовки будущих специалистов для любой профессиональной отрасли, которая в условиях модернизации отечественного образования, современной науки и производства приобретает особую актуальность.

Профессиональное образование должно решать задачи формирования и развития у всех специалистов способностей к преобразовательной, познавательной и управленческой деятельности в широком смысле.

В настоящее время начался интенсивный процесс сближения промышленного бизнеса и высшей школы, что привело к увеличению числа узкопрактических дисциплин в ущерб социально-гуманитарному образованию. Вместе с тем современное профессиональное образование призвано обеспечить такую подачу учебного материала, которая дала бы возможность научить студента самостоятельно мыслить и свободно высказываться в любых профессиональных ситуациях.

В технических вузах в учебные планы включены такие дисциплины, как «Русский язык и культура речи», «Этика делового общения», «Речевая коммуникация» и т. д. Продиктовано это тем, что абитуриенты имеют в основном

невысокую языковую культуру и не владеют навыками грамотного письма. Поэтому и коммуникативная компетенция многих выпускников негуманитарных вузов, в которых не предусматривалось изучение лингвистических дисциплин, далеко не всегда достаточна для продуктивного общения в профессиональной сфере.

Государственный образовательный стандарт в системе общего образования предусматривает педагогическую функцию родного языка, который занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла в силу той роли, которую он играет в становлении и развитии личности.

В системе российского образования русский язык занимает особое место среди предметов гуманитарного цикла в высших учебных заведениях разного профиля. Это обусловлено, прежде всего, его социальной значимостью как государственного языка России, родного языка русского народа и как языка межнационального общения. Образовательно-воспитательное значение русского языка определяется его социальными функциями, так как язык является основным средством человеческого общения, усвоения форм социального взаимодействия, познания действительности, интеллектуального развития, приобщения к многовековому опыту русского народа и его духовной культуре.

При этом очень важно обеспечить такой уровень общеобразовательной подготовки студентов, который включает их общее и языковое развитие, а также совершенствование их коммуникативной компетентности, что необходимо для активного и плодотворного участия в профессиональной деятельности. Все вышеизложенное и обусловливает актуальность проблемы.

Анализ исследований и практики профессиональной компетентности будущих специалистов позволил выявить ряд существенных противоречий:

• между объективной необходимостью формирования коммуникативной компетентности, развития у студентов способностей к познавательной деятельности и сложившейся системой узкопрофильной подготовки, недостаточной для продуктивного общения в профессиональной сфере;

• между возрастающими требованиями к уровню владения языком как средством общения, средством усвоения форм социального взаимодействия и слабой мотивированностью изучения студентами родного языка и разными формами коммуникативной компетентности;

• между новыми подходами к развитию коммуникативной компетентности, а также индивидуальности речевого общения студентов и консервативностью учебного процесса.

В совокупности указанные противоречия обусловили наше внимание к новому подходу по формированию коммуникативной компетентности у студентов и определили выбор темы нашего исследования, проблема которого может быть сформулирована в виде вопросов: каковы условия, обеспечивающие формирование коммуникативной компетентности, каковы содержание, формы и методы совершенствования речевой подготовки к осуществлению профессиональной деятельности студентов? Решение этой проблемы, которая рассматривается в сфере сравнительного анализа подготовки специалистов в педагогическом и техническом вузах, и стало целью нашего исследования.

Методологическую основу исследования составили работы отечественных

ученых в области педагогики (Ю. К. Ба-банского, Л. В. Занкова, Ю. Г. Круг-лова, С. Н. Глазачева, И. И. Легостаева, И. Ф. Исаева, В. А. Сластенина, А. Д. Сол-датенкова); психологии, психолингвистики (В. А. Артемова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Н. И. Жинкина, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Со-хина, Д. Б. Эльконина), методики преподавания русского языка (Н. Д. Арутюновой, Е. А. Архиповой, Г. Г. Горо-диловой, А. Д. Дейкиной, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Р. Б. Сабат-коева, К. Д. Ушинского, Л. В. Щербы, Л. П. Якубинского).

Задачами нашего исследования стал анализ разработанности проблемы коммуникативной компетентности студентов педуниверситета и технического университета; разработка методики выявления уровня коммуникативной компетентности довузовского, вузовского и послевузовского образования; проведение опытно-экспериментальной работы в педагогическом техническом университете; а также сравнительная характеристика формирования коммуникативной компетентности в вузах разного профиля. На этой основе будут показаны общие закономерности и различия на социально-психологическом и педагогическом уровнях.

Развитие коммуникативной компетентности предполагает знание философских, социальных, лингвистических, личностных подходов к профессиональной деятельности будущих специалистов; разработку педагогических основ профессионального мастерства с учетом лингводидактических и управленческих направлений. При этом ведущими в обучении студентов становятся проблемно-коммуникативный принцип и интерактивные методы преподавания

гуманитарных дисциплин. Важным условием является и владение преподавателями определенным уровнем своей профессиональной и коммуникативной компетентности.

На основе анализа существующих технологий обучения в системе среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, разработанных учеными (Ю. К. Бабанский, М. Г. Гарунов, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, Т. С. Комарова, Н. В. Кузьмина, П. И. Пидкаси-стый, В. А. Садовничий, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, Л. М. Фридман), мы делаем вывод о том, что существует мало исследований, посвященных формированию профессиональной, языковой и коммуникативной компетентности. Некоторые научные работы освещают только формирование коммуникативных умений, навыков (Т. Н. Волкова2, Н. Ф. Дол-гополова3), роль коммуникативного компонента в педагогической деятельности (А. Г. Самохвалова4), формирование коммуникативных способностей (Ю. В. Перякина); в отдельных работах имеются попытки рассмотрения проблемы формирования коммуникативной компетентности у студентов в рамках или одного учебного заведения, или отдельно взятого факультета вуза.

Поскольку цель нашей работы — доказать эффективность активных и интерактивных форм и методов обучения, мы не будем описывать общеизвестную методику обучения в средних и высших учебных заведениях (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, зачеты, коллоквиумы, экзамены, курсовые, дипломные работы). Однако заметим, что традиционные формы преподавания гуманитарных дисциплин в некоторых вузах вытесняются стремительно (хотя, на наш взгляд, неправомерно). Хорошую, содержательную лекцию зна-

ющего, грамотного преподавателя не заменит никакой компьютер, тем более учебник. Другое дело, если такая лекция станет диалогом, живым общением, т. е. чтением с «обратной связью». В этом случае необходима не только тщательная подготовка преподавателя, но и готовность студентов к активному восприятию (их эрудиция, знания в области предмета). В вузовской практике накоплен огромный арсенал проведения практических занятий, но очевиден тот факт, что иногда они проходят скучно и не дают должного положительного результата.

В опытно-экспериментальной работе, проведенной в ШГПУ (г. Шуя) и КФ ГОУ МГИУ (г. Кинешма), была предложена разработанная нами система активных методов (деловые игры, тренинги, индивидуальные и групповые задания), направленная на формирование коммуникативной компетентности, так необходимой в любой деятельности и профессии.

Наше исследование показало, что преподавание гуманитарных дисциплин становится эффективнее, если в нем на основе изученного учебного материала студент получает творческие задания, помогающие ему овладеть такими компонентами коммуникативной компетентности, как: прогнозирование и программирование коммуникативной ситуации; знания и эрудиция; средства общения (вербальные и невербальные); управление коммуникативной ситуацией; коммуникативная культура (общая и национальная); ориентировка на социального партнера; речевая компетенция.

Продемонстрируем это на описании некоторых задач-заданий по следующим спецдисциплинам:

Психология и педагогика (технический и педагогический вуз):

• выстроить логический ряд понятий по определенной теме;

• раскрыть любое понятие по заданной теме;

• задать вопросы по зафиксированной проблеме;

• составить три основных вопроса по любой теме учебной дисциплины;

• обсудить в группе определенную тему изученного курса;

• составить психологическую характеристику своего сокурсника и свою психологическую характеристику (от-рефлексировать свое «я»).

В педуниверситете к этим заданиям добавляем:

• моделирование ситуации общения (партнер: ребенок, коллега, родители);

• анализ любых ситуаций педагогического общения;

• составление плана наблюдения;

• составление плана-конспекта педагогического исследования по теме, заданной преподавателем;

• формирование проблемы для педагогического совета.

Управление персоналом (технический вуз), управление образованием (педуниверситет):

• составление анкеты для приема на работу;

• определение и характеристика стиля руководства предприятием, образовательным учреждением;

• заполнение схемы «профессиональная ментальность»;

• кодирование любой профессии по заданной схеме;

• создание конфликтной ситуации (как задачи для решения);

• характеристика кадровой политики фирмы, организации;

• создание рекламы фирмы.

Этика делового общения (технический вуз):

• моделирование ситуаций переговоров, деловых бесед, совещаний;

• решение коммуникативных задач;

• самостоятельное составление конфликтных коммуникативных ситуаций.

Основы педагогического общения (педуниверситет):

• анализ записей ситуаций общения детей разных возрастных групп (классов);

• моделирование педагогических совещаний на различные профессиональные темы;

• групповое обсуждение программ, учебных материалов, пособий;

• раскрытие педагогической темы с учетом социального партнера (родители, педагоги, студенты);

• разработка деловых педагогических игр на заданную тему («Родительское собрание», пед. консультация, педсовет и др.).

Велика роль введения спецкурсов, курсов по выбору как в технических вузах, так и в педуниверситетах. Это подтверждено тестированием студентов, которое показало у них отсутствие элементарных знаний в области делового общения, коммуникативной компетенции, функций деловой речи, правил написания деловой документации.

Спецкурсы базируются на теоретических основах учебных дисциплин «Управление персоналом», «Психология общения», «Педагогический менеджмент». Курсы по выбору являются региональной составляющей федерального стандарта гуманитарного образования в инженерно-технических вузах. Рассматриваются главные функции современного управления персоналом: мотивация и коммуникация. Характеризуются коммуникативные стратегии управления организаций как с точки зрения связанных с ними базовых концепций, так и на основании сравнительного международного анализа практического опыта делового общения.

Все представленные формы и методы полностью направлены на формирование коммуникативной компетентности или на отдельные ее стороны. Необходимо отметить, что любой специалист, получивший университетское образование, в итоге становится управленцем в той или иной профессиональной деятельности и будет 90% рабочего времени находиться в процессе делового общения, где и коммуникативная, и языковая, и профессиональная компетентности подвергаются анализу и со стороны подчиненных, и со стороны высшего руководства.

Данные опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что концептуальные направления, идеи, на которых строилась система формирования коммуникативной компетентности в вузовском образовании разного профиля, при использовании активных, интерактивных методов обучения, введении спецкурсов по исследуемой проблеме были эффективны.

Мы отслеживали дальнейшую профессиональную деятельность студентов из экспериментальных групп. Они занимают руководящие должности и помогают решать эту проблему в поствузовском образовании своих подчиненных: выдвигают эффективные предложения по управлению работников; привлекают специалистов (социологов, психологов) к обучению персонала; видят перспективу управленческой проблемы.

Результаты показывают, что динамика проведенного исследования является положительной на всех направлениях рассматриваемой проблемы и в экспериментальных учебных заведениях.

Основным результатом проведенного исследования явилось то, что на основе анализа проблемы коммуникативной компетентности дошкольников, учащих-

ся школы, студентов средних и высших учебных заведений разного профиля, а также слушателей поствузовского образования и профессионалов-управленцев определены пути решения становления и развития системы преподавания предметов гуманитарного цикла на всех уровнях образования. Наиболее значимым в профессиональном образовании наряду со специальной подготовкой является формирование коммуникативной компетентности как особого направления профессиональной компетенции и личностного совершенствования.

В разработанной нами модели формирования коммуникативной компетентности в государственных образовательных учреждениях (ГОУ) показана значимость поэтапного формирования

коммуникативной компетентности, определены ключевые приоритеты на каждом этапе, спрогнозирована эффективность предложенного формирования.

Методика формирования коммуникативной компетентности у дошкольников, учащихся школ, студентов средних и высших учебных заведений разного профиля позволила определить основные принципы, формы, методы формирования коммуникативной компетентности, раскрыть различия преподавания гуманитарных дисциплин, направленных на коммуникацию, на каждой образовательной ступени профессионального образования; показана горизонталь и вертикаль путей формирования коммуникативной компетентности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций. М.; Новосибирск, 2000.

2 Волкова Т. Н. Методика формирования у учащихся коммуникативных умений на основе использования экранно-звуковых средств на уроках русского языка: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995.

3 Долгополова Н. Ф. Развитие коммуникативных умений студентов менеджеров в условиях университета: Дис. ... канд. психол. наук, 1997.

4 Самохвалова А. Г. Формирование коммуникативного компонента индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.