Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования'

Формирование коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Е. А.

Формирование коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования. Смирнова Е.А. В статье обозначены теоретические основы проблемы формирование коммуникативной компетентности в непрерывном образовании (от дошкольной ступени до поствузовской); дан краткий анализ опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в течение многих лет на всех ступенях системы образования (дошкольная, школьная, среднее специальное, вузы) и в профессиональной деятельности представлено краткое описание модели поэтапного развития коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования»

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 10 (61). Серия: ПЕДАГОГИКА

На основе выделенных принципов и определения подходов к патриотическому воспитанию нами создана система патриотического воспитания студентов педагогических вузов, которая представлена в виде структурно-функциональной модели. В центре этой модели находится личность студента - будущего педагога. Модель включает пять элементов: целевой, когнитивный, аксиологический, деятельностный и мониторинговый, которые соответственно выполняют воспитательную, познавательную, мировоззренческую, поведенческую и регулятивную функции.

Реализация основных компонентов модели осуществляется через многоуровневую систему

патриотического воспитания в учебной и внеучеб-ной деятельности образовательного процесса, при создании которой были учтены воспитательный потенциал предметной подготовки, ориентации социально-культурной среды, традиции педвуза и др.

В качестве средств контроля эффективности созданной системы предлагается мониторинг, основанный на количественных и качественных критериях диагностирования и поэтапного определения результативности патриотического воспитания студентов, ее коррекции и дальнейшего прогнозирования.

Е.А. Смирнова

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Филиал Московского государственного индустриального университета, г. Кинешма

На современном этапе проблема формирования коммуникативной компетентности рассматривается в исследованиях социологов, психологов, педагогов, лингвистов, но недостаточно представлена в альтернативных и вариативных программах, учебно-методических пособиях дошкольного, школьного, профессионального (среднего, высшего) образования.

Практически во всех научных исследованиях указывается и подчеркивается, что общение - это сложный и многоплановый процесс, выступающий и как обучение, и как средство передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи.

Вместе с тем, задачи формирования коммуникативной компетентности (включая социальный, речевой и культурный элементы), которая должна формироваться в процессе социализации, воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста и до профессиональной деятельности, в настоящее время представлены в системе образования явно недостаточно.

Известно, что в дошкольном возрасте начальные речевые умения направлены на формирование элементов коммуникативной компетентности, которая дает ребенку возможность в элементарных формах устанавливать общение, ориентироваться на социальный статус собеседника (друг, педагог, родители, незнакомый партнер), выполнять роль собеседника. Тем самым усваиваются отдельные первичные необходимые понятия коммуникативной культуры, дети обучаются пользоваться приемами речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, поздравление, приглашение, разговор по телефону и т.д.).

В начальной школе через речевое общение, познавательную деятельность у учащихся формируются сообразные возрасту речевые умения, накапливается социальный опыт, дети учатся «вживаться» в коммуникативную ситуацию, по возможности управлять ею, использовать элементы ком-муникативной культуры (восприятие словесно-драматических жанров искусства, народной культуры).

У школьников среднего звена развиваются представления более высокого уровня о коммуникативной компетентности: их обучают ориентироваться на партнера, по возможности управлять ситуацией (особенно с педагогами, родителями, друзьями, родственниками), активно использовать элементы коммуникативной культуры (речевые обороты, интонация, невербальные средства общения: мимика, жесты и др.).

Однако, содержание общеобразовательных и профессиональных специальных дисциплин в средних и высших учебных заведениях предполагает овладение знаниями из различных научных областей и подготовку к конкретным видам деятельности в очень узких рамках, то есть обеспечивает сугубо узкопрофильную подготовку.

Между тем, формирование коммуникативной компетенции является основой профессиональной подготовки специалистов в учебных заведенях педагогического и социально-экономического профиля, например: педколледж (отделение «дошкольное воспитание», начальная школа), педуниверситет (факультет педагогики и психологии), индустриальный университет (факультеты экономический и технологический).

Е.А. Смирнова. Формирование коммуникативной компетентности в системе.

Изучение проблемы формирования коммуникативной компетентности в рамках среднего и высшего профессионального образования включало в нашем опыте экспериментальную работу по формированию коммуникативной компетентности у студентов на факультетах экономики, машиностроения, педагогики и психологии. Проводился мониторинг, анализировались результаты, использовались диагностические, прогностические методы, включенное наблюдение, деловые игры, активные формы контроля.

Студентам-выпускникам педколледжа, химикотехнологического и экономического техникумов, факультета педагогики и психологии педагогического университета и машиностроительного и экономического факультетов индустриального университета были предложены анкеты, в которых уточнялось, что такое «этика педагогического общения» и выявлялись представления о речи и уровнях ее развития.

Анализ анкет обучаемых (испытуемых) на всех уровнях получения среднего и профессионального образования показал, что понятия «коммуникативная компетенция», «компетентность» они где-то слышали, читали, но точного определения никто дать не смог, хотя некоторые поверхностные суждения у студентов имеются. Интересно то, что в процентном отношении определенные позиции студентов и учащихся совпадают (например: «это умение общаться», «устанавливать контакты»), имеются представления об отдельных структурных элементах коммуникативной компетентности. В основном, респонденты отмечали следующие особенности коммуникативной компетентности: умение устанавливать социальное партнерство, речевая (языковая) культура, вербальное и невербальное общение. Этот уровень информированности студентов объясняется тем, что в отдельных учебных дисциплинах («Русский язык и культура речи», «Этика делового общения», «Педагогическое общение», «Социоло-

гия», «Психология») в профессиональных учебных заведениях данные понятия раскрываются, а в педагогических колледжах, университетах даже даются некоторые методики формирования общения (практическая, педагогическая психология, основы педагогического общения).

У студентов технических и гуманитарных вузов, как выявил наш эксперимент, представления о коммуникативной компетентности самые скромные.

Отмечено отсутствие хотя бы приблизительного определения коммуникативной компетенции у будущих юристов, ИТР и педагогов: их ответы расплывчаты, смутны, понимание сути коммуникативной компетентности едва улавливаются в контексте высказываний-рассуждений.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы убедились в том, что эффективными способами формирования коммуникативной компетентности надо считать интерактивные формы преподавания.

В этой связи на этапе формирующего эксперимента нами включалась система интерактивных методов преподавания специальных дисциплин: «Психология и педагогика», «Этика делового общения», «Управление персоналом», «Этика бизнеса»; «Педагогический менеджмент», «Основы педагогического общения» и «Педагогические методики обучения речи и языку».

Исходя из анализа результатов проведенной работы, мы выстроили модель формирования коммуникативной компетентности на всех ступенях системы образования, где каждое звено этой системы решает проблемы развития общей и профессиональной культуры, а также развитие необходимых коммуникативных умений.

Эти умения необходимы и школьнику, и специалисту любого профиля, как средства социального и профессионального взаимодействия, взаимопонимания и согласованности действий в процессе трудовой деятельности и всей жизни в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.