Научная статья на тему 'РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА'

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
844
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклор / ценностные ориентации / школьник / folklore / value orientations / schoolchild

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х.Э. Мамалова

В статье выявлена роль фольклора в формировании ценностных ориентаций личности школьника. Сделан вывод о том, что фольклор обогащает жизнь школьников, стимулирует их воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, способствуют повышению уверенности в себе и своем будущем. Через сказку проходит передача жизненного опыта старших поколений, а также формирование представление о семье, о роли женщин и мужчин. Сказки способствуют идентификации ребенка с определенными социальными половыми ролями, усвоению гендерной роли. Творчески используя сказку в воспитательном процессе, педагоги должны влиять на детей даже не через чтения или просмотр сказки, а через поступки героев, столкновение и борьбу между ними, торжество справедливости, которым завершается каждая детская сказка. Фольклор имеет большие возможности для развития личности школьника, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, формирования ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Х.Э. Мамалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FOLKLORE IN FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF SCHOOL STUDENTS

The article reveals the role of folklore in formation of value orientations of students. It is concluded that folklore enriches the life of schoolchildren, stimulates their imagination, develops intelligence, helps to understand oneself, one’s desires and emotions, and helps to increase self-confidence. It is noted that a fairy tale transfers life experience of older generations, as well as the formation of an idea of the family, the role of women and men. Fairy tales contribute to the identification of a child with certain social sexual roles, assimilation of gender roles. Creatively using the fairy tale in the educational process, teachers should influence children not even through reading fairy tales, but through the actions of the characters, in the clash and struggle between them, the triumph of justice, with which every children’s tale ends. Folklore has great opportunities for the development of the student’s personality, improving interaction with the outside world, and the formation of value orientations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Библиографический список

1. Зуев М.Б. К вопросу применения актуальных технологий информационно-коммуникативного характера в процессе обучения иностранным языкам. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020; № 3: 21 - 30.

2. Klein J.I., Rice C., Levy J.C. U.S. Education Reform and National Security (Independent Task Force Report). New York: Council on Foreign Relations Press, 2012; Vol. 68.

3. Buzzard C., Crittenden V.L., Crittenden W.F., McCarty P. The Use of Digital Technologies in the Classroom: A Teaching and Learning Perspective. Journal of Marketing Education. 2011; Vol. 33 (2): 131 - 139.

4. Багузина Е.И. Инновационные образовательные технологии и их роль в гуманизации иноязычной профессиональной подготовки студентов вуза. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017; № 11: 63.

5. Колосовская И., Степанова Д. Лингвистическое образование в условиях цифровизации. Наука и инновации. 2020; № 6 (208): 37 - 39.

6. Герасименко Т.Л., Зенина Л.В. Инновационные ресурсы цифровизации полиязыковой подготовки студентов вуза. Современное педагогическое образование. 2020; № 10: 151 - 154.

7. Галыук Л.М. Мультимодальный контент электронного учебного курса, особенности его структуры и лингводидактический потенциал. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019; Т. 16, № 4: 634 - 650.

References

1. Zuev M.B. K voprosu primeneniya aktual'nyh tehnologij informacionno-kommunikativnogo haraktera v processe obucheniya inostrannym yazykam. Vestnik RGGU. Seriya: Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie. 2020; № 3: 21 - 30.

2. Klein J.I., Rice C., Levy J.C. U.S. Education Reform and National Security (Independent Task Force Report). New York: Council on Foreign Relations Press, 2012; Vol. 68.

3. Buzzard C., Crittenden V.L., Crittenden W.F., McCarty P. The Use of Digital Technologies in the Classroom: A Teaching and Learning Perspective. Journal of Marketing Education. 2011; Vol. 33 (2): 131 - 139.

4. Baguzina E.I. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii i ih rol' v gumanizacii inoyazychnoj professional'noj podgotovki studentov vuza. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2017; № 11: 63.

5. Kolosovskaya I., Stepanova D. Lingvisticheskoe obrazovanie v usloviyah cifrovizacii. Nauka i innovacii. 2020; № 6 (208): 37 - 39.

6. Gerasimenko T.L., Zenina L.V. Innovacionnye resursy cifrovizacii poliyazykovoj podgotovki studentov vuza. Sovremennoepedagogicheskoeobrazovanie. 2020; № 10: 151 - 154.

7. Gal'chuk L.M. Mul'timodal'nyj kontent 'elektronnogo uchebnogo kursa, osobennosti ego struktury i lingvodidakticheskij potencial. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2019; T. 16, № 4: 634 - 650.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 371

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: mamalova_1964@list.ru

THE ROLE OF FOLKLORE IN FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF SCHOOL STUDENTS. The article reveals the role of folklore in formation of value orientations of students. It is concluded that folklore enriches the life of schoolchildren, stimulates their imagination, develops intelligence, helps to understand oneself, one's desires and emotions, and helps to increase self-confidence. It is noted that a fairy tale transfers life experience of older generations, as well as the formation of an idea of the family, the role of women and men. Fairy tales contribute to the identification of a child with certain social sexual roles, assimilation of gender roles. Creatively using the fairy tale in the educational process, teachers should influence children not even through reading fairy tales, but through the actions of the characters, in the clash and struggle between them, the triumph of justice, with which every children's tale ends. Folklore has great opportunities for the development of the student's personality, improving interaction with the outside world, and the formation of value orientations.

Key words: folklore, value orientations, schoolchild.

Х.Э. Мамалоеа. канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: mamalova_1964@list.ru

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В статье выявлена роль фольклора в формировании ценностных ориентаций личности школьника. Сделан вывод о том, что фольклор обогащает жизнь школьников, стимулирует их воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, способствуют повышению уверенности в себе и своем будущем. Через сказку проходит передача жизненного опыта старших поколений, а также формирование представление о семье, о роли женщин и мужчин. Сказки способствуют идентификации ребенка с определенными социальными половыми ролями, усвоению гендерной роли. Творчески используя сказку в воспитательном процессе, педагоги должны влиять на детей даже не через чтения или просмотр сказки, а через поступки героев, столкновение и борьбу между ними, торжество справедливости, которым завершается каждая детская сказка. Фольклор имеет большие возможности для развития личности школьника, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, формирования ценностных ориентаций.

Ключевые слова: фольклор, ценностные ориентации, школьник.

Большое значение в процессе формирования ценностных ориентаций у детей школьного возраста имеет фольклор.

Формирование ценностных ориентаций личности - процесс длительный и сложный, требующий исследования его механизмов. Присвоение ценностей и образование ценностных ориентаций учащихся младшей школы осуществляется посредством внешних механизмов: познания, осознания, оценки, выбора и освоения ценностей.

Познание ценностей и овладение ценностными понятиями формирует основу осознания ценности семьи, природы, здоровья и овладение навыками использования данных абстрактных понятий в повседневной жизни.

Как отмечал в своих трудах Ф.И. Буслаев, «в самую раннюю эпоху своего бытия народ уже имеет все главнейшие нравственные основы своей национальности в языке и мифологии, которые состоят в теснейшей связи с поэзией, нравом, обычаями. Начало поэтического творчества теряется в темной, доисторической глубине, когда созидался сам язык».

Для Ф.И. Буслаева фольклор - это кладезь мудрости, помогающий передать знания, накопленные нашими предками, через века. Это дает основание фольклору быть одним из мощнейших инструментов воспитания. «Много способствуют воспитанию народного характера передача эпических сказаний и поверий и привычка эпической старины жить в обычаях и нравах, переданных от отцов

к детям; но еще могущественнее образовательная сила языка, потому что его вековой мудростью поучаются нарождающиеся поколения точно так же, как на наших глазах с усвоением родного языка раскрывается смысл дитяти, получая ту организацию, какую дает ему родное слово» [1].

Как подчеркивает Н.С. Басова, духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора - это «процесс содействия становлению положительной личности, осваивающей базовые национальные ценности, это формирование нравственных чувств (патриотизма, ответственности, совести, долга,), нравственной позиции (оценка нравственных качеств в себе и в других), нравственного поведения (готовности соблюдать общественные нормы морали, проявлять рассудительность и добрую волю)» [2].

Также отмечает особую воспитательную силу фольклора, заключенную в ее художественных образах, И.П Минералова: «Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Сегодня устная народная словесность приходит к малышу иным путем, чем столетия назад: ребенок получает ее при посредстве взрослых в основном из книг, собравших произведения самых разнообразных фольклорных жанров. Но народная словесность ныне запечатлена не только в книгах. Она частично сохраняется и в устной обыденной речи. С внимания к устной речи, ее идиоматике начинается формирование культурного человек».

Словесность, в которую входит и литература и фольклор, в частности, - это вид искусства, который не только передает знания и мудрость предков, формируя когнитивно-познавательный компонент ценностного отношения к семье, но и благодаря художественным образам, в нем заключенным, непосредственно вызывает эмоциональный отклик у ребенка, что, в свою очередь, воздействует на эмоционально-волевой компонент И только дав первоначальные представления о семье и вызвав положительное эмоциональное отношение к ней как к личностной ценности младшего школьника, мы сможем говорить о проявлении регулятивно-деятельностного компонента как высшей степени сформированно-сти ценностного отношения к семье.

Одной из задач действующей программы по «Литературному чтению» является развитие эмоциональной и чувственной сферы учащихся, образного мышления, умения высказывать элементарные оценочные суждения относительно прочитанного. Фольклор и литература, отражая культурные достижения народа, его историю и мировоззрение, является важным средством духовного развития личности, ее эмоциональной сферы. Познание мира через словесное искусство происходит на основе того, что художественное слово отражает не только конкретные объекты, но и вызывает соответствующие переживания, стремления, чувства [3].

Разнообразная тематика текстов в учебниках литературного чтения представлена произведениями разных жанров: рассказы, стихи, сказки, басни, легенды, фольклорные произведения и др.

Фольклор для детей является одним из важнейших культурных ориентиров для воспроизводства ими социальных отношений, формирование образа семьи и необходимых ценностных ориентаций.

В качестве важнейших средств формирования ценностного отношения к семье у детей младшего школьного возраста выступают сказки, басни, пословицы, стихи и др.

Педагогика в поисках методов воспитания современных детей постоянно обращается к тысячелетнему опыту народа, который свидетельствует о том, что воспитание младших школьников начинается со сказки.

О сказках как о средстве воспитания и создания эмоционального отклика также писал А.Н. Афанасьев: «Народные русские сказки раскрывают перед нами обширный мир. Поверья и предания, встречаемые в них, говорят о старинном доисторическом быте славянских племен; олицетворенная стихия, вещие птицы и звери, чары и обряды, таинственные загадки, сны и приметы - все послужило мотивами, из которых развился сказочный эпос, столько пленительный своею младенческою наивностью, теплою любовью к природе и обаятельною силою чудесного» [4].

В своих исследованиях В.Я. Пропп писал, что богатая художественным содержанием сказка - «это результат длительной бессознательной, но и закономерной творческой работы, ряда последовательных трансформаций, но на всем протяжении длительной истории жанра исходные связи сохраняют свою действенность, выполняют свою конструирующую и регулирующую роль» [5].

Это дает нам возможность говорить о сказке как о жанре фольклора, который не только выполняет воспитательную роль, но влияет на формирование эмоционального отклика младшего школьника к описываемому в нем событию или явлению, такому как, к примеру, семья.

Так, В.В. Абраменкова отмечает, что в сказках заложены большие возможности для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром [6].

Через детскую литературу дети получают характеристики, установки, ценности и поведение, которые общество определяет как соответствующие их полу и которые приводят их к усвоению ролей и ответственности, предписанных мужчинам и женщинам, и к развитию навыков, необходимых для эффективного выполнения своих семейных ролей. Образ семьи, семейного поведения, образцы «мужского» и «женского», которые транслируются героями сказок, на основе механизмов социализации усваиваются сознанием ребенка.

Сказка содержит сведения об устройстве окружающего мира, о сущности добра и зла, учит жизни. Сказки - это своеобразная форма поучения. Их сила в том, что в них аккумулированные, выработанные народом воспитательные кодексы, которые своеобразно действуют на детскую психику и сознание. Причем поучения в них не явное, а скрытое. Сказки предлагают ребенку образы, символы, которые ему нравятся, и во время знакомства с ними ребенок незаметно для себя усваивает важную информацию.

Из сказок дети узнают о том, как стать добрыми, отзывчивыми, любящими, как стать мужчиной или женщиной, матерью или отцом. Сказки передают важную информацию о жизни во всех его проявлениях: биологическом, психологическом, социальном, духовном, и много другого. Ребенок первые знания о законах и явлениях жизни получает из сказок, притч, легенд.

Сказки формируют знания о том, как устроен мир, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина, а какие - женщина, как завоевать и сохранить дружбу и любовь, как строить отношения с родителями и детьми и т.п.

Благодаря сказочной истории смысл ценности осознается точнее, переживания ценности становится острее и живее. Меняется взгляд на событие и

ситуацию, а несколько позже перестраивается система поведения и взаимоотношений.

М.Л. Кирдяшкина отмечает, что через сказку, как плоду фантазии, проходит обращение к внутреннему - идеальному миру ребенка, осознание его чувств и эмоциональных состояний. Герои сказок близкие, привычные и понятные детям, сюжеты доступные и легко воспринимаются. Это позволяет сосредоточивать внимание детей на тех ситуациях морального выбора, которые присутствуют в каждой сказке. Высокая художественность, эмоциональная окрашенность произведений, глубокое знание народного быта, обычаев, русского фольклора придает сказкам выразительность, усиливает их педагогическое воздействие [7].

Сопереживая героям сказки, ребенок идентифицирует себя с ними. Он сочувствует героям сказки или осуждает их, пытается эмоционально пережить сказочный сюжет, тем самым усваивая модели поведения в семье. В сказках представлен образ семьи, культура поведения ее членов - культура мам и пап, братьев и сестер.

Младшие школьники чаще всего читают такие сказки: «Котик и Петушок», «Гуси-лебеди», «Золушка, или хрустальная туфелька», «Котигорошко», «Три медведя», «Мальчик-с-пальчик», «Царевна-лягушка», «Зайчикова хатка», «Колобок», «Снежная Королева», «Двенадцать месяцев», «Господин Коцкий», «Лиса и журавль», «Петушок и двое мышат», «Ивасик-Телесик», «Коза-дереза», «Лисичка-сестричка и волк пани-брат», «Волк и козлята», «Репка», «Дедова и бабина дочка».

Перечисленные выше сказки вызывают у детей положительное отношение к семье, утверждают, что совместный труд и взаимопомощь являются необходимым атрибутом дружной семьи, учат распределения обязанностей в ней.

Дети приходят к выводу о том, что папа представляет традиционно-активную роль: обустраивает жилище, добывает пищу, защищает, мама же - пассивную: ухаживает за детьми, кормит их, жалеет. Однако и мама, и папа одинаково заботятся о детях, любят и оберегают их.

Замечательным образцом объяснения детям сущности любви являются примеры таких сказок, как «Аленький цветочек (Аксаков С.Т.)», «Спящая красавица», «Русалочка», «Горный мастер», «Король-лягушонок, или Железный Генрих», «Ослиная шкура», «Финист - Ясный Сокол «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Стойкий оловянный солдатик» и др. В сказках рассказывается детям о том, что муж и жена должны обязательно общаться друг с другом по всем вопросам или семейных проблем, чтобы прийти к согласию на основе равных прав и возможностей. Это будет способствовать формированию готовности принять и поддержать другого, простить.

Через сказку проходит передача жизненного опыта старших поколений, а также формирование представления о семье, роли женщин и мужчин. Сказки способствуют идентификации ребенка с определенными социальными половыми ролями, усвоению гендерной роли.

Творчески используя сказку в воспитательном процессе, педагоги должны влиять на детей даже не через чтения или просмотр сказки, а через поступки героев, в столкновении и борьбе между ними, торжестве справедливости, которым завершается каждая детская сказка [7].

Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу девочки и мальчика. Через сказку как плод фантазии ребенка реализуется его внутренний идеальный мир, осознаются чувства и эмоциональные состояния. Сказка дает возможность проанализировать, как ребенок усвоил те или иные правила, определенную нормативную систему, заданную социокультурным окружением и воспитанием.

Через сказки у детей происходит воспитание любви к членам семьи, развитие желания рассказывать о взаимоотношениях между взрослыми и детьми в семье, поделиться мыслями и чувствами о близких людях, развиваются представления о труде в семье, семейных обязанностях («Морозко», «Маша и медведь», «Двенадцать месяцев», «Мужик и медведь», «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Репка», «Зайкина избушка», «Дочь и падчерица», «Кривая уточка» и др.).

В процессе чтения сказок о бабушках и дедушках формируется интерес к своей родословной. Чтение и обсуждение сказок помогает понять характер отношений между близкими людьми, дать оценку хорошим и плохим поступкам.

При чтении произведений детской литературы важно донести до младших школьников позицию автора и его отношение к своим героям, помочь детям понять собственное отношение к прочитанному, формировать эстетический вкус и читательскую культуру. Работа по анализу художественного текста считается важнейшим звеном, которое обеспечивает решение данной задачи, так как основная цель анализа произведения - наиболее углубленное постижение смысла читаемого, особенностей текста, творческой индивидуальности автора.

Таким образом, основными методами и приемами изучения сказок являются: чтение в лицах сказочных диалогов; использование в сказке поговорок и пословиц; подбор к какому-то слову или выражению близких по значению слов и выражений; творческая работа по мотивам сказок; объяснение прекрасного и безобразного в сказке; рисование по мотивам сказки; проигрывание эпизодов сказок; обсуждение поведения и мотивов действий персонажа; пересказ сказки; постановка сказок с помощью кукол.

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что фольклор позволяет эффективно формировать ценностные ориентации у детей школьного возраста. Он обогащает жизнь школьников, стимулирует их воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, способ-

Библиографический список

ствует повышению уверенности в себе и своем будущем. Фольклор имеет большие возможности для развития личности школьника, совершенствования его взаимодействия с окружающим миром, формирования ценностных ориентаций личности школьника.

1. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Санкт-Петербург: Общественная польза, 1861; Т. I.

2. Басова Н.С. Особенности формирования духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора. Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей. 2018: 16 - 19.

3. Аммаева А.А. Роль фольклора и этнокультурных ценностей в духовно-нравственном становлении младшего школьника. Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2018: 99 - 101.

4. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Полное издание в одном т. Москва: Альфа-книга, 2017.

5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Москва: Лабиринт, 2014.

6. Абраменкова В.В. Сказка как социокультурная модель внутрисемейных отношений в представлениях детей. Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. 2016: 10 - 16.

7. Кирдяшкина М.Л. Проявление семейных отношений в сказках детей. Акмеология. 2016; № 3 (59): 87 - 92.

References

1. Buslaev F.I. Istoricheskieocherkirusskojnarodnojslovesnostiiiskusstva. Sankt-Peterburg: Obschestvennaya pol'za, 1861; T. I.

2. Basova N.S. Osobennosti formirovaniya duhovnosti mladshih shkol'nikov sredstvami 'esteticheskih cennostej fol'klora. Aktual'nye problemy sovremennojpedagogicheskoj nauki: vzglyad molodyh issledovatelej. 2018: 16 - 19.

3. Ammaeva A.A. Rol' fol'klora i 'etnokul'turnyh cennostej v duhovno-nravstvennom stanovlenii mladshego shkol'nika. Sovremennye nauchnye issledovaniya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii. 2018: 99 - 101.

4. Afanas'ev A.N. Russkie narodnye skazki. Polnoe izdanie v odnom t. Moskva: Al'fa-kniga, 2017.

5. Propp V.Ya. Istoricheskie korni volshebnoj skazki. Moskva: Labirint, 2014.

6. Abramenkova V. V. Skazka kak sociokul'turnaya model' vnutrisemejnyh otnoshenij v predstavleniyah detej. Aktual'nye problemy obrazovaniya i nauki: tradicii i perspektivy. 2016: 10 - 16.

7. Kirdyashkina M.L. Proyavlenie semejnyh otnoshenij v skazkah detej. Akmeologiya. 2016; № 3 (59): 87 - 92.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 377.5

Skulkin A.A., postgraduate, Humanitarian and Pedagogical Academy, Branch of Crimean Federal University n.a. V.I. Vernadsky (Yalta, Russia),

E-mail: skulkin.aleksey.77@mail.ru

FORMATION OF A DIGITAL EDUCATIONAL SPACE: ADAPTATION OF DIGITAL PEDAGOGY. Whatever reforms are carried out in the educational environment, they directly or indirectly focus on the performer - the teacher. The role of the teacher in the digital educational space remains quite significant. With the emergence of a new digital educational environment, new pedagogical tools appear, the content of education, the roles of the learner and the teacher change, and it becomes possible to form individual educational trajectories in the online environment. All this is due to the events taking place in the world. It manifests itself not only in the development of virtual courses and conducting distance classes, but also in installing an atmosphere of creativity, a culture of distance communication, and building a mutually acceptable communication virtual space. The article presents the characteristics of the stages of the formation of digital pedagogy and its adaptation.

Key words: educational process, digital pedagogy, teaching, digital educational environment, system.

А.А. Скулкин, соискатель, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского,

г. Ялта, Е-mail: skulkin.aleksey.77@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: АДАПТАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Какие бы реформы ни проводились в образовательной среде, они прямо или косвенно замыкаются на исполнителе - педагоге. Роль педагога и в цифровом образовательном пространстве остается достаточно значимой. С возникновением новой цифровой образовательной среды появляются новые педагогические инструменты, меняется содержание обучения, роли обучающегося и педагога, появляется возможность формировать индивидуальные образовательные траектории в онлайн-среде. Все это обусловлено происходящими событиями в мире. Роль педагога проявляется не только в разработке виртуальных курсов и проведении дистанционных занятий, но и в создании атмосферы творчества, культуре дистанционного общения, построении взаимоприемлемого коммуникационного виртуального пространства. В статье представлена характеристика стадий формирования цифровой педагогики и ее адаптация.

Ключевые слова: образовательный процесс, цифровая педагогика, обучение, цифровая образовательная среда, система.

Развитие образования во всем мире характеризуется интенсивностью преобразований, в равной мере затрагивающих организационные и управленческие структуры, его целевые установки и содержание, методы и технологии, источники и механизмы финансирования. Пересматривается само представление об обучении, связях образования с работой и повседневной жизнью. Изменения в жизни людей, развитие информационных технологий влекут за собой изменения и в области образования. Люди экспериментируют и находят новые действующие модели и технологии. Появление цифровой педагогики позволяет расширить возможности для людей разных возрастов, независимо от места их проживания. Благодаря цифровой педагогике образовательные ресурсы становятся более доступными. Возникает множество различных онлайн-курсов и методик дистанционного обучения. Новая динамика высшего образования существенно расширяет и количество, и качество образовательных ресурсов, повышает их доступность для открытого дистанционного обучения, что влечет за собой не только внедрение новой терминологии, но и принципиальное изме-

нение формата образовательного процесса, анализ которого и является целью данной статьи.

Цифровая платформа все больше распространяется на образовательном пространстве, что влечет за собой не только появление новых понятий, но и изменение сущности учебно-воспитательного процесса. В связи с динамичным развитием и использованием 1Т-технологий во всех сферах общества появляются и новые понятия, связанные с образовательной деятельностью, например, «цифровое обучение», «онлайн-педагогика», «гибридная педагогика», критическая цифровая педагогика, «цифровые гуманитарные науки» и др. В педагогическом сообществе формируется новое понятие - «цифровая педагогика». Цифровая педагогика занимается системной интеграцией, а также формированием новых образовательных стандартов с учетом новых реалий, разработкой и апробацией методов их применения в образовательной деятельности, обновлением компетенций педагогов. Исследователь Опалько С.Г. предлагает понимать под «цифровой педагогикой использование электронных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.