Научная статья на тему 'Роль физической культуры в обеспечении здоровья студенческой молодежи'

Роль физической культуры в обеспечении здоровья студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1939
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
оздоровительная физическая культура / мотивация / студент / физическая рекреация / реабилитация

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Вера Николаевна

Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи была, есть и будет основополагающей в совокупности с другими средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль физической культуры в обеспечении здоровья студенческой молодежи»



SCIENCE TIME

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Яковлева Вера Николаевна, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, Центр педагогического образования, Россия, г. Новокузнецк

E-mail: ykovleva_vera@mail.ru

Аннотация. Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи была, есть и будет основополагающей в совокупности с другими средствами.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, мотивация, студент, физическая рекреация, реабилитация.

В настоящее время особенно актуальна мотивация на здоровый образ жизни студентов. Особое внимание к студенческой молодежи объясняется тем, что студенты — это наше будущее, от которого зависит социально-экономическое благополучие нашей страны и здоровье населения на последу-ющие годы. От их физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, тот вклад, который они призваны внести в возрождение России.

Ежегодное тестирование студентов говорит о слабом уровне физической подготовленности и не отвечает их способностям и возможностям. Это связано с их отрицательным отношением к физической культуре, безразличием к занятиям физическими упражнениями.

Физическая культура призвана обеспечить студентов прежде всего двигательной активностью, необходимой для поддержания здоровья. Минимальный недельный объем двигательной активности студента, рекомендованный исследователями должен составлять 6-10часов внеделю. Между тем , основная масса студентов занимается физической культурой только на обязательных учебных занятиях, а это 4 часа в неделю. В вузах академические занятия по физической культуре проводятся по единой для всех студентов учебной программе на основе общей физической подготовки. Она не предусматривает индивидуальные возможности студента, его мотивы и потребности. Следовательно, при такой организации занятий теряется

интерес к дисциплине «физическая культура», снижается посещаемость и эффективность занятий.

Ряд исследователей отмечают ведущую роль физической культуры в адаптации студентов - первокурсников к условиям обучения в вузе. Студенты, проявляющие активность в физкультурно-спортивных мероприятия, регулярно посещающие учебные занятия по физическому воспитанию, как правило, быстро адаптируются в новом коллективе.

Современная физкультура - это образ жизни, рассчитанный на длительную систематическую работу над своим телом. И, кроме того - это психологическая готовность принять эту работу и научиться получать от нее удовольствие.

Задача современной физкультуры - сделать общество здоровым и сильным. Поэтому для студента очень важно систематически заниматься спортом, уделять своему физическому состоянию должное влияние.

Однако в обучении физической культуре есть несколько типичных проблем. Основными проблемами можно считать:

- низкий авторитет предмета;

- слабая материально-техническая база;

- перегруженность залов.

Во-первых, существует традиционная система физического воспитания, ориентированная на рекомендуемую (подчеркиваю - не обязательную для исполнения, а рекомендуемую) Министерством образования РФ программу, рассчитана на определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием и инвентарем. При отсутствии же подобных условий программа становится в полной мере невыполнимой и преподаватель физической культуры всю тяжесть её освоения переносит на предлагаемые в программе нормативы.

Во- вторых, говорить, что физическая культура решает задачи в обеспечении здоровья можно лишь тогда, когда мы сможем наиболее полно реализовывать физкультурно-спортивные интересы всех занимающихся. На сегодняшний день студенты отдают предпочтение таким видам спорта, как спортивные игры, большой теннис, плавание, шейпинг, фитнес-аэробика: танцевальная, силовая; йога. Реализовывать их интересы в полной мере не представляется возможным вновь по причине отсутствия спортивных баз и высокой арендной платы в бассейнах и спртивных комплексах.

Любая система, если она ставит целью воспитать личность, здоровую душой и телом, должна быть справедливой. Занятия физической культурой должны делать студента здоровым средствами физической культуры в целях оздоровления. Однако ориентированность преподавателей на нормативную базу программы сводит всю работу по физической культуре к натаскиванию студентов на усредненный результат контрольных тестов.

Принципиально важно, чтобы студент не сравнивался с другими по

принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать студентов к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный студент не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. Более того, учитывая сложившиеся в нашем образовании отношение к нормативам, ориентированным на «среднего» ученика, сами по себе они в нынешней интерпретации являются важнейшим фактором не воспитания у студентов физической культуры, а отчуждения от неё.

В - третьих, для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физической культуре. В последнее время стал вопрос о модернизации предмета физическая культура на основе включения в учебный план по физическому воспитанию дополнительных видов спорта, способствующих увеличению двигательной активности обучающихся в ВУЗах, повышению оздоровительной направленности уроков физической культуры, а также видов спорта повышающих интеллектуальную активность подрастающего поколения, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом. Многие не понимают важности этого урока. Ведь эти увлекательные и полезные занятия оздоровительной физической культурой способны увеличить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения.

Физическая культура рассматривается как один из важных видов общей культуры студенческой молодежи, а ее основные компоненты - неспециальное физкультурное образование, спортивная, рекреационная и реабилитационная деятельность - удовлетворяют потребности в физкультурной деятельности практически каждого студента. Все виды физической культуры в отдельности дополняют друг друга и находятся в тесной связи.

Спортивная деятельность направлена на достижение высоких результатов, развитие физических качеств человека. Выносливость, сила, быстрота, высокий уровень функциональной подготовленности организма, его работоспособности могут быть приобретены только путем использования эффективного целенаправленного организованного процесса адаптации организма студенческой молодежи к физическим нагрузкам определенного содержания, объема и достаточной интенсивности. Однако очень мало возможностей у большинства студенческой молодежи, даже у тех кто стремится к спортивной или физкультурной активности, проявить себя на занятиях в специализированных спортивных школах, поскольку эти учреждения в основном заинтересованны в поиске спортивных талантов, причем в том виде спорта, который культивируется в их отделениях.

Наибольшей популярностью у студенческой молодежи пользуется физическая рекреация. Физическая рекреация как вид физической культуры вошла в жизнь студенческой молодежи в различных терминах и понятиях, характеризующих ее отдельные стороны: «массовая физическая культура», «оздоровительная», «массовый спорт», «активный отдых». Она представляет собой процесс использования физических упражнений, игр, видов спорта в упрощенных формах, естественных сил природы с целью активного отдыха, развлечения, переключения на другие виды деятельности, отвлечение от процессов, вызывающих физические, интеллектуальные, психические утомления, получения удовольствия, наслаждения от физкультурной деятельности.

Таким образом, физическая реакреация удовлетворяет потребности, интересы , мотивы студенческой молодежи в эмоциональном активном отдыхе, рациональном использовании свободного времени. Она удовлетворяет групповые и индивидуальные потребности молодежи в нерегламентированной, относительно свободной двигательной активности.

Двигательная реабилитация - это специально организованный и сознательно управляемый процесс физкультурной активности, направленный на восстановление нарушенных функций, умственной и физической работоспособности молодежи после перенесенных заболеваний, травм, психических и физических перенапряжений организма,характерных для студенческой жизнедеятельности. Эта деятельность характерна для студентов, имеющих определенные отклонения в состоянии здоровья по выявленным результатам в ходе медицинского обследования.

Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной группе здоровья с низким физическим развитием и подготовленностью, могут заниматься физической культурой вместе с основной группой при условии тщательного отбора физических нагрузок. Для этого используются различные комплексы физических упражнений в зависимости от диагноза и группы заболеваний. Необходимо разнообразить занятия по физической культуре для студентов с ослабленным здоровьем, внедрять в практику для них новые формы физических упражнений и видов спорта как, например - дартс, настольный теннис, бадминтон. И проводить среди этих студентов соревнования, которые будут поднимать настроение и повысят интерес к физической культуре.

Необходимо создавать условия для появления способностей молодежи в избранных ими формах спортивной, рекреационной и реабилитационной деятельности, организуемой с учетом состояния здоровья, их целостными ориентациями и физкультурными интересами. Поэтому нужно как можно больше альтернативных программ формирования физической культуры студенческой молодежи, учитывающих региональные условия, традиции,

профессиональную направленность вуза и другие значимые различия.

Как бы хорошо не был оснащен и организован процесс физического воспитания в вузе, но конечный результат его будет зависеть от самих студентов. Насколько они сами осознают значимость физической культуры для их здоровья, важность сохранения и укрепления его для профессионального и карьерного роста. Важно, чтобы студенты были мотивированны в сфере физической культуры.

Литература:

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого/ В.К. Бальсевич. - М: ФиС,1988 - 208с.

2. Вленский, М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза/М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-1996-№ 1.

3. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учеб. для ВУЗов/ В. И. Ильинич. М: Гардарики,2010.-368с.

4. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации/ Л.И. Лубышева//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2009.-№1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.