/ PHYSICAL education AND SPORT
79
Физическая культура в научной организации учебного труда студентов педагогического института: Тр. Московского пед. ин-та. -2016. - С. 15-28.
3. Будич Э.Г. Как повысить умственную работоспособность студента. - М.:Инфра-М, 2015 -156 с.
4. Иванюра И.А., Лебедева Н.С., Полищук С.М. Динамика формирования свойств основных нервных процессов и некоторых психофизиологических функций и студентов под влиянием длительных физических нагрузок // Материалы симпозиума «Особенности формирования и становления психофизиологических функций в онтогенезе». -Новосибирск - 2014. - С. 28.
5. Маглеваний А.В., Сафронова Б., Галайта-тий Д., Белова Л.А. Работоспособность студентов:
оценка, коррекция, управление. Ижевск: ИГТУ, 2013. - 128 с.
6. Нетопина С.А. Показатели свойств основных нервных процессов студентов в зависимости от возраста и пола // Гигиена и санитария. - 2017. - №26. - С. 16-18.
7. Фалькова Н.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. -Ростов-на-Дону:Феникс, 2016.-134 с.
8. Харченко Д.М. Успешность обучения и спортивная квалификация у студентов с разными свойствами основных нервных процессов // Вестник Иркутского университета. Проблемы физиологии. - 2013. - Вип.ИИ. - С. 117-120.
Козловских Илья Сергеевич
преподаватель кафедры Физическая культура Уральский государственный экономический университет
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Kozlovskih Ilya Sergeevich
teacher of the Department of Physical culture Ural state University of Economics
THE ROLE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN THE LIVES OF PEOPLE WITH
DISABILITIES
Аннотация
В данной статье излагается информации о развитии физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кратко изложена история возникновения параолимпийского спорта.
Abstract
This article presents information about the development of physical culture and sports for people with disabilities. The history of Paralympic sports is briefly described.
Ключевые слова: параолимпийские виды спорта, двигательная активность, спорт, реабилитация.
Key words: Paralympic sports, motor activity, sport, rehabilitation.
Проблема инвалидности - это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах мира независимо от уровня их экономического развития. Рост инвалидности в большинстве стран мира обусловил появление новых областей человеческих знаний, учебных и научных дисциплин. В настоящее время число инвалидов в большинстве стран превышает 10 % населения и продолжает расти [1]. Постоянно возрастает доля инвалидов I и II групп и снижается число инвалидов, трудоспособность которых полностью или частично восстановлена. Сложившаяся в настоящее время кризисная ситуация с состоянием здоровья россиян обусловлена, в том числе, и недооценкой социальной роли физической культуры. Как никогда остро стоит проблема внедрения в практику новых оздоровительных технологий с более эффективным использованием методов физической культуры и спорта достаточно эффективных, а в некоторых случаях и единственно целесообразных для
полного или частичного возвращения людей с различной степенью инвалидности к нормальной социокультурной жизни.
Многие страны имеют достаточно богатый опыт работы с этими категориями населения. Неслучайно, что наши спортивные организации внимательно изучают этот опыт. Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является критерием его культурного и социального развития.
Основными причинами слабого развития физкультуры и спорта среди инвалидов являются: недостаточное количество специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря; нерешенность данных проблем в архитектурно-строительном комплексе; недостаток профессиональных кадров; отсутствие в достаточной степени у самих инвалидов потребности в физическом совершенствовании, что связано с недостаточной пропагандой, мотивирующей инвалидов к
PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / <<Ш1ШетУМ-^©У©ПА1>#М2&)),2(0]9
80_
занятиям физкультурой и 23 спортом. Имеются многочисленные организационные проблемы, в том числе проблемы параолимпийского спорта, являющихся олицетворением спорта инвалидов, и финансовые проблемы, связанные с отсутствием мощной системы внебюджетного финансирования спорта инвалидов. Следует также отметить существование проблем информационного освещения спорта инвалидов. Зачастую наши сограждане даже и не знают о выдающихся спортивных успехах российских спортсменов-инвалидов. Без решения данных проблем невозможно дальнейшее развитие спорта инвалидов, освоение новых, в том числе параолимпийских видов спорта, эффективное стимулирование спортсменов-инвалидов и решение их социальных и медицинских вопросов, привлечение талантливой молодежи.
Развитие спорта инвалидов имеет более чем столетнюю историю. Первые попытки приобщения инвалидов к спорту были предприняты в XIX ст., когда в 1888 г., в Берлине формировался первый спортивный клуб для глухих. Впервые Олимпийские игры для глухих проведены в Париже 1017 августа 1924 г. В них участвовали спортсмены представители официальных национальных федераций Бельгии, Великобритании, Голландии, Польши, Франции и Чехословакии. На Игры так же прибыли спортсмены из Италии, Румынии и Венгрии, в данных странах таких федераций не существовало. Программа Игр включала соревнования по легкой атлетике, велоспорту, футболу, стрельбе и плаванию.
В 1924 г. был образован Международный спортивный комитет глухих (МСКГ) Начиная с 1924 г., каждые четыре года проводятся летние Всемирные игры глухих. До начала Второй мировой войны в МСКГ вступают Германия, Швейцария, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, США и Япония.
В зарубежных странах среди инвалидов очень популярны занятия с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков.
Местные органы власти финансируют физкультурно-оздоровительную работу. Правительство несет ответственность за обеспечение про-
грамм и услуг. Одним из существенных недостатков считается негативное отношение общества к инвалидам. Подготовка кадров, в некоторых странах осуществляется в основном не учебными заведениями, а самой Спортивной федерацией инвалидов. Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран.
До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы было не принято обсуждать публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих передвижение для инвалидов. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов. Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а тем более «спорт» не совместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения [2,3]. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья. Но вопреки всему в 1996 году был создан Параолимпийский комитет. Основная цель - участие России в параолим-пийском движении. Создан Совет по развитию физической культуры и спорта при Президенте Российской Федерации, в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями, физкультурно-спортивными объединениями и организациями, при рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, спорта высших достижений. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также Положением о Совете [4]. НПК РФ в своей деятельности руководствуется принципами гуманизма, демократии, добровольности и равноправия своих членов, самоуправления, законности, гласности, а также интеграции спортсменов-инвалидов в спортивное движение здоровых спортсменов; не допускает в параолимпийском движении страны неравенства его участников по политическим, социальным, экономическим, национальным, религиозным, половым или расовым признакам, а также по степени трудоспособности.
В настоящее время намечен целый ряд мер по повышению квалификации специалистов, работающих в области адаптивного спорта, строительству и реконструкции спортивных баз, информа-
<<Ш11ШетиМ-^©и©МА1>#2126)),2(0]9 / РНТИШАк ШШ&АТОМ АМ©
ционному обеспечению и пропаганде спорта инвалидов. Планируется создание специализированных физкультурно-оздоровительных комплексов для занятий физкультурой и спортом для инвалидов всех категорий. Мировой опыт, научные исследования и повседневная практика убедительно показывают, что занятия спортом для инвалидов гораздо важнее, чем для населения, не имеющего нарушений в состоянии здоровья, а их профессиональная, медицинская и социальная реабилитация без этих занятий не может быть достаточно эффективной.
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и
81
спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
Список литературы
1. Астафьева Н. Г. Оценка качества жизни лиц с физическими недостатками, занимающихся адаптивным спортом / Н.Г. Астафьева, Ю.А. Коб-зев, В.В. Храмов.
2. Боярская Л. А. Особенности развития мануальной моторики у школьников с ограниченными возможностями / Л.А. Боярская.
3. Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Методическое пособие / С.И. Веневцев. - Советский спорт, 2004.
4. О рабочей группе Параолимпийского комитета России по подготовке выдвижения города Сочи в качестве города-кандидата на проведение XI Параолимпийских игр 2014 г.