Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КИСТИ РУК В СТИМУЛИРОВАНИИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КИСТИ РУК В СТИМУЛИРОВАНИИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КИСТИ РУК В СТИМУЛИРОВАНИИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

кации для него отобраны из 322 журналов, из них 77 отечественных и 245 иностранных из 30 стран, большей частью социалистических.

При анализе качественной картины рассеяния публикаций в журналах нам удалось дифференцировать потоки информации и подразделить издания на группы по признаку содержания. Выделено 7 групп журналов: 1-я группа — узкоспециализированные и специализированные, 2-я — педиатрические, 3-я — общемедицинские и журналы клинического профиля, 4-я — журналы по смежным теоретическим специальностям (физиология, психология, антропология и другие), 5-я — педагогические журналы, 6-я — журналы по физкультуре и спорту, 7-я — прочие журналы. Оказалось, что специализированные и узкоспециализированные журналы занимают скромное место — их всего 11, или 13,6 % от общего числа анализируемых журналов. Всего по 7 группам изданий было выявлено 34 наиболее продуктивных журнала (20 отечественных и 14 иностранных); они дали 55 % научных статей и составили «ядро» журналов по проблеме. Остальные 45 % журнальных статей приходятся на 288 периодических изданий, что указывает не значительное рассеяние информации по проблеме.

Значительное рассеяние статей по профилю свидетель-. ствует о том, что гигиена детей и подростков является ши-^¡У рокой отраслью знания и тесно связана как с клиническими, так и с теоретическими разделами медицины, а также с другими областями науки. В то же время это указывает на недостаточное число специализированных изданий, которые должны в основном охватывать всю литературу по специальности.

Действительно, имеются только 3 узкопрофильных иностранных журнала: «Ärztliche Jugendkunde» (ГДР), «Wy-chowanie fizyczne i higiena szkolna» (ПНР), «Jornal of School Health» (США). В нашей стране нет узкоспециализированного журнала по гигиене детей и подростков, нашим основным профильным журналом является «Гигиена и санитария», который публикует ежегодно по гигиене детей и подростков в среднем 15 % статей от общего количества статей в годовом комплекте журнала. Значительный интерес представляет издание АПН СССР «Новые исследования по возрастной физиологии», имеющее 2 выпуска в год. По результатам проведенной работы был составлен «Аннотированный указатель журналов, публикующих материалы по гигиене детей и подростков», в который включены аннотации к 34 журналам.

В условиях непрерывного роста числа публикаций и их рассеяния особое значение приобретают реферативные издания. Выпуск реферативных журналов позволяет преодолеть процессы рассеяния информации, географические и языковые барьеры, концентрировать информацию в одном источнике и в более сжатом виде.

ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР представляет раздел «Гигиена детей и подростков» в Медицинском реферативном журнале (МРЖ), издаваемом ВНИИ медицинской информации Минздрава СССР (научный редактор раздела канд. мед. наук М. И. Чурьянова). В данном разделе МРЖ в форме рефератов, аннотаций и библиографических описаний находят отражение различные информационные материалы: новые отечественные и ино-

Ч

странные книги, научные статьи и обзоры, диссертации, методические документы (в среднем 400 публикаций в год). Помимо рефератов и аннотаций, публикуются микрообзоры — наиболее ценный аналитико-синтетический вид вторичной информации. Так, в последние годы в МРЖ были опубликованы обзоры, касающиеся результатов наиболее важных научных исследований по гигиене детей и подростков за отдельные годы, научные обзоры «Функциональные пробы при дозированных физических нагрузках в гигиене детей и подростков», «Биологическая обратная связь в гигиене детей и подростков», «Современные проблемы диспансеризации школьников», «Современное состояние проблемы освещения школьных зданий», «Современные методы исследования и оценки состояния здоровья школьников», «Гигиенические проблемы компьютеризации учебного процесса», «Влияние алкоголя на детский и подростковый организм».

В МРЖ в форме аннотаций были также приведены сведения о научных обзорах, изданных отдельными выпусками, таких, как «Гигиенические аспекты реформы общеобразовательной и профессиональной школы 1985 г.», «Эффективность внедрения основных результатов научных исследований в области гигиены детей и подростков 1986 г.»

и др?;

Систематический отбор литературы для МРЖ и практически отсутствие отсева просмотренных публикаций, наличие в нем научных обзоров по наиболее актуальным вопросам гигиены детей и подростков позволяют считать, что регулярный просмотр МРЖ обеспечивает специалисту знакомство с состоянием проблемы на сегодняшний день.

Научная информация должна обеспечить ориентацию любого научного исследования в общей системе науки и выдачу по каждой конкретной проблеме ответов на вопросы о том, что, где, когда и кем сделано или делается в данном направлении. Полнота информации гарантируется правильным комплектованием справочно-информационных фондов по проблеме. В этом плане органом информации ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР проводятся комплексные мероприятия, включающие целенаправленный поиск, выявление и отбор, классификацию и рациональное хранение накопленных научных данных.

К услугам специалистов Главная справочная картотека по проблеме и ряд специальных картотек, число материалов в которых ежегодно увеличивается в среднем на 2000 и к настоящему времени составляет более 65 000. Справоч-но-информационные фонды института постояш о пополняются различными видами материалов: научными обзорами, библиографическими указателями, выпусками экспресс-информации, переводами и рефератами научных статей и др. — всего накоплено более 3500 таких документов. Книжно-журнальный фонд научной библиотеки института составляет 43 000 единиц. Справочно-информационные фонды института широко отражают вопросы не только гигиены детей и подростков, но и других разделов медицины: возрастной физиологии и психологии, педагогики.

Все аспекты деятельности органа информации головного учреждения направлены на совершенствование информационного обеспечения научно-исследовательских работ и повышение их эффективности.

Поступила 18.06.87

УДК 612.789-06:612.763-053.2 + 616.89-008.434-085.825.1-053.2

Т. В. Чернова, Л. В. Воложанинова

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КИСТИ РУК

В СТИМУЛИРОВАНИИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Свердловский медицинский институт

В системе воспитания детей дошкольного возраста, формировании гармонически развитой личности большое значение придается развитию речи и двигательных навыков.

В отечественной литературе имеются указания о взаимосвязи развития речевых функций и двигательной активности детей [2—4]. Особенно важно стимулирование развития ре-

Данные о выполнении детьми психомоторных тестов (М+т)

• % I _

• Показатель / До введения экспериментального двигательного режима Через 2 мес после введения экспериментального двигательного режима

• опытная группа контрольная группа группа 6 — 7-лет-^ них детей опытная группа контрольная группа % • группа 6 — 7-летних Детей

Тест Керна—Ирасека, баллы Вырезание круга, % выполнивших тест Шнуровка, баллы # 9,6±0,7 -0 10,7±0,6 10 Не проводился •Ч 7,1±0,5 27 6,6+0,7 60 12,44=1,1 9,6+0,8 к • 10 8,4±0,8 4 7,6±0,7 27 14,6±0,8

чи путем повышения двигательной активности, формирования тонких движений кистей рук у детей с отставанием психоречевого развития, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях интернатного типа.

Цель настоящей работы — разработать и оценить экспериментальный двигательный режим как фактор формирования двигательных навыков и повышения речевой активности у детей, воспитывающихся в дошкольных детских домах физиологического профиля (для практически здоровых детей). Исследование проводилось совместно с логопедом в одном из дошкольных детских домов Свердловска. В эксперименте участвовали две труппы (опытная и контрольная) детей с задержкой психоречевого развития по 20 человек в каждой. Средний возраст детей 5,5—б лет. Обследуемые обеих групп воспитывались в данном детском доме до начала эксперимента в среднем 2 года.

Для оценки степени развития речи и моторной функции, обеспечивающей тонкую координацию и дифференциацию движений кисти руки, в процессе экспериментальных исследований использовали комплекс методик. Развитие речи детей оценивали с помощью модифицированной речевой карты, предусматривающей комплексную оценку в баллах зву-копроизношения, фонематического слуха, оценку структуры слов и предложений, словарного запаса, грамматического строя, способности составлять предложения по картинке и рассказ по серии сюжетных картин. Для оценки развития моторной функции кисти руки использовали тест А. Керна в модификации Я. Ирасека, мотометрический тест Н. И. Озерецкого «вырезание круга», которые, по мнению ряда авторов [5, 6], позволяют оценить интеллект ребенка и степень зрелости моторики. Для характеристики моторной функции, внимания, конструктивной способности детей применен разработанный одним из авторов (Т. В. Черновой) тест «шнуровка», который выполняется с помощью игрушки Лобненской фабрики пластмассовой игрушки «Заяц со шнуром» (артикул М0-085-01-927). Эта игрушка представляет собой плоскостное изображение зайца с отверстиями по контуру для проведения шнуровки. Для выполнения данного теста ребенок получает игрушку и три шнура длиной 50—60 см. Тест состоит из трех заданий: шнуровки ушей, шнуровки жилета, шнуровки ботинок. При шнуровке ушей зайца ребенок должен сделать 10 стежков (по 5 на каждом ухе) в течение 3 мин, при шнуровке жилета — 4 стежка за 1 мин, а при шнуровке ботинок — 16 стежков (по 8 на каждом ботинке) за 4 мин. Результаты выполнения теста оцениваются по скорости и правильности выполнения задания. Каждый правильно выполненный стежок оценивается одним баллом. Максимальное число баллов за первое задание 10, за второе — 4, за третье — 16.

Для детей опытной группы был разработан комплекс физических упражнений для развития тонких движений кисти руки. При разработке системы упражнений учитывали перечень физических упражнений, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду [7], рекомендации специалистов по развитию речи детей [1]. В комплекс были включены упражнения на сжимание и разжимание пальцев рук, поочередные соединения пальцев в «колечки», упражнения с предметами: пуговицами, лентами, резинками, бусами и шнурками. Упражнения в опытной груп-

пе проводились ежедневно, кроме воскресенья. Упражнения на сжимание и разжимание пальцев и соединение их в «колечки» выполнялись перед обязательными занятиями, а упражнения с предметами — в основном во второй половине дня. При введении дополнительного комплекса физических упражнений общий режим дня детей не нарушался. У детей контрольной группы двигательный режим сохранялся без^ изменений.

Для сравнительной оценки влияния физических упражнений на развитие тонких движений кистей рук проведены дополнительные исследования моторной функции у 40 детей 6—7-летнего возраста двух подготовительных групп при обычном общем и двигательном режимах.

Проведенные исследования показали, что включение в общий режим дня комплекса физических упражнений для кистей рук оказывало стимулирующее влияние на речевую активность. Через 2 мес после введения дополнительных физических упражнений у 50 % детей опытной группы произошла постановка звука «с», в контрольной же группе — только у 20 % детей (/>2). Положительные сдвиги наблюдались и по другим критериям развития речи. В опытной группе фонематический слух в среднем улучшился на 23 балла, структура слова и предложения — на 12 баллов, грамматический строй — на 3 балла, составление предложений по картинкам — на 6 баллов, составление предложений по серии сюжетных картин — на 2 балла. В контрольной группе изменения произошли только в уровне фонематического слуха, а по остальным изученным характеристикам речи положительных сдвигов не отмечалось.

Введение комплекса физических упражнений для кистей рук оказывало стимулирующее влияние и на развитие моторной функции. Как видно из таблицы, через 2 мес у детей опытной группы улучшились показатели выполнения теста Керна — Ирасека, мотометрического теста Н. И. Озерецкого.

Если до введения экспериментального двигательного режима в опытной группе достоверной разницы в средних значениях баллов за выполнение теста Керна — Ирасека между опытной и контрольной группами не было (¿1,2=1,2), то через 2 мес показатель этого теста в опытной, группе значительно улучшился (¿1>4 = 3,0), а в контрольной группе он практически не изменился (¿2,5=1,2). Существенные различия отмечены и в выполнении детьми теста «вырезание круга». Если до введения комплекса специальных физических упражнений для кистей рук в опытной группе ни один ребенок не мог выполнить мотометрический тест Н. И. Озерецкого, а в контрольной группе таких детей было 10 %, то через 2 мес 60 % детей опытной группы смогли за 1 мин вырезать круг точно по контуру, а в контрольной группе количество детей, которые смогли выполнить этот тест, не изменилось. Тест «шнуровка» дополняет полученные нами результаты. В конце эксперимента более успешно выполнили тест «шнуровка» дети опытной группы (¿4,5 = 2,9),

что свидетельствует о правомерности использования данного теста для оценки моторной функции кистей рук.

При сравнении степени развития моторики кистей рук у детей опытной группы и детей более старшего возраста из подготовительных групп этого же дошкольного детского

дома было установлено, что дети опытной группы, несмотря на меньший возраст, к концу эксперимента по скорости и качеству выполнения психомоторных тестов практически не

отличались от детей подготовительных групп (¿4«б = 1,0,

6 = 1,6), У детей этой группы за 2 мес наблюдений при

обычном двигательном режиме, так же как и в контрольной группе, не произошло изменений в скорости и качестве выполнения психомоторных тестов е =0>6').

Результаты проведенных экспериментальных исследований позволяют сделать вывод, что комплекс специальных дополнительных физических упражнений для развития тонких движений кистей рук оказывает стимулирующее влияние на развитие и коррекцию речевой функции, моторики кистей рук у детей с задержкой развития и двигательных навыков.

На основании проведенных исследований разработаны рекомендации по оптимизации двигательного режима и трудового воспитания детей старших и подготовительных групп дошкольных детских домов.

Литература

1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Фомичева Т. В. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.—

М., 1973.

2. Кольцова М. М. // Журн. высш. нервн. деят.— 1973.— № 5. — С. 927—937.

3. Кольцова М. М. Двигательная активность в развитии функций мозга ребенка. — М., 1973.

4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М., 1979.

5. Куинджи Н. И., Сорокина Т. Н. // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков / Под ред. С. М. Громбаха, Д. Н. Крылова. — М., 1981.— С. 131 — 136.

6. Матвеева Н. А., Леонов А. В., Ульенкова У. В. // Гиг. и сан. — 1981. — № 7. — С. 63—65.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду. —

М., 1985.

Поступила 14.04.87

УДК 615.285.7.099:616.36-008.931:577.152.1

Т. М. Шубитидзе, Т. Н. Бусова, Р. А. Рязанова, Г. В. Абдушелишвили

АКТИВНОСТЬ Л ИЗОСОМАЛЬНЫХ ГИДРОЛАЗ В ПЕЧЕНИ КРЫС ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИИ СУЛЬФОКАРБАТИОНОМ

Институт санитарии и гигиены им. Г. М. Натадзе, Тбилиси; Московский НИИ гигиены

им. Ф. Ф. Эрисмана

Интенсивное развитие сельского хозяйства предусматривает широкое использование достижений современной химии в области разработки и производства минеральных удобрений, стимуляторов роста, а также такой обширной группы биологически активных соединений, как пестициды. Последнее обусловливает опасность загрязнения окружающей среды и в конечном счете влияние на организм человека значительного числа чужеродных соединений. Поскольку большинство пестицидов относится к токсичным соединениям политропного действия, очевидна необходимость комплексной медико-биологической оценки их повреждающего действия на различных функциональных уровнях — целом организме, органах, тканях, клегках и ферментных системах. Следует отметить, что повреждающее действие экзогенных Химических веществ опосредуется преждё всего через структурно-метаболические нарушения, возникающие на-субклеточном уровне. При этом характер и специфичность токсического действия определяются влиянием на отдельные звенья обмена веществ [7, 8, 10].

Целью настоящей работы явилось исследование структурно-функционального состояния лизосомального аппарата печени крыс при хроническом воздействии различных доз сульфокарбатиона — одного из перспективных протравителей семян, относящегося к группе дитиокарбаматов и служащего заменителем традиционно используемых в качестве фунгицидов высокотоксичных ртутьорганических соединений и тетраметилтиурамидсульфида ;(ТМТД). В настоящее время известно, что токсическое действие ТМТД выражается в ингибировании окислительного фосфорилирования, монооксигеназной системы, синтеза РНК и ДНК в гепаго-цитах [1, 13], а также в снижении активности протеоли-тической системы лизосом печени и почек [9]. Имеющиеся данные дают основание предполагать, что одной из сторон биологического действия пестицидов группы дитиокарбамд^--тов является нарушение обмена белка как на этапе биосинтеза, так и на этапе катаболизма. Это с учетом значимости динамического равновесия обновления белка для метаболического гомеостаза может лежать в основе и иных, выявленных для дитиокарбаматов биохимических эффектов. С этой точки зрения исследование влияния перспективных для использования в сельском хозяйстве дитиокарбаматов, в частности сульфокарбатиона, на систему внутриклеточного катаболизма белка представляет не только практический

в плане прогнозирования их действия, но и теоретический интерес в аспекте патологии белкового обмена.

В работе использовали крыс-самок линии Вистар, которым в течение 6 мес перорально вводили ежедневно суль-фокарбатион в дозах 75oooLD50 (0,4 мг/кг), V500LD50 (4 мг/кг) и VsoLDso (40 -мг/кг). По окончании экспериментального периода животных декапитировали, извлекали печень, промывали холодным физиологическим раствором, готовили гомогенаты по стандартной методике, используя в качестве суспендирующей среды 0,25 М раствор сахарозы рН 7,4, содержащей 0,001 М ЭДТА [11]. В гомогенатах •печени определяли общую и в полученных на ультрацентрифуге L5-65 фирмы «Spinco» (США) супернатантах (105 000 g; 60 мин) неседиментируемую активность лизосо-мальных протеиназ — катепсинов А (КФ 3.4.12А.1), В (КФ 3.4.22.1), С (КФ 3.4.14.1) и D (КФ 3.4.23.5) спектро-флюориметрическими методами [4] и арилсульфатаз А и В (КФ 3.1.6.1) и (3-галактозидазы (КФ 3.2.1.23) спектрофото-метрическими методами, основанными на применении ультрамикросистемы биохимического анализа [ 11 х^использованием в качестве субстратов 1Ч-карбобензокси-Ь-глута-мил-Ь-тирозина, 1М-бензоил-Е>,Ь-аргинин-р-нафтиламида, гли-цил-Ь-фенилаланин-Р-нафтиламида, гемоглобина, р-нитрофе-нил-Р-Е)-галактоспиранозида и р-нитрокатехолсульфата (фирмы «Sigma» США) соответственно, а также концентрацию белка в печени и содержание SH-групп в сыворотке крови [12, 16].

Масса тела крыс (294—318 г) во всех экспериментальных группах не отличалась от таковой контрольных животных, так же как и абсолютная (8,53—9,43 г) и относительная (2,75—3,04 %) масса печени. Общее состояние животных не позволяло судить о токсическом действии сульфокарбатиона.

Результаты энзимологического исследования лизосомального аппарата печени свидетельствуют, что сульфокар-батион вызывал существенные изменения в общей активности лизосомальных протеиназ. Так, введение пестицида в дозе V5000LD50 приводило к резкому возрастанию активности тиоловых протеиназ — катепсина В в 2,2 раза и катеп-сина С в 3,2 раза. При увеличении дозы пестицида до VsooLDso выявлено умеренное (на 23 %) снижение активности катепсина А. Активность катепсинов В и С в этом случае была также повышена, но не столь значительно (на 46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.