КУЗНЕЦОВ Е.А. РОЛЬ ФЕСТИВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В РОССИИ
Фестивальное и конкурсное движение является важным фактором активизации творческого потенциала руководителей любительских хореографических коллективов. На платформе данных мероприятий возможно создание процесса диалога и обсуждения важнейших проблем и путей их решения на профессиональном уровне. Проведение мастер-классов, «открытых столов», показательных выступлений способно стать отправной точкой качественного роста любительского хореографического искусства, определении перспектив развития и решения существенных проблем с которыми сталкиваются руководители и хореографы - постановщики. В настоящей статье рассматриваются вопросы возникновения, развития фестивального и конкурсного движения в России.
Ключевые слова: любительского хореографическое искусство, танцевальное творчество, фестивальное и конкурсное
движение, любительское творчество.
E. A. Kuznetsov
The role of the festival movement in the development of Amateur choreographic art in Russia
Festival and competition movement is an important factor of activating the creative potential of leaders of Amateur dance groups. On the platform of these events it is possible to create a process of dialogue and discuss the most important issues and their solutions at a professional level. The master classes, "open tables", demonstrations can become the starting point of the qualitative growth of Amateur choreographic art, definition of prospects of development and solve significant problems faced by managers and choreographers - Directors. This article discusses the origin, development and the competitive festival movement in Russia.
Keywords: Amateur choreographic art, dance, and creative, festival and competition movement, Amateur creativity.
КУЗНЕЦОВ Е.А. РОЛЬ ФЕСТИВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В РОССИИ
В настоящее время многие исследования, посвященные проблемам развития любительского хореографического искусства, рассматривают чаще всего педагогический процесс: методы, технологии, «чему и как» учить подрастающее поколение. Другая часть исследований посвящены истории возникновения и поиску путей сохранения любительского хореографического искусства. В данной статье нам хотелось бы поднять вопрос, по нашему мнению, являющийся для развития любительского хореографического искусства одним из основополагающих - вопрос влияния фестивального движения на развитие творческого и исполнительского мастерства любительских коллективов.
Развитие любительского хореографического искусства, от самого начала его возникновения и до наших дней, можно рассмотреть в двух параллелях, которые на первый взгляд могут показаться совершенно разными, независящими друг от друга, но на самом деле находящиеся в постоянном взаимодействии, взаимовлиянии друг на друга. Мы говорим о существовании двух понятий - профессиональное сценическое искусство и любительское (самодеятельное) танцевальное творчество.
«Сам термин «самодеятельность», впервые прозвучавший в печати в 1912 году, подразумевал особый вид творческих занятий искусством - не профессиональный. Не профессиональный (или любительский) означает ни в коем случае не дилетантский, а самодеятельный в самом высоком смысле этого слова: «...деятельность не обязательная, а добровольно избранная, наряду с доставшейся в удел в силу общественного разделения труда; деятельность по велению души, по любви, и, кроме этих мотивов, ничем
другим не движимая; деятельность ради самой деятельности, имеющая основную цель в себе самой, то есть осуществляемая по собственным внутренним мотивам человека и служащая средством его самовыражения ради самого самовыражения» (2,с.33.)» (3, с.168).
Одно из первых теоретических определений понятия «самодеятельное искусство» было дано уже в 20-е гг. прошлого века: «основное развитие того или другого - в экономическом отношении их деятелей к искусству. Для «искусника» профессионального - оно профессия, т.е. тот вид деятельности, из которого он извлекает средства к существованию... «Искусник» самодеятельный занимает совершенно иное положение; он материально не заинтересован в своем занятии, оно для него не профессия, а способ выявить и развить свои художественные возможности...»(4, с. 13).
Таким образом, мы видим существенное различие между двумя путями развития хореографического искусства в природе их мотиваций, целей и функциональных задач. На первый взгляд они различны и противопоставлены друг другу, но хореографическое искусство - предмет их творческой деятельности един, а соответственно рассматривать их без взаимовлияния будет заведомо ошибочно и однобоко.
Одним из факторов, связывающий профессиональное и любительское (самодеятельное) танцевальное творчество, является фестивальное и конкурсное движение.
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова дано следующее определение: «фестиваль - широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства. Тогда как, конкурс - соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы» (1).
Таким образом, выявляется главное отличие конкурса от фестиваля, это наличие или отсутствие победителей и проигравших.
Музыка и танец, как и другие формы искусства, не могут существовать в ограниченном пространстве какого-либо социума, народа или государства.
Выдающиеся исполнители, в том числе и танцоры редко сидят на одном месте, путешествуя по всему миру с гастролями, активно общаясь друг с другом в рамках различных конкурсных проектов, фестивалей и совместных выступлений. Для артистов особенно важно мировое признание, важно «заработать» имя не только в своей стране, но и получить признание на мировом уровне.
Идея и целесообразность проведение конкурсов была признана ещё во времена Древней Греции. Олимпийские игры Древней Эллады представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько легенд, описывающих это событие. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 до н. э., хотя известно, что игры проводились и раньше. На время проведения игр объявлялось священное перемирие, в это время нельзя было вести войну, хотя это условие неоднократно нарушалось. Но позднее в 394 г. н.э., императором Феодосием I они были запрещены, как проявление язычества.
В настоящее время в нашей стране большое, если не сказать огромное, количество самых различных конкурсов и фестивалей. Начиная от районных, проводимых, как правило, при содействии организации культуры и департаментов культуры данных районов - то есть организаторами конкурса являются представители власти, и заканчивая всероссийскими и международными фестивалями - где чаще всего организаторами являются туристические фирмы, индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью.
В нашей стране определение статуса того или иного культурного мероприятия вещь относительная. Мы нашли регламент, документ, который определяет критерии, но так как он чаще всего носит рекомендательный характер, не все учредители, организаторы, в особенности частные организаторы, считаю необходимым руководствоваться им.
Критерии присвоения мероприятию статуса «международный»:
- участие в мероприятии представителей не менее двух зарубежных
стран;
- участие в составе жюри представителей зарубежных стран.
Критерии присвоения мероприятию статуса «всероссийский»:
- представительство не менее 4 субъектов Российской Федерации;
- участие в составе жюри представителей федеральных округов;
- наличие в составе учредителей органа исполнительной власти в сфере культуры.
Критерии присвоения мероприятию статуса «межрегиональный»:
- участие в мероприятии представителей субъектов Российской Федерации (не менее 2);
- наличие в составе учредителей органа исполнительной власти в сфере культуры.
Критерии присвоения мероприятию статуса «республиканский»:
- участие в мероприятии представителей муниципальных образований республики (не менее 4 от общего числа муниципальных образований);
- наличие в составе учредителей органа исполнительной власти в сфере культуры.
По направленности фестивали и конкурсы бывают:
1. Простые по структуре оценочных листов:
a. по виду танца (народного танца, русского танца, классического танца, современного танца, спортивно-бального танца и т.д.)
b. по критерии оценки (артистов балета, хореографов, сюжетных номеров и миниатюр)
2. Сложные - хореографические конкурсы, где представлены все номинации, и оцениваются совокупность множества критерий.
Критерии оценочных листов, номинации определяются организаторами данных мероприятий.
Трудно определить с точностью время начало хореографических фестивалей и конкурсов в России. По некоторым данным 1 -я
«Хореографическая олимпиада» прошла в 1922 году. Подобные смотры, как правило, вызывали много резких, отрицательных оценок творчества танцевальный студий, популярных в 20-х годах и занимавшихся «свободным» танцем или танцем босоножек. Эти критические отзывы были не всегда справедливы и часто противоречили друг другу. (см. «Театральная Москва» №35, 1922 г. с. 21).
Следующий перечень фестивалей и конкурсов, проходящих в молодой советской республике, мы находим книге Т.В. Пуртовой «Танец на любительской сцене (XX век: достижения и проблемы)»: «9 октября 1923 года в Большом театре состоялся первый публичный показ многонационального искусства народов СССР, «Вечер культуры» народов, заселяющих Советский Союз. 13 июля 1927 г. - в Ленинграде состоялся I музыкальная олимпиада. 1928 г. - танцевальная Спартакиада. В 1929 году был проведен самостоятельный хореографический праздник - пионерская танцевальная спартакиада. 1930 г. - I Всесоюзная олимпиада театров и искусств народов СССР»(3, с.36-46).
И как отмечает Т.В. Пуртова «одной из причин бурного развития народного танца на любительской сцене станет система смотров, слетов, фестивалей и олимпиад, проводившихся по партийной установке» (3,с.41).
Именно на этих массовых мероприятиях и происходила встреча профессиональных танцоров, хореографов и балетмейстеров с любительскими танцовщиками, самородками, талантами, не получившими специального образования.
Фестивальное и конкурсное движение позволяло решать несколько задач одновременно - во-первых, развитие творческого потенциала широких разных слоёв населения, приобщение к миру танцевального искусства, актуализации заложенных творческих сил в рабочем классе, до этого лишенного такой возможности. Во-вторых, позволило обратить внимание профессиональных балетмейстеров на огромный пласт национальной культуры - народное танцевальное творчество.
Так как народный танец до Октябрьской революции оставался танцем бедных слоёв населения, и не выходил на профессиональный уровень, Открытие нового пласта национальной танцевальной культуры для многих балетмейстеров это стало настоящим откровением. Профессиональное сообщество стало понимать насколько богата и своеобразна танцевальная культура народов населяющее СССР. С этим временем связано появление национальных тем в балетных спектаклях театров операх и балетах, рождение профессиональных ансамблей народного танца, попытками создания нового бытового танца, появлением нового танцевального жанра - армейская пляска. И именно государственная поддержка фестивального движения навсегда определило развитие танцевального искусства в России.
Как отмечают многие исследователи, фестивальное движение способствовало благотворному влиянию профессионального хореографического искусства на любительское творчество, любительские коллективы и наоборот. Многие великие балетмейстеры черпали своё вдохновение и ставили свои работы в хореографических студиях и коллективах любительского творчества, Среди них - К. Я. Голейзовский, И. Чернецкая, Н. Глан, В. Майя, Л. Алексеева - профессиональные балетмейстеры и одновременно и руководители любительских хореографических студий.
Анализируя архивные источники, в которых приводятся рекомендации и замечания членов жюри первых конкурсов и фестивалей можно сделать вывод, что, по прошествии более 80-ти лет, проблематика и основные рекомендации существенно не изменились. Безусловно, исполнительская техника и композиция постановок значительно усложнились, появилось жанровое разнообразие.
«Танцы насыщались трюками, эффектными позами, обрастали чуждыми «псевдонародными» наслоениями» (3,с.15). «Негативно отражался на русском танце и стиль «танцевального лубка», ставший своеобразной пародией на русское крестьянство» (5, с.151).
Но техническое усложнение танцевальных произведений часто приводит, к гипертрофии техницизма в танце. Увлечение техникой, трюкачеством приводит к отсутствию или размытости манеры исполнения, потере традиций танцевальной народной культуры.
В современном нам любительском танцевальном искусстве, мы также видим упрощение роли и значения хореографического искусства в его просветительской функции. Не все руководители и педагоги, балетмейстеры и хореографы, задумываются над смыслом и внутренним содержанием танцевальных номеров.
Из вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы: в настоящее время в России существует широкая сеть различных видовых и жанровых конкурсов и фестивалей, имеющие разные уровни по статусу, охвату региона и составу жюри. При анализе положений конкурсов -обязательном документе, где регламентируются основные характеристики конкурса (этапы, критерии оценки, сроки, место действия, состав жюри и т.д.), мы можем констатировать отсутствие какой - либо упорядоченной системы в определении номинаций конкурсов, всё зависит от компетенции организаторов и их целевых установок. Также можно сказать и о критериях оценки. Из всех проблем фестивального и конкурсного движения в России самой острой является проблема отсутствие диалога между руководителями хореографических коллективов и членами жюри. Именно «открытый стол», профессиональный диалог на тему развития хореографического искусства делает фестивально-конкурсное движение ценным с точки зрения развития хореографического искусства, профессионализма руководителей танцевальных коллективов, хореографов-постановщиков. И ахиллесовой пятой рассматриваемого в настоящей статье вопроса является коммерциализация, постановка мероприятия на поток, отсутствие яркой идеи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - ООО «А ТЕМП» - 2006.
2. Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условии развитого социализма. - Киев.: Высшая школ, 1978.
3. Пуртова Т.В. Танец на любительской сцене (XX век: достижения и проблемы). / М.:ГРДНТ, 2006.
4. Тихонович В. Искусство самодеятельное и профессиональное. -Советское искусство. - 1925, №1.
5. Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде. - М.: Искусство, 1985.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Кузнецов Евгений Александрович - старший преподаватель кафедры народного танца МГИК, начальник учебного отдела хореографического факультета МГИК.