Научная статья на тему 'Роль фестивального движения Союза композиторов в развитии музыкальной культуры регионов (на примере астраханского фестиваля современной музыки)'

Роль фестивального движения Союза композиторов в развитии музыкальной культуры регионов (на примере астраханского фестиваля современной музыки) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕСТИВАЛЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНОВ / ФЕСТИВАЛЬ / СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ / АСТРАХАНСКИЙ СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ / АСТРАХАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соболева Елена Анатольевна

Предметом исследования данной статьи является астраханская региональная музыкальная культура, объектом – музыкальная культура как система. В статье автором подробно рассматривается значение фестиваля как особой формы деятельности региональных музыкальных организаций, являющихся частью когда-то мощной системы Союза композиторов РСФСР. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению, в качестве примера, деятельности Астраханского Союза композиторов в проведении фестиваля современной музыки, который, по мнению автора, повысил потенциал региональной музыкальной культуры. При работе над материалом статьи автор использовал следующие методы системный метод при исследовании феномена музыкальной культуры как системы, историко-генетический, идеографический, проблемно-хронологический методы при работе с историческим материалом, и кластер-анализ при обработке данных и составления таблиц. Основной вывод проведенного исследования заключается в признании высокой роли Союза композиторов РСФСР в развитии региональных культур, получивших мощный импульс для создания целостной музыкальной системы. Особую роль в этом ключе сыграла такая форма взаимодействия внутри музыкальной культуры как фестиваль. Особым вкладом автора в исследование является детальное изучение истории астраханского фестиваля современной музыки, которая наглядно демонстрирует, что музыкальная культура регионов после 90-х годов, несмотря на слабость центральной организации, продолжает развиваться. Новизна исследования заключается в том, что вопрос о вкладе фестивального движения как особого рода деятельности региональных организаций поднимается впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль фестивального движения Союза композиторов в развитии музыкальной культуры регионов (на примере астраханского фестиваля современной музыки)»

Роль фестивального движения Союза композиторов в развитии музыкальной культуры регионов (на примере астраханского фестиваля современной музыки)

Соболева Елена Анатольевна

кандидат философских наук доцент, Астраханская государственная консерватория 4140000, Россия, г. Астрахань, ул. Советская, 23

И elenso10@mail.ru

Статья из рубрики "История музыки"

Аннотация.

Предметом исследования данной статьи является астраханская региональная музыкальная культура, объектом - музыкальная культура как система. В статье автором подробно рассматривается значение фестиваля как особой формы деятельности региональных музыкальных организаций, являющихся частью когда-то мощной системы -Союза композиторов РСФСР. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению, в качестве примера, деятельности Астраханского Союза композиторов в проведении фестиваля современной музыки, который, по мнению автора, повысил потенциал региональной музыкальной культуры. При работе над материалом статьи автор использовал следующие методы - системный метод при исследовании феномена музыкальной культуры как системы, историко-генетический, идеографический, проблемно-хронологический методы при работе с историческим материалом, и кластер-анализ при обработке данных и составления таблиц. Основной вывод проведенного исследования заключается в признании высокой роли Союза композиторов РСФСР в развитии региональных культур, получивших мощный импульс для создания целостной музыкальной системы. Особую роль в этом ключе сыграла такая форма взаимодействия внутри музыкальной культуры как фестиваль. Особым вкладом автора в исследование является детальное изучение истории астраханского фестиваля современной музыки, которая наглядно демонстрирует, что музыкальная культура регионов после 90-х годов, несмотря на слабость центральной организации, продолжает развиваться. Новизна исследования заключается в том, что вопрос о вкладе фестивального движения как особого рода деятельности региональных организаций поднимается впервые.

Ключевые слова: организация фестиваля, музыкальная культура, музыкальная система, региональные музыкальные союзы, современная музыка, музыкальная культура регионов, фестиваль, союз композиторов, астраханский союз композиторов, астраханский фестиваль

DOI:

10.7256/2453-613Х.2019.1.29132

Дата направления в редакцию:

08-03-2019

Дата рецензирования:

04-03-2019

Музыкальная культура в целом представляет сложную систему взаимодействия элементов, где совокупны все составляющие музыкальной деятельности — от написания музыки до музыкальной индустрии. Целостность системы, которую мы предлагаем рассматривать как «триадный категориальный блок», включает элементы:

— Создание/Воссоздание (композиторское творчество, композиторское содружество, воссоздание фольклора, переработка музыкальных идей, новые музыкальные идеи, новый музыкальный язык);

— Сохранение (институциализация музыкального образования и воспитания, музыкальная рефлексия, музыкальная семиотика);

— Трансляция (система трансляции музыки, инструментальная база, менеджмент, индустрия).

Взаимодействие и наполненность элементов обусловлено уровнем музыкальной культуры, зависимым от социальных условий. Чем выше возможности социума в реализации культурных потребностей, тем целостней музыкальная система.

В России, перешедшей с XVIII века на европейский стандарт, целостная музыкальная система сложилась в XIX веке, однако разница между центрами (Петербургом и Москвой) и регионами оставалась значительной и была преодолена лишь в XX веке. Огромную лепту в этот процесс внесла музыкальная общественная организация Союз композиторов РСФСР (СК РСФСР), которая собственно поставила перед собой задачу развития региональных музыкальных культур.

В приведенной ниже таблице видно, как возрастает количество выездных пленумов и крупных фестивалей до 90-х годов (VI съезд прошел в 1990, VII — в 1995), проведенных

СК РСФСР в межсъездовый период [1,14'234]:

Таблица 1

Форма работы I съезд II съезд III съезд IV съезд V съезд VI съезд VII съезд

Пленумы СК РСФСР 2 2 5 10 12 1 2

Фестивали 4 9 15 14 15 38 28

Также приведем таблицу, указывающую на динамику разрастания музыкальной организации в период работы съездов. Примечательно, что 90-е годы не замедлили роста количества музыкальных региональных организаций (появилось 5 новых региональных союзов и 239 членов Союза):

Таблица 2

Съезды Делегаты (в Композиторы и Количество

скобках музыковеды региональных

прис утс тв о в а в шие ) организаций

I 135 (126) 673 16

II 272 (246) 793 19

III 291 (264) 872 20

IV 319 (300) 962 23

V 372 (345) 1115 27

VI 417 (351) 1252 31

VII 129 (115) 1324 36

Данная статистика указывает, что в регионах, несмотря на сложные политические процессы в стране, прекращение финансирования СК РСФСР (в таблице видно, как сократилось количеств делегатов VII съезда) продолжали открываться новые организации. Можно ли это назвать культурной инерцией или регионы действительно получили мощный импульс для музыкального развития? Ведь, начиная с 2000-х годов, центральный Союз композиторов (с 1991 года — СК РФ) лишается госзаказов, теряет имущество, обрастает долгами. А это в свою очередь сказывается на материальной поддержке региональных музыкальных СК.

Нужно отметить, что Союз композиторов РСФСР определил несколько форм работы, стимулирующих деятельность региональных композиторов: открытие молодежных клубов любителей музыки, организация Российской музыкальной Академии «Новое передвижничество, Дома творчества композиторов, фестивали и Дни музыки в центре и регионах. Фестивальное движение СК РСФСР запустил в самом начале своей работы. Уже между I и II съездами прошло четыре крупных фестиваля — в Ростове-на-Дону, Грозном, Ленинграде и Москве. К 90-м годам как постоянно действующие выделяются: фестиваль музыки Поволжья и Приуралья в Уфе, «Панорама Сибири» в Красноярске, фестиваль современной музыки в Тюмени, фестиваль «Творчество молодых и развитие тувинской музыки», фестиваль музыки композиторов республик Поволжья и Приуралья в Ижевске, «Северо-Кавказская музыкальная весна» в Пятигорске, «Эоловы струны» в Краснодаре, Северо-Кавказская музыкальная весна» в республике Адыгея, «Панорама Сибирской музыки» в Новосибирске, «Донская музыкальная весна» в Ростове-на-Дону, «Ставропольская музыкальная осень», «Музыкальное лето в Осетии в Орджоникидзе, Ежегодный Донской фестиваль в Ростове-на-Дону, Таганроге, Азове,наконец фестиваль современной музыки в Астрахани. Фестивали того периода были не только условием широкого охвата слушательской аудитории и консолидации совместных усилий, но также своеобразной музыкальной лабораторией по обмену идеями и опытом, возможностью для региональных композиторов исполнять свои произведения.

В качестве примера рассмотрим региональную организацию, которая официально была зарегистрирована в 1991 г. — Астраханский союз композиторов. До периода самостоятельности композиторы Астрахани были членами Волгоградской организации, под эгидой которой в Астрахани проходили пленумы, авторские концерты. Однако главной формой самовыражения и обмена творческими идеями, ровно как и творческой лабораторией стал Астраханский фестиваль современной музыки.

История астраханского фестиваля начинается с 1989 года. Первый фестиваль был пробой сил и прошел под названием «Астраханские вечера советской камерной музыки». Программа двух фестивальных дней была поделена между московскими и астраханскими композиторами. Программа вечеров включала инструментальную, вокальную и ансамблевую музыку. Проведенный фестиваль был действительно камерным и по представленным жанрам, и по составу участников, но его проведение показало, что в

Астрахани есть исполнители современной музыки, а значит и перспектива к проведению следующих фестивалей. Преподаватели консерватории начали активно включать в свои

концерты произведения астраханских композиторов [2, 3].

Уже через год, на II фестивале, прошедшем с 22 по 27 апреля 1990 г. Астрахань

продемонстрировала, что готова влиться в фестивальное движение страны [3, 3]. . Итоговый охват фестиваля представляет следующее:

— фестиваль получил статус «всесоюзного», время работы расширилось до 6 дней;

— в работе фестиваля приняли участие 15 композиторов из разных регионов России — Москвы, Ленинграда, Волгограда, Фрунзе Казани Душанбе;

— выступило около 39 сольных исполнителей (с солистами) и один камерный музыкальных коллектив; исполнительский состав солистов включал преподавателей и студентов консерватории;

— было исполнено 44 музыкальных произведения, три — в первом исполнении;

— музыка, прозвучавшая на фестивале, в основном инструментальная и вокальная, не выходила за рамки заявленных «камерных вечеров», на концертах звучали произведения для сольных инструментов и камерных ансамблей;

— концепция концертов осталась прежней — концерты фестиваля состояли из 14-ти авторских вечеров; добавился круглый стол для творческого общения и подведения итогов.

— для проведения фестивальных концертов использовалась одна концертная площадка.

На IV фестиваль в 1992 году приехали голландские композиторы. Их приезд по приглашению астраханского Союза был скорее экспериментом, чем твердым намерением вывести фестиваль на международный уровень, однако, начиная с V фестиваля его статут закрепляется как международный. Приведем программный и репертуарный список «VI Международного фестиваля современной музыки», прошедшего в Астрахани в 1995 году. Помимо концертов, в восемь фестивальных дней состоялись:

— Концерт симфонической музыки (в рамках открытия фестиваля) из прозведений А. Петрова (Симфоническая поэма памяти жертв ленинградской блокады), А. Шнитке (Концерт для фортепиано с оркестром), Р. Щедрина (Кармен-сюита)

— Авторский концерт московского композитора Ю. Шишакова (к 70-летию со дня рождения)

— Концертное выступление В. Шаинского и героев телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» с привлечением детских музыкальных коллективов г. Астрахани

— Дебют молодых композиторов Астрахани, студентов астраханской консерватории

— Вечер джаза — впервые в Астрахани была исполнена «Распсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, выступили джазовые коллективы Астрахани и Волгограда.

— Концерт органной музыки из сочинений современных композиторов

— Выступление фольклорно-этнографического ансамбля «Астраханская песня»

— Выступление камерного хора «Лик», в программе которого прозвучали произведения

Г. Свиридова, А. Блинова, Ф. Пуленка, И. Стравинского.

— Вечер вокальной музыки композиторов ХХ века (в рамках заключительного концерта)

Еще более расширилась международная география фестиваля. Его участниками стали города и страны: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Ставрополь, Калининград, Ижевск, Португалия, Чехия, Франция, Голландия, США.

Программа фестиваля была настолько насыщенной, что уже не могла уместиться на одной концертной площадке, поэтому второй концертной сценой, помимо Большого зала Астраханской консерватории, стала сцена гастрольного театра филармонии. Почти две трети музыки, представленной в программе, были исполнены впервые.

На VI фестивале выступило двенадцать музыкальных профессиональных коллективов:

— Ансамбль солистов Астраханской филармонии «NATA BENE TRIO»

— Камерный ансамбль «Барокко» (Москва)

— Оркестр русских народных инструментов Астраханской филармонии

— Струнный квинтет «Талан» (Ижевск)

— Ансамбль русских народных инструментов «Надежда» Управления культуры администрации г. Астрахани

— Фестивальный симфонический оркестр Астраханской филармонии

— Вокально-инструментальная группа «Дайджест»

— Комбо-джаз-бенд (Волгоград)

— Эстрадно-джазовый оркестр Астраханской филармонии

— Джаз-квинтет Астраханской филармонии

— Фольклорно-этнографический ансамбль «Астраханская песня»

— Камерный хор «Лик» Управления культуры администрации г. Астрахани.

Однако спад деятельности в центральном СК и прекращение финансирования не мог не сказаться и на астраханском фестивале. Следующий, седьмой, прошел только через четыре года, в 1999 году и на него не приехали гости. Изменилось и название — «Дни современной музыки в Астрахани». Но, несмотря на отсутствие былого размаха, фестивальная программа включала произведения практически всех жанров. Однако уже в 2001 году на приглашение принять участие в восьмом астраханском фестивале, который получил название II Всероссийский фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», откликнулись композиторы из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Костромы, Элисты. С 2006 года фестиваль вновь стал международным и продержался в этом статусе до 2013 года. Это был последний год самостоятельности, так как в 2015 году астраханский фестиваль стал частью Международного фестиваля современного искусства «Каспий», получив название XII биеналле «Дни современной музыки в Астрахани». С 2017 году фестиваль, так и оставшись частью «Каспия», проходит в рамках авторских вечеров астраханских композиторов. Однако именно включенность в состав престижного для учредителей фестиваля «Каспий», на «Дни современной музыки» приехали композиторы из городов России и стран: Москвы, Санкт-Петербурга,

Казани, Саратова, Махачкалы, Элисты, Турции, Австрии, Израиля, Казахстана. Приведем таблицу, отражающую динамику развития астраханского фестиваля

Таблица 3

Название фестиваля Год проведения Статус Количество дней

Астраханские вечера советской камерной музыки 1989 Российский 2

Астраханские вечера советской камерной музыки 1990 Всесоюзный 6

Астраханские вечера советской камерной музыки 1991 Всесоюзный 4

Астраханские вечера современной камерной музыки 1992 Международный 4

Астраханские вечера современной камерной музыки 1993 Международный 4

VI Международный фестиваль современной музыки 1995 Международный 8

Дни современной музыки в Астрахани 1999 Российский 7

II Всероссийский фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани» 2001 Всероссийский 4

III Всероссийский фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани» 2003 Всероссийский 4

VIII Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани» 2006 Международный 5

IX Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани» 2009 Международный 5

X Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани» 2011 Международный 7

XI Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани» 2013 Международный 6

XII биеналле «Дни современной музыки в Астрахани» (в рамках Международного фестиваля современного искусства «Каспий») 2015 Международный 5

В Таблице 3 видно, что, несмотря на стартовое время фестиваля - трудные 90-е — он уверенно набирает силу, переживает кризисный момент и вновь расцветает. С 1989 г. фестиваль проходит ежегодно, перерыв в 1994 г связан с проведением в Астрахани еще одного крупного международного фестиваля вокального искусства им. В Барсовой и М. Максаковой. Однако с 1995 наступает первый кризис фестиваля современной музыки по

причине отсутствия финансирования и его работа возобновляется только через четыре года. Далее, чередуясь с максаковским, фестиваль работает стабильно раз в два года, вернув себе с 2006 г. статус «международный». Второй кризис фестиваля начинается с 2015 года, так как до сегодняшнего времени он, как было сказано выше, проходит виде разрозненных авторских концертов и музыкальных мероприятий в рамках «Каспия».

Также характерно разрастание количества учредителей фестиваля, что говорит о его стабильности и определенной престижности:

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фестивали Организаторы

Астраханские вечера советской камерной музыки, 1989 Астраханское отделение Советского фонда культуры, Астраханская консерватория, Волгоградская организация Союза композиторов РСФСР

Астраханские вечера советской камерной музыки, 1990 Волгоградская организация СК РСФСР, Музыкальное общество Астраханской области, Астраханская государственная консерватория

Астраханские вечера советской камерной музыки,1991 Волгоградская организация СК РСФСР, Музыкальное общество Астраханской области, Астраханская государственная консерватория

Астраханские вечера современной камерной музыки,1992 Астраханская организация СК России, Астраханская государственная консерватория, Музыкальное общество Астраханской области, Астраханский фонд культуры. Спонсор: голландское посольство в РФ

Астраханские вечера современной камерной музыки,1993 Департамент культуры администрации Астраханской области, Астраханская областная филармония при содействии Астраханской государственной консерватории и отдела культуры Администрации г. Астрахани

VI Международный фестиваль современной музыки,1995 Департамент культуры Администрации Астраханской области, Астраханская организация Союза композиторов России, Астраханская государственная областная филармония при содействии Астраханской государственной консерватории, Управления культуры администрации города Астрахани, Астраханского областного отделения Российского фонда мира

Дни современной музыки в Астрахани,1999 Департамент культуры, искусства и кино администрации Астраханской области при поддержке Астраханской консерватории

II Всероссийский фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», 2001 Союз композиторов России, Департамент культуры, искусства и кино администрации Астраханской области, Музыкальный фонд, Астраханская государственная консерватория при поддержке Астраханской областной филармонии и Астраханского фонда культуры.

III Всероссийский С о ю з ко м по з и то р о в Р о с с и и , Д е п а р та м е нт

XXX V- ^ V Г1 К 1 |\ К 1 Г1 фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», 2003 V 1XV 1'1 1 1 V ^ Г 1 1 V V и 1 V Г1 П ^ |1_1| и 1 1 1 и II 1 1 ■ культуры, искусства и кино администрации Астраханской области, Музыкальный фонд, Астраханская государственная консерватория

VIII Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», 2006 Союз композиторов России, Департамент культуры, искусства и кино администрации Астраханской области, Музыкальный фонд, Астраханская государственная консерватория при поддержке Астраханской областной филармонии

IX Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», 2009 Министерство культуры Астраханской области, Союз композиторов России, Астраханская региональная общественная организация «Союз композиторов», Астраханская государственная филармония

X Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», 2011 Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Астраханской области, Союз композиторов России, Астраханская региональная общественная организация «Союз композиторов» Спонсоры: Австрийский культурный форум, П о с о льс тв о И с па нии в Р Ф

XI Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», 2013 Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Астраханской области, Союз композиторов России, Астраханская региональная общественная организация «Союз композиторов» Спонсоры: Администрация города Фрайнбург (Германия), Правительство Фландрии, Федеральное министерство культуры г. Вена (Австрия)

XII биеналле «Дни современной музыки в Астрахани» (в рамках Международного фестиваля современного искусства «Каспий»), 2015 Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры и туризма Астраханской области, Дирекция по культурно-массовым мероприятиям, Союз композиторов России, Астраханская региональная общественная организация «Союз композиторов», Астраханский государственный театр оперы и балета, Астраханская государственная филармония, Астраханская государственная консерватория, Астраханский колледж им. М.П. Мусоргского.

В представленной таблице видно, что кризисные годы фестиваля прямо пропорциональны количеству организаторов, расцвет приходится на 2011 — 2015 гг., когда к списку организаторов добавляется Министерство культуры Российской Федерации и иностранные спонсоры. Также прослеживается появление учредительного интереса со стороны других музыкальных организаций, помимо консерватории — Астраханской филармонии, музыкального колледжа, театра оперы и балета.

Итак, поведенный анализ фестивального движения в Астрахани показывает, что региональная культура действительно получила мощный импульс для укоренения главного элемента системы «триадного блока» — «Создание/Воссоздание», так как в Астрахани появилось и закрепилось содружество композиторов, которых сегодня можно назвать астраханскими.

Благодаря СК РФСФР музыкаастраханских композиторов исполнилась практически во всех городах России - от Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга и Москвы. После приезда на астраханский фестиваль зарубежных композиторов и исполнителей, музыка астраханцев зазвучала в Голландии, Бельгии и на дорнбирнском фестивале современной музыки «Музыка и слово» в Форарльберге (Австрия). В начале 2000-х годов американский композитор Ричард Кэмерон Вольф, гость астраханского фестиваля с 1995 г., раз в три месяца проводил 40-минутные передачи он-лайн для американских любителей современной музыки о работе астраханского фестиваля с трансляцией авторских вечеров Ю. Гонцова и А. Рындина. Также астраханские композиторы с 90-х годов четырежды принимали участие в международном фестивале в Одессе «Два дня и две ночи новой музыки» (до момента его сворачивания). В музыкальном клубе С. Беринского в Москве (В Московском Доме художников и в Гостиной Дома Шуваловых) практически в течение 10 лет исполнялась музыка Ю. Гонцова. На фестивалях «Панорама музыки России» (в Волгограде, Нижнем-Новогороде, Москве, Воронеже, Свердловске и др.) музыка астраханских композиторов неоднократно включалась в фестивальные программы. Начиная с 2001 г. на фестиваль современной музыки в качестве активного участника начал приезжать председатель СК РФ В.А. Казенин. А.Блинов, первый председатель астраханского СК, лауреат премии им. Д.Д. Шостаковича, стал членом детской комиссии СК России. В Музыкальном словаре Гроува размещена статья о Ю. Гонцове. Является ли вышеперечисленное результатом качественного развития астраханской музыкальной организации и какую роль в этом сыграл фестиваль современной музыки?

В апреле 1990 г., после проведения первого фестиваля «Вечера советской камерной музыки» М.А. Этингер писал в региональной газете «Волга», тогдашнем рупоре фестиваля, что астраханский слушатель оказался совершенно неподготовлен к восприятию современного искусства. Да и учебный репертуар музыкального училища и концертирующих педагогов состоял в подавляющей части из классических произведений. Автор выражал надежду, что «Астраханские вечера» должны стать важным шагом приближения астраханцев к сложному музыкальному языку современности —^ Но процесс сближения столь сложной музыки с публикой происходил не так скоро. В 1995 г. пресса писала, что не было аншлага в концертных залах фестиваля - «публика для подобного рода музыкальных событий еще только учится в музыкальных школах, учебных заведениях эстетического направления». Однако фестиваль 2001 года принес, наконец, долгожданный успех. «Зал все дни был наполнен

до отказа», отмечалось в «Волге» [5, 3]. «Значимость фестиваля в современной жизни Астрахани трудно переоценить. Как бы ни были мы увлечены осмыслением и переосмыслением российской истории, нашего музыкального прошлого, жизнь существует во времени настоящем...Благодаря фестивалям современной музыки мы поникаем в предстоящее» [6, 3].

Нужно отметить, что фестиваль разбудил интерес молодежи к созданию и исполнению музыки. На 6 фестивале в 1995 г. состоялся дебют молодых композиторов Астрахани, студентов Астраханской консерватории. С 1999 года в фестивалях стали принимать участие композиторы-песенники, а в 2001 году публика оценила выступление лауреатов

первого областного конкурса юных композиторов, который стал традиционным в Астрахани. В программах последних фестивалей неизменно стала звучать музыка юных. За время существование организации удалось вырастить смену, пополнившую ряды СК РФ.

Итак, результаты фестивальных лет демонстрируют, что астраханский фестиваль современной музыки превратился в центр притяжения творческих сил и стал своеобразной творческой лабораторией. Он повысил интерес исполнителей и публики к современной музыке, стал площадкой для реализации творческих потребностей самодеятельных и юных композиторов, возможностью для композиторов из других регионов России и зарубежных композиторов расширить географию исполнения своих сочинений. Сегодня, в период кризиса финансирования, несмотря на четырехлетний перерыв, возникшие за время работы фестиваля творческие связи живы и астраханский фестиваль готов продолжать свою работу.

Библиография

1. Союз композиторов России. 40 лет. М.: Издательский Дом «Композитор», 2000. -393 с

2. Базов В. Вечера советской музыки: для чего и для кого? // Советская музыка. 1989. № 10. С. 20-27.

3. Беринский С. Фестиваль утверждается! // Советская музыка. 1990. №1. С. 3-5

4. Этингер М. Астраханские вечера советской камерной музыки // Волга. 1990. 21 апреля. №25. С. 3

5. Топольская И. А музыка звучит...//Астраханские известия. 18 - 24 мая 1995, №20. С. 3

6. Хрущева М. Послесловие к фестивалю // Волга. 15 мая 2001. № 67. С.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.