УДК 336.6:332.12(470+571) ББК 65.26(2) Ш 42
Л.В. Шелехова,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры цифровой экономики Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (962) 766-88-22, e-mail: schelehova@ rambler.ru
А.В. Нагоев,
кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровой экономики Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (906) 438-10-10, e-mail: [email protected]
Д.А. Тлевцежева,
студент Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-39-86, e-mail: [email protected]
РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РАЗВИТИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
(Рецензирована)
Аннотация. В данной статье анализируется роль федерального бюджета в развитии Российской Федерации через определенные социально-экономические программы и выплаты, как на федеральном, так и на региональном уровне. Формирование условий для предстоящего развития - важнейшая цель социально-ориентированного государства. Формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, развитие научного и природного потенциала, борьба с коррупцией, совершенствование конкурентоспособной системы образования, обеспечение прав и свобод граждан, формирование гражданского общества, эффективная организация самого государства - необходимые предпосылки для достижения этой цели.
Ключевые слова: федеральный бюджет, инновационный сценарий социально-экономического развития, бюджетно-налоговая политика, долгосрочная перспектива.
L.V. Shelekhova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Digital Economy, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (962) 766-88-22, e-mail: [email protected]
A.V. Nagoev,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Digital Economy, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (906) 438-10-10, e-mail: [email protected]
D.A. Tlevtsezheva,
Student, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-39-86, e-mail: [email protected]
THE ROLE OF THE FEDERAL BUDGET IN THE DEVELOPMENT OF FEDERAL AND REGIONAL SOCIO-ECONOMIC PROCESSES
Abstract. This article analyzes the role of the federal budget in the development of the Russian Federation through certain socio-economic programs and payments, both at the federal and regional levels. Forming conditions for the upcoming development is the most important goal of a socially oriented state. Forming an innovative environment, supporting advanced technologies, developing scientific and natural potential, fighting corruption, improving the competitive education system, ensuring the rights and freedoms of citizens, forming a civil society, and effectively organizing the state itself are necessary prerequisites for achieving this goal.
Keywords: federal budget, innovative scenario of socio-economic development, fiscal policy, long-term perspective.
Федеральный бюджет ориентирован на решение задач долгосрочного социально-экономического развития страны, которые определяются рядом факторов:
- развитие энергетического комплекса России;
- инновационное обновление производственных и обрабатывающих производств;
- расширение и укрепление транспортной связи;
- формирование инвестиционных и предпринимательских институтов;
- повышение качества уровня человеческого капитала.
По мере реализации данных факторов существуют два отличительных сценария социально-экономического долгосрочного развития: инновационное и консервативное [1].
Инновационный сценарий предполагает расширение инвестиционной направленности экономического роста и поддержания позиций России в мировом сообществе. Данный план реализуется благодаря превращению инновационных факторов в основополагающий ресурс экономического роста и наращиванию эффективности человеческого капитала, что, тем самым, позволит модернизировать социальные параметры развития.
Консервативный сценарий характеризуется долгосрочными темпами роста за счёт наращивания объемов производства в сырьевых отраслях экономики при сохранении уже созданных производственных мощностей.
Различия сценариев определяются моделями макроэкономической сбалансированности, поведения бизнеса и государственной политики
развития. Инновационный сценарий предполагает вариант сценария форсированного роста, характеризующийся возросшей макроэкономической дисбалансированностью, ростом долгов частного сектора и повышенной нормой накопления. Согласно данному сценарию, среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 4,7 процента.
Ключевые характеристики прогноза социально-экономического развития на 2010-2030 гг. представлены в табл. 1.
Сценарий подразумевает интенсивный приток капитала. Стоит отметить, что сальдо счета текущих операций в течение прогнозного тренда будет располагаться в отрицательной области, что повысит чувствительность отечественной экономики по отношению к внешним шокам. Кроме того, план предполагает благоприятные демографические тренды - численность населения увеличится на 4,1% и составит 147,7 млн человек к 2030 гг.
Развитие отечественной экономики в рамках абсолютно разных сценариев формирует особенную конъюнктуру стабильности и сбалансированности бюджетной системы, однако качество различно. При этом «трансформации» к новому бюджетному маневру и бюджетному правилу являются ключевыми направляющими долгосрочного отечественного экономического роста (рис. 1).
Данные рис. 1 свидетельствуют о стабильном снижении уровня бюджетной системы в долгосрочной перспективе. Снижение нефтегазовых доходов не полностью будет компенсироваться расширением налоговой
Таблица 1
Социально-экономическое развитие Российской Федерации на 2010-2030 гг., % [2]
Характеристики Сценарии 2010 20112015 20122018 20162020 20212025 20262030 20112030
ВВП, % Инновационный 4,3 4,1 4,4 4,8 4,4 4,3 4,4
Консервативный 3,8 3,6 3,6 3,4 3,3 3,6
Инвестиции в основной капитал, % Инновационный 6 7,3 7,2 7 6 5,3 6,4
Консервативный 6,5 6,1 5,9 4,6 4,3 5,3
Промышленность, % Инновационный 8,2 3,9 3,8 4 4,1 3,8 4
Консервативный 3,6 3,3 3,4 3,3 3,1 3,4
Реальная заработная плата, % Инновационный 5,2 5,7 5,9 5,6 4,9 4,7 5,2
Консервативный 5,1 4,8 4,3 4,2 3,7 4,3
Оборот розничной торговли, % Инновационный 6,4 5,9 5,2 4,7 4,4 4,2 4,13
Кондерда-тивный 5,5 4,4 3,39 3,6 3,6 4,1
Экспорт,млрддолл. Инноваци-оеньш 400 581 706 805 1140 5814 -
Консервативный 580 680 752 954 1178 7
Импорт, млрд долл. Инмовацн-оннош 249 485 559 672 926 1589 4
Ко нсмрв а -тионый 484 5 6 0 239 814 103 2 ■
12011 12015 2020
| гпзо
л 1 н
s Ж -
Jf V
Ж
г*
У
Г
Ж
Рис. 1. Основные параметры бюджетной системы по инновационному сценарию, % к ВВП (рассчитано авторами по [2])
базы, таможенных пошлин и страховых взносов - вспомогательным фактором снижения не нефтегазовых доходов будет сокращение уровня пошлин в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию, изменение мировой конъюнктуры рынка нефти, снижение темпов роста российской экономики в условиях зарубежных экономических санкций, отток капитала из России.
Формула бюджетного маневра (в период до 2020 г.) составляет = +1°% ВВП на образование и здравоохранение и - 0,5% ВВП на экономику при + 0,8% на безопасность и оборону. Таким образом, издержки бюджетной системы в консервативном варианте сократятся в 0,5% и составят 36,4% ВВП в 2030 г.
В инновационном сценарии долгосрочного развития федеральный бюджет характеризуются существенным увеличением доли затрат на науку, образование, здравоохранение и развитие транспортной инфраструктуры при выполнении намеченных мероприятий по модернизации вооруженных сил и сил безопасности. Формула = +2% ВВП на науку, образование, здравоохранение, +0,5% ВВП на экономику и +1% на оборону и безопасность.
Оптимизация бюджетных издержек происходит (чаще всего) за счет сокращения субсидий, в том числе на органы государственной власти и местного самоуправления (в т.ч. за счет сокращения численности), и
сокращения затрат на ЖКХ. Таким образом, расходы бюджетной системы в инновационном сценарии с 2011 по 2020 гг. увеличатся в 3,3% и составят 37,8% ВВП, затем с 2020 по 2030 гг. произойдет снижение в 3,7% до 36,4% ВВП (рис. 2).
При данных факторах бюджетная система остается дефицитной, поскольку не удается значительно уменьшить не нефтегазовый дефицит. Однако бюджетная система становится способной софинансировать «трансформацию» экономики. Ее устойчивость обеспечивается узким уровнем дефицита (1,4-2,1% ВВП до 2025 г.) и нарастанием государственного долга до степени 20-25% ВВП, финансирующимся за счет внутренних источников. Ожидаемый бюджетный дефицит обуславливается дефицитом пенсионной системы.
В соответствии с инновационным сценарием предполагается ограничение накоплений бюджетных фондов до уровня 5-6% от ВВП к 20202025 г. Стабилизация уровня фонда благосостояния и резервного фонда позволит привлечь часть средств в инвестиции с целью осуществления долгосрочных стратегических проектов с существенным потенциалом роста капитализации. В итоге повышение будущих накоплений обуславливается потенциалом роста отечественной экономики и капитализации перспективных инвестиционных проектов.
Рис. 2. Параметры расширенного бюджета, % ВВП (рассчитаноавторамипо[2])
Таким образом, при описанных параметрах бюджетных издержек гарантируется долгосрочная стабильность бюджетной системы.
В данном случае к 2030 г. затраты бюджетов будут компенсироваться нефтегазовым трансфертом и располагаемыми доходами, что повергнет к увеличению эффективности расходов бюджета. Формирование условий для предстоящего развития - важнейшая цель социально-ориентированного государства.
Формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, развитие научного и природного потенциала, борьба с коррупцией, совершенствование конкурентоспособной системы образования, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства - необходимые
предпосылки для достижения этой цели. Основной вклад в достижение данной задачи - комплексное решение демографической проблемы.
Базис для решения социально-экономических проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, увеличение доходов граждан и расширение финансовых возможностей государства, обеспечение создания новых рабочих мест. Это требует, прежде всего, поддержания макроэкономической стабильности, которая играет решающую роль в формировании инвестиционной привлекательности страны.
Для реализации данной стратегии необходимо безусловное выполнение государством своих обязательств независимо от внешних факторов, стоимости национальной валюты и устранение макроэкономических рисков.
Примечания:
1. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года // Министерство экономического развития РФ. URL: http://www.ifap.ru/ ofdocs/rus/rus006.pdf.
2. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2030 года // Министерство экономического развития РФ. URL: http://government.ru/ media/files/41d457592e04b76338b7.pdf.
References:
1. The concept of long-term development of the Russian Federation until 2020 // Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: http:// www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
2. The concept of long-term development of the Russian Federation until 2030 // Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: http:// government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf.