Научная статья на тему 'Роль этнопсихологических факторов в романе Ж. Тумунова «Степь проснулась»'

Роль этнопсихологических факторов в романе Ж. Тумунова «Степь проснулась» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
514
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цыреиова Цындема Хандажаповна

В статье рассматривается этнопоэтический материал, использованный в романе бурятского писателя Ж. Тумунова и выступающий как художественная доминанта его сюжетного своеобразия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnopsychological aspects in Zh. Tumunov’s novel “Steppe woke up”

The ethnopoetic material investigated in the novel of the Buryat writer Zh. Tumunov is considered in article as art dominant of the plot forming and its originality.

Текст научной работы на тему «Роль этнопсихологических факторов в романе Ж. Тумунова «Степь проснулась»»

УДК 82-3 (571.54)

Ц.Х. Цыренова

Роль этнопсихологических факторов в романе Ж. Тумунова «Степь проснулась»

В статье рассматривается этнопоэтический материал, использованный в романе бурятского писателя Ж. Тумунова и выступающий как художественная доминанта его сюжетного своеобразия.

Ts.Kh. Tsyrenova

Ethnopsychological aspects in Zh. Tumunov's novel "Steppe woke up"

Ihe ethnopoetic material investigated in the novel of the Buryat writer Zh. Tumunov is considered in article as art dominant of the plot forming and its originality.

В изучении национальных литератур немаловажно учитывать функции этнопоэтических стилеобразующих компонентов, связанных с мифологическим сознанием, этнографическим контекстом, мотивами фольклорной поэтики, а также буддийской философией. Первый бурятский роман «Степь проснулась» Ж. Тумунова (1949) полно воплотил в себе своеобразие национальной литературы. Сама этнопоэтическая составляющая романа во многом определяется творческой индивидуальностью писателя, его нравственной ориентацией.

Наряду с эстетическими, эмоционально-выразительными, сюжетообразующими, информативными функциями, которые закрепились за этнопоэтикой [1, с.4], особый интерес представляет этнопсихологическая функция - она помогает всякий раз по-новому оценить идейно-художественный замысел литературного произведения, воплощая национальную ментальность.

Одной из основ ментальности каждого народа являются религиозные мотивы - именно они представляют во всей полноте особенности этнопоэтики в произведении. Историко-революционный роман Ж. Тумунова «Степь проснулась» является характерным примером присутствия в прозе Бурятии религиозных мотивов. И это несмотря на то, что автор создавал свое произведение в эпоху утвердившегося атеизма. Художественная специфика романа, на наш взгляд, определяется во многом буддийской эстетикой и философией, которые становятся его эстетическими, идейно-содержательными доминантами.

Каноны буддийских понятий, реализуясь в идейно-эстетической структуре романа Ж. Туму-нова, позволяют создавать психологию героя, определяя тем самым и сюжетный ход романного действия. Как и большинство первых младописьменных романов в национальных литературах, роман «Степь проснулась» написан на историко-революционную тему. При изображении событий гражданской войны на бурятской земле автор не ставит перед собой цели широко показать «борьбу» между «старым» и «новым» мирами (ср. с более поздними романами, к примеру, «Мать-Лебедица» Ц.Галанова, 1975). «Борьба» в романе реализована на примере жизни одного конкретного человека, и основная идейная нагрузка приходится не на «эпическую», а на этнопсихологическую характеристику героя: на описание его действий и поступков, его рассуждений в связи с ними. И здесь стилеобразующим фактором романа Ж. Тумунова, выражением его национального начала, которое проявляется, как говорил В.Г.Белинский, «во взгляде на мир», в «манере видеть вещи», становятся религиозные мотивы. Иными словами, автор осмысливает буддийскую философию как достояние внутреннего, духовного мира человека в ситуации социально-политической борьбы двух оппозиций: «красных» и «белых».

На первом плане в сюжете романа - развитие внутреннего мира героя, жизнь его души. «Писатель раскрывает одну из особенностей жизни бурят, в течение столетий живших под сильным влиянием буддийской религии, усиленно проповедовавшей смиренность и покорность судьбе в качестве главных добродетелей человека.... Дэлгэр, как и другие крестьянские дети, рано познавшие нужду и труд, в житейском плане был вполне зрелым человеком, с четко выраженным стремлением к самостоятельности, к тому, чтобы во всех случаях поступать по-своему» [2, с.33]. Автором изображен характер человека, в сознании которого, с одной стороны, глубоко заложен менталитет исконного бурята, стремящегося «не причинять никому зла», «усиленно

2008/10

проповедовать смиренность и покорность судьбе» [2, с.33]. С другой стороны, герой Тумунова - человек решительный, с уже устоявшимися убеждениями, придерживающийся своего жизненного поведенческого кредо во всех непростых ситуациях, в которых проверяется нравственная его стойкость.

В событиях, описываемых в романе Тумунова, когда общество по идеологическим воззрениям разделяется на два враждующих лагеря, участвовали и те, кто не придерживался ни той, ни другой стороны. Таким людям сложно было сделать выбор, так как их не интересовали политические проблемы, они не понимали сути вражды, не представляли себе, правду какой из сторон принять. Лучше всего было жить и действовать в гармонии с собственными принципами, которые устоялись в их жизни с молоком матери. Но политические оппозиции, будь то «красных» или «белых», тем не менее, стремились использовать таких людей для своих целей, пытаясь привлечь их в свои ряды.

Главный герой Дэлгэр как раз занимает такую нейтральную позицию. Его не интересует политическая и общественная жизнь, его волнуют только собственные проблемы: заработать на жизнь, погасить налог и обзавестись семьей. Однако в романе не раз возникает ситуация, в которой герою все-таки предстоит делать выбор между двумя крайними и сложными жизненными обстоятельствами: помочь разыскать партизана Пунсэка или, при несогласии сделать это, выполнить тяжелую работу в отряде семеновцев, доставляя снаряжение. Другой выбор - жениться на любимой девушке, нарушив вековые традиции, потому что ее родители договорились выдать за другого богатого человека, или отказаться от нее; и наконец, еще одна ситуация выбора - идти к партизанам или присоединиться к семеновцам. Во всех своих судьбоносных случаях герой поступает по-своему разумению, придерживаясь своего «жизненного кредо», полагая, что его путь предначертан только для него, и потому он живет так, как считает правильным. Разумеется, не во всех ситуациях можно сделать правильный выбор. Как известно, в буддизме слово «правильный» определяет поведение, направление, которого следует придерживаться человеку в жизни: «правильные взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильные дела, правильный образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное сосредоточие, то есть «срединный путь», который учит избегать крайностей [3, с.54]. Жизненная позиция героя романа во многом напоминает постоянный поиск этого единственно правильного решения, «срединного пути», по которому Будда-учитель (Багша) предлагал идти человеку в его духовном становлении (согласно учению, Будда, отрекшись от жизни в роскоши царского дворца, с одной стороны, и аскетичного подвижничества, с другой, осознал, что эти крайности далеки от правильного пути, истина где-то посередине; это путь самоуглубления для познания истины, путь, ведущий к покою и к просветлению духа).

В начале романа, когда сын старосты - Гомбо просит главного героя разыскать скрывающегося Пунсэка, Дэлгэр просто отвечает: «Би тэрэниие хаанаЬаа олохобиб» [4, 43] - «Где бы я смог его найти». Тем самым давая понять, что не пойдет искать человека, к которому не имеет ни малейшего отношения. Гомбо находит свой ответ на подобную реакцию Дэлгэра и начинает подозревать его в сговоре: «Пунсогтой тYрэл ухаантай бэзэш? Тэрэшни шамда мYнгэ YгэнэгYЙ ха юм. верее мэдэ даа. Тиишээ ошохоо арсаа Ьаа, Огшоо орохош, сэрэгэй юумэ шэрэхэш» [4, с.43] - «Вы с Пунсэком не за одно ли? От него же денег не получишь. Решай сам. Если отказываешься помочь разыскать Пунсэка, <...> тогда поедешь в Акшу! Будешь возить снаряжение для дружины». Оставшись наедине после ухода сына старосты, герой размышляет и его внутренний монолог раскрывает истинную причину отказа: «Гэм^й хYниие барижа Yгэнхаар, под-водо шэруужэм саашаа, <...> намайе заяандаашье мэхэлжэ шадаха^й. Заяандаашье Пунсэгые бэдэрхэ^йб. Тэрэ намда хабаатай бэшэ, Гомбо намда юуштэн бэ. верынгее мYреер ябахаб» [4, с.43] - «Чем предавать невинного человека, лучше буду таскать тяжелое снаряжение. Меня никто не сможет втянуть в темное для меня дело... Хоть убей, не буду искать Пунсэка. Он никакого отношения ко мне не имеет, также как и Гомбо. Своей дорогой пойду»). Так герой и поступает - Дэлгэр не видит серьезной вины в действиях скрывающегося партизана. Герой готов поступиться даже своим благополучием, следуя своему главному нравственному принципу -«не причинять никому зла». Для него правильнее и лучше принять определенное «наказание» -самому возить снаряжение в рабочем отряде семеновцев, чем быть причастным к наказанию невинного. Для Дэлгэра это равносильно предательству, и политические мотивы семеновцев

для него не являются оправданием гонений на его односельчанина.

Однако жизненные решения и поступки героя, если дело касается его личного счастья, могут и расходиться со сложившимися национальными представлениями бурят. Дэлгэр вместе с другом Базаром становится табунщиком богача - к этому решению идти в табунщики его под-вигнуло желание заработать и погасить долг. Но вскоре жизнь вновь ставит героя перед выбором. Он, узнав, что родители его возлюбленной Сэсэгмы сосватали дочь за сына богача, не представляя жизнь без нее, решает опередить предстоящую свадьбу - он крадет невесту за день до свадьбы, понимая, что при этом он нарушает веками существующий закон сватовства. Однако, если в других бурятских романах такой поворот сюжета становится причиной гонений, скитаний героев (например, «На утренней заре» Х.Намсараева, 1950), трагически определяет дальнейший кармический ход событий в судьбе персонажей («Похищенное счастье» Д-Р. Ба-тожабая) и др., то присутствие данного обычая в романе Ж. Тумунова - это способ реалистического раскрытия человеческого характера, отражающий готовность к решительным поступкам героя, действующего согласно собственным жизненным убеждениям. Это своеобразное проявление «личной революции» в сознании героев, которую автор не осуждает. Согласно буддийским представлениям, нарушение национальных традиций не одобряется, но историко-революционная тематика романа, по мнению автора, требовала для своей реализации именно такого поступка героя: обозначить глобальность и неотвратимость исторических перемен в обществе.

«Жизнь - есть страдание», отсутствие самоуспокоения, самодовольства, так гласит одна из основных буддийских истин. Именно в тот момент, когда у героя было для счастья все: любимая жена, работа табунщиком хоть и за гроши, судьба снова представляет ему жизненную альтернативу. Он вынужденно оказывается в сложной ситуации выбора между двумя враждующими сторонами - семеновцев и партизан-красноармейцев. По заданию атамана Семенова вожак бурятского белогвардейского отряда Дугар Табхаев призывает всех молодых людей в отряд. Друг-партизан Дэлгэра - Нима, опередив Табхаева, сообщает ему о предстоящем призыве в отряд семеновцев и предлагает идти к партизанам. По мнению Нимы, выбор должен быть один: «МYнee таанарай урда хоёрой нэгэн, - гэжэ Нима хургаа дарана. - Нэгэн гээ Ьаа, тархи-нуудаа Табхайн Дугарта ургэл болгон ургэхэ, Yгы Ьаа, Табхаевай сэрэгтэ орохоо арсаха. - Энэ хоёрой нэгэн гээшэл даа, бэшэ харгы Yгы» [4, с.151] - «Перед вами одно из двух, - либо отдать свои головы отряду Табхаева Дугара, либо отказаться вступить в его отряд. - Только эти два пути, больше дороги нету», - говорит Нима друзьям - Дэлгэру и Базару». Базар уже склонен вступить в ряды партизан, следуя совету Нимы. Дэлгэр, будучи в силу своей бурятской мен-тальности человеком толерантным и законопослушным, сначала спокойно констатирует: «Хуу-ляар татажа абаашахадань, Дугарай гарта ороногYЙб гэжэ яахабибди. Дуратай дура^йшье Ьаа, хадамда хYсeeр Yгтэhэн басаган шэнги, яба гэЬэн Yдэртэнь ябахаЬаа бэшэ арга^й зон гээшэл-ди» - «... если призывают по закону, как не пойти? Хочешь - не хочешь, словно девушка на выданье, придется идти туда, куда велят. Другого выхода у нас нет». Однако, подумав, идти к партизанам он не решается, так как они его не обязывают примкнуть к их рядам, - к семенов-цам он тоже отказывается идти, так как суть вражды двух оппозиций герой не знает. В данный момент для него важнее быть со своей любимой девушкой. Следуя своему «жизненному кредо», Дэлгэр приходит к выводу, что его путь ни с партизанами, ни с семеновцами, а в соответствии со своими убеждениями: «хоёр харгы бии гээ hэнта, би тэрэ хоёрой хоорондуурнь яба-хаб» [4, с.151] - «Вы говорили о двух путях, так я пройду между ними». Это внутреннее решение героя - выбор с позиции буддийского мировосприятия: не понимая, что его ожидает, если он примет чью-либо сторону, он решает, что в данный момент правильнее не совершать никаких действий вообще.

Как гласит учение, Будда уже в молодости понял, что такие понятия, как добро и зло, любовь и ненависть, совесть и подлость, теряют свое конкретное воплощение и становятся относительными [3; 5]. Герой романа Тумунова, с молоком матери впитавший буддийское восприятие мира, интуитивно, где-то на уровне подсознания чувствует, что ни требования правящей партии, ни взгляды ее оппозиции - партизан, ни те, ни другие политические установки враждующих сторон не носят абсолютного характера. То, что сейчас может быть «добрым» и правильным, спустя определенное время может оказаться аморальным и жестоким. Герой романа при осмыслении событий той поры, естественно, не был настолько политически образованным человеком и вряд ли мог критически оценивать сложившуюся политическую ситуацию, он ско-

2008/10

рее интуитивно следует собственным убеждениям, подсознательно определяя для себя моральные ограничения, основанные на вековых религиозных верованиях своего народа. Изначальная мудрость героя, основанная на буддийских представлениях, позволяет ему не быть односторонним во взглядах, видя мир только в двух навязываемых ему кем-то крайних принципах «или с нами, или с ними», а найти свой собственный подход к решению проблемы, соответстующий его моральным буддийским представлениям. Потому герой предпочитает везти свою, пусть не совсем легкую «телегу жизни», но не жить чужими навязываемыми взглядами, в которых он не разбирается на данный момент.

Тем не менее, несмотря на внутренний протест, Дэлгэру приходится подчиниться велению исторических и жизненных обстоятельств: он, хотя и вынужденно, но оказывается в отряде се-меновцев. Автор романа стремится показать, что внешняя политическая обстановка страны либо ставит человека в ситуацию нелегкого выбора, с каждым разом все более бескомпромиссного и жестокого, либо не дает ему этого выбора вообще и в этом его трагедия. Дэлгэр, невольно примкнув к семеновцам, по иронии судьбы еще не знал, что в рядах партизан уже числился его друг Базар, с которым он вместе работал табунщиком. Однако, оказавшись в критической ситуации, герой не поступается своими моральными принципами: он убивает семеновца Радна-базара, который пытается застрелить его друга (Базара). Острота данной ситуации приводит героя к тяжелому неразрешимому внутреннему противоречию: с одной стороны, он спасает друга от гибели, следуя своим нравственным убеждениям, с другой - спасая жизнь одного человека, убивает другого. Однако автор пытается оправдать своего героя: возникшее в душе Дэлгэра противоречие частично снимается абсурдными обстоятельствами сложившейся исторической ситуации гражданской войны, когда людям приходится убивать друг друга только из-за политических убеждений. Герой же и здесь делает свой «правильный» выбор в пользу друга, близкого ему человека, пренебрегая при этом идеологическими установками.

Итак, действия главного героя в романе Тумунова сложно оценивать однозначно. Смиренность, покорность Дэлгэра судьбе как проявление национальной черты бурятского менталитета в отдельных ситуациях спасает героя от лишних необдуманных действий, позволяя «ускользнуть» от вихря общественных событий (в случае с партизаном Пунсэком), в других ситуациях она напротив вынуждает его как бы «плыть по течению». Однако когда жизненный выбор оказывается бескомпромиссным, связанным с личными интересами героя, Дэлгэр всегда проявляет твердость и решительность. Способность, с одной стороны, быть необыкновенно терпеливым, с другой, в нужный момент мобилизоваться, отстоять свои интересы, заложенная глубоко внутри бурятского сознания, является яркой национальной чертой, что подтверждается многовековой историей народа.

Буддийская традиция как основа национальной ментальности сознания бурята во многом определила идейно-художественное содержание романа Ж. Тумунова «Степь проснулась», его стилевое становление. Буддийская эстетика, заложенная глубоко в сознании главного героя романа, определяет его отношение к добру и злу. Описываемая в произведении гражданская война, по мнению автора, - это, прежде всего, ломка нравственных ценностей, испытание духовной сущности человека. Стремление показать формирование сознания отдельного человека в общественно-политической борьбе за власть в стране, в частности на бурятской земле, приводит писателя к мысли об абсолютности и относительности бытия и человека в нем, об изначальном несовершенстве человеческой природы. Однако глубоко и истинно верующему человеку буддийская мудрость позволяет даже в таких жестоких условиях жизненного выбора принимать относительно правильное, на его взгляд, решение и сохранить внутреннюю духовную целостность в исторически меняющемся мире. И именно такое осознание человеком себя и было реализовано талантливым романистом, во многом благодаря следованию как этнопсихологическим реалиям своего времени, так и требованиям вечных нравственных законов.

Литература

1. Далгат У.Б. Этнопоэтика в русской прозе 20-90-х гг. XX века (Экскурсы). М.: ИМЛИ РАН, 2004.

2. Осорова С.Г. Психологизм в бурятской прозе. Новосибирск: Наука, 1992.

3. Учение Будды. Элиста: «БОТХН», 1992.

4. Тумунов Ж.Т. Шэлэгдэмэл зохёолнууд. Т1: НойрИоо ИэриИэн тала: Роман. Талын бургэд: Рассказууд. Улаан-Yдэ: Буряадай номой хэблэл, 2004.

5. Рерих Е.И. Основы буддизма. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1991.

С.Д. Ванникова. О жанровой структуре «Геологической поэмы» В. Митыпова

Literature

1. Dalgat U.B. Ethnoethics in russian prose of XX century's 20 - 90-th years (surveys). M.: IMLI RAN, 2004.

2. Osorova S.G. Psychology in buryat prose. Novosibirsk: Science. Sib. publ. company, 1992.

3. Budda's doctrine. Elista: MP, "BOTHN", 1992.

4. Tumunov Zh.T. Selected works. Vol.1: Steppe woke up: novel; Steppe eagles: stories. Ulan-Ude: Buryat book publishment, 2004.

5. Rerih E.I. Buddism's principles. Ulan-Ude: Buryat book publishment, 1991.

Цыренова Цындема Хандажаповна, аспирант Бурятского госуниверситета

Адрес: 670000, г. Улан-Удэ, п. Энергетик, д. 45, кв.17

Tsyrenova Tsyndema Handazhapovna, post-graduate student of the Buryat state university

Address: 670000, Ulan-Ude, Energetic, 45-17

Tel: 8 9516201868; е-mail: Cendema79@mail.ru

УДК 82-3 (571.54)

С.Д. Ванчикова

О жанровой структуре «Геологической поэмы» В. Митыпова

В статье дается анализ романа В. Митыпова «Геологическая поэма» в аспекте жанровой его природы.

S.D. Vanchikova

On the genre structure of 'Geological Poem' by V. Mitypov

The article contains analysis of 'Geological Poem' novel by V. Mitypov in the aspect of its genre nature.

Слово «поэма» в названии известного романа В. Митыпова обязывает исследователя придерживаться в его анализе наиболее плодотворного аспекта - жанрового. Роман не только воспевает нелегкий труд геологов, но, прежде всего, раскрывает «поэзию» научной мысли, драматизм исканий человека, его борений в интеллектуальной сфере. «Интеллектуальная» линия романа, прослеживающего историю научной мысли, позволяет рассматривать «Геологическую поэму» В. Митыпова в русле той тенденции русской литературы 1970-1980-х гг., в которой наука становилась особым предметом романного исследования (достаточно вспомнить романы Д. Гранина или отдельные произведения Ю. Трифонова, А. Битова). По мнению исследователей, «жанровый принцип анализа обнаружит продуктивность только в том случае..., когда характеристика жанровой специфики выявляет свойства художественного мышления, закономерности литературного процесса» [1, с.18].

Создание «Геологической поэмы» В. Митыпова вызвано обстоятельствами личной биографии автора, первой профессиональной стезей которого является геология. История развития геологической мысли в романе вкраплена в изображение жизни двух поколений одной семьи, которую можно назвать династией геологов. Роман многослоен, структура повествования совмещает точку зрения молодого геолога Валентина, от лица которого рассказаны три части романа (1-я глава «Тринадцатый пассажир», 3-я глава «Земля динозавров», 5-я глава «Пятый постулат»), и точку зрения его отца Данилы Даниловича (2-я глава «Протромбиновое время», 4-я глава «Ультима Туле»).

В 4-ю главу включено повествование с самостоятельной сюжетной линией о пути исследователя Вегенера, оформленное как результат изысканий Данилы Даниловича Мирсанова. На первый взгляд, эта история может показаться вставной новеллой, но, по сути, сама история неудачной экспедиции, положенная в основу и ставшая своеобразной кульминацией романа «научной мысли», освещает новым светом интеллектуальные поиски героев.

Анализ заглавий в этом романе важен для уяснения направленности авторской мысли, уточнения жанровой структуры. Как известно, «в заглавии текста, понимаемом как имя собственное манифестируемого текстом произведения, встречаются три важнейшие интенции: референтная - соотнесенность текста с художественным миром: с внешним хронотопом бытия героя или самим героем (внутренним хронотопом); креативная - соотнесенность текста с творческой волей автора как организатора некоторого коммуникативного события; рецептивная - соотнесен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.