Научная статья на тему 'Эволюция сюжетных структур романов Бурятии'

Эволюция сюжетных структур романов Бурятии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
363
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН / ЭВОЛЮЦИЯ / БУРЯТСКИЕ ПИСАТЕЛИ / NOVEL / EVOLUTION / BURYAT WRITERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Доржиева Эржэна Сергеевна

В статье рассматриваются сюжеты бурятских романов 1960-1980-х гг. в их эволюционном становлении и художественном своеобразии этого движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of Buryat novels plotlines

The article considers plotlines of Buryat novels of 1960-1980 in their evolution and artistic peculiarity of this tendency

Текст научной работы на тему «Эволюция сюжетных структур романов Бурятии»

УДК 894.3 (БУР)

Доржиева Эржэна Сергеевна

Dorzhiyeva Erzhena

ЭВОЛЮЦИЯ СЮЖЕТНЫХ СТРУКТУР РОМАНОВ БУРЯТИИ

EVOLUTION OF BURYAT NOVELS PLOTLINES

В статье рассматриваются сюжеты бурят- The article considers plotlines of Buryat novels of

ских романов 1960-1980-х гг. в их эволюционном 1960-1980 in their evolution and artistic peculiarity of становлении и художественном своеобразии это- this tendency го движения

Ключевые слова: роман, эволюция, бурятские писа- Key words: novel, evolution, Buryat writers тели

Роман, как показатель определенной зрелости литературы, представляет собой объект постоянного исследовательского внимания. Причинами внимания является и сама широта картины мира, и глубина проникновений в ее изображении, это и особая чуткость романной формы к динамизму жизни, и потребность именно романа откликаться на происходящие в ней движения своими формальными и содержательными наполнениями. Как показывает художественная практика, роман несет в себе еще и то, что было скрыто за временем с его определенными запретами, к примеру, романные формы освоения религиеведческих начал, о которых можно говорить теперь, творческое новое освоение мифопоэтических факторов, которое приходит к каждому писателю как творческой индивидуальности.

Исследование эволюции сюжетов бурятского романа 1960-1980-х гг. дает возможность рассмотреть многие теоретические вопросы становления романа, ибо именно сюжетнокомпозиционная основа произведения, как известно, наиболее реально и ощутимо отражает динамику как тематически-событийного, так и

художественно-эстетического в развитии романа.

В 1960-1980-е гг. в бурятской литературе появилось довольно большое количество романов, что предполагает определенную степень и уровень общественного сознания и развития самой литературы. Так, в монографии «Путь к роману» (1985) В. Найдакова отмечается, что факт рождения романа в любой национальной литературе справедливо расценивается как важный момент в ее развитии, как итоговый показатель ее определенных достижений, идейной и художественной зрелости, свидетельство ее творческих возможностей. Традиции, заложенные первыми бурятскими романами и повестями Ц. Дона и Х. Намсарае-ва, послужили стартовой площадкой для развития бурятского романа. Писатели активно начали осваивать наиболее емкий жанр прозы

- роман.

Известно, что до появления первых романов Ж. Тумунова (1949) и Х. Намсараева (1950) в 1930-х гг. были написаны романы Ц. Дона и С. Туя. Однако они были утеряны в годы репрессий. По мнению Б. Баяртуева, уже в 1934 г. Ц. Дон начал собирать материал для

романа-трилогии «Туужа соо» («В сосновом бору»), посвященного актуальной теме индустриализации республики - строительству па-ровозо-вагонного завода в Бурятии. К 1937 г., к моменту ареста автора, была закончена первая книга трилогии. Рукопись находилась в стадии авторской доработки. До сих пор рукопись романа не обнаружена, хотя в свое время имелась в нескольких экземплярах.

В 1935 г. писатель и поэт Солбонэ Туя приступил к написанию романа о сложных переменах в сознании бурятской интеллигенции и о рождении интеллигенции нового типа, вышедшей из народа. К 1937 г. роман под названием «Гурбан хэрэм» (Три крепости) был завершен, но его постигла та же участь, что и первый роман трилогии Ц. Дона «В сосновом бору» [1; С. 47].

По данным литературоведа Б. Баяртуе-ва, в 30-х гг. был написан первый психологофилософский роман Б. Дандарона «Базархан» о классовой борьбе в Бурятии, о защите теократических основ государства. Рукопись тоже не сохранилась.

Бурятские писатели последовательно шли к роману, преобразуя и другие жанровые формы. Так, Ж. Тумунов доработал пьесу «Сэ-сэгма» в роман «Степь проснулась», а Х. Нам-сараев - повесть «Цыремпил» в роман «На утренней заре».

Таким образом, первые романы появились к 1950-м гг.: «Степь проснулась»(1949) Ж. Тумунова, «На утренней заре» (1950) Х. Нам-сараева, «Доржи, сын Банзара» (1952) Ч. Цы-дендамбаева. В дальнейшем развитие романа продолжалось более интенсивно: «Голубые сопки» (1965) Ж. Балданжабона, «Год огненной змеи» (1972) Ц-Ж. Жимбиева, «Большая родословная» (1978) Д. Эрдынеева, «Долина бессмертников» (1975) В. Митыпова и другие. Всего за 1960-1980-е гг. в прозе Бурятии появилось свыше двадцати романов.

Исследователи и критики отмечают, что в рассматриваемый период жанр романа достиг в бурятской литературе определенного расцвета. В эти годы приходят в литературу

новые писатели, знающие историю мировой литературы, что закономерно сказалось на творческих поисках этих писателей. Опираясь на опыт предшественников, они стали стремиться к созданию более развитых и разнообразных форм романа, обогащая и его сюжетные структуры: происходит освоение легенды в тексте романа «Поющие стрелы» (1962) А. Бальбурова, жанров трилогии «Похищенное счастье» (1960) Д.-Р. Батожабая, романа в романе «Долина бессмертников» (1975) В. Митыпова, романа-ретроспективы «Течение» (1979) Ц.-Ж. Жимбиева. Особенностью построения сюжета этих романов является новый взгляд на фольклорные, религиозные, мифопоэтические основы мышления и их художественное освоение авторами.

В бурятской прозе роман А. Бальбурова «Поющие стрелы» занимает особое место: обогатив поэтику романа мифологическим текстом, писатель расширяет смысловое поле произведения, обогащая и саму сюжетику романа. «Поющие стрелы» - одновременно название и романа, и легенды, чем подчеркнута ее концептуальная значимость в произведении. Исследователь бурятского романа С. Гармаева отмечает, «что вхождение легенды в повествовательную канву прозы потребовало от писателей определенного литературного мастерства, владения техникой конструирования сюжета. Оживить древнее содержание легенды - значило привести в движение ее текст как систему, учитывая все возможные отходы и ответвления от ее содержания. Необходимость такой расчетливой типологической встроенности легенды в композицию литературного произведения идет от изначальной заданности сознания в своем движении от архаического к архисовременному, от незнания мира к его познанию, от хаоса в нем к миропорядку, который, в конце концов, ставит писатель, если найдет свое понимание идеала, соединяя прошлое с настоящим» [2; С. 55].

А. Бальбуров вводит в сюжет романа легенду о племени хонгодоров как символ ценности в человеческой жизни опыта. Именно сю-

жет легенды о мудрости народа определил и сюжетную основу реалистического произведения, делая мысль о хранителях памяти сквозной, проходящей через весь роман. По содержанию легенды, чтобы выжить в далекой и трудной дороге к Байкалу, вождь племени приказывает убить всех стариков, посягнув тем самым на самое святое - старость, стариков как воплощение мудрости и опыта народа. Поучительный смысл легенды, ее глубокое философское содержание заставляют главных героев внутренне преображаться, меняя их убеждения, в понимании жизни простого человека. Легенда раскрывает и углубляет идею романа о ценности человеческой жизни и его памяти во времени и пространстве - далекого прошлого в легенде и современного в романе.

Без присутствия в сюжете легенды роман, на наш взгляд, не был бы столь полифо-ничным и новаторским в романистике Бурятии. Не случаен выбор Бальбуровым именно этой легенды. В ней отражены такие значимые национальные реалии бурятского мира, как Байкал, хонгодоры как одно из ведущих бурятских племен, мифопоэтическая символика поющих стрел и другие традиции бурятского народа.

В. Митыпов в «Долине бессмертников» (1975) развивает сюжетную структуру романа за счет углубления в историческое прошлое и синтезирования его с реалистическим настоящим (жизнь поэта Олега описывается параллельно с событиями конца III в. до н. э. в империи Модэ). Автор использует в сюжете одну из восточных традиций, которую А. Соктоев определяет как функцию рамочной традиции: «обрамленные повести как особая художественно-повествовательная форма возникли на основе индийских и тибетских образцов того же жанра. Распадаясь на две части (вступительную и заключительную), он как бы обрамляет серию внутренних рассказов, а потому и называется «рамой», или «рамочным рассказом» [3; С. 69]. В романе впервые в бурятской прозе рассматривается тема творческих исканий писателя. Сопоставление реалий времени позволили автору создать сюжет романа в ро-

мане, где молодой автор повествования о хун-ну Олег описывает их жизнь в конце III в. до нашей эры, историю жизни главного героя -императора Модэ, повелителя степной державы Хунну. В процессе работы над романом герой Митыпова меняется, проживая ряд внутренних духовных коллизий, совершая в конце произведения героический поступок: рискуя собственной жизнью, спасает жизнь маленькой девочки, тем самым, как бы подводя итоги своим исканиям смысла жизни, ее человеческих ценностей. А. Соктоев определяет функцию рамочной традиции: «рамочное повествование выполняет общую идейную функцию, в данном случае художественно решает задачу назидательного, морально-этического свойства, за счет этого углубляя содержание романа. Рама «Панчатантры», раскрывающая стремление авторов обучить будущих царей науке управления государством и разумному поведению, рамочный рассказ «Шукасаптати», который как бы ставит целью предостеречь замужних женщин от легкомысленного поведения» [3; С. 69]. Раскрывая мир кочевников-хуннов и их традиции в тесной связи с реальной жизнью молодого современника Олега, В. Митыпов выходит на иной уровень художественного освоения реальности, когда двухвременное повествование, две сюжетные линии, идущие параллельно, сопоставляясь во времени (XX в. и конец III в. до н.э), позволяют автору расширить художественное пространство повествования, обогатив его и содержательным смыслом.

Художественные и философские искания писателя Ц.-Ж. Жимбиева, как и В. Митыпова, привели к необходимости обратиться к такой сюжетной структуре романа, где писатель как бы уходит от необходимости последовательного изложения событий в их хронологическом порядке. Сюжетная структура романа «Течение» (1979) построена на композиции, где действия повествования разворачиваются в настоящем, последовательно чередуясь с событиями в прошлом, подобно маятнику.

«Молоко вскипает белой пеной и, когда

опрокидывается бидон, с бульканьем, словно тесно ему в алюминиевой фляге, льется на землю, смешиваясь с грязью.

Еще из одного бидона течет белый ручей. Вокруг третьего образовалась молочная лужа. Все под ногами забелело молоком. Такое и представить страшно. Да и как иначе? Люди всю жизнь проводят со скотом, и нет для них ничего дороже молока. Для бурята белая пища - лучшая еда, лучшее угощение, святая святых» [4; С. 3].

С такой трагически абсурдной картины начинается роман. «Подобных лирических врезок в романе еще семь. И в каждом - речь об одном: мычат коровы, очень уставшая доярка выдаивает их, переливает молоко из подойника в бидон, а затем опрокидывает бидон на землю, в грязь» [5; С. 137]. В перерывах между такими действиями (доения коров) героиня вспоминает свою нелегкую жизнь. На этих воспоминаниях героини строится сюжетно-композиционная основа романа, и можно говорить о сюжетной структуре «рассказа в романе» как о понятии, существующем в современной жанровой науке [1]. Каждая из сюжетных картин - определенный рассказ о событии из жизни героини, дополняющийся в дальнейшем другими рассказами-воспоминаниями прошлого, создавая тем самым сюжетно-композиционную целостность.

Страдания главной героини романа Сэ-рэнцу связаны с тем, что она вынуждена каждый день выдоенное молоко выливать в землю, потому что, по замыслу писателя, она оставлена на острове во время наводнения (своеобразный пушкинский пир во время чумы). Между тем, для бурята-скотовода молоко является самой почитаемой и священной пищей, и выливать его на землю - тяжкий грех, этот мотив противоестественности становится одним из сюжетообразующих факторов, так как сюжет романа начинается с внутреннего конфликта героини - когда душа возмущается, сопротивляясь ее же действиям.

Так, по замыслу автора, содержание выстраивает определенную философию романа

- нашу жизнь, с ее течением, с буднями, с радостями и невзгодами: преступно выливается и течет в землю священное молоко, течет вода, угрожая жизни, и в то же время течение жизни продолжается, не прерывается, мотивы стихийного (наводнения), противоестественного и в то же время такого естественного хода жизни (как корова и ее целительное и священное молоко) и становятся у этого вдумчивого писателя сюжетообразующими началами его романа: за естественным течением жизни человеку сложно понять, что каждый прожитый миг не напрасен, а должен наполняться смыслом, чтобы понять это, как кажется автору, героиня должна оказаться в экстремальной ситуации заточения на острове.

В бурятской прозе данного периода впервые форму романа-трилогии начал осваивать Д-Р. Батожабай, сюжет которой во многом создан с помощью смысла и содержания ведущих буддийских мотивов и канонов, и в первую очередь мотивом страдания. Каноны страдания, как известно, обусловлены «четырьмя благородными истинами»: «истиной страдания», «истиной возникновения страдания», «истиной прекращения страдания» и «истиной пути, ведущего к прекращению страдания». Именно эти философские каноны легли в основу сюжета романа «Похищенное счастье» - мотив страдания пронизывает всю сюжетную структуру романа: страдают главные герои Аламжи, Наван-Чингис, Жалма и др.

В буддизме совершение греха не проходит безнаказанно, поэтому человек должен каждый раз искупать свою вину. Религиозный мотив страдания и искупления греха в сюжетной линии романа развивается жизнью и действиям главного героя Аламжи. В исследовательских работах по романистике Бурятии не раз описывался эпизод, связанный с действиями этого героя, ослушавшегося своего отца. В нашем случае мы рассматриваем этот эпизод как одну из первопричин конфликта сюжета романа - именно с этого действия и развертывается сюжет страданий Аламжи и других героев трилогии, ибо в традиции бурят

слово родителей свято, и главный герой романа сжигает свой палец перед алтарем за то, что ослушался отца, не женившись по его воле:

«Аламжи поставил бутылку с маслом в горячую золу, взял чашку из-под творога и стал замешивать в ней тесто. Аламжи обтянул тряпочкой средний палец правой руки, надел на него чашечку из теста, налил в нее масла и поднес к огню. Тесто и тряпочка, смоченные маслом, вспыхнули. Тотчас же Аламжи почувствовал в пальце - нет, во всей руке, во всем теле! - нестерпимую боль. Ему хотелось закричать, отдернуть от огня руку и погасить пылающее пламя на пальце. Но тут он вспомнил лицо сиротки Жалмы, живущей в телятнике Шаралдая, и сдержал себя» (6; С. 57). Совершив столь тяжкий и большой грех, герой, как истинный буддист, возжег «живую свечу» из своего пальца перед Бодисатвой в знак искупления. (Бодисатва - божество, карающее человека, который ослушался своих родителей. Во избежание кары ослушник должен возжечь перед изображением Бодисатвы светильник от собственного пальца. Иначе он попадет в ад) [6; С. 13].

В дальнейшем все страдания Аламжи начинаются именно с того, что он нарушил этот завет предков, хотя и принес во искупление греха собственный пылающий огнем па-

1. Найдаков В.Ц. Путь к роману [Текст] / В.Ц. Найдаков. - Новосибирск, 1985.

2. Гармаева СИ. Типология художественных традиций в прозе Бурятии ХХ века [Текст] / СИ. Гармаева. - Улан-Удэ, 1997.

3. Соктоев А.Б. Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского

Коротко об авторе___________________________________

Доржиева Э.С., ассистентка кафедры филологии Центральной Азии Восточного факультета, Бурятский государственный университет (БГУ)

Егаепа [email protected]

Научные интересы: бурятская литература, фольклорные особенности бурятского народа

лец, но как видим по сюжету, искупления достичь трудно. В своих исследованиях С. Гармаева отмечает: «Встретившись в конце трилогии с сыном, ни сын, ни отец не захотели понять друг друга, пойти навстречу друг другу. Здесь разрушается автором самый главный святой общечеловеческий и кармический закон

- закон родства душ близких и родных, отца и сына. Восстав однажды против отца своего, даже не однажды, а дважды: подняв руку на отца за его нежелание, чтобы он женился на такой же, как он, батрачке, а во второй раз - в схватке на силу и ловкость - Аламжи не прощен теперь собственным сыном» [2; С. 85]. Религиозный мотив кармы, таким образом, становится основой сюжетных линий романа, строящегося на триаде отец - сын - отец. Сложные сюжетные линии: Наван-Чингиз -Аламжи-Булад и становятся предпосылкой романа-трилогии.

Таким образом, национально-художественные принципы сюжетостроения бурятской романистики данного периода развивались, активно опираясь на фольклорные, религиозные, ментальные особенности народа, заставляя писателей осваивать новые сюжетные возможности в их эволюции и художественном движении.

_________________________________Литература

периода ¡Текст]/ А.Б. Соктоев. - Улан-Удэ, 1976.

4. Жимбиев Ц.Ж. А. Течение [Текст] / Ц.Ж. А. Жимбиев. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1982.

5. История бурятской литературы Текст]. - Т. III. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997.

6. Батожабай Д-Р.О. Похищенное счастье [Текст]/Д-Р.О. Батожабай. - Улан-Удэ, 2002. Briefly about author

Dorzhieva E. , Assistant of Central Asia Philology Department of Oriental school, Buryat State University (BSU)

Scientific interests: the Buryat literature, folklore peculiarities of the Buryat people

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.