Научная статья на тему 'Роль этических кодексов в государственной службе Японии (сравнительный анализ)'

Роль этических кодексов в государственной службе Японии (сравнительный анализ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1432
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ETHIC / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА / POLITICAL ETHIC ЭТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ / NATIONAL ETHICТ / ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / CIVIL SERVICE / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE ANALYSIS / КОНСТИТУЦИЯ СЕТОКУ / CONSTITUTION SETOKU / КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ / CONSTITUTION JAPAN / ETHIC CODEX

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ирхин Ю.В.

В статье проанализирована сущность, основные черты и особенности этики, принципы и нормы национального этикета. Показано значение этических кодексов для государственной службы. Исследована роль основных этических кодексов Японии в деятельности государственных служащих. Рассмотрено значение японского опыта государственной службы для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analysis essence, basic features, peculiarities and the significance of the ethic; principles and norms of the national ethic. The author shows significance of the ethic codex for civil service. He researches place and content of the basic ethic codex in Japan, its role for civil servant. The author describes achievements of Japans experience in sphere of civil service and its significance for modern Russia.

Текст научной работы на тему «Роль этических кодексов в государственной службе Японии (сравнительный анализ)»

Основы менеджмента и рынка======================

Ю.В. Ирхин

доктор философских наук, профессор кафедры политологии и политического управления РАГС академик Академии гуманитарных наук и Академии политической науки РФ

Роль этических кодексов в государственной службе Японии

(сравнительный анализ) 1

Под этикой принято понимать нормы поведения, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии. На уровне самоопределения этика означает теорию морали, видящую свою цель в обосновании модели достойной жизни. В реальной практике на протяжении всей истории этика представляет собой обоснование той или иной конкретной моральной системы, обусловленное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду: добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д. Со времен Аристотеля этика конституировалась в качестве учения о должном, должных нормах и правилах поведения, обретая характер "практической

Л

философии" . Под "политической этикой" понимается теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойного поведения в сфере политических отношений.

Требования этики могут дифференцироваться, иметь особенности в различных культурах, обществах, социальных группах. Формализованные этические нормы находят концентрированное отражение (выражение) в кодексах. В этических профессиональных

1 Статья подготовлена по итогам научной командировки автора и его участия в работе XX Всемирного конгресса политологов в Японии (г. Фукуока). Грант РГНФ 06-03-15044з.

См.: Аристотель. Никомахова этика. М., 1997.

кодексах отражаются и формализуются моральные требования соответствующих групп, опосредуемых культурными (и религиозными) доминантами. Широкую известность получили корпоративные (профессиональные) этические кодексы. В политике распространены нормативные этические кодексы поведения парламентариев, государственных служащих, политических консультантов и т.д.

Целесообразно рассмотреть как принципы и нормы национальной этики, отражаясь и формализуясь в соответствующих этических кодексах государственной службы, влияют на формирование политико-административных компетенций государственных служащих. В этой связи несомненный научный и практический интерес представляет изучение особенностей исторического и современного опыта государственной службы и управления в Японии, для которых характерен традиционный акцент на этические подходы; создание одного из первых в мире этического кодекса государственного управления; эффективное и компетентное политико-административное управление.

В основе как традиционной, так и современной японской морали и этики (а можно сказать и всей жизни японского общества) лежит своеобразное триединство конфуцианского учения, синтоизма и буддизма. Конфуцианство - в этическом понимании - это максимы и нормы должного поведения и выполнения обязанностей, прежде всего, применительно к властным отношениям. Синтоизм - ("синто" - "путь богов" - культ умерших предков, природы) древнее японское религиозно-этическое учение, требующее чистоты и уважения как в помыслах и поступках, так и экологическо-утилитарном смысле. Буддизм - религия самосовершенствования.

Почти все японцы исповедуют синтоизм, но при этом принадлежат к одной из многочисленных буддийских общин, а в деловой жизни руководствуются принципами конфуцианства. В соответствии с

рационалистическим пониманием принципов этих учений японцы ведут практичный образ жизни. При этом они не утрачивают надежду на обретение нирваны как следствия достойной жизни, труда и поведения. Прагматичность, свойственная японцам, своеобразно отражается в их верованиях и духовных принципах. Человек входит в мир по синтоистскому обряду, работает по рациональным конфуцианским принципам (с VII в. н.э.), а погребает усопших по буддийскому обычаю.

Правила и принципы японского характера, этики формировались столетиями. Среди наиболее характерны:

- уважение старших и начальников

- исключительная (национальная черта) вежливость, помогающая регулировать конфликты и устанавливать стабильные служебные и иные отношения;

- поведение (на работе, службе и даже на экскурсиях) на основе общинных традиций ("американский рабочий работает лучше, чем японский, но пять японцев работают эффективнее, чем десять американских");

- аккуратность во всем, нисходящая к иероглифическому письму, особому эстетическому восприятию мира и др.;

- чувство долга и ответственности перед семьей, обществом, корпорацией, коллегами как главное достоинство и основная черта национального характера;

- японская этика похожа на протестантскую - в сфере бережливости, скромности, разумного накопления (в среднем японец

Л

имеет счет в банке на сумму 10 млн. иен) и т. д .

1 Еще когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая ему тем самым первые уроки почитания старших. Чувство субординации укореняется в душе японца из жизненной практики. Он видит, что мать кланяется отцу, средний брат - старшему, сестра - всем братьям независимо от возраста. Причем это не пустой жест. Это признание своего места и готовность выполнять вытекающие из этого обязанности.

- повсеместное использование намеков, подтекста, а не деклараций (принцип, который можно назвать общей чертой островных наций - японцев, англичан и др.);

- осознание японцами себя членами общей семьи, в целом небольшой страны (скоростной поезд пересекает Японию с Севера на Юг за 6 часов), окруженной иными - иностранными государствами (Япония очень долгое время была закрытым от внешнего влияния обществом;

- важная роль института монархии как фактора традиционализма и консерватизма в стабилизации и мобилизации японского общества и соответствующее отношение к нему;

- традиционная способность японцев к изменениям (наводнения, землетрясения, кратковременность природных циклов и т.д.) при сохранении базовых ценностей.

Известный российский исследователь Японии В.В. Овчинников писал: "Японский характер можно сравнить с деревцем, над которым долго трудился садовод, изгибая, подвязывая, подпирая его. Если даже избавить потом такое деревце от пут и подпорок, дать волю молодым побегам, то под их свободно разросшейся кроной все равно сохранятся очертания, которые были когда-то приданы стволу и главным ветвям" 1.

Для Японии характерна высокая социальная взаимообязательность людей этой страны в отношениях друг к другу и к обществу, их заботливость и ответственность. Известна максима: "У японца три обязательства перед государством (защищать Родину, участвовать в

2 Ф. Фукуяма верно заметил, что в Японии издавна существовало некое подобие протестантской трудовой этики, которая была сформулирована примерно в одно время с европейской. Это явление было тесно связано с традиционной дзэн-буддистской идеей совершенствования в обычном деле, профессии и т.д. Эта страсть к совершенству сыграла важную роль в модернизации японской экономики на стадиях индустриального и постиндустриального развития страны (см.: Фукуяма Ф. Доверие. М., 2007, с. 288-289).

1 Овчинников В.В. Ветка сакуры. М., 1988.

выборах, платить налоги") и одно перед семьей, компанией, обществом и страной - "безусловно выполнять свой долг".

К основам социальных отношений в Японии относится понятие "ва" -"принцип гармонии". Он ориентирует социальный организм на поддержание бесконфликтных отношений, неприятие оппозиционности, игнорирование и подавление мнения меньшинства. На практике такая установка реализуется через противопоставление общественно предписанных норм поведения и высказываемых взглядов ("татэмаэ") и личной позиции индивида ("хоннэ"). В жизни японского социального организма "хоннэ" имеет права ценности только для самооценки и самовосприятия личности, но в случае его расхождения с общественно признанным "татэмаэ" данной группы позицию индивидуума становится трудным отстаивать.

В социальных отношениях в Японии выделяется система отношений "оябун-кобун". В правилах политической игры она означает, что служащий обязан принадлежать определенной группе и начинать свою карьеру как ее младший член, подчиненный одному из ее руководителей того или иного звена. Преданное и результативное служение в этих правилах должно вознаграждаться политическим или карьерным ростом, а иные пути "кадровой политики" рассматриваются как нарушение традиционных принципов.

В японской морали существуют невидимые нити "признательности-долга" ("он"), которые как бы задают ориентиры, нормы поведения людей. Это - признательность, верность долгу перед природой, родной землей; признательность родителям ("верность долгу родителям -эквивалент воспитанности человека"); признательность учителю ("не смей наступать даже на тень учителя" - "сенсея"); признательность фирме; благодарность старшим ("сэнпай") за работу. Каждый японец должен терпеливо ждать того часа, когда его положительно оценят старшие. В силу этого нетерпение или стремление выделиться не принятыми (не одобренными) способами не одобряется. Знай свое место; веди себя, как подобает; делай

что тебе положено - вот неписаные правила, регулирующие жизнь и поведение японцев.

Другой механизм контроля за социальным и политическим поведением японцев - высокоразвитое чувство стыда ("сохранения достоинства, "лица", боязнь их потери). Каждый шаг японца, который может быть негативно оценен окружающими, особенно старшими, является потенциальным источником стыда для него и для соответствующей социальной группы, членом которой он является. Лояльность по отношению к группе сильна так же, как и обязанность постоянно поддерживать престиж.

В японском стиле управления не принято открыто обвинять человека в том, что он ошибается. Обычно ищется деликатная форма воздействия на сознание нарушителя. Он должен сам осознать, что нарушил какое-то правило. Наконец, нарушитель сам выбирает путь устранения конфликтной ситуации, сохраняя при этом свои достоинство, честь и уважение в коллективе, семье и т.д. Японцы в политическом и деловом общении обычно уклоняются от жестких отрицательных ответов. Если они хотят ответить отрицательно, но не имеют веских аргументов, то говорят, что "это трудно", ссылаются на плохое самочувствие, ранее данные обещания и т. п. Сдержанность является нормой их поведения.

Ведущий специалист по менеджменту Сеити Танабэ показал, что в соответствии с требованиями японской культуры необходимо культивировать следующее.

-- Воспитывать членов команды, чувство коллективизма. Организация - это соединение по вертикали и горизонтали. Надежность этого соединения зависит от знаний каждого члена коллектива. Но как бы ни были глубоки знания отдельного члена, если эти знания не воплощаются в коллективизме, то они являются мертвым капиталом.

-- Использовать любое место для воспитания человека (через учебу, тренировку, заседания, корпоративную культуру и ее символику --гимн, флаг, приветствия).

--Воспитывать импульс к познанию человека. Важно помочь людям найти импульс самообразования и любознательность: "Сравнивай, учись и догоняй".

-- Постоянно искать пути рациональной организации труда: "работайте качественно втроем вместо пяти и получите вдвое больше".

-- Учиться соединять гуманитарные знания с техническими.

Японцам свойственна двойственность мировоззрения: спокойная адаптация к западному образу жизни и в то же самое время защита национальных ценностей и обычаев. В результате зачастую возникает ситуация, когда внешний рисунок поведения, облик, одежда заимствованы, а мотивация жизненных решений традиционна. На работе и в политике внешне японец может вести себя "по-европейски", но внутренне находиться в системе традиционных ценностей. В противоположность неограниченному активному началу западной культуры в Японии издревле культивируется мудрость созерцания, ведущего к постижению законов внутреннего и внешнего мира человека. Для японца добродетелью является умение человека контролировать свои чувства и не показывать их внешнему миру. Улыбка по-японски - это приятное выражение лица, скрывающее истину.

Японский пример показывает, что путь к успеху - это не отказ от своей культуры, а выбор стратегии развития, включающей приемлемое соотношение культур. Выдающийся японский гуманист Акутагава Рюноскэ писал: "Издалека в нашу страну пришли идеи Конфуция, других выдающихся китайских мыслителей и даже иероглифы. И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили их себе. Наша сила не в том, чтобы разрушать. Она в том, чтобы переделывать".

Этические требования к управлению и государственной службе были кодифицированы в первой японской Конституции VII в. (!) 1. Большинство из ее 17 статей содержит этические нормы и правила поведения государственных служащих. Поэтому ее можно назвать первым японским этическим кодексом. Среди этических принципов: служение государству и обществу, дух согласия, исполнение законов, следование ритуалу, резкое осуждение коррупции, образцовое поведение и исполнение своего служебного долга чиновниками и т.д. Ниже приводятся выдержки из статей Конституции.

Ст. I. Цените согласие, ведь основа всего - дух несопротивления. Все люди входят в группировки, наносящие вред государству, а мудрых мало. Поэтому некоторые не повинуются ни отцу, ни государю, а также враждуют с людьми из соседних селений. Напротив, при согласии в верхах и дружелюбии в низах, при согласованности в обсуждениях дела пойдут естественным порядком, и какие тогда дела не осуществятся?

Ст. II. Ревностно почитайте Будду, дхарму (обязанность, долг) и сангху (общину). Мало людей очень плохих; если их наставлять хорошо, то они последуют по истинному пути. Исправить их можно с помощью этих трех сокровищ.

Ст. III. Почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдайте их. Несоблюдение указов естественно поведет к общему упадку.

Ст. IV. Сановники и чиновники! В основу своей деятельности положите ритуал. - это основа управления народом. Если высшие не соблюдают ритуала, то среди низших нет порядка. Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают преступления. Поэтому, если сановники и вассалы соблюдают ритуал, то положение рангов не нарушается. Если простой народ соблюдает ритуал, то и государство управляется естественно.

Ст. V. Чиновники. Избавьтесь от чревоугодия, откажитесь от жадности и справедливо разбирайте поступающие жалобы. В последнее время лица, разбирающие жалобы, сделали обычаем извлекать из этого личную выгоду и выслушивать заявления после получения взятки. Из-за этого бедный народ не знает пристанища. Именно в этом есть нарушение истинного пути наших вассалов.

Ст. VII. Каждый человек должен иметь свои обязанности, и дела управления должны быть разграничены. Когда умного человека назначают на должность, тотчас же слышатся похвалы. Когда же беспринципный человек занимает должность, то многочисленны беспорядки. Все дела непременно будут улажены, если на должности будут приняты способные люди. Поэтому-то в древности мудрые государи искали способных людей на посты, а не искали постов для людей.

Ст. VIII. Сановники и чиновники! Приходите раньше на службу и позднее уходите. Государственные дела не допускают нерадивости.

1 Была подготовленная наследным принцем Сетоку и принята в 604 г.

Ст. XIII. Все назначенные государем чиновники должны одинаково хорошо исполнять свои обязанности, действовать в духе согласия. Чиновники! Не задерживайте государственные дела под предлогом того, что они к вам не относятся.

Ст. XVII. Важные дела, в отличие от малых, нельзя решать одному, их обязательно нужно обсуждать со всеми. С малыми делами проще, обсуждать их не обязательно. Если рассматривать важные дела единолично, то допустимы сомнения в наличии ошибки; а при согласовании со всеми ваши суждения могут получить надежное обоснование 1.

Вступившая в действие 3 мая 1947 г. современная Конституция Японии сохранила и приумножила некоторые этические нормы ответственности государственных служащих уже перед гражданским обществом.

Ст. 14. Никакие привилегии не предоставляются при присвоении почетных званий, наград или знаков отличия, и любая такая награда действительна только при жизни лица, которое имеет ее в настоящее время или может получить в будущем.

Ст. 15. Народ обладает неотъемлемым правом избирать государственных должностных лиц и отстранять их от должности. Все государственные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части. При выборах государственных должностных лиц гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних. При проведении любых выборов тайна голосования не должна нарушаться. Избиратель не несет ответственности ни в общественном, ни в частном порядке за сделанный им выбор.

Ст. 16. Каждый имеет право обращаться с мирной петицией о возмещении ущерба, о смещении государственных должностных лиц, о введении, отмене или исправлении законов, указов или предписаний, а также по другим вопросам; никто не может быть подвергнут какой-либо дискриминации за подачу таких петиций.

Ст. 17. Каждый может в соответствии с законом требовать у государства или органов государственной власти возмещения убытков, в случае если ущерб причинен ему незаконными действиями какого-либо государственного должностного лица.

Ст. 73. Кабинет выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности: 1. Добросовестное проведение в жизнь законов; ведение государственных дел.

Ученые, занимающиеся исследованием японской государственно-политической модели, неизменно связывают внушительные успехи Японии с эффективным функционированием ее бюрократического аппарата, организацией государственной службы.

1 См.: Законодательные акты средневековой Японии /Пер.с яп. К.А. Попова. М.,

1984.

Конституция Японии закрепляет положение государственных служащих как "слуг всего общества, а не какой-либо одной его части" (ст. 15). Закон о государственных служащих устанавливает, что японский государственный служащий должен работать "только ради общественного интереса и при осуществлении служебных обязанностей отдавать им все силы и помыслы".

Японская государственная служба имеет ряд особенностей. Это элитная профессия. В чиновники в Японии идут выпускники самых престижных университетов, причем самые лучшие выпускники. Первый цикл собеседований выпускников в Тодай (самый престижный в стране Токийский университет) - это как раз отбор для работы в правительстве, в министерствах и ведомствах. Те, кого не отобрали, идут на собеседования в крупнейшие корпорации, т. е. японская бюрократия включает в себя самую элитарную часть студенчества из элитарных вузов. Большинство представителей японской бюрократической элиты закончило одни и те же учебные заведения, прежде всего, это выпускники юридического факультета Токийского университета. Общее "студенческое прошлое" в значительной мере усиливает сходство психологических установок японской элиты.

Уникальность и неповторимость японского чиновничества объясняются особенностями японской культуры, повлиявшей на специфику национального характера (трудолюбие, коллективизм, преклонение перед авторитетом, потребность в гармонизации межличностных отношений, стремление к самосовершенствованию).

Работу государственных служащих Японии обычно характеризуют такие деловые качества (распространенные и в обществе), как исполнительность, вежливость, аккуратность, трудолюбие, стремление к порядку, чистоте и гармонии, умелое использование достижений НТР. По сути - это Веберовская теория бюрократии в действии, дополненная

традиционной японской этикой и современными электронными технологиями (Интернетом обеспечены все учреждения, мобильной связью, 80% населения в домах).

Япония обладает превосходной, хорошо подготовленной и неподкупной государственной службой, играющей очень важную роль в управлении страной. Специалисты США наделяют японское чиновничество чертами, которых, по их мнению, недостает американской бюрократии: высоким профессионализмом, преемственностью, глубоким чувством ответственности.

Система государственной службы построена на принципе меритократии и ориентирована на службу обществу. В конце XIX в. должности в Японии были разделены на политические и административные. В связи с этим административные должности стали заполняться на конкурсной основе. В министерствах кроме должности заместителя министра есть должность административного вице-министра (в других странах - статс-секретари) для обеспечения деятельности аппарата. При отставке правительства административный вице-министр остается и обеспечивает преемственность.

На государственной службе действует характерная для Японии система "пожизненного найма", которая предполагает длительную (до ухода на пенсию) службу работающего по найму в одной и той же организации. При этом должность и размер вознаграждения служащего ставятся в зависимость от непрерывного стажа работы. Одной из характерных черт государственной службы в Японии, связанной с системой "пожизненного найма", выступают частые перемещения чиновников именно внутри их ведомств, при редких переводах или назначениях в иные ведомства.

Характерные черты японской государственной службы: отсутствие межведомственных перемещений чиновника внутри его ведомства; дух

элитаризма, традиционная почитаемость чиновничества; строгий контроль над системой государственной службы; акцент на повышение эффективности переподготовки кадров в связи с пожизненной системой найма и постоянными технологическими изменениями \

Права государственных служащих в политической сфере ограничены. Им не запрещается вступать в партии, но они не могут быть политическими консультантами и функционерами, а также баллотироваться на выборные публичные должности и т. д.

Поступление на государственную службу осуществляется на основе обязательного конкурсного экзамена, японский государственный служащий систематически проходит обязательные ротации, обучение и получает достойную оплату труда. Каждое японское министерство периодически в соответствии с планом обязано добиваться сокращения своего персонала. Большое внимание уделяется этичному поведению политиков и служащих.

Закон о государственных служащих определяет, что лица зачисляются на государственную службу в соответствии с личными заслугами кандидата, его профессиональной подготовкой и деловыми качествами, выявить которые призваны конкурсные экзамены. Организация экзаменов возложена на Совет по делам персонала, его специальный экзаменационный отдел и четырех главных экзаменаторов. Содержание конкурсных экзаменов идентично для большинства государственных учреждений.

К экзаменам для поступления на государственную службу допускаются только японские подданные. Для некоторых специальных видов государственной службы могут устанавливаться дополнительные ограничения (брак с иностранцем).

1 При 28 министерствах и управлениях имеются 134 специальных института повышения квалификации, общее число обслуживающего персонала в них составляет 3 тыс. человек.

Формально конкурсные экзамены организуются по принципу "открытых дверей". Время и место их проведения объявляются в СМИ. Экзамены, включающие тестирование, проходят по таким предметам, как Конституция Японии, экономическая теория и финансы, административное или частное право, иностранный язык и др. Допускается оценка специальных навыков и физической подготовки. Проводится "общий экзамен" в виде групповой дискуссии по одному из предметов с целью определить способность кандидатов быстро схватывать суть различных мнений, вырабатывать свой подход, использовать убедительные аргументы при изложении собственной позиции. Количество набранных на экзаменах баллов заносится в экзаменационный лист, сохраняющий свою силу в течение одного года. Обычно высшие баллы на конкурсных экзаменах получают выпускники наиболее престижных вузов.

На большую часть чиновничества распространяются конкурсная система назначения на должность и стандартная шкала жалований. Каждое лицо, занятое на государственной службе, формально имеет равное право на повышение в должности (ст. 37 Закона о госслужащих). В то же время Совету по делам персонала предоставлено право предъявлять к претендентам на ту или иную должность дополнительные ограничительные требования и заменять экзамены назначением по выбору с учетом показателей предшествующей служебной деятельности. К ежегодно проводимым экзаменам на повышение в ранге допускаются все желающие. Конкурс - традиционно высокий. Сдавшие экзамен заносятся в особый список, из которого соответствующее ведомство производит назначение. Назначение на должность или повышение в должности, как правило, происходит с испытательным сроком (не менее шести месяцев),

по истечении которого при положительных результатах и происходит официальное назначение 1.

Служебное положение государственных служащих определяется их должностью, которую они занимают в соответствии со своим рангом. Существует 8 рангов, подразделяющихся, в свою очередь, на разряды. Ранг чиновника зависит от стажа, образовательного уровня, различных служебных характеристик. Критерии для отнесения государственного служащего к конкретному рангу и разряду устанавливаются Советом по делам персонала. Чиновники подразделяются на работников " особой " и "обычной службы".

Основанием для отнесения должностных лиц государства к состоящим на "особой службе" является порядок, согласно которому они назначаются на должности без экзамена на чин и получают жалованье в размерах, не связанных со стандартной шкалой жалований. В круг лиц, состоящих на этой службе, входят: все министры и их секретари, советники, все государственные должностные лица, ряд чиновников Управления императорского двора; Чрезвычайные и Полномочные послы, посланники, члены направляемых за рубеж правительственных делегаций, а также члены Академии наук Японии, судьи, служащие управления обороны, секретари депутатов парламента и др.

Высшую категорию работников "обычной службы" составляют лица, получающие жалованье за административную работу. Командные посты в центральном административном аппарате занимают чиновники первых трех рангов, составляющие элиту японской бюрократии:

1 При продвижении по государственной службе учитываются как стаж работы, так и деловые качества служащего, являющиеся предметом постоянного изучения кадровыми структурами. Работа сотрудника ежегодно оценивается его непосредственным начальником, который направляет соответствующее заключение директору департамента на утверждение. Если последний не согласен с содержащейся в докладе оценкой деятельности сотрудника, то он может подготовить собственное письменное заключение. На практике подобное случается крайне редко, поскольку, как правило, перед написанием доклада его составитель консультируется с вышестоящим начальником.

начальники департаментов, отделов и секций, советники, директора агентств, постоянные заместители министров (последний термин используется по аналогии с английской административной системой). Чиновники этих классов фактически держат в своих руках рычаги административной власти во всех министерствах и ведомствах Японии. Остальные группы чиновников являются лишь исполнителями решений и указаний своих начальников.

Работа государственных служащих хорошо оплачивается. Кроме должностного оклада они получают разнообразные надбавки: за работу в городе, в выходные дни, сверхурочные, в северных районах, на содержание домашнего хозяйства, "отраслевые". Государственная служба в Японии сопряжена со значительными физическими перегрузками, частыми переработками. Не все чиновники поэтому могут полностью использовать положенный раз в году 15-дневный отпуск.

В Японии установлены твердые правовые гарантии защиты от ложных обвинений во взяточничестве, строго карается "ложный донос или жалоба" с целью возбуждения уголовного или дисциплинарного преследования. Закон "О раскрытии информации" обеспечивает гражданам право на доступ к официальной информации, имеющейся у государственных учреждений, и возможность подать апелляцию в Совет по контролю за раскрытием информации в том случае, если правительство решит не раскрывать определённую информацию.

С 2000 г. в Японии действует Закон "Об этике государственных служащих", а также утверждённые правительственным указом этические правила государственного служащего и нормы административных наказаний за их нарушение. Для решения указанных вопросов действует Комиссия по этике государственных служащих, имеющая сложную систему назначения ее руководства для обеспечения независимости и стабильности деятельности.

Для российской государственной службы представляет интерес соответствующий японский опыт по таким направлениям, как учет национальных особенностей профессиональной (служебной) этики; разработка норм качественного правового регулирования государственного управления и деятельности государственных служащих, борьба с коррупцией; развитие институтов повышения квалификации и постоянной переподготовки госслужащих; формы взаимодействия государства с бизнесом, неправительственными организациями и др.

Ирхин Ю.В. Роль этических кодексов в японской государственной службе (сравнительный анализ). В статье проанализирована сущность, основные черты и особенности этики, принципы и нормы национального этикета. Показано значение этических кодексов для государственной службы. Исследована роль основных этических кодексов Японии в деятельности государственных служащих. Рассмотрено значение японского опыта государственной службы для России.

Ключевые слова: этика, политическая этика, национальный этикет, этические кодексы, государственная служба, сравнительный анализ, Конституция Сетоку, Конституция Японии.

Irhin Y.V. Role of the ethic codex in Japan civil service. The article analysis essence, basic features, peculiarities and the significance of the ethic; principles and norms of the national ethic. The author shows significance of the ethic codex for civil service. He researches place and content of the basic ethic codex in Japan, its role for civil servant. The author describes achievements of Japans experience in sphere of civil service and its significance for modern Russia.

Key words: ethic, political ethic этика, national ethiCT, ethic codex, civil service, comparative analysis, Constitution Setoku, Constitution Japan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.