Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫХ ВОКАЛИЗОВ ДИЛОРОМ АМАНУЛЛАЕВОЙ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПЕВЦОВ УЗБЕКИСТАНА'

РОЛЬ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫХ ВОКАЛИЗОВ ДИЛОРОМ АМАНУЛЛАЕВОЙ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПЕВЦОВ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композитор / стиль / жанр / джаз / вокализ / обучение / эстрадный вокал / интерпретация. / composer / style / genre / jazz / vocalization / training / pop vocals / interpretation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матвеева Ольга Михайловна

данная статья посвящена изучению жанра эстрадно – джазовых вокализов в творчестве яркого представителя современной композиторской школы Узбекистана – Дилором Амануллаевой. На примере вокализов №№15, 21, 23 раскрываются стилевые особенности жанра, рассматривается специфика вокально – технических приемов. Основное внимание сконцентрировано на рассмотрении композиционных особенностей избранных опусов, характеристике комплекса выразительных средств, помогающих в раскрытии художественного замысла произведений в процессе исполнительской интерпретации. Обоснованно значение вокализов Д.Амануллаевой в профессиональном обучении эстрадных вокалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF POP-JAZZ VOCALIZATIONS BY DILOROM AMANULLAEVA IN THE CREATIVE DEVELOPMENT OF SINGERS OF UZBEKISTAN

this article is devoted to the study of the genre of pop-jazz vocalizations in the work of a prominent representative of the modern composing school of Uzbekistan Dilorom Amanullayeva. Using the example of vocalises Nos. 15, 21, 23, the stylistic features of the genre are revealed, and the specifics of vocal techniques are considered. The main attention is focused on considering the compositional features of the selected opuses, characterizing the complex of expressive means that help in revealing the artistic intent of the works in the process of performing interpretation. The importance of D. Amanullaeva’s vocalises in the professional training of pop vocalists is substantiated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫХ ВОКАЛИЗОВ ДИЛОРОМ АМАНУЛЛАЕВОЙ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПЕВЦОВ УЗБЕКИСТАНА»

РОЛЬ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫХ ВОКАЛИЗОВ ДИЛОРОМ АМАНУЛЛАЕВОЙ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПЕВЦОВ УЗБЕКИСТАНА

Матвеева О.М.

Матвеева Ольга Михайловна - старший преподаватель, кафедра эстрадно-вокальное исполнительство, Институт национального эстрадного искусства имени Б. Закирова при Государственной консерватории Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена изучению жанра эстрадно - джазовых вокализов в творчестве яркого представителя современной композиторской школы Узбекистана - Дилором Амануллаевой. На примере вокализов №№15, 21, 23 раскрываются стилевые особенности жанра, рассматривается специфика вокально - технических приемов. Основное внимание сконцентрировано на рассмотрении композиционных особенностей избранных опусов, характеристике комплекса выразительных средств, помогающих в раскрытии художественного замысла произведений в процессе исполнительской интерпретации. Обоснованно значение вокализов Д.Амануллаевой в профессиональном обучении эстрадных вокалистов.

Ключевые слова: композитор, стиль, жанр, джаз, вокализ, обучение, эстрадный вокал, интерпретация.

THE ROLE OF POP-JAZZ VOCALIZATIONS BY DILOROM AMANULLAEVA IN THE CREATIVE DEVELOPMENT OF SINGERS OF UZBEKISTAN

Matveeva O.M.

Matveeva Olga Mikhaylovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF POP AND VOCAL PERFORMANCE, INSTITUTE OF NATIONAL POP ART NAMED AFTER B. ZAKIROV AT THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is devoted to the study of the genre of pop-jazz vocalizations in the work of a prominent representative of the modern composing school of Uzbekistan - Dilorom Amanullayeva. Using the example of vocalises Nos. 15, 21, 23, the stylistic features of the genre are revealed, and the specifics of vocal techniques are considered. The main attention is focused on considering the compositional features of the selected opuses, characterizing the complex of expressive means that help in revealing the artistic intent of the works in the process of performing interpretation. The importance of D. Amanullaeva's vocalises in the professional training of pop vocalists is substantiated.

Keywords: composer, style, genre, jazz, vocalization, training, pop vocals, interpretation.

Педагог, лауреат республиканских конкурсов, Заслуженный работник культуры Узбекистана (1996 г.), обладатель ордена «Дустлик» (1998 г.), заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, профессор Дилором Амануллаева является ярким представителем композиторской школы Узбекистана. Воспитанница Ташкентской Государственной консерватории, Д. Амануллаева ярко проявила себя в самых разнообразных жанрах и направлениях музыкального искусства. Творчество Д. Амануллаевой многопланово. Это крупномасштабные симфонические опусы (симфонии, в том числе для хора а'капелла, солистов, флейты и дойры), концерт для фортепиано с оркестром, сюиты («Сюита для струнных, ударных и фортепиано», «Турк халк куйлари» для оркестра народных инструментов «Согдиана»), произведения камерно -инструментальной музыки (квартеты «Памяти Б.И. Зейдмана», «Памирские эскизы»), хоровые (оды, цикл «Рубаи Хайяма») и фортепианные произведения (сонаты, «Вариации на таджикскую народную тему», «Детский альбом», «Речитатив и токката», «Самаркандские картины», «У развалин Бибиханум», «Звезды Улугбека» и др.), музыка к мультфильму «Цветочная песенка».

Важное место в творчестве композитора занимает вокальная музыка. Представленная песенным творчеством, она принесла композитору известность и любовь народа. В творческом багаже Д. Амануллаевой около трехсот песен как для взрослых, так и для детей, многие из которых стали настоящими шедеврами. Лирические, драматические, патриотические, они звучат на концертах, государственных мероприятиях, а также занимают важное место в педагогической практике. Так, например, сборники песен «Алифбе кушиклари», «Топишмок Айтиши» и «Топишмок кушиклари», предназначенные для детей дошкольного и школьного возраста, стали базовыми в системе музыкального образования республики. Широко представлен в творчестве Д. Амануллаевой и гимнический жанр. Это «Шарк тароналари» на стихи У. Азима, «Тошкент мадхияси» на стихи И. Жиянова, «Театр мадхияси» на стихи У Азима, «Гимн ассоциации Кураш» на стихи И. Жиянова и другие.

Приоритетность вопросов обучения эстрадных вокалистов и подготовки высокопрофессиональных специалистов, выдвигаются на первый план в период заведования кафедрой «Эстрадного пения» Государственной консерватории Узбекистана, что подтолкнуло Д. Амануллаеву на создание сборника

«Эстрадно - джазовых вокализов». Интересен подход поистине творческого человека в работе над этим новым для узбекской эстрадной музыки жанром, основоположником которого собственно и явилась Д. Амануллаева. Автор трактует их не только как учебный материал - упражнения, способствующие постановке вокального голоса, но и высокохудожественные музыкально - эстрадные произведения, способствующие формированию вкуса, мышления эстрадных певцов. Каждый из них, посвященный конкретной выдающейся личности, написан в определенной стилевой манере, что предопределяет включение широкого спектра вокально - технических приемов, необходимых для формирования исполнительского мастерства и культуры эстрадного певца. Этим и определяется уникальность вокализов.

Так, Вокализ № 21 (2012 г.) посвящен Эллы Фитцжеральд - выдающейся джазовой вокалистке, в репертуар которой входили произведения разножанровой направленности. Д.Амануллаева продуманно подошла к воплощению вокальной стилевой манеры певицы, тонко прочувствовав и передав ее природу и особенности исполнения.

Жанровая основа данного вокализа джаз - вальс с соблюдением характерной трехдольной метрики движения. Соответственно, и образная направленность связана с преобладанием эмоциональной приподнятости, проникновенностью выражаемых чувств.

Тематическая основа вокализа представлена выразительной кантиленной темой, которая на протяжении всего развития подвергается вариантным преобразованиям, что предопределяет отсутствие в композиционной драматургии произведения ярких контрастов и сопоставлений. В процессе развертывания колорит звучания темы обогащается яркими гармоническими красками, включающими терпкие диссонирующие комплексы, а также плавными переходами из одной тональной сферы в другую.

Динамическое нагнетание, учащение ритмического пульса, достигающееся триольным движением в аккомпанементе по звукам хроматической гаммы, приводят к кульминационной зоне. Необычное сочетание типично джазовых гармонических средств (септаккордов) еще больше подчеркивают выразительность и насыщенность звучания кульминационного этапа.

Постепенный спад динамики и эмоционального накала, возвращение первоначального темпа Non troppo, con anima подводят к заключительному разделу. Отметим потрясающий эффект истаивания темы на рр в высоком регистре на усложненной тонической гармонии с внедренными тонами.

При исполнении данного вокализа, направленного на формирование культуры джазового исполнения, необходимо раскрыть богатую гамму эмоциональных оттенков, выразить лирическую направленность музыки, что предполагает владения крепким голосовым аппаратом широкого диапазона, умения петь в разных регистровых зонах, соблюдая чистоту интонирования и выявляя тонкую нюансировку звука.

Еще один не менее интересный вокализ № 23 (2012 г.) посвящен светлой памяти Уитни Хьюстон - одной из самых успешных вокалисток в истории мировой эстрадной музыки. У. Хьюстон - певица, обладавшая мощнейшим вокалом, исполняла произведения в жанрах соул, поп-, ритм-энд-блюз.

Автор вокализа в обобщённом плане очень тонко и умело передает настрой и характерную интонационную сферу вокального стиля У. Хьюстон. Композиция сочинения оригинальна, поскольку основана на контрастном сопоставлении разнохарактерных разделов: первый раздел - Moderato tranquillo (G dur), второй - Grave (B dur).

Тема первого радела отличается своим спокойным, безмятежным характером. Интонации будущей темы зарождаются в инструментальном вступлении. В самом исполнении воспроизводится манера, характерная для жанра соул, захватывающая буквально с первых тактов своей неподдельной душевной, прочувственной эмоциональностью. Тема основана на импровизационном преобразовании основного зерна, его варьированном переизложении. Оригинален гармонический язык. При доминировании тональности G dur, автор подчеркивает VI низкую ступень, предвосхищая появление тональности второго раздела. Интересна тема с точки зрения ритмического развития, что проявляется в синкопированности ритмической организации, разнообразие ритмического рисунка.

Постепенное нарастание динамики (с т.т. 11-16) приводит к кульминационной зоне на тонике B dur -третьей низкой ступени G dur и органично переходит во второй раздел вокализа. Необычное сочетание мажоро-минорных средств еще больше подчеркивает эмоциональность кульминационного этапа. Интересна находка Д. Амануллаевой - введение интонаций песни из репертуара У. Хьюстон «I will always love you», которая отмечена необычайной мощью исполнения. Постепенный спад динамики и эмоционального накала, подводит к возвращению темы первого раздела в темпе Tranquillo в основной тональности, завершая композицию умиротворенным звучанием.

С исполнительской точки зрения необходимо обратить внимание на умение эмоционально выразить настрой двух разнохарактерных разделов вокализа, выдержать накал кульминации, поскольку она находится в высокой тесситурной зоне (фа2), а также проявить драматизм и артистизм при исполнении, показательные для вокальной манеры У. Хьюстон.

Совершенно иного плана вокализ №15. Как отмечает сам автор, в сборник вошли вокализы, посвященные не только легендарным певцам мировой эстрады, но также музыкантам, оказавшим важное влияние на формирование Д. Амануллаевой как композитора, среди которых, например, В.А. Моцарт. Выдержанный в традициях стиля венской классической школы, данный вокализ приковывает внимание своей непосредственностью, грациозностью, изящностью, прозрачностью фактурной организации. Типична

трехчастная композиционная структура, организующаяся в периодичные построения с четкими каденционными окончаниями.

Мелодическая линия, выстраивающаяся в двутактовые фразы, отличается интонационной выразительностью, гибкостью и пластичностью. Основанная на обыгрывании тематического зерна, она движется к новым устоям, постепенно расширяясь в диапазоне. Плавные переходы в пределах тональностей диатонического родства вносят свежий колорит в звучание. Подвижная ритмоформула сопровождения (бас - аккорд) в хрустально-прозрачном легком стаккатном движении очерчивает рельефность мелодической линии.

Филигранной отточенностью отличается средний раздел вокализа. Основанный на секвентном продвижении мелодии, он требует продуманного выстраивания волн динамических нарастаний и спадов при подъеме к вершине. Показательной чертой стиля венского классика является органичный синтез вокального и инструментального начала, песенности и танцевальности, что проявляется в сопоставлении плавного, поступенного интонационного движения и оттеняющих колорит звучания грациозных, легких скачков с отточенной техникой на staccato, что тонко воплощено Д. Амануллаевой. Эффектности исполнения содействуют выразительные синкопы при переходе к репризе. Способствуя некоторой свободе ритмического движения, они вносят в звучание джазовый оттенок.

Изысканные хроматизмы так часто встречающиеся в мелодике Моцарта обогащают гармонической фон, несмотря на простоту и диатоничность ладовой основы. Обращает на себя внимание включение VI низкой ступени основной тональности, которая образует малосекундовое сопоставление трезвучий в заключительных тактах, привнося новый оттенок и расширяя выразительность лада, что должно быть учтено при исполнении. Очарование музыки данного вокализа обусловлены особенностями фактурной гармонизации, ясностью мелодических линий, четкостью метроритмического движения.

Значение вокализов Дилором Амануллаевой в образовательном процессе для стимулирования творческого потенциала студентов неоспоримо, поскольку именно вокализы дают исполнителям необыкновенную возможность показать красоту звучания своего инструмента - голоса и искусство кантилены в нем.

Список литературы /References

1. Д.Д. Амануллаева. Эстрадно-джазовые вокализы // Учебное пособие. - Ташкент, 2014.

2. Д.Д. Амануллаева. Обзор стилистических направлений вокально-эстрадного искусства Узбекистана (1991-2009 гг.) // Процессы реформирования системы музыкального образования // Материалы первой Международной научно-практической конференции. - Ташкент, 2009.

3. В.Ю. Григорьев. Исполнитель и эстрада. - Москва, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.