Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ПОДРОСТОК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еникеева А.М., Шагивалеева Г.Р

Ведущее отношение к изучению иностранного языка, которое проникает в самую сущность личности подростка, составляет эмоциональное отношение, так как важный момент в формировании ответственности, основой которой является волевая сфера, заключается в выборе способа предъявления требований с внешней стороны к результатам эффективности изучения английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE IN THE PROCESS OF LEARNING ENGLISH IN ADOLESCENCE

The leading attitude to the study of a foreign language, which penetrates into the very essence of the personality of a teenager, is an emotional attitude, since an important point in the formation of responsibility, the basis of which is the volitional sphere, is the choice of the method of making demands from the outside to the results of the effectiveness of learning English.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9

Еникеева А.М. студент3 курса отделение иностранных языков

ЕИ КФУ Научный руководитель: Шагивалеева Г.Р, канд. психол. наук

доцент Россия, Елабуга

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ

Аннотация: ведущее отношение к изучению иностранного языка, которое проникает в самую сущность личности подростка, составляет эмоциональное отношение, так как важный момент в формировании ответственности, основой которой является волевая сфера, заключается в выборе способа предъявления требований с внешней стороны к результатам эффективности изучения английского языка.

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, подросток, английский язык.

Enikeeva A.M. student of 3 grade Department of foreign languages

EI KFU

Scientific adviser: Shagivaleeva G.R, Candidate of Pedagogical Sciences

associate professor Russia, Yelabuga

THE ROLE OF THE EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE IN THE PROCESS OF LEARNING ENGLISH IN ADOLESCENCE

Abstract: the leading attitude to the study of a foreign language, which penetrates into the very essence of the personality of a teenager, is an emotional attitude, since an important point in the formation of responsibility, the basis of which is the volitional sphere, is the choice of the method of making demands from the outside to the results of the effectiveness of learning English.

Keywords: emotional-volitional sphere, teenager, English.

«Эмоция» играет очень важную роль в формирования основных компетенций в области английского языка в подростковом возрасте, так как эмоции являются основой управления энергией при достижении цели.

По мнению Я.Панксепп, эмоции - это психоневральные процессы, имеющие характерный "тон чувств". Данный «тон» особенно важен для определения внутренних ценностей взаимодействия, в зависимости от уровня способствования или препятствования достижению цели. Субъективные эмпирические чувства возникают в результате взаимодействия различных эмоциональных систем с фундаментальными мозговыми субстратами "я", которые являются важным аспектом понимания новой информации и извлечения информации о последующих событиях, что позволяет людям эффективно обобщать получения знания в процессе изучения английского языка и принимать решения, необходимые для достижения высоких результатов в области иностранных языков.

Американского психолингвист Н.Хомский считает, что эмоциональная сфера подростка тесно связана с лингвистическими способностями (фонематический слух, имитация, волевая саморегуляция в процессе изучения иностранного языка, лингвистическая компетентность). Развитию лингвистических способностей он уделял большое внимание, так как низкий уровень лингвистических компетенций свидетельствует о том, процесс изучения иностранного, в особенности английского языка, не будет эффективным. По его мнению, рекомендуется развивать способности к изучению иностранного языка на ранних стадиях формирования психики человека. Лингвистические способности тесто связаны с эмоциональной сферой, а именно с эмоцией.

В целом эмоциональное отношение к процессу получения новых знаний в подростковом возрасте определяют актуальные свойства и состояния личности. Познавательная активность, мотивация достижения высоких результатов в области английского языка, тревожность, страх, гнев - являются основными компонентами формирования отношения к учебному процессу на эмоциональном уровне. Ведущее отношение к изучению иностранного языка, которое проникает в самую сущность личности подростка, составляет эмоциональное отношение, так как важный момент в формировании ответственности, основой которой является волевая сфера, заключается в выборе способа предъявления требований с внешней стороны к результатам эффективности изучения английского языка.

В современном мире большинство старших подростков характеризуются недостаточностью психологической адаптацией, наибольшее количество проблем, которые связанные с данным вопросом, сосредоточены в сфере личной адаптации. По мнению Д.Н. Дубровина большое количество подростков склонны к враждебности и критичности в социальных контактах, они редко доверяют и агрессивно реагируют по отношению к окружающим людям.

В.А. Мурзенко были выявлены доминирующие синдромы о нарушении личной адаптации, которые также имеют большое влияние на

эффективность процесса получения знаний в области английского языка: враждебность по отношению ко взрослому, эмоциональное благополучие (позитивное самоотношение, адекватная самооценка, отсутствие тревожности, фрустрации и напряженности), недостаток социальной нормативности, депрессия, конфликтность в отношениях со сверстниками, недостаток доверия людям.

Эмоциональная сфера подростка включает в себя способность дифференцировать человеческие эмоции, тревогу и страхи, эмоциональные коммуникативные барьеры и общую психофизиологическую напряженность, что обеспечивает избирательное отношение к воспринимаемой реальности и разнонаправленность феномена межличностного взаимодействия: подростки могут точно дифференцировать и вербально описывать широкий спектр эмоций. Наблюдая за жестами лица и схематическими изображениями, они могут различать радость, гнев, спокойствие, удивление, вину, презрение и печаль. Отчетливый страх в основном связан с физическим воздействием и обучением. Тревога не всегда осознается полностью. Эмоциональные коммуникативные барьеры незначительны и в основном являются результатом нежелания эмоционально связываться с другими людьми, характерного для этого возраста. Высшее психофизиологическое напряжение отражает естественный ход развития личности.

Способность различать человеческие эмоции и эмоциональные барьеры играет важную роль в межличностном взаимодействии подростков. Межличностное взаимодействие подростков зависит от соотношения между их способностью к эмпатии, которая облегчает связь с другими людьми, и агрессией, которая создает барьеры для такой связи. Подростки могут избирательно проявлять сочувствие к людям, занимающим различные позиции в межличностном взаимодействии, и животным. Главным объектом их сопереживания являются родители, которых родители часто не чувствуют.

К признакам волевых качеств подростков можно отнести следующее:

1. Дисциплинированность (сознательное соблюдение порядка, дисциплины при выполнении правил; добровольное выполнение установленных правил; недопущение проступков; хорошее поведение при изменении обстановки).

2. Самостоятельность (выполнение деятельности без помощи и контроля; умение занять себя, организовать собственную деятельность; отстаивание собственного мнения; соблюдение выработанных привычек самостоятельного поведения в новых условиях деятельности).

3. Настойчивость (достижение целей; продолжение деятельности при нежелании ей заниматься; проявление упорства при изменении обстановки).

4. Выдержка (терпение и упорство в деятельности; умение контролировать себя в конфликтных ситуациях; умение сдерживать эмоции при определенных ситуациях; самоконтроль).

5. Организованность (соблюдение порядка на рабочем месте; планирование своих действий).

6. Решительность (обдуманное принятие решений; уверенное выполнение принятого решения; решительность в непривычной обстановке).

7. Инициативность (проявление творческих способностей для улучшения собственной деятельности; активная поддержка коллектива; проявление инициативы в непривычной обстановке).

Все данные качества личности свидетельствуют о том, что эмоционально-волевая сфера личности (подростка) эффективно развивается и положительно влияет на процесс изучения иностранного языка.

По мнению Л.С. Выготского, в старшем подростковом возрасте большое внимание уделяется саморазвитию волевых личностных качеств. Среди современных подростков распространённым способом саморазвития волевых качеств является занятие различными видами спорта с большой физической нагрузкой. Волевые качества, сформированные в процессе физического самовоспитания, оказывают влияние не только на качество личности, но и на развитие ментальных структур, проявляющихся в фонемологическом поле. Логика развития волевых качеств личности выражается следующим образом: адекватное самоуправление, концентрация усилий, выносливость при больших нагрузках, способность управлять своей деятельностью.

Таким образом, эмоционально-волевая сфера претерпевает существенные изменения в подростков возрасте, которые оказывают огромное влияние как на развитие психики, так на формирование определенных качеств, необходимых для эффективного изучения английского языка.

Использованные источники:

1. Деваэль, Ж.М Влияние эмоций на обучение. - М.: Прогресс, 2003. -256 с.

2. Дестено Д. Сила эмоций. - М.: Эксмо-Пресс, 2017. - 254 с.

3. Хомский, Н. Психолингвистика второго поколения. - М.: КомКнига, 2006. - 167 с.

4. Цаусидис Т. Мозг с препятствиями. 7 скрытых барьеров, которые мешают вам достигать целей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 256 с.

5. Элленхрон Я. Как мы меняемся. - М: Прогресс, 2018. - 363 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.