Научная статья на тему 'Исследование влияния семейных конфликтов на эмоционально-волевое развитие подростков'

Исследование влияния семейных конфликтов на эмоционально-волевое развитие подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1181
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ / EMOTIONAL AND VOLITIONAL DEVELOPMENT OF TEENAGERS / СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ / FAMILY CONFLICTS / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ВОЛЯ / WILL / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ANIMOSITY / CHILD-PARENT RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубицкая Елена Александровна, Москаленко Марина Сергеевна

В статье уточнено понятие «эмоционально-волевое развитие подростков», описано пилотное экспериментальное исследование влияния семейных конфликтов на эмоционально-волевое развитие подростков, на основе полученных результатов сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дубицкая Елена Александровна, Москаленко Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the Influence of Family Conflicts on Emotional and Volitional Development of Teenagers

This article specifies the concept of emotional and volitional development of teenagers; describes the pilot experimental research of the influence of family conflicts on emotional and volitional development of teenagers; and presents the conclusions drawn on the basis of the study.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния семейных конфликтов на эмоционально-волевое развитие подростков»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

Е. А. Дубицкая, М. С. Москаленко

Аннотация. В статье уточнено понятие «эмоционально-волевое развитие подростков», описано пилотное экспериментальное исследование влияния семейных конфликтов на эмоционально-волевое развитие подростков, на основе полученных результатов сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: эмоционально-волевое развитие подростков, семейные конфликты, агрессия, враждебность, воля, детско-родительские отношения.

Summary. This article specifies the concept of emotional and volitional development of teenagers; describes the pilot experimental research of the influence of family conflicts on emotional and volitional development of teenagers; and presents the conclusions drawn on the basis of the study.

Keywords: emotional and volitional development of teenagers, family conflicts, aggression, animosity, will, child-parent relations.

164

Подростковый возраст характеризуется повышенной конфликтностью. Как утверждают многие ученые, в том числе Л. С. Выготский, Э. Г. Эй-демиллер, В. В. Юстицкис, Л. Б. Шней-дер, В. М. Целуйко, О. В. Хухлаева, В. А. Сысенко и др., подростковый возраст - один из самых трудных возрастов, так как он представляет собой период становления личности. Именно в этом возрасте формируются социальные установки, закладываются основы нравственности, отношение к обществу, к людям и к себе. Основные моти-вационные линии данного возрастного периода связаны с активным стремлением к самосовершенствованию. В этот период у подростков появляется новая личностная черта - это более высокий уровень самосознания.

Л. С. Выготский отмечал, что самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка [1-3].

Вместе с тем отмечается, что подростковый возраст является одним из самых критических в развитии детско-родительских отношений - они перестраиваются в направлении признания родителями взрослости и самостоятельности подростка. Первостепенной задачей на этом этапе является эмоциональная дифференциация подростка в семье, его автономизация, то есть отделение от родителей. Как показывает практика, процесс отделения во многих семьях проходит достаточно болезненно, что вызывает возникновение семейных конфликтов. Успешное прохождение данного возрастного эта-

ф

па напрямую зависит как от родителей, так и от подростков. С одной стороны, отделение от родителей влияет на эмоционально-волевое развитие подростка. С другой стороны, этот процесс необходим для достижения зрелости подростком, умения принимать на себя ответственность за совершаемые поступки и свою деятельность [4].

Эмоционально-волевое развитие подростка рассматривается нами как особая сфера развития, характеризующаяся особенностью индивида в содержании, качестве и динамике эмоций и чувств. Как подчеркивает О. А. Караба-нова, психологическая сепарация подростков от родителей должна достигаться в четырех важных областях: в поведении - функциональная независимость как способность подростка самостоятельно решать свои личные и практические дела с минимальной помощью родителей; в установках и ценностях; в эмоциональной сфере - независимость как свобода от чрезмерной зависимости от родительского одобрения, интимности и эмоциональной поддержки; в конфликтах - как свобода от чрезмерной захваченности эмоциями (гневом, тревогой, чувством вины и ответственности) в отношениях с родителями. Эмоциональная автономия в этом ряду рассматривается как истинная и в то же время наиболее трудно достигаемая в подростковом возрасте [5].

Если происходит нарушение процесса отделения подростка от семьи, возможно два варианта развития отношений: либо подросток эмоционально полностью отделяется от семьи, либо происходит установление амбивалентной связи, то есть при отделении подросток чувствует вину и снова присоединяется. Таким образом, подросток попадает в замкнутый круг.

Безусловно, эмоционально-волевая сфера в подростковом возрасте претерпевает существенные изменения. Эмоциональные состояния, способы реагирования на те или иные ситуации у подростков сильно отличаются от таковых у представителей других возрастных групп. Такое поведение подростков можно объяснить физиологическими изменениями, которые происходят в организме в этом периоде развития.

Особенности подросткового развития проявляются в эмоциональной неуравновешенности подростка. Возможен быстрый переход от возбуждения и хорошего настроения к апатии и депрессивному состоянию. В данном периоде возрастает эмоциональная чувствительность. Даже самый слабый раздражитель может вызвать появление сильных аффектов, то есть реакций взрывного характера, когда подросток плохо контролирует себя и свое поведение.

Пилотное экспериментальное исследование влияния семейных конфликтов на эмоционально-волевое развитие подростка мы проводили на базе Дороховской средней общеобразовательной школы Московской области. В эксперименте приняли участие 132 человека, из них 36 родителей и 96 подростков в возрасте от 12 до 14 лет.

В нашем исследовании влияния семейных конфликтов на эмоционально-волевое развитие подростка мы выделили компоненты эмоционально-волевой сферы (базовые эмоции (агрессивность, тревожность) и волевой компонент) и выяснили, каким образом они видоизменяются.

В ходе эмпирического исследования мы диагностировали детско-родитель-ские отношения при помощи методики «Взаимодействие родитель - ребенок» (И. М. Марковская) с целью выявления

166

особенностей взаимодействия родителей и подростков. Данная методика позволяет выяснить оценку не только одной стороны - родителей, но и видение этого взаимодействия с другой стороны - со стороны подростка.

Методика «Взаимодействие родитель - ребенок» является «зеркальной» и содержит две параллельные формы: для родителей и для подростков. Текст опросника включает 10 шкал - критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей и которые могут считаться базовыми в детско-родительских отношениях. Это шкалы «автономия-контроль» и «отвержение-принятие». В них вошло по 10, а в остальные шкалы - по 5 утверждений.

Данный опросник позволяет выяснить оценку взаимодействия не только со стороны подростков, но и со стороны родителей. С помощью этой методики мы выявляем уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком, и выясняем, насколько строги и суровы меры, применяемые к подростку в процессе семейных взаимоотношений. Анализ результатов покажет нам, в какой степени выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку и какова эмоциональная дистанция между ними. На основе полученных данных мы оценим, каково базовое отношение родителя к ребенку (принятие или отвержение), существует ли равенство и партнерство в отношениях подростков и родителей, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений. Нако-

нец, мы определим общую степень удовлетворенности отношениями между родителями и детьми - как с той, так и с другой стороны, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией [6].

Для диагностики волевого компонента мы использовали методику исследования волевой организации личности. Методика направлена на выяснение особенностей личности и характера подростков. С ее помощью мы смогли выявить уровни ценностно-смысловой организации личности, решительности, настойчивости, организации деятельности, самообладания, самостоятельности и волевую организацию личности.

Для диагностики тревожности и агрессивности мы применили шкалу реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханин) и опросник агрессивности Басса-Дарки. Целью первой методики было измерение тревожности как личностного свойства и как состояния субъекта в настоящий момент. Вторая методика направлена на исследование уровня проявления агрессии и враждебности у подростков.

В ходе проведенного исследования мы получили следующие результаты. При анализе методики исследования волевой организации личности общий показатель, характеризующий волевую организацию личности, показывает, что волевые качества подростков развиты в достаточной мере (В = 78). Что касается уровня показателей отдельных компонентов волевой активности подростков, перед нами предстает следующая картина. Мы исследовали шесть компонентов: самостоятельность, самообладание, настойчивость, решительность, уровень организации деятельности и ценностно-смысловую организа-

Таблица

Уровень волевой организации личности

Ценностно-смысловая организация личности Организация деятельности Решительность Настойчивость Самообладание Самостоятельность

Показатель 11 14 8 13 14 18

цию личности. Анализ результатов показал, что большинство волевых компонентов развито в достаточной мере. Решительность, как показали результаты исследования, нуждается в развитии и тренировке, ее неразвитость мешает подростку в достижении поставленных целей. А вот уровень самостоятельности развит в сильной мере, превышая показатели остальных компонентов волевой активности.

На основе полученных данных мы делаем вывод о том, что волевая активность развита на достаточном уровне, хотя некоторые показатели (решительность и самостоятельность) выходят за рамки среднего показателя (табл.). На наш взгляд, полученные данные можно объяснить тем, что подростки стараются подражать взрослым и таким образом стать более самостоятельными, но, с другой стороны, уровень решительности еще не достаточно развит.

При анализе шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбер-гера мы выявили следующее. Уровень ситуативной и личностной тревожности высокий. Причем уровень личностной тревожности выше, чем уровень ситуативной тревожности. Это свидетельствует о том, что подросткам не хватает чувства уверенности в себе, не достаточно часто переживается ситуация успеха, которая может придать подростку чувство значимости и уверенности в собственных силах.

В свою очередь, анализ опросника агрессивности Басса-Дарки выявил, что

уровень враждебности у 62,1% респондентов повышен, у 32,4% подростков -нормальный и низкий - у 5,5% из всех опрашиваемых подростков (диаграмма 1). Что касается уровня агрессивных реакций, то мы получили следующие результаты. У 52,1% подростков уровень агрессивности повышен, 32,6% опрашиваемых имеют нормальный уровень и у 16,2% - уровень агрессивности низкий (диаграмма 2). Из полученных результатов следует, что в подростковом возрасте повышенный уровень агрессии - явление достаточно часто встречающееся. Причиной такого явления могут быть как возможные инциденты, происходящие дома, семейные конфликты, так и переход от детской жизни к взрослости, период полового созревания. Для подросткового периода характерны психоэмоциональные сдвиги, ведь именно в данных возрастных рамках происходит становление эмоциональной сферы, ее формирование и развитие. Поэтому в подростковом возрасте возможен повышенный уровень агрессивности и враждебности.

Для того чтобы выяснить характер взаимоотношений между подростками и родителями, мы применили методику «Взаимодействие родитель - ребенок». Результаты отражены в диаграмме 3.

Как видно из представленной выше диаграммы, родители и подростки по-разному видят и описывают свои взаимоотношения. По шкале № 1 (нетребовательность - требовательность родителя) подростки и родители имеют общую

167

62,1%

168

точку зрения. Показатель этой шкалы не очень высок. Это говорит о том, что уровень требовательности родителя находится в пределах нормы. Такую же кар тину мы видим по шкале № 2 (мягкость - строгость родителя). Здесь следует отметить, что родители не применяют суровых мер и наказаний по отношению к подростку, на ребенка не оказывается чрезмерное давление. А вот шкала № 3 (автономность - контроль по отношению к ребенку) показывает нам, что в отношениях между родителями и подростком присутствует ярко выраженное контролирующее поведение за ребенком. Причем, показатели ответов родителей на порядок выше, чем у подростков. Это можно объяснить тем, что родители стремятся участвовать во всех сферах жизнедеятельности подростка, контролировать его поведение и поступки. Подростки склонны преувеличивать степень опеки, что и можно наблюдать именно в данном возрастном периоде. По оценке шкалы № 4 (эмоциональная дистанция - эмоциональная близость) мы можем говорить о том, что во взаимоотношениях подростков и родителей присутствует эмоциональная близость. Ответы родителей и подростков практически совпадают. Это свидетельствует об эмоциональной близости, подростки делятся со своими родителями самым

Уровень агрессивности

Уровень враждебности

5,5%

\32,4%

□ низкий

□ нормальный

□ повышен

16,2%

Рис. 2. Диаграмма уровня агрессивности

Рис. 1. Диаграмма уровня враждебности

сокровенным, доверяют им. Шкала № 5 (отвержение - принятие ребенка родителем) показывает нам, насколько уровень принятия родителей выше, чем судят об этом подростки. Это говорит о том, что подростки чувствуют некоторое негативное отношение со стороны родителей к их личностным качествам и поведенческим проявлениям. Из шкалы № 6 (отсутствие сотрудничества - сотрудничество) мы можем сделать следующий вывод: уровень сотрудничества между родителями и подростками находится на достаточно высоком уровне, хотя подростки его несколько занижают. Шкала № 7 (несогласие - согласие между ребенком и родителем) показывает нам, что в семье между родителями и подростками существуют некоторые разногласия. Причем мы видим расхождение в ответах родителей и подростков. Это свидетельствует о существующих различиях во взглядах родителей и подростков на воспитательную ситуацию в семье. Из шкалы № 8 (последовательность - непоследовательность родителя) мы видим, насколько подростки считают поступки и действия родителей непоследовательными. Причиной может быть то, что родитель непостоянен в своих требованиях и в своем отношении к подростку. Именно эта противоречивость в отношении к ребен-

52,1%

□ повышен

□ низкий

□ нормальный

ф

Взаимодействие родитель-ребенок

Рис. 3. Диаграмма взаимодействия родитель-ребенок

ку может быть следствием семейных конфликтов, которые происходят между родителями и подростками. Из шкал №№ 9 и 10 (авторитетность родителя и удовлетворенность отношениями ребенка с родителем) мы можем видеть следующие результаты: подростки менее удовлетворены взаимоотношениями в семье, чем родители. Но, несмотря на это, подростки признают авторитет родителя, позитивно относятся к нему.

На основе полученных результатов, мы можем заключить, что существует межличностное недопонимание во взаимоотношениях подростков и родителей. Это можно объяснить тем, что подростковый возраст характеризуется неустойчивостью, самоутверждением и самовыражением. Иногда родители не понимают реакций подростка, не знают некоторых закономерностей его развития. В совокупности с неустойчивым эмоциональным состоянием подростков это недопонимание приводит к возникновению семейных конфликтов. В свою очередь, семейные конфликты влияют на эмоционально-волевое развитие подростка. Уровень агрессивности и враждебности у таких детей повышен. Таким образом они пы-

таются защитить целостность своего «Я» и право на собственные поступки и действия. Повышенная тревожность приводит к психической травматизации. Безусловно, при этом страдает волевая сфера подростка. Поскольку подростковый период является важным этапом формирования и развития воли, необходимы благоприятные условия для укрепления волевой активности ребенка. Конфликты в семье подростка препятствуют успешному развитию волевого компонента личности подростка. В результате, в обстановке постоянных семейных конфликтов у подростков возникают нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

2. Хухлаева О. В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2001.

4. Целуйко В. М. Психологические проблемы современной семьи. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. - М.: Гардари-ки, 2008.

6. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 2. - С. 94-108. ■

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.