Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭМОТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ)'

РОЛЬ ЭМОТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмотивность / экспрессивность / вербализация эмоций / имидж / эмотивная лексика / эмотивы-номинативы / эмотивы-ассоциативы / эмотивы-экспрессивы / emotivity / expressiveness / verbalization of emotions / image / emotive vocabulary / nominative emotives / associative emotives / expressive emotives

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Т Р. Блохина, Ю В. Погребняк, М Р. Жигалова

В статье рассматриваются роль эмотивных средств языка при создании имиджа педагога и наставника на основе статей официального сайта, посвященного году педагога и наставника, в контексте формирования социально значимого имиджа в современном обществе. Кроме этого, эмотивность рассматривается с точки зрения ее вербализации в письменных текстах, графике и фотообразах, видеороликах, а также с точки зрения критического отношения получателей и потребителей текстовых сообщений. Основываясь на работах отечественных и зарубежных лингвистов, авторы статьи определяют категориальный статус эмотивности и соотносят понятие «эмотивность» со смежной категорией «экспрессивность», исследуют особенности их реализации в реальном пространстве посредством использования элементов виртуальной коммуникации. Государственный сайт, посвященный Году педагога и наставника в России (2023), предоставляет богатый для исследования материал для систематизации языковых средств, направленных на вербализацию эмоций, включая следующие языковые единицы лексико-семантического уровня и стилистической организации текста: эмотивы-номинативы, эмотивы-ассоциативы, эмотивы-экспрессивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EMOTIVITY IN CREATING THE IMAGE OF A TEACHER AND MENTOR IN RUSSIAN LINGUOCULTURE (BASED ON INTERNET RESOURCES)

The article examines the role of emotive means of language in creating the image of a teacher and mentor based on materials of the official website dedicated to the Year of Teacher and Mentor in the context of the formation of a socially significant image in the modern society. In addition, emotivity is considered from the point of view of its verbalization in written texts, graphics and photographic images, as well as from the point of view of the critical attitude of recipients and consumers of text messages. Based on the work of domestic and foreign linguists, the authors of the article define the categorical status of emotivity and correlates the concept of “emotivity” with the related category “expressiveness”, explores features of their implementation in real space through the use of elements of virtual communication. The state website dedicated to the Year 2023 of Teacher and Mentor in Russia provides rich material for systematizing linguistic means to verbalize emotions, including the following language units of the lexical-semantic level and stylistic organization of the text: nominative emotives, associative emotives, expressive emotives.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭМОТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ)»

10. Октябрьская И.В., Сураганова З.К., Сураганов С.К. Традиционные узорные войлоки казахов. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012; № 4: 190-199.

11. Башкирское народное творчество. Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки. Составитель, автор вступительной статьи и комментариев Ф.А. Надршина. Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1993; Т. 7.

12. Бадмаев Е.Н., Батыров В.В. Трансформация жилища калмыков в условиях их перевода на оседлость в имперский и советский периоды. Научный диалог. 2023; № 12 (5): 409-426.

13. Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор. Составители, авторы вступительной статьи А.М. Сулейманов, РА. Султангареева. Уфа: Китап, 1995; Т. 1.

14. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.

15. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки. Москва: Издательство восточной литературы, 1961.

16. Валиханов Ч.Ч. Тенгри (бог). Собрание сочинений: в 5 т. Алма-Ата: АН КазССР 1961; Т. 1: 112-120.

17. Баязитова РР Категория «хот» / «gut» - основа традиционного этикета башкир. Вестник Томского государственного университета. История. 2017; № 46: 123-128.

18. Фольклор курганских (ялан-катайских) башкир: материалы комплексной экспедиции. Подбор материала, составители А.М. Сулейманова и Н.А. Хуббитдинова. Уфа: Издательство БГПУ 2008.

19. Хайдаров Х.Х. Семейные обряды. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991.

20. Башкирское народное творество. Исторический эпос. Уфа: Башкирское издательство «Китап». 1999; Т. 10.

References

1. Georgi I.G. Bashkircy. Opisanie vseh obitayuschih v Rossijskom gosudarstve narodov i ih zhitejskih obryadov, obyknovenij, odezhd, zhilisch, veroispovedanij i prochih dostopamyatnostej. O narodah tatarskogo plemenii drugih ne reshennogo esche proishozhdeniya Severnyh Sibirskih. Sankt-Peterburg: Imperatorskaya Akademiya nauk, 1799; Ch. 2: 93-108.

2. Nebol'sin P.I. Rasskazyproezzhego. Sankt-Peterburg: Tipografiya shtaba voenno-uchebnyh zavedenij, 1854.

3. Cheremshanskij V.M. Opisanie Orenburgskoj gubernii v hozyajstvenno-statisticheskom, 'etnograficheskom i promyshlennom otnosheniyah. Ufa: Tipografiya Orenburgskogo gubernskogo pravleniya, 1859.

4. Rudenko S.I. Bashkiry: Istoriko-'etnograficheskie ocherki. Ufa: Kitap, 2006.

5. Narodnoe iskusstvo bashkir. Al'bom. Sostaviteli S.A. Avizhanskaya, N.V. Bikbulatov, R.G. Kuzeev. Leningrad: Sovetskij hudozhnik, 1968.

6. Kuzeev R.G., Bikbulatov N.V., Shitova S.N. Dekorativnoe tvorchestvo bashkirskogonaroda. Ufa: BFAN SSSR, 1979.

7. Shitova S.N. Narodnoe iskusstvo: vojloki, kovry i tkani u yuzhnyh bashkir ('Etnograficheskie ocherki). Ufa: Kitap, 2006.

8. Yanbuhtina A.G. Dekorativnoe iskusstvo Bashkortostana. HH vek: Ot tamgido avangarda. Ufa: Kitap, 2006.

9. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. Obryadovyj fol'klor. Sostaviteli, vstupitel'naya stat'ya, kommentarii, glossarij R.A. Sultangareevoj, A.M. Sulejmanova. Ufa: Kitap, 2010; T. 12.

10. Oktyabr'skaya I.V., Suraganova Z.K., Suraganov S.K. Tradicionnye uzornye vojloki kazahov. VestnikSuigutskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2012; № 4: 190-199.

11. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. Poslovicy, pogovorki. Primety. Zagadki. Sostavitel', avtor vstupitel'noj stat'i i kommentariev F.A. Nadrshina. Ufa: Bashkirskoe izdatel'stvo «Kitap», 1993; T. 7.

12. Badmaev E.N., Batyrov V.V. Transformaciya zhilischa kalmykov v usloviyah ih perevoda na osedlost' v imperskij i sovetskij periody. Nauchnyjdialog. 2023; № 12 (5): 409-426.

13. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. Obryadovyj fol'klor. Sostaviteli, avtory vstupitel'noj stat'i A.M. Sulejmanov, R.A. Sultangareeva. Ufa: Kitap, 1995; T. 1.

14. Bashkiry: 'Etnicheskaya istoriya i tradicionnaya kul'tura. Ufa: Nauchnoe izdatel'stvo «Bashkirskaya 'enciklopediya», 2002.

15. Vajnshtejn S.I. Tuvincy-todzhincy: istoriko-'etnograficheskie ocherki. Moskva: Izdatel'stvo vostochnoj literatury, 1961.

16. Valihanov Ch.Ch. Tengri (bog). Sobranie sochinenj: v 5 t. Alma-Ata: AN KazSSR, 1961; T. 1: 112-120.

17. Bayazitova R.R. Kategoriya «xot» / «gut» - osnova tradicionnogo 'etiketa bashkir. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2017; № 46: 123-128.

18. Fol'klor kurganskih (yalan-katajskih) bashkir: materialy kompleksnoj 'ekspedicii. Podbor materiala, sostaviteli A.M. Sulejmanova i N.A. Hubbitdinova. Ufa: Izdatel'stvo BGPU, 2008.

19. Hajdarov H.H. Semejnyeobryady. Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1991.

20. Bashkirskoe narodnoe tvorestvo. Istoricheskij 'epos. Ufa: Bashkirskoe izdatel'stvo «Kitap». 1999; T. 10.

Статья поступила в редакцию 25.07.24

УДК 81.271

Blokhina T.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Faculty of Foreign Languages, Synergy University (Moscow, Russia), E-mail: tk-10421@mail.ru Pogrebnyak Yu.V, Doctor of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Institute of Foreign Languages and International Relations of Zhengzhou University (Zhengzhou, China), E-mail: pyuma@yandex.ru

Zhigalova M.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Linguistics and Intercultural Communications, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: mmr-zh2008@yandex.ru

THE ROLE OF EMOTIVITY IN CREATING THE IMAGE OF A TEACHER AND MENTOR IN RUSSIAN LINGUOCULTURE (BASED ON INTERNET RESOURCES). The article examines the role of emotive means of language in creating the image of a teacher and mentor based on materials of the official website dedicated to the Year of Teacher and Mentor in the context of the formation of a socially significant image in the modern society. In addition, emotivity is considered from the point of view of its verbalization in written texts, graphics and photographic images, as well as from the point of view of the critical attitude of recipients and consumers of text messages. Based on the work of domestic and foreign linguists, the authors of the article define the categorical status of emotivity and correlates the concept of "emotivity" with the related category "expressiveness", explores features of their implementation in real space through the use of elements of virtual communication. The state website dedicated to the Year 2023 of Teacher and Mentor in Russia provides rich material for systematizing linguistic means to verbalize emotions, including the following language units of the lexical-semantic level and stylistic organization of the text: nominative emotives, associative emotives, expressive emotives.

Key words: emotivity, expressiveness, verbalization of emotions, image, emotive vocabulary, nominative emotives, associative emotives, expressive emotives

Т.Р. Блохина, канд. филол. наук, доц., Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: tk-10421@mail.ru Ю.В. Погребняк. д-р филол. наук, доц., Институт международного образования Чжэнчжоуского университета, г. Чжэнчжоу, E-mail: pyuma@yandex.ru М.Р. Жигалова, канд. филол. наук, доц., Автономная негосударственная организация высшего образования АНОВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: mmr-zh2008@yandex.ru

РОЛЬ ЭМОТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ)

В статье рассматриваются роль эмотивных средств языка при создании имиджа педагога и наставника на основе статей официального сайта, посвященного году педагога и наставника, в контексте формирования социально значимого имиджа в современном обществе. Кроме этого, эмотивность рассматривается с точки зрения ее вербализации в письменных текстах, графике и фотообразах, видеороликах, а также с точки зрения критического отношения получателей и потребителей текстовых сообщений. Основываясь на работах отечественных и зарубежных лингвистов, авторы статьи определяют категориальный статус эмотивности и соотносят понятие «эмотивность» со смежной категорией «экспрессивность», исследуют особенности их реализации в реальном пространстве посредством использования элементов виртуальной коммуникации. Государственный сайт, посвященный Году педагога и наставника в России (2023), предоставляет богатый для исследования материал для систематизации языковых средств, направленных на вербализацию эмоций, включая следующие языковые единицы лексико-семантического уровня и стилистической организации текста: эмотивы-номинативы, эмотивы-ассоциати-вы, эмотивы-экспрессивы.

Ключевые слова: эмотивность; экспрессивность; вербализация эмоций; имидж, эмотивная лексика, эмотивы-номинативы, эмотивы-ассоциа-тивы, эмотивы-экспрессивы

Актуальность статьи обусловлена активным изучением вербальных и невербальных способов формирования имиджа в интернет-дискурсе и недостаточной изученностью лексических средств выражения категории эмотивности в виртуальной коммуникации. Соответственно, данная статья посвящена изучению не только лексических, но и прагматических средств выражения категории эмотивности. В качестве материала исследования анализируется 180 статей, включающих в себя текст, фото и графические элементы, видеоролики, размещенные на официальном сайте Года педагога и наставника (2023), а также вербальные и невербальные средства самого интернет-ресурса [1], созданного по государственному заказу с целью повышения роли и статуса преподавателей и учителей в российском обществе, что является важным этапом в изменении репрезентации и общественного восприятия педагогического имиджа. Анализируются и классифицируются функции и лексические средства репрезентации эмотивности, частотность их употребления.

Цель статьи заключается в выявлении основных прагматических и лексических средств выражения эмотивности при формировании имиджа педагога и наставника в коллективном и индивидуальном сознании.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели: обозначить понятия эмотивности и экспрессивности и определить их основные общие характеристики и различия; выделить ключевые языковые средства репрезентации эмотивности на основе вербальных и невербальных элементов, используемых на сайте, посвященном Году педагога и наставника в России; выявить частотность использования и количество лексических средств в рассмотренном материале; определить успешность применения обнаруженных стратегий и средств в формировании позитивного имиджа педагога и наставника в современной русской лингвокультуре.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы: сплошной выборки, контекстуального анализа, сопоставительный и количественный методы, ассоциативного эксперимента, проведенного среди 100 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и включающего в себя вопросы прагматического и лингвистического характера.

Научная новизна статьи заключается в том, что изучение лексических и прагматических средств проводится на основе анализа русских официальных интернет-ресурсов, определяется частотность их использования в рамках одного сайта, собравшего материал различных источников и мнений, образовав специфичную базу данных, направленную на продвижение позитивного имиджа в социуме, поэтому проверяется гипотеза об использовании только позитивных средств репрезентации лингвокультурного типажа педагога.

Теоретическая значимость заключается в определении важной составляющей цифрового имиджа с использованием различных форм и средств эмотив-ности в процессе комплексного конструирования одного из наиболее социально значимых образов - педагога и наставника - в сознании реципиента и потребителя, которым является носитель современной русской лингвокультуры, понимания двустороннего процесса, основанного на позитивном отзыве, вербального выражения мнения или активного действия, что является необходимостью для успешного продвижения имиджа в обществе как способа повышения авторитетности и узнаваемости в различных социальных кругах.

Практическая значимость прослеживается в умении определять и использовать различные лексические средства эмотивности (эмотивы-номинанты, эмо-тивы-ассоциативы, номинативы-экспрессивы, а также фразеологические элементы разного порядка и интенсификаторы) при выявлении сущности имиджа и передаче цифрового имиджа как особой формы самопрезентации/презентации и самоактуализации/актуализации в электронном пространстве.

В своей работе мы, прежде всего, обратились к нескольким основным понятиям и терминам, связанным с целью нашего исследования: эмотивность и экспрессивность, средства формирования имиджа и интернет-коммуникация. В лингвистике существует достаточное количество работ, с которыми мы согласны, базирующихся на основе теории Ш. Балли, определяющего важную роль эмоциональной окраски фактов, из которых складывается экспрессивная система языка, утверждая необходимость изучении языка как средства воздействия, т. е., рассматривая назначение эмоциональной нагрузки коммуникации, воздействовать на реципиента и вызывать определенный эмоциональный отклик, который может проявляться в когнитивном восприятии, вербальном выражении эмоций или конкретных действиях [2]. К концу ХХ века в отечественной лингвистике сформировались основные подходы к изучению явления экспрессивности и эмо-тивности: семасиологический (представителями которого выступают А.А. Уфим-цева, В.Г Гак, В.Н. Телия, В.И. Шаховский) и лингвостилистический (в работах ГВ. Степанова, К.А. Долинина, Т.Г Винокура, Ю.Н. Караулова, И Р Гальперина).

Первый подход предполагает изучение слов, словосочетаний и синтаксических конструкций в языке как системе в качестве единиц, способных выражать экспрессивность, здесь речь идет о функциональной категории, реализующейся в коммуникативном акте и способствующей усилить выразительные возможности дискурса.

В этой связи нам наиболее близко понимание экспрессивности и эмотивности В.И. Шаховским того, что эмотивность текста формируется на всех уровнях языка и способствует созданию общей экспрессивности, что реализует воздействующую функцию [3]. Экспрессивность можно отнести к прагматическим категориям, она является целенаправленным воздействием, принимая во внимание

интенсивность силы высказывания и выразительность языковых средств и образов.

Таким образом, экспрессивность - это категория, ориентированная на адресата, то есть имеющая прагматическое значение. В.И. Шаховский также определяет эмоциональность как одну из характеристик психической деятельности человека, означающую его «чувствительность к эмоциональным ситуациям и эмоциональные (чувственные) реакции на них» [3]. В рамках данной работы эмотивность трактуется как лингвистическая характеристика совокупности языковых средств, способных произвести эмоциональный эффект, т. е. вызвать у адресата определенные эмоции.

Согласно С. Квиллиам, «появление учителя в ореоле человека, создающего собственный имидж, позволяет говорить о появлении новой отрасли имидже-логии, в случае нашего исследования - педагогической имиджелогии» [4]. Здесь также принимаем и развиваем основное определение имиджа педагога, который транслирует образ, наполненный стереотипами, оценочными и ситуативными характеристиками, раскрывающимися в индивидуальном и коллективном сознании и коммуникативных паттернах педагогического сообщества и в массовой коммуникации.

Сравнительные исследования, проведенные в 2012 году А.К. Мынбаевой и А. Жаманкуловой [5], обозначили следующую структуру педагогического имиджа, которая четко характеризуется и подтверждается исследованным ими материалом:

1) ядром является Я-концепция; то есть некий «внутренний образ» включающий в себя аксиологические (ценностные) ориентиры, личностные качества, составляющие харизмы, профессионализма и педагогической компетентности [5];

2) внешний образ, включающий походку; костюм; прическу; пластику; макияж; а также вербальное (голос; настроение) и невербальное поведение (манера; жесты; мимика и т. д. [5].

Как утверждает Н.А. Морева, имидж-технологии формируются и реализуются на основе «интеллигентности, которая является собирательной характеристикой педагога и выражается в его духовности и благородной мотивации поступков. В слагаемые интеллигентности входят всесторонняя образованность, человеколюбие, разумность поведения. База интеллигентности - гуманитарная культура личности» [6]. Имидж педагога, согласно С.Д. Якушевой, - «это инте-гративное качество личности, синтез интеллектуальной, габитарной, кинетической, речевой, средовой и артистической культуры» [7]. Материал исследования подтверждает, что все эти характеристики присутствуют в качестве базовых составляющих с позитивной оценкой, успешно реализуя прагматическую функцию создания имиджа, который усиливается эмотивными компонентами.

Ассоциативный эксперимент, включавший в себя четыре вопроса, проводился среди 100 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет с целью:

1. Распределить доминирующие эмотивные характеристики и темы, способствующие формированию позитивного имиджа педагога по степени наиболее эффективных - вопрос 1.

2. Определить эмоции и лингвистические средства репрезентации эмоций - вопрос 2.

3. Определить успешность формирования позитивного имиджа педагога и воздействия на получателя информации, мотивируя к активным действиям (прагматический аспект) - вопросы 3, 4.

Ниже продемонстрированы вопросы, несколько примеров и количественное соотношение результатов ответов.

Таблица 1

Результаты ассоциативного эксперимента

Вопрос Пример

1. Какие статьи, фотографии или символы вызвали наиболее позитивный эмоциональный отклик в плане формирование имиджа педагога и наставника? Логотипы (пеликан, жемчужина в ракушке), фотография и видеоролик космонавтов, выражающих благодарность учителям, статьи, посвященные движению Первых и конкурсам среди молодежи

2. Какие эмоции по отношению к педагогу вызывает материал сайта? Опишите их. Любовь, доверие, радость, благодарность, восхищение, гордость и т. д.

3. Кроме эмоций, вызвала ли информация дополнительную реакцию? Если да, то какую? Желание поучаствовать в акции «Спасибо педагогу», творческом конкурсе, поделиться информацией с коллегами и учащимися, записать собственный ролик и выложить на сайте

4. После знакомства с сайтом как могли бы описать образ современного педагога? «интеллигентный, образованный, сильный, творческий и заботливый человек, отдающий всю душу и сердце детям», «стремящийся помочь вырастить достойное поколение», «думающий о будущем», «уважаемый и заслуживающий достойного и почтительного отношения» и т. д.

Результаты опроса наглядно демонстрируют успешность достижения цели создания позитивного имиджа посредством интернет-коммуникации.

Лексические средства выражения категории эмотивности на сайте представляют собой достаточно большое количество языковых единиц лексико-се-мантического уровня, а также сложную систему стилистической организации языковых единиц. В качестве основного средства выражения эмотивности на лексическом уровне выступает эмотивно-маркированная лексика. В своем исследовании применяем классификацию таких исследователей, как Л.Г Бабенко [8], М.Я. Блоха и Н.А. Резниковой [9], согласно которым эмотивная лексика делится на следующие три группы:

1. Эмотивы-номинативы - это лексика эмоций, включающая слова, имеющие в своей структуре эмоциональный компонент. Эмотивы-номинативы представлены на сайте именем существительным (24%), именем прилагательным (28%) и глаголом (48%).

Приведем несколько примеров. Эмотивы-номинативы представлены следующими лексическими единицами: существительные: интерес, любовь, забота, благодарность, гордость, эмотивы-номинативы, выраженные именем прилагательным, глаголы: радовать, любить, благодарить, переживать, верить, гордиться, заинтересовать, повышать интерес, ценить, прилагательные: эмоциональное благополучие, заботливые руки, теплое душевное отношение к любимой Родине, В табл. 2 представлена частотность использования эмотива-номинатива в 180 статьях (текст, фотографии, графика, символы):

Таблица 2

Эмотивы-номинативы

Эмотие-номинант Количество употреблений %

существительное 31 17,2%

прилагательное 25 14%

глагол 76 42,2%

2. Эмотивы-ассоциативы - это эмотивная лексика, предметно-логическое значение которой не указывает на эмоции и чувства, эмотивный компонент значения можно определить только на основе ассоциаций, описаний или синонимов. Здесь также необходимо обращать внимание на ассоциативное поле, и что в него входит. Для интерпретации эмотива-ассоциатива часто можно использовать ассоциативные словари.

В нашем практическом материале эмотивы-ассоциативы составляют 9 основных вербальных и невербальных единиц: День России («символ единения, общей ответственности за настоящее и будущее страны»), серебряная медаль, пеликан, Ушинский (символ отечественной педагогики). В качестве логотипов и фотографических изображений присутствуют пеликан, птица в очках и с учебником в руках, жемчужина в ракушке, сердце из детских рук вокруг учителя, маленькие сердечки ладонями.

В качестве примера рассмотрим логотип «Пеликан», который является символом «наставничества, педагогики и воспитания» [10]. Изображение присутствует как на самом сайте, так и в дополнительной символике сувенирной продукции, созданной специально в рамках проекта Года педагога и наставника (2023).

Пеликан широко используется с екатерининских времен: на пуговицах гимназистов, на фасадах зданий, барельефах. Пеликан был изображен на гербе Московского воспитательного дома, который в 1763 году открыла Екатерина II. В заведении обездоленным детям давали кров и образование. В сознании русского народа птица символизирует наставничество, воспитание и родительскую любовь. Более того, пеликан «олицетворяет связь времен, преемственность и глубочайшие традиции отечественной педагогики - настоящего сокровища страны» [10].

В табл. 3 представлена частотность использования эмотива-ассоциатива на сайте:

Таблица 3

Эмотивы-ассоциативы

Эмотие-ассоциатие Количество употреблений %

Вербальный компонент 21 11,7%

Невербальный компонент 26 14,1%

Эмотивы-экспрессивы - это эмотивная лексика, особенностью которой является двунаправленность процесса номинации: вовнутрь (самовыражение говорящего) и в окружающий мир (его эмоциональная оценка). В нашем исследовании эмотивы-экспрессивы составляют 112 лексических единиц (66%):

- существительные: уважение, забота, главный герой, 1-й учитель, гигант,

- прилагательные: творческие, способные, активные, трепетное отношение, искренние и яркие воспоминания, торжественная церемония, космическое спасибо, неиссякаемая творческая энергия, трогательный видеоролик, непобедимый («Благодаря вам страна будем непобедимой и сильной»), блестящие победы,

- глаголы: привлечь внимание, подарить положительные эмоции, зарядить («зарядить наших дорогих учителей на новые свершения»).

Эмотивный фон высказывания создается при помощи превосходной степени прилагательного, например, «должен не только сохранить, но и приумножить лучшие традиции». Использование интенсификаторов, выраженных наречиями, в сочетании с качественными прилагательными способствует гиперболизации эмоционального высказывания. Такими интенсификаторами могут являться «более, лучшие, одна из самых результативных систем, открыта для самого широкого сотрудничества, объединяет сотни тысяч талантливых и целеустремленных людей» и другие. Частотность использования эмотива-экспрессива составляет 32%.

Добавочным средством создания эмотивного фона высказывания при формировании позитивного имиджа педагога на основе рассмотренного материала можно считать фразеологизмы: фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства, фразеологические сочетания и фразеологические выражения. Практический материал явно свидетельствует о том, что в медиадис-курсе интернет-коммуникации для формирования позитивного имиджа педагога и наставника достаточно часто используются фразеологизмы и составляют 75 единиц, присутствуют в 37% материала. Приведем несколько примеров:

- «Народный учитель»,

- «Трудовое воспитание»,

- «Навигатор детства»,

- «Поблагодарить от всей души»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «За каждым успешным человеком стоит педагог, который переживал и верил»,

- «Космическое спасибо, открытые души, добрые и горячие сердца»,

- «Особый учитель - для особого ребенка»,

- «Первый день Первых»,

- «Педагог вне времени»,

- «Душевная щедрость»,

- «Просветительское озеленение» и т. д.

Частотность использования фразеологизмов явно свидетельствует об удачном средстве создания эмотивного фона. Их основная задача - передача эмоционального отношения с помощью комплекса эмоций и чувств, вызванных личным опытом и переживаниями, а также на основе апелляции к общечеловеческим или социальным ценностям, которые сами по себе включают конкретный список позитивных эмоциональных реакций к объекту или предмету речи. План содержания фразеологизмов формируется на основе предметно-логического и эмоционального аспектов: задача говорящего заключается в объективном определении признака и передаче спектра чувств с целью эмоционального воздействия на реципиента.

Анализ практического материала показал, что почти в половине случаев фразеологизм используется в заголовке или вводной части текста, а именно - в 52% всех примеров. При исследовании элементов языковой репрезентации эмо-тивности и экспрессивности, как вербальной, так и невербальной на официальном сайте, посвященном Году педагога и наставника, можно увидеть, что весь материал делится на две группы:

1. Фактический, который основывается только на фактах и объективных действиях без употребления эмотивных и экспрессивных элементов, например, статьи, посвященные открытиям форумам, конференциям, учебным пособиям, экзаменам, новым центрам, проведению мероприятий и т. д. Эмотивные элементы присутствует в количестве 0-1 единицы (57%).

В таких фактических текстах имидж педагога и наставника строится на основе следующих коммуникативных тактик:

- тактики презентации - представление коммуникативного типажа, например «педагога высшей школы», в привлекательном виде с целью достижения профессиональных или личных целей; субъект преподносится или изображается исключительно в положительном свете при помощи лексем с положительной коннотацией, позитивной оценкой, визуализации стандартных благоприятных элементов, например, улыбки, открытых жестов, ярких и светлых цветов;

- тактики кооперации, которая характеризуется апелляцией к идеям и ценностям адресата с целью использования его в собственных интересах, способствующей установлению баланса в отношениях коммуникатор - реципиент, максимальный эффект достигается за счет создания доверительной атмосферы;

- тактики побуждения - призыв к действию (участвовать в конкурсе «Лучший педагог», «Лучший научный труд» или присоединится к организации «Движение Первых»), к принятию определенной точки зрения (серебряная медаль - важный показатель поощрения высоких академических результатов и уникальности учащихся), убеждение реципиента поступить выгодным для коммуникатора образом (посадить деревья в рамках акции «Просветительное озеленение»); характерно использование местоимения «мы» для создания у адресата чувства сопричастности;

- тактики обещания, основанной на обещании исполнить волю реципиента после выполнения им определенных условий, которая часто может реали-зовываться при помощи использования глаголов совершенного вида в форме будущего времени.

2. Эмотивный, включающий в себя эмотивные или экспрессивные средства выражения, подробно рассмотренные выше, от 2 до 10 единиц (43%).

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что для формирования позитивного имиджа педагога и наставника необходимо также использование коммуникативных средств и стратегий, основанных на логике, ценностях и авторитете. Общий спектр эмоций, вербализованных в русском языке и репрезентированных лексическими средствами, богат и создается при помощи употребления эмотивной лексики (эмотивы-номинативы, эмотивы-ассо-циативы, эмотивы-экспрессивы) и фразеологических единиц. Успешность формирования позитивного имиджа педагога и наставника полностью подтверждается результатами ассоциативного эксперимента. На основе исследования любой преподаватель или наставник может проанализировать лексические и прагматические составляющие своего имиджа и имеет возможность сформировать свой профессиональный цифровой имидж, ориентируясь на общепринятые стереоти-

Библиографический список

пы успешного педагога для того, чтобы адекватно восприниматься обучающимися, коллегами и руководством. Кроме этого, любой участник образовательного сообщества может мотивировать участие в мероприятиях или самостоятельно реагировать на конкретные проекты. Таким образом, можно говорить, что цифровой педагогический имидж, в данном случае использующий реальные достижения конкретных и узнаваемых педагогов, превращается в собирательный образ в коллективном сознании и увеличивает позитивный эффект в несколько раз, расширяя сферу влияния и воздействия до границ использования интернет-пространства. Результаты исследования демонстрируют возможность самостоятельной педагогической рефлексии при использовании электронного ресурса, оценивания эффективности собственного труда и поиска способов дальнейшей самоактуализации и самосовершенствования.

1. Официальный сайт педагога и наставника. Available at: https://xn--80aaaicaeh8au2adhj2bq.xn--p1ai/

2. Балли Ш. Французская стилистика. Москва, 2009.

3. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: монография. Москва: Гнозис, 2008.

4. Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда. Москва: Ниола - Пресс, 1998.

5. Мынбаева А.К., Жаманкулов А. Имидж учителя и преподавателя вуза: сравнительный аспект. KazNU Bulletin. «Pedagogicalscience» series. 2012; № 2 (36): 63-75.

6. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. Москва: Просвещение, 2006.

7. Якушева С.Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы. Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство «Сибирская ассоциация консультантов». 2011; Ч. I: 71-82.

8. Бабенко Л.Г Русская эмотивная лексика как функциональная система. Диссертация ... доктора филологических наук. Свердловск, 1990.

9. Блох М.Я., Резникова Н.А. Средства эмоционального воздействия политических выступлений. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006; № 9: 14-19.

10. Брендбук педагогнаставник.рф. Available at: https://xn--80aaaicaeh8au2adhj2bq.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/01_%E2%80%93_brendbuk_goda_pedagoga_i_ nastavnika.pdf

11. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. Москва: Издательство Академии наук СССР 1963. References

1. Oficial'nyj sajt pedagoga i nastavnika. Available at: https://xn--80aaaicaeh8au2adhj2bq.xn--p1ai/

2. Balli Sh. Francuzskaya stilistika. Moskva, 2009.

3. Shahovskij V.I. Lingvisticheskaya teoriya 'emocij: monografiya. Moskva: Gnozis, 2008.

4. Kvilliam S. Tajnyjyazykzhesta i vzglyada. Moskva: Niola - Press, 1998.

5. Mynbaeva A.K., Zhamankulov A. Imidzh uchitelya i prepodavatelya vuza: sravnitel'nyj aspekt. KazNU Bulletin. «Pedagogical science» series. 2012; № 2 (36): 63-75.

6. Moreva N.A. Osnovy pedagogicheskogo masterstva. Moskva: Prosveschenie, 2006.

7. Yakusheva S.D. Pedagogicheskij imidzh sovremennogo prepodavatelya vysshej shkoly. Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii: materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Izdatel'stvo «Sibirskaya associaciya konsul'tantov». 2011; Ch. I: 71-82.

8. Babenko L.G. Russkaya 'emotivnaya leksika kak funkcional'naya sistema. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Sverdlovsk, 1990.

9. Bloh M.Ya., Reznikova N.A. Sredstva 'emocional'nogo vozdejstviya politicheskih vystuplenij. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2006; № 9: 14-19.

10. Brendbuk pedagognastavnik.rf. Available at: https://xn--80aaaicaeh8au2adhj2bq.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/01_%E2%80%93_brendbuk_goda_pedagoga_i_ nastavnika.pdf

11. Vinogradov V.V. Stilistika, teoriya po'eticheskoj rechi, po'etika. Moskva: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1963.

Статья поступила в редакцию 21.07.24

УДК 821.112.2

Novikova N.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, German Language Department, Moscow State Institute of International Relations (University)

(Moscow, Russia), E-mail: n.n.novikova12@gmail.com

AT THE JUNCTION OF LITERARY ERAS. NEW REALISM IN MODERN GERMAN LITERATURE - ABOUT JULI ZEH'S AND SIMON URBAN'S NOVEL "BETWEEN WORLDS" ("ZWISCHEN WELTEN"). The heated discussion that unfolded at the turn of the century in both Russian and German literary criticism around the term "new realism" revealed some characteristic features of the new method, but at the same time left a number of unresolved issues. The works that critics attribute to this method mark a turn to a new problem and offer society the often "unpleasant" truth about the world. The term "new realism" appears in German philosophy and literary theory at the turn of the century in the works of G.P. Müller, J. Hermand. The main postulates of the philosophical theory of new realism are formulated in 2012 by philosopher Marcus Gabriel. At the turn of the century and in the first two decades of the new century, a number of works with common characteristics of "new realism" appeared in Russian and foreign literature. The "transitivity" of literary epochs is due to the crisis of public opinion. This mindset has become decisive in the works of the "new realists". The researcher considers the specifics of the new realism in German literature based on the material of the novel "Between Worlds" by the modern writer Juli Zeh, one of the most successful and widely read authors in Germany, whose works always have an acute social orientation. The new novel "Between Worlds", co-authored with Simon Urban and published in 2023, adjoins the earlier works "Unterleuten" and "About People" ("Über Menschen") and is a landmark for modern German fiction, because it reveals everything the main pain points of the current public life of the country.

Key words: "new realism" as literary phenomenon of the turn of the century, term "new realism", "new realism" as rejection of ideology and aesthetics of postmodernism, socio-critical discourse, Juli Zeh's novel "Between Worlds", factuality and fictionality in novel, epistolary genre, gender language

Н.Н. Новикова, канд. филол. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД Российской Федерации,

г. Москва, E-mailn.n.novikova12@gmail.com

НА СТЫКЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЭПОХ. НОВЫЙ РЕАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - О РОМАНЕ ЮЛИ ЦЕ И СИМОНА УРБАНА «МЕЖДУ МИРАМИ» («ZWISCHEN WELTEN»)

Бурная дискуссия, развернувшаяся на рубеже веков как в российской, так и в немецкой литературной критике вокруг термина «новый реализм», выявила некоторые характерные черты нового метода, но одновременно оставила ряд нерешенных вопросов. Произведения, которые критика относит к данному методу, знаменуют собой поворот к новой проблематике и предлагают обществу часто «неприятную» правду о мире. Термин «новый реализм» возникает в немецкой философии и литературной теории на рубеже веков в работах П-П. Мюллера, Й. Херманда. Основные постулаты философской теории нового реализма сформулированы в 2012 году философом Маркусом Габриэлем. На рубеже веков и в первые два десятилетия нового века в русской и зарубежной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.