Жалилова Н.М. старший преподаватель Каршинский инженерно-экономический институт
Республика Узбекистан
РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО
МАРКЕТИНГА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация: В данной статье анализируется возрастающая роль электронной коммерции и инновационного маркетинга в развитии предпринимательства и как фактора, ускоряющего развитие инновационной экономики.
Ключевые слова: инновационный бизнес, инновации, электронная коммерция, инновационный маркетинг.
Zhalilova N.M. senior lecturer Karshi Engineering and Economic Institute The Republic of Uzbekistan
THE ROLE OF E-COMMERCE AND INNOVATIVE MARKETING IN THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP
Annotation: This article analyzes the increasing role of e-commerce and innovative marketing in the development of entrepreneurship and as a factor accelerating the development of an innovative economy.
Keywords: innovative business, innovation, e-commerce, innovative marketing.
В результате экономических реформ в нашей стране электронная коммерция и инновационный маркетинг приобретают все большее значение для частных покупателей, предприятий, организаций и даже правительств. В ближайшие годы индивидуальное предпринимательство будет заменено инновационными бизнес-моделями. Основными бизнес-моделями будущего станут электронная коммерция и сетевой маркетинг.
На современном этапе развития рыночных отношений особое место отводится задаче совершенствования инновационной составляющей хозяйственной деятельности предприятий в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности.
В условиях современной экономики традиционные способы ведения бизнеса не в полной мере соответствуют тенденциям развития организаций. Электронная коммерция может значительно повысить экономическую эффективность предприятий.
Внедрение электронных методов ведения бизнеса на предприятии позволяет, с одной стороны, повысить эффективность продвижения товаров и услуг, расширить рынки сбыта, наладить отношения с клиентами, а с другой стороны, снизить текущие затраты, а также общие затраты на обслуживание клиентов и обработку запросов сократить время.
Решение этих проблем и переход к устойчивому экономическому росту возможен только на основе научно-технического прогресса. Это порождает необходимость структурных изменений в организациях и предприятиях. Для обеспечения жизнеспособности субъектов инновационной деятельности необходимо расширение инфраструктуры, функций инновационного планирования, контроля и управления.
Повышение эффективности использования электронной коммерции в сфере информационных услуг возможно за счет внедрения на предприятии инновационной организационной структуры, ориентированной на клиентов, что требует формирования соответствующих бизнес-процессов. Данная ситуация актуальна для такой государственной отрасли, как телекоммуникации, поскольку особое значение имеет уровень обслуживания, предоставляемого телекоммуникационными компаниями своим клиентам, при этом качество оказываемых услуг и цены на них относительно равны. При этом может меняться не только сервис, но и все этапы взаимодействия с покупателем, такие как подготовка к продажам, логистика и послепродажное обслуживание. Обеспечить перечисленные требования возможно за счет эффективного использования информационных систем предприятия, а также внедрения современных инновационных информационных технологий для электронной коммерции, в частности, построения колл-центров.
Процесс перехода к постиндустриальному обществу в мировой экономике привел к бурному развитию информационных технологий и, в частности, Интернета, что стало условием появления новой отрасли экономики - электронной коммерции. В современное время электронная коммерция представляет собой многогранное явление, требующее серьезного внимания со стороны исследователей.
Электронная коммерция открывает новые горизонты для развития бизнеса, поэтому наличие системы электронной коммерции является необходимым условием становления, роста и развития экономики страны. Во всем мире оборот электронной коммерции с каждым годом растет очень высокими темпами, ведь электронная среда предоставляет большие возможности для продвижения товаров.
В настоящее время лидером в этой области является Китай. Его уникальность заключается в том, что основная доля на рынке электронной коммерции принадлежит холдингу Alibaba Group, в состав которого
входит несколько сайтов, ориентированных на определеннуюИгруппу партнеров и покупателей.
Электронная коммерция стремительно развивается в Узбекистане, но это все еще относительно молодое направление в экономике Узбекистана.
Развитие Интернета и электронной коммерции приведет к существенным изменениям в экономике и в традиционных правилах экономической теории и практики.
Информационно-коммуникационные технологии являются главной движущей силой глобализации. Технологии и стандарты передачи данных через Интернет стали универсальным средством обмена коммерческой информацией и во многом определили принципы ведения бизнеса в сфере электронной коммерции.
Использование Интернета изменяет процессы экономического взаимодействия между компаниями и их клиентами, партнерами и поставщиками. Методы и средства ведения коммерческих операций в сфере электронной коммерции несколько отличаются от таковых в реальной экономике.
Термин «Электронная коммерция» определялся как вид коммерции в общем смысле следующим образом: «Электронная коммерция (от англ. electronic commerce) — 1) экономическая деятельность с использованием электронных информационных технологий; 2) коммерческая деятельность, при которой взаимное сотрудничество сторон осуществляется в электронной форме вместо физического обмена или прямого физического контакта с использованием электронных информационных технологий.
Одним из видов электронной коммерции является интернет -торговля: «электронная коммерция, ограниченная использованием только компьютерной сети Интернет».
Электронная коммерция не является новой темой исследования, хотя, к сожалению, она недостаточно изучена. В настоящее время актуальность данной темы постоянно растет. В развитых странах это можно объяснить тем, что электронная коммерция рассматривается как один из способов повышения эффективности малого и среднего бизнеса, крупных корпораций и государственных учреждений. Одним из основных отличий электронной коммерции от традиционной розницы являются целевые группы покупателей. В электронной коммерции сложнее определить целевую аудиторию, потому что это не обязательно люди, которые работают или живут в близлежащем районе, которые обычно являются потенциальными потребителями в традиционной розничной торговле.
Кроме того, электронная коммерция имеет следующие преимущества:
• глобальное присутствие компании на рынке позволяет даже самым маленьким предприятиям выходить на различные рынки вне зависимости от их местонахождения;
• электронная коммерция создала новый канал для маркетинга и продаж;
• новый канал продаж предлагает ряд преимуществ для онлайн-покупателей, включая доступ к данным, возможности настройки и сравнение цен.
Использованные источники:
1. Mаrdоnоv B.B. "Service sector аnd етр1оутепГ Mоnоgrаph. Publishing touse 'Тап" оf the Аcаdemy оf Sciences оf the Republic оf Uzbekistаn Tаshkent - 2013, 128 pаges.
2. Bell D. G^dushchee pоstindustriаlnоe оbshchestvо. Experience sоtsiаlnоgо prоgnоzirоvаniyа / per. s 8ngl. M: Аcаdemiа 1999 s 169.
3. Mаrdоnоv B.B., Mustаfоev G'.S. Study аnd regulаtiоn оf the dаily ЫЬог mаrket (results оf а sоciоlоgicаl survey). Risоlа. Sаmаrkаnd-2020 y.- 48 p.
4. Fiscаl yeаr 2014 APPENDIX Bedget оf the U.S. GOVERNMENT 751 -pp.
5. Rakhmatulla Khidirovich Ergashev, Zuhra Jabborova The importance of innovative activity in tourism European Scholar Journal (ESJ) Available Online at: https://www.scholarzest.com Vol. 2 No. 4, April 2021, ISSN: 2660-5562 https://scholarzest.com/index.php/esj/article/view/663/554
6. Ergashev R. X., Fayziyeva S. S., Xamrayeva S. N. Qishloq xo'jaligi iqtisodiyoti //Toshkent" Iqtisod moliya. - 2018.
7. Shodmonovna F. S., Negmatovich Y. N. Agricultural Agroclasters Will Serve Increasing the Efficiency of Innovative Economy //Academic Journal of Digital Economics and Stability. - 2021. - С. 938-944.
8. Fayzieva, S. S.. The Main Directions and Effectiveness of the Development of Agrocluster Systems In Uzbekistan. JMEE 2022, 2, 149-154.
9. AB K., NM J. Investment directions and principles of entrepreneurial activity development in the regions //Journal of Contemporary Issues in Business and Government| Vol. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4047.
10. QarMII, Fayzieva Shirin Shodmonovna. "The Importance of Agricultural Agroclasters in Increasing the Efficiency of Innovative Economy." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 931-937.
11. Kurbanov A. В., Jalilova N. M. The Role Of Small Business In The National Economy //The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research. - 2020. - Т. 2. - №. 07. - С. 95.
12. Тойлокова, Baymamatovna, Taylakova Dilafroz. "Challenges and Solutions in Agricultural Services Development." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 924-930.
13. A.J. Musagaliev, & B.T. Shodiev. (2022). Methodological Issues of Location and Effective Use of Wells in Pastures in Uzbekistan. Partners
Universal International Research Journal, 7(1)J 111—5. https://doi.org/10.5281/zenodo.6387977
14. Normamatov I. B. Payment system in the context of modernization of the economy in Uzbekistan and the application of world experience on it //Archive of Conferences. - 2021. - С. 213-315.
15. Bahadirovich, Aminov Fazlitdin. "Conditions for Forming the Digital Economy in the Republic of Uzbekistan." Journal of Marketing and Emerging Economics 2.5 (2022): 88-92.
16. ФАЗЛИДДИН, Х. Совершенствование Подготовки Кадров На Основе Интеграции Вузов С Рынком Труда. Central Asian Journal of Theoretical and Applied Science, v. 2, n. 12, p. 404-407, 30 Dec. 2021.
17. FAKHRIDDINOVICH, F. H. Foreign Experiences of Higher Education and Labor Market Integration in Regions. Central Asian Journal of Innovations on Tourism Management and Finance, v. 3, n. 4, p. 44-48, 28 Apr. 2022.
18. Bаymаmаtоvnа T. D. Chаllenges аnd Sоlutiоns in Agricultural Services Devetopment /M^demic Jоumаl оf Dig^l Есопот^ аnd Stаbility. - 2021. -С. 924-930.
19. Усанов А., Жалилов Р. Пути совершенствования налогового мониторинга в условиях мирового финансово-экономического кризиса. М.: Экономика и финансы. №4(172). 2010.
20. Djalilov, R. H. (2020). Cameral management in the reform of administration and tax control. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (81), 472-477. https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.01.81.