Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СООБЩЕСТВА / ФИРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасанов Ш. Х.

В данной статье представлены предложения о важности малого бизнеса в развитии инновационных идей и тенденций в процессе адаптации к новым потребностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FEATURES OF SMALL BUSINESS AND ENTREPRENEURSHIP

In the article of prediction and development of innovative business and trends in innovation and process adaptation to the process.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК: 332.2.021

Хасанов Ш.Х. старший преподаватель кафедра "Финансы " Каршинский инженерно-экономический институт

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация: В данной статье представлены предложения о важности малого бизнеса в развитии инновационных идей и тенденций в процессе адаптации к новым потребностям.

Ключевые слова:предпринимательство, малый бизнес, инновационная экономика, сообщества, фирмы.

Khasanov Sh.Kh. senior lecturer department of finance Karshi Engineering and Economic Institute

SOCIAL FEATURES OF SMALL BUSINESS AND ENTREPRENEURSHIP

Annotation: In the article of prediction and development of innovative business and trends in innovation and process adaptation to the process.

Key words: Entrepreneurship, small business, innovative economics, communities, firms.

В развитых странах последовательно проводится политика всесторонней поддержки малого бизнеса. Причиной этого является наличие двух аспектов в развитии малого бизнеса. Во-первых, это связано с экономическими и социальными задачами, которые выполняет малый бизнес в условиях рыночной экономики, и эти задачи отражают его значимость. Второй аспект связан с недостатками, характерными для субъектов малого бизнеса, и с тем, что его развитие тормозится из-за этих недостатков в той или иной стране. Выявление этих двух аспектов малого бизнеса требует формирования и развития системы поддержки малого бизнеса в нашей стране.

Значение малого бизнеса в экономике в полной мере демонстрирует решаемые им экономические и социальные задачи. Эти задачи можно разделить на две группы. Первая группа - это общие задачи, которые отражают открыто заявленные инновационные цели хозяйствующего субъекта. Вторая группа - частные задачи. Они проявляются во времени и

в большей или меньшей степени отличаются от заявленных целей участников инновационной деятельности.

По словам А. Смита: «Мы не верим в щедрость мясника, повара или булочника, когда мы едим, мы верим, что они пытаются реализовать свои интересы, они преследуют свои интересы и находятся под контролем «невидимой руки», добиваются результатов, которые не могут себе представить» [1].

Это означает, что предприниматель выполняет не только отдельные задачи, направленные на обогащение, но и функции скрытого характера, социального характера. Он также использует инновационный подход к цели, чтобы оставаться впереди конкурентов.

Это позволяет наряду с отдельными задачами в составе экономических задач предпринимательства выделить задачи социального характера. Приоритетной должна быть главная задача малого бизнеса как фактора экономической свободы. Малый бизнес обеспечивает широкое распространение демократических принципов в экономической сфере. С одной стороны, развитие малого бизнеса дает человеку возможность выбора быть наемным работником или самостоятельным предпринимателем. С другой стороны, деятельность субъекта малого предпринимательства в большей степени подчиняется законам свободного рынка по сравнению с деятельностью крупных корпораций.

Эта задача малого бизнеса важна в условиях либерализации национальной экономики. Их сложно рассматривать как свободных субъектов рынка из-за высокой степени государственной зависимости крупных предприятий, составляющих основу нашей республики. В качестве второй задачи малого бизнеса необходимо показать его скрытую, интегративную (связывающую экономику в одно целое) задачу [2]. Фирмы, выполняющие эту задачу, называются «коммутантами» и служат для популяризации своей инновационной продукции.

В условиях рыночной экономики наличие платежеспособного спроса должно автоматически создавать предложение. Но в нынешнюю эпоху эффективное производство определяется его избирательностью. А это не во всех случаях будет целесобразным с экономической точки зрения. Крупное предприятие достигает высокой эффективности, когда оно выпускает единичный продукт в больших количествах и не занимается производством убыточных товаров. Например, автомобили являются товаром массового производства. Аоткрывать АЗС очень крупным компаниям нецелесообразно, потому что транзакционные издержки увеличатся, а ежедневной прибыли будет недостаточно.

Только небольшие коммутационные компании готовы воспользоваться любой возможностью, в то время как другие компании очень избирательны в этом отношении. Для средних предприятий характерно мелкотоварное производство. Но они запускают производство

в секторах, где есть особая и долгосрочная потребность. Средним компаниям необходимо собирать информацию и работать в узкой сфере.

Этот конфликт разрешается с помощью коммутирующих фирм, которые постоянно ищут социальные потребности и способны адаптироваться к требованиям рынка. Именно поэтому для этих фирм характерно отсутствие планирования в своей деятельности - они очень компактны и должны быть готовы к любым изменениям.

Тот факт, что деятельность малых фирм имеет большое значение для экономики, связан с их гибкостью. Можно сделать вывод об уровне развития малого бизнеса через способность приспосабливаться к часто меняющимся рыночным условиям национальной экономики [3].

Одной из важных скрытых задач малого бизнеса является задача создания конкурентной среды в условиях рыночной экономики. Конечно, противостояние мелких фирм с крупными корпорациями часто заканчивается их поражением. Но именно малые фирмы являются главной силой во взаимодействии со всем сектором малого бизнеса и крупным капиталом.

Ведущие ученые и эксперты международных форумов и организаций пришли к выводу, что единственным способом ликвидации растущей безработицы является создание новых предприятий и рабочих мест. Следует подчеркнуть, что малые предприятия используют труд социально незащищенных слоев населения (женщин, инвалидов, беженцев и др.), которые не могут найти работу на крупных предприятиях. Кроме того, малые фирмы являются специальным «полигоном» для прохождения практики и обучения молодых кадров. В то же время он выращивает инновационные кадры.

Большая часть населения в странах мира работает в сфере малого бизнеса. Например, в Китае 80% населения, в Японии 48%, в США 50%, в Узбекистане 78% заняты в малом бизнесе. Доля малого предпринимательства в экономике высока и в странах мира, в том числе 60% в Китае, 68% в Италии, 53% в Германии, 48% в Корее, 50% в США, 21% в России, и 56% в Узбекистане.

Субъекты предпринимательства на 1000 жителей составляют в Европейском союзе 57 единиц, в США 90 ед., в России 27,2 ед. [4], в Узбекистане 22 ед. Как видно из анализа, доля малого бизнеса в экономике развитых стран высока, потому что он выявляет растущую потребность и быстро реализует инновационные идеи для ее удовлетворения. Страна, которая первой произвела инновационный продукт, будет испытывать экономический рост.

Малый бизнес также обеспечивает использование материальных ресурсов, т. е. широко использует местные источники сырья и крупные отходы производства.

В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретает задача малого бизнеса по эффективному и полному удовлетворению спроса населения на товары и услуги.

Потребности общества, отрасли, региона, предприятий и организаций, каждого отдельного человека настолько разнообразны, что ни одна государственная организация не может в полной мере их учесть и удовлетворить. Кроме того, со временем они умножаются и, как показывает опыт последних десятилетий, индивидуализируются. Только предприниматель полностью учитывает и удовлетворяет эти потребности.

В качестве заключения отметим, что некоторые потребности рынка не могут быть полностью удовлетворены без малых фирм. Это потребности, для удовлетворения которых необходимо организовать крупномасштабное и высокополезное или специализированное производство, а другие потребности, не отвечающие этому требованию, остаются неудовлетворенными. В то же время малые предприятия пользуются рыночными преимуществами, потому что они знают своих клиентов и дифференцированные рынки.

Это относится, прежде всего, к предприятиям, обслуживающим сегменты рынка, малоинтересные крупным предприятиям в силу своих малых размеров. Среди них большая часть производства товаров народного потребления. Малый бизнес очень чутко реагирует на изменения спроса, способен удовлетворить новые и индивидуальные требования клиентов. Развитие бизнеса в большей степени определяется теми глубокими изменениями, которые происходят в культуре настоящего времени.

Если еще несколько десятков лет назад успех реализации продукта зависел от соответствия рыночным стандартам, то сегодня его новизна определяется оригинальностью его внешнего вида. Аналогичные тенденции распространяются и на сферу услуг - спрос зависит от качества и разнообразия услуг.

Использованные источники:

1. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962. с. 276.

2. Брициева М. Малое предпринимательство как экономическая категория. // Экономика и общество. 1999, №8

3. Samiyeva, G. T. (2022). Concepts of Poverty, Inequality and Social Exclusion. International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development, 4(3), 122-126. Retrieved from https://journals.researchparks.org/index.php/IJEFSD/article/view/2877

4. Samiyeva, G. T. (2022). The Most Important Aspects of Studying the Living Standards of the Population. Academic Journal of Digital Economics and Stability, Volume 16, April 2022, Pages 79-83

5. Ergashev, R. K., and A. D. Ravshanov. "Ways of Strategic Development and Increase of Competitiveness of Agricultural Enterprises." JournalNX, vol. 7, no. 1, 2021, pp. 99-105.

6. Ergashev, R. The ways of fishing farms management and developing the production activity / R. Ergashev, U. Beglaev // International Journal of Scientific and Technology Research. - 2020. - Vol. 9. - No 2. - P. 919-921.

7. Rakhmatulla Khidirovich Ergashev, Zuhra Jabborova The importance of innovative activity in tourism European Scholar Journal (ESJ) Available Online at: https://www.scholarzest.com Vol. 2 No. 4, April 2021, ISSN: 2660-5562 https://scholarzest.com/index.php/esj/article/view/663/554

8. AB K., NM J. Investment directions and principles of entrepreneurial activity development in the regions //Journal of Contemporary Issues in Business and Government| Vol. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4047.

9. QarMII, Fayzieva Shirin Shodmonovna. "The Importance of Agricultural Agroclasters in Increasing the Efficiency of Innovative Economy." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 931-937.

10. Kurbanov A. В., Jalilova N. M. The Role Of Small Business In The National Economy //The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research. - 2020. - Т. 2. - №. 07. - С. 95.

11. Тойлокова, Baymamatovna, Taylakova Dilafroz. "Challenges and Solutions in Agricultural Services Development." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 924-930.

12. Тойлокова, Baymamatovna, Taylakova Dilafruz. "The Importance of the Service Sector in Increasing the Living Standards of the Population." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 165-170.

13. Normamatov I. B. Opportunities to develop payment practices in uzbekistan on the basis of innovation //Conference Zone. - 2022. - С. 366-367.

14. Normamatov I. B. Payment system in the context of modernization of the economy in uzbekistan and the application of world experience on it //Archive of Conferences. - 2021. - С. 213-315.

15. . Дaнные гoсудaрственнoгo статистичес^го упрaвления Республики Узбекистан.

16. KHAMRAEVA S. N. Forecasting innovative development of infrastructure providing services to agriculture //Journal of Contemporary Issues in Business and Government| Vol. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4038.

17. Ikramovich, R. Z. Z., Shukhratovna, Y. S., To'lqinovich, S. B., & Ibragimovna, B. L. (2021). Monetary Policy Of The Uzbekistan And Its Improvement Ways In Implementing. Journal of Contemporary Issues in Business and Government, 27(1), 1551-1557.

18. Бегимкулов Ф.Э., Шодиев Б.Т. Сочетание управленческих навыков преподавателя и инновационной деятельности в педагогическом процессе // Вестник науки. 2020. №12 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sochetanie-upravlencheskih-navykov-

prepodavatelya-i-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-pedagogicheskom-protsesse (дата обращения: 07.10.2022).

19. Файзиева Ш. Ш. Роль сельскохозяйственных агрокластеров в повышении экономической эффективности //Gospodarka i Innowacje. -2022. - Т. 22. - С. 465-470.

20. Shodmonovna F. S. State Support is A Key to Increasing the Economic Efficiency of the Enterprise //International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development. - 2022. - Т. 4. - №. 3. - С. 153-159.

21. Yuldosheva SH.A. "The role of servicesinhousingand utilitiesand their opportunities toincreaseefficiency" ISSN: 2249-7137Vol. 11, Issue 2, February 2021, Impact Factor: SJIF 2021 = 7.492

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.