Джалилов Р.Х. старший преподаватель Каршинский инженерно-экономический институт
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ПОРЯДКУ ОРГАНИЗАЦИИ КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН И
ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
В данной статье рассмотрены нормативно -правовая база организации камерального контроля, являющегося важной составной частью налогового контроля, развитие современных информационно -коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа процесса налогового администрирования, эффективные механизмы предотвращения налоговых правонарушений, а также организации информационного обеспечения налогового контроля при проверке налоговой отчетности источники поступления доходов и вопросы совершенствования налогового контроля.
Ключевые слова: финансовая отчетность, налоговая отчетность, камеральный контроль, налоги в упрощенном порядке, налоговый контроль, достоверная база данных.
Jalilov R.Kh. senior lecturer Karshi Engineering and Economic Institute
REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK FOR THE ORGANIZATION OF CAMERAL CONTROL IN THE REPUBLIC OF
UZBEKISTAN AND ITS SIGNIFICANCE
This article discusses the legal framework for organizing in-house control, which is an important part of tax control, the development of modern information and communication technologies and advanced automated methods for analyzing the tax administration process, effective mechanisms for preventing tax offenses, as well as organizing information support for tax control when checking tax reporting sources of income and issues of improving tax control.
Key words: financial reporting, tax reporting, cameral control, taxes in a simplified manner, tax control, reliable database.
Введение
В Республике Узбекистан отношения связанные с камеральным контролем и его учетом, регулируются Конституцией Республики Узбекистан, Налоговым кодексом Республики Узбекистан, Кодексом об
административной ответственности Республики Узбекистан, соответствующими постановлениями и постановлениями Президента Республики Узбекистан и решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
При осуществлении камерального контроля в Республике Узбекистан действует статья 70 Налогового кодекса, действующая до 2020 года (принята в новой редакции в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» от 30 декабря 2019 года № УРЗ-599)[1] проводится камеральная проверка, при которой орган государственной налоговой службы без посещения налогоплательщика на основании изучения и анализа представленной финансовой и налоговой отчетности налогоплательщиком в установленном порядке, а также иные документы (сведения), имеющиеся в органе государственной налоговой службы о деятельности налогоплательщика. Указано, что вид контроля осуществляется по месту нахождения. Кроме того, целью камеральной проверки является предоставление налогоплательщику права самостоятельно устранять налоговые правонарушения, выявленные органами государственной налоговой службы по результатам камеральной проверки.
В случае если при заполнении налоговой отчетности были допущены ошибки, либо имеются противоречия между сведениями, указанными в представленной налоговой отчетности, и сведениями, имеющимися в органах государственной налоговой службы, это устанавливается органом государственной налоговой службы в процессе камеральной проверки, у налогоплательщика запрашивается внесение соответствующих исправлений, в письменной форме, а также следует сообщить всё через его личный кабинет.
Органы налоговой службы осуществляют камеральный контроль на основании статьи 84[1] Налогового кодекса на основании сведений, поступающих от органов и организаций, предоставляющих сведения о возникновении обязательств у налогоплательщиков. В этом случае органы государственной налоговой службы выявляют нарушения и несоответствия без посещения налогоплательщика и направляют налогоплательщикам письменное требование о самостоятельном устранении недостатков.
В случае непредставления в установленный срок причин выявленных налогоплательщиком разниц или указанного налогового отчета орган государственной налоговой службы производит доначисление налогов и других обязательных платежей путем обращения в суд с иском.
Камералного контроль впервые установлен решением Налогового комитета Республики Узбекистан от 29 мая 2020 года № 3236 «Об
утверждении Положения о проведении камеральных налоговых проверок» в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан. (Данное решение основано на решении Государственного налогового комитета Республики Узбекистан от 27 апреля 2022 года № 2022-14 «О признании утратившими силу некоторых ведомственных нормативных правовых актов, принятых Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан» (список № 3364, 29.04.2022.). Кроме того, база данных внешних источников основана в статье 7 Закона «О государственной налоговой службе»[2] информации, полученной от соответствующих органов и организаций, в соответствии со статьёй 84 Налогового кодекса[3] и Указом Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2012 года «Органы Государственной налоговой службы Республики Узбекистан Формируется на основании информации, представляемой в Государственную налоговую службу органами и организациями, предоставляющими информацию о возникновении обязательств налогоплательщиков. предусмотренные в решении ПП-1843[4] о мерах по дальнейшему повышению эффективности информационно-коммуникационной системы.
В ходе камерального контроля изучается полнота представления налогоплательщиками всех финансовых и налоговых отчетов, подлежащих сдаче в органы государственной налоговой службы.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основе опыта зарубежных стран в Республики Узбекистан проведена работа по эффективному использованию налогов и обязательных платежей, поступивших в государственный бюджет в результате камерального контроля, и источников поступлений от них, в результате направления дополнительного обеспечения доходной части государственного бюджета, а также предоставления денежных средств, которые составляют теоретико-методологическую основу научной работы.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Камеральные налоговые проверки контролируются и регулируются под новой редакцией Налогового кодекса Республики Узбекистан[3], Постановлением №1 Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 января 2021 года «Об управлении налоговыми рисками, выявлении налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговые риски, и об организации и проведении налоговых проверок» будет осуществляться и контролироваться в соответствии с решениями № 595 от 22 сентября 2021 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию учета налогоплательщиков и упрощению порядка возмещения налога на добавленную стоимость».
Указ Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года № УП-5116 «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других
обязательных платежей», несовершенство механизмов Щ налогового контроля, в том числе выявление объектов налоговой проверки без проведения необходимого анализа отмечается, что это снижает эффективность выявления нарушений и их раннего предупреждения [5].
В данном Указе предусматривается широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процессе налогового администрирования, полный переход на электронные услуги налогоплательщикам, в первую очередь, субъектам хозяйствования без прямой связи, всестороннее содействие налогоплательщикам в выполнении их обязанности, предотвращение налоговых правонарушений, разработка эффективных механизмов и повышение правовой культуры налогоплательщиков, применение современных методов налогового контроля определены важные направления реформирования системы органов государственной налоговой службы.
Также в Решении № ПП-3802 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы" было особо отмечено, что в Республике Узбекистан отсутствует в полной мере осуществление налогового администрирования, определение дополнительной налоговой базы, рациональное использование и практика информационно-коммуникационных технологий, что позволяют снизить уровень секрет оборота в экономике [6].
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 года «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» № УП-5468 [7] разработана концепция совершенствования налоговой политики. В качестве одного из основных направлений концепции предусмотрено совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих более полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, а также введение порядка для налогообложения операций, связанных с формированием трансфертных цен.
В стратегии совершенствования налогового администрирования, утвержденной Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП -4389[8] от 10 июля 2019 года, имеется ряд недостатков и проблем, которые мешают налоговой системе увеличивать бизнес в инвестиционной деятельности, создание здоровой конкурентной среды и эффективное проведение налоговых реформ. Включительно:
• отсутствуют единые стандарты и программные продукты, обеспечивающие обмен информацией между налогоплательщиком (налоговым агентом) и налоговыми органами;
• межведомственное информационное взаимодействие, снижающее качество налогового учета и отчетности, препятствующее расширению налоговой базы и обеспечению стабильных налоговых поступлений;
• механизмы общественного контроля, направленные на снижение уровня теневой экономики, а также поощрение легализации предпринимательской деятельности, несовершенны;
• отмечается наличие актуальных проблем в налоговом администрировании, таких как отсутствие единых стандартов и программных продуктов, обеспечивающих обмен информацией между налогоплательщиком и налоговыми органами.
Основными направлениями решения этих проблем с учетом опыта зарубежных стран являются внедрение современных методов оценки рисков и снижение объемов негласного оборота и неконтролируемых доходов в сфере экономической деятельности, поддержке выхода (легализации) лиц, осуществляющих деятельность вне сферы налогового законодательства из неформального сектора. В качестве одной из основных задач стратегии формирование системы налогового контроля на основе системы анализа рисков и дистанционной аналитической работы, позволяющей снизить вмешательство в деятельность налогоплательщиков, а также «человеческий фактор» в органы государственной налоговой службы и негативные проявления коррупции[8] (ПП-4389, 2019).
Эти недостатки и проблемы препятствуют быстрому развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового администрирования, сбору налогов и обязательных платежей на необходимом уровне.
В связи с этим была разработана стратегия совершенствования налогового администрирования, включающая следующие задачи.
Обеспечение стабильности налоговых поступлений в государственный бюджет:
> повышение качества предоставляемых налоговых услуг за счет повышения профессиональных навыков налоговых органов и внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование;
^ формирование системы налогового контроля на основе системы анализа рисков и дистанционной аналитической работы, что позволяет снизить вмешательство в деятельность налогоплательщиков, а также «человеческий фактор» в органах государственной налоговой службы и негативные проявления в коррупционных случаях. [8]
Понятие камеральной налоговой проверки упоминается в статье 138 Налогового кодекса Республики Узбекистан (2020 г.) включает налоговый отчет, представляемый налогоплательщикам (налоговым агентом), бухгалтерский отчет, а также иные документы, имеющиеся в налоговом органе о деятельности налогоплательщика.
Органы налоговой службы проводят камеральное расследование по сведениям, поступающим от органов и организаций, предоставляющих сведения о возникновении у налогоплательщиков обязательств, предусмотренных Налоговым кодексом, министерствами и ответственными ведомствами.
Камеральная налоговая проверка может проводиться в отношении налоговых периодов, по которым не истек срок исковой давности, указанный в статье 88 НК РУзб.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика (налогового агента, третьего лица) документы бухгалтерского учета, пояснения к представленным налоговому отчету и документам бухгалтерского учета, а также иную информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, и сборов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. [3]
В случае представления налогоплательщиком уточненного налогового отчета с суммой налога, исчисленной в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса, до окончания камеральной налоговой проверки камеральная налоговая проверка проводится с учетом представленных уточненных налоговых сведений.
При обнаружении расхождений и (или) ошибок в представленном налоговом отчете по окончании камеральной налоговой проверки налоговый орган направляет налогоплательщику требование о внесении исправлений в налоговую отчетность в порядке, установленном НК РУзб.
Установлено, что датой подачи заявления о внесении исправлений в налоговую отчетность является дата завершения налоговой проверки. Если по результатам изучения и анализа расхождений и ошибок не выявлено, камеральная налоговая проверка считается завершенной.
Налогоплательщик представляет уточненный налоговый отчет по соответствующим налогам и сборам либо, в случае представления подтверждающих документов, обоснование выявленных разниц в порядке, установленном Налоговым кодексом, в течение десяти дней со дня получения заявления для внесения исправлений. [3]
Хотя необходимо повторить, на сегодняшний день база данных, собирающая данные из внешних источников для повышения собираемости налогов, не совершенствуется, своевременная и качественная информация не предоставляется государственным налоговым органам со стороны должностных лиц и организаций, налоговые обязательства предприятия не контролируются эффективным методом, камеральная налоговая проверка осуществляется простыми арифметическими действиями, благодаря ее проведению налоговый контроль остается в большей степени зависимым от человеческого фактора [9].
Примером тому является статья 134 Налогового кодекса и связанный с этой статьей Закон о банковской тайне[3], статья 11 которого гласит следующее:
«Сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются в органы государственной налоговой службы в соответствии с законодательством по делам, связанным с вопросами налогообложения клиента (представителя) банка».
Статья 134 Налогового кодекса предусматривает следующее :[3] По запросу налогового органа о предоставлении сведений о клиенте банка банк обязан предоставить в налоговые органы в трехдневный срок со дня получения письменного запроса:
1) сведения о наличии банковских счетов клиента;
2) информация об остатках денежных средств на счетах клиента;
3) выписки об операциях по счетам клиента;
4) иные сведения, связанные с исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств.
В заключение можно сказать, что налог является тонким экономическим инструментом в руках государства, с помощью которого государство может контролировать всю экономику отрасли или же деятельность отдельных лиц. Состояние экономики во многом зависит и от того, насколько эффективно государство сможет использовать налоговый механизм.
При проведении непроверенных экспериментов на человеческом теле, приводит к плохим последствиям. А не правильное применение в экономике налогов в налоговые практики вызывает негативные последствия. Именно по этой причине проводились и проводятся постоянные исследования в научных работах по совершенствованию налогового механизма в обществе.
Использованные источники:
1. Налоговый кодекс Республики Узбекистан в старой редакции. Национальная база правовых документов, 01.01.2008
2. Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1997 года «О Государственной налоговой службе».
3. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. Национальная база правовых документов, 31.12.2019.
4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2012 года №ПП-1843 Решение «О мерах по дальнейшему повышению эффективности информационно-коммуникационной системы органов государственной налоговой службы Республики Узбекистан»
5. Указ Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года № УП-5116 «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей».
6. Постановление Президента Республики Узбекистан ПП-3802 от 26 июня
2018 года «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы»
7. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 года № УП-5468 «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан»
8. Постановление Президента Республики Узбекистан ПП-4389 от 10 июля
2019 года «О дополнительных мерах по совершенствованию налогового администрирования».
9. Ergashev, R. The ways of fishing farms management and developing the production activity / R. Ergashev, U. Beglaev // International Journal of Scientific and Technology Research. - 2020. - Vol. 9. - No 2. - P. 919-921.
10. Rakhmatulla Khidirovich Ergashev, Zuhra Jabborova The importance of innovative activity in tourism European Scholar Journal (ESJ) Available Online at: https://www.scholarzest.com Vol. 2 No. 4, April 2021, ISSN: 2660-5562 https://scholarzest.com/index.php/esj/article/view/663/554
11. Ergashev R. X., Fayziyeva S. S., Xamrayeva S. N. Qishloq xo'jaligi iqtisodiyoti //Toshkent" Iqtisod moliya. - 2018.
12. Shodmonovna F. S., Negmatovich Y. N. Agricultural Agroclasters Will Serve Increasing the Efficiency of Innovative Economy //Academic Journal of Digital Economics and Stability. - 2021. - С. 938-944.
13. Fayzieva, S. S.. The Main Directions and Effectiveness of the Development of Agrocluster Systems In Uzbekistan. JMEE 2022, 2, 149-154.
14. AB K., NM J. Investment directions and principles of entrepreneurial activity development in the regions //Journal of Contemporary Issues in Business and Government| Vol. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4047.
15. QarMII, Fayzieva Shirin Shodmonovna. "The Importance of Agricultural Agroclasters in Increasing the Efficiency of Innovative Economy." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 931-937.
16. Kurbanov A. В., Jalilova N. M. The Role Of Small Business In The National Economy //The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research. - 2020. - Т. 2. - №. 07. - С. 95.
17. Тойлокова, Baymamatovna, Taylakova Dilafroz. "Challenges and Solutions in Agricultural Services Development." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 924-930.
18. A.J. Musagaliev, & B.T. Shodiev. (2022). Methodological Issues of Location and Effective Use of Wells in Pastures in Uzbekistan. Partners Universal International Research Journal, 7(1), 1-5. https://doi.org/10.5281/zenodo.6387977
19. Normamatov I. B. Payment system in the context of modernization of the economy in uzbekistan and the application of world experience on it //Archive of Conferences. - 2021. - С. 213-315.
20. Bahadirovich, Aminov Fazlitdin. "Conditions for Forming th^lBDigital Economy in the Republic of Uzbekistan." Journal of Marketing and Emerging Economics 2.5 (2022): 88-92.
21. ФАЗЛИДДИН, Х. Совершенствование Подготовки Кадров На Основе Интеграции Вузов С Рынком Труда. Central Asian Journal of Theoretical and Applied Science, v. 2, n. 12, p. 404-407, 30 Dec. 2021.
22. FAKHRIDDINOVICH, F. H. Foreign Experiences of Higher Education and Labor Market Integration in Regions. Central Asian Journal of Innovations on Tourism Management and Finance, v. 3, n. 4, p. 44-48, 28 Apr. 2022.
23. Bаymаmаtоvnа T. D. Chаllenges аnd Sоlutiоns in Agricultural Services Devetopment /M^dernic Jоumаl оf Dig^l Есопот^ end Stаbility. - 2021. -С. 924-930.
24. Усанов А., Жалилов Р. Пути совершенствования налогового мониторинга в условиях мирового финансово-экономического кризиса. М.: Экономика и финансы. №4(172). 2010.
25. Djalilov, R. H. (2020). Cameral management in the reform of administration and tax control. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (81), 472-477. https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.01.81.