Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНИНА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНИНА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ СТУДЕНТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / ОНЛАЙН-КУРС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАН ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ТРЕНЕР / ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / E-TEACHER / E-STUDENT / DISTANCE LEARNING / E-LEARNING / STUDENT COMPETENCES / ONLINE COURSE / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION SOCIETY / CITIZENS OF THE INFORMATION SOCIETY / COMPUTERIZATION / CONTINUING EDUCATION / ONLINE TRAINING / ONLINE TRAINER / TRADITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринов Константин Анатольевич

Сегодня никто не сомневается в том, что образование является ключевым элементом построения информационного общества. Деятельность академических центров по созданию современных учебных программ, адаптированных к потребностям экономики, основанной на знаниях, как на уровне высшего образования, так и на уровне повышения квалификации, а также идеи непрерывного образования является основным фактором развития российского общества. Поэтому неудивительно, что использование современных информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании приобретает все большее значение не только в отношении форм передачи контента, но и на уровне организации этого процесса. Сфера применения онлайн-образования также систематически расширяется, как с точки зрения расширения предложения обучения, так и поддержки традиционных форм обучения. В статье автор ищет ответы на вопрос о том, как электронный преподаватель и взрослые учащиеся, могут эффективно использовать новые технологии в своей жизни. В статье представлены четыре модели граждан информационного общества, их роль в построении конкурентного преимущества экономики. Были рассмотрены также проблемы традиционной модели вуза в контексте развития информационного общества, а также проблемы, стоящие перед системой высшего образования, и видение того, как должно выглядеть высшее образование в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ELECTRONIC LEARNING IN THE FORMATION OF INFORMATION SOCIETY CITIZEN

Today, no one doubts that education is a key element in building an information society. The activity of academic centers to create modern curricula adapted to the needs of the knowledge-based economy, both at the level of higher education and at the level of advanced training, as well as the idea of continuing education is a major factor in the development of Russian society. Therefore, it is not surprising that the use of modern information and communication technologies in higher education is becoming increasingly important not only in terms of the forms of content transmission, but also at the level of organization of this process. The scope of application of online education is also systematically expanding, both in terms of expanding the offer of education and supporting traditional forms of education. In the article, the author is looking for answers to the question of how the electronic teacher and adult students can effectively use new technologies in their lives. The article presents four models of citizens of the information society, their role in building the competitive advantage of the economy. The problems of the traditional model of the university in the context of the development of the information society, as well as the problems facing the higher education system and the vision of how higher education should look like in the information society were also considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНИНА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

Tatarinov Konstantin Anatolyevich

THE ROLE OF ELECTRONIC LEARNING .

pedagogical sciences

УДК 378.018.43

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0034

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНИНА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

© 2019

Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: tatarinov723@gmail.com)

Аннотация. Сегодня никто не сомневается в том, что образование является ключевым элементом построения информационного общества. Деятельность академических центров по созданию современных учебных программ, адаптированных к потребностям экономики, основанной на знаниях, как на уровне высшего образования, так и на уровне повышения квалификации, а также идеи непрерывного образования является основным фактором развития российского общества. Поэтому неудивительно, что использование современных информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании приобретает все большее значение не только в отношении форм передачи контента, но и на уровне организации этого процесса. Сфера применения онлайн-образования также систематически расширяется, как с точки зрения расширения предложения обучения, так и поддержки традиционных форм обучения. В статье автор ищет ответы на вопрос о том, как электронный преподаватель и взрослые учащиеся, могут эффективно использовать новые технологии в своей жизни. В статье представлены четыре модели граждан информационного общества, их роль в построении конкурентного преимущества экономики. Были рассмотрены также проблемы традиционной модели вуза в контексте развития информационного общества, а также проблемы, стоящие перед системой высшего образования, и видение того, как должно выглядеть высшее образование в информационном обществе.

Ключевые слова: электронный преподаватель, электронный студент, дистанционное обучение, электронное обучение, компетенции студентов, онлайн-курс, информационные технологии, информационное общество, граждан информационного общества, компьютеризация, непрерывное образование, онлайн-обучение, онлайн-тренер, информационное общество, традиционное образование.

THE ROLE OF ELECTRONIC LEARNING IN THE FORMATION OF INFORMATION SOCIETY CITIZEN

© 2019

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina 11, e-mail:tatarinov723@gmail.com)

Abstract. Today, no one doubts that education is a key element in building an information society. The activity of academic centers to create modern curricula adapted to the needs of the knowledge-based economy, both at the level of higher education and at the level of advanced training, as well as the idea of continuing education is a major factor in the development of Russian society. Therefore, it is not surprising that the use of modern information and communication technologies in higher education is becoming increasingly important not only in terms of the forms of content transmission, but also at the level of organization of this process. The scope of application of online education is also systematically expanding, both in terms of expanding the offer of education and supporting traditional forms of education. In the article, the author is looking for answers to the question of how the electronic teacher and adult students can effectively use new technologies in their lives. The article presents four models of citizens of the information society, their role in building the competitive advantage of the economy. The problems of the traditional model of the university in the context of the development of the information society, as well as the problems facing the higher education system and the vision of how higher education should look like in the information society were also considered.

Keywords: e-teacher, e-student, distance learning, e-learning, student competences, online course, information technology, information society, citizens of the information society, computerization, continuing education, online training, online trainer, information society, traditional education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Дистанционное образование оказывает влияние на построение и развитие информационного общества - общества знаний и на реализацию концепции индивидуального обучения, максимально приближенную к потребностям он-лайн-студента и отвечающего конкретным его запросам. Онлайн-образование - это не новая методика обучения, требующая разработки принципиально новых решений, а другая организация учебного процесса. Цифровая экосистема - это переход к автоматизированной выдаче дидактического материала и использование в основном цифровых инструментов обучения [1].

Основным взрослым студентом дистационного обучения в России является руководитель или топ-менеджеры компании, которые верят в тесную корреляцию между онлайн-обучением своих сотрудников и ростом прибыли [2]. Творческие и информационно активные люди, которые несомненно знают, как просто необходимо в экономике знаний постоянно повышать свою квалификацию, профессионально развиваться и быть конкурентоспособными на трудовом рынке, все чаще вкладывают время и финансовые ресурсы для уча-

стия в практическое онлайн-обучение. Динамика этих изменений год из года возрастает в связи с развитием данных форм обучения в вузах, частном коучинке и росте спроса на 1Т-рабочую силу [3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В обществе знаний можно выделить четыре гражданские роли современного человека: «информер», «комьюнити-ма-стер», «онлайн-ученик» и «контент-мастер». Каждая последующая роль дополняет предыдущую новыми умениями и навыками и является её логическим продолжение. Данные роли расположены в порядке возрастания компетенции и не взаимоисключают друг друга. В цифровом обществе каждый человек, чтобы не стать изгоем информационного общества, должен исходя из своего уровня подготовки взять на себя одну из этих ролей. Конкурентоспособность общества зависит будет ли его экономика основана на знаниях. Поэтому обучение и воспитание гражданина цифрового общества является не только приоритетом для родителей и близких, но и важной государственной задачей, если государство

162

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ...

желает стать конкурентоспособным на мировом рынке. Ведь не даром в холдинговых олигархических структурах самое пристальное внимание уделяется именно человеческому капиталу [4].

Появление и стремительное развитие цифрового общества является одной из наиболее часто обсуждаемых тем в связи со вступлением России в экономику знаний. Государственный протекционизм нисходящих инициатив граждан не может быть успешным до тех пор, пока каждый россиянин не осознает необходимость адаптации своих знаний, умений и навыков к постоянно меняющимся требованиям растущей и нестабильной цифровой экономики. В ГГ- обществе стираются грани между человеком и машиной и требуется совершенно другой уровень психологической и профессиональной подготовки [5, 22].

Каждый гражданин должен разработать свою модель поведения, которая будет направлять его в повседневной жизни. Эта модель зависит от доступности инфраструктуры и информационных ресурсов. Проще всего адаптироваться к новым реалиям поколению «2», для которых интернет был доступен с самого рождения [6]. Сложнее поколениям «X» и <^». Можно выделить четыре главенствующие роли, которые определяют действия современного цифрового человека:

1) информер - человек, который умеет использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для получения нужной ему информации;

2) комьюнити-мастер - человек, который умеет общаться с другими, используя телеинформационные технологии (социальные сети, видео-чаты и электронную почту);

3) онлайн-ученик - человек, который может повышать свой уровень образования, используя ИКТ;

4) контент-мастер - человек, который способен создавать цифровые продукты, которые впоследствии используются для информирования, общения и обучения других граждан.

Цифровое общество, характеризуемое колоссальными изменениями - это общество, состоящее из граждан, принадлежащих к одной из четырех перечисленных категорий [7, 22]. Проблемой граждан, которые не могут войти ни в одну из перечисленных ролей является цифровой разрыв или информационная изоляция.

Роль высшего образования заключается в подготовке студента к исполнению соответствующих ролей в поистине новом для человека обществе - обществе непрерывного получения востребованных навыков, умений и знаний [8]. Система высшего образования уже сейчас сталкивается с серьезной проблемой подготовкой молодых людей к жизни в цифровом обществе [9]. Количество студентов в российских вузах больше не является проблемой и в настоящее время определенно важнее обеспечить качество образования. Качество особенно важно в условиях все большей и более эффективной конкуренции столичных вузов на российском рынке, которые успешно переманивают лучших абитуриентов из регионов [10]. В этом контексте региональное высшее образование должно готовиться к более эффективному обучению для своих студентов-земляков [11].

В другом случае требовательные региональные-студенты отвернутся от региональных вузов, а те, кто не сможет позволить себе обучение в столичных вузах, вступят в ряды изгоев цифрового общества. Доказательством того, как меняется стиль современной жизни, будет сравнение способов доступа и использования информации. Например, средневековые книги, часто изготавливали в течение нескольких десятилетий или поколений. Их украшали драгоценными металлами, переплетали замшей и кожей, а буквы подкрашивали в разные цвета. Из-за этого они могли иметь цену в несколько деревень. Эти древние книги являлись примером того, что передатчик информации был исключительно ценным (бумага, печать, отделка). Актуализация

произведений прошлого могла состоять только из добавления заметок на полях. Из-за большей цены и сложности подготовки нового манускрипта, полученные знания оставались неовеществлёнными. Сегодня такой способ передачи знаний абсолютно неприемлем, так как во все большем числе областей науки и техники знания устарели уже в момент их передачи. Носитель (рукописная бумажная книга или место на сервере) перестает быть элементом, отличающим типы хранимых знаний. Не имеет значения, на каком носителе мы храним фотографии (в фотоальбомах), заметки с собраний (в ежедневниках), видео и аудио (на магнитных кассетах). Важно только содержание. Несмотря на такие большие перемены в информационной области, самой большой проблемой является сложность получения информации, соответствующей информационным потребностям получателя. В древности из-за очень сложного и затратного доступа к информационным ресурсам, а в настоящее время - из-за переизбытка информации и информационного шума.

Информер стоит на первом месте в иерархии граждан цифрового общества. Это не означает, однако, что легко стать информированным российским гражданином. Одним из основных требований является возможность использования ИКТ для получения релевантной информации. Это означает, что гражданин должен знать способы общения с ГТ-устройствами. Не существует единого универсального языка, единого метода, с помощью которого можно одинаково успешно общаться со всеми ГТ-устройствами. Тем не менее, существует общий более высокий уровень общения (метаязык), который даёт возможность очень быстро освоить ранее неизвестные ГТ-устройства, если вы ранее знаете принципы работы с другими подобными ГТ-устройствами. Если вы только научитесь управлять квадрокоптером с помощью смартфона, у вас не должно возникнуть проблем с его использованием для управления системой «умный дом». Информер должен иметь возможность использовать ИКТ для получения информации, которая имеет значение с точки зрения значения, времени и места. Поэтому важной особенностью информера является возможность определения этой релевантности. Это особенно важно в эпоху использования интернета как главного источника информации. Информер должен очень быстро читать и получать бесплатные обучающие материалы в прикладных областях знаний с Instagram и Youtube [12, 22]. В то время как студенты старших курсов прошлого столетия могли читать несколько десятков слов в минуту, студент-выпускник в настоящее время читает 275-315 слов в минуту. Простые и действенные упражнения позволяют нарастить эту скорость примерно до 1300 слов в минуту при хорошем уровне понимания читаемого текста. Такая же проблема в массовой нераспространенности слепого набора на клавиатуре компьютера десятью пальцами. Хотя это может быть заменено в скором будущем голосовым вводом и машинным распознаванием речи в текст.

Комьюнити-мастер определяет человека, который осознает свою способность использовать информационные и коммуникационные технологии, которые он использует для общения с другими людьми. В частности, комьюнити-мастер может различать и делать выбор между средствами синхронной и асинхронной коммуникации. Кроме того, значительному облегчению общения между людьми способствует развитие игровых тенденций [13]. Практически каждый российский человек имеет на своём смартфоне несколько сетевых игровых приложений, которые способствуют общению между игроками.

Использование нескольких информационных каналов означает, что необходимо принять решение о том, какое сообщение и кому должно быть отправлено и в какое время. На это должен влиять следующий навык человека - умение определять важность и срочность поставленных задач. Срочная задача не является задачей,

Tatarinov Konstantin Anatolyevich pedagogical

THE ROLE OF ELECTRONIC LEARNING ... sciences

которая должна быть выполнена как можно скорее. Речь идёт о том, что помимо срочности задачи, важна и её актуальность. Важная и несрочная задача будет иметь приоритет перед неотложной, но не важной. Эта способность различать важность и срочность позволяет эффективно планировать время современного жителя цифрового общества. Важным навыком комьюнити-ма-стера является способность выполнять несколько задач одновременно или мультизадачность. Речь идет о многозадачности, аналогичной той, которая используется в персональных компьютерах. Компьютерный процессор выполняет только одну задачу за раз, однако, если имеется больше чем одна задача, он переключается между ними в соответствии с установленными приоритетами. Точно так же и в случае с человеком. Особенность ситуации заключается в том, чтобы резко прервать задачу и перейти к более важной и неотложной задаче, чтобы через некоторое время вернуться уже решаемой задаче. Умелое распределение ресурсов также необходимо для эффективной работы в группе. Сложность задача здесь состоит не в том, чтобы надлежащим образом делегировать её, а в том, чтобы умело её выполнять, принимая во внимание масштаб, ограничения и время.

Комьюнити-мастер должен знать естественные языки. Главным языком цифрового общества, помимо родного, являются английский. Однако источником конкурентного преимущества человека является владение другими языками. Языковая компетенция- это способность к быстрому овладению новыми языковыми средствами [14]. Географический аспект указывает на необходимость овладения языками соседей, экономический аспект или конкурентоспособность указывает, в свою очередь, на необходимость изучения редких и «прибыльных» языков. Знание нескольких иностранных языков является трамплином к очень следующей задаче - изучению новых культурных кодов, потому что общение на иностранном языке - это не только другой словарь и грамматика, но, прежде всего, неизвестная культура. Комьюнити-мастер должен уметь фильтровать, анализировать и контролировать информацию [15]. Цикл управления информацией включает в себя поиск информации, ее структуризация, выводы и создание новых информационных потребностей.

Онлайн-ученик - это человек, который использует ИКТ для получения знаний. Такой человек должен уметь определять уровень своих знаний, умений и навыков [16]. Исходя из этого, онлайн-студент должен уметь определять свои информационные потребности, в частности те, которые оказывают существенное влияние на его сегодняшнее и будущее положение на трудовом рынке. Также важно уметь определять другие потребности, которые являются источником его самореализации. Выявление информационных и самореализационных потребностей является главным шагом в определении объема непрерывного образваоиня. Эффективное он-лайн-обучение - это процесс, в котором учитываются два аспекта: аспект окупаемости инвестиций в обучение и аспект затрат времени на обучение [17, 22]. Определение рентабельности инвестиций позволяет выбрать наиболее подходящий предмет. Надлежащее определение затрат времени состоит в том, чтобы планировать процесс обучения так, чтобы он занимал не только как можно меньше времени, но и реально трансформировал человека как личность. Наиболее эффективным моментом для повторения материала является предел его забвения [18]. Подготовленный таким образом он-лайн-студент может эффективно провести экспертизу и ревизию своих знаний. Позиция разумной преемственности - это главный фактор правильности его действий.

Контент-мастер - это человек, который создает следующую, высшую ступень в четырехуровневой иерархии человека информационного общества. Контент-мастер - это модель гражданина, получившего образование в электронном вузе [19]. Контент-мастер постоян-164

но создает цифровые продукты, используемые другими гражданами цифрового общества.

Сегодня каждый российский вуз не может полностью создавать свои дидактические материалы, поэтому российская библиотека дидактических материалов для дистанционного образования так очень важна [20]. Тем не менее, российские вузы должны выполнять как минимум основные роли:

- создание информации или знаний;

- изготовление учебных видеоматериалов;

- помощь в правильном применении дидактического материала;

- посредник в распространении учебных цифровых материалов;

- оценка квалификации оналайн-преподавателей;

- сертификация приобретенных оналайн-квалифика-ций [21, 22].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Ведущие мировые вузы (Оксфордский, Гарвардский и Кембриджский университеты) сознательно делают свой дидактический материал доступным для всех, показывая, что профессиональный онлайн-преподаватель является неотъемлемым элементом образовательного процесса. Эти университеты осуществляют глобальную деятельность, открывают свои представительства во всех странах и сотрудничают с любыми учёными [22].

Люди, которые участвуют в оналйн-образователь-ных процессах, тренингах и курсах, чаще чем другие используют компьютер и смартфон, а также активны в соцсетях. Это становится особой проблемой для онлайн-тренера. Несмотря на частое отвлечение в процессе обучения во времени и пространстве, онлайн-тренер должен взять на себя ответственность за качество и эффективность учебного процесса: управлять им, стимулировать развитие онлайн-студентов и повышать эффективность онлайн-обучения. Тренер в области онлайн-образования с использованием новых технологий или в дистанционной системе подчиняется тем же дидактическим принципам, что и в традиционном образовании. Электронное обучение дает гораздо лучшие результаты у людей с внутренней мотивацией, чем обучение в аудиториях [23]. В случае цифрового обучения гораздо проще отказаться от курса и труднее поддерживать постоянную активность. Тем не менее, это не является препятствием для развития этого образования, потому что количество людей, которые мотивированы изнутри или извне постоянно расширять свои знания, умения и навыки, динамично растет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барахсанова Е.А. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде / Е.А. Барахсанова, А.И. Данилова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. № 4 (25). - С. 38-40.

2. Баева О.Н. Оценки участия руководителей в дополнительном профессиональном образовании на основе данных статистических наблюдений / О.Н. Баева // Известия Байкальского государственного университета. - 2016. - Т. 26, № 6. - С. 980-986. -DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).980-986.

3. Былков В. Г. Закономерные трансформации спроса на рынке труда / В. Г. Былков // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 3. - С. 416-425. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(3).416-425.

4. Хосроева Н.И. Человеческий капитал как фактор формирования экономики знаний / Н.И. Хосроева // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. № 4 (21). - С. 255-258.

5. Солодова Н.Г. Управление человеческими ресурсами: проблемы и перспективы /Н. Г. Солодова, А. Н. Васильева //Baikal Research Journal. - 2015. - Т. 6, № 4. - DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(4).14.

6. Карпикова И.С. Привлечение аудитории к цифровым СМИ с помощью элементов геймификации /И.С. Карпикова, В.В. Артамонова //Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 4. - С. 599-614. -DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).599-614.

7. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества /Е.Н. Бобышев //Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2015. - № 1 (10). - С. 21-23.

8. Озерникова Т.Г. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе / Т.Г. Озерникова, О.Н. Пензина //Baikal Research Journal. — 2018. — Т. 9, № 1. — DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(1)11._

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ...

9. Суходолов А.П. Научно-образовательный потенциал и стратегия развития байкальского университета (к 85-летию вуза) / А.П. Суходолов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 187-195. — DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).187-195.

10. Озерникова Т.Г. Качество образования — приоритет развития университета / Т.Г. Озерникова, Т.А. Бутакова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 196-205. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2).196-205.

11. Суходолов А.П. Факторная модель оценки состояния цифровой экономики / А.П. Суходолов, И.А. Слободняк, В.А. Маренко // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2019. - Т. 20. № 1. - С. 13-24.

12. Тагаров Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России /Б.Ж. Тагаров //Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 8. - С. 1201-1212 - doi: 1018334/ce12839269.

13. Анохов И.В. Игровой аспект экономики / И.В. Анохов // Известия иркутской государственной экономической академии. -2013. - № 2(88) - С. 5-9.

14. Мишанова О.Г. Информационно-языковая компетенция современного ребенка в новом культурном контексте цифрового общества / О.Г. Мишанова, Ю.В. Батенова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. № 2 (23). -С. 44-48.

15. Кутепова Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза / Л.И. Кутепова, О.А. Никишина, Е.А. Алешугина, Д.А. Лошкарева, Д.С. Костылев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2016. - Т. 5. - № 3 (16). - С. 68-71.

16. Гогицаева О.У. Роль дистанционного образования в современных условиях /О.У. Гогицаева, В.К. Кочисов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 10-12.

17. Бондаренко Т.Г. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения / Т.Г. Бондаренко, В.В. Колмаков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 53-57.

18. Богданова А.В. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов / А.В. Богданова, Е.Ю. Коновалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. - Т. 5. - № 4 (17). - С. 79-83.

19. Рукавишникова В.Н. Модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов / В.Н. Рукавишникова, Г.В. Рыбакова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 233-236.

20. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования / Т.Н. Иванова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 2 (11). - С. 42-45.

21. Полевая Н.М. Проблемы реализации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе / Н.М. Полевая, В.В. Ситникова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 163-166.

22. Abramowicz W. E-learning jako sposöb akademickiego ksztaicenia dla spoieczenstwa informacyjnego / W. Abramowicz //Rozwöj e-edukacji w ekonomicznym szkolnictwie wyzszym. - 2005. - S. 11-17

23. Rajs R. Narzqdzia e-learningu wspomagajqce proces edukac-ji informatycznej w odniesieniu do progresu wiedzy informatycznej wsröd siabszych studentöw / R. Rajs // Panstwowa WySsza Szkoia Zawodowa w Krosnie. - Режим доступа: cejsh.icm.edu.pl/cejsh/element/.../024_Rajs_ Robert.pdf

Статья поступила в редакцию 06.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.