Научная статья на тему 'Роль элективных курсов по информатике в профессионально-образовательной траектории обучающихся'

Роль элективных курсов по информатике в профессионально-образовательной траектории обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНФОРМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Душкин Анатолий Владимирович

В статье анализируются специфика элективных курсов по информатике, их значение для формирования профессионально-образовательной траектории старшеклассников в условиях информатизации общества и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Душкин Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль элективных курсов по информатике в профессионально-образовательной траектории обучающихся»

Роль элективных курсов по информатике в профессионально-образовательной траектории обучающихся

Душкин А. В.

Душкин Анатолий Владимирович /ВизИкгп АпаОу УЫттукк - магистрант, Институт математики, информатики и естественных наук Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются специфика элективных курсов по информатике, их значение для формирования профессионально-образовательной траектории старшеклассников в условиях информатизации общества и образования. Ключевые слова: элективный курс, профессиональная ориентация, профессионально -образовательная траектория, профессиональное самоопределение, информатика.

В России в последние годы на последней ступени общего образования определена концепция профильного обучения. Основной моделью перехода к профильному обучению является самостоятельное определение обучающимися личностных образовательных траекторий. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» завершающей ступенью обязательного образования является основное общее образование, следовательно, перед общеобразовательной организацией стоит задача по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению.

В наше время, в условиях развития информационного общества появилось достаточно широкое разнообразие направлений профессий в области информатики, в связи с этим проблема профессионально-образовательной траектории учащихся общеобразовательных организаций достаточно актуальна в наше время.

Для решения данной проблемы, общеобразовательной организации необходимо произвести профильное обучение обучающихся с целью выявления предрасположенности обучающихся к виду профессиональной деятельности и построения персонального пути реализации личностного потенциала каждого обучающегося.

Профильное обучение - способ дифференцирования и индивидуализирования обучения, который при помощи изменений в содержании и структуре организации образовательного процесса более полноценно учитывает интересы и приоритеты учащихся, подготавливая их к профессиональному самоопределению в соответствии с их индивидуальной образовательной траекторией.

По мнению Е. А. Климова, каждый субъект имеет определенную предрасположенность к виду трудовой деятельности. То есть, человек, который испытывает неудобство при работе с другими людьми с большим удовольствием работает с техникой, и наоборот, человек, в котором преобладает желание общения с другими людьми предпочитает не пользоваться техническими устройствами [1, с. 8].

Практика показывает, что содержание будущей профессионально-образовательной траектории зависит от осмысленного выбора обучающимися [1, с. 14].

Развитие профессионального самоопределения старшеклассников основывается на личностных факторах мотивации, направленных на реализацию потребностей самоутверждению, саморазвития, стремления к самовыражению. Для развития личностных факторов мотивации необходимо использовать форму образовательного процесса, преобразующую познавательные потребности в мотивы будущей профессионально-образовательной траектории и профессиональной деятельности обучающихся, то есть в такие формы, которые помогают старшеклассникам не только приобрести профессиональные навыки, но и необходимые знания [2, с. 100].

Одной из форм образовательного процесса, удовлетворяющих индивидуальные потребности обучающихся, являются элективные курсы.

Элективные курсы - форма организации образовательного процесса, основным средством которого является индивидуализации познавательной деятельности обучающихся. Интегрируя элективные курсы в образовательный процесс предоставляется возможность учитывать современные подходы к обучению, а также мнение и интересы обучающихся.

Элективные курсы по информатике внедряются и становятся одной из главной технологической подготовки человека. Отсюда следует, что направление элективных курсов по информатике зависит от разнообразия практической деятельности в различных сферах с использованием информационных технологий. Изучение актуальных, востребованных в современном обществе, информационных технологий является одной из приоритетных форм содержания элективных курсов информатики.

В условиях образовательной среды элективные курсы по информатике решают задачи по углубленному изучению информационных технологий, что позволяет развивать профильный уровень предмета, также это способствует повышению уровня подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Кроме этого важнейшей задачей элективных курсов по информатике является знакомство обучающихся с особенностями передовых для данного направления видов деятельности, что способствует профильному самоопределению обучающихся, а также повышению эффективности формирования подготовленности специалиста к умению применять в своей профессиональной деятельности информационно-коммуникацонных технологий.

Таким образом, особенности содержания элективных курсов по информатике определяется факторами, к которым относятся:

- значительная межпредметная взаимосвязь информатики с другими образовательными предметами, объемное применение понятийного аппарата, средств и методов, присужденных данному направлению, при изучении практически всех предметов;

- образовательный мотив изучения информационных технологий для развития основных компетенций ученика общеобразовательной организации, приобретение образовательных навыков, востребованных в будущей профессиональной деятельности;

- особенная роль изучения информатики в формировании современно -информационной научной картины мира;

- взаимосвязь понятийного аппарата филологических дисциплин, гуманитарных и естественных наук с содержанием информационного образования человека [3, с. 56].

Наиболее продуктивным методом обучения элективным курсам по информатике представляется метод проектов, сформированный на исследовании обучающимися и решением заданий из выбранной предметной области. Исследовательская деятельность, основанная на методе проектов, актуальна и необходима для использования в области информационно-коммуникационных технологий. Применение данного метода привнесет большой вклад в профессиональное самоопределение школьников. Также, метод проектов в элективных курсах по информатике развивает способности взаимодействия с другими субъектами деятельности, что повышает уровень коммуникации, помогает принимать решение, учитывать мнение, позиции и способности других участников. Развитие данных способностей необходимо и актуально в наше время, так как является одним из важных компонентов образовательных результатов и способствует профессиональной ориентации обучающихся.

Для того чтобы преподаваемые элективные курсы по информатике способствовали процессу преобразования познавательных потребностей в мотивы будущей профессиональной деятельности старшеклассников необходимо учитывать мнение каждого обучающегося.

В. В. Бесценная для осознанного выбора обучающимися предложенных элективных курсов предлагает учитывать в учебном процессе соответствующие условия:

- учащиеся должны ясно осознавать свои интересы, планы;

- учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплексов;

- учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса [3, с. 68].

Таким образом, применение элективных курсов по информатике в образовательном процессе позволяет повысить индивидуализацию обучения, предоставив каждому обучающемуся индивидуальную нагрузку, соразмерную его способностям и интересам, полноценно учитывающую его познавательные и жизненные интересы. Элективные курсы по информатике, являясь средством профессионального самоопределения старшеклассников, также помогают применять обучающимися соответствующими знания и умения в интересующих их областях, более полно учитывать интересы и склонности обучающихся, что в конечном итоге поможет развить интерес к продолжению образования и получить представление о современной профессиональной деятельности.

Литература

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.

2. Левченко И. В., Лагашина Н. И. Элективные курсы по информатике как средство формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях информатизации образования // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования, 2008. № 2. С. 98-102.

3. Бесценная В. В. Конструирование содержания элективных курсов в профильном обучении // автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 2006. 19 с.

Развитие профессиональной мотивации педагогов ДОО через организационно-методическое обеспечение Рычкова О. Б.

Рычкова Ольга Борисовна /Rychkova Olga Borisovna - магистрант, кафедра педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет Институт педагогики и психологии детства, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье рассматривается организационно-методическое обеспечение в качестве средства развития профессиональной мотивации педагогов ДОО, в связи с чем раскрывается сущность понятий «организационно-методическое обеспечение», «профессиональная мотивация», а также представлено содержание модели развития профессиональной мотивации педагогов ДОО через организационно-методическое обеспечение и приведен краткий анализ результатов опытно-экспериментальной работы по организационно-методическому обеспечению развития профессиональной мотивации педагогов в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.