А.Г. Прокофьева
ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ ...
REGIONAL STUDIES IN TEACHING LITERATURE
© 2014
A.G.. Prokofjeva, Doctor of Pedagogics, professor of Department of Literature and Literature Teaching
Methodology
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg (Russia)
Annotation: Nowadays one of the most important methods of teaching literature is a culturological approach. Today teaching literature faces some difficulties because of social processes in the society. The article aims at identifying ways of appealing to regional studies and therefore making teaching literature more effective. The research of literary texts perception by 5-11th year Orenburg students was held. It was based on literature and regional studies tests results of the students. So a method of step-by-step combining regional studies and literature was developed. Herein such criteria were considered as students' age, grade, type of school and teachers' qualification in regional studies. The article highlights objectives and ways of introducing regional studies in the educational process according to the student-reader evolution theory by V.G. Marantsman. The author displays types of classes that is of practical importance for a philology teacher.
Keywords: regional studies; local literary places; literary text; reader's perception; student age; stages of literary development; imitation; matching; home region culture.
УДК 378.12
РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ЗООЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПГСГА
© 2014
Н.Н. Сазонова, кандидат педагогических наук, сотрудник кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В связи с изменениями, произошедшими на рынке труда за последние десятилетия, возникли серьезные проблемы в образовании, главной целью которого явилось формирование знаний, умений выполнять действия по образцу, умений и способностей принимать эффективные решения в экстремальных ситуациях, что является основой культуры безопасности жизнедеятельности. Наиболее эффективно ее формирование будет осуществляться с использованием экскурсий в зоологический музей.
Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности; экскурсии; биологические опасности; зоологический музей.
В связи с изменениями, произошедшими на рынке труда за последние десятилетия, возникли серьезные проблемы в образовании, главной целью которого явилось формирование знаний, умений выполнять действия по образцу, умений и способностей принимать эффективные решения в проблемных ситуациях и быстро ориентироваться в социальной обстановке, выбирая свою личностную траекторию. Поэтому требования к подготовке специалиста изменились в сторону повышения значимости подготовки квалифицированных кадров [1, с. 5; 2, с. 3-4].
Сегодня выпускнику необходимо дать относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Переход государства и общества на новые экономические условия требует подготовки специалистов нового качества, способных решать разнообразные конструктивные задачи, умеющих моделировать различные природные явления и процессы, находить компромиссные решения в различных ситуациях природопользования и обладающих культурой безопасности жизнедеятельности. Именно высшая профессиональная школа должна взять на себя часть функций, направленных на формирование и развитие культуры безопасности жизнедеятельности всеми возможными элементами учебного процесса, обозначив не только успешное усвоение знаний, но и саморазвитие в контексте задач становления психолого-педагогической компетентности, индивидуальных стратегий, базирующихся на принципах гуманистической психологии и личностно-деятельностного подхода [3, с. 5; 4, с. 4-6].
Новый тип образования предполагает, прежде всего, современный стиль мышления - диалектического и научного, а образованность в социокультурном контексте означает знание культурного наследия человечества и осознания границ этого знания на каждом этапе своей жизнедеятельности. Очень важно, чтобы естественно-
научное образование, отражающее систему знаний естественных наук в зеркале образования, рассматривалось как неотъемлемая часть усвоенной общечеловеческой культуры, обеспечивающей формирование целостного мировоззрения и современного рационального способа мышления. Как будет развиваться система образования, какие направления станут приоритетными, создадут реальное образование в контексте реформ модернизации образования - актуальный вопрос сегодняшнего дня, так как образование не ограничивается системой детских садов, школ, колледжей, университетов и т. д., а включает весь образ жизни, мыслей, сознание людей и их непосредственные действия [4, с. 6; 5].
Общество, ощутив острую востребованность на рынке труда подготовленных кадров и высококвалифицированных рабочих, признало необходимым повышение качества их подготовки, ориентированность на формирование ключевых и профессиональных компе-тентностей, обеспечивающих конкурентоспособность специалистов. Возникла объективная необходимость повышения качества высшего профессионального образования, уровня знаний, умений, навыков, степени развития культуры безопасности жизнедеятельности, социального участия в поиске решений проблем, связанных с безопасностью и сохранением окружающей среды. Это возможно, если будущий специалист еще в стенах учебного заведения высшего профессионального образования ориентирован не на рецептурность полученных знаний, а на законы развития природы и общества [6].
С этих позиций актуальна и злободневна проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности у студентов ПГСГА. Важную роль в процессе формирования культуры безопасности студентов ПГСГА играет создание психологического настроя на обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности, закрепление в их памяти определенной методики действий в любой практической ситуации (от узнавания,
идентификации отдельных явлений до критического осмысления его).
В решении данной проблемы неоценимую роль играют экскурсии в зоологический музей ПГСГА, посредством которых возможно более полное формирование культуры безопасности жизнедеятельности у студентов ПГСГА.
Изучением вопросов безопасности жизнедеятельности и культуры безопасности жизнедеятельности занимались Абрамов В.Н., Ананчук В.Я., Белов С.В., Беляева А.П., Григорьев Б.В., Деркачев А.О., Журавлев Г.Е., Зотов Б.И., Ильицкая А.В., Козьяков А.Ф., Коломиец О.Г., Кузнецов В.Д., Маренго А.К., Марчук Т.Н., Машин В.А., Мединский В.Р., Мошкин В.Н., Никитин В.П., Проскурин С.А., Смульский С.В., Соломин В.П., Тевлин С.А., Топоров И.И., Шайдоров А.А., Шершнев Л.И., Ярочкин В.И. и другие.
О проблемах во взаимоотношениях общества и природы писали Будыко М.И., Гирусов Э.В., Горшков В.Г., Кавтарадзе Д.Н., Лаптев И.П., Лосев А.В., Новиков Ю.В., Новоженов Ю.Й., Марков Ю.В., Медоуз Д., Моисеев Н.Н., Реймерс Н.Ф., Радкевич В.А., Соломин С.Н., Стенин B.C., Урсул А.Д., Шварц С.С., Швебс Г.И., Федосеев П.Н., Фролов И.Т., Яблоков А.В., Яншин А.Л. и другие.
Роль экскурсий в процессе обучения отражена в работах Аквилевой Г.Н., Анцыферова Н.П., Артоболевского Г.В., Баранова С.П., Белоусова Д.А., Беляевой Л.Т., Блинникова В.И., Блинниковой Л.Н., Боча Г.Н., Буринской Н.Н., Вахтерева В.П., Винокуровой Н.Ф., Владимирского Н.Д., Всесвятского Б.В., Гейнике Н.А., Герда В.А., Гревса И.М., Громовой Е.А., Демидова В.А., Зарубиной А.П., Звягинцева Е.А., Измайлова И.В., Кайгородова А.И., Кайгородова Д.Н., Каптерева П.Ф., Клепининой З.А., Комарова В.Л., Комаровой Н.В., Куликовой Т.А., Михлина В.Е., Натали В.Ф., Николаева С.Н., Пинкевича А.П., Пичугина Б.Ф., Погаевской А.С., Половпева В.В., Райкова Б.Е., Римского-Корсакова М.Н., Семакина Н.К., Семенова И.В., Сичинава В.А., Стрельцовой В.Б., Тарасова Н.Г., Ульянинского В.Ю., Фисуненко О.П., Черниховой Е.Я., Шацкого С.Т., Шашкова Э.В., Шенберга Г.Г., Шубкиной Л.С., Ягодовского К.П., Яхонтова А.А. и других.
Современная методология экскурсий освещена в работах Аквилевой Г.Н., Баранова С.П., Белоусова Д.А., Беляевой Л.Т., Блинникова В.И., Блинниковой Л.Н., Буринской Н.Н., Винокуровой Н.Ф., Громовой Е.А., Демидова В.А., Измайлова И.В., Зарубиной А.П., Клепининой З.А., Куликовой Т.А., Михлина В.Е., Николаева С.Н., Пичугина Б.Ф., Погаевской А.С., Пугал Н.А., Семакина Н.К., Семенова И.В., Сичинава В.А., Стрельцовой В.Б., Фисуненко О.П., Черниховой Е.Я., Шашкова Э.В. и Шубкиной Л.С.
Однако роль экскурсии при формировании культуры безопасности жизнедеятельности в этих работах не отражена. Вместе с тем, экскурсия в зоологический музей ПГСГА дает широкие возможности для ее формирования у студентов, которые наглядно могут наблюдать биологические объекты, способные представлять опасность и их модели.
Экскурсия - это форма организации учебно-воспитательной работы со студентами, позволяющая наблюдать и изучать предметы, процессы и явления природы в естественных или приближенных к ним условиях. Она дает возможность наблюдать то, что часто нельзя показать в учебном кабинете [7, с. 5-8]. В совокупности с лекциями и различными видами учебно-практических занятий экскурсии играют важную роль в решении задачи осуществления связи обучения с жизнью и активизации учебной деятельности студентов. Экскурсии осуществляются по программе с четко запланированным объемом информации и достаточно четким управлением познавательной и предметной деятельностью
учащихся.
Цель экскурсии.
1. Дать студентам знания о животных, являющихся биологическими опасностями и способных причинить ущерб жизни и здоровью человека.
2. Научить студентов видеть в привычном окружении объекты, представляющие опасность, избегать их, а при необходимости, противостоять им.
3. Формировать навыки ответственного поведения в природе.
4. Расширить и закрепить знания, полученные на уроках безопасности жизнедеятельности.
При подготовке к экскурсии преподавателю необходимо заранее посетить музей, чтобы иметь представление о качественном и количественном составе живых (рыб и рептилий) и зафиксированных объектов и их моделей, а также их расположении.
Подготовка студентов к экскурсии заключается в подборке информации для докладов об опасных для человека животных.
Перед выходом необходимо ознакомить группу с правилами техники безопасности при посещении зоологического музея.
В ходе экскурсии студенты наблюдают стенды и диарамы с животными, некоторые из которых могут причинить вред жизни и здоровью человека, делают краткие доклады, дополняемые преподавателем (либо экскурсоводом). В каждом из залов музея представлены животные конкретных типов, классов, отрядов, семейств, видов. Соответственно, имеется возможность организовать не только индивидуальную, но и групповую работу студентов, предварительно разделив их на группы, каждая из которых будет делать сообщения по конкретной систематической единице животного мира.
Результатом экскурсии является более полное усвоение знаний по теме: «Биологические опасности», развитие умений предвидеть возможные опасности, избегать их, а если это необходимо, адекватно на них реагировать с наименьшим ущербом для окружающей среды, жизни и здоровья человека. Знания, полученные на основе самостоятельных работ студентов при подготовке и во время экскурсии, наиболее прочно удерживаются в памяти.
Вопрос использования экскурсий для развития культуры безопасности жизнедеятельности требует пристального внимания, так как развивает перспективы более полного усвоения знаний о возможностях безопасного существования человека в условиях изменяющейся среды, умения предвидеть и избегать опасности, а также правильно действовать в экстремальных условиях, что является составными частями формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 2002. 240 с.
2. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: Тенденции и прогнозы. М. : Алгоритм, 2002. 480 с.
3. Путько В.Ф.Образовательные ресурсы и развитие инновационной экономики // Педагогический процесс как культурная деятельность : сборник материалов и тезисов докладов V международной научно-практической конференции 4-7 октября 2005 г. В 2-х томах. Т. 1 /Сост. и ответ. ред. А.П. Шевченко. Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН, 2005. С. 6-14.
4. Чернылевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М. : ЮНИТИ, 2002. 437 с.
5. Косынкина С.Э. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.08 Теория и методика проф. образования. СГПУ, Самара, 2006
[Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika. методика обучения и воспитания (экология). ПГСГА
com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-kultu- Самара, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-
ry-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-professionalnoy-pod- pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-meto-
gotovke-studentov-tehnicheskogo-vuza#ixzz310NNwJfN dika-formirovaniya-evolyutsionnyh-ponyatiy-v-razvitii-
6. Сазонова Н.Н. Методика формирования эволю- ekologicheskoy-kultury-studentov-pedagogicheskogo-
ционных понятий в развитии экологической культуры kolledzha#ixzz310NZXwg7
студентов педагогического колледжа : автореф. дис. 7. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н Зоологические
... канд. пед. наук: специальность 13.00.02 Теория и экскурсии. М. : Топикал,1994. 640 с.
EXCURSION TO A ZOOLOGY MUSEUM AS A MEANS OF STUDENTS' HEALTH AND
SAFETY AWARENESS RAISING
© 2014
N.N. Sazonov, Candidate of pedagogical sciences, employee of Department of Zoology and Anatomy,
Physiology, Human Life Safety
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: The latest changes at the job market caused challenges for the education which is to provide people with theoretical and practical skills of following the pattern, being able to make decisions in the case of emergency, in other words the basic skills of health and safety awareness. Excursions to the zoology can be of great contribution to the process.
Keywords: health and safety awareness; excursions; biological hazards; zoology museum.
УДК 372.8
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
©2014
Л.Г. Сафина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается возможность активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью дидактических игр, представлена разработка игры по химии для учащихся 8 класса «КВН по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», которая может быть использована в практике преподавания химии в общеобразовательных школах.
Ключевые слова: познавательная деятельность; дидактические игры; преподавание химии.
Познавательная деятельность, а как следствие активность учащихся, является важным фактором повышения качества обучения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает школьников к самообразованию. Иными словами, сущность познавательной деятельности состоит в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в настоятельном побуждении заниматься предметом.
Проблема развития познавательной активности учащихся требует поиска нового в теории и практике обучения, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения, направленных на развитие и становление познавательных потребностей и интересов школьников.
Источником этой проблемы в педагогической практике является противоречие между стремлением учителя развивать познавательные потребности и деятельности учащихся и недостаточной разработанностью способов и средств формирования познавательных интересов школьников в процессе овладения ими содержанием образования на уровне учебной дисциплины «Химия». Принцип активности обучающегося в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении новых знаний и умений.
Педагогический опыт, накопленный в процессе преподавания химии в школе, позволяет утверждать, что дидактическая игра возбуждает интерес к предмету, активизирует на протяжении всего урока, развивает мышление, речь, память, формируют познавательные интересы, оказывают положительное эмоциональное
воздействие [1, с. 12].
Реализация игровых приёмов и ситуаций в процессе обучения происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [2, с. 41; 3; 4; 5; 6; 7].
ФГОС определяет такие методические принципы инновационного урока, как: субъективизация, метапред-метность, деятельностный подход, коммуникативность, рефликсивность. Использование классических типов урока теряет смысл. Современный урок должен учитывать следующие требование: самостоятельная работа на всех этапах урока, учитель выступает в качестве организатора, а не информатора, высокая степень речевой активности и рефлексию учащихся. Применение игровых технологий или хотя бы элементов игры на уроке может помочь учителю организовать и провести урок в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к уроку.
Изучение химии начинается с 8 класса, и формировать познавательную активность учащихся к изучению химии нужно начинать именно в это время. В данной статье вашему вниманию представляется разработка дидактической игры по химии для учащихся 8 класса «КВН по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», которая может быть использована в практике преподавания химии в общеобразовательных школах.
Цель урока-игры: Обобщить и оценить знания учащихся.
Задачи урока:
1. Образовательная - углубление знаний, повторе-