Научная статья на тему 'Образовательный потенциал музея в развитии экологической культуры'

Образовательный потенциал музея в развитии экологической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1170
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSEUM / TOUR TO THE MUSEUM / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носова Тамара Михайловна, Шведов Валерий Геннадьевич

В статье в контексте научных представлений рассматривается образовательный потенциал музея и его роль в развитии экологической культуры обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MUSEUM IN THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL CULTURE

The article discusses the educational potential of the Museum and its role in the development of ecological culture of students.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал музея в развитии экологической культуры»

УДК 378:574

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2012 Т.М.Носова, В.Г.Шведов

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 15.05.2012

В статье в контексте научных представлений рассматривается образовательный потенциал музея и его роль в развитии экологической культуры обучаемых.

Ключевые слова: музей, экскурсия в музей, экологическая культура, экологическое образование.

Проблема, которая остро встала в связи с

тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису - это развитие его экологической культуры. Сегодня экологическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, системы социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом (С.В.Алексеев, И.Н.Пономарева, Н.Н.Моисеев)1. В данном процессе особое значение имеет образовательный потенциал музеев.

Возможность и необходимость сотрудничества музея с системой образования в развитии основ экологического образования, экологического сознания, экологической культуры обусловлены самой природой музея и находятся в сфере реализации одной из его важнейших социальных функций - образовательно-воспитательной. Однако в образовательных программах по естествознанию музеям чаще всего отводится вспомогательная роль. Включение работы в музее в программу занятий в значительной мере зависит от позиции преподавате-

Носова Тамара Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека. E-mail: ssllnn@mail. ru

Шведов Валерий Геннадьевич, директор зоологического музея. E-mail: ssllnn@mail.ru

1 Алексеев С.В. Теория и практика профессиональной экологической подготовки учителя XXI века // Экологическое образование. - СПб.: 1997. - С. 26 - 28; Пономарева И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания. - СПб.: 1993. - С. 10 - 15; Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М.: 1995. - С. 5 - 10.

ля, уровня его музееведческой подготовки и носит спонтанный характер. И хотя педагоги в поисках выхода из кризиса, в котором находится современная школа в условиях его модернизации, все более обращаются к внешкольным образовательным институтам, в том числе и к музеям, их «школоцентристская» позиция не позволяет в должной мере раскрыть и использовать образовательный потенциал музеев. В настоящее время развитие музееведения как научной дисциплины, с одной стороны, и изменение запросов общества к системе образования в связи с социально-экономическими переменами - с другой, приводят к необходимости пересмотра содержания образовательной деятельности музеев и в первую очередь в области естественноисториче-ского, экологического образования. Рассматривая музейно-образовательную проблему в различные периоды истории общества, государственное регулирование взаимоотношений между музеями и школой в области естественнонаучного образования можно констатировать, что она сложна, многогранна, решения ее не однозначны.

У естественнонаучных, учебно-просветительских музеев свои особенности, как по содержанию материала, так и по его использованию в образовательном процессе, поэтому они требуют специального рассмотрения. Активность взаимодействия музеев с учебными учреждениями в области образования отмечается в начале XX века. Так, в обращении Народного комиссара по просвещению, опубликованном 29 октября 1917 года, подчеркивалось, что в отличие от обучения, которое является передачей готовых знаний учителем ученику, образование есть творческий процесс, и музей наряду со школой, театром может быть в этом помощником.

На Первой Всероссийской конференции по делам музеев в феврале 1919 г. Нарком просвещения А.В.Луначарский сказал, что задача музеев состоит в том, чтобы стать «опорными

пунктами в деле народного образования». Роль музеев в решении вопросов народного образования была закреплена и организационно, отмечает в своей работе Е.Н.Рафиенко2. В Наркомпросе РСФСР, помимо музейного отдела, был отдел внешкольного образования, включавший в себя экскурсионно-музейную секцию.

Постановления правительства нацеливали на развитие различных форм внешкольного образования, что имело непосредственный выход на деятельность музеев. На это было направлено и циркулярное письмо «Экскурсионная работа в школе и ее учет», утвержденное Наркомпросом в ноябре 1922 года, в котором отмечались трудности строительства новой школы, необеспеченность наглядного, предметного и трудового обучения, в связи с чем, выдвигался экскурсионно-исследовательский метод, причем не только как иллюстрация к учебному курсу, но и как основа для последующей образовательной работы. В этом документе указывалось, что «экскурсионная работа является одним из важнейших элементов школьной работы», «результаты ее должны подвергаться педагогическому учету».

Однако следует отметить, что использование экскурсионного метода, в том числе и музейных экскурсий, в образовательном процессе опиралось на достижения русской экскурсионной школы и в значительной мере отличалось на содержательном и методическом уровнях от того, что сейчас подразумевается под музейными экскурсиями. Методика применения исследовательских экскурсий в процессе обучения, разработанная А.Н.Бекетовым, Л.Любе-ном, К.Сент-Илером, Э.А.Россмесслером, К.Ф.Рулье3, получила значительное развитие в 20-е гг., особенно в области естествознания в работах В.В.Половцова4, И.И.Полянского, Б.Е.Райкова5, К.П.Ягодовского6, А.А.Яхонтова7 и др. В частности И.И.Полянский (1918) разработал проект организации сети экскурсионных станций, были организованы педагогические биостанции В.Ф.Натали в Москве

2 Рафиенко Е.Н. Музеи и историческое образование в системе учебных заведений // Музейное дело. Музей, культура, общество. - М.: 1992. - С.168 - 184.

3 Рулье К.Ф. Избранные биологические произведения. - М.: 1954.

4 Половцов В.В. Избранные педагогические труды. -М.: 1957.

5 Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. - М.: 1960; Райков Б.Е., Римский-Кор-саков М.Н. Зоологические экскурсии. - Л.: 1956.

6 Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. - М.: 1951.

7 Яхонтов A.A. Биологические экскурсии в городе по

городскому саду. - М.: 1928.

(1918) и Б.Е.Райковым в Ленинграде (1924). Уделяя большое внимание практическим, исследовательским, лабораторным методам изучения естествознания Б.Е. айков и другие методисты считали необходимым проведение многочисленных экскурсий (до 20 экскурсий в год), однако Б.Е.Райков и многие другие методисты отстаивали необходимость отражения в содержании образования основ биологических наук, дополненных учебным материалом практического и прикладного характера, дидактически пригодным для изучения опытно-исследовательским путем и способствующим развитию мышления, наблюдательности, формирования мировоззрения. Одновременно было написано много пособий по экскурсиям: «Методика и техника экскурсий» Б.Е.Райкова, «Биологические экскурсии в городе и по городскому саду» А.А.Яхонтова, «Экскурсионное дело в городе» В.А.Герда.

В этот период активно дискутировался вопрос о соотношении научно-исследовательской и просветительной деятельности музеев, обсуждались возможности гармоничного сочетания этих направлений работы. Появились и развивались новые формы контактов музеев с вузами и школами. Инициаторами новых форм образовательно-воспитательной работы в 20-х гг. были историко-краеведческие музеи (хотя на 1928 г., как отмечает Е.Н.Рафиенко8, они составляли немногим более 14% музейной сети страны). С самого начала своей деятельности они установили тесные связи со школами и вузами. Экскурсии в музеи включались в учебные программы средних и высших учебных заведений. «К концу 20 гг. в Ленинградском музее революции проводились лабораторные, методические экскурсии вузов, действовали курсы для учителей, проводились практические занятия студентов МГУ», так изучение экспозиции Ленинградского музея революции было включено в курс наук Военно-политической академии им. Н.Г.Толмачева, для студентов создавались специальные выставки. Был разработан подробный план с экскурсионными схемами к программам школ различного уровня. При этом стремились методически учесть различия образовательного уровня посетителей9.

Оценивая первые десятилетия становления советской школы как период поисков связи обучения с жизнью, Н.М.Верзилин и В.М.Корсунская отмечали, с одной стороны, много методических новинок, которые опреде-

8 Рафиенко Е.Н. Музеи и историческое.... - С. 170.

9 Экскурсионная работа в школе и ее учет // Бюллетень официальных распоряжений и сообщений Народного комиссариата просвещения. - 1922. - №2. - С. 5 - 7.

ленным образом положительно влияли на биологическое образование: обогатили учителей методикой проведения экскурсий в природу и на производство, организации общественно полезного труда, самостоятельных работ учащихся, установления межпредметных связей биологии с курсами физики и химии при изучении физико-химических основ природы10. С другой стороны, были налицо явные недочеты, односторонние увлечения, бессистемность программ по естествознанию, слабое методическое обеспечение, что приводило к получению учащимися поверхностных, отрывочных знаний о природе, обществе, труде11.

Уже в 20-е гг. предпринимались попытки проверки знаний, полученных в ходе образовательного процесса в музее. Вопросы взаимоотношений музеев, вузов и школ затрагивались и на областных музейных конференциях, проводившихся в 1926 - 1927 гг. в порядке подготовки к I Всероссийскому музейному съезду.

Несмотря на существование различных точек зрения на образовательно-воспитательную деятельность музеев, был сделан вывод «что «каждый музей должен увязать свою работу с программой школ и высших учебных заведений, специально прорабатывать свой музейный материал под этим углом зрения. При этом подчеркивалась необходимость подготовки педагогов-музееведов и развития в музеях теоретической работы в области педагогики. Однако доминировали установки на подчиненность образовательных задач музеев задачам школы, которая сохранилась с незначительными изменениями вплоть до последнего времени. Эта ориентация была закреплена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О музейном строительстве в РСФСР», принятым 20 августа 1928 г., которое поставило задачу «наибольшего приближения музеев к запросам школьного и профтехнического образования и массового просвещения». Эта мысль развивалась в выступлениях председателя Главполитпросвета Н.К.Крупской: «Музейную работу нельзя вырвать из общей цепи школьной и политико-просветительской работы».

Итоги деятельности музеев в данный период подвел I Всероссийский съезд, проходивший в декабре 1930 г. Съезд поставил вопрос об идейно-политическом содержании всех направлений работы музеев и закрепил жесткую пропагандистскую направленность экспозиций, при которой музейный предмет приобретал

10 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Система и развитие методов преподавания биологии // Известия АПН РСФСР. Вып. 87. - М.: 1957. - С. 21 - 27.

11 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: 1976. - С. 40.

второстепенное значение. При этом в своих выступлениях делегаты указывали, что: 1) «посещение музеев школами не должно быть эпизодическим, это должно быть интегральной частью школьной работы, т.е. должно входить в программу школы, причем преподаватель также должен в обязательном порядке прорабатывать темы предварительно в музеях»; 2) сквозные экскурсии не должны господствовать в практике экскурсионной работы музеев, необходимо обратиться к построению тематических маршрутов; 3) в музеях должны развиваться «навыки самостоятельной работы и общественной активности» учащихся; 4) необходимо повысить квалификацию педагогов в смысле овладения методами музейной работы; 5) «методы музейной работы должны стать в школе на равную ногу с педагогическими методами».

Дальнейшая деятельность реализовывала эти направления. Об этом свидетельствуют ряд правительственных постановлений, касающихся состояния и задач музейного строительства. Более детально эти вопросы прорабатывались на сессиях научно-методического совета музейного отдела Наркомпроса в школьно-педагогической секции, нацеливавших на выставочную и кружковую работу музеев, на различных семинарах и совещаниях, в инструкциях Народного комиссариата просвещения.

Музеи стали координировать тематику своих экспозиций со школьными программами -создавались специальные отделы наглядных учебных пособий, проводились семинары по изучению юного посетителя музея, на которых обсуждались вопросы о выявлении роли музейных экскурсий в педагогическом процессе школы, о способах определения представлений, с которыми ребята приходят в музей. Это были первые попытки выявления обратных коммуникативных связей между музеем и посетителем. Появились новые формы сотрудничества музеев и школ: заключение договоров о шефстве над школами, организация кинолекториев, учебно-консультационных кабинетов, а также ставились задачи распространения работы музеев на систему школ для взрослых. Вопросы массовой научно-просветительской работы музеев касались эффективности экскурсионной работы со школьниками, ее целеуста-новкам, особенностям усвоения музейной информации, соответствия ее школьной программе, изменениям восприятия в зависимости от методов показа, планирования тематики учебных экскурсий в общем учебном плане школы, вуза. При этом методистами выдвигались предложения, связанные с необходимостью отводить целый учебный день для школ в му-

зее применительно к программе предмета. Рядом исследователей (Зузыкина, Кобылкина, Иванова) указывались и причины, препятствующие участию музеев в образовательном процессе: 1) недооценка роли музеев и их возможностей органами народного образования;

2) отсутствие средств на учебные экскурсии;

3) отсутствие музеев в программах школ;

4) подготовка и переподготовка учителей идет, минуя вопросы использования учителем музея в учебно-педагогических целях; 5) музеи не всегда учитывают детские запросы и интересы; 6) слабое знание школы со стороны экскурсоводов музеев. И ряд других моментов, которые не потеряли актуальность в сегодняшние дни.

В этот период развития музейного дела в музейные экспозиции широко внедряются различные вспомогательные материалы - схемы, диаграммы, тексты, статистические сведения, нередко отодвигавшие музейный предмет на второй план, указывает Е.Н.Рафиенко (1992). Однако в 20-е и 30-е гг. был накоплен ценный опыт привлечения посетителей в музей, прежде всего учащихся, к познанию естественной истории через музейные экспозиции, хотя вопрос об обратной связи по существу не разрабатывался. Поэтому созданные в рассматриваемый период предпосылки вовлечения музеев в образовательный процесс в школе и в вузе не получили должной реализации.

Сложившаяся в предвоенный период система взаимоотношений между музеями и учебными заведениями продержалась без существенных изменений вплоть до 70-х гг. XX века. В целом контакты музеев со сферой естественного образования развивались по линии расширения форм работы, а не качественных изменений в музейно-образовательном процессе.

В конце 60-х гг. XX века во многих странах мира возникает необходимость по-новому осмыслить такое учреждение, как музей, определить его место в быстро меняющемся обществе, в культуре, выявить его основные социально-культурные функции применительно к данному историческому периоду. Исходя из этого, как отмечает В.Е.Лисюк (1987), многие новаторы теории и практики музейного дела делают вывод, что традиционный музей больше не отвечает требованиям жизни, а все попытки его реанимировать неэффективны. Необходима кардинальная перемена самой его сути. Именно эти предпосылки послужили толчком для теоретического обоснования иного понимания сущности музея и его социальных функций. Новые концепции естественнонаучных музеев, различные в деталях, но близкие по содержанию, отмечает Т.Н.Семененко (1992), возникают сразу в нескольких странах и даже на

разных континентах - в Европе, Южной и Северной Америке.

В зарубежной музееведческой литературе все чаще употребляется термин «экомузей». Теория экомузея родилась во Франции и в этой стране она впервые получила практическое воплощение. Впервые этот термин появился в 1971 г. у Жоржа Анри Ривьера, который ряд лет работал над теорией экомузеев. В соответствии с концепцией Ривьера экомузей посвящен человеку и его культурному и природному окружению. Экомузей состоит из двух частей: «музея пространства, среды, открытого музея и собственно музея времени» под крышей. Он считает, что экомузей это:

1) Зеркало, в котором люди могут увидеть себя, приобрести знания о местности, в которой они живут, об окружающей их природе.

2) Лаборатория, помогающая изучению прошлого и настоящего местного населения, среды его обитания, готовящая специалистов в данных областях в сотрудничестве с другими исследовательскими центрами. 3) Заповедник, способствующий сохранению и оценке местного природного и культурного наследия. 4) Школа, вовлекающая местных жителей в свою деятельность по изучению и охране наследия, что способствует осознанию ими своего будущего.

С 70-х гг. XX века предпринимаются попытки привлечь внимание к качественной стороне образовательного процесса в музее. Для его исследования стали применяться статистические, социологические, системно-структур-ные и психологические методы. Однако качественная система показателей эффективности этой работы, базирующаяся на возможности реализовать с их помощью образовательно-воспитательную функцию музеев, еще не разработана. Решение этих задач требует координации усилий специалистов биологов, экологов, музееведов, социологов, педагогов, психологов.

Сегодня идет процесс переосмысления роли и значения музейного представления исторической реальности, музейных предметов, природных экспозиций, культуры их построения и самого музея в контексте модернизации образования, ведущих философско-культурных и художественных парадигм. Определяя сущностные свойства музея А.М.Разгон12, охарактеризовал его как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, удовлетворяющее общественные потребности, в со-

12

Разгон А.М. Некоторые направления научных исследований деятельности школьных музеев // Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами. Труды НИИ культуры. - Вып. 122. - М.: 1983. - С.39 - 43.

хранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, документальных средств социальной информации, эстетических ценностей.

Музей - это уникальный общественный институт, имеющий особую специфику, отличную от других научных, образовательных учреждений культуры (А.Ф.Котс13. Заметна, в развитии экологической культуры населения региона, роль зоологического музея Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА). В основе концепции развития экологической культуры посетителей средствами зоологического музея лежат семантические (смысловые), аксиологические (ценностные) и коммуникативные (отражающие информационные связи) составляющие, изучение которых необходимо при создании развивающей среды музея. Их интеграция образует своеобразную семиотическую систему зоологического музея.

История музея связана с историей открытия педуниверситета в г. Куйбышеве. Первые сборы зоологического материала в Куйбышевском пединституте начались со времени основания кафедры зоологии (1929). Широкий размах, при строгом научном подходе к изучению и коллекционированию животных Среднего Поволжья, эта работа получила в период руководства кафедрой зоологии проф. А.Н.Мельниченко. Благодаря его трудам, а также деятельности проф. П.А.Положенцева, много лет работавшего на этой кафедре, было положено начало фаунистическим исследованиям Куйбышевской, Ульяновской, Оренбургской и Пензенской областей.

Учебный кабинет зоологии имел хотя и не полные, но представительные коллекции по ряду групп паразитических червей, насекомых, рептилий, птиц и млекопитающих. Кабинет был прообразом будущего зоологического музея. В это же время под руководством проф. С.М.Ши-клеева, возглавившего впоследствии кафедру зоологии института, начались интенсивные исследования рыб, планктона и бентоса рек бассейна Волги.

В годы войны зоологические исследования, полевые сборы и поступление животных объектов в учебный кабинет зоологии резко сократились. Различные обстоятельства военного и послевоенного времени нанесли большой ущерб коллекциям. Часть их была утрачена, а часть потеряла научную и учебную ценность. Положение изменилось к лучшему, начиная с 1955

13 Котс А.Ф. О научно-исследовательской работе музеев // Труды государственного Дарвиновского музея. Вып. IV. Научно-исследовательская работа в естественнонаучном музее. - М.: 2001. - С. 4 - 22.

года, когда кафедру возглавил доктор биологических наук, проф. Д.Н.Флоров. Его по праву считают основателем зоологического музея. Им была организована рабочая группа из преподавателей и студентов, восстановлены в основном утраченные коллекции ряда систематических групп животных Среднего Поволжья, значительно пополнены фаунистические сборы. В частности были получены уникальные материалы байкальской фауны (гаммарусы, губка Лю-бомирского, живородящая рыбка голомянка), фауны Баренцева и Черного морей (иглокожие, медузы, крабы, моллюски, рыбы), Астраханского, Аскании-Нова, Воронежского и Кандалакшского заповедников.

Материал, в переживающий этап становления зоомузей, собирался из разных источников: от частных коллекций, многочисленных экспедиций сотрудников кафедры зоологии до животных, павших в зоопарках. В 1998 году зоологический музей кафедры зоологии получил статус структурного подразделения биолого-химического факультета СамГПУ.

В настоящее время зоологический музей ПГСГА является одним из крупнейших в Поволжье. Он является членом ассоциации естест-венноисторических музеев России (г. Москва, Государственный Дарвиновский музей), входит в состав ассоциации научно-тех-нических музеев города Самары. Он сотрудничает с Самарским Областным историко-краеведческим музеем им. П.В.Алабина, а также Тольяттинским, Кинельским и Сызранским краеведческими музеями. Зоомузей является базой для формирования экологических и природоохранных знаний у студентов не только педагогического вуза, но и других высших учебных заведений г. Самары, слушателей спецкурсов лицеев, школ города и области. Контингент посетителей музея ПГСГА разнообразен: школьники - 40%; студенты - 37%; дошкольники - 8%; учителя -5%; пенсионеры и социально обеспеченные граждане - 8,5%; научные работники в области науки и культуры - 1%; иностранцы - 0,5%14.

Для решения поставленных задач в залах музея оборудовано 2 категории экспозиций -эталонно-систематические и краеведческие. Систематические экспозиции призваны обеспечивать учебный процесс при изучении биологии животных в вузе и школе. Животные в них расположены в порядке научно обоснованной системы - Царства Zоа, где представлены: Одноклеточные (происхождение, эволюция, значение в биосфере) и Подцарство многоклеточные, среди которых низшие и высшие: дву-

14 Шведов В.Г., Носова Т.М. Зоологический музей СГПУ в образовании для устойчивого развития. - Самара: 2005.

слойные; трехслойные бесполостные; трехслойные первичнополостные; трехслойные вторич-нополостные и вторичноротые. Экспозиция музея, демонстрирующая многообразие животного мира, располагается в 5-х залах и включает в себя: 61 систематическую витрину, 22 экологические диорамы, в которых представлены различные природные зоны Земли. Коллекция насчитывает около 5000 экспонатов не только местной фауны, но и других стран и континентов, включая 60 видов животных занесенных в Красную Книгу РСФСР и МСОП.

Система методов и методических приемов, применяемых в работе с посетителями в зоому-зее разнообразна. Помимо традиционных в музееведении (экскурсии, лекции, консультации), широко используются и новые формы (передвижные выставки, уроки-экскурсии, «обучающий гид» и др.). Экскурсия - традиционная форма работы с посетителями в музее. Любая экскурсия в зоомузее всегда решает задачи биоэкологического образования и воспитания, создает предпосылки для развития у экскурсантов интереса и любви к живой природе, к родному краю. Традиционной формой музейной работы с посетителями являются и лекции. Они проводятся непосредственно в залах музея экскурсоводами, а также сотрудниками и преподавателями кафедры зоологии ПГСГА. Тематика лекций для посетителей, предлагаемых зоологическим музеем, разнообразна: «Животный мир Самарской области»; «Перелетные и зимующие птицы края»; «Насекомые-опылители»; «Редкие и исчезающие виды фауны Самарской губернии»; «Охраняемые территории Самарской области» и другие.

Одной из форм научно-просветительской деятельности зоомузея являются консультации. Сотрудниками музея проводятся консультации для студентов ПГСГА, которые используют материалы фондовых коллекций при написании

дипломных и курсовых работ, для учителей школ и методистов дошкольных общеобразовательных учреждений. В течение ряда лет сотрудниками музея ведется работа по созданию передвижных выставок для школ города и губернии, где читаются лекции, демонстрируются экспонаты и коллекции зоомузея. На данных выставках материал зоомузея дополняется, как правило, живыми объектами (змеи, грызуны, черепахи, земноводные). Данная деятельность способствует патриотическому воспитанию детей, учит их охранять, преумножать красоту и богатство живой природы края, развивает любознательность, пытливость, экологическое мышление и сознание.

Новой формой работы с посетителями зоо-музея является «обучающий гид». Это метод самостоятельного знакомства с экспозициями музея без участия экскурсовода, на основе путеводителя и комплекса заданий, а также тестов, вопросов, ответы на которые можно найти при изучении экспозиций в залах зоомузея. Задания меняются по степени сложности в зависимости от цели исследования, его темы, изучаемого курса, дисциплин (зоология, экология, теория эволюции). Таким образом, зоологический музей, являясь базой биоэкологического воспитания и образования в Самарской губернии, играет существенную роль в профессиональной подготовке будущих учителей и развитии экологической культуры посетителей. Все это создает предпосылки для переосмысления роли музеев в экологическом образовании и воспитании экологической культуры. Таким образом, изучение процесса развития музейно-образовательной ситуации в целом и форм ее государственного регулирования позволяют наметить основные позиции, разработки которых будут способствовать раскрытию образовательного потенциала музеев в становлении экологической культуры.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MUSEUM IN THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL CULTURE

© T.M.Nosova, V.G.Swedov

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article discusses the educational potential of the Museum and its role in the development of ecological culture of students.

Keywords: Museum, tour to the Museum, ecological culture, environmental education.

Tamara Mihajlovna Nosova, Doctor of Education, Professor of chair of Zoology and Anatomy, Physiology and human life safety. E-mail: ssllnn@mail. ru;

Shvedov Valery Gennadevich, the director of a zoological museum. E-mail: ssllnn@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.