УДК 581.9. (075.8)
ПРАКТИКУМ ПО ЗООЛОГИИ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ
(Рецензия на учебно-методическое пособие
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
(квалификация (степень) «Бакалавр») /
сост.: Т.М. Носова, А.М. Ковригина, В.Г. Шведов. Самара : ПГСГА, 2013. 527 с. : ил. ISBN 978-5-8428-0963-9. Тираж 500 экз.)
ZOOLOGY OF INVERTEBRATES MANUAL (Review of the Study Guide for University Students-Bachelors of Pedagogical Education / compiled by T.M. Nosova, A.M. Kovrigina, V.G. Shvedov. Samara : PGSGA, 2013. 527 p. ISBN 978-5-8428-0963-9. 500 copies.)
© Ю.Л. Герасимов Самарский государственный университет (Россия, Самара)
© Yu. L. Gerasimov Samara State University (Russia, Samara)
В статье рецензируется учебно-методическое пособие «Практикум по зоологии беспозвоночных», предназначенное для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «Бакалавр»), изданное в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
The article reviews "Zoology of Invertebrates Manual" for university students-bachelors of Pedagogical Education, published in Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.
Ключевые слова: учебно-методическое пособие; практикум по зоологии беспозвоночных; бакалавр; Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.
Keywords: study guide; zoology of invertebrates manual; BA degree; Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.
Зоологические дисциплины на естественно-географическом факультете Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) всегда были и остаются неотъемлемой частью учебного процесса в системе профессиональной подготовки.
Специалисты кафедры зоологии, анатомии, физиологии человека и безопасности жизнедеятельности в течение многих лет занимались и занимаются мониторинговыми исследованиями природно-тер-риториальных комплексов, собрали огромный фактический материал по фауне Среднего Поволжья [2].
С введением стандартов третьего поколения высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «Бакалавр») на естественно-географическом факультете ПГСГА были открыты профили «Биология и география»,
«Биология и химия», по направлению 022000.62 «Экология и природопользование» - профиль «Экология» [1]. Методика преподавания зоологических дисциплин в контексте ФГОС-3 потребовала внесения существенных изменений в учебный процесс, разработки учебно-методических комплексов, в основе которых - практико-ори-ентированная на региональные особенности деятельность обучаемых.
Рецензируемое учебное пособие «Практикум по зоологии беспозвоночных» написано доктором педагогических наук, профессором Т.М. Носовой, кандидатом биологических наук, доцентом А.М. Ковригиной, кандидатом педагогических наук, доцентом В.Г. Шведовым.
Учебно-методическое пособие к специализированному лабораторному практикуму по зоологии беспозвоночных животных включает материал по разделам «Общие свойства жизни (биоэкология, фило-
Практикум по зоологии беспозвоночных
генез систем органов)» и «Основы морфологии и биологии животных». Методический акцент пособия сделан на развитии компетенций, необходимых в практической работе учителя [3].
Составителями проделана большая творческая работа, позволившая осветить с позиций современной биоэкологической науки организацию учебного процесса с учетом задач внедрения элементов научного исследования.
Издание предназначено в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений; может быть использовано учителями биологии при разработке уроков по основному курсу, а также при руководстве научно-исследовательской деятельностью школьников.
Данное пособие содержит следующие разделы:
• Предисловие.
• Введение.
• Организация и оборудование.
• Глава I. Простейшие, история систематики, основные группы: Excavata, Amоebozoa, Rhizaria, Heterokonta, Alveola-ta, Opisthoconta.
• Глава II. Многоклеточные животные, общая характеристика, многообразие: группа первичноротые - Protostomia, группа вторичноротые - Deuterostomia.
• Литература.
Материал руководства разбит на отдельные блоки - темы, включающие ряд работ. В целях формирования навыков самостоятельной работы четко формулируется цель исследования по каждой теме, обозначается содержание этой работы, дается перечень заданий и необходимого оборудования, предлагаются методические рекомендации и контрольные вопросы. Методические указания содержат развернутые описания структур объектов, что делает возможным их самостоятельное распознавание. В зависимости от задач и времени, отведенного на курс зоологии, определяются разделы практической и самостоятельной работы.
Ряд занятий построен по типу несложных научных исследований, доступных первокурсникам (определение видовой принадлежности животных, овогельминто-скопические исследования и др.). В процес-
се изучения животных предусмотрено также проведение работ сравнительно-анатомического характера. Наряду с тотальными препаратами, традиционно применяемыми на занятиях со студентами, предполагается использование живых объектов в виде культур. В большой мере предлагаемая система занятий ориентирована на экскурсии в зоологический музей ПГСГА и краеведческий музей им. П. Алабина, что позволяет акцентировать внимание обучаемых на историко-региональных особенностях Поволжья, редких видах животных, нуждающихся в охране [4 ; 5 ; 6].
Лабораторные занятия по зоологии беспозвоночных направлены на формирование профессиональных компетенций, закрепление теоретических знаний, приобретение студентами умений и навыков по изучению и содержанию животных, по изготовлению временных микропрепаратов и по микроскопированию, а также умений делать биологические рисунки, составлять сравнительные таблицы, схемы жизненных циклов, обобщать данные своих наблюдений.
Задания, контрольные вопросы, зарисовки, сравнительные таблицы, схемы жизненных циклов, включенные в пособие, способствуют тому, что студенты учатся самостоятельно анализировать факты, находить причинно-следственные связи между организацией животных и условиями их существования в окружающей среде [7].
В цикле лабораторных работ предусмотрено изучение не только фиксированных натуральных объектов и постоянных микропрепаратов, но и живых животных в естественной для них среде.
Составителями был проанализирован достаточный объем теоретико-методического материала по зоологии беспозвоночных животных, учтены апробированные практикумы (А.Л. Зеликмана, А.В. Иванова, А.С. Мончадского, Ю.И. Полянского, Е.Н. Фроловой, ЕС. Шалапенок, С.В. Буга, В.А. Шапкина), учебники (В.А. Догеля, Г.Я. Бей-Биенко, И.Х. Шаровой и Руководство по зоологии «Протисты») [8 ; 9 ; 10 ; 11]. Практикум прекрасно иллюстрирован, что дает возможность сопоставить реально изучаемый материал с изобразительными объектами.
Ю.Л. Герасимов
Таким образом, «Практикум по зоологии беспозвоночных», учитывающий тенденции развития биологической науки и требования современного профессионального образования, является актуаль-
ным, интересным учебно-методическим пособием для подготовки бакалавров, что подтвердила апробация его в учебном процессе.
Литература
1. Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. М. : Высшая школа, 1971.
2. Варенов Д.В., Варенова Т.В., Носова Т.М. Формирование экологической культуры посетителей музея средствами метода моделирования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 2 ч. Самара : Самарский гос. пед. ун-т, 2008.
3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. М. : Альянс, 2011.
4. Носова Т.М., Макарова Е.А. Методика формирования экологической компетентности будущих учителей биологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Гуманитарные исследования. 2011. № 4. С. 310-316.
5. Носова Т.М., Шведов В.Г. Зоологический музей СГПУ в образовании для устойчивого развития : учеб.-метод. пособие. Самара : СГПУ, 2005.
6. Носова Т.М., Шведов В.Г. Образовательный потенциал музея в развитии экологической культуры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 24. С. 932-937.
7. Протисты : руководство по зоологии : в 3 ч. Ч. 1 / под. ред. А.Ф. Алимова. СПб. : Наука, 2000. Ч. 2 / под ред. А.Ф. Алимова. СПб. : Наука, 2007. Ч. 3 / гл. ред. О.Н. Пугачева. М. : КМК, 2012.
8. Степанова Е.Д., Носова Т.М. Тестирование как средство оценивания качества подготовки будущего учителя биологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Естественные науки. 2012. № 1. С. 99-107.
9. Фауна города Самары : учеб. пособие / Т.М. Носова и др. ; под ред. В.П. Ясюка. Самара : ПГСГА, 2012.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «Бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46.
11. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. М. : Владос, 2003.
Герасимов Юрий Леонидович, кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии, генетики и общей экологии Самарского государственного университета. E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63. Телефон: 333-27-27.
Сведения об авторе