Научная статья на тему 'Роль экскурсии в экологическом образовании учащихся начальных классов'

Роль экскурсии в экологическом образовании учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / окружающая среда / экологическая экскурсия / педагог / начальная школа / младшие школьники / environmental education / environment / environmental excursion / teacher / elementary school / elementary school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.И. Петрова, С.С. Петров

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы экологического образования в начальной школе и методика изучения окружающей среды с использованием одной из форм образовательного процесса – природоведческой экскурсии. Педагогам общеобразовательных организаций рекомендуется экологически образовывать младших школьников на примере местных, естественных ландшафтов. Экологическая экскурсия позволяет изучить многообра зие растительного и животного мира природной среды родного края, познакомиться с явлениями неживой природы, научиться проведению наблюдений и исследований, формировать правильное, уважительное отношение к родной природе. В период проведения экскурсий необходимо представлять учащимся различные экосистемы, расположенные в пределах населенного пункта: парки, леса, луга, реки, озёра и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF EXCURSIONS IN ECOLOGICAL EDUCATION OF ELEMENTARY STUDENTS

The article examines the theoretical issues of environmental education in primary school and the methodology for studying the environment using one of the forms of the educational process – a natural history excursion. It is recommended that teachers of general education organizations educate primary schoolchildren ecologically using the example of local, natural landscapes. To get acquainted with the diverse natural world of the Republic of Bashkortostan, learn how to navigate in it, conduct independent observations and apply available measures for environmental protection – all this will ensure the correct conduct of ecological excursions. During excursions, it is necessary to introduce students to the various ecosystems located within the settlement: parks, forests, meadows, rivers, lakes, etc.

Текст научной работы на тему «Роль экскурсии в экологическом образовании учащихся начальных классов»

зические кондиции согласно предложенным рекомендациям, справились с зачетными нормативами и их физические кондиции не снизились. Курсанты, проигнорировавшие рекомендации руководителя практики, резко снизили свои физические кондиции, особенно в тестах в беге на выносливость и подтягивании на перекладине.

Таким образом, успешное решение проблемы путем внедрения методики поддержания физических кондиций морских специалистов в условиях рейса возможно при соблюдении следующих рекомендаций:

1. Поддержание физических кондиций морских специалистов в рейсе в условиях ограниченного пространства должно осуществляться на основе самостоятельных занятий силовыми упражнениями, направленными на

развитие максимальной силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств.

2. Объем упражнений на отдельном тренировочном занятии должен распределяться в следующей пропорции: 65% - упражнения для развития силовой выносливости; 25% - упражнения для развития максимальной силы; 10% -упражнения для развития скоростной силы.

3. Организационными условиями самостоятельных занятий силовыми упражнениями в условиях ограниченного пространства являются: продолжительность одного занятия - от 20 - 30 мин до одного часа; частота занятий - через день; темп выполнения - средний, время выполнения - до снижения темпа, набор упражнений в комплексе - по одному для каждой группы мышц.

Библиографический список

1. Бронсон Ч. Фитнес в одиночной камере. Available at: http://zhimlezha.ru/wp-content/uploads/CHarlz-Bronson.-Fitnes-v-odinochnoy-kamere.-2007.pdf

2. Зайцев А.А., Ковалев А.А. Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции: в 2 т. Иркутск, 2017; Т. 1: 117 - 120.

3. Силкин Н.Н., Косицкая С.Ю. Кроссфит в системе МВД. Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2015: 153 - 156.

4. Уайд П. Тренировочная зона 2. Продвинутые техники физических тренировок. Санкт-Петербург 2015.

5. Хедман Р Спортивная физиология. Перевод со шведского; предисловие Л.А. Иоффе. Москва, 1980.

References

1. Bronson Ch. Fitnes vodinochnojkamere. Available at: http://zhimlezha.ru/wp-content/uploads/CHarlz-Bronson.-Fitnes-v-odinochnoy-kamere.-2007.pdf

2. Zajcev A.A., Kovalev A.A. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskojpodgotovkikursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizaciji sotrudnikov silovyh vedomstv: sbornik materialov XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 t. Irkutsk, 2017; T. 1: 117 - 120.

3. Silkin N.N., Kosickaya S.Yu. Krossfit v sisteme MVD. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Irkutsk, 2015: 153 156.

4. Uajd P. Trenirovochnaya zona 2. Prodvinutye tehniki fizicheskih trenirovok. Sankt-Peterburg, 2015. http://www.ozon.ru/context/detail/id/26010951/

5. Hedman R. Sportivnaya fiziologiya. Perevod so shvedskogo; predislovie L.A. Ioffe. Moskva, 1980.

Статья поступила в редакцию 29.07.20

УДК 37.018

Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),

E-mail: maxksu@rambler.ru

Petrov S.S., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),

E-mail: sspet11-59@yandex.ru

ROLE OF EXCURSIONS IN ECOLOGICAL EDUCATION OF ELEMENTARY STUDENTS. The article examines the theoretical issues of environmental education in primary school and the methodology for studying the environment using one of the forms of the educational process - a natural history excursion. It is recommended that teachers of general education organizations educate primary schoolchildren ecologically using the example of local, natural landscapes. To get acquainted with the diverse natural world of the Republic of Bashkortostan, learn how to navigate in it, conduct independent observations and apply available measures for environmental protection - all this will ensure the correct conduct of ecological excursions. During excursions, it is necessary to introduce students to the various ecosystems located within the settlement: parks, forests, meadows, rivers, lakes, etc.

Key words: environmental education, environment, environmental excursion, teacher, elementary school, elementary school students.

Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,

E-mail: maxksu@rambler.ru

С.С. Петров, канд. биол. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,

E-mail: sspet11-59@yandex.ru

РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы экологического образования в начальной школе и методика изучения окружающей среды с использованием одной из форм образовательного процесса - природоведческой экскурсии. Педагогам общеобразовательных организаций рекомендуется экологически образовывать младших школьников на примере местных, естественных ландшафтов. Экологическая экскурсия позволяет изучить многообразие растительного и животного мира природной среды родного края, познакомиться с явлениями неживой природы, научиться проведению наблюдений и исследований, формировать правильное, уважительное отношение к родной природе. В период проведения экскурсий необходимо представлять учащимся различные экосистемы, расположенные в пределах населенного пункта: парки, леса, луга, реки, озёра и т.д.

Ключевые слова: экологическое образование, окружающая среда, экологическая экскурсия, педагог, начальная школа, младшие школьники.

На современном этапе развития человечества в теоретических вопросах образования и педагогической практике отражается одно из важных направлений - формирование у подрастающего поколения правильного, ответственного отношения к природным богатствам родного края, уважительного отношения к растениям и животным, чувства защиты, охраны и восполнения запасов окружающей природной среды. Для решения этих вопросов необходимо воспитывать ответственность за состояние природы, изучать правила поведения в природе, начиная с детского возраста, чтобы эти правила сформировались в норму поведения каждого человека.

В непрерывном процессе экологического образования одно из главных мест принадлежит начальной школе, в которой младшие школьники обогащаются знаниями о природной и социальной среде, познают целостную картину мира,

у них формируется исследовательское, нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Сензитивным периодом для продуктивного обучения, воспитания и развития является младший школьный возраст В этот период развития дети проходят процесс социализации, у них формируются отношения между сверстниками и взрослыми, активно проявляется интерес к общественным явлениям, мотивам поведения, рефлексии. Особенно ярко в этот период развития у учащихся начальных классов проявляется творческая активность. Личность ребёнка получает новый статус, новую социальную роль - школьник, то есть участник общественно значимой педагогической деятельности - образовательной, которая требует немалого приложения усилий. Педагогам и родителям необходимо учитывать, что дети младшего школьного возраста отличаются такими психолого-пе-

дагогическими особенностями, как эмоциональность, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания, тревожность, повышенная возбудимость и т.д.

Одним из важных педагогических факторов образования и развития учащихся начальных классов является живая природа. Общаясь с живой природой, познавая предметы и явления окружающей среды, дети младшего школьного возраста постепенно узнают мир, в котором они проживают, делают открытия чудесного многообразия растений и животных, анализируют роль природных богатств в жизни людей, выявляют необходимость познания природы, сочувствуют и переживают за ее сохранение для будущих поколений, стараются заботиться о приумножении природных богатств.

Важными объектами стандартизации в экологическом образовании школьников являются структура и содержание образовательной программы. Экология как наука представляет сложную структуру с междисциплинарным содержанием. Основным стержнем формирования экологической культуры у обучающихся начальных классов, развития уважительного отношения к природе является содержание образовательной программы начальной школы, в которой реализуется информация о живой и неживой природе, о формах взаимодействия общества с окружающей природой, о ценностях и природных богатствах. Например, такие предметы, как русский язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство и т.д. способствуют формированию нравственно-эстетического отношения к природной среде, развитию оценки и самооценки поведения в природе, полноценному общению с природой и правильному поведению в ней.

Анализ деятельности детей показал, что младшим школьникам намного проще оценивать нравственную сторону представляемых им ситуаций, чем придумывать продолжение для этих историй. То есть обучающиеся чаще всего понимают нравственные нормы экологически оправданного поведения, но не умеют применять их в практической деятельности. Школьники имеют неполные представления о нормах и правилах экологически правильного поведения в природе, в представленной ситуации ориентируются на личные эгоистические интересы и потребности. Дети не могут придумать варианты развития ситуации, спрогнозировать оптимальный способ ее разрешения с точки зрения принципов экологической этики. В ходе выполнения заданий им нужна постоянная поддержка педагога.

Экологическое образование учащихся начальных классов предполагает формирование следующих видов отношений к окружающей социальной, природной среде: познавательно-исследовательское, нравственно-эстетическое, деятельностно-практическое. Для достижения поставленной цели педагог в образовательной деятельности использует различные формы обучения. Наиболее эффективной формой работы по формированию правильного отношения школьников к природе является урок-экскурсия. Воспитательно-образовательное значение природоведческой экскурсии заключается в том, что ребёнок находится в тесном контакте с окружающей природой. «Экскурсия способствует накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта детей; помогает установить связь между теорией и практикой, связь образования с жизнью; с помощью экскурсии решаются задачи экологического воспитания, развивается чувство ответственности за сохранение природных богатств родного края» [1, с. 31].

Образовательная область «Окружающий мир» в начальной общеобразовательной школе реализуется в программах, содержание которых экологизировано, экологические понятия формируются с использованием в учебном процессе принципов систематичности и преемственности, усвоению знаний по экологии способствуют следующие компоненты: причинно-следственное и мотивированное раскрытие экологических явлений, экологических определений; использование опытно-исследовательских занятий экологического содержания; обобщение, повторение и закрепление знаний при изучении экологических понятий; обязательное использование природного материала своей местности. В программное содержание включены различные научные направления, а взаимосвязь «природа - человек - общество» изучается в их органическом, неразрывном единстве. Такая тактика на этапе начального общего образования способствует формированию у младших школьников начал целостного представления об окружающей природной среде, о роли и значении в ней человечества.

На уроках окружающего мира изучаются природные и социальные взаимосвязи. Например, в образовательную программу второго класса четырёхлетней начальной школы включено ознакомление детей с основными природоведческими понятиями, такими как «природа», «неживая природа», «живая природа», «окружающая среда», «культурные растения», «дикорастущие растения», «домашние животные», «дикие животные» и др. В целях развития у обучающихся начальной школы экологического мышления на доступном уровне раскрываются различные экологические понятия: «экология», «экологические связи», «экологическая тропа», «экологические цепи», «экосистема» и т.д. В процессе «экологического образования детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности большое внимание уделяется вопросам воспитания бережного отношения к миру растений и животных, формированию правил поведения в природной среде» [2, с. 7].

В процессе становления и развития уважительного отношения к природе у младших школьников на первом этапе происходит усвоение экологических понятий, законов; формирование практических навыков и ценностных ориентаций. На втором этапе дети используют полученные знания, умения и навыки в учебной

деятельности, в игровой деятельности, во время уроков-экскурсий. На следующем этапе экологического образования младшие школьники применяют освоенные экологические знания, умения и навыки в реальных ситуациях, используют в организации пропагандистской работе и т.д. Последний этап формирования экологической культуры у учащихся начальных классов рассматривается как высокий уровень развития ответственного отношения к природе и характеризуется тем, что дети по отношению к окружающей среде применяют и экологические знания, и правила поведения [3].

На подготовительном этапе исследовательской работы были сформулированы уровни экологического образования учащихся начальной школы на основе выделенных критериев оценки [4]. Учащимся второго класса начальной школы Миякинского района было предложено выполнить десять заданий. Полный, правильный ответ оценивался в три балла; задание, выполненное не до конца, оценивалось в два балла, и ноль баллов получал ученик, если задание было не выполнено или ответ на вопрос теста был неправильный.

Приведем в качестве примера некоторые диагностические задания для обучающихся на констатирующем этапе исследования. Для проверки базы знаний и опыта творчества детей был предложено следующее задание: «Распределите представленные объекты на две группы - «живая природа» и «неживая природа»: карась, дятел, солнце, подорожник, человек, луна, ромашка, кузнечик, дождь, снег сосна, камень». Правильно распределили объекты по группам 74% опрошенных, а 26% выполнили задание не полностью. Младшим школьникам было дано следующее задание: «Объясните своими словами, чем отличается кустарник от травы, дерево от кустарника». 72% учащихся ответили верно (кустарник отличается от травы тем, что он более высокий, у него несколько толстых и твердых стеблей (стволов). Дерево выше кустарника, у него один очень твердый, толстый ствол), 13% обучающихся дали недостаточно полный ответ, и 15% детей не ответили на поставленный вопрос. На вопрос теста: «Какие растения в нашем лесу ты знаешь?» 31% обучающихся назвали 10 растений (берёза, дуб, сосна, липа, шиповник, малина, ежевика, земляника, клён, калина); 64% школьников назвали 7 растений и 5% назвали всего 3 растения. Для определения уровня мыслительных процессов учащихся было предложено следующее задание: «Назовите общие и отличительные признаки льда и снега». 32% детей перечислили все признаки (общие: тает, превращается в воду, бывает только при температуре ниже нуля градусов. Отличительные: снег белый, непрозрачный, рыхлый; лёд бесцветный, прозрачный, твёрдый). Верный ответ на вопрос «Что является причиной загрязнения воздуха?» был сформулирован 46% опрошенных (причиной загрязнения воздуха является деятельность человека, выхлопные газы машин, выбросы заводов в атмосферу, экологические катастрофы.); 54% детей назвали только одну причину. Вопрос теста «Зимой птицам трудно прокормиться. Будешь ли ты летом и осенью заготавливать корм для них?» позволяет определить уровень экологического сознания у второклассников. 60% детей ответили, что они каждый год заготавливают корм для птиц и подкармливают их; 33% учащихся считают, что они, может быть, этим займутся в этом году; 7% ответили, что им это неинтересно. Сформированность экологических отношений у детей проверялась с помощью следующего задания: «Докажи ребятам, что нельзя обламывать ветки деревьев, стучать по дереву палкой». Верно сформулировали свой ответ 36% учащихся (если все будут обламывать ветки, дерево заболеет, на нём будет меньше листвы, оно будет меньше вырабатывать кислород. Стук палкой может напугать птиц, насекомых, они могут погибнуть); 50% опрошенных пытались доказать, но сделали неверные выводы; 14% не смогли сформулировать свой ответ.

По итогам тестирования можно констатировать, что в классе высокий уровень экологической образованности имеют 41% второклассников, средний уровень - 43%, низкий уровень - 16%. Полученные результаты тестирования младших школьников показали, что необходимо провести дополнительную работу по формированию у детей природоведческих знаний и умений, которые способствовали бы воспитанию экологически культурной личности. Для этого был составлен календарно-тематический план по включению экскурсий в учебный процесс образовательной области «Окружающий мир».

С целью повышения уровня экологической образованности у младших школьников в тематическое планирование уроков окружающего мира были включены различные природоведческие экскурсии. Например, во время экскурсии в парк учащиеся продемонстрировали несложные правила поведения в окружающей природной среде, закрепили полученные на уроках знания в процессе природоведческой игры «Живой предмет или неживой предмет». С целью расширения представления школьников о лесном пространстве, знакомства учащихся с лекарственными растениями, произрастающими в местности родного края, воспитания бережного отношения к растениям и животным леса, к родной природе, умения видеть ее красоту была проведена экскурсия «Лесная тропинка летом» [5].

За сезонными изменениями в осеннее время года школьники наблюдали во время экскурсии «Осень в природе». На экскурсии по теме «Особенности неживой природы» второклассники познакомились с некоторыми свойствами воды, воздуха, их значением для человека, животных, растений; выяснили основные причины и последствия загрязнения воды, воздуха; раскрыли важные меры по охране чистоты воды и воздуха; выделили правила экономичного использования воды в бытовых условиях. На экскурсии «Зимняя сказка» дети проводили наблюдения за особенностями приспособления растений и животных к зимним

холодам, сравнивали глубину снежного покрова в лесной зоне и на открытом пространстве, обсуждали правила оказания помощи животным в зимний период и т.д. [6].

После реализации плана по проведению экскурсий было проведено повторное тестирование школьников. По итоговым результатам исследования

Библиографический список

высокий уровень экологической образованности показали 55% детей, средний уровень - 39%, низкий уровень - 6%, что подтверждает выдвинутое нами предположение о том, что использование различных природоведческих экскурсий в учебном процессе способствует более высокому уровню экологического образования обучающихся начальной школы.

1. Ахияров К.Ш., Петрова Т.И., Наумова Л.Г Экологическое образование: опыт, прогнозы: монография. Стерлитамак: Стерлитамак: Государственный педагогический институт, 2001.

2. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 1999.

3. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1996.

4. Петрова Т.И. Экологическое образование младших школьников на уроках окружающего мира. Вестник НИЦ МИСИ: Актуальные вопросы современной науки: электронный международный научный журнал. Москва: НИЦ МИСИ. 2017; № 2: 17 - 22. Available at: https://nicmisi.ru/wp-content/uploads

5. Васильева Л.В. По лесной тропинке. Начальная школа. 2007; № 7: 83.

6. Жумабекова РР Экскурсия - одна из форм экологического образования младших школьников. Психология и педагогика XXI века. Современные проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: АЭТЕРНА, 2017: 74 - 76.

References

1. Ahiyarov K.Sh., Petrova T.I., Naumova L.G. 'Ekologicheskoe obrazovanie: opyt, prognozy: monografiya. Sterlitamak: Sterlitamak: Gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 2001.

2. Oznakomlenie s okruzhayuschim mirom. Prirodovedenie: Metodika prepodavaniya v nachal'noj shkole: uchebnoe posobie dlya studentov srednih i vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 1999.

3. Moiseeva L.V. Diagnosticheskie metodiki v sisteme 'ekologicheskogo obrazovaniya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo gosudarstvennogo professional'no-pedagogicheskogo universiteta, 1996.

4. Petrova T.I. 'Ekologicheskoe obrazovanie mladshih shkol'nikov na urokah okruzhayuschego mira. Vestnik NIC MISI: Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki: elektronnyj mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. Moskva: NIC MISI. 2017; № 2: 17 - 22. Available at: https://nicmisi.ru/wp-content/uploads

5. Vasil'eva L.V. Po lesnoj tropinke. Nachal'naya shkola. 2007; № 7: 83.

6. Zhumabekova R.R. 'Ekskursiya - odna iz form 'ekologicheskogo obrazovaniya mladshih shkol'nikov. Psihologiya ipedagogika XXI veka. Sovremennyeproblemy iperspektivy: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: A'ETERNA, 2017: 74 - 76.

Статья поступила в редакцию 04.08.20

УДК 378.147

Ророva R.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: ripopova@herzen.spb.ru

Shchetinina E.S., Master of Education, documentary specialist, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: lsch18@mail.ru

TRAINING OF MASTERS OF EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY FOR HEALTH-PROMOTING ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN. The article presents possible directions of training masters of education in the field of life safety for the organization of health-preserving activities of schoolchildren. The authors define some content lines, taking into account which subject-profile modules are to be developed, determine the structural and content characteristics of subject-profile modules. On the basis of the modular approach, the subject-profile modules "Modern problems of health preservation in education", "Research activities in the field of health preservation", "Applied aspects of health preservation in education" have been developed. The modules are of a complex nature and are implemented during the study of theoretical disciplines, design and technological practice, research work when teaching masters in "Pedagogical Education" (profile "Health-preserving activities in an educational organization").

Key words: modular approach, modules, content lines, health-preserving activity.

Р.И. Попова, канд. пед. наук, доц., РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: ripopova@herzen.spb.ru

Е.С. Щетинина, магистр образования, документовед, РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: lsch18@mail.ru

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены возможные направления подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к организации здоро-вьесберегающей деятельности школьников; выявлены содержательные линии, с учетом которых разработаны предметно-профильные модули; определена структурно-содержательная характеристика предметно-профильных модулей. На основе модульного подхода разработаны предметно-профильные модули «Современные проблемы здоровьесбережения в образовании», «Научно-исследовательская деятельность в области здоровьесбережения», «Прикладные аспекты здоровьесбережения в образовании». Модули имеют комплексный характер и реализуются в период изучения теоретических дисциплин, про-ектно-технологической практики, научно-исследовательской работы при обучении магистров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Здоровьесберегающая деятельность в образовательной организации»).

Ключевые слова: модульный подход, модули, содержательные линии, здоровьесберегающая деятельность.

В настоящее время в мировоззрении современного общества происходят изменения, которые определяются осознанием важности здоровья населения в условиях усложнения социальных, экономических, экологических факторов. В сложившейся ситуации образовательные учреждениях различных уровней становятся важным элементом системы здоровьясбережения.

Анализ литературы позволяет констатировать, что развиваются теоретические, методологические и методические основы здоровьесберегающей деятельности педагога, разрабатываются нормативно-правовые документы, регламентирующие различные аспекты здоровьесебережения в образовательной организации; используются здоровьесберегающие ресурсы образовательных организаций различных уровней.

Теоретические основы здоровьесберегающей деятельности педагога раскрыты в трудах В.С. Безрукова, С.М. Десятова, О.Ф. Жукова, М.П Колесникова и других ученых [1 - 4]. Исследователи рассматривают различные аспекты здо-ровьесбережения, в том числе его важную роль, сущность, принципы, содержание.

Рассмотрим подходы исследователей к определению понятия «здоровьесберегающая деятельность». По мнению О.Ф. Жукова, здоровьесберегаю-щая деятельность рассматривается как сочетание принципов, средств, методов, приемов педагогической работы, которые добавляют традиционные методики и технологии обучения и воспитания и наполняют их признаками здоровьесбере-жения [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.