научно-методический электронный журнал
Панова В. А Начальное экологическое образование в условиях современного города // Концепт. - 2013. -№ 10 (октябрь). - ART 13203. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13203.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13203
УДК 373.33:574
Панова Валентина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры естествознания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет», г. Ростов [email protected]
Начальное экологическое образование в условиях современного города
Аннотация. В статье описано одно из перспективных направлений реализации процесса экологического образования младших школьников в свете перехода к компетентному подходу в сфере образования. Рассматриваются возможность и условия проведения экскурсии по экологической тропе в условиях современного города, которые будут способствовать формированию экологически грамотного поведения младших школьников в природе.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая экскурсия, экологическая тропа, экосистемный подход, компетентный подход.
В последние годы беспокойство за судьбу человечества стало прерогативой уже не только представителей соответствующих организаций и служб, а вызывает рост обеспокоенности к экологической проблематике у каждого человека.
Загрязнение атмосферы, отравление водоемов, кислотные и радиоактивные дожди, нефтяное загрязнение - все это не могут не повлиять на рост интереса населения к проблемам экологии [1].
Если до 60-х годов прошлого столетия на экологию смотрели, главным образом, как на один из разделов биологии, то сейчас она вышла за рамки теоретической дисциплины, непосредственно затрагивая все аспекты человеческой жизни. Можно сказать, что от знания экологической составляющей окружения человека зависит его здоровье и безопасность.
В современных условиях расширения промышленных районов и застройки многих рекреационных площадей города все меньше становится мест для общения с природой. Урбанизация создает относительно ограниченные площади особенно интенсивного взаимодействия населения, общества, хозяйства и природы. Города и их природная среда образуют определенную целостность. В этих условиях экологическое образование приобретает особую значимость и свою специфику.
Однако, следует отметить, что разрешение экологических кризисов в природной среде лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры, которое можно сформировать только на основе полноценного экологического образования, поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях человек - природа.
В. В. Краевский, и А. В. Хуторской обращают внимание на одну из основных проблем современной школы, заключающуюся в том, что учащиеся могут успешно овладеть теоретическими знаниями, но испытывают трудности при использовании этих знаний на практике. Это привело к необходимости включения в образовательный процесс компетентного подхода к обучению. Образовательные компетенции моделируют деятельность ученика для его будущей полноценной жизни [2].
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13203.htm
научно-методический электронный журнал
Панова В. А Начальное экологическое образование в условиях современного города // Концепт. - 2013. -№ 10 (октябрь). - ART 13203. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13203.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13203
УДК 373.33:574
Компетентный подход играет большое значение в области реализации экологического образования учащихся, так как является основой экологически грамотного отношения, и, следовательно, экологически культурного поведения в окружающей природной среде. Это становится возможным в процессе проведения экологических экскурсий в условиях современного города.
В современной педагогической науке выделяют следующую типологию субъективных отношений человека к природе:
- эмоционально-ценностные отношения, которые заключаются в потребности в эмоциональном переживании процесса общения с природой. Данные отношения реализуются в эмоциональных реакциях при взаимодействии с природной средой;
- рациональные, основанные на рассудочном освоении окружающей реальности, в основе которых лежит необходимость познания и раскрытие закономерностей природы;
- деятельностно-практические, выраженные в желании включиться в активную деятельность по преобразованию окружающей среды [3].
Одним из наиболее значимых способов, образования таких отношений является практический, который реализуется в процессе непосредственного взаимодействия с природным объектом.
Е. Ф. Козина обращает внимание на то, что необходимо учитывать данную типологию при выборе адекватной педагогической стратегии в процессе обучения и приобщения учащихся к природе. Преждевременное привлечение ребенка, ориентированного на эмоциональное восприятие природы к природоохранной деятельности, может вызвать у него равнодушие к окружающему [4].
Опираясь на данную типологию, следует обратиться к экосистемному подходу, который в большой степени может способствовать формированию экологической культуры младших школьников. Он может применяться как при ознакомлении с природными объектами и явлениями на экскурсии, так и при организации исследовательских работ учащимися в процессе экскурсии. Суть его заключалась в изучении интересующих природных объектов и явлений в рамках какой-либо экосистемы и выявление всех взаимосвязей между объектами живой природы и окружающей их средой. В начальной школе экосистемный подход можно реализовать в процессе экскурсии по экологической тропе.
Экологическая тропа является специализированным маршрутом, в процессе которого учащиеся наглядно и на практике могут познакомиться с основными понятиями экологического образования. Их протяжённость редко превышает два километра, поскольку считается, что учебная экскурсия не должна занимать более трех часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на учащихся школ, лицеев, а также студентов различных вузов. Естественно, что предлагать такие маршруты младшим школьникам неприемлемо. Экологическая экскурсия должна быть гораздо меньшей протяженности и соответствовать возможностям учащихся младшего школьного возраста.
Многие учителя стараются избегать проведения экскурсий, тем более экологических, аргументируя сложностью маршрута для младших школьников, а также трудностью его разработки в урбанистических условиях городского пейзажа.
В настоящее время большая часть экологических троп создаются на охраняемых заповедных территориях. Однако, многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что учебные экологические тропы, где младшие школьники могут максимально приблизиться к окружающей их природе, можно создавать в каждом городе и населенном пункте. Практически нет такого населенного пункта, в котором отсутствовали бы парки, скверы и другие зеленые насаждения. Любой такой уголок
пи пи
http://e-koncept.ru/2013/13203.htm
научно-методический электронный журнал
Панова В. А Начальное экологическое образование в условиях современного города // Концепт. - 2013. -№ 10 (октябрь). - ART 13203. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13203.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13203
УДК 373.33:574
при ближайшем рассмотрении даст множество возможностей для демонстрации младшим школьникам тонких взаимосвязей между растениями, животными и их средой обитания. Такие места можно выделить непосредственно либо рядом со школой, либо в специально отведенной рекреационной зоне, куда приводят младших школьников на запланированную фенологическую экскурсию. Хорошо если в районе экскурсии будет небольшой местный водоем, на примере обитателей которого можно охарактеризовать основные экологические понятия. Необходимо только иметь достаточно подробную информацию о природных объектах, которые могут здесь обитать.
При разработке содержания экскурсии по экологической тропе важно, с нашей точки зрения учитывать типологию субъективных отношений учащихся к природе. Огромное значение в познании окружающей природы играет эмоциональная составляющая экологической экскурсии. Для учащихся ориентированных на эмоциональноценностные отношения, которые заключаются в потребности в переживании процесса общения с природой, полезно опираться на принципы Джозефа Корнелла, автора «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» и «Давайте испытывать радость от общения с природой. Джозеф Корнелл выделяет определенную последовательность в общении учащихся с природой, которая основывается на психологических особенностях человека [5].
На первой стадий экскурсии происходит пробуждение энтузиазма. Вполне понятно, что любой поход в природу воспринимается учащимися начальной школы с воодушевлением. Под пробуждением энтузиазма здесь подразумевается спокойный напряженный личный интерес и повышенную готовность воспринимать новое. Энтузиазм учащихся также должен быть основан на правильных установках, которые получают учащиеся перед началом экскурсии в ходе предварительной беседы с учителем, который излагает цели и значение экскурсии с экологической точки зрения. Энтузиазм пробуждается не только у учащихся, ориентированных на эмоционально-ценностные отношения, но и у тех, кто рассудочно и рационально воспринимает окружающую реальность, кто получает удовольствие от познания и раскрытия закономерностей природы.
Учащиеся узнают о правилах поведения и общения с природой, а также осознают образовательное значение данной экологической экскурсии. Необходимо также учесть, что познание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если учителю удается поддерживать атмосферу радости.
На второй стадии большое значение придается сосредоточению внимания. Вступительная беседа с учителем с самого начала должна задать верный тон путешествию в природу. При этом важно занять внимание всех учащихся, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Внимание большинства современных детей бывает рассеяно, поэтому необходимо показать им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывать в них наблюдательность. Все участники экскурсии должны почувствовать, что их открытия интересны и учителю. В процессе наблюдения рождается и крепнет такое свойство человеческой личности, как наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний ученик, качество - это для него всегда будет необходимым [6].
На третьей стадии происходит приобретение опыта общения с природой. При концентрации внимания на окружающей среде, у учащихся обычно задействованы все каналы восприятия информации. Учащиеся наблюдают за растениями, слушают шелест листвы, ощущают аромат цветов и запах трав. Обыденный пейзаж обогащается впечатлениями, одновременно наполняясь новым содержанием. Представле-
http://e-koncept.ru/2013/13203.htm
научно-методический электронный журнал
Панова В. А Начальное экологическое образование в условиях современного города // Концепт. - 2013. -№ 10 (октябрь). - ART 13203. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13203.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13203
УДК 373.33:574
ния учащихся о мире расширяются. С помощью спокойного внимания они могут лучше вписаться в ритм и жизнь окружающей природы. Сосредоточенное внимание повышает восприимчивость и способность впитывать ощущения, пропускать их через свой внутренний мир, то есть помогает непосредственным образом познавать природу, осознавая взаимосвязь всего живого, тонкие связи, возникающие между объектами природы и с самим человеком. Поэтому во время третьей стадии приобретается прямой опыт общения с природой. На этой стадии учащиеся самостоятельно исследуют окружающую их среду и делают маленькие неожиданные для них самих открытия. Особенно это важно для тех учащихся, которые реализуют деятельностно-практическое отношение к природе, выраженное в желании включиться в активную деятельность по преобразованию окружающей среды.
Например, на одной из стоянок разработанной нами экскурсии в прибрежной зоне Таганрогского залива учащиеся изучают и наблюдают за мелкими животными. Для городских школьников такие занятия становятся настоящим откровением. Оказывается, если хорошо присмотреться, можно увидеть, как много всего ползает и плавает в воде. После того как найдено новое животное, у учащихся появляется желание найти еще одно. Каждая раковина моллюска, особенно окаменевшие отпечатки раковин моллюсков в известняке могут послужить примером вымирания некоторых видов животных и, следовательно, плавным переходом к необходимости охраны остальных живущих и ныне видов. Одним их наиболее важных моментов на этом этапе является показать значение природы, отследить тонкую сеть связей вокруг, значимость всех представителей природного сообщества, показать, что изучение природы может быть стать одним из интереснейших приключений в жизни ребенка.
Четвертую стадию Джозеф Корнелл определяет, как стадию передачи своего вдохновения другим. На основании опыта более глубокого, чем обычно общения с природой, возникает и более полное ее восприятие. Общаясь с природой, учащиеся проникаются чувством единства с миром, окружающих их, сливаются с ней и, таким образом происходит переход от антропоцентрического восприятия природы к биоцентрическому. В это время они могут ощутить огромную, охватывающую радость, или глубокое полное счастье, или всепоглощающее чувство красоты, или огромную творческую силу. Учитель может способствовать усилению в своих учениках чувства вдохновения, рассказывая истории о природе, которые возвышают и вдохновляют душу, или истории из жизни великих натуралистов и борцов за сохранение природы. Огромную радость учащимся доставляет передача своего вдохновения, полученного от природы, через общение друг с другом, с учителем, а дома, с родителями [7].
Большое преимущество маршрута экологической тропы в городских условиях над экологической тропой в условиях заповедной территории заключено в том, что урбанистический пейзаж позволяет во многом подробно продемонстрировать негативное воздействие человека на окружающую среду, опираясь на опыт, приобретенный в процессе экологической экскурсии. После экскурсии вполне обосновано задание учителя на дом, в котором он предлагает учащимся составить рассказ от имени, встреченного на экскурсии растения или животного о жизни в современном городе.
Таким образом, очевидно, что современные урбанистические условия городов не только не являются препятствием для проведения экологических экскурсий, но и предоставляют дополнительные возможности для разработки и проведения таких маршрутов среди учащихся начальной школы.
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13203.htm
научно-методический электронный журнал
Панова В. А Начальное экологическое образование в условиях современного города // Концепт. - 2013. -№ 10 (октябрь). - ART 13203. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13203.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13203
УДК 373.33:574
Ссылки на источники
1. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания. - М.: Изд-во «Проект», 2002. - 336 с.
2. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
3. Козина Е. Ф., Степанян Е. Н. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2008. - 496 с.
4. Там же.
5. Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Владос, 2001. - 240 с.
6. Там же.
7. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. - URL: http://www.ecosystema.ru. Panova Valentina,
Ph.D., assistant professor of natural science and life safety Rostov State Economic University, Rostov Initial ecological education in the modern city environment
Annotation. This article describes one of the promising directions in the implementa- issn 2304-120X tion process ecological education of the schoolchildren in the light of transition to the competent approach in the field of education. Discusses the possibility and conditions of the excursion along the ecological trail in the modern city environment that will promote formation of ecologically competent behaviour of junior schoolchildren in nature.
Keywords: ecological education, ecological excursion, the ecological path, the 9 7 7 2 M i ,2Ci^ ecosystem approach, competent approach
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013510
http://e-koncept.ru/2013/13203.htm