Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ'

РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / КИТАЙСКИЙ ОПЫТ / РОССИЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутиков Валерий Константинович, Дорожкина Татьяна Викторовна, Худы Хыски Д.

В статье исследуются современные подходы к процессу совершенствования системы управления экономикой, как несущей конструкции реализации структурных реформ. Анализируется положительный опыт Китая и российская практика. Затронуты проблемы привлечения иностранного капитала и высоких технологий, как в нашей стране, так и в КНР. Приводятся примеры формирования и практического воплощения новой геоэкономической стратегии Китая на основе тщательной проработки стратегической концепции, конкретизации планов, и реальных практических шагов. Одновременно, анализируются тенденции в развитии Калужской области, которая пытается реализовать политику встраивания в глобальную экономическую действительность в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. Однако складывающаяся экономическая ситуация на фоне отсутствия структурных реформ не позволяет делать оптимистичных прогнозов. Рекомендуется использовать эффективные китайские методы с учетом российских особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE EFFECTIVE MANAGEMENT SYSTEM IN THE IMPLEMENTATION OF STRUCTURAL REFORMS (FOREIGN EXPERIENCE AND DOMESTIC PRACTICE)

The article studies modern approaches to the process of improving the system of management of the economy, as the framework of structural reforms. The positive experience of China and the Russian practice is analysed. The problems of attracting foreign capital and high technology, both in our country and in China are engaged. Examples of the formation and practical implementation of new geo-economic strategy of China based on careful consideration of the strategic concept, specification of plans, and real practical steps are put forward. At the same time, trends in the development of Kaluga region, which is trying to implement the policy of integration into the global economic reality as an independent subject of international relations, are analysed. However, the current economic situation and the lack of structural reforms does not allow to make optimistic predictions. It is recommended to use an effective Chinese methods taking into account the Russian features.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ»

ЭКОНОМИКА

УДК 338.24

РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА)

Худы - Хыски Д., Академия Яна Длугоша г. Ченстохов. Польша

Крутиков В.К., Дорожкина Т.В.

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

В статье исследуются современные подходы к процессу совершенствования системы управления экономикой, как несущей конструкции реализации структурных реформ. Анализируется положительный опыт Китая и российская практика. Затронуты проблемы привлечения иностранного капитала и высоких технологий, как в нашей стране, так и в КНР. Приводятся примеры формирования и практического воплощения новой геоэкономической стратегии Китая на основе тщательной проработки стратегической концепции, конкретизации планов, и реальных практических шагов. Одновременно, анализируются тенденции в развитии Калужской области, которая пытается реализовать политику встраивания в глобальную экономическую действительность в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. Однако складывающаяся экономическая ситуация на фоне отсутствия структурных реформ не позволяет делать оптимистичных прогнозов. Рекомендуется использовать эффективные китайские методы с учетом российских особенностей. Ключевые слова: социально-экономические трансформации; эффективная система управления; китайский опыт; российские проблемы.

Современное состояние системы управления экономикой страны не отвечает требованиям. Остро ощущается потребность в переходе к обществу с высоким уровнем человеческого капитала, генерирующим инновационные системы управления, технологии. Трансформация системы управления призвана решить проблемы осуществления структурной реформы в России [3., 13].

Ведущие исследователи отмечают, что основные тенденции изменения системы управления в нашей стране следует рассматривать в связи с процессами, происходящими в странах-партнёрах России в современном мире. В первую очередь отмечается опыт Китайской народной республики, которая демонстрирует динамичный рост экономики на протяжении тридцати лет [2., 13].

Руководство Китая высокопрофессионально проводит масштабные реформы, в результате которых добивается высвобождения потенциалов роста, таких как: потенциал спроса; потенциал капиталов; трудовой потенциал; технологический потенциал; потенциал земельных ресурсов. Процессы, благодаря эффективной системе управления, проходят не стихийно, а в режиме долгосрочного планирования, последовательно, рационально.

Считается недопустимым, и ведущим к дестабилизации в обществе, увеличение поляризации и социального неравенства. По мнению китайского, руководства реализуемая политика обязана вести к интеграции общества, усилению солидарности. Целью проводимых реформ является создание благосостояния не избранных, а всего китайского народа. В основу происходящего процесса заложены равновесно гармоничные социально-структурные отношения, которые являются обязательным условием экономической динамики, демократии, духовного развития личности [7., 8].

Руководители экономического блока руководства Китая, в стремлении добиться высоких показателей темпов роста ВВП, первые годы считали допустимыми определенные непропорциональности в становлении экономики территорий, и страны в целом. Приоритет отдавался темпам роста народного хозяйства, в ущерб уровню жизни граждан, и решению проблем экологической безопасности [10].

Китай стал занимать нишу, характерную для слаборазвитых стран, и связанную с поставками дешёвой рабочей силы. Подобная политика обосновывалась необходимостью привлечения иностранного капитала и высоких технологий. Предполагалось, что она обеспечит выход страны на внешние рынки и позволит встроиться в мировые производственные цепочки.

В результате китайская экономика лишалась значительной части прибыли, а средства пополняли кредитно-финансовую систему развитых стран и транснациональных компаний [11].

В социально-экономической жизни страны накапливался отрицательный потенциал. Высокие темпы роста ВВП Китая не обеспечивали гармонизацию отношений власти, общества и бизнеса. Руководством КНР пошло на проведение мер по корректировке курса реформ. Новая долгосрочная стратегия призвана обеспечить дальнейшее гармоничное развитие нации за счет высокого качества экономической структуры.

Приоритетными направлениями новой политики выступают следующие положения: развитие внутреннего рынка; удовлетворение потребностей населения; качественное улучшение условий жизни на всех территориях страны; внедрение отечественных научных разработок, обеспечивающих высокую конкурентоспособность производимой продукции [1].

План, получивший название «Новая норма», осуществляется под девизом «Согласованное развитие» и включает в себя содействие экономическому и социальному развитию. Что подразумевает: продвижение новой индустриализации, модернизацию сельского хозяйства, оздоровление финансов, развитие «мягкой силы» государства.

Показатели экономического роста полностью увязаны с показателями повышения уровня жизни граждан. Так, при росте ВВП в 6,5% в год, душевой доход населения увеличился в 2 раза, относительно показателей 2010 года [4].

Главные составляющие реализуемой политики:

- сокращение разрыва между деревней и городом по уровню жизни;

- доступность для всего населения общественного обслуживания;

- избавление от бедности 70 млн. китайцев;

- доступное и достойное образования для всего молодого поколения страны;

- стимулирование создания собственного бизнеса;

- государственное содействие в трудоустройстве;

- охват системой медицинского страхования беднейших слоев населения;

- обеспечение доступности широким массам населения к здоровой пище;

- сбалансированность демографического развития за счет расширения прав семей;

- либерализация системы прописки граждан;

- государственные гарантии соблюдения экологической безопасности [12].

Установлены четкие сроки реализации новой политики (2049 год), в соответствии с

планом «Китайская мечта о великом возрождении китайской нации». Предполагается к намеченному сроку нейтрализовать все допущенные ошибки, мешающие гармоничному развитию китайской нации.

Руководитель республики - Си Цзиньпин, откровенно сформулировал следующую мысль: «в обществе все еще существует огромное количество нарушений принципов равноправия и справедливости, реакция на них народных масс стала еще более острой», поэтому он уверен, что нельзя откладывать решение вопросов по соблюдению принципов социального равенства, справедливости. Не следует переносить решение накопившихся проблем до момента полного развития экономики. Главной проблемой китайского общества сегодня выступает поляризация общества и неправомерное распределение [6].

Рядом зарубежных и российских экспертов, сформулированные планы по реализации китайской мечты были восприняты, как идеологическая новация.

Но тщательная проработанность стратегической концепции, конкретизация планов, и реальные практические шаги, предпринятые по ее реализации, в частности, уже реализуемый

проект «Один пояс и один путь», подтвердили факт формирования и практического воплощения новой геоэкономической стратегии Китая. Китайская народная республика, выступая мировым лидером по экспорту капитала, радикально меняет международный инвестиционный климат [9].

Ведущие эксперты указывают, что Россия находится в лидерах по неравенству. Только 10% населения владеют 87% всего благосостояния страны (против 66% в Китае и 76% втСША). В настоящее время более двадцати двух миллионов россиян получают доходы ниже прожиточного минимума. В 2016 году снижение покупательной способности пенсий затронуло до 45% семей. Падение спроса, в свою очередь, обваливает экономику страны [19].

С позиций ошибок, допускавшихся в развитии экономики Китая, показателен пример Калужской области. Как и китайские коллеги, руководители региона проявляли активность в реализации политики встраивания в глобальную экономическую действительность в качестве самостоятельного субъекта международных отношений.

Реализуемая стратегия субъекта федерации отличалась несбалансированностью между преференциями, предоставляемыми иностранным инвесторам и выполнением социальных обязательств перед населением.

В результате, в 2015 году индекс промышленного производства в области за год сократился на 9,1%, а объём реального объёма валового регионального продукта снизился на 6,5%. Производство автомобилей за год уменьшилось на 28,4%, автомобильных компонентов - на 12,3%, железнодорожной техники - на 30%, телевизоров - на 47%.

В рейтинге, проводимом Правительством РФ, и оценивающим эффективность деятельности органов исполнительной власти, Калужская область не попадает, с 2013 года, даже в двадцатку регионов-лидеров.

В числе критериев, по которым определяются в рейтинге двадцать лучших субъектов федерации входят, в частности, такие показатели, как: уровень социально-экономического развития, темпы развития экономики, уровень безработицы, положительная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, продолжительность жизни, рост численности населения, уровень жилищного строительства.

За прошедшие месяцы 2016 года, безработица в Калужской области выросла на 29,2%, а реальные располагаемые денежные доходы в августе 2016 г. составили 97,7% к августу 2015г. Расходы калужан упали на 22,81% [2., 18].

По рейтингу открытости бюджетных данных субъектов федерации Калужская область в 2016 году показала самый худший показатель в Центральном федеральном округу. Оценка показателей публичности сведений о деятельности госучреждений и общественном участии в формировании бюджета отбрасывает область в число аутсайдеров по стране [5].

Современная позиция руководства страны и ведущих экспертов полностью совпадают. Она заключается в том, что устаревшая система управления экономикой России не позволяет осуществить структурные реформы. Нужны радикальные изменения в исполнительной вертикали власти. Мировой положительный опыт демонстрирует следующее соотношение. В управлении экономикой, технические навыки обеспечивают 15% успеха, остальные 85% зависят от лидерских качеств, корпоративной культуры и стиля управления. Предлагается сформировать комиссию во главе с Президентом России для координации стратегических параметров социально-экономического развития страны [1418].

Ситуация на столько серьезна, что ряд экспертов внесли предложения по увеличению сроков выполнения майских указов Президента, в том числе в части повышения заработной платы бюджетникам [16].

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Глубокая и тщательная проработка новой политики Китая осуществлена политической, научной, предпринимательской элитой страны, которая провела анализ

конкретных современных условий развития Китая и определила долгосрочные перспективы развития.

Сформулированные идеи, направления реформ и меры по их практической реализации не навязаны представителями «пятой колонны», а имеют четкие национальные черты, проникнутые духом ответственности и патриотизма.

Наша страна, также, стоит перед необходимостью проведения структурных реформ. В России не сформулирована долгосрочная стратегия развития, отмечается усиление внешних и внутренних вызовов социально-экономическому развитию.

Целесообразно изучить положительный опыт Китая, который выступает сегодня в качестве важнейшего партнера Российской Федерации, и с учетом российских особенностей, экономических, ментальных, территориальных, и других, использовать подходы, наработки, компоненты китайской элиты для выработки собственного долгосрочного курса развития.

Список литературы

1. Ван Чжэн. Обновляясь, сохранить рост.//Китай. - 2015. №3 (113). С.32.

2. Зайцев Ю.В., Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Худы-Хыски Д. Политика сбалансированного пространственного развития региона. Калуга. Издательство «Эйдос». -2015.

3. Косов В.В. 1300... Про оценку инвестиций// Экономическая наука современной России. - 2016. №2(73). С. 151.

4. Линь Ифу. Китайская экономика по-прежнему обладает потенциалом быстрого роста //Китай. - 2013. №9(95). С. 5.

5. Малис Н.И. Налоговые льгота, преференции и доходы бюджета// Финансы - 2016. -

№8.

6. Овчинников В. Слагаемые успеха китайских реформ// Китай. - 2012. №10(84). С.

23.

7. Осипов Г.В. Летопись реформирования России. М.: Вече, 2013.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

9. Чжун Хэ. Новая эпоха Интернет-экономики.// Китай. - 2016. №1 (123). С.42.

10. Чун Яту Вездесущие «made in СЫпа//Китай. - 2013. №9 (95). С.39

11. Чэнь Нань. Новый бум покупки европейский предприятий// Китай. -2012. №4.

С.35.

12. Шаньшань Ю. Динамичное развитие внешних инвестиций Китая// Китай. 2014. №2(100). С.27-28.

13. Швецов А. «Точки роста» или «Черные дыры»? (К вопросу об эффективности применения «зональных» инструментов госстимулирования оживления экономической динамики территории)// Российский экономический журнал - 2016. №3. С. 20.

14. Греф указал на опасность серьезных реформ в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/news/289867-gref-ukazal-na-opasnost-sereznykh-reform-v-rossii.

15. Дмитрий Медведев предложил Владимиру Путину измениться. Для реформы государственного управления требуется создать комиссию, считает премьер. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/ 2016/04/22/638724-dmitrii-medvedev-predlozhil-vladimiru-putinu-izmenitsya.

16. Экономика России будет стагнировать в ближайшие три года. [Электронный ресурс]. URL: https://openrussia.org/post/view/17773/.

17. Сайт Счетной Палаты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/.

18. Сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/.

19. Иноземцев В. НИУ «Высшая школа экономики». Когда начнут борьбу с бедностью? [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/money/opinion/ kogda_nachnut_borbu_s_bednostyu.

Сведения об авторах:

Худы - Хыски Дорота - доктор экономических наук, профессор, академик Польской академии наук, Профессор Академии Яна Длугоша, г. Ченстохов, Польша, dorota-chudy@wp.pl

Крутиков В.К. - доктор экономических наук, профессор, профессор Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, vkkrutikov@mail.ru

Дорожкина Т.В. - кандидат экономических наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, tvd3103@mail.ru

UDC 338.24

THE ROLE OF THE EFFECTIVE MANAGEMENT SYSTEM IN THE IMPLEMENTATION OF STRUCTURAL REFORMS (FOREIGN EXPERIENCE AND DOMESTIC PRACTICE)

Hudy - Hyski D. (Chudi - Hyski D.), Akademija Jana Dlugosha g. Chenstohov. Pol'sha

Krutikov V.K., Dorozhkina T.V. Kaluzhskij gosudarstvennyj universitet im. K.Je. Ciolkovskogo

Abstract: the article studies modern approaches to the process of improving the system of management of the economy, as the framework of structural reforms. The positive experience of China and the Russian practice is analysed. The problems of attracting foreign capital and high technology, both in our country and in China are engaged. Examples of the formation and practical implementation of new geo-economic strategy of China based on careful consideration of the strategic concept, specification of plans, and real practical steps are put forward. At the same time, trends in the development of Kaluga region, which is trying to implement the policy of integration into the global economic reality as an independent subject of international relations, are analysed. However, the current economic situation and the lack of structural reforms does not allow to make optimistic predictions. It is recommended to use an effective Chinese methods taking into account the Russian features.

Keywords: socio-economic transformation; effective control system; the Chinese experience; the Russian problems.

References

1. Van Chzhjen. Obnovljajas', sohranit' rost.//Kitaj. - 2015. №3 (113). S.32.

2. Zajcev Ju.V., Krutikov V.K., Dorozhkina T.V., Hudy-Hyski D. Politika sbalansirovannogo prostranstvennogo razvitija regiona. Kaluga. Izdatel'stvo «Jejdos». - 2015.

3. Kosov V.V. 1300... Pro ocenku investicij// Jekonomicheskaja nauka sovremennoj Rossii. - 2016. №2 (73). S. 151.

4. Lin' Ifu. Kitajskaja jekonomika po-prezhnemu obladaet potencialom bystrogo rosta //Kitaj. - 2013. №9(95). S. 5.

5. Malis N.I. Nalogovye l'gota, preferencii i dohody bjudzheta// Finansy - 2016. - №8.

6. Ovchinnikov V. Slagaemye uspeha kitajskih reform// Kitaj. - 2012. №10(84). S. 23.

7. Osipov G.V. Letopis' reformirovanija Rossii. M.: Veche, 2013.

8. Sorokin P A. Chelovek. Civilizacija. Obshhestvo. M., 1992.

9. Chzhun Hje. Novaja jepoha Internet-jekonomiki.// Kitaj. - 2016. №1 (123). S.42.

10. Chun Jatu Vezdesushhie «made in China//Kitaj. - 2013. №9 (95). S.39

11. Chjen' Nan'. Novyj bum pokupki evropejskij predprijatij// Kitaj. -2012. №4. S. 35.

12. Shan'shan' Ju. Dinamichnoe razvitie vneshnih investicij Kitaja// Kitaj. 2014. №2(100). S.27-28.

13. Shvecov A. «Tochki rosta» ili «Chernye dyry»? (K voprosu ob jeffektivnosti primenenija «zonal'nyh» instrumentov gosstimulirovanija ozhivlenija jekonomicheskoj dinamiki territorii)// Rossijskij jekonomicheskij zhurnal - 2016. №3. S. 20.

14. Gref ukazal na opasnost' ser'eznyh reform v Rossii. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.forbes.ru/news/289867-gref-ukazal-na-opasnost-sereznykh-reform-v-rossii.

15. Dmitrij Medvedev predlozhil Vladimiru Putinu izmenit'sja. Dlja reformy gosudarstvennogo upravlenija trebuetsja sozdat' komissiju, schitaet prem'er. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/ 2016/04/22/638724-dmitrii-medvedev-predlozhil-vladimiru-putinu-izmenitsya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Jekonomika Rossii budet stagnirovat' v blizhajshie tri goda. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://openrussia.org/post/view/17773/.

17. Sajt Schetnoj Palaty RF [Jelektronnyj resurs]. URL: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/.

18. Sajt Ministerstva jekonomicheskogo razvitija RF. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.economy.gov.ru/.

19. Inozemcev V. NIU «Vysshaja shkola jekonomiki». Kogda nachnut bor'bu s bednost'ju? [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.aif.ru/money/opinion/ kogda_nachnut_borbu_s_bednostyu.

Author's information

Chudy - Hiski Dorota - doctor of economic Sciences, Professor, academician of the Polish Academy of Sciences, professor of the Academy of Jan Dlugosz in the city of Czestochowa. Poland dorota-chudy@wp.pl

Krutikov V. K. doctor of economic Sciences, Professor,Professor at Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, vkkrutikov@mail.ru

Dorozhkina T. V. candidate of economic Sciences, associate Professor, Kaluga state University named. K.E. Tsiolkovsky, tvd3103@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.