УДК 334.02,332.02,336.02
НОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В.К. Крутиков, Е.С. Щербакова, В. Гворыс
Раскрывается двойственный эффект современной глобализации. Развитые страны пользуются плодами глобализации, а другие страны оказываются на периферии мирового развития. Наблюдаются негативные моменты, связанные с ослабление роли государства, что приводит к социальной напряженности. Возникает необходимость в проведении структурных реформ, в результате которых будут реализованы новые проекты по содействию широкому международному взаимодействию. В условиях экономического управления глобализацией нового типа, немаловажны действия, как России, так и ее субъектов, которые активно выступают в международные отношения.
Ключевые слова: глобализация; экономическое сотрудничество; управление финансами; структурная реформа; китайское развитие; российские перспективы.
В современных условиях исследователи отмечают, что глобализация в настоящее время переживает переломный момент и характеризуется двойственностью.
С одной стороны, свободное перемещение персонала рассматривалось ранее, как важное достижение глобализации. С другой стороны, кризисные явления, связанные с массовым переселением беженцев, вызывают глубокую озабоченность, особенно у представителей стран Европейского союза.
Безусловно, процесс глобализации получил достаточно сильное развитие. Но, одновременно сформировались следующие характерные черты процесса.
Навязывание рядом стран своей модели экономического, а зачастую, политического развития.
Стимулирование «производства», а не «распределение», что приводит к усилению социально-экономического неравенства разных стран.
Во главу угла глобализации поставлены чрезмерные рыночные подходы, что приводит к ослаблению роли государства и понижению эффективности управления. [1,2.].
В ходе обсуждения на саммите определены основные понятия глобализации нового типа.
Все страны мира обязаны осуществлять структурную реформу, которая заключается в следующем: формирование эффективного рынки и действующего правительства; осуществление поиска новых движущих сил долгосрочного экономического роста.
Новая глобализация уделяет большее внимание политике распределения. Реализация указанной политики, призвана повышать значимость развития в глобальном управлении; делает экономическое развитие инклюзивным; позволяет пользоваться плодами глобализации.
Необходимо обеспечить противодействие глобальным вызовам, влияющим на устойчивое развитие, в частности улучшить народное благосостояние^, 4-5.].
Понятия должны быть положены в фундамент продвижения международного порядка в направлении более справедливого, рационального, устойчивого развития инновационной, динамичной, взаимосвязанной мировой экономики.
Все эти положения, в полной мере относятся и к России, которая в условиях, когда сохраняется слабый рост экономики, продолжается тенденция стагнации, прежде всего, должна позаботиться о своей собственной экономической ситуации, обеспечив ее новыми источниками финансирования.
Представители финансово-экономического блока Правительства РФ и ведущие отечественные эксперты, считают, что в основу перехода к экономическому росту и оптимальной макроэкономической политике должно быть положено снижение дефицита бюджета, для чего предпринимается ряд мер.
Выход на внешний рынок за заимствованиями, которые связаны с фиксацией высокого спроса на российские ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов.
Привлечение средств населения в государственные облигации, при выполнении условия превышения доходности облигаций над процентами по банковским депозитам.
Формирование прогнозного плана приватизации с рассмотрением вопросов приватизации крупных активов, в том числе РЖД, ВТБ и «Почты России», и перспектив по иным крупным активам.
Определяя подходы: к построению национальной финансовой стратегии, и представители правительства, и эксперты, отмечают большую зависимость экономики России от процессов, происходящих в глобальной экономике. [6.].
Так, например, отмечается, что китайско-российские отношения переживают один из самых позитивных периодов в истории своего развития.
Безусловно, но при этом, с октября 2016 года, китайская валюта официально вошла в международный перечень специальных прав заимствования (СПЗ). Что означает, что юань признан свободно конвертируемой валютой.Валюта, обладающая СПЗ, выступает в роли международного резервного средства и расчетной единицы. Китай, занимающий первое место в мире по объему валютных резервов, и второе место в мире по величине экономики, оказывает все более мощное влияние на систему глобального экономического и финансового управления.
Результаты объективного анализа, существующих китайско-российских отношений, демонстрируют несбалансированность двухстороннего торгово-экономического развития и сдерживание финансового сотрудничества.
В 2015 году объем торговли между Китаем и Россией уменьшился, по сравнению с 2014 годом, на 28%. Все последние годы объем взаимных инвестиций между странами остается невеликим, и не демонстрирует положительной динамики (китайская сторона использовала российские прямые инвестиции всего на сумму, около десяти млн. долларов).
Можно выделить следующие основные причины низкой активности финансовых учреждений в сотрудничестве.
Финансовая система России остается недостаточно развитой и слабой, так как активы кредитно-банковской системы сосредоточены в небольшом числе крупных банков, ощущаются региональная ограниченность, и низкая способность противостоять рискам.
Рубль остается в числе валют, которые отличаются высоким уровнем рыночных рисков, подвержены девальвации, обладают высокой базовой процентной ставкой, что осложняет сделки между партнёрами.
Экономический спад, наблюдающийся в России, колебания цен на основные товары, снижает способность российский предприятий к обеспечению выполнения договорных обязательств, повышает кредитные риски по финансовым операциям с партнерами.
Отрицательно влияет на ускорение финансового сотрудничества неэффективное использование структурно-институционального фактора, что проявляется в следующем: отсутствует система гарантий, защищающих банки от негативных последствий рисков в процессе финансового сотрудничества; не разработаны эффективные инструменты, позволяющие избежать рыночных рисков; недостаточно развита система каналов оплаты и расчетов (использование в расчетах американского доллара сталкивается с множеством препятствий, а в китайскую систему внутренних платежей рубль не включен).
Китай продолжает наращивать свое влияние на систему глобального экономического и финансового управления, обеспечивая международную финансовую стабильность и рост мировой экономики.
Российским финансовым учреждениям следует сделать правильные выводы и использовать возможности, предоставляемые стратегическим взаимодействием с Китаем, для расширения сферы деятельности, совершенствования инструментария партнерства, разработки и реализации инновационных видов финансовых продуктов в процессе осуществления китайско-российского перспективного финансового сотрудничества. [7.].
Выделяются следующие составляющие процесса международного сотрудничества.
Во всех странах мира осуществляются структурные реформы, происходит смена экономической модели, или, так называемая, «четвертая индустриальная революция».
Приоритеты в экономическом и бюджетном процессе отдаются инвестициям в человеческий капитал.
Государственная политика нацелена на стимулирование не отдельных отраслей, а конкретных предпринимательских инициатив.
Одним из главных тормозов российского экономического роста определен уровень инфляции, который в настоящее время затрудняет возможность обеспечения долгосрочными инвестициями предпринимательских инициатив
В тоже время, в современной глобальнойкредитно-финансовой системе ключом к успеху становиться не размер капитала, а объем информационных данных о клиентах, позволяющий предложить наиболее оптимальное, персонализированное решение для клиента.
Подобный уровень банковской деятельности достижим только при условии внедрения новейших технологий в финансовой сфере, позволяющих систематически обновлять предоставляемые услуги и банковские продукты. Требуется активизация деятельности по внедрению информационных технологий и автоматизации процессов управления финансами.
В России, на современном этапе, лидером применения прорывных цифровых технологий в финансовой сфере выступает федеральная налоговая служба. Прогресс, при внедрении прорывных технологий, связан с поддержкой международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В налоговое администрирование внедрена технология «больших данных», интернета вещей, портальных решений и пр.
Новым источником доходов стало расширение налоговой базы за счет новых налогоплательщиков и эффективной работы с ними. Так осуществлена корректировка кадастровой стоимости и конкретизация установления вида использования недвижимости (торговое, промышленное, социальное). Только по Москве, благодаря принятым мерам, налоговые платежи с крупных ресторанов увеличились в десять раз. При этом не возникают проблемы чрезмерного налогового бремени, так как только восемь процентом предпринимательских структур прекратили деятельность по указанной причине, остальные девяносто две структуры не имели претензий к налоговой системе.
По данным представителей финансово-экономического блока, до десяти миллионов человек в стране получают месячную заработную плату меньше, чем 7,5 тыс. рублей. Официально считаются нищими свыше двадцати миллиона человек. У половины населения страны среднедушевые доходы составляют сумму менее двадцати тысяч рублей.
Государству, не обеспечившему достойную оплату их труда, сложно решать с ним проблемы налогового и иного плана.
Граждане вынуждены участвовать в теневых экономических процессах в качестве потребителей, либо работников. В подобных, теневых процессах задействовано 64,4% всего населения России. Создается социальная напряженность, и атмосфера недоверия населения к экономической политике правительства. [6,8.]
С позициймеждународного экономического сотрудничества и направлений становления глобального экономического управления, показателен пример развития Калужской области, которая в последние годы проявляла активность в реализации политики встраивания в глобальную экономическую действительность в качестве самостоятельного субъекта международных отношений.
Реализуемая стратегия субъекта федерации отличалась несбалансированностью между преференциями, предоставляемыми иностранным инвесторам и выполнением социальных обязательств перед населением.
В результате, в 2015 году индекс промышленного производства в области за год сократился на 9,1%, а объём реального объёма валового регионального продукта снизился на 6,5%. Производство автомобилей за год уменьшилось на 28,4%, автомобильных компонентов - на 12,3%, железнодорожной техники - на30%, телевизоров - на 47%. [9-11.]
По рейтингу открытости бюджетных данных субъектов федерации Калужская область в 2016 году показала самый худший показатель в Центральном федеральном округе. Оценка показателей публичности сведений о деятельности госучреждений и общественном участии в формировании бюджета отбрасывает область в число аутсайдеров по стране. [12-15.]
Происходящие глобальные мировые процессы, состояние экономики России, сформировали современную позицию руководства страны и ведущих экспертов финансово-экономического блока российской власти.
Она заключается в том, что устаревшая система управления экономикой страны не позволяет осуществить структурные реформы. Нужны радикальные изменения в исполнительной вертикали власти, и координация стратегических параметров социально-экономического развития страны. Ситуация на столько серьезна, что ряд экспертов внесли предложения по увеличению сроков выполнения майских указов Президента, в том числе в части повышения заработной платы бюджетникам. [16-19.]
Наша страна, также, стоит перед необходимостью проведения структурных реформ. В России не сформулирована долгосрочная стратегия развития, отмечается усиление внешних и внутренних вызовов социально-экономическому развитию.
Целесообразно изучить положительный опыт ряда стран, в первую очередь Китая, который выступает сегодня в качестве важнейшего партнера Российской Федерации, и с учетом российских особенностей, экономических, ментальных, территориальных, и других, использовать подходы, наработки, компоненты китайской элиты для выработки собственного долгосрочного курса развития.
Долгосрочной целью России должно стать повышение качества государственного управления финансово-экономическим блоком для создания механизма самоподдерживающего роста экономики страны, совершенствования технологий и методов хозяйствования, развития человеческого капитала.
В финансовой сфере требуется разработка долгосрочного плана сотрудничества с Китаем с использованием эффективных механизмов сотрудничества. Система взаимоотношений должна включать в себя следующие меры: укреплению платежной системы с использованием национальных валют; совершенствование их обменного курса; формирование благоприятных условий для финансирования и капиталовложений; расширение трансграничных финансовых услуг;развитие новых видов услуг в области ценных бумаг, страхования и так далее.
Следует учитывать то обстоятельство, что рядом стран проводится политика по ограничению доступа России к технологиям и ресурсам и рынкам. Требуется, даже в условиях наличия внешних вызовов, вести подготовку к дальнейшей интеграции экономики страны в мировую экономику, с учетом особенностей новой глобализации.
Одним из внутренних вызовов в стране выступает недостаточность внутреннего спроса, который вызван низким уровнем жизни значительной части россиян, что в свою очередь вызвано высоким уровнем неравенства.
Стратегии встраивания субъектов Федерации в глобальную экономическую действительность в качестве самостоятельных субъектов международных отношений, должны быть скоординированы с реализуемой национальной политикой и решением социально-экономических проблем конкретных территорий.
Долгосрочные перспективы страны неразрывно связаны с построением гармоничных социально-экономических отношений, которые выступают важнейшим условием экономической динамики в современных процессах новой глобализации.
Список литературы
1. ЧжаоМинхао Глобализация нового типа// Китай. №10(132). Октябрь 2016. С. 5.
2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика.- 2010.
3. Ши Цзянь-Сюнь БРИКС предлагает миру новые проек-ты//Китай.№11(133). Ноябрь 2016.С.5.
4. ЧжуТаотао. Огромный потенциал для углубления кооперации/Китай № 10. 2016 г.
5. ЧжуТаотао. Опыт Китая в ВТО: уроки для России//Китай №10(84). 2012. С.31
6. Материалы Московского финансового форума «Финансовая стратегия России: курс на рост» 23.09.2016.//Финансы. №10. 2016. С. 3-13.
7. ГоЧживэнь Финансовое сотрудничество: шансы и вызовы//Китай. №1(135). Январь 2017. С. 41-43.
8. Малис Н.И. Налоговые льгота, преференции и доходы бюджета// Финансы. 2016. №8.
9. Зайцев Ю.В., Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Худы-Хыски Д. Политика сбалансированного пространственного развития региона. Калуга. Издательство «Эйдос». - 2015.
10. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В. Огай Г. Р. Возникновение внутренних угроз: неразрывная связь экономической и социально-психологической безопасности//Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»- 2014.- №37.
11. Портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/main/.
12. Сайт Счетной Палаты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/.
13. Сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/.
14. Белоусов Ю.В., Тимофеева О.И. О методике и результатах исследования уровня открытости бюджетных данных субъектов РФ// Финансы 2015. № 3.
15. Белоусов Ю.В., Голованова Н.В., Тимофеева О.И. Мониторинг открытости региональных бюджетов РФ в 2013-2015 годах// Финансы -2016. - №10.
16. Греф указал на опасность серьезных реформ в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/news/289867-gref-ukazal-na-opasnost-sereznykh-reform-v-rossii.
17. Дмитрий Медведев предложил Владимиру Путину измениться. Для реформы государственного управления требуется создать комиссию, считает премьер. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.vedomo sti .ru/politics/articles/ 2016/04/22/638724-dmitrii-medvedev-predlozhil-vladimiru-putinu-izmenitsya
18. Иноземцев В. НИУ «Высшая школа экономики». Когда начнут борьбу с бедностью? [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/money/opinion/ kogda_nachnut_borbu_s_bednostyu.
19. Экономика России будет стагнировать в ближайшие три года. [Электронный ресурс]. URL: https://openrussia.org/post/view/17773/.
Крутиков Валерий Константинович, д-р экон. наук, проф., академик МАН ВШ, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,
Щербакова Елена Сергеевна, ст. преподаватель, Россия, Тула, Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д.Демидова,
Гворыс Веслав, Академия управления и администрации в г. Ополе, Польша NEW ASPECTS OF CONTEMPORARY GLOBALIZATION V.K. Krutikov, Y.S. Shcherbakova, W. Gworys
The article reveals the dual effect of modern globalization. Developed countries enjoy the benefits of globalization, while other countries find themselves on the periphery of world development. There are negative aspects associated with the weakening of the role of the state, which leads to social tension. There is a need for structural reforms, as a result of which new projects will be implemented to promote broad international cooperation. In the context of the economic management of a new type of globalization, the actions of both Russia and its actors that actively participate in international relations are important.
Key words: globalization; Economic cooperation; financial management; Structural reform; Chinese development; Russian prospects
Krutikov Valeriy Konstantinovich, doctor of economics, prof., Academic-MAS Moscow School of Economics, Russia, Kaluga, Kaluga State University. K.E. Tsiolkovsky,
Shcherbakova Elena Sergeevna, art. Teacher, Russia, Tula, Tula Institute of Management and Business. ND Demidova,
Gvorys Veslaw, Academy of Management and Administration in Opole, Poland
УДК 330
РОЛЬ И МЕСТО ТЭК В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ЕГО РАЗВИТИЯ
В.И. Воробьева
Предлагается топливно-энергетический комплекс как важнейшая структурная составляющая экономики России, современное состояние топливно-энергетического комплекса и проблемы энергетической безопасности России, структура и динамика развития ТЭК. Представлен фактор успешного развития всей экономической системы территории РФ и повышения ее экономической безопасности.
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, энергетическая безопасность, энергетическая статистика, нефтепродукты, месторождения, инвестиции, уровень добычи.
ТЭК - важнейшая структурная составляющая экономики России, один из ключевых факторов роста производительности труда, обеспечения функционирования производительных сил и жизнедеятельности социума. Основные фонды ТЭК составляют треть производственных фондов страны.
Топливно-энергетический комплекс, как двигатель экономики России требует огромных инвестиций. В свою очередь этот кластер напрямую связан с благосостоянием граждан России, в частности помогает отчасти решить проблемы безработицы и инфляции, т.к. в сфере ТЭК задействовано более 2 млн. человек.
По данным Росстата, более 20% ВВП России формируется за счет топливно-энергетического комплекса, составляет 50% экспорта и более