УДК 658.013
А.В.ЖИМИРОВА
Аспирантка кафедры экономики, учета и аудита
ПУТИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Приведена краткая характеристика процесса глобализации в современных международных экономических отношениях, взаимодействия национальных хозяйств на мировых рынках; изложены факторы, способствующие участию нефтегазовых компаний в процессах глобализации; обозначены тенденции в развитии международных энергетических организаций и структур, в которых Россия принимает активное участие.
The brief characteristic of globalization process in modern international economic relations as well as interactions of national facilities in the world markets is widely brought. The factors promoting globalization of an economic activity, formation of the international economic and power organizations and structures in which Russia accepts active participation are stated.
Глобализация представляет собой объективный процесс стремительного формирования единого общемирового пространства, характеризующийся резкими ускорениями темпов интернационализации всех сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической) [6]. Изучение такого неоднозначного и противоречивого явления как глобализация породило множество подходов познания его глубинных процессов.
Участие российских нефтегазовых компаний в процессах глобализации связано с ресурсным фактором. По оценкам западных экспертов Россия обладает лишь 6,1 % (по российским данным - до 13 %) подтвержденных и разведанных мировых запасов нефти. Доказанные запасы природного газа в России составляют 26,7 % мировых, добыча - 21,9 %. Поэтому для дальнейшего роста российские энергетические компании нуждаются в выходе за рамки национальных границ. Другой фактор российского участия в глобализации заключается в том, что до 50 % всей продукции, которая производится на территории России, поставляется на экспорт [3].
Появление новых игроков глобальных рынков внесло изменения в энергетическую отрасль. Во многом этому способствовала национализация, которая прошла волной по
всем ключевым нефтегазодобывающим странам мира, в результате чего возникли новые крупные компании. Национальные нефтегазовые компании, сформированные всего несколько десятилетий назад, сегодня добывают больше 50 % углеводородов в мире, хотя в начале 70-х годов их доля составляла лишь 6 %. Приведенные статистические данные позволяют говорить об особой роли России на мировом энергетическом рынке.
По данным на 2006 г., предоставленным московской школой управления «Сколково», скорость продвижения российских крупнейших компаний на международные рынки растет гораздо стремительней, чем крупнейших компаний из стран с развивающейся экономикой. Рейтинг российских компаний возглавляют энергетические гиганты «Лукойл», «Газпром», «ТНК-ВР» и др. Высокие темпы экспансии на зарубежные рынки, которые сегодня демонстрируют российские компании, позволят им в перспективе войти в число ведущих мировых транснациональных корпораций. Экономический рост в России, начавшийся несколько лет назад, привел к активизации зарубежной экспансии российских компаний. Согласно статистике Центробанка РФ, только за последние пять лет объем накопленных зарубеж-
ных инвестиций российских компаний вырос до 140 млрд дол. Многие ведущие НГК в условиях активных процессов глобализации мирохозяйственных рынков уже не мыслят развития без вхождения на новые территории, и их главным лоббистом традиционно выступает государство.
На торжественном вечере, посвященном 15-летию «Газпрома», В.В.Путин отметил, что успехи «Газпрома» стали возможны «во многом благодаря выверенной и грамотной политике не только компании, но и правительства, государства».
«Такое тесное взаимодействие полностью отвечает современным тенденциям в мировой нефтегазовой отрасли. Больше того, оно дает дополнительные возможности для долгосрочного развития и компании, и отрасли, и экономике нашей страны. Учитывая именно такое стратегическое значение «Газпрома» для России, государство и впредь будет держать ситуацию под своим непосредственным контролем» [5].
В.В.Путин напомнил, как несколько лет назад было положено начало стратегии укрепления, а не деления «Газпрома». «Газпром» сейчас - это одна из крупнейших компаний мира, за последние пять лет налоговые отчисления «Газпрома» выросли вдвое и составляют почти 20 % бюджета страны, а капитализация достигла нового исторического максимума, превысив отметку 350 миллиардов долларов». «Газпром» -это не только важнейшая составная часть национальной энергетической системы. Растущий потенциал компании, расширение газификации страны, экспорт энергоресурсов серьезно укрепляют авторитет России, как надежного поставщика и в страны СНГ, и в дальнее зарубежье, и в целом содействуют обеспечению международной энергетической безопасности» [5].
В совокупности нефтегазовая отрасль обеспечивает 60 % бюджета в виде налогов и акцизов и формирует более 40 % валютных поступлений в российскую экономику [1]. Российские крупные нефтегазовые компании, в числе которых «Газпром», «Роснефть», «Лукойл» в последнее время все больше и больше устремляются
в развивающиеся страны. По аналитическим данным информационного агентства РБК, в поле их особых интересов попали перспективные месторождения нефти и газа в Анголе, Намибии, Венесуэле и Ираке. Для обеспечения государственной поддержки в данных направлениях в июле 2007 г. Минприроды выступило с инициативой создания Совета по международному сотрудничеству в области геологии и недропользования. По заявлению министра природных ресурсов Юрия Трутнева «российские компании готовы осваивать новые рынки в третьих странах, если это будет возможно политически и рентабельно экономически».
Принимая во внимание энергетическую стратегию России, необходимо чтобы целью государственной политики являлось не только определение приоритетов, но и обеспечение их реализации в рамках деятельности компаний таким образом, чтобы, с одной стороны, достигались данные ценности, с другой стороны, оставалась и была обеспечена заинтересованность частных компаний в ведении бизнеса. Это означает непосредственное частно-государственное партнерство, а именно сбалансированность политики и ее взаимовыгодный характер, а также наличие механизмов реализации энергетической политики со стороны государства. В условиях глобализации мировой экономики повышение действенности системы государственного управления в ТЭК может быть достигнуто концентрацией разнообразных функций в руках одного крупного ведомства на федеральном уровне и формированием системы государственных органов по топливно-энергетическим ресурсам на региональном уровне [7].
Структурные реформы в ТЭК приведут к появлению большего числа крупных компаний с преобладающей долей государственной собственности, таких как ОАО «Газпром», НК «Роснефть». По словам Алексея Миллера - председателя правления «Газпрома», за прошедшие пять лет, после того как государство увеличило долю в «Газпроме» до контрольной и либерализовало ры-
- 189
Санкт-Петербург. 2009
нок его акций, капитализация монополии выросла в 27 раз - с 9,8 до 269,2 млрд дол., и сейчас она занимает 3-е место в мире после ExxonMobil и GE [4]. Существует достаточное количество частных компаний, таких как ОАО «Лукойл» с общим ежегодным объемом добычи свыше 90 млн т, ОАО «Сургутнефтегаз» - свыше 65 млн т, ОАО «ТНК-ВР» - около 74 млн т [2].
При обосновании стратегии развития необходимо наличие эффективной, действенной, ясной и понятной государственной политики, действующей в энергетическом секторе. Крупные энергетические компании должны обеспечить выполнение задачи, поставленной Президентом РФ, по дальнейшему укреплению энергетического потенциала России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильинский А.А. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России: стратегический анализ и концепции развития / А.А.Ильинский, О.С.Мнацаканян, А.Е.Череповицын. СПб: Наука, 2006.
2. КоржубаевА.Г. Роль иностранных инвестиций в нефтегазовом комплексе России / А.Г.Коржубаев, И.В.Филимонова, Л.В.Эдер //Экономика и управление. 2007. № 4.
3. Маргулов. Г. Достойная цель - равный доступ к энергии // Мировая энергетика. 2007. № 9.
4. Миллер. А. 10 лет в «Газпроме» // Ведомости. 2006. 18.05.
5. Путин В.В. Государство продолжит контролировать ситуацию в «Газпроме» / ИТАР-ТАСС. 2008.
6. Ратленд П. Глобализация и посткоммунизм // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 4.
7. Шафраник Ю.К. Вектор развития ТЭК и проблемы реализации // Энергетическая политика. 2006. № 3.
Научный руководитель д-р э. н. проф. Е.А.Соловьева