Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН'

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СОДЕЙСТВИЯ / ЗАРУБЕЖНОЕ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худы - Хыски Д., Крутиков Валерий Константинович, Дорожкина Татьяна Викторовна

В статье исследуются особенности нормативно-правового регулирования деятельности по формированию и развитию особых экономических зон на территории различных стран мира. Демонстрируется практика правового регулирования и правовых форм хозяйственного содействия, порядок предоставления гарантий, кредитов и других норм государственного стимулирования предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE FORMATION SPECIAL ECONOMIC ZONES

The article investigates features of legal regulation of activities on special economic zones formation and development on the territory of different countries of the world. The practice of legal regulation and legal forms of economic assistance, the procedure of granting guarantees, loans and other provisions of state incentives for entrepreneurial activity are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН»

УДК 336.54

ПРАВО

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Д. Худы - Хыски Академия Яна Длугоша, г. Ченстохов, Польша В.К. Крутиков

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского Финансовый университет при Правительстве РФ (Калужский филиал)

Т.В. Дорожкина

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского Институт управления, бизнеса и технологий (г. Калуга)

В статье исследуются особенности нормативно-правового регулирования деятельности по формированию и развитию особых экономических зон на территории различных стран мира. Демонстрируется практика правового регулирования и правовых форм хозяйственного содействия, порядок предоставления гарантий, кредитов и других норм государственного стимулирования предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: особые экономические зоны; правовые особенности регулирования; формы хозяйственного содействия; зарубежное, отечественное правоприменение.

Первые правовые основы становления особых экономических зон (ОЭЗ) в мире, были заложены в период 1704 - 1848 года на территориях Гибралтара, Гонконга и Сингапура. Дальнейшее, активное совершенствование законодательства, с учетом потребностей современной глобальной экономики, способствовало созданию в более чем ста двадцати странах мира, свыше 2,5 тысяч зон различного вида.

В настоящее время, действуют, более 1500 предпринимательских зон, в их числе, 700 зон экспортной и производственной направленности, около 450 парков, стимулирующих развитие научных исследований и их внедрение в промышленность, более 700 зон с диверсифицированной направленностью, способствующих развитию индустрии туризма и развлечений, финансово-кредитных и иных услуг [13, 17].

Наиболее активное развитие законодательной базы ОЭЗ получило в Китае. В 1979 году высшие органы власти народной республики приняли решение о формировании ряда особых зон («особых экспортных районов») для определения перспективности их использования, как инструмента социально-экономического развития.

В 1980 году понятие «особый экспортный район» перестает существовать, а на смену ему вводится официальный термин - «специальная экономическая зона». В этом же году, формируются четыре экспериментальные экономические зоны, которые используются для тестирования инновационной составляющей политики государства.

В результате тестирования получены положительные результаты. Опыт создания благоприятных правовых режимов деятельности ОЭЗ был внедрен в четырнадцати городах Китая. В дальнейшем, горизонты внедрения положительного опыта были расширены.

Правовая база, регламентирующая деятельность китайских ОЭЗ, имеет свои особенности, связанные с огромной территорией Китая, и многообразием направлений хозяйственной деятельности, осуществляемой на территориях экономических зон.

Основой реформирования хозяйственной деятельности КНР выступила, так называемая, «политика открытости». В основу политики, были положены государственные меры по созданию привлекательного инвестиционного климата для инвесторов. Акцент делался на

привлечение иностранных инвесторов, за которыми следовали инвестиционные ресурсы, современные технологии и специалисты. Соответственно, с проводимой политикой, формировались и правовые основы экономических зон. Система управления зонами имела следующие нормативно-правовые особенности: особые налоговые режимы, привлекательные для владельцев иностранного капитала; предоставление инвесторам самостоятельности в вопросах регулирования международных отношений.

Законодательно регламентировалось наличие следующих составляющих в системе стимулов: сокращение ставок таможенных пошлин; исключение импортных квот; сведение мер валютного контроля до минимальных требований; свободный вывод прибыли; снятие ограничений на использование иностранной собственности; минимизация административных барьеров. В качестве примера можно привести решение Государственного Совета страны, в соответствии с которым для резидентов ОЭЗ был введен пятилетний период минимальных налоговых ставок.

По создаваемым ОЭЗ принималось отдельное решение правительства страны. В нем содержались конкретные пункты, регламентирующие правовой статус территории. Был введен, для регламентации порядка применения норм права, специальный каталог, который являлся обязательным руководством для иностранных инвесторов. Хозяйственная деятельность иностранных инвесторов, должна была осуществляться в соответствии с направленностью ОЭЗ.

Руководство Китая считало нецелесообразным и вредным поголовный переход к рыночным отношениям. Сохранялось преобладание государственной собственности в основных отраслях народного хозяйства.

Исследователи, занимающиеся изучением процесса формирования особых экономических зон в Китае, отмечают, что главной целью формирования экономических зон являлось привлечение прямых инвестиций в хозяйственную жизнь страны.

КНР достигла цели, сегодня страна занимает лидирующие позиции в мировой экономической жизни. Особый интерес вызывает сформированная гармоничная нормативно-правовая система, стимулирующая деятельность особых экономических зон.

Представляет интерес система преференций для иностранных инвесторов. Она включает в себя положения, регламентирующие минимальные сроки регистрации компаний; пониженные ставки налога на прибыль компаний; порядок освобождения от уплаты таможенных пошлин, и прочее.

Решив, на определенном этапе, проблемы по обеспечению динамичного развития экономики, Китай сегодня внес изменения в политику преференции для иностранных инвесторов. Расширен список приоритетных отраслей, в которых создание компаний с иностранным капиталом считается нежелательным явлением.

Лидирующие позиции занимают качественные показатели, связанные заимствованием передовых технологий, систем управления, в первую очередь по подготовке квалифицированных специалистов.

Приоритеты новой китайской политики лежат в развитии сферы услуг, энергосбережения, биотехнологий, фармацевтики, информационных технологий. Четкая нормативно-правовая регламентация создания и деятельности ОЭЗ позволяет успешно решать комплекс новых задач [11, 12, 16].

Положительные результаты создания особых экономических зон в Китае, стали примером для формирования законодательной базы в Индии. Совершенствование структурно-институционального фактора индийского экономического развития, было призвано для достижения следующих целей: развить инфраструктуру, привлечь инвестиции; и создать дополнительные рабочие места. Но индийская модель нормативно-правового обеспечения ОЭЗ имеет существенное отличие от китайской модели. Государственное устройство Китая позволило ему на бюджетные средства развивать обширные зоны в прибрежных районах, в то время как в Индии финансирование ОЭЗ осуществляется, в соответствии с законодательством, совместно государством и частными инвесторами в различных пропорциях.

Закреплено на законодательном уровне положение о том, что создавать ОЭЗ, разрешено только тогда, когда нет жалоб со стороны крестьян, чьи земли отчуждаются под особые экономические зоны. Это связано с тем, что две трети населения Индии проживают в сельских районах, где зарабатывают на жизнь крестьянским трудом. Установлен размер каждой ОЭЗ. Он не может превышать 5 тыс. га. Создана специальная государственная структура - министерская комиссия, занимающаяся вопросами земельных компенсаций перемещенным лицам. Предусмотрено, что в тех зонах, где до 70% земель добровольно приобретено негосударственными компаниями, остальную землю приобретало бы государство.

Для нейтрализации деятельности, связанной с «махинациями с недвижимостью» и «земельными захватами», а также, выравнивания условий для всех предпринимательских структур, в том числе находящихся за пределами ОЭЗ, законодательно устраняются тарифные ограничения, и на государственном уровне стимулируется развития современной промышленной инфраструктуры и дополнительной социальной инфраструктуры [18].

В странах Европы: Бельгии, Великобритании, Германии, Люксембурге, Финляндии, Швеции и других, региональная экономическая политики четко регламентируется нормативно-правовыми актами и зависит от системы государственного устройства.

В федерациях региональные структуры привлекаются к решению территориальных проблем с помощью совместного финансирования расходов, проведения мероприятий, а также принятию совместных управленческих решений. В совместных решениях органов федеральной и региональной власти четко определяется используемый для решения проблем инструментарий.

В странах с унитарным устройством, региональная экономическая политика имеет высокую степень централизации. Но в последнее десятилетие, происходило размывание отличий и подходов, наметилась унификация в деятельности по решению проблем отдельных территорий [13].

Так, основной целью создания особых экономических зон в Польше, выступает активизация хозяйственной жизни в депрессивных регионах с высоким уровнем безработицы.

Законотворческая деятельность в Польше полностью соответствует стандартам Европейского союза. При принятии польского закона об особых экономических зонах в октябре 1994 года, произошла смена курса Евросоюза в этой области. Еврокомиссия реализовала принципы масштабной борьбы против льгот, стимулируя всестороннее развитие конкуренции.

В результате переговоров польского парламента с Евросоюзом, в закон об ОЭЗ были внесены изменения. В частности, сокращены различные льготы, предоставляемые хозяйствующим субъектам, что закреплено в нормах закона об особых экономических зонах, который вступил в силу 1 января 2001 г.

По польскому законодательству, под особой экономической зоной понимается специально отведенная территория с созданной вспомогательной инфраструктурой. На территории хозяйственная деятельность ведется на, определенных, льготных условиях.

Инвестор обязан получить, в установленном порядке, правовой статус резидента особой экономической зоны, и предоставить информацию об объеме инвестиций, направлениях предпринимательской деятельности, планах по созданию новых рабочих мест, и прочее.

В Польше функционируют четырнадцать особых экономических зон. Общая площадь территорий зон, около 12 тыс. га. Законодательно закреплено положение о том, что в Польше, территория, занимаемая всеми особыми зонами, не может превышать 20 тыс. га.

Компании, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории ОЭЗ, имеют право обратиться с просьбой о расширении зоны локализации инвестиционного проекта за пределы экономической зоны. При обоснованности просьбы, законодательство разрешает включить место территориального расширения в состав особой зоны.

Законом установлены минимальные объемы обязательных инвестиционных вложений, доля собственного капитала инвестора, сроки освоения инвестиционных ресурсов и сохранения созданных рабочих мест. Кроме того, предоставляются гарантии по освобождению

от уплаты налогов, установлен порядок освобождения от уплаты налогов [19].

Формирование нормативно-правовой базы по созданию и развитию ОЭЗ в Республике Беларусь была начато в конце девяностых годов двадцатого века. В настоящее время функционируют шесть особых экономических зон, которые по своему правовому статусу являются комплексными, что проявляется в реализации ряда направлений развития. Формируется нормативно-правовая база проекта по организации ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Несвиж-Минск».

Законодательно стимулируется деятельность по формированию инфраструктуры многоотраслевого комплекса.

Отличительной особенностью законотворческой деятельности является отсутствии достаточно привлекательных нормативных условий для инвесторов, хотя создание экономических зон ставит целью привлечение иностранного капитала, при условии местного производства, с дальнейшим сбытом товаров (услуг) на экспорт.

Наибольшее количество резидентов занято в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности. Общее количество резидентов, связанных с этими сферами, составляет, около 50%. В качестве главного показателя эффективности функционирования зон установлен объем накопленных инвестиций.

Пока, показатели демонстрируют неэффективность функционирования ОЭЗ Белоруссии. Установленная система льгот и преференций не является привлекательной для иностранных инвесторов [15].

В России, соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», к нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере особых экономических зон (ОЭЗ), отнесены следующие документы.

Документы, регламентирующие вопросы деятельности особых экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны. В частности, акты таможенного законодательства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Кроме того, подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства), и иные нормативные правовые акты

Особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Приобретение компанией статуса резидента ОЭЗ связано с заключением соглашения о ведении предпринимательской деятельности на территории зоны.

На основе договорных отношений, одна сторона обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность, в соответствии с профилем зоны, а другая сторона обязуется совершать действия, регламентированные соответствующими законодательными актами, и стимулирующими предпринимательство.

В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» введено понятие территории опережающего социально-экономического развития (ТОР).

ТОР, это часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства на основании предложения уполномоченного федераль-

ного органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства.

Для создания ТОР были внесены изменения, в целый ряд законодательных актов Российской Федерации. Соответствующие изменения внесены с нормативно-правовые акты субъектов РФ и документы местного самоуправления.

Территория опережающего развития, по правовому статусу, отличается от особой экономической зоны. Важными отличиями выступают продолжительность функционирования и направления допустимой предпринимательской деятельности. Запрещено создание ОЭЗ и ТОР на одной территории.

Территория опережающего развития - это район Дальневосточного федерального округа (ДВФО), на котором для занятия предпринимательской деятельностью создаются особые условия.

Правовой режим Закона о территориях опережающего развития устанавливает: особый порядок пользования землей; использование режима свободной таможенной территории; использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР; специфические полномочия для органов государственной власти; общий уровень администрирования региона по примеру аналогичных зон в зарубежных странах. Кроме того, законодательно устанавливается пакет льгот по следующим направлениям: по налогам и страховым выплатам; порядку проведения государственного контроля, муниципального надзора; режиму подключения к различным объектам инфраструктуры; ускоренному порядку привлечения иностранного квалифицированного персонала.

Ресурсное обеспечение ТОР осуществляется из средств федерации, а также, из средств региональных и муниципальных бюджетов [1-9, 10, 14,15].

Международный и отечественный опыт формирования особых экономических зон демонстрирует, что кроме обладания определенным количеством и качеством трудовых ресурсов, выгодным географическим и территориальным расположением, развитой инфраструктурой, и иными потенциалами, деятельность по созданию системы ОЭЗ должна опираться на совершенную нормативно-правовую базу.

Только такая, постоянно развивающая законодательная система, способна стимулировать эффективное использование инструментария государственной поддержки предпринимательства. Требуется выверенная государственная политика постоянного доверительного общения между органами государственной власти, предпринимательскими структурами и обществом.

Конструктивное взаимодействие власти, общества и бизнеса позволяет своевременно и эффективно совершенствовать законодательные нормы, стимулирующие всестороннее развитие особых экономических зон.

Необходимы структурные изменения, обеспечивающие качественное развитие всех социально-экономических процессов и систем отношений, опирающиеся на непрерывную работу по совершенствованию законодательства.

Список литературы

1. Федеральный Закон N 116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (действующая редакция, 2016).

4. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 117 ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 8 июля 2005 г.).

5. Федеральный закон от 6 декабря 2005 г. № 15 ФЗ «О внесении изменения в статью 241 части второй налогового кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 18 ноября 2005 г.).

6. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17).

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). 30 ноября 1994 года N 51-

ФЗ

9. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

10. Беспалов В.В., Ломакина Е.А. Проблемы функционирования особых экономических зон в России// Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLV международная науч.- практическая конференция № 1(45). - Новосибирск: СибАК, 2015.

11. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики. - М.: Квадрига, 2010

- 578с.

12. Дин Жуджунь, Ковалев М.М., Новик В.В. / Феномен экономического развития Китая. - Минск: Издательский центр БГУ, 2008 - 298с.

13. Кравцова С.А. Свободные экономические зоны в мировой экономике. Изд-во БГУЭП, 2002.

14. Краснослуцкая Н.Г. Особые экономические зоны. - М.: Благовест-В, 2007.

15. Худы-Хыски, Крутиков В.К., Дорожкина Т.В. Совершенствование инструмента особых экономических зон в решении проблем пространственного развития//Калужский экономический вестник. № 2016.

16. Тужилин А.Д. Развитие особых экономических зон в Китае // Современные научные исследования и инновации. 2016. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62513.

17. Свободные экономические зоны: мировая практика. http://world-economic.com/ru/articles_wej-114.html.

18. Чурмантеева К. Особые экономические зоны Индии: вклад в будущее. http://www.ft.com/cms/s/0/c19d6992-714b-11dc-98fc-0000779fd2ac.html.

19. Особые (свободные) экономические зоны Польши. http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/osobie-svobodnie-ekonomicheskie-zoni-v-polshe-1706.

Сведения об авторах:

Дорота Худы-Хыски - доктор экономических наук, профессор, академик Польской академии наук, профессор Академии Яна Длугоша, г. Ченстохов, Польша, dorota-chudy@wp.pl.

Крутиков В.К. - доктор экономических наук, профессор Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, профессор кафедры экономики Финансового университета при Правительстве РФ (Калужский филиал), vkkrutikov@mail.ru.

Дорожкина Т.В. - кандидат экономических наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, доцент Института управления, бизнеса и технологий (г. Калуга), tvd3103@mail.ru.

UDK 336.54

LEGAL ASPECTS OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONES FORMATION

D. Khudy - Khyski Academy of Jan Dlugosz, Czestochowa, Poland V.K. Krutikov

The Tsiolkovsky Kaluga State University, Financial University under the Government of the Russian Federation (Kaluga branch)

T.V. Dorozhkina

The Tsiolkovsky Kaluga State University, Institute of Management, Business and Technology (Kaluga)

The article investigates features of legal regulation of activities on special economic zones formation and development on the territory of different countries of the world. The practice of legal regulation and legal forms of economic assistance, the procedure of granting guarantees, loans and other provisions of state incentives for entrepreneurial activity are demonstrated.

Keywords: special economic zones; legal aspects of regulation; forms of economic assistance; foreign, domestic right application.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Federalnyiy Zakon N 116-FZ ot 22.07.2005 «Ob osobyih ekonomicheskih zonah v Rossiyskoy Federatsii».

2. Federalnyiy zakon ot 29 dekabrya 2014 g. N 473-FZ «O territoriyah operezhayusche-go sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii» (s izmeneniyami i dopol-neniyami).

3. Federalnyiy zakon «Ob obschih printsipah organizatsii mestnogo samouprav-leniya v Rossiyskoy Federatsii» ot 06.10.2003 N 131-FZ (deystvuyuschaya redaktsiya, 2016).

4. Federalnyiy zakon ot 22 iyulya 2005 g. № 117 FZ «O vnesenii izmeneniy v neko-toryie zakonodatelnyie aktyi v svyazi s prinyatiem federalnogo zakona «Ob osobyih ekonomi-cheskih zonah v Rossiyskoy Federatsii» (prinyat GD FS RF 8 iyulya 2005 g.).

5. Federalnyiy zakon ot 6 dekabrya 2005 g. № 15 FZ «O vnesenii izmeneniya v sta-tyu 241 chasti vtoroy nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» (prinyat GD FS RF 18 noyabrya 2005 g.).

6. Tamozhennyiy kodeks Tamozhennogo soyuza (red. ot 08.05.2015) (prilozhenie k Do-govoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo soyuza, prinyatomu Resheniem Mezhgosudarstven-nogo Soveta EvrAzES na urovne glav gosudarstv ot 27.11.2009 N 17).

7. Byudzhetnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 N 145-FZ (red. ot 03.07.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2016).

8. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (GK RF). 30 noyabrya 1994 goda N 51-FZ

9. «Zemelnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii» ot 25.10.2001 N 136-FZ (red. ot 03.07.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2016).

10. Bespalov V.V., Lomakina E.A. Problemyi funktsionirovaniya osobyih ekonomiche-skih zon v Rossii// Ekonomika i sovremennyiy menedzhment: teoriya i praktika: sb. st. po mater. XLV mezhdunarodnaya nauch.- prakticheskaya konferentsiya № 1(45). - Novosibirsk: Si-bAK, 2015.

11. Gelbras V.G. Ekonomika Kitayskoy Narodnoy Respubliki. - M.: Kvadriga, 2010 - 578s.

12. Din Zhudzhun, Kovalev M.M., Novik V.V. / Fenomen ekonomicheskogo razvitiya Kitaya. - Minsk: Izdatelskiy tsentr BGU, 2008 - 298s.

13. Kravtsova S.A. Svobodnyie ekonomicheskie zonyi v mirovoy ekonomike. Izd-vo BGUEP, 2002.

14. Krasnoslutskaya N.G. Osobyie ekonomicheskie zonyi. - M.: Blagovest-V, 2007.

15. Hudyi-Hyiski, Krutikov V.K., Dorozhkina T.V. Sovershenstvovanie instrumenta osobyih ekonomicheskih zon v reshenii problem prostranstvennogo razvitiya//Kaluzhskiy ekonomicheskiy vestnik. № 2016.

16. Tuzhilin A.D. Razvitie osobyih ekonomicheskih zon v Kitae // Sovremennyie nauch-nyie issledovaniya i innovatsii. 2016. №1. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62513.

17. Svobodnyie ekonomicheskie zonyi: mirovaya praktika. http://world-economic.com/ru/articles_wej-114.html.

18. Churmanteeva K. Osobyie ekonomicheskie zonyi Indii: vklad v buduschee. http://www.ft.com/cms/s/0/c19d6992-714b-11dc-98fc-0000779fd2ac.html.

19. Osobyie (svobodnyie) ekonomicheskie zonyi Polshi. http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/osobie-svobodnie-ekonomicheskie-zoni-v-polshe-1706.

Information about the authors:

Dorota Khudy - Khyski, Doctor of Economic Sciences, Professor, Academician of the Polish Academy of Sciences, Professor of the Academy of Jan Dlugosz, Czestochowa. Poland. dorota-chudy@wp.pl

Krutikov V.K. Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor, The Tsiolkovsky Kaluga State University, Professor of Department of Economics, Financial University under the Government of the Russian Federation (Kaluga branch), vkkrutikov@mail.ru

Dorozhkina T.V. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, The Tsiolkovsky Kaluga State University, Associate Professor Institute of Management, Business and Technology (Kaluga), tvd3103@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.