Научная статья на тему 'РОЛЬ ЕАЭС В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

РОЛЬ ЕАЭС В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
436
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийская интеграция / Евразийский экономический союз / Россия / Белоруссия / Казахстан / Киргизия / Армения
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЕАЭС В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Жильцов С.С.1

д.полит.н., зав. кафедрой политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России,

профессор РУДН

РОЛЬ ЕАЭС В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

Ключевые слова: Евразийская интеграция, Евразийский экономический союз, Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения.

В 2021 году исполнится 10 лет, когда Россия, Белоруссия и Казахстан поддержали проект евразийской интеграции, который впоследствии был реализован на практике. В ноябре 2011 года три страны подписали декларацию «О евразийской экономической интеграции», в которой провозглашалась задача к 2015 году создать Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

В России, Белоруссии и Казахстане большое внимание уделялось разработке механизмов совместного противодействия экономическим и политическим вызовам. Страны учитывали сильную взаимную зависимость друг от друга. Так, Белоруссия сильно зависела от восточного соседа2. Более половины внешнеторгового оборота Белоруссии обеспечивалось Россией, четверть банковских активов контролировалась российскими финансовыми группами, и более половины внешнего долга за последнее десятилетие было привлечено из России3. Схожая ситуация наблюдалась и в российско-казахстанских отношениях.

В феврале 2012 года начала работать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), в мае того же года был одобрен план работы по подготовке проекта Договора об ЕАЭС. В последующие годы страны подписали дополнительные соглашения о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства. В итоге была создана законодательная база, устранены противоречия в торгово-экономической сфере. В результате 29 мая 2014 года Россия, Казахстан и Белоруссия подписали договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В статье 4 Договора цели организации определены следующим образом: «создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики»4.

Свою деятельность ЕАЭС начал 1 января 2015 года в соответствии с решениями, принятыми президентами России, Белоруссии и Казахстана, а также на основе подписанных документов, которые определи порядок вхождения в интеграционное объединение Армении и Киргизии.

ЕАЭС изначально представлял собой интеграционный проект, востребованный лишь частью стран постсоветского пространства. Такие страны, как Украина и Грузия не рассматривали даже потенциальной возможности участия в ЕАЭС. Соответственно, на постсоветском пространстве ЕАЭС выступал в качестве цели интеграции только для ряда государств, которые видели в этом выгоды. Так, страны-члены ЕАЭС рассматривали свое участие через призму своих геополитических и экономических интересов. В Белоруссии и Казахстане, столкнувшихся с экономическими трудностями, ЕАЭС рассматривался в качестве возможности решения накопившихся проблем. К важнейшим задачам Казахстана и Белоруссии в рамках ЕАЭС относились вопросы торгово-экономического сотрудничества. За счет получения доступа к российскому рынку капитала и сбыта Казахстан рассчитывал снизить зависимость экономики от опережающего развития нефтегазового сектора и преодолеть сырьевую ориентацию промышленного производства и экспорта. Казахстан был заинтересован в создании устойчивых торгово-экономических отношений с партнерами по евразийской интеграции. Это позволяло Казахстану рассчитывать на расширение рынков сбыта для производимых в стране товаров5. Белоруссия планировала создать дополнительные возможности для доступа своей продукции на российский рынок. Россия также видела в ЕАЭС потенциальные экономические возможности. Россию привлекало взаимо-

1 Сфера научных интересов: проблемы постсоветского пространства, Каспийский регион, Центральная Азия, водные ресурсы, Украина. E-mail: sergej-z71@yandex.ru

2 Шурубович А.В. Евразийская интеграция в восприятии белорусов // Россия и новые государства Евразии. - М., 2014. -№ 1. - С. 9-25.

3 Кузьмина Е.М. Евразийский экономический союз: испытание кризисом // Проблемы постсоветского пространства. - М., 2015. - № 1. - С. 12.

4 Договор о Евразийском экономическом союзе. - М., 2014. - 680 с.

5 Башмаков А.А. От приграничного сотрудничества к евразийской экономической интеграции: сборник научных трудов. -Алматы: КИСИ при президенте РК, 2013. - С. 182-189.

действие в топливно-энергетической, космической сферах, судостроении, машиностроении, сельском хозяйстве1. Наконец, Армения и Киргизия рассматривали «евразийскую интеграцию через призму решения экономических проблем, отстаивания геополитических интересов»2.

Экономические проблемы и геополитический фактор играют большую роль в определении внешнеполитического вектора стран-участников ЕАЭС. Страны, входящие в интеграционное объединение, оказались под мощным прессингом со стороны внерегиональных государств. После распада СССР их усилия были направлены на установление контроля над постсоветским пространством, получение доступа к ресурсам бывших советских ресурсов. При этом ключевой задачей Запада и Китая было противодействие реинтеграции стран постсоветского пространства, особенно при лидирующей роли России.

Для других стран постсоветского пространства, поддерживающих интеграционный проект ЕАЭС, односторонняя ориентация на внерегиональные государства показала свою ущербность. Соответственно, экономическая слабость и политическое давление со стороны ЕС, США и Китая подталкивало Белоруссию и Казахстан, а затем и Армению и Киргизию, искать новые формы сотрудничества, в том числе, и с Россией. По этой причине, Китай искал различные пути снижения уровня вовлеченности Казахстана и Киргизии в евразийскую экономическую интеграцию. Развитие ЕАЭС противоречит интересам Китая, который заинтересован в дальнейшем наращивании своего влияния в Центральной Азии. Таможенный союз может изменить экономические условия для Китая в Центральной Азии.

Большие усилия к созданию препятствий для реализации интеграционного проекта ЕАЭС прилагают западные страны3. Так, еще до создания ЕАЭС, в 2012 году, когда стали обсуждаться конкретные шаги по развитию евразийской интеграции, Хиллари Клинтон, в тот период Государственный секретарь США, заявила, что «Вашингтон постарается найти эффективные способы, чтобы замедлить или предотвратить развитие евразийской интеграции»4.

Развитие ЕАЭС определяется уровнем торгово-экономических отношений между его участниками. ЕАЭС находится в начале своего становления, что неизбежно порождает конфликты между его участниками. Тем не менее, в последние годы страны ЕАЭС делали акцент на расширении экономического взаимодействия, рассматривая евразийскую интеграцию в качестве необходимого условия для последующего развития национальных экономик и достижения политической стабильности. 1 января 2018 года вступил в силу Договор о таможенном кодексе Евразийского экономического союза, который был подписан в апреле 2017 года5. Постепенно складывается положительная динамика макроэкономических показателей6. Как отмечал казахстанский эксперт В. Додонов, «в ЕАЭС наметились позитивные тенденции»7. Очевидно, что преимущества от интеграционных процессов не могут быть получены мгновенно. Создание ЕАЭС лишь создало новые возможности для стабилизации экономической ситуации в странах, участвующих в евразийской интеграции. В перспективе реализация амбициозных планов может позволить провести модернизацию и реиндустриализацию.

Дальнейшее расширение ЕАЭС в краткосрочной перспективе маловероятно. Все страны, которые были заинтересованы в сохранении тесного сотрудничества со странами постсоветского пространства, свой выбор сделали. Остальные постсоветские страны ориентируются на укрепление отношений с западными государствами, и пока нет предпосылок для смены их внешнеполитических приоритетов8.

Подводя итог, можно констатировать; реинтеграция постсоветского пространства является необходимым условием развития России, что снижает угрозы формирования вокруг ее границ «санитарных коридоров», способных ограничить ее возможности влияния на постсоветском пространстве. Кроме того, ЕАЭС можно рассматривать в качестве инструмента решения противоречий между странами постсоветского пространства. Еще в 2015 году одной из целей развития ЕАЭС до 2030 года, провозглашенной Евразийским экономическим советом, было обеспечение макроэкономической устойчивости, достижение макроэкономических показателей предсказуемости проводимой экономической политики, повышение технологического уровня и диверсификация производства и экспорта, поддержание устойчивого состояния платежных балансов и снижении внешней задолженности государств Союза9. В условиях пандемии и обострения межгосударственных отношений, серьезных потерь в странах ЕАЭС, перспективы евразийской интеграции будут связаны с экономическим развитием отдельных стран-участников Евразийского экономического союза, в

1 Жильцов С.С., Воробьев В.П., Шутов А. Д. Эволюция политики России на постсоветском пространстве. - М.: Восток - Запад, 2010. - С. 117-131.

2 Неймарк М.А. Русский мир и геополитика // Проблемы постсоветского пространства. - М., 2015. - № 2(4). - С. 78-100.

3 Шуцунь В., Цинсун В. Перспективы евразийского интеграционного проекта и его последствия для Китая // Проблемы национальной стратегии. 2013. - № 3. - С. 91.

4 Готов ли Евразийский союз к расширению? 13.07.2016. - Шр://еига81а.ехрег^о1оу-Н-еуга71у8к1у-8оущ-к-га88Ыгетуи/

5 ЕАЭС: социально-экономическое развитие регионов / Авторский коллектив: Павлюшина В., Бриллиантова В. Под рук. Григорьева Л. // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. - М.: Аналитический центр при Правительстве РФ. -https://ac.gov.rU/archive/files/publication/a/19000.pdf

6 Чуфрин Г. Международные организации экономического сотрудничества на постсоветском пространстве // Россия и новые государства Евразии. - М., 2019. - № 4. - С. 9-20.

7 Додонов В.Ю. Основные тенденции и итоги внешнеэкономического сотрудничества Казахстана со странами ЕАЭС // Проблемы постсоветского пространства. - М., 2020. - Т. 7, № 3. - С. 347-364.

8 Вардомский Л. Евразийская интеграция и большое евразийское партнерство // Россия и новые государства Евразии. - М., 2019. - № 3. - С. 9-26.

9 Алексеенкова Е. ЕАЭС к 2025 г.: приоритеты и ожидания государств-членов / Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. Рабочая тетрадь. Спецвыпуск. 2017. [Е.С. Алексеенкова, И.С. Глотова, А.В. Девятков]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2017. - С. 6.

первую очередь, России. Экономическая ситуация в мире, падение цен на нефть в 2020 году также оказали негативное влияние на российскую экономику. Как отмечала А. Мигранян, ситуация, сложившаяся «в российской экономике в условиях низких цен на основные энергоносители и экономических потерь из-за обвала спроса и деловой активности при борьбе с СОУГО-19 требует кардинальной смены экономической модели расширенного потребления, системы кредитных отношений и собственно архитектуры взаимного сотрудничества»1.

1 Мигранян А.А. Потенциал развития экономического сотрудничества России со странами ЕАЭС и СНГ // Проблемы постсоветского пространства. - М., 2020. - Т. 7, № 3. - С. 327-345.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.