КОСТРОМСКАЯ СЕМИНАРИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Священник Андрей Вавилов
РОЛЬ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ПАСТЫРЯ
Полагаю, что годы, проведенные в семинарии, для каждого священнослужителя являются фундаментом, на котором строится вся последующая жизнь - духовная, интеллектуальная, общественная. Конечно же, у каждого семинариста был определенный период личностного формирования в семье и на приходе, но именно духовная школа делает из просто верующего молодого человека, из мечтающего о духовных свершениях подростка, потенциального служителя алтаря Господня, полностью готового, по одному известному выражению, «к труду и обороне», готового самоотверженно трудиться на ниве Христовой и взращивать посеянное Слово Божие.
Свой рассказ о Костромской духовной семинарии хотел бы предварить одной известной цитатой, принадлежащей святителю Григорию Богослову: «Прежде чем учить других, важно научиться самому, прежде чем просвещать других, важно просветить себя, прежде чем врачевать чужие болезни, необходимо самому стать здоровым». Все это проходили и мы в стенах Alma Mater. В самом начале, если так можно выразиться, мы «учились учиться», мы привыкали слушать лекции, внимательно читать книги (не пролистывать, а именно читать), получать необходимую сумму знаний. Вместе с этим мы духовно просвещались за богослужениями или в общении с нашими преподавателями, большинство из которых были людьми, много лет прослужившими в священном сане и имевшими большой религиозный и жизненный опыт. Мы исцелялись
Священник Андрей Вавилов, выпускник (2005 г.), преподаватель, инспектор (2005-2010 гг.) Костромской духовной семинарии, клирик Костромской епархии.
от своих недобрых привычек, от стереотипов, от поверхностного отношения к вопросам духовной жизни, от лени или бахвальства. В одном из своих слов, обращенных к костромским семинаристам, архиепископ (ныне — митрополит) Александр (Могилев) сказал, что «прежде чем стать священнослужителем, молодой человек должен устроить свою душу по образу и подобию Божию, просветить ум знанием Евангелия».
Годы, в которые мне довелось проходить обучение в Костромской семинарии, могу смело назвать «золотым веком» ее новейшей истории. Позади у духовной школы богохранимой Костромы были такие сложные процессы, как устройство первичной материально-технической базы, собирание основного библиотечного фонда, формирование преподавательской корпорации. Нам оставалось только пользоваться всеми этими благами, которые несколько лет до этого создавались трудами архиепископа Костромского и Га-личского Александра (сегодня он - митрополит Астанайский и Казахстанский) и ректора архимандрита Геннадия (Гоголева) (ныне - епископ Каскеленский). Это, конечно же, не означает, что мы учились и жили в идеальных, «тепличных» условиях. Были и трудности. Есть такая мудрая пословица: «Ремонт нельзя закончить, его можно лишь только приостановить». Какие-то постоянные улучшения, преобразования совершались фактически каждый год. Непрерывно, что-то в епархии, и в семинарии в том числе, строилось, чинилось, реставрировалось (здание Alma Mater - историческое, как-никак XVIII век во всей его красе). Студенты нашей духовной школы должны были принимать во всем этом «броуновском движении» обязательное участие и жить в эпоху благих перемен. Трудности и сложности нас сближали. А еще сразу становилось понятно: кто есть кто. Разнообразные послушания: будь то дежурство по кухне или расчистка снега, труды на строительных площадках или многочасовые спевки, — обнаруживали достоинства и недостатки каждого. И еще, что немаловажно, сам молодой человек начинал распознавать вкус взрослой жизни — с грузом ответственности, большим количеством забот, хлопот и ежедневной рутины. Выдерживали не все. Всегда с уважением относился, да и до сих пор так отношусь, к тем людям, которые, вовремя поняв, что деятельность пастыря, всецелое посвящение себя Церкви, служение Богу и людям не их призвание, оставляли стены духовной школы и становились просто хорошими, добрыми мирянами.
Обучение и воспитание в семинарии проходит при участии не только преподавателей, но и инспекции. В современной школе: общеобразовательной или высшей, институтах, университетах, — та-
кое понятие как воспитание отодвинуто далеко на задний план или вообще сведено к нулю. В семинарии наоборот. Ты можешь быть каким угодно «пятерочником», вундеркиндом, но, если твое поведение не соответствует облику будущего пастыря, искажаясь вредными привычками или обыкновенной ленью, тебе пора задуматься о целесообразности пребывания в стенах духовной школы. Помню, как часто ставили перед нами, семинаристами, представители инспекции этот вопрос: задумайся, зачем ты здесь? Не нравится трудиться, лень вставать рано на службу, неохота молиться, тогда нет смысла и во всем остальном, в лекциях, семинарах, дипломных работах. Сейчас нередко можно услышать слова о «выгорании» священников, утрате интереса у пастыря к своему служению. В семинарии, по крайней мере в годы моего обучения, прививка от выгорания была — это концентрирование на духовной составляющей церковного делания. В жизни священника есть две стороны -внешняя и внутренняя. Сторона внешняя порой не всегда приятна, порой трудна или невыносима. Например, очень тяжело служить на приходе, где всех присутствующих на службе десять человек и младшей из прихожанок далеко за 70 лет. А такие приходы существуют, и на них направляются для служения пастыри. Эта внешняя сторона может сломить кого угодно, но если при этом в сердце и в уме пастыря живет реальное ощущение Бога, живет ощущение Промысла, то можно превозмочь любые трудности и невзгоды. В конце концов, как сказал один из современных афонских старцев, чудеса происходят лишь там, где в них верят. Акцент на молитве, на участии в таинствах, на обязательном утреннем и вечернем правиле, общении с духовно опытными людьми помогает сформировать у семинариста эту веру в Живого Бога. Не абстрактную, а вполне исходящую из личного опыта. Прошли те времена, когда всех: и епископа, и старосту, и прихожан — устраивал тихий ба-тюшка-требоисполнитель. Сегодня надо не только удовлетворять религиозные потребности, но и уметь их пробуждать. Молодому, искреннему священнику не может не быть интересно все, что связано с его верой, с жизнью Церкви.
Порой возникало у студентов, да и про себя могу сказать, чувство некой обиды или раздражения на принципиальных преподавателей, проректоров и инспекторов, которые мешали нам (как тогда казалось) жить нормально и спокойно. Не секрет, что быт в семинарии имеет немало недостатков. Не все лекции по-настоящему интересны, не все правила внутреннего уклада жизни нравятся студентам. Жизнь в семинарии оказывается тяжелее, чем ожидалось при поступлении в нее. Но спустя время понимаешь, что
по-другому и быть не могло, что только так формируются навыки взрослой жизни. Тяжесть жизненных обстоятельств создается не самими жизненными обстоятельствами, а нашим отношением к ним. Если мы проповедуем такие добродетели, как любовь к ближнему, доброта, смирение, а сами воспринимаем каждое конкретное послушание, даваемое нам, как нарушение наших прав и свобод, как вторжение в нашу личную жизнь — значит наши богословские знания остались в уме и не дошли до сердца.
Возвращаюсь к учебе. Мне посчастливилось учиться у таких педагогов, которые смогли не только дать большой объем полезной информации, но, самое главное, привили неподдельный интерес к наукам. Возникало впечатление, что наши учителя живут своими предметами, и те понятия, даты, личности и события, о которых говорилось в лекциях, сопровождают их в повседневности, в быту. Они показали нам, что духовное образование лишь в одной своей части состоит из усвоения богословских знаний. Главная же его составляющая есть сама духовность, то есть умение не только говорить о Христе и о Церкви, но жить во Христе и в Церкви.
Отдельный рассказ можно было бы посвятить развитию семинарской библиотеки. Сейчас каждый, кто переступит порог этого вместилища знаний, удивится количеству и разнообразию литературы разных направлений, жанров, стилей, написанной на разных языках, книг современных и двухсотлетней давности. А начиналось все с нескольких скромных шкафов, наполненных любезно пожертвованными Московской и Санкт-Петербургской духовными школами машинописными конспектами. Это сейчас нужную информацию легко найти в интернете, а в конце 90-х, начале 2000-х такой возможности просто не было, и поэтому новых книг ждали, и ждали с нетерпением.
Когда волей священноначалия меня назначили преподавателем и инспектором семинарии, то моим желанием было сохранить эту особенную атмосферу, сложившуюся в нашей Духовной школе с момента ее возрождения. С одной стороны - это серьезное богословское учебное заведение, с другой - дружное сообщество преподавателей и студентов, объединенных одними целями, главная из которых - служить Богу и людям. Мне вспоминаются слова бывшего ректора Костромской семинарии архимандрита (ныне — епископа) Геннадия (Гоголева), сказанные им на одном из выпускных актов: «Простое наивное благочестие не способно заменить пастырю богословских знаний. И те науки, без которых вполне мог обойтись древний отшельник, ныне потребны каждому священнику, выходящему в мир на поприще общественного служения».