Научная статья на тему 'РОЛЬ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ПАСТЫРЯ'

РОЛЬ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ПАСТЫРЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТРОМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ВОСПИТАНИЕ В СЕМИНАРИИ / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОГОСЛОВСКИЕ ЗНАНИЯ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вавилов Андрей

В статье рассказывается о жизни Костромской духовной семинарии в период ректорства архимандрита Геннадия (Гоголева) (ныне - епископ Каскеленский). Студенты в стенах Alma Mater не только получали необходимую сумму знаний, но и просвещались духовно, исцеляясь от своих недобрых привычек и заблуждений. Соединяя в своей деятельности обучение и воспитание, семинария призвана стремиться к тому, чтобы богословские знания остались не только в умах учащихся, но и дошли до их сердец.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Вавилов Андрей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A ROLE OF THE THEOLOGICAL SCHOOL IN THE EDUCATION OF FUTURE PASTORS

The article tells about the life of the Kostroma seminary during the period of rector activities of Archimandrite Gennady (Gogolev) (now - Bishop of Kaskelen). In the walls of Alma Mater students received not only the necessary amount of knowledge, but also enlightened spiritually, healing their evil habits and misconceptions. Combining in its activities training and education, seminary is to strive to such an aim, that theological knowledge should not only remain in the minds of students, but also come to their hearts.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ПАСТЫРЯ»

КОСТРОМСКАЯ СЕМИНАРИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Священник Андрей Вавилов

РОЛЬ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ПАСТЫРЯ

Полагаю, что годы, проведенные в семинарии, для каждого священнослужителя являются фундаментом, на котором строится вся последующая жизнь - духовная, интеллектуальная, общественная. Конечно же, у каждого семинариста был определенный период личностного формирования в семье и на приходе, но именно духовная школа делает из просто верующего молодого человека, из мечтающего о духовных свершениях подростка, потенциального служителя алтаря Господня, полностью готового, по одному известному выражению, «к труду и обороне», готового самоотверженно трудиться на ниве Христовой и взращивать посеянное Слово Божие.

Свой рассказ о Костромской духовной семинарии хотел бы предварить одной известной цитатой, принадлежащей святителю Григорию Богослову: «Прежде чем учить других, важно научиться самому, прежде чем просвещать других, важно просветить себя, прежде чем врачевать чужие болезни, необходимо самому стать здоровым». Все это проходили и мы в стенах Alma Mater. В самом начале, если так можно выразиться, мы «учились учиться», мы привыкали слушать лекции, внимательно читать книги (не пролистывать, а именно читать), получать необходимую сумму знаний. Вместе с этим мы духовно просвещались за богослужениями или в общении с нашими преподавателями, большинство из которых были людьми, много лет прослужившими в священном сане и имевшими большой религиозный и жизненный опыт. Мы исцелялись

Священник Андрей Вавилов, выпускник (2005 г.), преподаватель, инспектор (2005-2010 гг.) Костромской духовной семинарии, клирик Костромской епархии.

от своих недобрых привычек, от стереотипов, от поверхностного отношения к вопросам духовной жизни, от лени или бахвальства. В одном из своих слов, обращенных к костромским семинаристам, архиепископ (ныне — митрополит) Александр (Могилев) сказал, что «прежде чем стать священнослужителем, молодой человек должен устроить свою душу по образу и подобию Божию, просветить ум знанием Евангелия».

Годы, в которые мне довелось проходить обучение в Костромской семинарии, могу смело назвать «золотым веком» ее новейшей истории. Позади у духовной школы богохранимой Костромы были такие сложные процессы, как устройство первичной материально-технической базы, собирание основного библиотечного фонда, формирование преподавательской корпорации. Нам оставалось только пользоваться всеми этими благами, которые несколько лет до этого создавались трудами архиепископа Костромского и Га-личского Александра (сегодня он - митрополит Астанайский и Казахстанский) и ректора архимандрита Геннадия (Гоголева) (ныне - епископ Каскеленский). Это, конечно же, не означает, что мы учились и жили в идеальных, «тепличных» условиях. Были и трудности. Есть такая мудрая пословица: «Ремонт нельзя закончить, его можно лишь только приостановить». Какие-то постоянные улучшения, преобразования совершались фактически каждый год. Непрерывно, что-то в епархии, и в семинарии в том числе, строилось, чинилось, реставрировалось (здание Alma Mater - историческое, как-никак XVIII век во всей его красе). Студенты нашей духовной школы должны были принимать во всем этом «броуновском движении» обязательное участие и жить в эпоху благих перемен. Трудности и сложности нас сближали. А еще сразу становилось понятно: кто есть кто. Разнообразные послушания: будь то дежурство по кухне или расчистка снега, труды на строительных площадках или многочасовые спевки, — обнаруживали достоинства и недостатки каждого. И еще, что немаловажно, сам молодой человек начинал распознавать вкус взрослой жизни — с грузом ответственности, большим количеством забот, хлопот и ежедневной рутины. Выдерживали не все. Всегда с уважением относился, да и до сих пор так отношусь, к тем людям, которые, вовремя поняв, что деятельность пастыря, всецелое посвящение себя Церкви, служение Богу и людям не их призвание, оставляли стены духовной школы и становились просто хорошими, добрыми мирянами.

Обучение и воспитание в семинарии проходит при участии не только преподавателей, но и инспекции. В современной школе: общеобразовательной или высшей, институтах, университетах, — та-

кое понятие как воспитание отодвинуто далеко на задний план или вообще сведено к нулю. В семинарии наоборот. Ты можешь быть каким угодно «пятерочником», вундеркиндом, но, если твое поведение не соответствует облику будущего пастыря, искажаясь вредными привычками или обыкновенной ленью, тебе пора задуматься о целесообразности пребывания в стенах духовной школы. Помню, как часто ставили перед нами, семинаристами, представители инспекции этот вопрос: задумайся, зачем ты здесь? Не нравится трудиться, лень вставать рано на службу, неохота молиться, тогда нет смысла и во всем остальном, в лекциях, семинарах, дипломных работах. Сейчас нередко можно услышать слова о «выгорании» священников, утрате интереса у пастыря к своему служению. В семинарии, по крайней мере в годы моего обучения, прививка от выгорания была — это концентрирование на духовной составляющей церковного делания. В жизни священника есть две стороны -внешняя и внутренняя. Сторона внешняя порой не всегда приятна, порой трудна или невыносима. Например, очень тяжело служить на приходе, где всех присутствующих на службе десять человек и младшей из прихожанок далеко за 70 лет. А такие приходы существуют, и на них направляются для служения пастыри. Эта внешняя сторона может сломить кого угодно, но если при этом в сердце и в уме пастыря живет реальное ощущение Бога, живет ощущение Промысла, то можно превозмочь любые трудности и невзгоды. В конце концов, как сказал один из современных афонских старцев, чудеса происходят лишь там, где в них верят. Акцент на молитве, на участии в таинствах, на обязательном утреннем и вечернем правиле, общении с духовно опытными людьми помогает сформировать у семинариста эту веру в Живого Бога. Не абстрактную, а вполне исходящую из личного опыта. Прошли те времена, когда всех: и епископа, и старосту, и прихожан — устраивал тихий ба-тюшка-требоисполнитель. Сегодня надо не только удовлетворять религиозные потребности, но и уметь их пробуждать. Молодому, искреннему священнику не может не быть интересно все, что связано с его верой, с жизнью Церкви.

Порой возникало у студентов, да и про себя могу сказать, чувство некой обиды или раздражения на принципиальных преподавателей, проректоров и инспекторов, которые мешали нам (как тогда казалось) жить нормально и спокойно. Не секрет, что быт в семинарии имеет немало недостатков. Не все лекции по-настоящему интересны, не все правила внутреннего уклада жизни нравятся студентам. Жизнь в семинарии оказывается тяжелее, чем ожидалось при поступлении в нее. Но спустя время понимаешь, что

по-другому и быть не могло, что только так формируются навыки взрослой жизни. Тяжесть жизненных обстоятельств создается не самими жизненными обстоятельствами, а нашим отношением к ним. Если мы проповедуем такие добродетели, как любовь к ближнему, доброта, смирение, а сами воспринимаем каждое конкретное послушание, даваемое нам, как нарушение наших прав и свобод, как вторжение в нашу личную жизнь — значит наши богословские знания остались в уме и не дошли до сердца.

Возвращаюсь к учебе. Мне посчастливилось учиться у таких педагогов, которые смогли не только дать большой объем полезной информации, но, самое главное, привили неподдельный интерес к наукам. Возникало впечатление, что наши учителя живут своими предметами, и те понятия, даты, личности и события, о которых говорилось в лекциях, сопровождают их в повседневности, в быту. Они показали нам, что духовное образование лишь в одной своей части состоит из усвоения богословских знаний. Главная же его составляющая есть сама духовность, то есть умение не только говорить о Христе и о Церкви, но жить во Христе и в Церкви.

Отдельный рассказ можно было бы посвятить развитию семинарской библиотеки. Сейчас каждый, кто переступит порог этого вместилища знаний, удивится количеству и разнообразию литературы разных направлений, жанров, стилей, написанной на разных языках, книг современных и двухсотлетней давности. А начиналось все с нескольких скромных шкафов, наполненных любезно пожертвованными Московской и Санкт-Петербургской духовными школами машинописными конспектами. Это сейчас нужную информацию легко найти в интернете, а в конце 90-х, начале 2000-х такой возможности просто не было, и поэтому новых книг ждали, и ждали с нетерпением.

Когда волей священноначалия меня назначили преподавателем и инспектором семинарии, то моим желанием было сохранить эту особенную атмосферу, сложившуюся в нашей Духовной школе с момента ее возрождения. С одной стороны - это серьезное богословское учебное заведение, с другой - дружное сообщество преподавателей и студентов, объединенных одними целями, главная из которых - служить Богу и людям. Мне вспоминаются слова бывшего ректора Костромской семинарии архимандрита (ныне — епископа) Геннадия (Гоголева), сказанные им на одном из выпускных актов: «Простое наивное благочестие не способно заменить пастырю богословских знаний. И те науки, без которых вполне мог обойтись древний отшельник, ныне потребны каждому священнику, выходящему в мир на поприще общественного служения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.