Научная статья на тему 'РЕГЕНТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (1996-2010)'

РЕГЕНТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (1996-2010) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТРОМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / РЕГЕНТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / СЕМИНАРСКИЙ ХОР / АВТОРСКИЕ КУРСЫ / БОГОСЛУЖЕБНО-ПЕВЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГЕНТСКО-ПЕВЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Балуева Наталья Вениаминовна

В статье рассказывается о Регентском отделении при Костромской духовной семинарии, история которого тесно связана с возрождением духовного образования на Костромской земле. Организованные при создании Костромского духовного училища регентские классы наибольшего своего развития достигли после преобразования училища в семинарию. Отделению удалось со брать трудолюбивую и профессионально компетентную преподавательскую корпорацию, разработать программу учебных дисциплин церковно-певческого и музыкального циклов, добиться высокого уровня преподавания богословских, пастырских и общих дисциплин. Вне зависимости от формы богослужебно-певческого образования, оно всегда будет актуальным для всех, кто выполняет клиросные послушания в качестве певчих, псаломщиков, уставщиков и регентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGENCY DEPARTMENT OF THE KOSTROMA THEOLOGICAL SEMINARY (1996-2010)

The article tells about Regency department of Kostroma seminary, whose history is closely associated with the revival of religious education in the Kostroma land. Regent classes have organized through founding of Kostroma Theological School and have achieved the greatest development after converting the school into the seminary. The department was able to collect hard-working, professional and competence teaching corporation, to develop a program of academic disciplines of church-singing and church-music , to achieve a high level of teaching theological, pastoral and general subjects. Regardless of the form of liturgical singing education, it will always be actual to anyone who performs choir obedience as choristers, psalm-readers, senior choristers and regents.

Текст научной работы на тему «РЕГЕНТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (1996-2010)»

КОСТРОМСКАЯ СЕМИНАРИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Балуева Наталья Вениаминовна

РЕГЕНТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (1996-2010)

Предыстория

История Регентского отделения Костромской духовной семинарии насчитывает полных 15 лет: с 1996 г. (год реорганизации Духовного училища в семинарию) по 2010 г. (последний выпуск регентского отделения).

Всякая история начинается предыстории, начало которой следует искать в традиции богослужебного пения дореволюционной Семинарии1. Сведений об этом, к сожалению, сохранилось очень мало. Архивные документы, отражающие структуру и содержание предмета «Церковное пение» или постановку певческого дела в семинарском храме нами не обнаружены2. Очевидно, что хор семинарии был однородным мужским и пел ан-тифонно на два клироса. В «Костромских епархиальных ведомостях» за 1896 г. в разделе епархиальной хроники мы встречаем заметку с лаконичным упоминанием о пении семинаристов: «21-го февраля Его Преосвященство Преосвященней-ший Виссарион посетил Духовную се-

Балуева Наталья Вениаминовна, руководитель Регентского отделения (1996-2010 гг.), преподаватель Костромской духовной семинарии, кандидат искусствоведения.

1 Подробные сведения об истории Костромской Духовной Семинарии и ее выдающихся выпускниках можно почерпнуть из книги Н. А. Зонтикова «Костромская Духовная Семинария. Вехи истории» Кострома, 1997, выпущенной к 250-летию со дня ее основания.

2 Весьма значительная часть архивных документов сгорела в пожаре 1982 года, случившемся в Богоявленском соборе. Там с 1925 года размещался губернский, а затем областной архив.

Выпуск 1995 года

минарию и присутствовал на уроках, затем на Литургии Преж-деосвященных Даров. После Литургии одобрил воспитанников за пение, но выразил недовольство чтением»3. Более подробных сведений о Богослужебном пении в Костромской семинарии нам найти не удалось.

Для нашей темы особый интерес представляет тот факт, что с 1864 по 1883 гг. преподавателем Церковного пения в Костромской Семинарии был известный ученый, исследователь Православной богослужебной певческой традиции протоиерей Иоанн Вознесенский. Позднее, в 1890-е гг. на страницах главного периодического церковного издания, «Костромских епархиальных ведомостей», печатались его ученые труды, проповеди и даже стихи, посвященные церковным праздникам5. Известно, что в начале своей педагогической деятельности он был регентом семинарского хора, а также то, что им была написана программа курса церковного пения и составлен "Обиход обычных церковных напевов" на основе поволжской традиции. К сожалению, эти рукописи не сохранились. Именно они могли бы послужить связующим звеном между региональными традициями Церковного пения дореволюционного и современного периодов, особенно в том, что касается области преподавания гласового Обихода. В условиях прерванной традиции программы по церковному пению, их содержание и репертуар семинарского хора приходилось отстраивать, опираясь на традиции «старших» духовных учебных заведений - Санкт-Петербургской и Московской духовных семинарий и регентских школ.

Начало

3 «Костромские епархиальные ведомости» 1896г., с.147.

4 Протоиерей Иоанн Вознесенский (Вознесенский И. И. (1838-1910)) - известный в России и за рубежом ученый, священник и общественный деятель вт. пол. XIX века. В центре его научных интересов: история и система богослужебного пения византийской и древнерусской певческой традиций, социальные функции и литургическое «бытие» церковного пения, музыкальная палеография, проблемы поэтики и стилистики православной гимнографии и русского фольклора и др. Большая часть жизни протоиерея Иоанна связана с Костромской епархией и Костромской духовной семинарией. Он был священником Успенского кафедрального собора, благочинным 18 церквей Костромской епархии, товарищем председателя Феодоровско-Сергиевского братства, преподавателем семинарии.

5 «Костромские епархиальные ведомости» за 1895-97гг., неофициальная часть.

Возрождение закрытой после революции Костромской семинарии началось в 1990 г., благодаря трудам архиепископа Костромского и Галичского Александра, незадолго до этого назначенного на Костромскую кафедру. Первым ректором Духовного училища с двух, а с 1993 года - с трехгодичной программой обучения стал выпускник Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и Академии протоиерей Александр Андросов. В первый год в Духовное училище было принято 35 юношей и девушек, которые обучались совместно. По благословению ректора с первых дней обучения были введены следующие дисциплины церковно-пев-ческого и музыкального циклов: «Обиход Церковного пения», «Нотная грамота, или сольфеджио», «История Церковного пения» и «Постановка голоса». Первым преподавателем Обихода церкового пения стал регент архиерейского хора Олег Николаевич Овчинников. Историю церковного пения и сольфеджио вела Н. В. Балуева. Постановку голоса - Игорь Николаевич Иванов. В 1996 г. Духовное училище было реорганизовано в Семинарию с 4-годичным сроком обучения для будущих пастырей и 2-ступен-чатым образованием для девушек: 2-годичными курсами псаломщиц и 3-годичными регентскими классами. Ректором КоДС стал игумен, затем архимандрит Геннадий (Гоголев)6.

Программа учебных дисциплин церковно-певческого и музыкального циклов в регентских классах формировалась постепенно. Со временем в программе курса подготовки регентов появились такие предметы, как «Подготовка к регентской практике», «Дирижирование», «Гармония», «Аранжировка». Программы ранее введенных дисциплин также постепенно выстраивались и усложнялись.

Преподаватели

Предметный цикл формировался параллельно с преподавательским составом. К началу 2000-х он был следующим.

Балуева Наталья Вениаминовна - зав. регентским отделением, церковное пение, сольфеджио, гармония, аранжировка, реген-тование семинарским хором;

Несмелова Ольга Вячеславовна - церковное пение, подготовка и проведение богослужебной практики, помощник регента;

Воскресенский Владимир Викторович - церковное пение на пастырском отделении, постановка голоса;

6 В настоящее время - епископ Каскеленский.

74

Укурчинов Антон Алимович - сольфеджио, гармония, история богослужебного пения;

Захаров Андрей Иванович - дирижирование;

Столяр Анна Евгеньевна - дирижирование;

Ворошилина Галина Михайловна - постановка голоса;

Польщикова Елена Ивановна - постановка голоса;

Носков Евгений Николаевич - постановка голоса.

Практически все преподаватели-музыканты, пришедшие в эти годы в возрожденную Духовную школу - это были специалисты со светским музыкальным образованием и опытом работы7. Недостаток церковно-певческого опыта, знаний в области церковного Устава и богослужебно-певческих традиций - все это имело, конечно, свои отрицательные стороны. Но, вместе с тем, осознание нехватки необходимых знаний и навыков способствовало созданию атмосферы творческого поиска, познания и постоянной учебы. В целом, «педагогическую компанию» регентского отделения можно охарактеризовать как надежную, трудолюбивую и профессионально компетентную.

Со многими из перечисленных преподавателей мы трудились совместно многие годы. Особенно тесное сотрудничество нас связывало с матушкой Ольгой Несмеловой. Она была помощницей регента семинарского хора. Спевки, службы, нотная библиотека, в случае необходимости, подмена регента на клиросе, и, как уже говорилось, преподавание Обихода церковного пения и регентская практика - вот основной перечень ее послушаний в семинарии. Верный и трудолюбивый помощник для регента -это большая удача и, воистину, Божье благословение.

Я бы сказала, что в церковно-певческом смысле у нас в семинарии было две главных «сессии» в году. Первая, богослужебная, приходилась на Великий пост, Страстную седмицу и Пасху. Вторая, собственно, учебная зачетно-экзаменационная сессия начиналась вскоре после Пасхальных каникул. Обе они требовали большого напряжения сил, как от учащихся, так и от преподавателей. Особым «экзаменом» для всех был Актовый день семинарии, состоящий из Литургии, возглавляемой архиеписком Александром, и торжественного мероприятия с вручением дипломов, награждением и концертом. Последнее, то есть концерт, был публичной демонстрацией певческих и дирижерских успе-

7 Большинство преподавателей имели высшее музыкальное или музы-

кально-педагогическое образование.

Выпуск регентского отделения 2002 года.

хов учащихся семинарии. И в этом случае особой благодарности заслуживают преподаватели-дирижеры, готовившие программу выпускниц регентского отделения и вокалисты, на которых держалась программа сольных выступлений учащихся регентского и пастырского отделений. Эти программы всегда радовали своим разнообразием и профессиональным уровнем. Добавлю, что концертные программы весьма расширяли репертуар семинарского хора. Архиепископ Александр и архимандрит Геннадий, кроме произведений на литургические тексты, благословляли исполнять на выпускных концертах русские народные песни, канты, а также романсово-песенную классику.

Добавлю к своему «панегирику» преподавателям-музыкантам: начав работать «с нуля», все они отстроили собственные методики и программы по вверенным им предметам. Хочу особо отметить следующие авторские курсы: «История Русского Богослужебного пения» (Укурчинов А. А.), «Мелодическое сольфеджио на основе церковных распевов» и «Курс гармонии для регентов» (Укурчинов А. А., Балуева Н. В.), «Обиход Церковного пения» и «Основы нотной грамоты» для пастрыского отделения (Несмелова О. В., Воскресенский В. В.), «Основы дирижирования» и «Дирижирование на клиросе» (Захаров А. И., Столяр А. Е., Балуева Н. В., Несмелова О. В.).

Храм и хор Духовной семинарии

Огромную роль в становлении и развитии певческого дела КоДС играло участие семинаристов в пении во время Богослу-

76

жений.

Еще в 1991г. Духовному училищу был передан храм Смоленской иконы Божией Матери, в котором стали регулярно совершаться Богослужения. А с 1993г. постоянным учебным храмом Духовной школы стала церковь Святого Алексия Человека Божия. Учащиеся получили возможность участвовать в клирос-ном чтении и пении, следовательно, появилась необходимость и в певческой подготовке к службам. Храм всегда являлся неотъемлемой частью жизни Семинарии и учебного процесса. Пение за Богослужением было обязательным для всех девушек, а также для юношей с музыкальными способностями. Помимо воскресных Всенощного бдения и Литургии, в семинарском храме совершались также: Акафист Божией Матери (в пятницу вечером), субботняя Литургия, а в будние дни - Вечерня, Утреня и Литургия (вторник-среда), которые, как правило, использовались под регентскую практику.

Скромный приходской храм никогда не располагал к произведениям «концертного» стиля. Даже в период, когда уровень хора позволял расширять репертуар, основной костяк его составляли все же обиходные песнопения: гласы, распевы (в унисон и в гармонизациях), обиходные напевы и небольшое количество авторских сочинений.

Богослужебное пение в семинарском храме всегда органично было связано с учебным процессом. Настоятелем храма всегда был ректор семинарии, старостой - проректор. Дьяконов в Алексеевскую церковь всегда поставляли из числа вчерашних или сегодняшних воспитанников. Для них семинарский храм был своего рода учебной площадкой. В Алексеевской церкви лишь один священник являлся собственно приходским, он, как правило, исповедовал и совершал все требы. Я говорю о ныне покойном протоиерее Вячеславе Шапошникове. Он служил в храме семинарии с момента своего рукоположения и, практически, до смерти. Будучи человеком немолодым, отец Вячеслав привносил в жизнь семинарского храма атмосферу отеческого попечения, жизненного опыта, человеческого участия, любви и тепла.

В первые годы существования Костромского Духовного училища и семинарии почти все преподаватели-священники были выпускниками Санкт-Петербургской Духовных семинарии и Академии. Поэтому часть «обихода церковного пения» в учебной программе и репертуаре хора состояла из песнопений Санкт-Петербургской традиции, например, ирмосы Воскресных канонов. Спустя несколько лет в программу были введены также ирмосы

воскресных канонов, и иные песнопения, Московской традиции.

Особо вспоминается доброе участие в становлении традиций церковного пения в семинарии и храме выпускника Московской духовной семинарии священника Владимира Пархоменко и выпускника Костромской семинарии дьякона Евгения Иванова. Дьякон Евгений замечательно и очень органично озвучивал возгласы, распевал прокимны, канонаршил «На реках Вавилонских» и, что весьма важно, непосредственно и эмоционально реагировал на пение хора. Отец Владимир пришел в семинарию со свежими впечатлениями от пения в Троице-Сергиевой Лавре и опытом участия в хоре архимандрита Матфея (Мормыля). Он привез множество нот из Обихода Московских Духовной Академии и семинарии, стал давать нам советы и рекомендации по исполнению тех или иных песнопений, а время от времени и сам вставал к нам на клирос. До сих пор мы вспоминаем, как, стоя пред Царскими вратами, он пел «Да исправится молитва моя». В такие моменты мы испытывали удивительное чувство единения певческого клироса со священством.

Преподаватели Церковного пения постоянно говорили воспитанникам о том, что все нити учебного процесса неизменно ведут в церковь, на Богослужение, а Страстная неделя и Пасха - это главные экзамены учебного и Богослужебного года. На подготовку к Богослужениям направлены были, зачастую, не только собственно хоровые спевки, но и уроки Церковного пения. Репертуар семинарского хора всегда до некоторой степени отражал программу по Церковному пению. Так, например, поскольку по программе 1-го класса учащиеся сдают наизусть ирмосы Пасхального канона 1-го ирмологийного «питерского» гласа, то и в храме использовался именно этот вариант канона.

Когда хор семинарии немного окреп, его стали привлекать к архиерейским Богослужениям, в том числе и выездным. Именно тогда в репертуаре хора появились некоторые авторские произведения Д. Бортнянского, А. Архангельского, М. Ипполитова-Ива-нова, П. Чеснокова.

Немалую роль в формировании репертуара сыграли внешние влияния. Об одном из них хочется сказать особо. В 1992 г. в Костромскую епархию для знакомства с Духовным училищем впервые приехал священник и регент православного кафедрального собора в Лондоне (Сурожская епархия) протоиерей Михаил Фортунато. С тех пор отец Михаил приезжал в Кострому два раза в году: читал лекции, проводил хоровые спевки и регентовал на Богослужениях. Всякий раз он привозил какие-нибудь произ-

ведения из репертуара своего хора. За несколько лет в нотной библиотеке семинарского хора скопилось немало песнопений, написанных рукой отца Михаила. Пожалуй, самой интересной и плодотворной частью этих встреч были подготовки к конкретным Богослужениям: на хоровых спевках о. Михаил не только разучивал с нами песнопения, но и делал к ним краткие богословско-ли-тургические и образно-смысловые пояснения. Именно так в свое время была разобрана и подготовлена служба Утрени Великой Пятницы. С тех самых пор в репертуаре семинарского хора утвердились седальны и некоторые антифоны службы «12 Евангелий» в гармонизации А. Кастальского8. Умение привить любовь к простым гласовым песнопениям и мастерская работа с ними - такова главнейшая часть регентско-певческой педагогики прот. Михаила Фортунато. Другой важный момент его воспитания: отец Михаил учил видеть службу целиком, уметь находить в ней смысловые вершины и акценты и добиваться стилевого единства. Конечно, мы испытали на себе и другие влияния. Из них самым сильным было влияние традиции Троице-Сергиевой Лавры и архимандрита Матфея (Мормыля). Но воздействие на нас отца Михаила было наиболее продолжительным и последовательным.

Выше мы уже говорили о наличии «светской» части репертуара семинарского хора. Хочу лишь добавить, что немалую роль в формировании этого направления сыграли выезды небольших групп учащихся за рубеж - в Данию и Германию. В процессе певческой подготовки к первой такой поездке выяснилось, что практически никто из учащихся не знает русских народных песен и совершенно не чувствует стиля их исполнения. В течение всего пребывания в Баварии хор постоянно пел канты и русские народные песни. Фольклорный материал был весьма актуальным, а иногда и единственным способом общения, своего рода нашей визитной карточкой. Этот опыт способствовал осознанию значимости народного песенного наследия.

Организация учебного хора практически полностью зависела от общесеминарской организации в целом. Общеизвестно, что необходима большая заинтересованность администрации Духовной школы в помощи хору, в устроении церковно-певческого дела, чтобы координировать довольно разветвленную систему послушаний и иные стороны семинарской жизни со спевками и

8 Впоследствии они были дополнены песнопениями из сборника «До-

следование Страстей Христовых» под ред. архимандрита Матфея (Мормыля).

80

службами. Приведу некоторые примеры. Первый приезд Патриарха всея Руси Алексия в Кострому. В программе пребывания Святейшего был и молебен в храме Духовного училища. Хор тогда был очень малочислен. Приближалось время прибытия Патриарха в храм Духовного училища, а большая часть певчих отсутствовала - они параллельно были назначены на другие послушания (уборку, подготовку трапез и т. д.) Лишь к моменту встречи Святейшего подошло несколько человек и, без спевки, стихийно, молебен был спет. А вот ситуация, которая повторялась ежегодно с некоторыми вариациями. Назовем ее: «семинарские клиросные искушения в период Страстной седмицы и Пасхи». Ежегодно, накануне этого периода многие учащиеся разъезжались по приходам: архиереи забирали своих иподьяконов, приходские священники требовали своих духовных чад, без помощи которых им невозможно было обойтись. Хор нес серьезные потери. В один из годов были отпущены практически все учащиеся не занятые в хоре и некоторые певчие. В результате, весь объем обязанностей семинарии по уборке епархиального корпуса, мытью окон и обслуживанию трапез, а также все послушания по храму (богослужебные пение и чтение, спевки, уборка храма и прилегающей к нему территории) нес хор. Даже на самых важнейших службах состав хора был неполным, при этом никогда не было известно заранее, кто из учащихся будет присутствовать на Богослужении. Вывод: церковно-певческое дело нуждается в неустанном и разумном пастырском попечении.

Регентское отделение - часть семинарии

Вспоминая жизнь регентского отделения невозможно обойти вниманием то обстоятельство, что она (жизнь) протекала в самой тесной связи с общей семинарской учебной и прочей жизнедеятельностью. Все предметы богословского цикла девушки изучали вместе с юношами. Совместно выполнялись ими и все семинарские послушания. Конечно, это обстоятельство требовало от инспекторов неусыпного внимания и усложняло воспитательный процесс, не говоря уже об изрядном увеличении финансовой нагрузки на правящего архиерея и епархию. Но, рискну заметить, что это же обстоятельство увеличивало как привлекательность семинарии для поступающих, так и ее количественную и качественную жизнеспособность. Для нас, преподавателей-музыкантов, это было особенно ценно в силу того, что мы лучше чувствовали «меж предметные связи» и имели возможность каждодневного общения с замечательными преподавателями-священниками. А уровень преподавания богословских, пастырских и общих дис-

циплин в «эпоху регентского отделения» достигал весьма высокого уровня. Всегда можно было рассчитывать на понимание и поддержку ректора и инспекторов по учебной и воспитательной работе. С радостью и благодарностью мы вспоминаем общение и сотрудничество с Еленой Петровной Осиповой, свящ. Владимиром Пархоменко, покойным отцом Григорием Чекменевым, иереем Андреем Вавиловым, отцом Евгением Ивановым и другими. А какие замечательные педагоги-женщины преподавали церков-но-славянский, русский и английский языки и педагогику: Ольга Дмитриевна Соколова, Ирина Владимировна Шевалдина, Ирина Геннадьевна Береснева.

В заключение

Мы сделали попытку описать весьма непродолжительную жизнь регентского отделения Костромской духовной семинарии. Эта жизнь, как, впрочем, и жизнь семинарии в целом, всегда находилась в прямой зависимости от доброй воли и внимания правящего архиерея. «Ростки» богослужебно-певческого образования в Костроме появились в 1990 г., при создании Духовного училища и, напомним, по воле правящего архиерея. Полноценная жизнь регентского отделения началась с момента реорганизации Духовного училища в семинарию. А последний выпуск отделения регентов-псаломщиков состоялся в 2010 г. Весной этого года архиепископ Александр был назначен главой Казахстанской митрополии и буквально сразу после его нового назначения регентское отделение было закрыто. Это были прекрасные годы: трудные, но плодотворные, увлекательные и полезные во всех смыслах. Можно сожалеть о том, что закончилось или не развилось. Но мы предпочитаем сегодня искренне порадоваться тому, что случилось и состоялось. Мы испытываем чувство глубокой благодарности Владыке Александру за те возможности, которым он помогал осуществляться, за внимание к нуждам богослужеб-но-певческого дела, за понимание необходимости системного ре-гентско-певческого образования. Разумное, спокойное руководство, высокий интеллект, многочисленные таланты, творческие способности, краткие и точные проповеди ректора семинарии архимандрита Геннадия (Гоголева) неизменно вызывали наше уважение и восхищение. Мы с радостью вспоминаем дружбу, общение и сотрудничество с преподавателями-священниками и коллегами-музыкантами. Все они, или почти все, живут, здравствуют и трудятся в Костроме и в других городах и епархиях. Мы поминаем в молитвах тех, кто в свое время покинул наш мир - протоиерея Вячеслава Шапошникова, протоиерея Андрея Ка-

зарина, протоиерея Григория Чекменева, выпускника семинарии протодиакона Михаила Мухачева и других.

Послесловие: несколько слов о регентском деле в наше время

За недолгое время существования регентского отделения Костромской духовной семинарии было выпущено около 40 девушек с дипломом регента и около 30 - с дипломом псаломщика. Почти все они несут клиросные послушания в Костромской и иных епархиях. Многие стали матушками. Юношей среди выпускников нет. И это, преобладание женщин на клиросах, стало одной из существенных примет церковной жизни последних десятилетий. В провинции, где оплата певчих очень не высока, эта тенденция особенно заметна. На 3-ем Семинаре преподавателей Церковного пения Духовных школ, проходившем в ноябре 1999г. в Московской Духовной Академии, архим. Матфей (Мормыль) в ответ на вопрос о его отношении к регентам-женщинам сказал: «Не бабье это дело». Думаю, что многие из сидящих тогда в зале женщин внутренне с ним согласились - за этим заявлением чувствовался громадный опыт практика и отеческое попечение священника. Но, с другой стороны, если на место регента приходского или учебного хора не выстраивается очередь из мужчин, то это «дело» оказывается все же «бабьим» и регенту-женщине не остается ничего иного, как нести свое послушание в меру сил и с трезвым осознанием своих возможностей. В этой связи напрашивается следующий вывод: женщинам, выполняющим клиросные послушания в качестве певчих, псаломщиков, уставщиков, регентов нужно давать образование. Форма этого образования может быть различной: епархиальное женское училище, регентские классы при семинарии, вечерние курсы - но питать и образовывать людей, которые выполняют столь важную богослужебную функцию необходимо!

По выражению протоиерея Михаила Фортунато, «Церковное пение - это язык любви к Богу». Каждая служба для нас начинается со слов Великой ектении «Миром Господу помолимся» - «приглашением помолиться Богу в мире с самим собою, - без смущения духа, без сомнений, без развлечения мыслей, и в мире с ближними.. ,»9. Хочется пожелать нам, «клирошанам» - молодым и пожилым, опытным и начинающим, образованным и не знающим нотной грамоты - сохранения мира и любви на клиросе.

9 К. Никольский. Пособие к изучению Устава Богослужения Православ-

ной Церкви. - С.-Петербург, 1907. с.181.

83

Выпуск 1999 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.