КОСТРОМСКАЯ СЕМИНАРИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Балуева Наталья Вениаминовна
РЕГЕНТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (1996-2010)
Предыстория
История Регентского отделения Костромской духовной семинарии насчитывает полных 15 лет: с 1996 г. (год реорганизации Духовного училища в семинарию) по 2010 г. (последний выпуск регентского отделения).
Всякая история начинается предыстории, начало которой следует искать в традиции богослужебного пения дореволюционной Семинарии1. Сведений об этом, к сожалению, сохранилось очень мало. Архивные документы, отражающие структуру и содержание предмета «Церковное пение» или постановку певческого дела в семинарском храме нами не обнаружены2. Очевидно, что хор семинарии был однородным мужским и пел ан-тифонно на два клироса. В «Костромских епархиальных ведомостях» за 1896 г. в разделе епархиальной хроники мы встречаем заметку с лаконичным упоминанием о пении семинаристов: «21-го февраля Его Преосвященство Преосвященней-ший Виссарион посетил Духовную се-
Балуева Наталья Вениаминовна, руководитель Регентского отделения (1996-2010 гг.), преподаватель Костромской духовной семинарии, кандидат искусствоведения.
1 Подробные сведения об истории Костромской Духовной Семинарии и ее выдающихся выпускниках можно почерпнуть из книги Н. А. Зонтикова «Костромская Духовная Семинария. Вехи истории» Кострома, 1997, выпущенной к 250-летию со дня ее основания.
2 Весьма значительная часть архивных документов сгорела в пожаре 1982 года, случившемся в Богоявленском соборе. Там с 1925 года размещался губернский, а затем областной архив.
Выпуск 1995 года
минарию и присутствовал на уроках, затем на Литургии Преж-деосвященных Даров. После Литургии одобрил воспитанников за пение, но выразил недовольство чтением»3. Более подробных сведений о Богослужебном пении в Костромской семинарии нам найти не удалось.
Для нашей темы особый интерес представляет тот факт, что с 1864 по 1883 гг. преподавателем Церковного пения в Костромской Семинарии был известный ученый, исследователь Православной богослужебной певческой традиции протоиерей Иоанн Вознесенский. Позднее, в 1890-е гг. на страницах главного периодического церковного издания, «Костромских епархиальных ведомостей», печатались его ученые труды, проповеди и даже стихи, посвященные церковным праздникам5. Известно, что в начале своей педагогической деятельности он был регентом семинарского хора, а также то, что им была написана программа курса церковного пения и составлен "Обиход обычных церковных напевов" на основе поволжской традиции. К сожалению, эти рукописи не сохранились. Именно они могли бы послужить связующим звеном между региональными традициями Церковного пения дореволюционного и современного периодов, особенно в том, что касается области преподавания гласового Обихода. В условиях прерванной традиции программы по церковному пению, их содержание и репертуар семинарского хора приходилось отстраивать, опираясь на традиции «старших» духовных учебных заведений - Санкт-Петербургской и Московской духовных семинарий и регентских школ.
Начало
3 «Костромские епархиальные ведомости» 1896г., с.147.
4 Протоиерей Иоанн Вознесенский (Вознесенский И. И. (1838-1910)) - известный в России и за рубежом ученый, священник и общественный деятель вт. пол. XIX века. В центре его научных интересов: история и система богослужебного пения византийской и древнерусской певческой традиций, социальные функции и литургическое «бытие» церковного пения, музыкальная палеография, проблемы поэтики и стилистики православной гимнографии и русского фольклора и др. Большая часть жизни протоиерея Иоанна связана с Костромской епархией и Костромской духовной семинарией. Он был священником Успенского кафедрального собора, благочинным 18 церквей Костромской епархии, товарищем председателя Феодоровско-Сергиевского братства, преподавателем семинарии.
5 «Костромские епархиальные ведомости» за 1895-97гг., неофициальная часть.
Возрождение закрытой после революции Костромской семинарии началось в 1990 г., благодаря трудам архиепископа Костромского и Галичского Александра, незадолго до этого назначенного на Костромскую кафедру. Первым ректором Духовного училища с двух, а с 1993 года - с трехгодичной программой обучения стал выпускник Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и Академии протоиерей Александр Андросов. В первый год в Духовное училище было принято 35 юношей и девушек, которые обучались совместно. По благословению ректора с первых дней обучения были введены следующие дисциплины церковно-пев-ческого и музыкального циклов: «Обиход Церковного пения», «Нотная грамота, или сольфеджио», «История Церковного пения» и «Постановка голоса». Первым преподавателем Обихода церкового пения стал регент архиерейского хора Олег Николаевич Овчинников. Историю церковного пения и сольфеджио вела Н. В. Балуева. Постановку голоса - Игорь Николаевич Иванов. В 1996 г. Духовное училище было реорганизовано в Семинарию с 4-годичным сроком обучения для будущих пастырей и 2-ступен-чатым образованием для девушек: 2-годичными курсами псаломщиц и 3-годичными регентскими классами. Ректором КоДС стал игумен, затем архимандрит Геннадий (Гоголев)6.
Программа учебных дисциплин церковно-певческого и музыкального циклов в регентских классах формировалась постепенно. Со временем в программе курса подготовки регентов появились такие предметы, как «Подготовка к регентской практике», «Дирижирование», «Гармония», «Аранжировка». Программы ранее введенных дисциплин также постепенно выстраивались и усложнялись.
Преподаватели
Предметный цикл формировался параллельно с преподавательским составом. К началу 2000-х он был следующим.
Балуева Наталья Вениаминовна - зав. регентским отделением, церковное пение, сольфеджио, гармония, аранжировка, реген-тование семинарским хором;
Несмелова Ольга Вячеславовна - церковное пение, подготовка и проведение богослужебной практики, помощник регента;
Воскресенский Владимир Викторович - церковное пение на пастырском отделении, постановка голоса;
6 В настоящее время - епископ Каскеленский.
74
Укурчинов Антон Алимович - сольфеджио, гармония, история богослужебного пения;
Захаров Андрей Иванович - дирижирование;
Столяр Анна Евгеньевна - дирижирование;
Ворошилина Галина Михайловна - постановка голоса;
Польщикова Елена Ивановна - постановка голоса;
Носков Евгений Николаевич - постановка голоса.
Практически все преподаватели-музыканты, пришедшие в эти годы в возрожденную Духовную школу - это были специалисты со светским музыкальным образованием и опытом работы7. Недостаток церковно-певческого опыта, знаний в области церковного Устава и богослужебно-певческих традиций - все это имело, конечно, свои отрицательные стороны. Но, вместе с тем, осознание нехватки необходимых знаний и навыков способствовало созданию атмосферы творческого поиска, познания и постоянной учебы. В целом, «педагогическую компанию» регентского отделения можно охарактеризовать как надежную, трудолюбивую и профессионально компетентную.
Со многими из перечисленных преподавателей мы трудились совместно многие годы. Особенно тесное сотрудничество нас связывало с матушкой Ольгой Несмеловой. Она была помощницей регента семинарского хора. Спевки, службы, нотная библиотека, в случае необходимости, подмена регента на клиросе, и, как уже говорилось, преподавание Обихода церковного пения и регентская практика - вот основной перечень ее послушаний в семинарии. Верный и трудолюбивый помощник для регента -это большая удача и, воистину, Божье благословение.
Я бы сказала, что в церковно-певческом смысле у нас в семинарии было две главных «сессии» в году. Первая, богослужебная, приходилась на Великий пост, Страстную седмицу и Пасху. Вторая, собственно, учебная зачетно-экзаменационная сессия начиналась вскоре после Пасхальных каникул. Обе они требовали большого напряжения сил, как от учащихся, так и от преподавателей. Особым «экзаменом» для всех был Актовый день семинарии, состоящий из Литургии, возглавляемой архиеписком Александром, и торжественного мероприятия с вручением дипломов, награждением и концертом. Последнее, то есть концерт, был публичной демонстрацией певческих и дирижерских успе-
7 Большинство преподавателей имели высшее музыкальное или музы-
кально-педагогическое образование.
Выпуск регентского отделения 2002 года.
хов учащихся семинарии. И в этом случае особой благодарности заслуживают преподаватели-дирижеры, готовившие программу выпускниц регентского отделения и вокалисты, на которых держалась программа сольных выступлений учащихся регентского и пастырского отделений. Эти программы всегда радовали своим разнообразием и профессиональным уровнем. Добавлю, что концертные программы весьма расширяли репертуар семинарского хора. Архиепископ Александр и архимандрит Геннадий, кроме произведений на литургические тексты, благословляли исполнять на выпускных концертах русские народные песни, канты, а также романсово-песенную классику.
Добавлю к своему «панегирику» преподавателям-музыкантам: начав работать «с нуля», все они отстроили собственные методики и программы по вверенным им предметам. Хочу особо отметить следующие авторские курсы: «История Русского Богослужебного пения» (Укурчинов А. А.), «Мелодическое сольфеджио на основе церковных распевов» и «Курс гармонии для регентов» (Укурчинов А. А., Балуева Н. В.), «Обиход Церковного пения» и «Основы нотной грамоты» для пастрыского отделения (Несмелова О. В., Воскресенский В. В.), «Основы дирижирования» и «Дирижирование на клиросе» (Захаров А. И., Столяр А. Е., Балуева Н. В., Несмелова О. В.).
Храм и хор Духовной семинарии
Огромную роль в становлении и развитии певческого дела КоДС играло участие семинаристов в пении во время Богослу-
76
жений.
Еще в 1991г. Духовному училищу был передан храм Смоленской иконы Божией Матери, в котором стали регулярно совершаться Богослужения. А с 1993г. постоянным учебным храмом Духовной школы стала церковь Святого Алексия Человека Божия. Учащиеся получили возможность участвовать в клирос-ном чтении и пении, следовательно, появилась необходимость и в певческой подготовке к службам. Храм всегда являлся неотъемлемой частью жизни Семинарии и учебного процесса. Пение за Богослужением было обязательным для всех девушек, а также для юношей с музыкальными способностями. Помимо воскресных Всенощного бдения и Литургии, в семинарском храме совершались также: Акафист Божией Матери (в пятницу вечером), субботняя Литургия, а в будние дни - Вечерня, Утреня и Литургия (вторник-среда), которые, как правило, использовались под регентскую практику.
Скромный приходской храм никогда не располагал к произведениям «концертного» стиля. Даже в период, когда уровень хора позволял расширять репертуар, основной костяк его составляли все же обиходные песнопения: гласы, распевы (в унисон и в гармонизациях), обиходные напевы и небольшое количество авторских сочинений.
Богослужебное пение в семинарском храме всегда органично было связано с учебным процессом. Настоятелем храма всегда был ректор семинарии, старостой - проректор. Дьяконов в Алексеевскую церковь всегда поставляли из числа вчерашних или сегодняшних воспитанников. Для них семинарский храм был своего рода учебной площадкой. В Алексеевской церкви лишь один священник являлся собственно приходским, он, как правило, исповедовал и совершал все требы. Я говорю о ныне покойном протоиерее Вячеславе Шапошникове. Он служил в храме семинарии с момента своего рукоположения и, практически, до смерти. Будучи человеком немолодым, отец Вячеслав привносил в жизнь семинарского храма атмосферу отеческого попечения, жизненного опыта, человеческого участия, любви и тепла.
В первые годы существования Костромского Духовного училища и семинарии почти все преподаватели-священники были выпускниками Санкт-Петербургской Духовных семинарии и Академии. Поэтому часть «обихода церковного пения» в учебной программе и репертуаре хора состояла из песнопений Санкт-Петербургской традиции, например, ирмосы Воскресных канонов. Спустя несколько лет в программу были введены также ирмосы
воскресных канонов, и иные песнопения, Московской традиции.
Особо вспоминается доброе участие в становлении традиций церковного пения в семинарии и храме выпускника Московской духовной семинарии священника Владимира Пархоменко и выпускника Костромской семинарии дьякона Евгения Иванова. Дьякон Евгений замечательно и очень органично озвучивал возгласы, распевал прокимны, канонаршил «На реках Вавилонских» и, что весьма важно, непосредственно и эмоционально реагировал на пение хора. Отец Владимир пришел в семинарию со свежими впечатлениями от пения в Троице-Сергиевой Лавре и опытом участия в хоре архимандрита Матфея (Мормыля). Он привез множество нот из Обихода Московских Духовной Академии и семинарии, стал давать нам советы и рекомендации по исполнению тех или иных песнопений, а время от времени и сам вставал к нам на клирос. До сих пор мы вспоминаем, как, стоя пред Царскими вратами, он пел «Да исправится молитва моя». В такие моменты мы испытывали удивительное чувство единения певческого клироса со священством.
Преподаватели Церковного пения постоянно говорили воспитанникам о том, что все нити учебного процесса неизменно ведут в церковь, на Богослужение, а Страстная неделя и Пасха - это главные экзамены учебного и Богослужебного года. На подготовку к Богослужениям направлены были, зачастую, не только собственно хоровые спевки, но и уроки Церковного пения. Репертуар семинарского хора всегда до некоторой степени отражал программу по Церковному пению. Так, например, поскольку по программе 1-го класса учащиеся сдают наизусть ирмосы Пасхального канона 1-го ирмологийного «питерского» гласа, то и в храме использовался именно этот вариант канона.
Когда хор семинарии немного окреп, его стали привлекать к архиерейским Богослужениям, в том числе и выездным. Именно тогда в репертуаре хора появились некоторые авторские произведения Д. Бортнянского, А. Архангельского, М. Ипполитова-Ива-нова, П. Чеснокова.
Немалую роль в формировании репертуара сыграли внешние влияния. Об одном из них хочется сказать особо. В 1992 г. в Костромскую епархию для знакомства с Духовным училищем впервые приехал священник и регент православного кафедрального собора в Лондоне (Сурожская епархия) протоиерей Михаил Фортунато. С тех пор отец Михаил приезжал в Кострому два раза в году: читал лекции, проводил хоровые спевки и регентовал на Богослужениях. Всякий раз он привозил какие-нибудь произ-
ведения из репертуара своего хора. За несколько лет в нотной библиотеке семинарского хора скопилось немало песнопений, написанных рукой отца Михаила. Пожалуй, самой интересной и плодотворной частью этих встреч были подготовки к конкретным Богослужениям: на хоровых спевках о. Михаил не только разучивал с нами песнопения, но и делал к ним краткие богословско-ли-тургические и образно-смысловые пояснения. Именно так в свое время была разобрана и подготовлена служба Утрени Великой Пятницы. С тех самых пор в репертуаре семинарского хора утвердились седальны и некоторые антифоны службы «12 Евангелий» в гармонизации А. Кастальского8. Умение привить любовь к простым гласовым песнопениям и мастерская работа с ними - такова главнейшая часть регентско-певческой педагогики прот. Михаила Фортунато. Другой важный момент его воспитания: отец Михаил учил видеть службу целиком, уметь находить в ней смысловые вершины и акценты и добиваться стилевого единства. Конечно, мы испытали на себе и другие влияния. Из них самым сильным было влияние традиции Троице-Сергиевой Лавры и архимандрита Матфея (Мормыля). Но воздействие на нас отца Михаила было наиболее продолжительным и последовательным.
Выше мы уже говорили о наличии «светской» части репертуара семинарского хора. Хочу лишь добавить, что немалую роль в формировании этого направления сыграли выезды небольших групп учащихся за рубеж - в Данию и Германию. В процессе певческой подготовки к первой такой поездке выяснилось, что практически никто из учащихся не знает русских народных песен и совершенно не чувствует стиля их исполнения. В течение всего пребывания в Баварии хор постоянно пел канты и русские народные песни. Фольклорный материал был весьма актуальным, а иногда и единственным способом общения, своего рода нашей визитной карточкой. Этот опыт способствовал осознанию значимости народного песенного наследия.
Организация учебного хора практически полностью зависела от общесеминарской организации в целом. Общеизвестно, что необходима большая заинтересованность администрации Духовной школы в помощи хору, в устроении церковно-певческого дела, чтобы координировать довольно разветвленную систему послушаний и иные стороны семинарской жизни со спевками и
8 Впоследствии они были дополнены песнопениями из сборника «До-
следование Страстей Христовых» под ред. архимандрита Матфея (Мормыля).
80
службами. Приведу некоторые примеры. Первый приезд Патриарха всея Руси Алексия в Кострому. В программе пребывания Святейшего был и молебен в храме Духовного училища. Хор тогда был очень малочислен. Приближалось время прибытия Патриарха в храм Духовного училища, а большая часть певчих отсутствовала - они параллельно были назначены на другие послушания (уборку, подготовку трапез и т. д.) Лишь к моменту встречи Святейшего подошло несколько человек и, без спевки, стихийно, молебен был спет. А вот ситуация, которая повторялась ежегодно с некоторыми вариациями. Назовем ее: «семинарские клиросные искушения в период Страстной седмицы и Пасхи». Ежегодно, накануне этого периода многие учащиеся разъезжались по приходам: архиереи забирали своих иподьяконов, приходские священники требовали своих духовных чад, без помощи которых им невозможно было обойтись. Хор нес серьезные потери. В один из годов были отпущены практически все учащиеся не занятые в хоре и некоторые певчие. В результате, весь объем обязанностей семинарии по уборке епархиального корпуса, мытью окон и обслуживанию трапез, а также все послушания по храму (богослужебные пение и чтение, спевки, уборка храма и прилегающей к нему территории) нес хор. Даже на самых важнейших службах состав хора был неполным, при этом никогда не было известно заранее, кто из учащихся будет присутствовать на Богослужении. Вывод: церковно-певческое дело нуждается в неустанном и разумном пастырском попечении.
Регентское отделение - часть семинарии
Вспоминая жизнь регентского отделения невозможно обойти вниманием то обстоятельство, что она (жизнь) протекала в самой тесной связи с общей семинарской учебной и прочей жизнедеятельностью. Все предметы богословского цикла девушки изучали вместе с юношами. Совместно выполнялись ими и все семинарские послушания. Конечно, это обстоятельство требовало от инспекторов неусыпного внимания и усложняло воспитательный процесс, не говоря уже об изрядном увеличении финансовой нагрузки на правящего архиерея и епархию. Но, рискну заметить, что это же обстоятельство увеличивало как привлекательность семинарии для поступающих, так и ее количественную и качественную жизнеспособность. Для нас, преподавателей-музыкантов, это было особенно ценно в силу того, что мы лучше чувствовали «меж предметные связи» и имели возможность каждодневного общения с замечательными преподавателями-священниками. А уровень преподавания богословских, пастырских и общих дис-
циплин в «эпоху регентского отделения» достигал весьма высокого уровня. Всегда можно было рассчитывать на понимание и поддержку ректора и инспекторов по учебной и воспитательной работе. С радостью и благодарностью мы вспоминаем общение и сотрудничество с Еленой Петровной Осиповой, свящ. Владимиром Пархоменко, покойным отцом Григорием Чекменевым, иереем Андреем Вавиловым, отцом Евгением Ивановым и другими. А какие замечательные педагоги-женщины преподавали церков-но-славянский, русский и английский языки и педагогику: Ольга Дмитриевна Соколова, Ирина Владимировна Шевалдина, Ирина Геннадьевна Береснева.
В заключение
Мы сделали попытку описать весьма непродолжительную жизнь регентского отделения Костромской духовной семинарии. Эта жизнь, как, впрочем, и жизнь семинарии в целом, всегда находилась в прямой зависимости от доброй воли и внимания правящего архиерея. «Ростки» богослужебно-певческого образования в Костроме появились в 1990 г., при создании Духовного училища и, напомним, по воле правящего архиерея. Полноценная жизнь регентского отделения началась с момента реорганизации Духовного училища в семинарию. А последний выпуск отделения регентов-псаломщиков состоялся в 2010 г. Весной этого года архиепископ Александр был назначен главой Казахстанской митрополии и буквально сразу после его нового назначения регентское отделение было закрыто. Это были прекрасные годы: трудные, но плодотворные, увлекательные и полезные во всех смыслах. Можно сожалеть о том, что закончилось или не развилось. Но мы предпочитаем сегодня искренне порадоваться тому, что случилось и состоялось. Мы испытываем чувство глубокой благодарности Владыке Александру за те возможности, которым он помогал осуществляться, за внимание к нуждам богослужеб-но-певческого дела, за понимание необходимости системного ре-гентско-певческого образования. Разумное, спокойное руководство, высокий интеллект, многочисленные таланты, творческие способности, краткие и точные проповеди ректора семинарии архимандрита Геннадия (Гоголева) неизменно вызывали наше уважение и восхищение. Мы с радостью вспоминаем дружбу, общение и сотрудничество с преподавателями-священниками и коллегами-музыкантами. Все они, или почти все, живут, здравствуют и трудятся в Костроме и в других городах и епархиях. Мы поминаем в молитвах тех, кто в свое время покинул наш мир - протоиерея Вячеслава Шапошникова, протоиерея Андрея Ка-
зарина, протоиерея Григория Чекменева, выпускника семинарии протодиакона Михаила Мухачева и других.
Послесловие: несколько слов о регентском деле в наше время
За недолгое время существования регентского отделения Костромской духовной семинарии было выпущено около 40 девушек с дипломом регента и около 30 - с дипломом псаломщика. Почти все они несут клиросные послушания в Костромской и иных епархиях. Многие стали матушками. Юношей среди выпускников нет. И это, преобладание женщин на клиросах, стало одной из существенных примет церковной жизни последних десятилетий. В провинции, где оплата певчих очень не высока, эта тенденция особенно заметна. На 3-ем Семинаре преподавателей Церковного пения Духовных школ, проходившем в ноябре 1999г. в Московской Духовной Академии, архим. Матфей (Мормыль) в ответ на вопрос о его отношении к регентам-женщинам сказал: «Не бабье это дело». Думаю, что многие из сидящих тогда в зале женщин внутренне с ним согласились - за этим заявлением чувствовался громадный опыт практика и отеческое попечение священника. Но, с другой стороны, если на место регента приходского или учебного хора не выстраивается очередь из мужчин, то это «дело» оказывается все же «бабьим» и регенту-женщине не остается ничего иного, как нести свое послушание в меру сил и с трезвым осознанием своих возможностей. В этой связи напрашивается следующий вывод: женщинам, выполняющим клиросные послушания в качестве певчих, псаломщиков, уставщиков, регентов нужно давать образование. Форма этого образования может быть различной: епархиальное женское училище, регентские классы при семинарии, вечерние курсы - но питать и образовывать людей, которые выполняют столь важную богослужебную функцию необходимо!
По выражению протоиерея Михаила Фортунато, «Церковное пение - это язык любви к Богу». Каждая служба для нас начинается со слов Великой ектении «Миром Господу помолимся» - «приглашением помолиться Богу в мире с самим собою, - без смущения духа, без сомнений, без развлечения мыслей, и в мире с ближними.. ,»9. Хочется пожелать нам, «клирошанам» - молодым и пожилым, опытным и начинающим, образованным и не знающим нотной грамоты - сохранения мира и любви на клиросе.
9 К. Никольский. Пособие к изучению Устава Богослужения Православ-
ной Церкви. - С.-Петербург, 1907. с.181.
83
Выпуск 1999 года