Научная статья на тему 'ПЯТНАДЦАТЬ РЕКТОРСКИХ ЛЕТ (1995-2010). ИНТЕРВЬЮ С ЕПИСКОПОМ КАСКЕЛЕНСКИМ ГЕННАДИЕМ, РЕКТОРОМ АЛМА-АТИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ'

ПЯТНАДЦАТЬ РЕКТОРСКИХ ЛЕТ (1995-2010). ИНТЕРВЬЮ С ЕПИСКОПОМ КАСКЕЛЕНСКИМ ГЕННАДИЕМ, РЕКТОРОМ АЛМА-АТИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТРОМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / КОСТРОМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / АЛМАТИНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА / ДУХ МОЛИТВЕННОГО БЛАГОЧЕСТИЯ / СВЯЩЕННИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гоголев Геннадий

В данном интервью преосвященный Геннадий рассказывает о своем служении на посту ректора Костромского духовного училища преобразованного в 1996 году в семинарию. Вспоминая и сравнивая прошлый ректорский опыт со своей деятельностью на 196 посту Алмаатинской духовной семинарии, Владыка подчеркивает, что «болонская система» имеет как свои плюсы, так и минусы. Главная цель семинарий, - по мнению Епископа, - подготовка не столько теологов, сколько практикующих пастырей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIFTEEN RECTOR YEARS (1995-2010)INTERVIEW WITH GENNADY BISHOP OF KASKELEN, RECTOR OF THE ALMA-ATA THEOLOGICAL SEMINARY

In this interview with Bishop Gennady he talks about his ministry as the Rector of Kostroma religious school, converted in 1996 to the seminary. Looking back and comparing the past Rector’s experience with his work in Alma-Ata Theological Seminary, the bishop emphasizes that the «Bolonskaya system» has both its pros and cons. The main purpose of the seminaries - according to the bishop, - is training mostly practicing pastors, than theologists.

Текст научной работы на тему «ПЯТНАДЦАТЬ РЕКТОРСКИХ ЛЕТ (1995-2010). ИНТЕРВЬЮ С ЕПИСКОПОМ КАСКЕЛЕНСКИМ ГЕННАДИЕМ, РЕКТОРОМ АЛМА-АТИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ»

ВОЗРОЖДЕНИЕ КОСТРОМСКОЙ СЕМИНАРИИ

Интервью с епископом Каскеленским Геннадием, ректором Алма-Атинской духовной семинарии

ПЯТНАДЦАТЬ РЕКТОРСКИХ ЛЕТ (1995-2010)

Ваше Преосвященство, как получилось, что Вы, уроженец Санкт-Петербурга, стали ректором провинциальной Костромской семинарии?

В 1994 году я окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Еще на первом курсе академии я принял священный сан и проходил послушания в храмах Петербурга, как командировочный священник. У меня было несколько бесед с уважаемыми священнослужителями, духовниками. И многие мне советовали: «Ты священник молодой, без семьи. Может тебе стоит отправиться в провинцию, где возрождается церковная жизнь, создаются новые семинарии и ощущается острый недостаток квалифицированных кадров, особенно, с академическим образованием?». Одно время я хотел переехать в Магадан, где в то время управлял епархией епископ Ростислав (Девятов), очень близкий мне человек, ныне митрополит Томский и Асиновский.

В июле месяце я взял отпуск. Неделю жил в Дивеево, а на обратном пути решил заехать в Кострому, где в то время служили несколько моих сокурсников по Ленинградской Духовной Семинарии, в том числе, настоятель Иоанно-Златоустовского храма протоиерей Валерий Бунтеев. В те дни Костромская епархия отмечала своё 250-летие. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Из Нижнего Новгорода я на поезде прибыл в Нерехту. И первое, на что обратил внимание, повсюду расклеены объявления: «Впервые в истории Святейший Патриарх посещает Нерехту!». Я про себя отметил, как хорошо работают в местной епархии.

Я сослужил Святейшему, познакомился с владыкой архи-

19

Епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев), управляющий делами Казахстанского Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви, ректор Алматинской духовной семинарии, кандидат богословия.

Выпуск 1907 года

Г

епископом Александром и... задержался в Костроме на 16 лет. Очень хорошо помню первую встречу с владыкой Александром. Она состоялась в алтаре кафедрального собора за Патриаршим богослужением. Отец Валерий представил меня. Владыка, преподав благословение, посмотрел очень внимательно мне в глаза и произнес: «Батюшка, я прошу Вас, пока Вы со мной серьезно не переговорите, из Костромы никуда не уезжать». Пришлось ожидать окончания визита Патриарха и идти на прием к владыке Александру. Говорили долго. Он рассказал мне, что недавно открыл епархиальное духовное училище, желает преобразовать его в семинарию. Возрожденная духовная школа нуждается в преподавателях.

После некоторого размышления, я решился на переезд. В день Воскресения Словущего, 26 сентября 1994 года, я прибыл в Кострому, сразу попав на престольный праздник нашего замечательного храма на Дебре. Уже с 1 октября вышел на преподавательскую работу. Первоначально приходилось вести одновременно 6-7 дисциплин. Преподавал догматическое богословие, историю Русской Церкви, Ветхий и Новый Завет, гомилетику, историю России. Со временем, после того, как стал ректором, сначала, летом 1995 года, училища, а с 1996 года - семинарии, оставил за собой преподавание истории Русской Церкви и пастырского богословия.

Отдельно хотел бы рассказать о своём монашеском постриге, который окончательно сроднил меня с древним богохранимым Костромским краем. История пострига имеет особое, назидательное значение. Я написал прошение владыке архиепископу уже в октябре того же, 1994 года. Но постриг был назначен на период рождественского поста, 1 января. Владыка Александр долго беседовал со мной и среди других вопросов обсуждал моё новое имя. Он сказал: «Давай поступим следующим образом: ты своей рукой напишешь 12 записок с именами наиболее почитаемых тобою святых. Мы положим их в особый ларец. Перед Феодоров-ской иконой Божией Матери помолимся, и своей рукой ты вытащишь жребий». После некоторой паузы владыка добавил: «Да, и обязательно напиши имя одного костромского святого... Напиши имя преподобного Геннадия». Я в точности исполнил это благословение. Среди выбранных мною святых были: первоверховный апостол Петр, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Последним, сверившись по календарю, я написал имя преподобного Геннадия. Как сейчас помню, ларец держал Дмитрий Степанов, нынешний

благочинный Шарьинского округа. Мне досталось имя Геннадия. Владыка Александр еще не раз будет практиковать такой «именной монашеский жребий» в Костроме, и, практически всегда, будет выпадать имя святого Костромской земли. Так, послушник Авраамиево- Городецкого Чухломского монастыря Дмитрий Кашин в 1999 году получит имя преподобного Ферапонта Монзен-ского. Особое небесное покровительство святых Костромского края тем, кто здесь несет свое церковное послушание, таким образом стало эмпирически подтвержденным фактом.

Вы руководили Костромской семинарией почти 15 лет. Кого из преподавателей, а может даже студентов, Вы запомнили больше всего? Поддерживаете ли Вы сейчас с ними связь?

Костромская Духовная Семинария в конце 90-х годов стала одним из самых значимых проектов в сфере духовного образования для всей центральной России. Большое значение для нас имел визит митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, нынешнего Патриарха Московского и всея Руси в 1997 году, приуроченный к юбилейным торжествам 250-летия нашей духовной школы. В тот год мы подготовили брошюру об истории семинарии, текст которой написал Николай Александрович Зонтиков, а издал её генеральный директор «Костромаэнерго» Юрий Павлович Назаров.

Это были особые годы. Как некогда Николай Михайлович Карамзин открыл читающей публике историю России, так костромичам в 90-х годах открывалась подлинная история родного края.

Стали забываться биографии бесноватых революционеров, именами которых пестрят улицы исторического центра города, и в нашу жизнь возвращались преподобные Геннадий, Макарий, Пахомий, Ферапонт, Паисий ... Важнейшей частью программы возвращения к историческому наследию стало знакомство наших читающих горожан с именами прославленных ректоров и выпускников Костромской Духовной Семинарии. Мы провели немало конференций и круглых столов, в том числе, совместных с Костромским Государственным Университетом, посвященных таким выдающимся костромичам, как: священномученик Нико-дим (Кротков), преподобный Макарий (Глухарев), протоиерей Александр Горский, протоиерей Феодор Голубинский, академики Евгений Голубинский, Николай Покровский, Федор Успенский, маршал Советского Союза А.В. Василевский.

В те годы все, без исключения, от ректора до вахтерши, кто трудились в Костромской Духовной Семинарии, ощущали себя

22

продолжателями традиций славного прошлого и мечтали о том, чтобы общими усилиями,хотя бы отчасти, реализовались те начала, которые были заложены в семинарии дореволюционного периода.

Нам многое удалось. Сегодня несколько сотен выпускников служат в городах и селах России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдавии. Я стараюсь поддерживать связь практически со всеми, по возможности. Во всяком случае, если посещаю ту или иную епархию, то, непременно, встречаюсь с теми из них, которые совершают там свое служение.

В семинарии трудилась и трудится сплоченная корпорация преподавателей. Хотел бы особо поблагодарить выдающегося российского ученого, доктора филологических наук Юрия Владимировича Лебедева, который, несмотря на всю свою занятость, в течение долгих лет находил возможность каждую неделю бывать в нашей духовной школе и читать студентам лекции по истории русской литературы. Есть преподаватели, которые трудятся с первого дня создания духовного училища в Костроме и по настоящее время. Думаю, их нужно отметить особо. Это - протоиерей Валерий Бунтеев, архимандрит Серафим (Фирстов), библиотекарь - Людмила Алексеевна Гладких, подскажите мне, кто еще?

Возрожденная Костромская Духовная Семинария уже понесла некоторые потери. Глубокой скорбью отозвалось в моём сердце известие о смерти протоиерея Вячеслава Шапошникова, клирика Свято-Алексеевской семинарской церкви и бессменного духовника наших студентов (+ 2012 г.), и протоиерея Андрея Ка-зарина (+ 2013г.). У отца Андрея был диплом выпускника семинарии №1. Наверное, есть какая-то логика в том, что он и ушел от нас первым из выпускников.

Вы возглавляете сейчас Алма-Атинскую духовную семинарию. Как Вы относитесь к переходу духовных учебных заведений на т.н. «болонскую систему»?

Получив назначение ректора Алматинской Духовной Семинарии в июле 2010 года, (а нужно сказать, что это уже вторая семинария, которую мы открываем с владыкой митрополитом Александром), я столкнулся с рядом трудностей, которых не было в Костроме. Здесь, в Казахстане, своё законодательство о религии, которое радикально отличается от российского законодательства. Запрещено совершение богослужений и обрядов во всех государственных учреждениях. Вся религиозная литература, в том числе богословские программы и учебники, проходят религиоведческую экспертизу в органах власти.

23

Большие трудности создает продолжающийся отток русского населения из страны. В своей учебной деятельности мы руководствуемся не только программами и рекомендациями учебного комитета Русской Православной Церкви, но и государственным стандартом для духовных учебных заведений, принятых Министерством образования Республики Казахстан, который, в частности, предполагает изучение казахского языка, истории Казахстана и ряда других предметов.

Замечательно, что едва прибыв в Казахстан, я сразу же ощутил связь Костромской и Алма-Атинской духовных школ. 10 октября 2010 года я был посвящен в сан епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии, и первым рукоположением, которое мне пришлось совершить, стало посвящение выпускника Костромской Духовной Семинарии, а ныне проректора Алматин-ской Духовной Семинарии, священника Иоанна Ливинского. Это было удивительным стечением обстоятельств. Я не выбирал это рукоположение, оно планировалось ещё за несколько месяцев. На сегодняшний день в семинарии преподают 6 выпускников Костромской духовной школы.

Что касается перехода духовных школ нашей Церкви на «бо-лонскую систему», то это большой и отдельный вопрос. Мне кажется, что болонская система имеет как плюсы, так и минусы. Намерение встроить теологические учебные заведения нашей Церкви в европейскую образовательную систему поможет нам добиться определенного влияния на формирование подходов в образовании и воспитании в светской среде. Общество постепенно отходит от стереотипов, навязанных ему еще в советский период: признает, что теология является серьезной и важной дисциплиной гуманитарного направления. Это способствует развитию миссионерской деятельности и духовно-нравственного просвещения в высшей и средней школах. Но нам не следует забывать, что цель семинарий - подготовка не столько теологов, сколько практикующих пастырей. Поэтому, в духовной семинарии необходимо всеми мерами поддерживать дух молитвенного благочестия, контролировать нравственный уровень студентов.

Вне зависимости от того, по какой системе мы работаем - бо-лонской, немецкой, китайской, аудиторией №1 в духовной семинарии должен оставаться храм.

Вы согласны с утверждением, что раньше студенты больше тянулись к знаниям?

Как говорили древние, Mutantur témpora et nos mutamur in illis (Меняются времена и мы меняемся вместе с ними). Студенты

24

90-х годов XX века были гораздо более грамотные, чем нынешние. Лучше писали сочинения, больше читали. А когда человек много читает, то он интересен сам по себе. Он становится прекрасным рассказчиком, у него яркая образная речь, а значит, он он способен оказывать большее влияние на окружающих.

Я ещё застал удивительных священнослужителей - настоящих народников, великолепных рассказчиков, проповедников. К их числу я бы отнес известных костромичам архимандрита Павла (Груздева) и протоиерея Владимира Пчелкина из Ярославской епархии. Какое удовольствие было с ними общаться. Заслушаешься! Сегодняшние молодые священники так говорить не могут. Даже у лучших проповедников язык изменился. Он стал более техническим, точным, сухим. Но современные студенты, все без исключения, владеют техническими навыками, которые не всегда в состоянии освоить взрослый. За несколько секунд они могут найти любую информацию, на что еще двадцать лет назад потребовались бы дни и даже недели! Сегодня ничего не скроешь. Обо всех событиях немедленно становится известно всем вокруг.

В меньшей степени, чем раньше, сегодня нужны учителя как носители информации, но потребность в пастырях - носителях Духа, неимоверно возросла.

20 лет я уже руковожу духовными школами и много размышляю о тех изменениях, которые происходят с нашими студентами. Да, они сегодня другие. Но стать другим, это не значит стать хуже. Студенты сегодня стали более искушенными в житейских вопросах, менее доверчивыми. С раннего возраста они самостоятельно учатся разбираться на просторах интернета: где ложь и клевета, а где - правда. Это очень ценное качество. Об этом можно много говорить.

Ваши пожелания студентам Костромской духовной школы.

Обучаясь в духовной школе вы всегда должны помнить о той цели, ради которой вы переступили ее порог. Вы должны подготовить себя к священническому служению, стать пастырями, успешными пастырями. Пастырями, которые будут верны Церкви. Церковь в своей жизнедеятельности будет опираться на вас. Всегда помните слова святого апостола Павла из его пастырского послания: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим, 4, 12).

Интервью проводил выпускник Костромской духовной семинарии священник Андрей Вавилов

а

Ts

г

^

оо с*

«

! л сц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.