ВОЗРОЖДЕНИЕ КОСТРОМСКОЙ СЕМИНАРИИ
Интервью с епископом Каскеленским Геннадием, ректором Алма-Атинской духовной семинарии
ПЯТНАДЦАТЬ РЕКТОРСКИХ ЛЕТ (1995-2010)
Ваше Преосвященство, как получилось, что Вы, уроженец Санкт-Петербурга, стали ректором провинциальной Костромской семинарии?
В 1994 году я окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Еще на первом курсе академии я принял священный сан и проходил послушания в храмах Петербурга, как командировочный священник. У меня было несколько бесед с уважаемыми священнослужителями, духовниками. И многие мне советовали: «Ты священник молодой, без семьи. Может тебе стоит отправиться в провинцию, где возрождается церковная жизнь, создаются новые семинарии и ощущается острый недостаток квалифицированных кадров, особенно, с академическим образованием?». Одно время я хотел переехать в Магадан, где в то время управлял епархией епископ Ростислав (Девятов), очень близкий мне человек, ныне митрополит Томский и Асиновский.
В июле месяце я взял отпуск. Неделю жил в Дивеево, а на обратном пути решил заехать в Кострому, где в то время служили несколько моих сокурсников по Ленинградской Духовной Семинарии, в том числе, настоятель Иоанно-Златоустовского храма протоиерей Валерий Бунтеев. В те дни Костромская епархия отмечала своё 250-летие. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Из Нижнего Новгорода я на поезде прибыл в Нерехту. И первое, на что обратил внимание, повсюду расклеены объявления: «Впервые в истории Святейший Патриарх посещает Нерехту!». Я про себя отметил, как хорошо работают в местной епархии.
Я сослужил Святейшему, познакомился с владыкой архи-
19
Епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев), управляющий делами Казахстанского Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви, ректор Алматинской духовной семинарии, кандидат богословия.
Выпуск 1907 года
Г
епископом Александром и... задержался в Костроме на 16 лет. Очень хорошо помню первую встречу с владыкой Александром. Она состоялась в алтаре кафедрального собора за Патриаршим богослужением. Отец Валерий представил меня. Владыка, преподав благословение, посмотрел очень внимательно мне в глаза и произнес: «Батюшка, я прошу Вас, пока Вы со мной серьезно не переговорите, из Костромы никуда не уезжать». Пришлось ожидать окончания визита Патриарха и идти на прием к владыке Александру. Говорили долго. Он рассказал мне, что недавно открыл епархиальное духовное училище, желает преобразовать его в семинарию. Возрожденная духовная школа нуждается в преподавателях.
После некоторого размышления, я решился на переезд. В день Воскресения Словущего, 26 сентября 1994 года, я прибыл в Кострому, сразу попав на престольный праздник нашего замечательного храма на Дебре. Уже с 1 октября вышел на преподавательскую работу. Первоначально приходилось вести одновременно 6-7 дисциплин. Преподавал догматическое богословие, историю Русской Церкви, Ветхий и Новый Завет, гомилетику, историю России. Со временем, после того, как стал ректором, сначала, летом 1995 года, училища, а с 1996 года - семинарии, оставил за собой преподавание истории Русской Церкви и пастырского богословия.
Отдельно хотел бы рассказать о своём монашеском постриге, который окончательно сроднил меня с древним богохранимым Костромским краем. История пострига имеет особое, назидательное значение. Я написал прошение владыке архиепископу уже в октябре того же, 1994 года. Но постриг был назначен на период рождественского поста, 1 января. Владыка Александр долго беседовал со мной и среди других вопросов обсуждал моё новое имя. Он сказал: «Давай поступим следующим образом: ты своей рукой напишешь 12 записок с именами наиболее почитаемых тобою святых. Мы положим их в особый ларец. Перед Феодоров-ской иконой Божией Матери помолимся, и своей рукой ты вытащишь жребий». После некоторой паузы владыка добавил: «Да, и обязательно напиши имя одного костромского святого... Напиши имя преподобного Геннадия». Я в точности исполнил это благословение. Среди выбранных мною святых были: первоверховный апостол Петр, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Последним, сверившись по календарю, я написал имя преподобного Геннадия. Как сейчас помню, ларец держал Дмитрий Степанов, нынешний
благочинный Шарьинского округа. Мне досталось имя Геннадия. Владыка Александр еще не раз будет практиковать такой «именной монашеский жребий» в Костроме, и, практически всегда, будет выпадать имя святого Костромской земли. Так, послушник Авраамиево- Городецкого Чухломского монастыря Дмитрий Кашин в 1999 году получит имя преподобного Ферапонта Монзен-ского. Особое небесное покровительство святых Костромского края тем, кто здесь несет свое церковное послушание, таким образом стало эмпирически подтвержденным фактом.
Вы руководили Костромской семинарией почти 15 лет. Кого из преподавателей, а может даже студентов, Вы запомнили больше всего? Поддерживаете ли Вы сейчас с ними связь?
Костромская Духовная Семинария в конце 90-х годов стала одним из самых значимых проектов в сфере духовного образования для всей центральной России. Большое значение для нас имел визит митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, нынешнего Патриарха Московского и всея Руси в 1997 году, приуроченный к юбилейным торжествам 250-летия нашей духовной школы. В тот год мы подготовили брошюру об истории семинарии, текст которой написал Николай Александрович Зонтиков, а издал её генеральный директор «Костромаэнерго» Юрий Павлович Назаров.
Это были особые годы. Как некогда Николай Михайлович Карамзин открыл читающей публике историю России, так костромичам в 90-х годах открывалась подлинная история родного края.
Стали забываться биографии бесноватых революционеров, именами которых пестрят улицы исторического центра города, и в нашу жизнь возвращались преподобные Геннадий, Макарий, Пахомий, Ферапонт, Паисий ... Важнейшей частью программы возвращения к историческому наследию стало знакомство наших читающих горожан с именами прославленных ректоров и выпускников Костромской Духовной Семинарии. Мы провели немало конференций и круглых столов, в том числе, совместных с Костромским Государственным Университетом, посвященных таким выдающимся костромичам, как: священномученик Нико-дим (Кротков), преподобный Макарий (Глухарев), протоиерей Александр Горский, протоиерей Феодор Голубинский, академики Евгений Голубинский, Николай Покровский, Федор Успенский, маршал Советского Союза А.В. Василевский.
В те годы все, без исключения, от ректора до вахтерши, кто трудились в Костромской Духовной Семинарии, ощущали себя
22
продолжателями традиций славного прошлого и мечтали о том, чтобы общими усилиями,хотя бы отчасти, реализовались те начала, которые были заложены в семинарии дореволюционного периода.
Нам многое удалось. Сегодня несколько сотен выпускников служат в городах и селах России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдавии. Я стараюсь поддерживать связь практически со всеми, по возможности. Во всяком случае, если посещаю ту или иную епархию, то, непременно, встречаюсь с теми из них, которые совершают там свое служение.
В семинарии трудилась и трудится сплоченная корпорация преподавателей. Хотел бы особо поблагодарить выдающегося российского ученого, доктора филологических наук Юрия Владимировича Лебедева, который, несмотря на всю свою занятость, в течение долгих лет находил возможность каждую неделю бывать в нашей духовной школе и читать студентам лекции по истории русской литературы. Есть преподаватели, которые трудятся с первого дня создания духовного училища в Костроме и по настоящее время. Думаю, их нужно отметить особо. Это - протоиерей Валерий Бунтеев, архимандрит Серафим (Фирстов), библиотекарь - Людмила Алексеевна Гладких, подскажите мне, кто еще?
Возрожденная Костромская Духовная Семинария уже понесла некоторые потери. Глубокой скорбью отозвалось в моём сердце известие о смерти протоиерея Вячеслава Шапошникова, клирика Свято-Алексеевской семинарской церкви и бессменного духовника наших студентов (+ 2012 г.), и протоиерея Андрея Ка-зарина (+ 2013г.). У отца Андрея был диплом выпускника семинарии №1. Наверное, есть какая-то логика в том, что он и ушел от нас первым из выпускников.
Вы возглавляете сейчас Алма-Атинскую духовную семинарию. Как Вы относитесь к переходу духовных учебных заведений на т.н. «болонскую систему»?
Получив назначение ректора Алматинской Духовной Семинарии в июле 2010 года, (а нужно сказать, что это уже вторая семинария, которую мы открываем с владыкой митрополитом Александром), я столкнулся с рядом трудностей, которых не было в Костроме. Здесь, в Казахстане, своё законодательство о религии, которое радикально отличается от российского законодательства. Запрещено совершение богослужений и обрядов во всех государственных учреждениях. Вся религиозная литература, в том числе богословские программы и учебники, проходят религиоведческую экспертизу в органах власти.
23
Большие трудности создает продолжающийся отток русского населения из страны. В своей учебной деятельности мы руководствуемся не только программами и рекомендациями учебного комитета Русской Православной Церкви, но и государственным стандартом для духовных учебных заведений, принятых Министерством образования Республики Казахстан, который, в частности, предполагает изучение казахского языка, истории Казахстана и ряда других предметов.
Замечательно, что едва прибыв в Казахстан, я сразу же ощутил связь Костромской и Алма-Атинской духовных школ. 10 октября 2010 года я был посвящен в сан епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии, и первым рукоположением, которое мне пришлось совершить, стало посвящение выпускника Костромской Духовной Семинарии, а ныне проректора Алматин-ской Духовной Семинарии, священника Иоанна Ливинского. Это было удивительным стечением обстоятельств. Я не выбирал это рукоположение, оно планировалось ещё за несколько месяцев. На сегодняшний день в семинарии преподают 6 выпускников Костромской духовной школы.
Что касается перехода духовных школ нашей Церкви на «бо-лонскую систему», то это большой и отдельный вопрос. Мне кажется, что болонская система имеет как плюсы, так и минусы. Намерение встроить теологические учебные заведения нашей Церкви в европейскую образовательную систему поможет нам добиться определенного влияния на формирование подходов в образовании и воспитании в светской среде. Общество постепенно отходит от стереотипов, навязанных ему еще в советский период: признает, что теология является серьезной и важной дисциплиной гуманитарного направления. Это способствует развитию миссионерской деятельности и духовно-нравственного просвещения в высшей и средней школах. Но нам не следует забывать, что цель семинарий - подготовка не столько теологов, сколько практикующих пастырей. Поэтому, в духовной семинарии необходимо всеми мерами поддерживать дух молитвенного благочестия, контролировать нравственный уровень студентов.
Вне зависимости от того, по какой системе мы работаем - бо-лонской, немецкой, китайской, аудиторией №1 в духовной семинарии должен оставаться храм.
Вы согласны с утверждением, что раньше студенты больше тянулись к знаниям?
Как говорили древние, Mutantur témpora et nos mutamur in illis (Меняются времена и мы меняемся вместе с ними). Студенты
24
90-х годов XX века были гораздо более грамотные, чем нынешние. Лучше писали сочинения, больше читали. А когда человек много читает, то он интересен сам по себе. Он становится прекрасным рассказчиком, у него яркая образная речь, а значит, он он способен оказывать большее влияние на окружающих.
Я ещё застал удивительных священнослужителей - настоящих народников, великолепных рассказчиков, проповедников. К их числу я бы отнес известных костромичам архимандрита Павла (Груздева) и протоиерея Владимира Пчелкина из Ярославской епархии. Какое удовольствие было с ними общаться. Заслушаешься! Сегодняшние молодые священники так говорить не могут. Даже у лучших проповедников язык изменился. Он стал более техническим, точным, сухим. Но современные студенты, все без исключения, владеют техническими навыками, которые не всегда в состоянии освоить взрослый. За несколько секунд они могут найти любую информацию, на что еще двадцать лет назад потребовались бы дни и даже недели! Сегодня ничего не скроешь. Обо всех событиях немедленно становится известно всем вокруг.
В меньшей степени, чем раньше, сегодня нужны учителя как носители информации, но потребность в пастырях - носителях Духа, неимоверно возросла.
20 лет я уже руковожу духовными школами и много размышляю о тех изменениях, которые происходят с нашими студентами. Да, они сегодня другие. Но стать другим, это не значит стать хуже. Студенты сегодня стали более искушенными в житейских вопросах, менее доверчивыми. С раннего возраста они самостоятельно учатся разбираться на просторах интернета: где ложь и клевета, а где - правда. Это очень ценное качество. Об этом можно много говорить.
Ваши пожелания студентам Костромской духовной школы.
Обучаясь в духовной школе вы всегда должны помнить о той цели, ради которой вы переступили ее порог. Вы должны подготовить себя к священническому служению, стать пастырями, успешными пастырями. Пастырями, которые будут верны Церкви. Церковь в своей жизнедеятельности будет опираться на вас. Всегда помните слова святого апостола Павла из его пастырского послания: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим, 4, 12).
Интервью проводил выпускник Костромской духовной семинарии священник Андрей Вавилов
а
Ts
г
^
оо с*
«
! л сц