Научная статья на тему 'Роль дресс-кода в формировании имиджа учебного заведения'

Роль дресс-кода в формировании имиджа учебного заведения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
332
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гуняшева Е. Н.

Тенденции постмодернизма оказывают влияние на массовое сознание. Целью нового поколения постмодерна становится потребление и предпочтение отдается имиджу продуктов. Вузы на рынке виртуальной продукции должны учиться продавать свои продукты с учетом новых реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дресс-кода в формировании имиджа учебного заведения»

РОЛЬ ДРЕСС-КОДА В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

© Гуняшева Е.Н.

Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород

Тенденции постмодернизма оказывают влияние на массовое сознание. Целью нового поколения постмодерна становится потребление и предпочтение отдается имиджу продуктов. Вузы на рынке виртуальной продукции должны учиться продавать свои продукты с учетом новых реалий.

Реальность и жизненный мир стали «постмодерными» [9, С. 204]. Интеллектуальное течение постмодернизма представляет собой новое мировоззрение, проявляющееся как тенденция в литературе, искусстве, науке, философии, социологии. Тенденции постмодернизма оказывают значительное влияние на массовое сознание и сами подпитываются сдвигами в мировоззрении широких народных масс [8, С. 27].

Исследователи культуры общества постмодерна отмечают, что целью нового поколения становится потребление, в том числе потребление торговых марок как чувственных образов. В обществе постмодерна потребление - это, прежде всего потребление символов, а не инструментальная деятельность. Меняется представление о ценности, стоимости вещи. Ее ценность конструируется с помощью смыслов, представляемых вещами. Потребители проявляют тенденцию отдавать предпочтение имиджу продуктов и известности торговых марок [8, С. 28].

Жан Бодрийяр: «Чтобы стать объектом потребления, вещь должна сделаться знаком, то есть чем-то внеположным тому отношению, которое она отныне лишь обозначает, — а стало быть, произвольным, не образующим связной системы с данным конкретным отношением, но обретающим связность, то есть смысл, в своей абстрактно-систематической соотнесенности со всеми другими вещами-знаками. Именно тогда она начинает «персонализироваться», включаться в серию и т.д. - то есть потребляться - не в материальности своей, а в своем отличии» [2, С. 215].

Существенным фактором для становления и развития постмодернистских тенденций являются преобразования в производственной сфере, которые описываются теорией постиндустриального общества.

Одним из основных признаков постиндустриального общества является переход в сфере экономики от производства товаров к производству услуг [1, С. 60-70]. Сфера обслуживания содержит огромное множество

услуг - от внутренних до научных исследований и науки. Основное развитие будет проходить в сфере государственных услуг [12].

Филипп Котлер, профессор маркетинга Северо-Западного университета США причисляет вузы, школы, колледжи наряду с больницами, почтой, полицией, судами и т.д., к отрасли сферы услуг. Он определяет услуги как любые мероприятия или выгоды, которые одна сторона может предложить другой и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо [10, С. 603-604].

Рыночные реформы конца XX века значительно усложнили жизнь российской высшей школы: теперь не только абитуриенты соревнуются между собой, пытаясь попасть в желанный вуз, вынуждены конкурировать и сами вузы, сражаясь за абитуриента [5].

Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с нарастанием конкуренции в сфере услуг, обострением проблемы выбора, вставшей перед людьми (выбора товаров, услуг и руководителей). Коз-ловски П. отмечает, что стандартные продукты, имеющие нейтральный фасон, форму и пр., сегодня больше не пользуются спросом. В экономике постиндустриального общества особая роль отдается символической, эстетической и психологической составляющим общей стоимости товара. Особое внимание начинает уделяться красоте технического изделия, которая состоит не просто в целесообразности, но в том, как данная вещь «входит в человеческое бытие» [7].

Чтобы продать товар, услугу, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма, общественная организация или университет должны создать себе целесообразный, адекватный имидж, он совершенно необходим для любого вида социальной деятельности [13, С. 65].

Вузы на рынке виртуальной продукции тоже должны учиться продавать свои продукты с учетом новых реалий.

Современный российский вуз, особенно негосударственный, находится в постоянном поиске стратегий усиления собственного положения на рынке образовательных услуг. Одной из наиболее эффективных стратегий достижения данной цели может выступать целенаправленное построение позитивного имиджа вуза [5].

Имидж организации определяется совокупностью характеристик, дающих представление о её деятельности. Существуют базовые характеристики, присущие любому типу организаций и предприятий и интерпретируемые в зависимости от их специфики. Для имиджа важна не сама характеристика, а то представление, которое можно создать о ней профессиональными средствами и которое обеспечит организации позитивный имидж. В неранжированном виде (поскольку ранжирование зависит от специфики организации) эти характеристики можно представить следующим образом:

1. Образ руководителя организации, который выстраивается на основе представления о его способностях, ценностных ориентациях, социальнопсихологических характеристиках, а также о его внешних данных.

2. Образ персонала, который отражает психофизиологические и социальные данные, культуру, профессиональную компетентность, визуально-аудиальные особенности и т.д.

3. Социальный имидж организации, строящийся на основе представлений общественности об организации, о её роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества.

4. Имидж продукции или услуг, предлагаемых организацией своим потребителям и клиентам.

5. Деловая культура организации, социально-психологический климат, создающие мощный потенциал для формирования позитивного имиджа.

6. Корпоративный дизайн, фирменный стиль, визуальный имидж организации.

7. Бизнес-имидж как характеристика деловой активности организации, включающая деловую репутацию, конкурентоспособность, инновационный потенциал, надёжность для потребителей [13, С. 319].

Таким образом, согласно представленной классификации мы можем представить имидж вуза, как совокупность множества элементов. Мнение о каждом, в свою очередь, оказывает влияние на формирование имиджа организации в целом.

Серьезным элементом в структуре имиджа вуза является визуальный имидж. Это представления об организации, субстратом которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию об элементах фирменного стиля организации [3].

Внешний облик преподавательского состава, сотрудников вуза является одним из компонентов визуального имиджа вуза. И, так как данный компонент наиболее открыт для наблюдения и не требует для своего опознания длительного времени, он является одним из факторов формирования позитивного имиджа каждого конкретного преподавателя и вуза в целом.

Позитивный индивидуальный имидж преподавателя - это гармоничная совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных и профессиональных качеств педагога, не только его профессиональные навыки, но и умение расположить к себе аудиторию, коллег, руководителей. Информация, которую преподаватель доносит до слушателей, воспринимается ими, как правило, в единстве с информацией, передаваемой внешним обликом. Внешний вид преподавателя в значительной мере влияет на студента, это влияние носит, в основном, опосредованный характер. Следовательно, при его эффективном использовании возможно повышение качества образовательного процесса.

Гофман И. относит внешний вид к знаковым сигналам, составляющим личный передний план (или «представительский фронт» - это стандартный набор выразительных приемов и инструментов, выработанных индивидом во время контакта с конкретным множеством зрителей). Данные знаковые сигналы говоря нам о социальных переменных состояниях исполнителя; о том, занят ли он официальной общественной деятельностью, или предается неофициальным развлечениям и т.п. [4, С. 56-54]. Одежда -неотъемлемый элемент внешнего вида и, следовательно, является знаковым сигналом, который передает информацию о том, кто ее носит. Значит, в создании положительного имиджа преподавателя важную роль может сыграть корпоративный дресс-код.

Дресс-код - новое понятие, поэтому в русском языке пока не сформировано его точного определения. Дресс-код - это не просто одежда. Это определенный символ (вернее, закодированное сообщение), направленный на то, чтобы получить реакцию людей. В данной статье термин дресс-код используется в значении корпоративный дресс-код, - это требования к одежде сотрудников какого-либо учреждения [6]. Дресс-код выступает в качестве одного из приемов внутренней идентификации организации. Идентификация - это способ соотносить себя с «иным», важна для эффективного формирования имиджа. Он поможет соединить разобщенных сотрудников вуза в одно единое целое - исполнительную команду». Будет поддерживать внутренний баланс, сформирует единство целей и норм корпоративной культуры, создаст корпоративный дух, ощущение силы ощущение комфортности и надёжности у членов организации [13, С. 318-327]. Следовательно, будет способствовать усилению впечатления общности людей в достижении единой цели - предоставление качественных образовательных услуг.

В каждом конкретном случае подход к корпоративному дресс-коду индивидуален, но существуют и универсальные требования дресс-кода, принятые людьми различных сфер деятельности.

Создать впечатление человека - профессионала, цельного и дисциплинированного, уверенного в себе и корректного, как ни какой другой позволяет классический стиль одежды. Вероятно, поэтому на его основе формируется корпоративный дресс-код. Основу данного стиля составляют костюмы строгого покроя и расцветок, минимум аксессуаров.

Одежда и аксессуары данного стиля должны отвечать нескольким базовым правилам. Стиль одежды должен соответствовать контексту и не диссонировать ни с ситуацией, ни с принятыми в конкретной социальной группе нормами. В композиции костюма все элементы, такие как форма, пропорции, пластика частей, должны быть гармонично сбалансированы. Кроме того, особое внимание следует уделить цвету, как наиболее действенному компоненту визуального восприятия. Рекомендуется, чтобы в

одежде было представлено не более трех цветов, они должны быть спокойными и уравновешенными [11, С. 409-411].

Идея о введении дресс-кода для сотрудников вуза вызывает противоречивые реакции. Однако, вне всякого сомнения, дресс-код служит дисциплинирующим фактором и способен оказывать сдерживающее влияние на поведение сотрудников. Что, в итоге, окажет положительное влияние на имидж вуза в целом.

Список литературы:

1. Араб-Оглы Э. Взгляд из XXI века. Рецензия на книгу: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: «Academia», 1999 // «Свободная мысль-XXI», 2000. - С. 60-70.

2. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: «РУДОМИНО» 2001. - 219 с.

3. Васюков И. Л., Волков А.Н. Деловая репутация и имидж вуза как условие и результат качественного образования// Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки» 2005 №2 (14), ISBN 5-9296-0242-5, режим доступа:/ www.ncstu.ru

4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2000.

5. Дагаева Е. Управление имиджем вуза // Управление персоналом. -2005. - №3, режим доступа:/ www.top-personal.ru.

6. Дресс-код по профессии. Интернет-издание «Работа+Карьера». Режим доступа: /www.jobs.ua.

7. Емелин В.А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна. Режим доступа:/ www/emeline.narod.ru.

8. Ильин В.Н. Поведение потребителей: Краткий курс. - СПб.: «Питер», 2000. - 224 с.

9. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: «Интрада», 1996. - 255 с.

10. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: «Ростинтэр», 1996. - 704 с.

11. Мода и стиль: Современная энциклопедия Аванта+. / Глав. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2002. - 480 с.

12. Социология: Энциклопедия. Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

13. Шепель В.М. Имиджелогия. - Ростов/Д.: «Феникс», 2005. - 473 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.