Научная статья на тему 'РОЛЬ ДПО В РАЗВИТИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ДПО В РАЗВИТИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / ФГОС / профессиональные стандарты / стандарты WorldSkills / независимая оценка квалификаций / дистанционные технологии / наставничество / continuing education / FSES / professional standards / WorldSkills standards / independent assessment of qualifications / distance technologies / mentoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панов Николай Александрович

В статье рассматривается роль дополнительного профессионального образования в решении задач, стоящих перед системой среднего профессионального образования. Приводятся данные по мониторингу потребностей педагогических работников профессиональных образовательных учреждений в формах и траекториях повышения профессиональной квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панов Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of APE in the development of personnel potential of vocational education system

The article considers the role of additional vocational education in solving the problems facing the system of secondary vocational education. Data on monitoring the needs of teachers of professional educational institutions in the forms and trajectories of professional development are provided.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДПО В РАЗВИТИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ü

УДК 377.4 ГРНТИ 14.37.27

РОЛЬ ДПО В РАЗВИТИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Мацалада орта кэшпик бшм беру жYЙесшщ алдында т^рган мiндеттердi шешудегi цосымша кэсштж бiлiм берудщ рeлi царастырылады. Кэшпик бiлiм беру мекемелершщ педагог цызметкерлершщ кэсiби бiлiктiлiктi арттыру нысандары мен траекто-рияларындагы цажеттшктершщ мониторингi бой-ынша деректер келтiрiледi.

Аннотация

В статье рассматривается роль дополнительного профессионального образования в решении задач, стоящих перед системой среднего профессионального образования. Приводятся данные по мониторингу потребностей педагогических работников профессиональных образовательных учреждений в öh формах и траекториях повышения профессиональ-к ной квалификации.

о Annotation

го

The article considers the role of additional vocational ° education in solving the problems facing the system of S secondary vocational education. Data on monitoring § the needs of teachers of professional educational ^ institutions in the forms and trajectories of professional

Uh

g development are provided.

23 октября 2020 года на заседании Коллегии Мини-

о стерства просвещения был представлен проект Стра-

§ тегии развития системы среднего профессионально-

н го образования (далее СПО) Российской Федерации

^ на период до 2030 года [1].Стратегия включает пять

w приоритетных направлений, которые должны обе-

^ спечить выполнение главной задачи федерального

§ проекта «Молодые профессионалы» [2] - модерниза-

о ция профессионального образования в нашей стра-

s не. Одним из этих направлений является повышение

О

Панов Н.А.,

кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Россия

Нег1зг1 свздер: Yздiксiз бшм беру, ГЭФ, кэаби стандарт-тар, WorldSkills стандартта-ры, бiлiктiлiктi тэуелаз бага-лау, Цашыцтъщтан оцыту технологиялары, тэлiмгерлiк.

Ключевые слова: непрерывное образование, ФГОС, профессиональные стандарты, стандарты WorldSkills, независимая оценка квалификаций, дистанционные технологии, наставничество.

Keywords: continuing education, FSES, professional standards, WorldSkills standards, independent assessment of qualifications, distance technologies, mentoring.

квалификации руководящего и преподавательского состава системы среднего профессионального образования (далее СПО), которое должна обеспечить система дополнительного профессионального образования (ДПО).

Сфера ДПО ориентирована на тесную связь с потребностями региональной экономики в профессиональных кадрах и на удовлетворение потребностей личности. Дополнительному профессиональному образованию принадлежит важная роль в развитии современного российского общества, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют профессиональной переориентации граждан, овладения новых знаний и специальностей. ДПО призвано помочь личности адекватно ориентироваться в новой социально-экономической и политической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей. Всё это обуславливает необходимость разработки и совершенствования региональной модели системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров, которая осуществлялась в Санкт-Петербурге в рамках приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» (далее - проект ТОП-50) в период с 2017 по 2020 годы.

Педагог - ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретного студента зависит от профессиональной квалификации преподавателя и мастера производственного обучения (далее ПО). Сегодня педагог СПО должен быть инноватором, он должен принять, что:

• постоянно в связи с требованиями рынка труда будет изменяться перечень профессий СПО, а с ним и требования федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), профессиональных стандартов, стандартов WorldSkШs и, следовательно, образовательные программы;

• непрерывно будет совершенствоваться процедура оценки результатов образовательной деятельности с учетом различных моделей независимой оценки квалификаций выпускников и внедрения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;

• общественно-деловые объединения и представители работодателей будут активно вовлечены в управлении профессиональными образовательными организациями, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления и участие в обновлении образовательных программ;

• новой реальностью становится цифровая образовательная среда, которая создаёт неограниченные возможности для внедрения электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, педагог СПО сегодня должен не только обучать, но, в первую очередь, создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих студентов. Он должен владеть навыками педагогической самодиагностики, уметь направленно профессионально развиваться, совершать свой личный выбор и нести за него ответственность.

«Процесс обучения и воспитания в системе профессионального образования необходимо строить на основе современных достижений науки и техники, технологий с целью получения знаний и формирования умений, а также формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций человека постиндустриального и информационного общества, личностной самореализации в развитии общества в целом» [3, с. 48].

В связи с этим, значение непрерывного повышения квалификации педагогических кадров трудно переоценить. Однако при этом возникает целый ряд вопросов. Какие программы востребованы наибольшим об-

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

и

разом, как учесть имеющийся профессиональный опыт педагогических работников и требования действующих нормативных документов, какая форма дополнительного профессионального образования будет наиболее эффективной?

Для ответа на эти вопросы кафедра профессионального образования СПб АППО на основе разработанной региональной модели непрерывного обучения педагогических кадров для системы СПО ежегодно, начиная с 2017 года, проводит мониторинг потребностей педагогических работников профессиональных образовательных учреждений (далее ПОУ) в формах и траекториях повышения профессиональной квалификации, в котором участвуют учреждения,

подведомственные Комитету по образованию Санкт-Петербурга.

Так, в мониторинге 2020 года приняли участие все 48 ПОУ, подведомственные Комитету по образованию. Представлены данные по 2030 преподавателям и 847 мастерам ПО, в которых отражены ответы на 55 вопросов, касающихся базового образования, профессионального опыта, пройденных курсов повышения квалификации, желаемой траектории дальнейшего профессионального роста и других. Мониторинг 2020 года оказался наиболее представительным по сравнению с мониторин-гами 2017, 2018 и 2019 годов (Таблица 1. Участие представителей ПОУ в монито-рингах).

Год проведения Преподаватели Мастера ПО Вся: о

2017 1744 334 2 573

2015 1352 326 2 673

201? 1373 333 2 716

2020 2030 347 2 377

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

Цель мониторинга заключается в следующем:

• в проведении анализа соответствия образования и квалификации педагогических кадров ПОУ требованиям ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, соответствующим современным стандартам и передовым технологиям (ФГОС по ТОП-50 и стандарты WorldSkШs);

• в выявлении реальных потребностей в формах и траекториях получения профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО.

Результаты мониторингов выявили, в частности, следующее закономерности.

Доля мастеров ПО и преподавателей, имеющих профильное базовое образование, составляет 77% и 79% соответственно. Доля мастеров ПО и преподавателей, имеющих педагогическое образование, 9

составляет соответственно 25% и 58% (Диаграмма 1. Доля педагогов, имеющих базовое образование по профилю преподаваемых дисциплин и по педагогике). Это объясняется привлечением высококвалифицированных специалистов-практиков из реальных секторов экономики в педагогичес-

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

77%

58%

1СП/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1

Мастера ПО I Преподавател

По профилю преподаваемых дисциплин

По

педагогике

кую деятельность, что чрезвычайно важно для овладения студентами современных технологий. Но это делает необходимым разработку и реализацию именно для таких специалистов дополнительных профессиональных программ психолого-педагогического направления.

На основании полученной информации на кафедре профессионального образования были разработаны и реализованы:

• программа профессиональной переподготовки «Педагогика профессионального образования»;

• программы повышения квалификации «Методическое сопровождение современных ФГОС СПО», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в профессиональном образовательном учреждении», «Методика разработки программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования», «Методические аспекты развития предпринимательских компетенций обучающихся» и другие.

При этом учитывались не только требования федерального проекта «Молодые профессионалы» [2], но и опыт, полученный преподавателями кафедры в ходе реализации международного российско-австрийского проекта «Развитие предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Вены» [4].

Полученные и усовершенствованные в ходе обучения компетенции позволили слушателям успешно решать следующие задачи профессиональной деятельности:

• по определению психолого-педагогических подходов к процессу подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена для отраслей экономики;

• по организации учебной и учебно-про-

изводственной деятельности студентов при освоении программ СПО;

• по организации учебно-воспитательной деятельности студентов для развития профессионально важных и значимых качеств личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Как показали результаты мониторинга, в 2020 году значительно увеличилось количество педагогических кадров, прошедших повышение квалификации в Базовом центре Академии WorldSkШs России (Диаграмма 2. Повышение квалификации педагогов в Базовом центре Академии WorldSkills России). Так, 284 человека (121 мастер ПО и 163 преподавателя) прошли базовое обучение с

получением удостоверения о повышении квалификации. 207 человек (106 мастеров ПО и 101 преподаватель) прошли повышение квалификации и получили статус эксперта для проведения демонстрационного экзамена. 233 человека (131 мастер ПО и 102 преподавателя) прошли повышение квалификации и получили статус эксперта для проведения регионального чемпионата. Эти данные свидетельствуют о готовности ПОУ Санкт-Петербурга к широкому внедрению демонстрационного экзамена как формы государственной итоговой аттестации и участию в профессиональных конкурсах по модели Ворлдскилс России, что является одним из важнейших результатов федерального проекта «Молодые профессионалы» [2].

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

Отдельно следует отметить повышение квалификации педагогов колледжей Санкт-Петербурга по применению новых методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования на предметных кафедрах института общего образования СПб АППО.

Результаты мониторинга ежегодно доводятся до сведения руководителей ПОУ, что даёт возможность руководству тщательно проанализировать соответствие требований ФГОС по ТОП-50 к своим педагогическим кадрам, обосновано выявить потребности в обучении по программам ДПО и принять соответствующие управленческие решения.

Важную роль в совершенствовании системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров для системы СПО Санкт-Петербурга выполня-^ ют и другие мероприятия, такие, как: § • организация сетевого взаимодействия « между образовательными учреждениями, ^ работодателями и другими участниками об-« разовательного процесса [4]; 3 • разработка типовых форм норматив-м но-правовых документов и методических о рекомендаций по реализации сетевых с форм образовательных программ дополни-§ тельного профессионального образования; и • разработка механизма учета резуль-^ татов неформального обучения педагогов § в модели непрерывного профессионально-« го развития педагогических кадров СПО и ^ апробация его на базе ресурсных центров ^ подготовки специалистов; « • внедрение программ повышения квалификации и переподготовки педагогичес-

о ких кадров для системы СПО с применении

о ем дистанционных технологий.

Последнее из перечисленных меропри-

ятий оказывается особенно актуальным с учетом сложившейся в настоящее время ситуации с распространением коронавирус-ной инфекции.

Как показали результаты анкетирования ПОУ Санкт-Петербурга, проведенного кафедрой профессионального образования СПб АППО в апреле 2020 года через две недели после введения режима самоизоляции и перехода на дистанционное обучение, [5] (Диаграмма 3. Потребности педагогов в повышении квалификации по дистанционному обучению), для абсолютного боль-

шинства педагогов (90%) потребовалась организация дополнительного обучения в различных формах:

• консультирование специалистом — для большинства педагогов (74% учреждений СПО);

• специализированные семинары -практикумы для других педагогов (14% учреждений СПО);

• углублённые курсы повышения квалификации для менее подготовленных педагогов (2% учреждений СПО).

Особое место в совершенствовании системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров для системы СПО отводится вопросам наставничества и работы с молодыми педагогами. Учитывая специфику деятельности ПОУ к категории «молодых педагогов» относятся:

• молодые специалисты после окончания учебного заведения;

И

• педагоги из других образовательных учреждений (ВУЗ, школа, колледж);

• педагоги, имеющие перерыв в педагогической деятельности;

• специалисты, пришедшие в ПОУ с производства.

Для каждой из перечисленных категорий педагогов определяется индивидуальная траектория повышения квалификации с учетом различных форм наставничества.

Таким образом, очевидно, что региональная модель системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров позволяет не только обеспечить повышение квалификации руководящих и педагогических работников системы СПО, но и способствует деятельности педагогов в других направлениях Стратегии развития системы СПО [1]:

• обновление содержания и технологий

профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников, развитием технологий;

• формирование нового ландшафта сети СПО, обеспечивающего гармонизацию профессионального образования и обучения с требованиями рынка труда;

• развитие профессиональных соревнований в системе СПО для повышения эффективности образовательной деятельности.

Оценку эффективности разработанной модели позволяют сделать обобщенные данные по основным результатам мониторинга реализации проекта «Рабочие кадры для передовых технологий», представленные в табл. 2. (Таблица 2. Критерии эффективности реализации приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий»).

№ ц-'п

На нл!ан ое а вне пака ;ателя

студентов- ОЧЕОК фор![Ь[

обуннкя. приняты*. КЭ обртЕКНа по пригра[1Н1[ СПО по

профгоэио: Ьгаюшосш нз перАя ТОП-50 (чес.)

Чнагенноса ЕъспунгкнЕЭБ ПОУ. рг-эпнуую щкх приграины СПО. продзкм-мтрЕроЕаЕшо; догайь

подготовке. ^оствегаБ^тощнЁ пждартаы Волд:еклл: за год!'

Кшвгнсгво профгсскЁ н спгцЕапБЕОгтгн. ко который о-ЗгИестнагтот покготот б ■:ОДТЕ^Т "ЕН1 ■: >:-:еьр[ ФГОС СПО {т.;

Кошснстео ПОУ. осупкствшоощих ПОДГОТОВКУ ПО ЕОБЬО[ ФГОС СПО (ни.)

КОЛЕЧ5-ЛЕО БЪШуСЕЕЕЕОБ ПОУ.

рг-апкзую щк* прогр=1а[ьс СПО.

прэиЕдшкх д-акжстргцкоЕкыЁ зшНи за год)

Доля рг'ЕОБОДЕТЭНЕ У. № ДЖГвГ-ШЩНХ работников ПОУ. прош-гдшкк. обуч-акЕа по ДПП по вопроса: подготовке кадров по нао&оп-г-г фсфебонныи. ЕОБЬШ Е п-?ра:5ЕТЕВ-:Е0[ проф5~ЕЯ1[ Е

сЛвцзиждостш СПО. Е общэс тасле руководят жж к зкджчнпк^в работников образоЕатглькьт оргакЕзацкЁ. о:уие-:тЕтсощю; подготовку по еобьш ФГОССПО(%)

КОЯЕЧ5СТЕО П-=КгГОГКЧ-5-:ЕН* рабоТЕЕКОБ

ПОУ. програаЕны СПО. проиЕдш;^ подготовку К1К эка:2рты чыйповыцв ;<Моподьн цю^ксюшш уВслц-1 КЕПП-: К>:сн|ф:»(чел.)_

8. Клкгспо ^акш схспны чаэпткоЕатоь яЫооодае профкстя^ы

_|'Вопд-1 пол:; .->.' Ч-31. ггд)_

Ппанйвые показ-ателв

3017 3013 301? 3030

1746

130

11

100

35

50

3114

150

31

39

150

50

70

300

3340 3340

170 330

26 21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 37

350 350

75 100

30 100

330 360

Фактическое вьш 1ПН ен в е

3017 3013 301? 3030

1745

371

37

3(5

100

56

34

130

3310 4537 4730

496 393 1349

49 61 73

33 41 41

173 337 430

63 34 100

40 115 333

309 334 4Ю4

К <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

ü

s

к <

«

О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

W

s

U ©

О

и

о -

©

Все руководители и педагогические работники ПОУ успешно прошли обучение по программам подготовки кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.

С каждым годом в Санкт-Петербурге увеличивается количество ПОУ, осуществляющих подготовку по новым ФГОС СПО. В 2017 году их было 36, в 2020 году - 41.

Численность студентов очной формы обучения, принятых на обучение по программам СПО по профессиям/специальностям из перечня ТОП-50, увеличилась с 1745 человек в 2017 году до 4720 человек в 2020 году, что значительно превышает плановый показатель 2340 человек.

Количество профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка в соответствии с новыми ФГОС СПО увеличилось с 37 до 78.

За истекший период возросла и численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы СПО, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkШs Россия, от 371 человек в 2017 году до 1349 человек в 2020 году.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Россия получает всё более широкое распространение. В 2017 году его успешно сдали 100 человек, а к 2020 году их численность возросла до 420 человек.

Количество педагогических работников ПОУ, прошедших подготовку как эксперты чемпионатов «Молодые профессионалы (WorldSkills Россия)» увеличилось с 24 до 233 человек, а самих студентов - участников чемпионатов возросло со 130 до 404 человек.

Таким образом, система ДПО способствует созданию конкурентоспособной системы СПО, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современ-

ными стандартами и передовыми технологиями по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Проект Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2030года, - https:// edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (дата обращения: 06.06.2021)

2.Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение качества профессионального образования) - http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_319308/ (дата обращения: 10.06.2021)

3.Ронжина Н.В. Профессиональная педагогика: теория, методология, практика: монография / Н.В. Ронжина; под науч. ред. Г.М. Романцева. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2019. - 138 с.

4.Муравкина Ю.В., Павлючок М.А. Сетевое взаимодействие в рамках реализации проектной деятельности / Ю.В. Муравкина, М.А. Павлючок // Академический вестник. Выпуск 1 (47).- СПб.: СПб АППО, 2020. -С. 56-59.

5.Панов Н.А. Анализ деятельности ПОУ Санкт-Петербурга при переходе на режим электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий / Н.А. Панов // Тенденции развития современной педагогической науки. Материалы всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования. - СПб.: СПб АППО, 2020. -С.49-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.